Рыбный Мурман. 1988 г. Сентябрь.
ПНРПЛПЕПИ в помощь идеологическому активу и морякам загранплавания ----------------- № 17 ---------------— М О Ж Н О ЛИ приказом заставить командира вести последо- вательно и вдумчиво воспитательную работу и этим же приказом определить, ка к это делать! Конечно же, нет. Ф о рм и рование убежденности — это, пожалуй, самое трудное в работе Людьми . собрание командного состава электромеханической службы судна, где механики отчитыва лись о выполнении личных творческих планов. Там выска- Закрытых тем нет Комсостав и перестройка На партийном собрании ком мунисты, командиры вели серь езный разговор о состоянии воспитательной работы в эки пажах. И решили, что успех здесь зависит от общественно го мнения членов экипажа, их интересов и запросов. И тут члены идеологической группы, •ктив судна столкнулись с серь езными трудностями. Первона чально коммунистам, руководи телям служб было поручено организовать работу по типу «Спрашивают члены экипажа — отвечает администрация судна». Причем договорились, что за крытых тем для обсуждения нет. Честно говоря, и я, и чле- идеологической группы на деялись, что польется поток вопросов. Но этого не произо шло. Моряки откровенно при знавались: «Мы к открытому разговору не привыкли, этому надо учиться». Пошли по другому пути. Иде ологическая группа разработа ла анкету для социологическо го анкетирования (анонимного) членов экипажа. Нельзя ска зать, что анкетирование с р аб о тало на все сто процентов. Но результаты помогли во многом. Мы увидели, что командный состав стоит как бы особняком, мало уделяет внимания обще нию с рядовыми членами эки пажа, не всегда чутко реагиру ет на вопросы, связанные с о р ганизацией труда . и отдыха. Результаты нашего небольшого исследования показали, что по литическое информирование моряков, как составная часть пропагандистской работы, не гибко, не вызывает интерес, да и многие считают: морально психологический климат в кол лективе должен улучшаться. Для более о пер а ти вно го п о л и т и ч е с к о го инф орм иро вания мы провели т е х н и ч е с к ую р е к о н с т р у к ц и ю тр ан сл я ц и он н о й се ти , ф а ксим ил ьно й т е х н и к и , вне д рили п р а к т и к у п о л и ти ч е с ки х обзоров по наиболее а к т у а л ь ным вопросам , больше стали р а с с ка зы в а т ь о р а зв и ти и М у р м а н с ко й области , п р и атом ис пользовали м атериалы . под го товленны е отделом за гр а н п л а - ■ания флота. Домом п о л и т п р о свещения . Ком сом ольцы , моло деж ь судна ор гани зовали моло д еж ны й п о л и ти ч е с ки й кл уб «Диалог» . И первое его заседа ние вылилось в о т кр о в е нны й ра з го вор о современной м у зы ка л ь но й к у л ь т у р е молодого че ловека , об идеологическом им м уни те те . Это тож е помогло нам в выборе форм общения , в по зн а н и и м нений , обоюдной оцен ке п о зи ц и й у ч а с т в ую щ и х в разговоре . Но не только в полемике от тачиваются мнения моряков, вырабатывается позиция коман диров. Вспоминается январское зывались мнения, что эта ф о р ма работы заформализована, изжила себя, что достаточно безукоризненно выполнять Ус тав флота, а не плодить лиш нюю бумагу. Однако жизнь подвела нас к другому выводу. Три раза обсуждался в эки паже вопрос о переходе на но вое штатное расписание. Заин тересованность в этом была у многих членов экипажа, а ^от как принимать решение — так сбой. Сначала большинство — против, затем — нейтралитет большинства, наконец, против — только трое. Срабатывали боязнь новизны и отчасти не верие. После первых неудач командиры, члены идеологиче ской группы, судовой актив по говорили с людьми, разъясни ли перспективность нового де ла. Коллектив нацелился р а б о тать в эксперименте со ста бильным экипажем, по услови ям низового хозрасчета, т. е. трудиться, видя перспективу развития. Люди осознанно при шли к решению практически реализовать вопрос о приобре тении смежных специальностей — карщиков,' лебедчиков и других. (Окончание на 4-й стр.) Моряк и таможня г ы г Н » 1 Сила инструкции ПОЛОЖ ЕНИЕ , в кото- « • • • 1 1 рое поставлен моряк, для гордости не дает основа ния» — так со страниц обла стной газеты сказал недавно известный мурманский пи сатель, не один год пропла вавший на судах Северного бассейна. С этим, безусловно, можно поспорить. И вместе с тем надо признать, что действи тельно множество существую щих сегодня ведомственных инструкций, приказов, правил и законодательных актов да ют пищу для подобных ут верждений. Нельзя сказать, что ниче го не делается. Только за по следнее время по линии го сударственного таможенного контроля отменено более 300 различных писем и инструк ций, упрощен порядок уволь нения моряков на берег в за рубежных портах, особенно социалистических стран, ре шается вопрос об упрощении порядка и сокращении сроков оформления допуска для ра боты на судах загранплава ния. Вместе с те.м сила инст рукции очень живуча. А ведь жизнь, как известно, не сто ит на месте. Законную иронию моряков давно вызывают понятия «морально-ущербные печат ные издания и материалы, видео- и магнитозаписи», «пределы личной потребно сти» и т. д. Кто и как это определяет? (Сейчас мы чи таем, слышим и видим десят ки произведений, некогда на ходившихся под запретом, привозим из-за рубежа то, что несколько лет назад во обще было неведомо совет скому человеку.) Как реализуется принцип «Что не запрещено, то раз решено» в организации тамо женного и пограничного конт роля при въезде и выезде из страны? Чем отличаются по требности моряка, который не чаще 1— 2 раз в год выходит в составе экипажа за грани цу, от «личных» потребно стей туриста, выезжающего за рубеж (тоже, кстати, один, а порой и два раза в год)? Нужны ли комиссии обще ственного досмотра на судах (или, как их именуют в на роде, «общественные тамож- живуча • • • ни»)? Дают ли они эффект? Если да, то почему это не на ходит своего отражения в таможенном законодательст ве? А ведь на сегодня • это один из «больных» вопросов. Производя досмотр личных вещей У членов экипажей си- лами комиссий общественно го досмотра, администрация судна по сути дела преступа ет правовые нормы и прин ципы Основного Закона СССР . Об этом не раз пи салось в популярных издани ях. В последнее время широ кое распространение на судах бассейна получило движение коллективной ответственно сти за высокую организован ность и дисциплину, недопу щение провоза предметов контрабанды, что, безусловно, дает свои положительные ре зультаты. Однако моряки идут на это без особой охоты: потерь, мол, здесь больше, чем при обретений. Да и сама коллек тивная гарантия там надеж нее, где коллективы стабиль ны, чего не скажешь о ры бацких экипажах. Да и нака зать за это гораздо проще, чем поощрить (кстати «П ро фессионально - нравственный кодекс рыбаков Северного бассейна» предусматривает все это). Эти и другие наболевшие вопросы стали предметом за интересованного обсужде ния за «круглым столом» в Мурманском горкоме КПСС. На встречу с работниками отделов загранплавания, пер выми помощниками капита нов флотов Северного бас сейна пришли работники та можни. На большинство воп росов даны исчерпывающие ответы. Разрешить многие проблемы поможет и рассмат риваемое сейчас в Совмине СССР новое таможенное за конодательство. Его мы ждем с нетерпением. в. щ и к л и н , зам. руководителя группы по работе с моряками за гранплавания ВРПО «Севры- 6а». В мае -1936 года меня вместе с группой ленинградских ком мунистов (было нас около 70 человек) вызвали в Москву и дали путевки на политра боту. в Мурманск, в траловый флот. Каждого снабдили фото аппаратом, патефоном и мел кокалиберной винтовкой, по могли оформить бронь на ле нинградское жилье. Во второй половине мая при были в Мурманск. Выделили нам жилье с полной обстанов кой в деревянных восьмиквар тирных домах. Был организован политот дел, руководил им Снегов, его заместителем стал Волков. Инициалы их я не помню. Они вскоре были арестованы как враги народа. Всех прибывших политработ ников расписали по PT. Я был назначен на РТ-81 «Коломна». Капитаном его был Ф. Е. Сам- ков, старшим штурманом — Вагин, главным механиком — С. Тихонин. Рейсы в то время длились от 15 до 22 дней. Приходили в порт с полным грузом, да и вместимость трюмов РТ тогда была небольшая. Если выходи ли на большой косяк, то улов завершали за 10 дней. Капитан Самков считался од ним из опытных, старых капи- в тралфлот -------------------------------- Далекое — близкое ----- Им дали путевку танов. Многие советовались в ним. А в 1939 году меня перевели заместителем директора ПИНРО по политчасти, а затем призвали во флот. Перед вами снимок. Сделан он в 1937 году. А запечатлены на нем политработники. Боль шинство из них погибли в годы войны и еще до нее здесь, в Мурманске. Я назову лишь тех, кого помню. Может, кто-ни будь из близких, друзей узна ет тех, кто здесь сфотографи рован и напишет в газету? Итак, в первом ряду второй справа сидит Михаил Василье вич Титов, во втором ряду вто рой справа — Александр Яков левич Багаев. В этом же ряду, четвертый справа (в центре) — я. Стоит крайний справа Фи липп Сметанин. Слева пятым стоит Василий Иванович Ботыр- кин. Снимок сделан на совещании капитанов и политработников тралового флота. н . СОКОЛОВ, ветеран партии, войны и труда, персональный пен сионер. г. Ленинград. рыбный мурман 2 сентября 1988 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz