Рыбный Мурман. 1988 г. Сентябрь.
0 Без Статья «Когда рыбак <^а крючке...» обсуждена на со вете трудового коллектива го ловного предприятия «Архан- гельскрыбпром», в парткоме и в экипажах судов, стоящих в порту. И вот наше мнение. Почему автор статьи так ратует за ликвидацию инсти тута политработников на су дах флота Минрыбхоза СССР? Неужели в нашей от расли или в стране в целом решены проблемы воспитания человека социалистического общества? Тогда чему было посвящено последнее заседа ние Верховного суда СССР? А там говорилось о серьез ных проблемах молодежной преступности в стране. Ны нешние же ряды рыбаков ин тенсивно пополняются именно молодежью из этих сухопут ных районов страны. Каким быть* ФЛОТСКИЕ КОНИССЙРЫ — яшшшяшяшшвшявашяшшшшяяшшяшшвш Наша газета не один уже год на своих страницах ведет разговор о роли, авторитете, ответственности первых помощ ников капитана. Два года назад ставили мы вопрос и о не обходимости пересмотреть программу подготовки этих коман диров на девятимесячных курсах при МВИМУ, приблизить ее к сегодняшним требованиям, к жизни и обязательно пред усмотреть стажировку помполитов-новичков. Время показало, насколько своевременно поднят вопрос: каким быть первому помощнику? Но одновременно с публи кациями на эту тему появились письма моряков, материалы не только в местной, но н в центральной прессе, призываю щие вообще упразднить эту должность. Последняя публика ция в газете «Социалистическая индустрия» (№ 156 за 6 июля 1988 года) «Когда рыбак «на крючке...» вызвала мно жество откликов, причем совершенно полярных. Свою лепту внесло и Министерство рыбного хозяйства CCCF, отдавшее указание на всех бассейнах провести обсуждение этой статьи н дать заключение: нужны ли помполиты на судах? Вопрос, как говорится, в лоб. Другое дело — евоевремен ли он, оправдан ли? Закрытых (Окончание. Нач. на 3-й стр.) Помню, как капитан-директор Н. Г. Бадяев, подписывая при каз об организации производ ственно-экономического обуче ния, в котором только на кар- щиков записалось 16 человек, сказал: «Впервые подписываю производственный приказ, ко торый не обязывает, а закреп ляет желание и стремление лю дей...» Для членов идеологиче ской группы этот вывод, пожа луй, много стоил. Настроение, повышенный ин терес к жизни, осознание сво ей позиции в перестройке ска зались и на той информацион но-пропагандистской работе с иностранцами, которую наши моряки проводили за рубежом. Конечно, в других странах в последнее время вырос замет но и интерес к нашей стране. Особенно ярко это прояви лось на встрече с представите лями официальных властей в порту Леруик (Англия), на рей де которого мы работали с промысловыми судами в марте. В ней принимали участие чле ны идеологической группы: ка питан-директор Н. Г. Бадяев, третий помощник капитана К. А. Кошовенко, владеющий английским языком, и я. После завершения формальностей за вязалась откровенная беседа. Господин Корнвей ра сс ка зал , что ем у доводилось бы ва ть на отды хе в Киеве , М оскве , Сочи. В течение тр е х лет он поддер ж ивал п е р е п и с к у с сове тским гр аж д а ни н ом . З н а ком с тв о с на шей с траной , ее лю дьм и пом о г ло ем у по -д р у гом у в з гл я н у т ь и на те собы тия , ко то ры е п р ои с хо д я т в ходе п е р е с тр о й ки . Он о т кр о в е нн о при знал , что наше общество «становится более о т к р ы ты м и д о с тупны м поним а нию и зна чи тел ь но воздейству ет на собы тия в мире». К а к тем нет с ка зал Корн вей , стремление л учш е у зн а т ь С оветский Союз, ж елание чи та ть с о в е т с кую пре с су (вы ска зал сожаление , что у н и х не издается на а н гл и й с ко м я зы к е газе та «Правда») привело к том у , что его само го и не с к о л ь к и х его д ру зей на зы ваю т в Л е р уи ке «а ген тами кр а с ны х » , но и х это не п у га е т . В ходе вы борной ка м п а н и и Корнвей от к р ы т о вы с ка зы в ал ся пр о ти в «железной леди» — го с п о ж и М. Тэтчер в свя зи с тем , что , по его словам , это р у ковод и тел ь , всегда « го товы й отдать п р и к а з стрелять» , а для всех людей сейчас самое главное — со хр а н и т ь мир . Д р у го й п р им ер . Работая в од ном из районов А т л а н т и к и , о к а зали м е д и ц и н с к ую помощ ь вто ром у м е х а н и к у и н с п е к т о р с к о го судна ЮАР. Он зна е т о М урм а н ске , о п е ре с тр ой ке , ж и в о о треа гировал на п л а ка т , в и сящ и й р я дом с медсанчастью , на а н ти а л к о го л ь н ую те м а т и к у , вы с ка за в на а н гл и й с ком я зы к е и зве с тн ую н аш у по сло виц у «В здбровом те ле — здоровы й д у х» . У е зж а я , с ка за л , что « р у с с ки е — очень доброжела тельны е и о т зы в ч и вые люди» . Можно, конечно, посетовать на то, что не всегда хватает интересно оформленной, попу лярной за рубежом литерату ры о нашей стране (названная книга М. С. Горбачева, издан ная тиражом всего 300000 ед., в единственном экземпляре сейчас читается моряками суд на), нет видеоматериалов о Мурманске и северянах. Но, и мы в этом уверены, наличие в достатке и литературы, и ви деопрограмм информационно пропагандистского содержания не заменит искреннего, прав дивого, доброжелательного о б щения между людьми, убеж денной, подчеркиваю — убеж денной, позиции советских мо ряков, рассказывающих прав ду о нашей жизни, правду о перестройке. А . ПРОХОРОВ, пе р вы й п о м ощ н и к капитана ТР «Изумрудный берег». Ч ТОБЫ ОТВЕТИТЬ на вопросы, касающиеся роли и места первого помощ ника капитана, Октябрьский райком КПСС провел «круг лый стол», пригласив к раз говору представителей ВРПО «Севрыба», флотов, помполи- тов. приведем некоторые точки зрения. Первый помощник капита на Мурманского тралового флота В. Н. Плотников: — Неправомерно ставить во прос; нужен ли помполит се годня, когда идет революци онный процесс в обществе. Наоборот, идеологическую ра боту надо поднимать из заго на. *Вопрос должен стоять так: каким быть первому по мощнику? Многие потеряли свое лицо. Причину этого ви жу в том, что теперь полит работники не замыкаются на партком, а находятся на по бегушках у руководства фло та. До сих пор, выполняя ежегодную разнарядку, на де вятимесячные курсы посыла ются люди без "учета их же ланий и способностей. Требу ют цифры, а не качество. Первый помощник капита на управления «Севрыбпром- разведка» Н. Н. Щербаков: — Да, среди нас встречают ся и такие, кто дискредитиру ет звание помполита. Но не льзя же ориентироваться только на плохих работников. Надо улучшать подготовку первых помощников, помогать им и строже спрашивать. Счи таю, что без помполитов без болезненно можно обойтись лишь на малотоннажных су дах. Начальник отдела загран- плавання Мурманского тра лового флота И. М. Морозов: — Первый помощник дол жен иметь желание работать, быть эрудированным и куль турным человеком. И главное — он должен уметь слушать людей. Морское, специальное образование, как того требу ет Минрыбхоз, на мой взгляд, необязательно. В погоне за этим мы теря ем специалистов и не нахо дим стоящих первых помощ ников. Считаю необходимым поднимать авторитет помио- литов, а вместе с ним и авто ритет отделов загранплава- ния, которые в последнее время превратились в прида ток отделов кадров. Нужны не просто курсы по подготов ке первых помощников, а фа культет. В том, что падает престиж помполита, винова ты и командиры. Многие из них сами не готовы к воспи тательной работе с экипажем, вот и смотрят на первых по мощников, как на няньку. У нас во флоте каждую пятни цу мы собираем помполитов на учебу, проводим деловые игры, разбираем различные ситуации, информируем их. Для того чтобы они постоян но были в курсе всех собы тий, начали выпуск небо^г:,- ших бюллетеней вопросов и ответов. В. Рында По к у р с у —З о л о т о й ОКОВЫ ПАЛИ Светает в пять тридцать по ме стному времени. Сплошная темно та начинает растворяться молоком рассвета. Восхода солнца не вид но, небо забито тучами. Море спокойно, лишь небольшая рябь да зыбь беспокоят его. Наше суд но бойко бежит вперед, волоча за собой два седых уса пенных волн и длинную бороду кильватерной струи. Мы идем вдоль берегов Ганы. Белая полоса песка ярко вырисовывается на фоне бурной зелени. Берега пологие, но за ми лю-вторую от линии прибоя начи нается бугристая местность с мно жеством вулканообразных сопок, которые торчат, как египетские пирамиды. Гана... Многострадальная страна с древнейшей историей и культу рой. Сколько вынесла она горя и страданий на своем веку, скольких колонизаторов всех мастей виде ла! О легендарной Гане — стране золота, Золотом Береге, знали еще в VI—VII веках. О богатой стране рассказывают в своих запи сках в X веке и еще раньше этого времени арабские ученые Аль-Ма- суди, Аль-Хорезми, Аль-Якуби, Аль-Фазари. Но очень мало все же осталось этих древних записей. Иностранцам невозможно было попасть в пределы империи, хотя торговля с Ганой велась постоян но. Шло время, пламя торговли по степенно затухало, рассказы оче видцев о богатейшей стране забы вались. И только много веков спу стя в Гану вторглись опасные за падноевропейские авантюристы. Первыми были португальцы, ры скавшие по всему свету в поисках золота, слоновой кости, пряностей. С 1471 года начался многовековой грабеж пришельцами несметных богатств древнейшей страны. Вскоре к португальцам присое Д ВТОР этого материала рабо- * * тал механиком в Мурман ском траловом флоте, не раз бывал в загранкомандировках. В предла гаемом рассказе он описывает рейс на производственном рефрижерато ре, построенном в г. Николаеве для Ганы. Советскому специалисту до велось обучать ганцев, осваивав ших новое судно. Он, конечно, ин тересовался и страной, где оказал ся, как говорится, волей морской судьбы. Пишет и об этом. Надеем ся, читатель узнает из записок не мало нового и интересного. динились голландцы, англичане, французы, шведы, немцы, датчане. В кровавой борьбе за единолич ное право грабежа англичане ока зались сильнее всех. Они выжили с Золотого Берега всех своих кон курентов. Ежегодно с Золотого Берега английские работорговцы вывози ли около тридцати пяти тысяч не вольников. И хотя в 1807 году в Англии был принят закон о запре щении торговли людьми, обороти стые дельцы еще долгое время наживались на продаже негров американским плантаторам и ман- коширским текстильным магнатам. И многие африканские вожди здо рово наживались на торговле жи вым товаром. Их сильные племе на нападали на слабые и плен ников целыми семьями продава ли в рабство. Долго и упорно длилась борьба ганского народа с английскими ко лонизаторами, и только 6 марта 1957 года Золотой Берег был объ явлен независимым государством. Английская колония перестала су ществовать. Молодая страна назва ла себя Ганой, как и называлась она издревле. Это первая англий ская колония Африку которая до билась независимости. В честь это го события в Аккре на берегу мо ря была сооружена Арка Незави симости со словами девиза новой Ганы: «1957 год. Свобода и Спра ведливость». «ФУ -ФУ» и ГОВОРЯЩИЕ БАРАБАНЫ Утром на подходе к деревне Манкоадзе нас встретила целая флотилия сейнеров, расцвеченная сигнальными флагами. Мы также украсили флагами свое судно и, экспортируемые десятком подвиж ных сейнеров и мотоботов, напра вились к деревне, которая нахо дится недалеко от города Винне- ба. Никогда еще за всю историю здесь не останавливались такие большие корабли. В честь прибы тия нашего судна устраивается большой праздник, на который приехали верховный вождь, и вся знать племени. О Роберте Экра не, который родился в этой де ревне и где сейчас живут его родные, мало кто знал в его ог ромном племени. Теперь же он, как генеральный директор своей фирмы «Манкоадзе», известен на всю страну и далеко за ее пре делами. В честь прибытия в Гану первого большого судна для ры баков он и решил устроить этот праздник. Не успели еще якоря достичь грунта, как в воздухе по висли десятки ракет и мощный гудок-сирена зычно приветство вал огромное количество ганцев, которые пришли из города Винне- бы и соседних деревень на этот праздник. Одни ганцы стояли на берегу, другие залезли в воду, третьи забрались на высокие пальмы, и все радостно махали нам руками, головными уборами. Несколько десятков рыбацких пи рог и мотоботов устремились к нашему борту. Отдав якорь, мы только теперь смогли вволю насмотреться на райское место среди гор и паль мового леса, где расположена бы ла небольшая деревня потомст венных рыбаков. Справа от дерев ни — знаменитая, известная всем ганским рыбакам гора Аджиаси Манко, в честь которой и названо наше судно. У подножия ее роща пальм, рядом полоса белого пе ска, рокочущий прибой. До самой воды из деревни выбежали строй ные древние пальмы. На берегу множество перевернутых вверх днищем рыбацких пирог. Перед обедом над деревней с о брались тяжелые темно-фиолето вые тучи. Раскаты грома потрясли окрестность, эхом отдались в го рах. Задул сильный ветер. Море стало серым, покрылось пенными барашками. Ослепительная мол ния, до того яркая и так долго горящая, что потом становишься слепым и продолжительное время абсолютно ничего не видишь. Тя желые первые дождевые капли свинцовой дробью забарабанили по палубе. И сразу же хлынул тропический дождь, густой и силТЗ^ ный. он лил сплошной стеной. Ки- 2сентября Ш8 года Аш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz