Рыбный Мурман. 1988 г. Сентябрь.
8 Заметки журналиста ■ > Сегодня мы заканчиваем публикацию ма- териалоо Инны Березюк, побывззшей на судостроительной верфи в Штральзунде (ГДР). В своих первых двух заметках наш специальный корреспондент раскрыла не которые причины того, почему поступаю щие из новостроя рыболозные траулеры не отвечают запросам сегодняшнего дня. (а знаю его еще с тех пор, как он был вторым помощни ком капитана Н. И. Гуцкало- ва) обостренное чувство спра ведливости. кристальная чест ность даже в пустячных во просах. А еще — стремление все до мелочеИ сделать само му, не «отфутболивая» чело века к другим начальникам. Думается, он даже не знает ставшую ныне очень популяр ной Фразу «Ну, это твои трудности». Большие груст ные глаза Тариела Джемало вича всегда полны внимания к собеседнику, сочувствия, и ваши трудности обязательно становятся и его трудностя ми. Я не касаюсь чисто судо- одна. И — не удивляйтесь — на вечерний чай на стол на крывается 14 (!) наименова ний блюд. Тут и салаты-ви- иегреты, и сало по-домашне му, и пирожное, и печенье, и горячие булочки, и... В об щем, изобилие. С точки зрения экономии продуктов такая «политика» Нины Николаевны заслужи вает самого горячего одобре ния. Водь все это изобилие из недорогих продуктов, все сытно и питательно. Зато экономия потом обернется дополнительными свежими овощами и фруктами. О том, как воспринимает такую благодать экипаж, луч ше всего высказались два .моряка, которые были на судне только в период его пе регона: «Эти дни будут для нас ярким воспоминанием праздника > и еще: «Ну и ну! Каждый день словно день катным парнем, умницей. Вторым механиком Юрием Ильичем Пиройко, грамотным д , специалистом, честным до не примиримости человеком. Хороших людей всегда больше, чем плохих. И тем прекрасна жизнь. Прекрасна потому, что в каждый ее период, даже та кой страшный, как 30-е годы, всегда были гордые и чест ные люди. 14 ноября Александру Ко сареву исполнилось бы 85 лет. Если бы он и такие, как он, жили все эти годы, воз можно, не потребовалась бы сегодня коренная перестрой ка в стране. Вспомним: Алек сандр Косарев переписывался с М. Горьким, по совету Ко сарева Н. Островский напи сал «Как закалялась сталь». Он встречался с антифашис тами в Германии. Призывал молодежь зани- Ш ПРНННШЮТ ШРОХОЛЫ Пусть только у читателя не создастся впечатление, что все неприглядные вещи, о ко торых мы говорим, сотворе ны руками работников верфи. Повторюсь: они действовали строго по проекту, уж в чем- чем, а в этом немцы педан тичны. Другое дело, что на ши судовые специалисты хо тели по ходу строительства исправить нелепости, имею щие место в проекте. Но им никто из высоких руководи телей не хотел помогать. В этом весь смысл «пустого места» комнаба. Из-за этого судовые специалисты и во время приемки, и после вы хода судна ходили с красны ми от бессонницы глазами, измотанные, измочаленные. В Ш гральзунд приезжал главный инженер Мурманско го тралового флота Ю. И. Коношенко, от которого зави село многое в решении проб лем. Но Юрию Ивановичу удалось договориться с ру ководством верфи о переобо рудовании рыбофабрик «Мо- онзундов», лишь начиная с МА-1810. Значит, еще три судна ждет судьба МА-1806 «Александр Косарев», то есть при постройке рыбофабрику заполняют новым (старого об разца) оборудованием с по следующим срезанием его и установкой БААДЕР овс ких линий. Ох и дорогое же это удовольствие! Ну а поскольку «Алек сандр Косарев» не попал в счастливое время, более того, он — первый, где появится прекрасное оборудование, то и пришлось капитану В. М. Булатову вести оживленную переписку с начальником флота Г. В. Тишковым, при шлось судну специально за ходить в ФРГ , чтобы оконча тельно решить, вопросы раз мещения линий на месте тех, которые предстояло демонти ровать в Мурманске. Конечно,“ В. М. Булатов — опытный капитан, дальновид ный хозяйственник. Ему не привыкать браться за новое дело, достаточно напомнить, что в 1986 году, когда толь ко-только качали вводить со кращение экипажей, самым первым в рейс ушел коллек тив БАТ «Маршал Якубов ский» во главе с Вячеславом Михайловичем. Без семнад цати моряков. И сейчас супертраулер, размерами больший, чем са мый большой транспорт, но вооруженный техникой вче рашнего дня. вручен В. М. Булатову. Не позавидуешь такому «подарочку»! Бесспор но. со временем все наладит ся: будет новое оборудование и новые приборы, наверное, когда-то решится проблема новой технологии, литогра фии (пока стоит этикетиро вочная машина), сплотится экипаж. Но когда все это бу 23сентября 1988года дет... Остается пожелать ка питану мужества и энергии! Хотя можно порадоваться за Вячеслава Михайловича: хорошие специалисты пришли на судно, грамотные, опыт ные. Например, старший меха ник- И. В. Куликовский. За долгие годы работы в трал- флоте на каких только судах он не был, какие только но винки не «обкатывал»! Сей час машинное отделение у не го вроде пульта в центре уп равления космическими поле тами: разноцветные лампочки, великое множество кнопок и кнопочек, тумблеров, щитов, каких-то хитрых для непосвя щенного приборов. Как умес тить в уме познания обо всем этом премудром хозяйстве? Поэтому с удивлением слуша ла я, как Иван Викторович, улыбаясь моей неосведомлен ности, комментировал мига ние то одной, то другой лам почки на пульте, одновремен но отвечая на вопросы то вто рого механика, то электроме ханика. Наверное, труднее всех в период короткого перехода судна из Штральзунда в Мур манск было старшему элек тромеханику Анатолию Ильи чу Люшненко. Отказ рулево го управления, отказ дистан ционного управления, не счи тая мелких неполадок в са мых разных приборах и ме ханизмах, — ох и понервни чал Анатолий Ильич! Будь здесь электромеханик с мень шим опытом, не с такими об ширными знаниями, трудно сказать, что могло бы про изойти. Хотя вряд ли легче было старшему помощнику капита на Тариелу Джемаловичу Ко- коладзе. Должность беспокой ная сама по себе, а на новом судне тем паче, а с мини мальным. «перегонным» шта том — тем более. Отдохнуть старпому было некогда. Правда, на старпо- мовской должности резуль тат и отношение людей зави сят от того, какой человек ее занимает: можно ведь испол нять обязанности по уставу, и не более того. Но для Ко- •коладзе важно все: как себя чувствует приболевший вчера моряк и отдохнул ли заме нивший его человек; сведе ны ли воедино заявки специа листов к приходу судна; по чему возник конфликт «мест ного значения» и как пре дупредить подобное в буду щем; во сколько провести ужин Лля экипажа, если по грузка продуктов затянулась до вечера, и так далее до бес конечности. Старпом, как- Фи гаро. то в каюте, то у трапа, то у капитана — вопросов тысячи, ответ должен быть один. Точный. Меня восхищало еще с пер вых дней знакомства с ним водительских талантов Коко- ладзе. наверное, лучше всего о них говорит тот факт, что первым и единственным суд ном у него был БАТ «Маршал Еременко», первым и един- ственым капитаном — Н. И. Гуцкалов, который и сейчас не хотел расставаться с Та- риелом Джемаловичем. А ха рактер у Николая Ивановича не таков, чтобы годами ми риться с посредственным по мощником. Думаю, что и на новом супертраулере Коко- ладзе будут ценить не мень ше, чем на прославленном БАТе. Есть в штате судна еще один удивительный человек*: повар Нина Николаевна Ора- лова. В начале 1987 года, будучи в командировке в 10ВТО, я столысо наслуша лась прямо-таки легендарных историй про повара БАТ «Маршал Якубовский», что, как только этот траулер ошвартовался к нашему тран спорту, я отправилась" уви деть этого человека. Но встретиться нам не удалось. Зато, беседуя с капитаном В. М. Булатовым о радостях и горестях экспериментально го рейса с сокращенным шта том, я с удовольствием погло щала булочки и плюшечкн, в изобилии расставленные на столике в каюте. Когда лее Нина Николаевна успевала всю эту вкусноту готовить? У нас на транспорте был пе карь, он баловал экипаж вы печкой лишь по воскресень ям. А тут одна за всех и — пожалуйста: каждый день разные салаты и разные плюшки-витушки. И вот новая встреча. Ни на Николаевна на камбузе рожденья!» Трудно ли Нине Николаев не? А как вы думаете? Я не раз спрашивала ее: «Зачем вам это надо? Попьют чай с хлебом-маслом...» А она: «Пусть кушают!» — «Так ведь тяжело же вам каждый день так». — «Ничего. Спра вимся. Не подведем трал флот», — и улыбается доб рейшей улыбкой. Хотя доброта ее строго на правленная. Не приведи бог работать рядом с Ниной Ни колаевной с ленцой: таких «комплиментов» наслушаешь ся для начала! А потом все равно уйдешь с этого судна. Так что волей-неволей все ря дом с ней крутятся как бел ки в колесе. Характерец кру той, не смотри, что лицо в лучиках теплоты и голос ти хий. ПОЧТИ жалобны!!. Любуясь ловкостью рук Нины Николаевны, я поняла, почему там, в Тихом океане, промысловики округляли гла за и чуть не шепотом говори ли; «На 56-м (БАТ «Маршал Якубовский») такая повариха! Из ничего делает все, закор мила ребят. И где чего берет, и когда успевает!» Конечно, рассказывать можно о каждом моряке дол го, каждый — очень интерес ная личность. Но остановим ся пока. Еще не сложился экипаж, еще не известно, кто здесь останется, а кто уйдет. Например, будет жаль, если уйдет с судна Таня Вепрева, уборщица" человек неимовер ной доброты, полный стрем ления помочь, кому трудно. Жаль будет расстаться и со вторым помощником капита на Богданом Антоновичем Грабовецким, мягким, дели- маться спортом — собрав весь состав бюро ЦК ВЛКСМ, отправлялся на каток, в лыж ный поход, на шлюпочный переход от Горького до Аст рахани, очень хотел прыгать с парашютом, но в ЦК пар тии не разрешили ему, зато аэроклуб тогда был имени Косарева (ныне — имени Чкалова). Когда спрашивали его жену Марию Викторовну: «Почему вы, интеллигент в третьем поколении, вышли замуж за Александра, рабо чего парня?», она отвечала: «Саша на две головы выше меня по интеллекту». По ини циативе Косарева был создан театр имени Ленинского ком сомола. А как тянулись к не му люди, видя в Генеральном секретаре надежного друга. Часто можно слышать, что, мол, сейчас не то время, тузнасты перевелись, все р а ботают только за деньги. Лишний шаг ступил — пла ти. Привыкли, мол, искать причины собственных бед на стороне. Только неправда это. Вер нее. полуправда. Наблюдая труд моряков, убеждаешься: если бы они работали только за рубль, суда встали бы на .прикол. Может, действитель но. больше стало, чем в те далекие годы, рвачей, и все равно они — меньшинство. Повторюсь: хороших людей больше, и тем прекрасна жизнь. Но насколько она была бы прекрасней, если бы поболь ше хороших, честных, трудо любивых людей было везде. И. БЕРЕЗЮК. (Наш спец. корр.) Ш гральзунд — Мурманск. ИЛ СНИМКАХ: старший помощник капитана Т. Д. Коколадзе: повар И. //. Оралова. рыбныймурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz