Рыбный Мурман. 1988 г. Сентябрь.
4 Хозяйственный механизм перестройки: Слово — министру рыбного хозяйства СССР Развивать кооперативы и арендный подряд Один из путей решения Продовольственной програм мы — внедрение разнообраз ных форм подрядного, коопе ративного труда путем пере дачи в аренду рыбакам основ ных фондов на договорных началах. Оно не требует ка питальных вложений, дли тельного времени для органи зации производства. В этом убеждает практика сельского хозяйства. Вы знаете, как сложно на большом заводе разместить заказы на производство меха низмов, деталей мелкими пар тиями. Всем известны трудно сти, связанные с выполнени ем небольших по объему про ектных, строительных и ре монтных ' работ. *Хорошим • подспорьем здесь могли бы стать кооперативные органи зации, способные разумно до полнить основное производств. во. Однако развивается коопе ративное движение, у нас еще. очень медленно. Сегодня в отрасли существует всего лишь 54 кооператива, в кото рых занято около 500 чело век. Причем все они специа лизируются в основном на вы пуске товаров народного по требления из отходов произ водства, оказании платных-. услуг по ремонту бытовой техники, в общественном пи тании. Это дело нужное! Н о также нужно создавать и такие кооперативы, к при меру, как «Океан», на базе сейнерного флота им. Нади- баидзе. Его небольшой кол лектив — всего четыре чело века — занимается заготов кой и переработкой отходов ламинарии. «Океан» намерен выпускать за сезон до 300 тонн ценнейшего продукта — альгината натрия — и до 200 тонн белковых минераль ных добавок для животновод ства. Эффективно начал работать и кооператив «Форель» в Эс тонии, создатели которого за нимаются выпуском делика тесных пресервов. На наш взгляд, выгодно было бы нацелить подрядные и семейные звенья, бригады на сбор и заготовку агароност ных водорослей, производство сухой морской капусты высо ких кондиций. А мелкие ры бацкие кооперативы могли бы способствовать увеличе нию добычи рыбы во внут ренних водоемах. Они могут существовать на базе, например, убыточных и низкорентабельных рыбо ловецких колхозов, которых насчитывается сегодня 105, а кооперативы по переработ ке и реализации — на базе экономически слабых госу дарственных предприятий. Целесообразно было бы ор ганизовать с их помощью пе реработку шкур морского зве ря и пошив меховых и коже венных изделий, тем более что объединения «Севрыба», «Дальрыба» сами не могут наладить сбыт кожевенного >сырья. Мы много говорим о проб леме вылова лососей на ма лых, реках. А ведь решение есть! Рыболовецкие колхозы Дальнего Востока могли бы организовать хозрасчётные временные бригады (звенья) на кооперативной основе но добыче и простейшей обра ботке лосося в труднодоступ ных районах, ' особенно в устьях рек. Почему же так медленно разрастается в отрасли коо перативное движение! Потому что сталкивается с пассивно стью, а порой и открытым Цены плюс интересы О т ДОЛГОВ — « к прибыли Около 400 тысяч рублей убыт ков запланировано привезти из очередного рейса плавбазе «Маточкин Шар» управления «Севрыбхолодфлот». Какие меры необходимо принять, что бы судно стало рентабельным! На м о т вопрос редакция по . просила ответить капитана-ди- ректора Владимира Григорье вича ДЕШЕНЕВА. — Вот уже во второй раз мы идем в рейс по принципу хоз расчета, в сокращенном вари анте. И в первом, когда три меся ца работали в Баренцевом мо_ ре, были запрограммированы убытки. Однако постарались и не только покрыли их, но и привезли почти полмиллиона рублей прибыли. Сейчас идем в район ЦВА. Сумеем ли покрыть расходы? Сказать трудно. От нас здесь мало что зависит. Да, коллек тив будет, как всегда, стре миться выполнить намеченное. Однако вот что смущает. Известно, что оптовая цена трески 1050 рублей за тонну, сардины — примерно 250. Именно столько мы платим промысловикам, закупая у них рыбу на промпереработку. Од нако розничные цены на тот и другой вид продукции почти одинаков. Между прочим, если посмотреть вообще цены на товары, то они изменились поч ти все в сторону повышения, а вот на треску почему-то не ме нялись с 1939 года. Хотя извест но, что затраты на ее произ водство выросли, и значительно. Здесь явное несоответствие. Посмотрите, ведь почти во всех странах любая рыба сто ит намного дороже говяжьего или свиного мяса. У нас же все поставлено с ног на голо ву. Второй путь — это выпуск сверхпланового количества кон сервов. Да, консервы убыточ. ны, но до определенной мас сы. И мы можем изготовить их столько, сколько потребуется для покрытия расходов. Но планирование рейсового за дания построено так, что база не может сделать боль ше из-за малого количества банкотары. Здесь, видимо, на до накрепко увязать наши ин тересы и интересы тарного комбината. Другого пути нет. сопротивлением некоторых руководителей, которые видят у человека лишь стремление побольше заработать. Примечательна в этом смысле история создания ко оператива «Торос» в Мур манске, который намечает выпускать деликатесные пре сервы — сельдь филе-кусоч ки в различных соусах и за ливках, а также копченую и вяленую продукцию. Он был зарегистрирован в июне 1987 года, однако до сих пор не . приступил к работе. Хорошее дело заволокитили руководи тели Мурманского рыбокомби ната. Выделили кооператорам производственные площади, а затем отказали. «Торос» стал искать другой путь, при обрел списанное судно, на котором и планирует органи зовать производство. Но не тут-то было! Коопе раторам не дали места для . стоянки судна. Но они все же договорились с торговым портом. Тогда комбинат на шел новую уловку — не вы деляет сырье, оборудование, тару. Есть проблемы и со сбытом продукции. Вот яркий пример бюрократического от ношения управленцев к орга низации кооперативов! В своем выступлении в мае па совещании в ЦК КПСС М. С. Горбачев особо отме тил, что «наше требование ко всем — открыть дорогу под ряду, аренде, помочь инициа тивным людям, чтобы все пришло в движение». Есть хорошие примеры ра боты подрядных коллективов и в нашей отрасли. Напри- • мер, в судоремонте. Подрядный коллектив на судоремзаводе в Керчи воз главляется, как правило, ка питаном. В него, наряду с членами экипажа, входят спе циалисты-судоремонтники не обходимых профессий. Завод берет судно на весь период ремонта. Между его админи страцией и подрядным кол лективом заключается дого вор, по которому коллектив обязан выполнить весь комп лекс работ в установленный | J J A ДНЯХ первую партию рыбы реализовала ф е р ма по выращиванию радуж ной форели, что находится в селе Княжая Губа на берегу Белого моря. Бригадир Дмитрий Ф е д о р о вич Кулик, рыбмастера Алек сандр Иванович Антонов, Кон стантин Александрович Вер- хоушин, пенсионер Михаил Митрофанович Павлов — вот и весь коллектив. В прошлом году по их ини циативе, а также отдела внут ренних водоемов «Мурман рыбпрома», было решено взять 16 садков по выращива нию форели в Княжой губе и три — в губе Белой на коллективный подряд. Сказа но — сделано, и уже в прош лом году сумели передать в торговую сеть 10 тонн делика тесной рыбы. А в этом обеща ют продать в два раза больше. — У нас уже отработана схема, — рассказывает Д. Ф. Кулик, — с вечера на утро го товим корм, просеиваем его, так как качество оставляет же лать лучшего. Все вместе, все сообща, но есть и внутрикол- лективная специализация — Саша Антонов изготавливает садки, мы с Костей Верхоуши- кым ведем строительные ра боты. Когда-то здесь существова ла обычная бригада по вылову семги, но семги было совсем мало, поэтому и решили зани маться только выращиванием. срок п обеспечить сохран ность судна и судового иму щества." Оплата осуществля ется с применением КТУ, оп ределяемым ежемесячно со ветом трудового коллектива в зависимости от личного вкла да. Коллективный подряд — это мощный экономический метод управления, который не требует капитальных вло жений, и дает быструю отда чу и большой экономический эффект. Вот в Мурманском трало вом флоте так уже работают семь добывающих судов. Их экипажам предоставлено пра во самостоятельно принимать решения по передислокации из одного района промысла в другой, определять ассорти мент выпускаемой продукции. Фонд материального поощре ния судна зависит от суммы прибыли. Принципиально из менена система оплаты тру да. Рыбакам установлен ста бильны]"! норматив образова ния фонда оплаты труда на 1 рубль товарной продукции, что позволило максимально заинтересовать плавсостав в конечных результатах дея тельности и, что не менее важно, увязать механизм' формирования фонда заработ ной платы с его расходовани ем. Если взять показатели ра боты на подряде экипажа СТМ «Н. Репников» из Мур манска в опытном рейсе, "то видно, что они в среднем в 1,5 раза, а по црйбыли* более чем в 4 раза выше, чем пока затели работы однотипных судов в обычных рейсах. При чем заработная плата повы силась на !27 — 30 процентов и составила в среднем за ме сяц у капитана 1.612 рублей, у матроса II класса 887 руб лей. Особо хотел бы остано виться на арендном подряде. Его применение вполне воз можно на промысловых су дах. Здесь реализуется вто рая модель хозрасчета — фонд оплаты труда формиру ется в виде хозрасчетного до хода, остающегося после вы чета нз выручки, полученной от реализации продукции, всех затрат. Схема примерно такая: экипаж судна в лице капита на или совета экипажа заклю чает договор с администраци ей базы флота на аренду суд на на срок три-пять лет. По условиям договора экипаж судна обязан ежегодно добы вать определенное количест во рыбы и выпускать из нее продукцию установленного ассортимента и качества. Эта продукция покупается адми нистрацией по расчетным (договорным) ценам у экнп/fc жа. Экипаж нз вырученной суммы оплачивает стоимость аренды судна, орудий ло ва, промвооружения, топли ва, материалов и другие рас ходы, связанные с эксплуа тацией судна, создает ре монтный фонд, а остаток' ис пользует на оплату труда и удовлетворение социальных нужд экипажа. Это, конечно, примерная формула. Арендный подряд может применяться на всех судах, независимо от их на значения и типа, а также на береговых предприятиях*; ме жду подразделениями кото рых установлены хозрасчет ные отношения. Эта задача серьезная и требует большой подготови тельной работы. Экономиче ским службам необходимо все просчитать: и размеры арендной платы, и расчетные цены, и размеры ремонтного фонда, оплаты труда, чтобы была достигнута взаимнц? заинтересованность как эки пажа, так и судовладельца. Печально сознавать, что есть у нас руководители, ко торые не хотят, а порой и не способны работать по-новому. Чаще всего причина скрыто го сопротивления заключает ся в боязни взять на себя дополнительную ответствен ность. Н. КОТЛЯР, министр рыбного хозяйст ва СССР. Мал золотник... Ферма на Белом море «За двумя зайцами погонишь ся ни одного не поймаешь» — считает Д. Ф. Кулик. И все-таки... За внешним спокойствием бригадира скрывается и бес покойство. Взять те же корма. Их доставляют с Ростовского комбикормового завода. Но одна партия порой резко от личается по качеству от дру гой. Порой они мало пригод ны. А между тем их стоимость — 86 копеек за килограмм, плюс транспортные, накладные расходы... — Можно и нужно произво дить свои корма в Мурманске, на рыбокомбинате, — говорит- Д. Ф . Кулик. — Есть рецепту ра, разработанная ПИНРО, есть рыбмука — основной компо нент, да и пробные партии кормов выпускали, причем очень хорошего качества. Но на том дело стало. А жаль... Почти идеальные условия для роста форели здесь, в Княжой губе, — солоноватая вода, подъездная дорога. Од . нако находящееся рядом во дохранилище опресняет воду в садках, охлаждает ее. А вот в губе Белой вода на четыре градуса выше, солености в ней больше, значит, и растят ф о рель быстрее. . — Почему бы все садки не перевезти в губу Белую? — спросил я. — Не все так просто, — ветил бригадир. — А вдруг при перевозке посадочного материала будут потери? На до все проверить, не спешить, чтобы уже все было наверня ка. И потом там, в этом слу чае, надо рыбу замораживать,, чтобы довезти до потребителя. Опять же расходы, да и захо чется ли вам, например, поку пать мороженую форель, а не живую? Вот то-то и оно... Много планов у бригадира,' много и желаний. Хотелось бы ему создать здесь семейную ферму, поставить телефон, надежды на радиосвязь мало — проходимость радиоволн порой слабая. Мечтает и о небольшом насосе для воды. Уж очень громоздкий и с большой мощностью есть сей час у них, а нужен компакт ный. А ведь это деньги, кото рые умеют считать в подряд ной бригаде. Кстати, не только свои, но и государственные. Ю . СТЕПАНОВ. с. Княжая Губа. 23сентября188года 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz