Рыбный Мурман. 1988 г. Сентябрь.

4 Хозяйственный механизм перестройки: Слово — министру рыбного хозяйства СССР Развивать кооперативы и арендный подряд Один из путей решения Продовольственной програм­ мы — внедрение разнообраз­ ных форм подрядного, коопе­ ративного труда путем пере­ дачи в аренду рыбакам основ­ ных фондов на договорных началах. Оно не требует ка­ питальных вложений, дли­ тельного времени для органи­ зации производства. В этом убеждает практика сельского хозяйства. Вы знаете, как сложно на большом заводе разместить заказы на производство меха­ низмов, деталей мелкими пар­ тиями. Всем известны трудно­ сти, связанные с выполнени­ ем небольших по объему про­ ектных, строительных и ре­ монтных ' работ. *Хорошим • подспорьем здесь могли бы стать кооперативные органи­ зации, способные разумно до­ полнить основное производств. во. Однако развивается коопе­ ративное движение, у нас еще. очень медленно. Сегодня в отрасли существует всего лишь 54 кооператива, в кото­ рых занято около 500 чело­ век. Причем все они специа­ лизируются в основном на вы­ пуске товаров народного по­ требления из отходов произ­ водства, оказании платных-. услуг по ремонту бытовой техники, в общественном пи­ тании. Это дело нужное! Н о также нужно создавать и такие кооперативы, к при­ меру, как «Океан», на базе сейнерного флота им. Нади- баидзе. Его небольшой кол­ лектив — всего четыре чело­ века — занимается заготов­ кой и переработкой отходов ламинарии. «Океан» намерен выпускать за сезон до 300 тонн ценнейшего продукта — альгината натрия — и до 200 тонн белковых минераль­ ных добавок для животновод­ ства. Эффективно начал работать и кооператив «Форель» в Эс­ тонии, создатели которого за­ нимаются выпуском делика­ тесных пресервов. На наш взгляд, выгодно было бы нацелить подрядные и семейные звенья, бригады на сбор и заготовку агароност ных водорослей, производство сухой морской капусты высо­ ких кондиций. А мелкие ры­ бацкие кооперативы могли бы способствовать увеличе­ нию добычи рыбы во внут­ ренних водоемах. Они могут существовать на базе, например, убыточных и низкорентабельных рыбо­ ловецких колхозов, которых насчитывается сегодня 105, а кооперативы по переработ­ ке и реализации — на базе экономически слабых госу­ дарственных предприятий. Целесообразно было бы ор­ ганизовать с их помощью пе­ реработку шкур морского зве­ ря и пошив меховых и коже­ венных изделий, тем более что объединения «Севрыба», «Дальрыба» сами не могут наладить сбыт кожевенного >сырья. Мы много говорим о проб­ леме вылова лососей на ма­ лых, реках. А ведь решение есть! Рыболовецкие колхозы Дальнего Востока могли бы организовать хозрасчётные временные бригады (звенья) на кооперативной основе но добыче и простейшей обра­ ботке лосося в труднодоступ­ ных районах, ' особенно в устьях рек. Почему же так медленно разрастается в отрасли коо­ перативное движение! Потому что сталкивается с пассивно­ стью, а порой и открытым Цены плюс интересы О т ДОЛГОВ — « к прибыли Около 400 тысяч рублей убыт­ ков запланировано привезти из очередного рейса плавбазе «Маточкин Шар» управления «Севрыбхолодфлот». Какие меры необходимо принять, что­ бы судно стало рентабельным! На м о т вопрос редакция по . просила ответить капитана-ди- ректора Владимира Григорье­ вича ДЕШЕНЕВА. — Вот уже во второй раз мы идем в рейс по принципу хоз­ расчета, в сокращенном вари­ анте. И в первом, когда три меся­ ца работали в Баренцевом мо_ ре, были запрограммированы убытки. Однако постарались и не только покрыли их, но и привезли почти полмиллиона рублей прибыли. Сейчас идем в район ЦВА. Сумеем ли покрыть расходы? Сказать трудно. От нас здесь мало что зависит. Да, коллек­ тив будет, как всегда, стре­ миться выполнить намеченное. Однако вот что смущает. Известно, что оптовая цена трески 1050 рублей за тонну, сардины — примерно 250. Именно столько мы платим промысловикам, закупая у них рыбу на промпереработку. Од ­ нако розничные цены на тот и другой вид продукции почти одинаков. Между прочим, если посмотреть вообще цены на товары, то они изменились поч­ ти все в сторону повышения, а вот на треску почему-то не ме­ нялись с 1939 года. Хотя извест­ но, что затраты на ее произ­ водство выросли, и значительно. Здесь явное несоответствие. Посмотрите, ведь почти во всех странах любая рыба сто­ ит намного дороже говяжьего или свиного мяса. У нас же все поставлено с ног на голо­ ву. Второй путь — это выпуск сверхпланового количества кон­ сервов. Да, консервы убыточ. ны, но до определенной мас­ сы. И мы можем изготовить их столько, сколько потребуется для покрытия расходов. Но планирование рейсового за­ дания построено так, что база не может сделать боль­ ше из-за малого количества банкотары. Здесь, видимо, на­ до накрепко увязать наши ин­ тересы и интересы тарного комбината. Другого пути нет. сопротивлением некоторых руководителей, которые видят у человека лишь стремление побольше заработать. Примечательна в этом смысле история создания ко­ оператива «Торос» в Мур­ манске, который намечает выпускать деликатесные пре­ сервы — сельдь филе-кусоч­ ки в различных соусах и за­ ливках, а также копченую и вяленую продукцию. Он был зарегистрирован в июне 1987 года, однако до сих пор не . приступил к работе. Хорошее дело заволокитили руководи­ тели Мурманского рыбокомби­ ната. Выделили кооператорам производственные площади, а затем отказали. «Торос» стал искать другой путь, при­ обрел списанное судно, на котором и планирует органи­ зовать производство. Но не тут-то было! Коопе­ раторам не дали места для . стоянки судна. Но они все же договорились с торговым портом. Тогда комбинат на­ шел новую уловку — не вы­ деляет сырье, оборудование, тару. Есть проблемы и со сбытом продукции. Вот яркий пример бюрократического от­ ношения управленцев к орга­ низации кооперативов! В своем выступлении в мае па совещании в ЦК КПСС М. С. Горбачев особо отме­ тил, что «наше требование ко всем — открыть дорогу под­ ряду, аренде, помочь инициа­ тивным людям, чтобы все пришло в движение». Есть хорошие примеры ра­ боты подрядных коллективов и в нашей отрасли. Напри- • мер, в судоремонте. Подрядный коллектив на судоремзаводе в Керчи воз­ главляется, как правило, ка­ питаном. В него, наряду с членами экипажа, входят спе­ циалисты-судоремонтники не­ обходимых профессий. Завод берет судно на весь период ремонта. Между его админи­ страцией и подрядным кол­ лективом заключается дого­ вор, по которому коллектив обязан выполнить весь комп­ лекс работ в установленный | J J A ДНЯХ первую партию рыбы реализовала ф е р ­ ма по выращиванию радуж­ ной форели, что находится в селе Княжая Губа на берегу Белого моря. Бригадир Дмитрий Ф е д о р о ­ вич Кулик, рыбмастера Алек­ сандр Иванович Антонов, Кон­ стантин Александрович Вер- хоушин, пенсионер Михаил Митрофанович Павлов — вот и весь коллектив. В прошлом году по их ини­ циативе, а также отдела внут­ ренних водоемов «Мурман­ рыбпрома», было решено взять 16 садков по выращива­ нию форели в Княжой губе и три — в губе Белой на коллективный подряд. Сказа­ но — сделано, и уже в прош­ лом году сумели передать в торговую сеть 10 тонн делика­ тесной рыбы. А в этом обеща­ ют продать в два раза больше. — У нас уже отработана схема, — рассказывает Д. Ф. Кулик, — с вечера на утро го­ товим корм, просеиваем его, так как качество оставляет же­ лать лучшего. Все вместе, все сообща, но есть и внутрикол- лективная специализация — Саша Антонов изготавливает садки, мы с Костей Верхоуши- кым ведем строительные ра ­ боты. Когда-то здесь существова­ ла обычная бригада по вылову семги, но семги было совсем мало, поэтому и решили зани­ маться только выращиванием. срок п обеспечить сохран­ ность судна и судового иму­ щества." Оплата осуществля­ ется с применением КТУ, оп­ ределяемым ежемесячно со­ ветом трудового коллектива в зависимости от личного вкла­ да. Коллективный подряд — это мощный экономический метод управления, который не требует капитальных вло­ жений, и дает быструю отда­ чу и большой экономический эффект. Вот в Мурманском трало­ вом флоте так уже работают семь добывающих судов. Их экипажам предоставлено пра­ во самостоятельно принимать решения по передислокации из одного района промысла в другой, определять ассорти­ мент выпускаемой продукции. Фонд материального поощре­ ния судна зависит от суммы прибыли. Принципиально из­ менена система оплаты тру­ да. Рыбакам установлен ста­ бильны]"! норматив образова­ ния фонда оплаты труда на 1 рубль товарной продукции, что позволило максимально заинтересовать плавсостав в конечных результатах дея­ тельности и, что не менее важно, увязать механизм' формирования фонда заработ­ ной платы с его расходовани­ ем. Если взять показатели ра­ боты на подряде экипажа СТМ «Н. Репников» из Мур­ манска в опытном рейсе, "то видно, что они в среднем в 1,5 раза, а по црйбыли* более чем в 4 раза выше, чем пока­ затели работы однотипных судов в обычных рейсах. При­ чем заработная плата повы­ силась на !27 — 30 процентов и составила в среднем за ме­ сяц у капитана 1.612 рублей, у матроса II класса 887 руб­ лей. Особо хотел бы остано­ виться на арендном подряде. Его применение вполне воз­ можно на промысловых су ­ дах. Здесь реализуется вто­ рая модель хозрасчета — фонд оплаты труда формиру­ ется в виде хозрасчетного до­ хода, остающегося после вы­ чета нз выручки, полученной от реализации продукции, всех затрат. Схема примерно такая: экипаж судна в лице капита­ на или совета экипажа заклю­ чает договор с администраци­ ей базы флота на аренду суд­ на на срок три-пять лет. По условиям договора экипаж судна обязан ежегодно добы­ вать определенное количест­ во рыбы и выпускать из нее продукцию установленного ассортимента и качества. Эта продукция покупается адми­ нистрацией по расчетным (договорным) ценам у экнп/fc жа. Экипаж нз вырученной суммы оплачивает стоимость аренды судна, орудий ло­ ва, промвооружения, топли­ ва, материалов и другие рас­ ходы, связанные с эксплуа­ тацией судна, создает ре­ монтный фонд, а остаток' ис­ пользует на оплату труда и удовлетворение социальных нужд экипажа. Это, конечно, примерная формула. Арендный подряд может применяться на всех судах, независимо от их на­ значения и типа, а также на береговых предприятиях*; ме­ жду подразделениями кото­ рых установлены хозрасчет­ ные отношения. Эта задача серьезная и требует большой подготови­ тельной работы. Экономиче­ ским службам необходимо все просчитать: и размеры арендной платы, и расчетные цены, и размеры ремонтного фонда, оплаты труда, чтобы была достигнута взаимнц? заинтересованность как эки­ пажа, так и судовладельца. Печально сознавать, что есть у нас руководители, ко­ торые не хотят, а порой и не способны работать по-новому. Чаще всего причина скрыто­ го сопротивления заключает­ ся в боязни взять на себя дополнительную ответствен­ ность. Н. КОТЛЯР, министр рыбного хозяйст­ ва СССР. Мал золотник... Ферма на Белом море «За двумя зайцами погонишь­ ся ни одного не поймаешь» — считает Д. Ф. Кулик. И все-таки... За внешним спокойствием бригадира скрывается и бес­ покойство. Взять те же корма. Их доставляют с Ростовского комбикормового завода. Но одна партия порой резко от­ личается по качеству от дру­ гой. Порой они мало пригод­ ны. А между тем их стоимость — 86 копеек за килограмм, плюс транспортные, накладные расходы... — Можно и нужно произво­ дить свои корма в Мурманске, на рыбокомбинате, — говорит- Д. Ф . Кулик. — Есть рецепту­ ра, разработанная ПИНРО, есть рыбмука — основной компо­ нент, да и пробные партии кормов выпускали, причем очень хорошего качества. Но на том дело стало. А жаль... Почти идеальные условия для роста форели здесь, в Княжой губе, — солоноватая вода, подъездная дорога. Од . нако находящееся рядом во­ дохранилище опресняет воду в садках, охлаждает ее. А вот в губе Белой вода на четыре градуса выше, солености в ней больше, значит, и растят ф о ­ рель быстрее. . — Почему бы все садки не перевезти в губу Белую? — спросил я. — Не все так просто, — ветил бригадир. — А вдруг при перевозке посадочного материала будут потери? На­ до все проверить, не спешить, чтобы уже все было наверня­ ка. И потом там, в этом слу­ чае, надо рыбу замораживать,, чтобы довезти до потребителя. Опять же расходы, да и захо­ чется ли вам, например, поку­ пать мороженую форель, а не живую? Вот то-то и оно... Много планов у бригадира,' много и желаний. Хотелось бы ему создать здесь семейную ферму, поставить телефон, надежды на радиосвязь мало — проходимость радиоволн порой слабая. Мечтает и о небольшом насосе для воды. Уж очень громоздкий и с большой мощностью есть сей­ час у них, а нужен компакт­ ный. А ведь это деньги, кото­ рые умеют считать в подряд­ ной бригаде. Кстати, не только свои, но и государственные. Ю . СТЕПАНОВ. с. Княжая Губа. 23сентября188года 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz