Рыбный Мурман. 1988 г. Сентябрь.

8 Заметки журналиста ■ > Сегодня мы заканчиваем публикацию ма- териалоо Инны Березюк, побывззшей на судостроительной верфи в Штральзунде (ГДР). В своих первых двух заметках наш специальный корреспондент раскрыла не­ которые причины того, почему поступаю­ щие из новостроя рыболозные траулеры не отвечают запросам сегодняшнего дня. (а знаю его еще с тех пор, как он был вторым помощни­ ком капитана Н. И. Гуцкало- ва) обостренное чувство спра­ ведливости. кристальная чест­ ность даже в пустячных во­ просах. А еще — стремление все до мелочеИ сделать само­ му, не «отфутболивая» чело­ века к другим начальникам. Думается, он даже не знает ставшую ныне очень популяр­ ной Фразу «Ну, это твои трудности». Большие груст­ ные глаза Тариела Джемало­ вича всегда полны внимания к собеседнику, сочувствия, и ваши трудности обязательно становятся и его трудностя­ ми. Я не касаюсь чисто судо- одна. И — не удивляйтесь — на вечерний чай на стол на­ крывается 14 (!) наименова­ ний блюд. Тут и салаты-ви- иегреты, и сало по-домашне­ му, и пирожное, и печенье, и горячие булочки, и... В об­ щем, изобилие. С точки зрения экономии продуктов такая «политика» Нины Николаевны заслужи­ вает самого горячего одобре­ ния. Водь все это изобилие из недорогих продуктов, все сытно и питательно. Зато экономия потом обернется дополнительными свежими овощами и фруктами. О том, как воспринимает такую благодать экипаж, луч­ ше всего высказались два .моряка, которые были на судне только в период его пе­ регона: «Эти дни будут для нас ярким воспоминанием праздника > и еще: «Ну и ну! Каждый день словно день катным парнем, умницей. Вторым механиком Юрием Ильичем Пиройко, грамотным д , специалистом, честным до не­ примиримости человеком. Хороших людей всегда больше, чем плохих. И тем прекрасна жизнь. Прекрасна потому, что в каждый ее период, даже та­ кой страшный, как 30-е годы, всегда были гордые и чест­ ные люди. 14 ноября Александру Ко­ сареву исполнилось бы 85 лет. Если бы он и такие, как он, жили все эти годы, воз­ можно, не потребовалась бы сегодня коренная перестрой­ ка в стране. Вспомним: Алек­ сандр Косарев переписывался с М. Горьким, по совету Ко­ сарева Н. Островский напи­ сал «Как закалялась сталь». Он встречался с антифашис­ тами в Германии. Призывал молодежь зани- Ш ПРНННШЮТ ШРОХОЛЫ Пусть только у читателя не создастся впечатление, что все неприглядные вещи, о ко­ торых мы говорим, сотворе­ ны руками работников верфи. Повторюсь: они действовали строго по проекту, уж в чем- чем, а в этом немцы педан­ тичны. Другое дело, что на­ ши судовые специалисты хо­ тели по ходу строительства исправить нелепости, имею­ щие место в проекте. Но им никто из высоких руководи­ телей не хотел помогать. В этом весь смысл «пустого места» комнаба. Из-за этого судовые специалисты и во время приемки, и после вы­ хода судна ходили с красны­ ми от бессонницы глазами, измотанные, измочаленные. В Ш гральзунд приезжал главный инженер Мурманско­ го тралового флота Ю. И. Коношенко, от которого зави­ село многое в решении проб­ лем. Но Юрию Ивановичу удалось договориться с ру­ ководством верфи о переобо­ рудовании рыбофабрик «Мо- онзундов», лишь начиная с МА-1810. Значит, еще три судна ждет судьба МА-1806 «Александр Косарев», то есть при постройке рыбофабрику заполняют новым (старого об­ разца) оборудованием с по­ следующим срезанием его и установкой БААДЕР овс ких линий. Ох и дорогое же это удовольствие! Ну а поскольку «Алек­ сандр Косарев» не попал в счастливое время, более того, он — первый, где появится прекрасное оборудование, то и пришлось капитану В. М. Булатову вести оживленную переписку с начальником флота Г. В. Тишковым, при­ шлось судну специально за­ ходить в ФРГ , чтобы оконча­ тельно решить, вопросы раз­ мещения линий на месте тех, которые предстояло демонти­ ровать в Мурманске. Конечно,“ В. М. Булатов — опытный капитан, дальновид­ ный хозяйственник. Ему не привыкать браться за новое дело, достаточно напомнить, что в 1986 году, когда толь­ ко-только качали вводить со ­ кращение экипажей, самым первым в рейс ушел коллек­ тив БАТ «Маршал Якубов­ ский» во главе с Вячеславом Михайловичем. Без семнад­ цати моряков. И сейчас супертраулер, размерами больший, чем са ­ мый большой транспорт, но вооруженный техникой вче­ рашнего дня. вручен В. М. Булатову. Не позавидуешь такому «подарочку»! Бесспор­ но. со временем все наладит­ ся: будет новое оборудование и новые приборы, наверное, когда-то решится проблема новой технологии, литогра­ фии (пока стоит этикетиро­ вочная машина), сплотится экипаж. Но когда все это бу­ 23сентября 1988года дет... Остается пожелать ка­ питану мужества и энергии! Хотя можно порадоваться за Вячеслава Михайловича: хорошие специалисты пришли на судно, грамотные, опыт­ ные. Например, старший меха­ ник- И. В. Куликовский. За долгие годы работы в трал- флоте на каких только судах он не был, какие только но­ винки не «обкатывал»! Сей­ час машинное отделение у не­ го вроде пульта в центре уп­ равления космическими поле­ тами: разноцветные лампочки, великое множество кнопок и кнопочек, тумблеров, щитов, каких-то хитрых для непосвя­ щенного приборов. Как умес­ тить в уме познания обо всем этом премудром хозяйстве? Поэтому с удивлением слуша­ ла я, как Иван Викторович, улыбаясь моей неосведомлен­ ности, комментировал мига­ ние то одной, то другой лам­ почки на пульте, одновремен­ но отвечая на вопросы то вто­ рого механика, то электроме­ ханика. Наверное, труднее всех в период короткого перехода судна из Штральзунда в Мур­ манск было старшему элек­ тромеханику Анатолию Ильи­ чу Люшненко. Отказ рулево­ го управления, отказ дистан­ ционного управления, не счи­ тая мелких неполадок в са ­ мых разных приборах и ме­ ханизмах, — ох и понервни­ чал Анатолий Ильич! Будь здесь электромеханик с мень­ шим опытом, не с такими об­ ширными знаниями, трудно сказать, что могло бы про­ изойти. Хотя вряд ли легче было старшему помощнику капита­ на Тариелу Джемаловичу Ко- коладзе. Должность беспокой­ ная сама по себе, а на новом судне тем паче, а с мини­ мальным. «перегонным» шта­ том — тем более. Отдохнуть старпому было некогда. Правда, на старпо- мовской должности резуль­ тат и отношение людей зави­ сят от того, какой человек ее занимает: можно ведь испол­ нять обязанности по уставу, и не более того. Но для Ко- •коладзе важно все: как себя чувствует приболевший вчера моряк и отдохнул ли заме­ нивший его человек; сведе­ ны ли воедино заявки специа­ листов к приходу судна; по­ чему возник конфликт «мест­ ного значения» и как пре­ дупредить подобное в буду­ щем; во сколько провести ужин Лля экипажа, если по­ грузка продуктов затянулась до вечера, и так далее до бес­ конечности. Старпом, как- Фи­ гаро. то в каюте, то у трапа, то у капитана — вопросов тысячи, ответ должен быть один. Точный. Меня восхищало еще с пер­ вых дней знакомства с ним водительских талантов Коко- ладзе. наверное, лучше всего о них говорит тот факт, что первым и единственным суд­ ном у него был БАТ «Маршал Еременко», первым и един- ственым капитаном — Н. И. Гуцкалов, который и сейчас не хотел расставаться с Та- риелом Джемаловичем. А ха­ рактер у Николая Ивановича не таков, чтобы годами ми­ риться с посредственным по­ мощником. Думаю, что и на новом супертраулере Коко- ладзе будут ценить не мень­ ше, чем на прославленном БАТе. Есть в штате судна еще один удивительный человек*: повар Нина Николаевна Ора- лова. В начале 1987 года, будучи в командировке в 10ВТО, я столысо наслуша­ лась прямо-таки легендарных историй про повара БАТ «Маршал Якубовский», что, как только этот траулер ошвартовался к нашему тран­ спорту, я отправилась" уви­ деть этого человека. Но встретиться нам не удалось. Зато, беседуя с капитаном В. М. Булатовым о радостях и горестях экспериментально­ го рейса с сокращенным шта­ том, я с удовольствием погло­ щала булочки и плюшечкн, в изобилии расставленные на столике в каюте. Когда лее Нина Николаевна успевала всю эту вкусноту готовить? У нас на транспорте был пе­ карь, он баловал экипаж вы­ печкой лишь по воскресень­ ям. А тут одна за всех и — пожалуйста: каждый день разные салаты и разные плюшки-витушки. И вот новая встреча. Ни­ на Николаевна на камбузе рожденья!» Трудно ли Нине Николаев­ не? А как вы думаете? Я не раз спрашивала ее: «Зачем вам это надо? Попьют чай с хлебом-маслом...» А она: «Пусть кушают!» — «Так ведь тяжело же вам каждый день так». — «Ничего. Спра­ вимся. Не подведем трал­ флот», — и улыбается доб­ рейшей улыбкой. Хотя доброта ее строго на­ правленная. Не приведи бог работать рядом с Ниной Ни­ колаевной с ленцой: таких «комплиментов» наслушаешь­ ся для начала! А потом все равно уйдешь с этого судна. Так что волей-неволей все ря­ дом с ней крутятся как бел­ ки в колесе. Характерец кру­ той, не смотри, что лицо в лучиках теплоты и голос ти­ хий. ПОЧТИ жалобны!!. Любуясь ловкостью рук Нины Николаевны, я поняла, почему там, в Тихом океане, промысловики округляли гла­ за и чуть не шепотом говори­ ли; «На 56-м (БАТ «Маршал Якубовский») такая повариха! Из ничего делает все, закор­ мила ребят. И где чего берет, и когда успевает!» Конечно, рассказывать можно о каждом моряке дол­ го, каждый — очень интерес­ ная личность. Но остановим­ ся пока. Еще не сложился экипаж, еще не известно, кто здесь останется, а кто уйдет. Например, будет жаль, если уйдет с судна Таня Вепрева, уборщица" человек неимовер­ ной доброты, полный стрем­ ления помочь, кому трудно. Жаль будет расстаться и со вторым помощником капита­ на Богданом Антоновичем Грабовецким, мягким, дели- маться спортом — собрав весь состав бюро ЦК ВЛКСМ, отправлялся на каток, в лыж­ ный поход, на шлюпочный переход от Горького до Аст­ рахани, очень хотел прыгать с парашютом, но в ЦК пар­ тии не разрешили ему, зато аэроклуб тогда был имени Косарева (ныне — имени Чкалова). Когда спрашивали его жену Марию Викторовну: «Почему вы, интеллигент в третьем поколении, вышли замуж за Александра, рабо­ чего парня?», она отвечала: «Саша на две головы выше меня по интеллекту». По ини­ циативе Косарева был создан театр имени Ленинского ком­ сомола. А как тянулись к не­ му люди, видя в Генеральном секретаре надежного друга. Часто можно слышать, что, мол, сейчас не то время, тузнасты перевелись, все р а ­ ботают только за деньги. Лишний шаг ступил — пла­ ти. Привыкли, мол, искать причины собственных бед на стороне. Только неправда это. Вер­ нее. полуправда. Наблюдая труд моряков, убеждаешься: если бы они работали только за рубль, суда встали бы на .прикол. Может, действитель­ но. больше стало, чем в те далекие годы, рвачей, и все равно они — меньшинство. Повторюсь: хороших людей больше, и тем прекрасна жизнь. Но насколько она была бы прекрасней, если бы поболь­ ше хороших, честных, трудо­ любивых людей было везде. И. БЕРЕЗЮК. (Наш спец. корр.) Ш гральзунд — Мурманск. ИЛ СНИМКАХ: старший помощник капитана Т. Д. Коколадзе: повар И. //. Оралова. рыбныймурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz