Рыбный Мурман. 1988 г. Сентябрь.

6 Чистое море Безопасность мореплавания Всемирный День моря отмечается нынче международной общественностью в одиннадцатый раз. Наш корреспондент в канун этой даты встретился с начальником отдела морепла­ вания, связи и электрорадионавигации Всесоюзного рыбопро­ мышленного объединения «Севрыба» П. В. ВИНОГРАДОВЫМ и попросил ответить на ряд вопросов. — Павел Васильевич , к а ж д ы й год В сем ирны й День моря п р о ­ хо д и т под ра зны м и девизами . Почему? — Общая тема всех Дне» — «З а повышение безопасно­ сти судоходства и чистоту океана». Но в каждом году оргкомитет ИМО делает ак­ цент на наиболее важном ас­ пекте для этого периода. — и м о — это... — Тогда начнем с начала: 'в 1958 году при Организации Объединенных Наций была создана Межправительствен­ ная морская консультативная организация — ИМ КО. Че­ рез 24 года работы она бы­ ла переименована в ИМО — аббревиатура из начальных букв английского названия организации. В ИМО три комитета по безопасности на море, юридический и эколо­ гический. 11 лет назад на X ассамблее ИМ КО было при­ нято решение об установле­ нии Дня моря — с тем что­ бы привлечь внимание миро­ вой общественности к проб­ лемам безопасной деятельт ности человека на морскну просторах. До 1980 года Всемирный День моря отмечался 17 мар­ та, потом решили проводить его в последнюю пятницу сентября. В этом году деви’з Дня «Управление судном в обеспечении безопасности на море и предотвращении за­ грязнения». — А почем у именно та ко й девиз? — Первая его часть, види­ мо, ясна: грамотное управ­ ление судном — основа безопасного мореплавания. Что касается второй части девиза, то сейчас проблемы экологии вышли за рамки стран и регионов, стали об­ щепланетными. Несмотря на тэ. что документы, приня­ тые на Брюссельской конфе­ ренции. действуют более двадцати лет, загрязнение океана не только не умень­ шилось, но даже увеличи­ лось. И всему виной чело­ век. Достаточно напомнить о крупных авариях нефтя­ ных вышек у берегов Норве­ гии, когда очень много нефти разлилось по поверхности моря. Пока еще нет научного надежное море объяснения мас-совой гибели тюленей в Северном море, однако многие ученые счита­ ют причиной загрязнение его отходами химических пред­ приятий, расположенных на побережье Норвегии и Шве­ ции. — А в чем вы видите связь меж ду чистотой океана и безо­ пасным мореплаванием? — Прежде всего безава­ рийное плавание — залог чи­ стоты моря. Вспомним ава­ рию танкера в районе побе­ режья Англии, какие потери были тогда! А необъявленная война между Ираном и И ра­ ком? Ведь это она повлекла за собой загрязнение Персид­ ского залива. Примеров мож­ но привести немало. Поэто- му-то к судам предъявляются жесткие требования в плане и безаварийной их работы, и исключения загрязнения мо­ рей отходами деятельности экипажей. — Мне вспомнил ся м у рм а н ­ с к и й семинар представителей стран Северо -А тлантичесно го бассейна , ко гда шел больш ой ра з го вор об э ко л о ги и . Замести ­ тель н а ч а л ь н и ка управления по гидром е теороло гии и к о н т ­ ролю природ ной среды А . В. Семенов с ка зал , что с водами Гольф стрима ш Баренцево мо ­ ре по с тупае т немало вредны х веществ о т п р е д п р и я ти й , ра с ­ п о л ож е нны х на бере гах Норве­ ги и , А н гл и и , Исландии . А Барен ­ цево море мелкое , тем пера тура воды в нем н и з ка я , ч то замед­ ляет процессы ра зл ож ения э ти х веществ. И ным и словами , Со­ ве тс кий Союз серьезно озабочен э ко л о ги ч е с ки м и проблемами . Ка ко в а роль наш ей с траны в деятельности ИМО? — Надо сказать, что про­ блема охраны морской среды была названа в числе важ­ нейших на таких представи­ тельных форумах, как Сток­ гольмская конференция ООН по окружающей среде, Хель­ синкское совещание по безо­ пасности и сотрудничеству в Европе, третья Международ­ ная конференция ООН по морскому праву. В настоя­ щее время этой проблемой занимаются более пятидесяти международных организаций. В 1973 году была принята международная конвенция по предотвращению загрязне­ ния моря с судов, через пять лет она была дополнена Про­ токолом. Эта конвенция по­ требовала пересмотра ранее действовавших нормативных документов, на всех судах ужесточились меры, охраня­ ющие море от нефтепродук­ тов, мусора и т. д. Конечно же, во всех этих мероприятиях Советский Со­ юз принимает самое активное частие. Например, практиче- кн все суда Северного бас­ сейна оснащены средствами предотвращения загрязнения моря либо сборным танком И системой очистки нефтесо­ держащих вод. — Павел Васильевич , вернем ­ ся к девизам Дней моря. Зна ­ чи т, к а к я по ним аю , в этом го ­ ду на второй план у хо д я т та ­ кие а с п е к ты , к а к , с каж ем , по ­ и с к и спасание на водах — де­ виз Д ня моря 1985 года. — Не совсем так. Еще в 1979 году была принята Международная конвенция по поиску и спасанию на мо­ ре. Наша страна была одной из инициативных и активных участниц в разработке гло­ бальной системы, членом международной организации спутниковой с в я з и ИНМАРСАТ , участвует в ксплуатации системы ОСПАС — САРСАТ (кос- I В мическая система поиска ава­ рийных судов и самолетов). И в соответствии с требова­ ниями конвенции ВРПО «Севрыба», начиная с прош­ лого года, оснастило уже 95 крупнотоннажных промысло­ вых судов системами КОСПАС — САРСАТ. Месяц назад в рамках кон­ венции в Баренцевом море прошли. совместные совет­ ско-норвежские учения по по­ иску «пропавших без вести» и спасению «терпящих бедст­ вие» людей. Руководили уче­ ниями инспектор спасательно­ го центра порта Будё (Нор­ вегия) Рольф Иохансон и начальники АСПТР торгово­ го порта В. В. Панов и рыб­ ного порта К. Г. Янчев. При­ нимали участие экипажи спа­ сательных судов двух стран. И было решено продолжать совместную работу в этом на­ правлении. — Вы у п о м я н у л и слово «ава­ рия» . К а к у нас на Северном бассейне сейчас обстоят дела? — За последние 2,5 года аварийность значительно снизилась (в сравнении с пре­ дыдущей пятилеткой). При­ чем снижение отмечаем мы и по серьезности происшествий, и по сумме ущерба. Напри­ мер, по навигационной ава­ рийности общие убытки уменьшились с 4,7 миллио­ на рублей в начале пятилет­ ки до 1 миллиона рублей в прошлом году, а в нынеш­ нем — до 213 тысяч рублей за 6 месяцев. — Павел Васильевич , к а к б у ­ дет о тмечаться на нашем бас ­ сейне В сем ирны й Д ень моря? — Заранее был разрабо­ тан план и разослан на все суда и предприятия «Севры- бы». Уже прошли занятия у моряков на темы безопасно­ сти мореплавания, защиты моря, выполнения морских конвенций. Сейчас продолжа­ ется месячник безопасности мореплавания, в ходе его идет проверка готовности флота к работе в осенне-зим­ ний период. На учебных су­ дах, в морских училищах оформлены стенды о Всемир­ ном Дне моря-88. На судах пройдут собрания, посвящен­ ные этой дате. Министерство предлагает обсудить М ИНИСТЕРСТВО РЫБНОГО хозяйства СССР и ЦК профсоюза работников рыбно ­ го хозяйства обратились к трудовым коллективам пред ­ приятий, флотов, экипажам су­ дов с предложением обсудить положение дел с охраной труда и обеспечением безава­ рийной эксплуатации флота. В обращении говорится о том, что в отрасли еще неред­ ки чрезвычайные происшест­ вия, происходят несчастные случаи на производстве, ааа- рии судов, гибнут люди. Уже в нынешнем году тра­ гические случаи гибели лю­ дей на производстве произо­ шли на Владивостокской базе тралового и рефрижератор­ ного флота, Дальневосточной базе флота, Находкинской базе активного морского рыболов­ ства, во Владивостокском, На­ ходкинском, Рижском и Холм- ском морских рыбных портах, «Магаданрыбпроме», Незель- ской базе тралового флота, на базе сейнерного флота имени Надибаидзе, рыбзаводах «По­ пов» и Хайлюлинский, Южно- Курильском рыбокомбинате, Клайпедской базе океаниче- Труд без риска ского рыболовства и тралового флота, Калининградской базе тралового флота, Калининград­ ском и Клайпедском рыбоком­ бинатах, «Мурманрыбпроме», «Карелрыбпроме», Мурман­ ском траловом флоте, автоба­ зе «Севрыбы» и многих других предприятиях и рыболовецких колхозах бассейнов страны. За этот же период из-за ава­ рий погибли два судна: в Сов- гаваньской базе океанического рыболовства и «Магаданрыб­ проме». А всего произошли 22 аварии. И хотя в прошлом го­ ду их было на 7 больше, тех­ нические убытки резко возрос ­ ли: 2 миллиона 206 тысяч рублей против 857 тысяч руб­ лей в прошлом году. «Отличи­ лись» «Дальрыба» и «Севры­ ба». Самое печальное, как пока- зыаают результаты анализа причин несчастных случаев и ааарий, состоит в том, что только 10,2 процента их были вызваны конструктивными не­ достатками механизмов и о б о ­ рудования, несовершенством технологических процессов. А главным^ причинами были лю­ ди. Здесь и недобросовестное отношение к выполнению слу­ жебных обязанностей, и на­ рушения дисциплины. Так, по­ чти треть погибших на произ­ водстве в этом году — люди, находившиеся на работе в состоянии алкогольного опья­ нения. Каждый несчастный случай на производстве — это преж­ де всзго трагедия для постра­ давшего, его родных и близ­ ких. Но это и большие эконо­ мические потери для предпри­ ятия, ведь несчастный случай, авария нарушают ритм произ­ водства, снижают его эффек­ тивность. В нынешнем году только суммы выплат из-за производственного травматиз­ ма — по листкам временной нетрудоспособности, возмеще­ ние ущерба в сзязи с инвалид­ ностью, потерей кормильцев — составила в отрасли более двух миллионов рублей. В ус­ ловиях полного хозрасчета р е ­ зко обостряется действие убыт­ ков на экономические резуль­ таты работы коллектива и бла­ госостояние его членов. В обращении Министерства рыбного хозяйства СССР и ЦК профсоюза работников рыбно­ го хозяйства предлагается дать критическую оценку ру­ ководителям и другим долж­ ностным лицам, которые не выполняют требования к с о ­ зданию условий для безопас­ ного труда. Надо дать анало­ гичную оценку и рабочим, и морякам, нарушающим трудо­ вую и производственную дис­ циплину, требования безопас­ ного ведения работ, а тем са­ мым сбивают трудовой ритм, подвергают опасности себя и товарищей. В отрасли не должно быть ни аварий, ни несчастных слу- чаез! 23сентября198 года Письмо из ЦК проф сою з В интересах рыбаков После то го ка н в еж енед ел ьни ­ ке был о п ублино ван п р о е к т Поло ­ ж е н и я о реж им е рабоче го времени и времени о тды ха плавсостава с у ­ дов флота ры бной п р ом ы ш л е н н о ­ сти («РМ», 1988, № 7), в реданцию по то ком пош ли о т к л и к и , предло ­ ж е н и я м о р я ко в . П ож ал уй , не оста ­ лось ни одно го ко л л е к ти в а , ното- ры й бы обошел вниманием э то т д о кум е н т . Отдел пром ры боловства «Ры бно го М урмана» , вним а тел ь ­ но и з у ч и в предлож ения м ор я ко в , б о л ьш ую и х ча с ть под го товил к п у б л и к а ц и и и га зе ты , а т а к ж е не ­ о п уб л и ко в а н ны е о т к л и к и н а п р а ­ вил в адрес М ини стер ства ры бно го х о зя й с тв а СССР и ЦК о траслево ­ го проф сою за . Но понимая в аж н о с ть о б с уж д а ­ емого д о кум ен та , мы реш или вос­ пользова ться предоставивш ейся в о зм ож но с тью и п о го в о ри ть с з а ­ ведующей отделом прои звод с твен ­ ной работы и зарабо тной пла ты ЦК проф сою за Г. С. Ш аповаловой , прие хавш ей в М урм а н с к на сем и ­ нар . И н тервью с Г. С. Ш апо вало ­ вой было о п уб л и ко в а н о в еж ене ­ дельни ке 25 июля 1988 гЗзда. Однако в нем были д о п у ­ щ ены не ко торы е не точности . Поэтому сегодня мы предла га ­ ем ваш ем у в н им анию письмо Г. С. Ш аповаловой , исправляющ ее ош и б ки предыдущ ей п уб л и кац и и . Здесь ж е Галина Сергеевна о твеча ­ ет на вопрос ж е н ры б а ко в . * * * Хочу сообщить, что проект Положения о режиме рабочего времени и времени отдыха плав­ состава судов флота рыбной промышленности, о котором мы вели речь, рассмотрен 27 июля этого года на расширенной кол­ легии Минрыбхоза СССР . Пос­ ле чего он передан на утверж­ дение в Госкомитет СССР по труду и заработной плате и ВЦСПС. Мы надеемся, что По­ ложение будет утверждено во- втором полугодии. Третий вопрос мне был за­ дан следующим образом: будет ли отменен норматив фонда за ­ работной платы цо судам для определения штатных расписа­ ний? Сейчас мы готовим письмо о том, чтобы дать право с у д а ч а - дельцу (по согласованию с ка­ питаном, советом экипажа) -са­ мому определять штатное распи­ сание судна в зависимости от его технического состояния, за ­ дач рейса, не связывая его рам­ ками нормативного фонда зара­ ботной платы, утвержденного по типу судна. В то же время с судовладельца не снимается от­ ветственность по контролю за расходованием фонда заработ­ ной платы в целом по предприя­ тию. Никакого права (о котором написано в газете) изменять оклады членам экипажа судна ни капитану, ни судовладельцу не может быть дано, так как ок­ лады утверждены постановле­ нием ЦК КПСС. Совета Минист­ ров СССР и ВЦСПС от 17 сен­ тября 1986 года. В настоящее время от рыба­ ков всех бассейнов, в том чис­ ле и Северного, поступает много писем о возможности предоставления женам рыба­ ков двухнедельного отпуск*|без сохранения заработной платы для встречи с супругами в пери­ од стоянки судов в портах СССР , как это определено для жен моряков морского флота. Хочу подчеркнуть, что .соот­ ветствующее письмо Госкомтру­ да и ВЦСПС не обязывает ру­ ководителей предприятий, а только рекомендует им при об ­ ращении жены моряка с прось­ бой об отпуске без сохранения заработной платы изыскивать возможности для удовлетворе­ ния просьбы и рассматривать причину предоставления подоб­ ного отпуска как. уважитель­ ную. Министерство рыбного хозяй­ ства СССР и ЦК профсоюза об­ ратились в Госкомтруд СССР и ВЦСПС с просьбой о распрост­ ранении действия вышеуказан­ ного письма на жен плавсоста­ ва оаботннков рыбного хозяй­ ства СССР . Сейчас этот вопрос находится на рассмотрении. Г. ШАПОВАЛОВА, заведующая отделом прои з ­ водственной работы и зара­ ботной платы ЦК профсоюза. рыбныймурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz