Рыбный Мурман. 1988 г. Сентябрь.
С НИМИТЕ со стены колчан, отороченный мехом, расчехлите лук. Стрела короткая и тяжелая, с .у з ки м оперением . Такими стрелами охотились на бизонов «вдогон» — всадник на скакуне на жигал несущееся стадо, выбирал быка покрупнее , пожирнее , двумя пальцами, указательным и средним, вот так, натягивал тетиву — и... Но нет, эта стрела никогда не трепетала в бизоньей холке. Как вон тот томагавк с длинной, украшенной металлическими бляхами руч . кой, никогда не бывал на тропе войны. Содержимое расписанной орнаментом знахарской сумки не использовалось для того , чтобы оградить, например, больного от влияния «злых духов». Однако с таким тщанием исполнены украшающие стену несколько десятков предметов — индейские украшения, музыкальные инструменты, ри туальные принадлежности, фляги, сумки с разнообразным содержи мым — с такой мерой приближения к оригиналу, что язык не пово рачивается назвать их подделками. Тем более что многие из них используются по прямому назначению. Вот из шкафа достаются три пары мокасин, украшенных бисером . Правда, нечасто служат они хозяину, но сработаны на совесть, годятся хоть куда. «А такие но сят апачи, — он разворачивает мокасины с длинными голенищами, похожие на сапоги. — Это подарок друзей». Затем из специального кожано го футляра торжественно извлекается роскошный головной убор из ястребиных перьев. С легким треском разворачивается ин дейское «кресло», напоминающее набранное из тонких прутьев тра пециевидное жалюзи. Без пояснений не догадаться, что узкий к о нец подвешивается к специальной треноге, и тогда получается плав но ниспадающая спинка «кресла». Практически все достопримеча тельности хозяин квартиры изготовил собственными руками. Разве еще мундштук ритуальной трубки — тоже подарок. «С камнем я пока не умею хорошо работать. Пробовал, но вышло неважно. А этот мундштук, видите, ка к отлично сделан!» Потом мы перелистываем альбом, полный фотоснимков, изобра жений людей в индейской одежде на форе островерхих палаток. М н о ги е , как и положено , в боевой раскраске, однако чертами от нюдь не напоминают персонажей Фенимора Купера или, скажем, популярного югославского актера Гойко Митича, сыгравшего столь ко главных ролей в «индейской серии» киностудии ДЕФА , что его героев хватило бы на небольшое племя. Но люди на фотографиях возсе не актеры. Это друзья моего собеседника, который, пока мы рассматриваем снимки, неторопливо рассказывает, ка к он, мурман чанин Михаил Владимирович Конкин (тридцать лет, беспартийный, русский, профессия — кузнец, не участвовал, не состоял, женат, имеет ребенка), ка к он дошел до жизни такой, что стал индейцем. Михаил Конкин: Беседа с увлеченным человеком 13 — Не индейцем, а нндеа- нистом, — поправляет Миха ил каждый раз, когда я ого вариваюсь. — Мы изучаем быт, культуру, историю севе роамериканских индейцев, воссоздаем какие-то элемен ты их жизни, общаемся на этой почве... Мы — индеани- сты! — И в се -та ки , к а к это нача лось? — Так же, как и у боль шинства участников нашего движения, с фильмов и книг. Году в семидесятом, кажет ся, вышел на экраны фильм «Сыновья Большой Медведи цы». Первый, который пока зывал индейцев не с точки зрения белых завоевателей Дикого Запада. Этот рассказ о свободных, гордых и силь ных людях просто потряс многих моих друзей, одно классников. Недаром в на шем движении почти нет лю дей старше тридцати пяти. Тех, кто видел эту гэдээров- скую ленту уже взрослым, она, конечно, не могла пора зить так глубоко. Ну, мы тут же настрогали луков, стрел, пришили куриные перья на головные повязки из тесьмы. Все, конечно, на глазок, но для тех сражений, которые устраивались во дворах, го дилось. Потом друзья мои остыли, у них появились дру гие интересы, а меня индей цы не отпускали. Стал соби рать книги, журналы, пытал ся делать более, совершенные предметы. Прочитав в «Пио нерской правде» о племени, которое организовали ребя тишки в подмосковном город ке Бронницы, ездил туда. Правда, у них к тому време ни все распалось, но зато я получил много адресов лю ден, которые интересовались этой темой. Когда служил в армии, познакомился с одним из них. И тогда узнал, что в Ленинграде есть ^целая груп па тех, «то увлекается индей ской этнографией. Потом они создали клуб «Этнос». — Честно говоря , увлечение для в зр о слы х людей не с толь ко необычное , с к о л ь к о неож ид ан ное... — Скажу больше: кое-кто считает его даже подозри тельным. Мол, где американ ские индейцы, а где мы. Нет ли тут чего-нибудь этакого? С восьмидесятого года участ ники нашего движения про водят летом большие празд ники, на которые съезжаются индеанисты со всего Союза. Мы Эти праздники мы называем по-индейски — Пау-Вау. В прошлом году организаторов вызвали в одну руководящую инстанцию и, так сказать, по- отечески посоветовали: « З а чем вам это непонятное на звание? Пусть будет просто «Слет индейских игр». Ну, слет так слёт... Мы-то все равно пользовались своим на званием, которое, кстати, в ходу у индеанистов многих стран. Правда, нынешним ле том Пау-Вау проводился уже официально. И впервые ин формация о нем была напеча тана в газете, в «Комсомоль ской правде», хотя журнали сты и раньше наведывались к нам постоянно. — Вы с ка зал и о д р у г и х с тр а н а х . Там тож е есть подобные движения? — Тоже — уместно ска зать о нас, потому что g других странах это движение возникло гораздо раньше. В Германии, например, еще в двадцатых годах. Так что не случайно в ГДР появилась целая серия фильмов об истории американских индей цев, издано множество рома нов немецких авторов, есть научно-популярная литерату ра. Вот, пожалуйста, эта кни га называется «Ты можешь стать настоящим индейцем». Здесь все, что нужно начи нающему любителю: как по строить палатку — типи, как сшить одежду, .мокасины,- как изготовить лук, томагавк и все такое прочее. Жаль, не читаю по-немецки. С англий ского перевожу — со слова рем, правда, а немецкого не знаю. Но в книге такие под робные рисунки, что многое можно понять без перевода. Между прочим, с двумя ин- деанистами из ГДР я знаком лично. Муж и жена, лет со рока, оба неплохо говорят по- русски. Они получили мой адрес в Ленинграде и, нахо дясь в турпоездке в Мур манске, зашли ко мне. Очень интересная была встреча. Широко развито движение и в Польше, в Чехословакии, в Венгрии. Тамошние .индеани сты имеют даже свои журна лы, до чего нам, как до Лу ны... — Где вы находите достовер ные сведения , чтобы реали зо вать свои замы слы? Ведь не в ф ильм а х же? — Книги, статьи, фотогра фии... Вообще необходимой информации не хватает. Но раньше, когда варился в соб ственном соку, было гораздо труднее: просто голодный па ек. Теперь у меня много дру зей, с которыми мы обмени ваемся сведениями, опытом. Ведь в нашем движении уча ствуют и профессиональные историки, ученые. Есть лю ди,которые специализируют ся на библиографии, ведут картотеки. Конечно, лучше один раз увидеть... Самая хо рошая школа —- ежегодные Пау-Вау. У нас там устраива ются выставки; каждый по казывает то, что у него полу чается лучше всего. Кстати, некоторые из таких работ можно увидеть в новом кино фильме « Следопыт». Члены нашего движения, московский художник Юрий Котенко, два его товарища, изготовили для него множество индейского реквизита, одних стрел, как я вслышал, более трех тысяч. Жаль только, фильм получил ся неважный. Но это не вина индеанистов, они чем могли — помогли. — Судя по стене, вы м ного времени тр а ти те на и зго товле ние э т и х предметов? — Порядочно. Но мне его не жалко, потому что инте- культуру своих племен. Но ведь всё детали узнать не возможно, поэтому неизбеж ны какие-то заимствования, компромиссы. Тем более что племена ведь жили не в изо ляции друг от друга, а груп пами и имели много общего. Например, группа племен плато — она наиболее по пулярна — или прерий. " — Вот вы п о ка зы ва л и голов ной убор . К аж е т с я , каж д ое пе ро в нем у индейцев обозна чало определенны й подви г, бы ло чем -то вроде медали? — Нет, это другое. Там перья крепятся к специаль ной розетке, которую втыка ют в волосы. Впрочем, такой, как у меня, парадный убор тоже был определенным при знанием заслуг, он освящался шаманом, и далеко не каж дый имел право его носить. У нас, конечно, нет ритуала освящения, в принципе любой может смастерить себе — бы ли бы перья. Другое дело — признают ли на Пау-Вау за тобой право носить его... — А за вами , М ихаил , п р и знали? — Сомнений на этот счет я не слышал, значит, призна ли. Почему? Ну, ведь это за висит от вклада в общее де ло... Или, если хотите, так: у каждого из нас есть индей ские имена, иногда несколь ко. Одно из моих имен — Твердое Слово. Достаточно? — Вполне. А те пер ь рассна . ж и те , п о ж а л уй с та , о Пау-Вау. индеанисты!" ресно. Жалко тратить время на поиски материала — это да. Кожа, замша, мех, перья хищных птиц, бисер — что ни возьми, все проблема. Ни чего не купишь, все надо до ставать. — К сож ал е нию , эта пробле ма с то и т не т о л ь ко перед ин - деанистам и , а и перед всеми рядовым и граж д а нам и — _ к а ж дый б ож и й день . Но давайте о чем -нибудь более .веселом ... На с к о л ь к о я п о ним аю , индейсная к у л ь т у р а — поня тие очень ш и ро кое . Сущ ествовало м нож е ство племен , и у в с я ко го были свой я з ы к , обы чаи , одежда , орна м ен ты . А к а к у индеанистов? — Обычно каждый выби рает какое-то племя и счита ет себя его сыном. Среди нас много дакота, оджибвеев, се- минолов, кри, черноногих. Шошон, насколько мне изве стно, я один. В первую оче редь мы стремимся изучать — Они проводятся с вось мидесятого года. Раньше укладывались в пять дней, теперь праздники проводятся в течение двух недель. Орга низует их клуб «Этнос», по этому и выезжаем мы -обыч но куда-нибудь под Ленин град. Выбираем место поглу ше, разбиваем два лагеря. Один индейский, в нем 20— 25 типи, — между прочим, очень красивое зрелище. Дру гой обычный — в нем живут новички, болельщики, пригла шенные, среди них обязатель но несколько членов клуба, организованного для защиты индейского лидера Леонарда Пелтиера... Всего набирается около ста человек. Могло бы быть гораздо больше, но ведь не каждый раз есть возмож ность приехать. Две недели мы живем нормальной индей ской жизнью, разве что не охотимся. Устраиваем спор тивные состязания: метание томагавков, стрельбу из лука. Или есть такая игра лакрос — что-то вроде хоккея на траве, только с клюшками, похожими на ракетки для тенниса. По вечерам — ин дейские танцы, посиделки у костра, песни. Есть свой му зыкальный ансамбль «Крас ные стрелы» его создали ребята из Новосибирска. В последнее время внедряем некоторые ритуалы, которые удается' воссоздать. Напри мер. инипи — паровая палат ка. Напоминает русскую ба ню, для индейцев это был ри туал очищения тела и души. Стараемся соблюдать индей ский этикет — в той мере, в какой удалось его изучить. У них ведь были даже спе циальные правила поведения в палатке. Порядком в лаге ре и его охраной ведает вы борная полиция — акацига. У каждого из них особый символ власти — специаль ные плетки. — Плетки? И к а к ж е они ис пользую тся? — Да никак. Ну что мо жет у нас случиться! Допу стим’ кто-то нарубил дрова и не убрал за собой, щепки оставил. Тогда акацита под ходят к палатке и заводят разговор: мол, откуда взялся мусор. А в палатке-то все прекрасно слышно. Смот ришь, вскоре щепки испари лись. — В свое время инд еицы — не без помощ и бледнолицы х «братьев» — чре зм ерно у в л е ка ли сь «о гне нной водой», отчего здорово пострадали ... А к а к у вас на Пау-Вау? — Сухой закон. И я уве рен, даже если бы его не бы ло, «огненная вода» все рав но бы никому не понадоби лась. Мы собираемся совсем з*а другим. Понимаете, самое дорогое для нас в этих празд никах — общение с близкими но духу, но интересам людь ми, -с ‘ природой. Помните клич Маугли? «Мы с тобой одной крови, ты и я!» Этого чувства ничем не заменишь, ни за какие деньги не ку пишь. Увлечение индейской культурой подарило мне за мечательных друзей. Все онн живут неблизко, но это не помеха. Вот в этом году я не смог побывать на Пау-Вау, отпуск получил только в сен тябре. И все равно первым делом поеду к своим друзь ям, приготовил для них це лую кучу подарков — конеч- го, это индейские предметы. — К а к ш и р о ко по стране рас. пр о с тр а нено ваше движение? — Нас еще не так много, но за', о индеанисты живут в самых разных местах. У меня лично друзья есть как в Пет розаводске, так и в Якутске. Большая группа наших жи вет в Новосибирске, а три года назад несколько индеа нистов из этого города уеха ли на Алтай, поступили в колхоз. Работают они живот новодами, свое увлечение со четают с образом жизни, ко торый был близок индейцам, на Пау-Вау приезжают по очереди. Можно только поза видовать... — С каж и те , в М урм ан с ке есть еще инд еанис ты , кром е вас? — Если бы были, я бы обязательно знал их. Инфор мация на этот счет у нас по ставлена. — У вас рас те т сы н иш к а . С ко л ь ко ему? — Андрюше? Четыре года. — Будете в о с пи ты в а ть его шошоном? — У нас многие берут с собой на Пау-Вау детишек. Подрастет, может, и Андрея прихвачу. Но знаете, я ду маю, к этому увлечению всерьез приучить невозмож но. Эго в крови: или есть — или нет. В. БЕЛЯЕВ. 16сентября 198 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz