Рыбный Мурман. 1988 г. Сентябрь.
J> АВГУСТЕ в объединении «Мур- Ч манрыбпром» третий и чет вертый стабильные экипажи капита- и«кДиректоров А. М. Кириченко и B.w>. Луканского завершили свои первые хозрасчетные и подрядные экс периментальные рейсы, а рейсы эки пажей А. И. Сухинина и В. X. Кобера — еще в мае. Таким образом, мы име ем четыре законченных эксперимен тальных рейса и столько же экипажей повторно ушли в море. Всего у нас 6 экипажей — участ ников коллективного хозяйственного подряда (на четырех судах типа «Иван Бочков»), два из которых, БМРТ «Дмитрий Покрамович» и «Виктор Стрельцов», первые рейсы отработали в ЮВА , а сейчас переведены в ЮВТО, где более благоприятная пром- обстановка. Каждый из них, после то го как совершит по два рейса, вступит как бы в очередной этап эксперимен та: по подряду или аренде на весь че тырех- или восьмигодичный эксплуа тационный цикл работы. Для этого подбирались суда, в основном вы шедшие из большого заводского ре монта, чтобы они были способны на ходиться в эксплуатации весь цикл. А почему так? Потому что в подрядный метод вхо- дитяЁолее углубленные и комплекс ные ^предварительные экономические расчеты, связанные с затратами на поддержание судна в надлежащем техническом состоянии, стоимостью выработки продукции, затратами на ее производство и реализацию. А от сюда вывод: речь идет о воспитании Хозяина. КАК ВОЗНАГРАЖДАЕТСЯ ТРУД МОРЯКА ПРИ ХОЗРАСЧЕТЕ , НА ПОДРЯДЕ? Прежде всего мы стремились мак симально упростить систему оплаты, создать реальные предпосылки для того, чтобы моряки реализовали свои возможности по всем трем стимулам: больше продукции — больше зарпла ты; меньше удельные затраты на производство единицы продукции и техническое обслуживание судна — больше дополнительного источника поощрения. Все ли начиналось гладко? Нет. Бы ли обсуждения, споры. Так, экипаж A. М. Кириченко не сразу согласился на хозрасчет, потребовал у экономи стов дополнительных расчетов и уг лубленного обоснования. А экипаж B. Ф%сЛучанского только во второй половине рейса подписал и прислал договор. Это огорчало и радовало. Огорчало, что разногласия носили подчас необъективный характер, кото рые чаще основывались на сомнениях, мол, рыбаков обманывают. Радовало, что все же безразличных к пере-' стройке людей* у нас нет. Конечно, мы не избежали ошибок, упущений в расчетах, определении нормативов. Но благодаря активному участию обеих.сторон недостатки бы ли выявлены и устранены. Теперь мо ряки работают, как говорится, выве ренным курсом. ОПРАВДАЛИСЬ ЛИ НАШ И НА ДЕЖДЫ? Чтобы оценить достигнутое, необхо- *имо знать задачи, которые ставились 1 еред экипажами. Первая. Увеличение добычи, выпу- :ка рыбопродукции (в стоимостном сражении). Вторая. Безусловное выполнение аданий по пищевой, соответственно, эсзаказа. Третья. Снижение затрат, формиро- ание^нтизатратного механизма в нономике судна. Четвертая. Повышение, заработков юряков должно быть в прямой зави- имости от роста эффективности про- :зводства. Как же экипажи справились с ни- ш? «Магистральной дорогой» к эф- эективности является рациональное спользование рыбы-сырца, увеличе ние выпуска, ассортимента продукции, 'ледовательно, «стратегия» экипажа иределяется прежде всего его «ин- ересами». Надо сразу оговориться, то этого не произошло. Взял верх •прощенный, механический подход. 1апример, экипаж траулера «Дмит- ий Покрамович» рассуждал пример- о так: «Если мы в обычных услови- х получали за тонну 15 рублей, а эйчас'36, то производство муки бу- ет нам выгоднее, чем выпуск пшце- эй». За каждую тонну мороженой ищевой моряки как бы стали полу- 1 ть на 13 рублей меньше, чем рань- c. или получают сейчас другие эки- \жи в рейсах с традиционными усло- шми оплаты. Это было ошибкой сто- )нщ|^ов такого подхода, который одерживал первый помощник ка штана Е. Д. Климчук. Почему? Хозрасчет: первые шаги ОШИБКА МОРЯКОВ БМРТ «ДМИТРИИ ПОКРАМОВИЧ». Достигнутый уровень использова ния производственных мощностей это го БМРТ по мороженой рыбопродук ции был около 30 тонн за сутки дтро- мысла, а вылов — более чем 60 тонн. Такую работу нельзя признать удов летворительной. Поясню. Тонна рыбы-сырца при выпуске пи щевой или просто неразделанной дает по стоимости товарной — 557 руб лей, по сдельной зарплате — 22 руб ля 06 копеек. Эта же рыба,- направленная на вы пуск муки, соответственно, 205 руб лей и 8 рублей 12 копеек (т. е. в 2,5 раза меньше в обоих случаях). Как- ви дим, эта ошибка нанесла немалый ущерб интересам экипажа и, соответ ственно, объединению. К тому же на НУ А ЧТО ЖЕ С ЗАРПЛАТОЙ? Чтобы избежать огульных сужде ний, каждому экипажу расчет ее на числения производили в двух вариан тах. Первый — как и предусматрива лось договором. Второй — если бы ра ботали в обычных условиях. Примене ние подрядного принципа, то есть установление расценок не за период промысла, а за рейс в целом, а так же введение единой сдельной расцен ки на один рубль товарной продук ции, создали реальные возможности для того, чтобы сделать оплату труда более понятной: создать реальные предпосылки для ее увеличения в не посредственной связи с эффектив ностью производства. При традиционной системе отаты у моряков нет заинтересованности со кращать затраты времени на перехо- В объединении «Мурманрыбпрома четыре промысловых экипажа совершили экспериментальные хозрасчетные и подрядные рейсы судне имелись сортировочные установ ки, фаршевая линия, производитель ная рыборазделочная техника. Об этом приходится говорить с сожалени ем, потому что размерный ряд добы той рыбы требовал более высокого уровня организации труда. Положе ние усугублялось исключительно низ кой оптовой отпускной ценой на про дукцию из океанической мелочи (сей час цены пересмотрены и увеличены почти вдвое). В конечном счете у БМРТ «Дмитрий Покрамович» и «Ми хаил Квасников» использование ры бы на пищевые цели оказалось ниже, чем у работающих по соседству судов. Сказанное отрицательно повлияло на добычу рыбы, выпуск товарной продукции. Именно по этим показате лям хозрасчетные экипажи оказались сдвинутыми в соцсоревнованшгна вто рое, а то и на третье места. Но в це лом они добились превышения плано вого рубежа как по стоимости товар ной, так и по пищевой. Анализ позволил сделать еще один е ы в о д : СОЗДАН АНТИЗАТРАТНЫИ МЕ ХАНИЗМ . Особо отличился экипаж В. X. Ко бера. Из 435 тысяч рублей сверхпла новой прибыли 155 тысяч приходится на экономию по статьям договора, за висящим* от экипажа. Так, по статье «доставка рыбопродукции» получено 79,8 тысячи рублей экономии. З а счет чего? 97,4 процента мороженой выра ботал в разделанном виде, добился ли дерства по этому показателю среди од нотипных судов. И вот когда сравниваем степень за интересованности экипажа по видам продукции, получаем следующее: по обычным условиям оплаты ^ля «Ми хаила Квасникова» в пяти видах про дукции рыбмука занимает последнее место. В хозрасчетном же рейсе она на третьем, опередив неразделанную пищевую. Если это терпимо для райо на, где весь улов можно разделывать, то, например, для ЮВА , где размер ный ряд этого не позволяет, переме щение просто ущербно для выпуска пищевой продукции. Наибольшего снижения условно пропорциональных затрат добился экипаж «Михаила Квасникова». Он и «Дмитрий Покрамович» имели более низкие затраты, чем на других одно типных судах. Если, с точки зрения бо лее эффективного использования ры бы-сырца, хозрасчет еще не проявил себя, то здесь, в затратном механиз ме, усилилось внимание экипажа к рачительному хозяйствованию, как к черте антизатратного механизма. дах, рационально вести МРТО силами экипажа, заниматься сокращением разных работ, оплачиваемых особо, повременно. Ведь заработки моряков в этих случаях определяются должно стными окладами, не зависят от ре зультатов по добыче рыбы, выпуска продукции. Сейчас же, когда заработки за эти периоды времени включаются в фонд оплаты для исчисления сдельной рас ценки, то Е сяк ое превышение плано вого рубежа по основному показателю стоимости выпущенной продукции создает такой же приработок, как и за период промысла. Это усиливает за интересованность. Так, БМРТ «Дмит рий Покрамович», имея 36 суток «по временки» (в старом понимании), до бился превышения планового уровня по товарной продукции на 9,3 процен та за эти же сутки и получил допол нительный приработок на такой же процент. Применяемая система оплаты по существу не имеет ограничения в до полнительном вознаграждении экипа жа за превышение заданий по продук ции. В обычных рейсах премии имеют «потолки». Здесь же за каждый про цент превышения заданий по товар ной продукции экипажу сдельная рас ценка увеличивается на 1,35 процен та без ограничений. КАКОВЫ ЖЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО ЗАРПЛАТЕ У ЭКИПАЖЕЙ! Выплачено 89-и членам экипажа за подрядный рейс: БМРТ «Дмитрий По крамович» 256,1 тысячи рублей, «Ми хаил Квасников» — 334,1 тысячи (в обычных условиях, соответственно, 232,1 и 204,1 тысячи); в том числе капитанам 5112 и 7200,7 рубля, ма тросам первого класса — 3247 и 4681,5 рубля. (Сравним, если бы они не работали на подряде, то зар плата была такой: у капитанов — 4645 и 6151,1, матросов — 2985,7 и 3914 рублей.) Оба коллектива, таким образом, в выигрыше, хотя в большем — экипаж под руководством В. X. Кобера («Ми хаил Квасников»), меньшем — А. И. Сухинина («Дмитрий Покрамович»). Кстати сказать, вся сумма выигры ша приходится на долю дополнитель ного стимула — экономии по статьям затрат, зависящим от экипажей. МОГУТ СПРОСИТЬ , ПОЧЕМУ ЖЕ ЗАРПЛАТА ЗА РЫБОПРОДУК ЦИЮ У ЭКИПАЖА СУХИНИНА МЕНЬШ Е , ЧЕМ У КОБЕРА? Здесь надо твердо уяснить, что хоз расчет с подрядом каких либо при вилегий не создает. Да, имеются ре альные возможности у каждого экина- иинишцд жа для более высоких' заработков. На сколько они высоки? Ответ один — насколько выше будет эффективность работы. Выше относительно чего? По ка — планового рубежа. Экипаж «Дмитрия Покрамовича» имел возможность убедиться, что за работки его значительно ниже, чем на «Михаиле Квасникове», и было чему завидовать. Если на разницу смотреть с позиции хозрасчетных, подрядных принципов, требуя социальную спра ведливость в распределительном ме ханизме, то, видимо, трудно объяс нить, почему она так велика. Дело здесь в том, что в новом подходе все еще чувствительно влияние старых методов планирования, когда достиг нутый в прошлом уровень, «обожест вление» плана ставились на первое место, а потом уже все остальное, и в самом конце — социальная справед ливость... Безусловно, моряки с БМРТ «Ми хаил Квасников» работали старатель нее, прежде всего лучше использова ли рыбное сырье. Но отправной точ кой для них являлась плановая на грузка по вылову 43 тонн, а для «Дмитрия Покрамовича» — 61. А от сюда все последствия, хотя и объяс нимые, даже «справедливые» для экономистов, а для моряка же не все ясно и не все понятно. Отсюда и вы вод: надо полностью все судно брать в аренду и самим «ковать свое счастье в заработках». ТАК ЧТО ЖЕ МЕШАЕТ? Медлительность — и наша, и про мысловиков, во-первых, и действующие оптовые цены, во-вторых. Тем не ме нее у моряков есть желание взять со второго этапа эксперимента эти судя на аренду. Говоря о деньгах, нельзя обратить внимание на следующие обстоятель ства. Экипаж «Михаила Квасникова» решил заработанные за экономию средства использовать на повышение творческой деятельности и действенно сти внутрисудового соревнования. Раз работал свое положение. которое, кстати, неоднократно уточнялось. К примеру, мотористу Бедашу, слесарю Костогрызу за ударную работу при ремонте вспомогательного двигателя выплачено по 150 рублей вознаграж дения, а электрику Курмису за подан ные 4 рацпредложения — 100 руб лей. Более того, установлен такой по рядок, когда за любые творческие предложения люди поощрялись обяза тельно. Это направление решено дове сти до совершенства во втором рейсе. — Как я объяснял выше, в репсах устанавливали норматив только по сдельному заработку, а остальная часть складывалась по действую щим канонам. Бесспорно, районный коэффициент, полярные надбавки, в сумме образуя более 60 процентов за работка, остались вне воздействия хозрасчета, как «оковы». Это остав ляло место для непонимания системы оплаты, порождало определенные ус ловия вроде азарта в игре-. «Это мне выгодно, а мне — все равно» и тому подобное. Поэтому встал вопрос: как распутать до конца и этот узел, уб рать оковы с инициативы? Принято решение, начиная с очередного рейса «Михаила Квасникова». устанавливать норматив по всей заработной плате, да такой, чтобы экипаж, еще будучи в рейсе, уже начислял себе зарплату, расчетную ведомость выдал по прихо де и сдал для оплаты. Доля каждого члена экипажа в общей коллективной зарплате станет определяться по коэф фициенту трудового участия, но с уче том выслуги на Крайнем Севере. При этом речь не пойдет о механическом росте зарплаты за счет того, что убе рутся «потолки». Необходимо, чтобы она не опережала рост производитель ности труда. И главное, каждый мо- жет быстро определить всю свою зар плату, повлиять на нее. Таким образом, экипажи, научивши еся повышать эффективность за счет увеличения объема производства и снижения затрат, научатся справедли во делить заработки между собой. И выйдут на новый рубеж — на аренд ный подряд. А это и является целью проводимого сегодня эксперимента. Г. ШАТАШВИЛИ, начальник отдела на учной организации тру да, заработной платы и управления производст вом объединения «Мур- мгнрыблром». 23сентября138 года *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz