Рыбный Мурман. 1988 г. Сентябрь.

ПНРПЛПЕПИ в помощь идеологическому активу и морякам загранплавания ----------------- № 17 ---------------— М О Ж Н О ЛИ приказом заставить командира вести последо- вательно и вдумчиво воспитательную работу и этим же приказом определить, ка к это делать! Конечно же, нет. Ф о рм и ­ рование убежденности — это, пожалуй, самое трудное в работе Людьми . собрание командного состава электромеханической службы судна, где механики отчитыва­ лись о выполнении личных творческих планов. Там выска- Закрытых тем нет Комсостав и перестройка На партийном собрании ком­ мунисты, командиры вели серь­ езный разговор о состоянии воспитательной работы в эки­ пажах. И решили, что успех здесь зависит от общественно­ го мнения членов экипажа, их интересов и запросов. И тут члены идеологической группы, •ктив судна столкнулись с серь­ езными трудностями. Первона­ чально коммунистам, руководи­ телям служб было поручено организовать работу по типу «Спрашивают члены экипажа — отвечает администрация судна». Причем договорились, что за­ крытых тем для обсуждения нет. Честно говоря, и я, и чле- идеологической группы на­ деялись, что польется поток вопросов. Но этого не произо­ шло. Моряки откровенно при­ знавались: «Мы к открытому разговору не привыкли, этому надо учиться». Пошли по другому пути. Иде­ ологическая группа разработа­ ла анкету для социологическо­ го анкетирования (анонимного) членов экипажа. Нельзя ска­ зать, что анкетирование с р аб о ­ тало на все сто процентов. Но результаты помогли во многом. Мы увидели, что командный состав стоит как бы особняком, мало уделяет внимания обще ­ нию с рядовыми членами эки­ пажа, не всегда чутко реагиру­ ет на вопросы, связанные с о р ­ ганизацией труда . и отдыха. Результаты нашего небольшого исследования показали, что по­ литическое информирование моряков, как составная часть пропагандистской работы, не­ гибко, не вызывает интерес, да и многие считают: морально­ психологический климат в кол­ лективе должен улучшаться. Для более о пер а ти вно го п о л и ­ т и ч е с к о го инф орм иро вания мы провели т е х н и ч е с к ую р е к о н ­ с т р у к ц и ю тр ан сл я ц и он н о й се­ ти , ф а ксим ил ьно й т е х н и к и , вне ­ д рили п р а к т и к у п о л и ти ч е с ки х обзоров по наиболее а к т у а л ь ­ ным вопросам , больше стали р а с с ка зы в а т ь о р а зв и ти и М у р ­ м а н с ко й области , п р и атом ис ­ пользовали м атериалы . под го ­ товленны е отделом за гр а н п л а - ■ания флота. Домом п о л и т п р о ­ свещения . Ком сом ольцы , моло ­ деж ь судна ор гани зовали моло ­ д еж ны й п о л и ти ч е с ки й кл уб «Диалог» . И первое его заседа ­ ние вылилось в о т кр о в е нны й ра з го вор о современной м у зы ­ ка л ь но й к у л ь т у р е молодого че­ ловека , об идеологическом им ­ м уни те те . Это тож е помогло нам в выборе форм общения , в по зн а н и и м нений , обоюдной оцен ке п о зи ц и й у ч а с т в ую щ и х в разговоре . Но не только в полемике от­ тачиваются мнения моряков, вырабатывается позиция коман­ диров. Вспоминается январское зывались мнения, что эта ф о р ­ ма работы заформализована, изжила себя, что достаточно безукоризненно выполнять Ус­ тав флота, а не плодить лиш­ нюю бумагу. Однако жизнь подвела нас к другому выводу. Три раза обсуждался в эки­ паже вопрос о переходе на но­ вое штатное расписание. Заин­ тересованность в этом была у многих членов экипажа, а ^от как принимать решение — так сбой. Сначала большинство — против, затем — нейтралитет большинства, наконец, против — только трое. Срабатывали боязнь новизны и отчасти не­ верие. После первых неудач командиры, члены идеологиче­ ской группы, судовой актив по­ говорили с людьми, разъясни­ ли перспективность нового де­ ла. Коллектив нацелился р а б о ­ тать в эксперименте со ста­ бильным экипажем, по услови­ ям низового хозрасчета, т. е. трудиться, видя перспективу развития. Люди осознанно при­ шли к решению практически реализовать вопрос о приобре­ тении смежных специальностей — карщиков,' лебедчиков и других. (Окончание на 4-й стр.) Моряк и таможня г ы г Н » 1 Сила инструкции ПОЛОЖ ЕНИЕ , в кото- « • • • 1 1 рое поставлен моряк, для гордости не дает основа­ ния» — так со страниц обла­ стной газеты сказал недавно известный мурманский пи­ сатель, не один год пропла­ вавший на судах Северного бассейна. С этим, безусловно, можно поспорить. И вместе с тем надо признать, что действи­ тельно множество существую­ щих сегодня ведомственных инструкций, приказов, правил и законодательных актов да­ ют пищу для подобных ут­ верждений. Нельзя сказать, что ниче­ го не делается. Только за по­ следнее время по линии го­ сударственного таможенного контроля отменено более 300 различных писем и инструк­ ций, упрощен порядок уволь­ нения моряков на берег в за­ рубежных портах, особенно социалистических стран, ре­ шается вопрос об упрощении порядка и сокращении сроков оформления допуска для ра­ боты на судах загранплава­ ния. Вместе с те.м сила инст­ рукции очень живуча. А ведь жизнь, как известно, не сто­ ит на месте. Законную иронию моряков давно вызывают понятия «морально-ущербные печат­ ные издания и материалы, видео- и магнитозаписи», «пределы личной потребно­ сти» и т. д. Кто и как это определяет? (Сейчас мы чи­ таем, слышим и видим десят­ ки произведений, некогда на­ ходившихся под запретом, привозим из-за рубежа то, что несколько лет назад во­ обще было неведомо совет­ скому человеку.) Как реализуется принцип «Что не запрещено, то раз­ решено» в организации тамо­ женного и пограничного конт­ роля при въезде и выезде из страны? Чем отличаются по­ требности моряка, который не чаще 1— 2 раз в год выходит в составе экипажа за грани­ цу, от «личных» потребно­ стей туриста, выезжающего за рубеж (тоже, кстати, один, а порой и два раза в год)? Нужны ли комиссии обще­ ственного досмотра на судах (или, как их именуют в на­ роде, «общественные тамож- живуча • • • ни»)? Дают ли они эффект? Если да, то почему это не на­ ходит своего отражения в таможенном законодательст­ ве? А ведь на сегодня • это один из «больных» вопросов. Производя досмотр личных вещей У членов экипажей си- лами комиссий общественно­ го досмотра, администрация судна по сути дела преступа­ ет правовые нормы и прин­ ципы Основного Закона СССР . Об этом не раз пи­ салось в популярных издани­ ях. В последнее время широ­ кое распространение на судах бассейна получило движение коллективной ответственно­ сти за высокую организован­ ность и дисциплину, недопу­ щение провоза предметов контрабанды, что, безусловно, дает свои положительные ре­ зультаты. Однако моряки идут на это без особой охоты: потерь, мол, здесь больше, чем при­ обретений. Да и сама коллек­ тивная гарантия там надеж­ нее, где коллективы стабиль­ ны, чего не скажешь о ры­ бацких экипажах. Да и нака­ зать за это гораздо проще, чем поощрить (кстати «П ро ­ фессионально - нравственный кодекс рыбаков Северного бассейна» предусматривает все это). Эти и другие наболевшие вопросы стали предметом за­ интересованного обсужде­ ния за «круглым столом» в Мурманском горкоме КПСС. На встречу с работниками отделов загранплавания, пер­ выми помощниками капита­ нов флотов Северного бас­ сейна пришли работники та­ можни. На большинство воп­ росов даны исчерпывающие ответы. Разрешить многие проблемы поможет и рассмат­ риваемое сейчас в Совмине СССР новое таможенное за ­ конодательство. Его мы ждем с нетерпением. в. щ и к л и н , зам. руководителя группы по работе с моряками за ­ гранплавания ВРПО «Севры- 6а». В мае -1936 года меня вместе с группой ленинградских ком­ мунистов (было нас около 70 человек) вызвали в Москву и дали путевки на политра­ боту. в Мурманск, в траловый флот. Каждого снабдили фото ­ аппаратом, патефоном и мел­ кокалиберной винтовкой, по­ могли оформить бронь на ле­ нинградское жилье. Во второй половине мая при­ были в Мурманск. Выделили нам жилье с полной обстанов­ кой в деревянных восьмиквар­ тирных домах. Был организован политот­ дел, руководил им Снегов, его заместителем стал Волков. Инициалы их я не помню. Они вскоре были арестованы как враги народа. Всех прибывших политработ­ ников расписали по PT. Я был назначен на РТ-81 «Коломна». Капитаном его был Ф. Е. Сам- ков, старшим штурманом — Вагин, главным механиком — С. Тихонин. Рейсы в то время длились от 15 до 22 дней. Приходили в порт с полным грузом, да и вместимость трюмов РТ тогда была небольшая. Если выходи­ ли на большой косяк, то улов завершали за 10 дней. Капитан Самков считался од­ ним из опытных, старых капи- в тралфлот -------------------------------- Далекое — близкое ----- Им дали путевку танов. Многие советовались в ним. А в 1939 году меня перевели заместителем директора ПИНРО по политчасти, а затем призвали во флот. Перед вами снимок. Сделан он в 1937 году. А запечатлены на нем политработники. Боль­ шинство из них погибли в годы войны и еще до нее здесь, в Мурманске. Я назову лишь тех, кого помню. Может, кто-ни­ будь из близких, друзей узна­ ет тех, кто здесь сфотографи­ рован и напишет в газету? Итак, в первом ряду второй справа сидит Михаил Василье­ вич Титов, во втором ряду вто­ рой справа — Александр Яков­ левич Багаев. В этом же ряду, четвертый справа (в центре) — я. Стоит крайний справа Фи ­ липп Сметанин. Слева пятым стоит Василий Иванович Ботыр- кин. Снимок сделан на совещании капитанов и политработников тралового флота. н . СОКОЛОВ, ветеран партии, войны и труда, персональный пен­ сионер. г. Ленинград. рыбный мурман 2 сентября 1988 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz