Рыбный Мурман. 1988 г. Сентябрь.
6 Чистое море Безопасность мореплавания Всемирный День моря отмечается нынче международной общественностью в одиннадцатый раз. Наш корреспондент в канун этой даты встретился с начальником отдела морепла вания, связи и электрорадионавигации Всесоюзного рыбопро мышленного объединения «Севрыба» П. В. ВИНОГРАДОВЫМ и попросил ответить на ряд вопросов. — Павел Васильевич , к а ж д ы й год В сем ирны й День моря п р о хо д и т под ра зны м и девизами . Почему? — Общая тема всех Дне» — «З а повышение безопасно сти судоходства и чистоту океана». Но в каждом году оргкомитет ИМО делает ак цент на наиболее важном ас пекте для этого периода. — и м о — это... — Тогда начнем с начала: 'в 1958 году при Организации Объединенных Наций была создана Межправительствен ная морская консультативная организация — ИМ КО. Че рез 24 года работы она бы ла переименована в ИМО — аббревиатура из начальных букв английского названия организации. В ИМО три комитета по безопасности на море, юридический и эколо гический. 11 лет назад на X ассамблее ИМ КО было при нято решение об установле нии Дня моря — с тем что бы привлечь внимание миро вой общественности к проб лемам безопасной деятельт ности человека на морскну просторах. До 1980 года Всемирный День моря отмечался 17 мар та, потом решили проводить его в последнюю пятницу сентября. В этом году деви’з Дня «Управление судном в обеспечении безопасности на море и предотвращении за грязнения». — А почем у именно та ко й девиз? — Первая его часть, види мо, ясна: грамотное управ ление судном — основа безопасного мореплавания. Что касается второй части девиза, то сейчас проблемы экологии вышли за рамки стран и регионов, стали об щепланетными. Несмотря на тэ. что документы, приня тые на Брюссельской конфе ренции. действуют более двадцати лет, загрязнение океана не только не умень шилось, но даже увеличи лось. И всему виной чело век. Достаточно напомнить о крупных авариях нефтя ных вышек у берегов Норве гии, когда очень много нефти разлилось по поверхности моря. Пока еще нет научного надежное море объяснения мас-совой гибели тюленей в Северном море, однако многие ученые счита ют причиной загрязнение его отходами химических пред приятий, расположенных на побережье Норвегии и Шве ции. — А в чем вы видите связь меж ду чистотой океана и безо пасным мореплаванием? — Прежде всего безава рийное плавание — залог чи стоты моря. Вспомним ава рию танкера в районе побе режья Англии, какие потери были тогда! А необъявленная война между Ираном и И ра ком? Ведь это она повлекла за собой загрязнение Персид ского залива. Примеров мож но привести немало. Поэто- му-то к судам предъявляются жесткие требования в плане и безаварийной их работы, и исключения загрязнения мо рей отходами деятельности экипажей. — Мне вспомнил ся м у рм а н с к и й семинар представителей стран Северо -А тлантичесно го бассейна , ко гда шел больш ой ра з го вор об э ко л о ги и . Замести тель н а ч а л ь н и ка управления по гидром е теороло гии и к о н т ролю природ ной среды А . В. Семенов с ка зал , что с водами Гольф стрима ш Баренцево мо ре по с тупае т немало вредны х веществ о т п р е д п р и я ти й , ра с п о л ож е нны х на бере гах Норве ги и , А н гл и и , Исландии . А Барен цево море мелкое , тем пера тура воды в нем н и з ка я , ч то замед ляет процессы ра зл ож ения э ти х веществ. И ным и словами , Со ве тс кий Союз серьезно озабочен э ко л о ги ч е с ки м и проблемами . Ка ко в а роль наш ей с траны в деятельности ИМО? — Надо сказать, что про блема охраны морской среды была названа в числе важ нейших на таких представи тельных форумах, как Сток гольмская конференция ООН по окружающей среде, Хель синкское совещание по безо пасности и сотрудничеству в Европе, третья Международ ная конференция ООН по морскому праву. В настоя щее время этой проблемой занимаются более пятидесяти международных организаций. В 1973 году была принята международная конвенция по предотвращению загрязне ния моря с судов, через пять лет она была дополнена Про токолом. Эта конвенция по требовала пересмотра ранее действовавших нормативных документов, на всех судах ужесточились меры, охраня ющие море от нефтепродук тов, мусора и т. д. Конечно же, во всех этих мероприятиях Советский Со юз принимает самое активное частие. Например, практиче- кн все суда Северного бас сейна оснащены средствами предотвращения загрязнения моря либо сборным танком И системой очистки нефтесо держащих вод. — Павел Васильевич , вернем ся к девизам Дней моря. Зна чи т, к а к я по ним аю , в этом го ду на второй план у хо д я т та кие а с п е к ты , к а к , с каж ем , по и с к и спасание на водах — де виз Д ня моря 1985 года. — Не совсем так. Еще в 1979 году была принята Международная конвенция по поиску и спасанию на мо ре. Наша страна была одной из инициативных и активных участниц в разработке гло бальной системы, членом международной организации спутниковой с в я з и ИНМАРСАТ , участвует в ксплуатации системы ОСПАС — САРСАТ (кос- I В мическая система поиска ава рийных судов и самолетов). И в соответствии с требова ниями конвенции ВРПО «Севрыба», начиная с прош лого года, оснастило уже 95 крупнотоннажных промысло вых судов системами КОСПАС — САРСАТ. Месяц назад в рамках кон венции в Баренцевом море прошли. совместные совет ско-норвежские учения по по иску «пропавших без вести» и спасению «терпящих бедст вие» людей. Руководили уче ниями инспектор спасательно го центра порта Будё (Нор вегия) Рольф Иохансон и начальники АСПТР торгово го порта В. В. Панов и рыб ного порта К. Г. Янчев. При нимали участие экипажи спа сательных судов двух стран. И было решено продолжать совместную работу в этом на правлении. — Вы у п о м я н у л и слово «ава рия» . К а к у нас на Северном бассейне сейчас обстоят дела? — За последние 2,5 года аварийность значительно снизилась (в сравнении с пре дыдущей пятилеткой). При чем снижение отмечаем мы и по серьезности происшествий, и по сумме ущерба. Напри мер, по навигационной ава рийности общие убытки уменьшились с 4,7 миллио на рублей в начале пятилет ки до 1 миллиона рублей в прошлом году, а в нынеш нем — до 213 тысяч рублей за 6 месяцев. — Павел Васильевич , к а к б у дет о тмечаться на нашем бас сейне В сем ирны й Д ень моря? — Заранее был разрабо тан план и разослан на все суда и предприятия «Севры- бы». Уже прошли занятия у моряков на темы безопасно сти мореплавания, защиты моря, выполнения морских конвенций. Сейчас продолжа ется месячник безопасности мореплавания, в ходе его идет проверка готовности флота к работе в осенне-зим ний период. На учебных су дах, в морских училищах оформлены стенды о Всемир ном Дне моря-88. На судах пройдут собрания, посвящен ные этой дате. Министерство предлагает обсудить М ИНИСТЕРСТВО РЫБНОГО хозяйства СССР и ЦК профсоюза работников рыбно го хозяйства обратились к трудовым коллективам пред приятий, флотов, экипажам су дов с предложением обсудить положение дел с охраной труда и обеспечением безава рийной эксплуатации флота. В обращении говорится о том, что в отрасли еще неред ки чрезвычайные происшест вия, происходят несчастные случаи на производстве, ааа- рии судов, гибнут люди. Уже в нынешнем году тра гические случаи гибели лю дей на производстве произо шли на Владивостокской базе тралового и рефрижератор ного флота, Дальневосточной базе флота, Находкинской базе активного морского рыболов ства, во Владивостокском, На ходкинском, Рижском и Холм- ском морских рыбных портах, «Магаданрыбпроме», Незель- ской базе тралового флота, на базе сейнерного флота имени Надибаидзе, рыбзаводах «По пов» и Хайлюлинский, Южно- Курильском рыбокомбинате, Клайпедской базе океаниче- Труд без риска ского рыболовства и тралового флота, Калининградской базе тралового флота, Калининград ском и Клайпедском рыбоком бинатах, «Мурманрыбпроме», «Карелрыбпроме», Мурман ском траловом флоте, автоба зе «Севрыбы» и многих других предприятиях и рыболовецких колхозах бассейнов страны. За этот же период из-за ава рий погибли два судна: в Сов- гаваньской базе океанического рыболовства и «Магаданрыб проме». А всего произошли 22 аварии. И хотя в прошлом го ду их было на 7 больше, тех нические убытки резко возрос ли: 2 миллиона 206 тысяч рублей против 857 тысяч руб лей в прошлом году. «Отличи лись» «Дальрыба» и «Севры ба». Самое печальное, как пока- зыаают результаты анализа причин несчастных случаев и ааарий, состоит в том, что только 10,2 процента их были вызваны конструктивными не достатками механизмов и о б о рудования, несовершенством технологических процессов. А главным^ причинами были лю ди. Здесь и недобросовестное отношение к выполнению слу жебных обязанностей, и на рушения дисциплины. Так, по чти треть погибших на произ водстве в этом году — люди, находившиеся на работе в состоянии алкогольного опья нения. Каждый несчастный случай на производстве — это преж де всзго трагедия для постра давшего, его родных и близ ких. Но это и большие эконо мические потери для предпри ятия, ведь несчастный случай, авария нарушают ритм произ водства, снижают его эффек тивность. В нынешнем году только суммы выплат из-за производственного травматиз ма — по листкам временной нетрудоспособности, возмеще ние ущерба в сзязи с инвалид ностью, потерей кормильцев — составила в отрасли более двух миллионов рублей. В ус ловиях полного хозрасчета р е зко обостряется действие убыт ков на экономические резуль таты работы коллектива и бла госостояние его членов. В обращении Министерства рыбного хозяйства СССР и ЦК профсоюза работников рыбно го хозяйства предлагается дать критическую оценку ру ководителям и другим долж ностным лицам, которые не выполняют требования к с о зданию условий для безопас ного труда. Надо дать анало гичную оценку и рабочим, и морякам, нарушающим трудо вую и производственную дис циплину, требования безопас ного ведения работ, а тем са мым сбивают трудовой ритм, подвергают опасности себя и товарищей. В отрасли не должно быть ни аварий, ни несчастных слу- чаез! 23сентября198 года Письмо из ЦК проф сою з В интересах рыбаков После то го ка н в еж енед ел ьни ке был о п ублино ван п р о е к т Поло ж е н и я о реж им е рабоче го времени и времени о тды ха плавсостава с у дов флота ры бной п р ом ы ш л е н н о сти («РМ», 1988, № 7), в реданцию по то ком пош ли о т к л и к и , предло ж е н и я м о р я ко в . П ож ал уй , не оста лось ни одно го ко л л е к ти в а , ното- ры й бы обошел вниманием э то т д о кум е н т . Отдел пром ры боловства «Ры бно го М урмана» , вним а тел ь но и з у ч и в предлож ения м ор я ко в , б о л ьш ую и х ча с ть под го товил к п у б л и к а ц и и и га зе ты , а т а к ж е не о п уб л и ко в а н ны е о т к л и к и н а п р а вил в адрес М ини стер ства ры бно го х о зя й с тв а СССР и ЦК о траслево го проф сою за . Но понимая в аж н о с ть о б с уж д а емого д о кум ен та , мы реш или вос пользова ться предоставивш ейся в о зм ож но с тью и п о го в о ри ть с з а ведующей отделом прои звод с твен ной работы и зарабо тной пла ты ЦК проф сою за Г. С. Ш аповаловой , прие хавш ей в М урм а н с к на сем и нар . И н тервью с Г. С. Ш апо вало вой было о п уб л и ко в а н о в еж ене дельни ке 25 июля 1988 гЗзда. Однако в нем были д о п у щ ены не ко торы е не точности . Поэтому сегодня мы предла га ем ваш ем у в н им анию письмо Г. С. Ш аповаловой , исправляющ ее ош и б ки предыдущ ей п уб л и кац и и . Здесь ж е Галина Сергеевна о твеча ет на вопрос ж е н ры б а ко в . * * * Хочу сообщить, что проект Положения о режиме рабочего времени и времени отдыха плав состава судов флота рыбной промышленности, о котором мы вели речь, рассмотрен 27 июля этого года на расширенной кол легии Минрыбхоза СССР . Пос ле чего он передан на утверж дение в Госкомитет СССР по труду и заработной плате и ВЦСПС. Мы надеемся, что По ложение будет утверждено во- втором полугодии. Третий вопрос мне был за дан следующим образом: будет ли отменен норматив фонда за работной платы цо судам для определения штатных расписа ний? Сейчас мы готовим письмо о том, чтобы дать право с у д а ч а - дельцу (по согласованию с ка питаном, советом экипажа) -са мому определять штатное распи сание судна в зависимости от его технического состояния, за дач рейса, не связывая его рам ками нормативного фонда зара ботной платы, утвержденного по типу судна. В то же время с судовладельца не снимается от ветственность по контролю за расходованием фонда заработ ной платы в целом по предприя тию. Никакого права (о котором написано в газете) изменять оклады членам экипажа судна ни капитану, ни судовладельцу не может быть дано, так как ок лады утверждены постановле нием ЦК КПСС. Совета Минист ров СССР и ВЦСПС от 17 сен тября 1986 года. В настоящее время от рыба ков всех бассейнов, в том чис ле и Северного, поступает много писем о возможности предоставления женам рыба ков двухнедельного отпуск*|без сохранения заработной платы для встречи с супругами в пери од стоянки судов в портах СССР , как это определено для жен моряков морского флота. Хочу подчеркнуть, что .соот ветствующее письмо Госкомтру да и ВЦСПС не обязывает ру ководителей предприятий, а только рекомендует им при об ращении жены моряка с прось бой об отпуске без сохранения заработной платы изыскивать возможности для удовлетворе ния просьбы и рассматривать причину предоставления подоб ного отпуска как. уважитель ную. Министерство рыбного хозяй ства СССР и ЦК профсоюза об ратились в Госкомтруд СССР и ВЦСПС с просьбой о распрост ранении действия вышеуказан ного письма на жен плавсоста ва оаботннков рыбного хозяй ства СССР . Сейчас этот вопрос находится на рассмотрении. Г. ШАПОВАЛОВА, заведующая отделом прои з водственной работы и зара ботной платы ЦК профсоюза. рыбныймурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz