Рыбный Мурман. 1988 г. Сентябрь.
/ о Хроника восточного побережья Р ЕЧЬ В НАШЕМ РАССКАЗЕ пойдет о побережье от мыса Святой Нос до устья реки Пялицы. Эта трехсоткилометровая полоса бере га находится в наиболее жестких при родных условиях. Этот край Кольско го полуострова выдвинут в ледяную Арктику. Здесь начинается Белое мо- которое, примыкая к Баренцеву, аамерзает. О первом значительном историче ском событии, произошедшем на во сточном побережье, И. Ф. Ушаков в своей книге «Кольская земля» пишет так: «Около 1572 года были обращены в Х р и с ти а н с тв о те р с ки е саамы , ж и вш и е по р е ке Поною . Для н и х была построена ц ер ко в ь , иноны , р и зы , бо го служ ебны е к н и г и , ко л о ко л а и прочее дал Иван IV». •В ту пору, когда саамы стали хри стианами, восточное побережье Коль ского полуострова входило в два по госта — Иоканьгский и Понойский. Слово погост в ту пору означало не только селение, но и земли, входящие fe угодья его жителей, аналогично рус- кой волости. В 1608— 1611 годах арские писцы Алай Михалков и дьяк 'Расилий Мартемьянов произвели до вольно тщательную перепись малочис ленного, но разбросанного по огром ной территории населения Кольского ^езда. В Понойском погосте, самом Крупном в крае, они насчитали 30 веж, в Иоканьгском — около десятка. Мало? Но во всей Лапландии этих веж (округлых избушек из бревны шек, жердей, дерна, похожих по фор- Tvie на широкий стог сена) было всего лишь 140. Так было записано гуси ным пером все в той же писцевой книге. Саамов-мужчин в них было 392 человека. Царские посланцы «записали также, что в низовьях рек }1оноя и Иоканьги живет «терская глопь». Первое поморское село — Пя- яица, в пятнадцать дворов, впервые упоминается в 1782 году. Еще одно еначительное село восточного Мурма на — погост Сосновский — образова лось в устье одноименной реки в на чале прошлого века. Сейчас это село Сосновка. Лишь ему удалось выжить в те последние тридцать лет, когда Ьпустело побережье Кольского полу острова, а на огромном протяжении стало совершенно безлюдным. В одном из редких изданий, в книге Ф. Рейнеке «Описание города Колы», изданной в 1830 году, автор, военный моряк, выдающийся гидрограф, рас сказывает, что в горле Белого моря бьют тюленя «поморцы», а также «ло пари Лумбского, Иоканьгокого и Сос- новского погостов... числом до 150 Душ». Автор замечает, что саамские женщины умело шьют меховую одеж- Йу и «для продажи перинники из оленьей кожи, которые выделывают на манер лайки и расшивают ольхо вой корою. В сем деле особенно пре успели терские лопари». Самым большим и самым, если пользоваться современной терминоло гией, процветающим селением восточ ного берега был Поной. Об этом селе нии есть интереснейшая справка в «Географическом словаре Кольского полуострова», выпущенном под редак цией профессора В. Вощинина в Ле нинграде в 1939 году: «Образовалось о кол о 1570 г. к а к п р о мысловая ф а ктори я н е с к о л ь к и х м она сты - рей и к а к база р а с п р о с тр а н е ни я х р и с тиан с тва среди т е р с к и х саами . Сюда сходились на промы сел тю леней с Д ви ны , Беломорья и др . мест; имели своих а ге н то в и и н о с тра н цы (голландцы ). С 1620 г. — оброчное село боярина Н и к и ты Романова , а затем — К ре с тно го и В о с кр е сен с ко го м она с ты рей . В 1748 г. о кол о 70 челове к населения . С 1830 г. сюда на чи н аю т переселяться те р с ки е саами р а зны х по го стов , см еш ивая сь с р у с с ким и » . Еще в середине XV II века жители Поноя торговали с заморскими купца ми. В литературе есть свидетельство, что в 1659 году в Поное было купле но иноземцами 68 оленьих постелей. 15 из них, получив 4 рубля 12 копе ек, немалые по тому времени деньги, пюодал саам Семен Логинов. Фамилия Логиновых встречалась среди владель цев самых больших в крае оленьих стад. Потомки их и сегодня живут на восточном берегу Мурмана, правда, оленеводством уже не занимаются. В крае, как известно, происходила асси миляция. Правнуки первожителей края, саамов Логиновых, уже русские. Вспоминаю свидетельство исследо вателя 20-х годов нашего века В. Чар- нолуского: *С. Поной населено р у с с к и м и по на ц ионал ьнос ти , но по п р о и с хож д е н ию С Е о е м у лопарям и , гла вным образом по м у ж с к о й линии» . Подобная а ссим иляция прои сходила и в Сосновке . В И о ка нь ге см еш а н ны х бранов было меньше . Нельзя не заме тить , что саамы , с о хр а н и вш и с ь , 16 сентября1388 года к а к народность , в тесном соседстве с р у с с к и м и , несмо тря на а с сим ил яц ию и ж е с то н ую э к с п л у а т а ц и ю , проявили о гр ом н ую с тойно с ть и ж и зн е сп о со б н о с ть . О том , н а с ко л ь ко сильна была эта э к с п л у а та ц и я , гово р и т , к пр им е р у , челобитная , н о то р ую подали , видимо , через свящ е нно сл уж и тел я трис,та лет назад , в 1673 го ду п а т р и а р х у П и ти р им у п о но й с ки е и ио- к а н ь г с к и е ло па ри : «...На пр омы сл а х к а к о ва зверя и ры бы з а с т а н у т и то о ты м аю т н а сильством и связав б ью т и м у ча т и вся кое н а др у га тел ь с тво ч и н я т и возят с собою в К ол ь сний о с тро г и в Кольс ком о стро ге в тю р ьм е м ор я т голодом...» Восточный Мурман пострадал од нажды не только от своих, отечествен ных пришельцев, но и от иноземных налетчиков. Да-да, речь идет о тех на падениях англо-французских кораблей ПОНОЙ, ЛАХТА, ПЯЛКА, ЕЛИСЕЕВ НА, ПОГОСТ СОСНОВСКИЙ, КАЧА- ЛОВО, БАБЬЕ, ЛИХОДЕЕВКА, ПУ- ЛОНЬГАг ПЯЛИЦА... ИЗ ЭТИХ ДЕСЯ ТИ СЕЛЕНИЙ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ЗАНЕ СЕНЫ ШЕСТЬДЕСЯТ ЛЕТ НАЗАД НА КАРТУ СТОПЯТИДЕСЯТИКИЛОМЕТРО. ВОЙ ПОЛОСЫ СУРОВОГО восточ ного ПОБЕРЕЖЬЯ, СЕГОДНЯ СО ХРАНИЛОСЬ, ВЫЖИЛО ЛИШЬ М А ЛЕНЬКОЕ, НА ТРИДЦАТЬ ДОМОВ, СЕЛО СОСНОВКА. п о -р у с с ки , а есть дети, и совсем не з н аю щие л о п а р с ко го я зы к а . Л о пари в ш у т к у ж а л ую т с я , что дети п у т а ю т слова , и они , о тцы , не м о гу т и х п о н я ть . Н аряду с э тим не ко торы е с т а р и к и пр о ч но д е рж а т ся с та ро го л о п с ко го бы тья» . Сегодня эта лексика — самоеды, лопари — кажется нам чуждой. Но книга была написана еще до того, как для наименования национальностей У нас было принято самоназвание. Кстати, в речи одной из сосновских старушек эти устаревшие слова зву чат естественно и уважительно: «Слы шу, по-ижемски говорят... Он по-лоп- ски и не понимает... Сколько у нас в Поное было самоедских семей?» Сосновка оказалась интернациональ ной потому, что люди новых нацио нальностей приходили сюда и по бере гу, и с моря. В двадцатые годы в По ное были записаны рассказы старо жилов, русских и саа.мов о том, что купец А. Заборщиков (построивший, кстати, в 1898 году в Сосновском погосте церковь и живший здесь] «выписал для пастьбы своих оленей самоеда Кузьму Хамьянова». Было это в конце семидесятых годов про шлого века. Примерно в эту же пору ненцы появились в центральной части Кольского полуострова, куда они при- ва) облегчили жизнь оленеводов среди снегов и болот. Все те зоотехники со средним и высшим образование», которые десятками ехали в наш находя себе места и в опытном олене водческом хозяйстве, и на всех эта жах управления (в совхозном штабе, в районном и в областном агропроме, в paii- и в облисполкоме) — все эти управленцы, конечно же, двинули вперед, развили, умножили оленевод ство. А иначе зачем держать за счет тех же оленеводов этих чиновников? Нет, оказалось, что оленеводы выпа сают под мудрым научным и много этажным административным руковод ством на Кольском полуострове все тех же семьдесят тысяч оленей. Сей час заметим этот отрадный факт, по головье стало около восьмидесяти ты сяч. Но в пятидесятые годы было и 60 тысяч. Стало быть, поголовье оленей, несмотря на рост управленцев, за по следние полвека существенно не ме нялось. В 1974 ГОДУ спущен флаг над сельсоветом Поноя, села, где было оленеводческое хозяйство. За несколько лет до этого закрыта Ио- каньга. А ведь в Иоканьге был олене водческий колхоз. Назывался он «Аут'варрэ» — «Передовой путь» 1938 году здесь жило 233 человека, в основном — саами. Несколько лет назад была закрыта Пялица. Все! Во сточный Мурман опустел и держится О своение и оскудение периода Крымской войны, когда во время героической обороны Колы сго рел старинный Кольский острог и две надцатиглавый Воскресенский собор; когда выдержала обстрел из пушек Соловецкая крепость; когда были" про изведены налеты и на маленькие се- /ления. Если Поной с прошлого века счита ется русским селом и по языку, и по обычаям, и, выразимся так, по" крови, то Сосновка и в наше время еще оста валась саамским селением. Обратимся снова к «Географическо му словарю Кольского полуострова»: «Саам ский С о сновский по го с т образо вался из ча сти населения К ам е н с ко го и Л ум б ов с ко го по гостов в начале X IX века. В 1858 г. — 73 чел., по пере пи си 1926 г. — 68 челове к (преобладаю т саами), а к 1938 г. — 118 челове к (преобл . р уссние ). В 1930 г. о р га н и зо в а н ры боловецний и оленеводческий ко л х о з «П уть Оленя». Ры бообраба ты вающ ая ф а кто ри я (семга). Нач. ш кола (саам.), ам б ула тория . Почта (зимой — б раз в месяц , летом — 5 раз в месяц ), телефон». Один абзац, а сколько он вместил информации о маленьком селении, о тех~приметах 30-х годов, которые ста ли частицей исторических преобразо ваний в стране, которые сегодня, в пору критического осмысления пути, пройденного в последние десятилетня, мы склонны недооценивать. А ведь факторию, амбулаторию и школу (при чем саамскую) надо было организо вать, выделить на это средства. Обрусение Сосновки не вызывает у меня, русского человека, ни гордости, ни даже удовлетворения, как и выселе ние норвежцев с Мурманского побе режья в 20-е годы, хотя оно и было добровольным. Мне не по душе высо кие слова, я не люблю произносить их, но я всегда помню, что истинное величие моей державы возможно лишь с расцветом каждой народности. Обратимся к изданной в 1930 го ду книге В. Чарнолуского «Кольские лопари»: «По н а ци онал ьном у со с тав у С основский по го с т т а к ж е пестр , к а к И ванов ка . Здесь ж и в у т ко р е н ны е ж и те л и ло пари , затем иж ем цы , р у с с ки е и самоеды , вследствие че го к у л ь т у р н ы е влияния п е ре кр ещ и в а ю тся . Р у с с ки е н а учил и лопарей обра щ а ться с ко ро в ам и , возделы вать л у га и за го то вл я ть сено, п е р вы й самоед научил с тр ои ть сани и ш и ть сб р ую по самоед- сном у о б ра зц у . Р у с с ки й переселенец о р гани зо вал ко о п е р а ти в , один из молоды х лопарей у чи т с я па с ти стада оленей у иж ем ц а . По бере гам моря с то и т не с кол ь к о п р омы сл о вы х веж , п о с тро е н ны х р у с с к и м и для торо со во го времени . Ижем - с ка я , точнее , усо верш е н с твова нна я само едская одежда , носится всеми сосновца - ми. Молодое лопарсное по кол ени е го в о р и т шли вместе с коми-шкемцами как па стухи их оленей. Всего на той территории Кольского полуострова, которая протянулась вдоль побережья от Дроздовки до Сосновки и вглубь побережья до Крас- нощелья, жили по переписи 1926 го да 1239 человек. Кроме русских — 466 саамов, 1.84 коми-ижемца, 70 нен цев, 7 норвежцев, 5 карелов и 1 ла тыш. В наши дни — человек 40 — в Каневке, около 80 — в интернацио нальной Сосновке. Как раз в десять раз меньше, чем 60 лет назад. М ОЖНО ПОНЯТЬ, хотя и нельзя оправдать то, что уже в наше время скудели рыбой моря, озера и реки, исчезали рыбачьи тони. Но как понять, что становилась безлюдной и безоленной и лесотундра, что пусте ли ее суровые просторы, пустить кото рые в хозяйственный оборот позволя ет пока лишь оленеводство. Есть ли разумные оправдания тому, что, раз вивая животноводство в нашей запо лярной области, мы позволили угас нуть — да что там позволили — за губили оленеводство на Терском бере гу, закрыли оленеводческое хозяйство в его восточной части в Поное. А ведь трудом, талантом, упорством наших предков здесь были созданы оленьи стада, заведены нарты, упряжь, накоп лен ценнейший опыт, передававшийся из поколения в поколение и — пре данный забвению. Данные, характери зующие поморское оленеводство, кото рое сохранила история, заставляют за думаться. В 1914 году в Умбской, Кузоменской, Тетринской волостях было, соответственно, 702, 732 и 732 оленя. А в Понойской волости, зани мавшей часть того восточного побе режья, о котором идет речь, значилось 5022 олешка. Понятно, что в 30-е го ды колхоз «Север», созданный в По ное, был, наряду с «Тундрой» в Лово- зере, наиболее крупным оленеводче ским колхозом края. Вспоминая страницы газетных под шивок 50-х и 60-х годов, не забыв в общих чертах и то, что сообщали средства информации об оленеводстве в нашей области в 70-е и 80-е, вижу мысленным взором такие картины: к оленеводам, везя все необходимое, идут через тундру могучие вездеходы, а потом — и вертолеты опускаются с неба. Портативные радиостанции помо гают вести стада. Передвижные доми ки и легкая спецодежда (бесценный вклад ученых в развитие оленеводст одной Сосновкой, селом в тридцать домиков, где живут около восьмиде сяти человек. Из них в отделелйи оленеводческого совхоза работают ме нее тридцати, в оленеводстве — около десяти человек. Если заглядывать в глубь времени, надо описать жизнь тех древних му жественных людей, от которых оста лись здесь лабиринты прошлого тыся челетия. Заслуживает подробного описания длившаяся веками эпопея зверобойки и рыбного промысла, северного море плавания. Здесь были подвиги и тра гедии, доблесть и взлеты человеческо го духа. Мореплаватели, рыбаки, зве робои ставили на северных берегах, от Груманта до Беломорского побе режья, огромные восьмиконечные кре сты с резьбой и надписями. Послед ние из них сохранились здесь, в рай оне .Сосновки. Заглядывая в прошлый век, надо рассказать о строительстве маяков, труде маячников, об их жизни. Здесь, в суровом горле Белого моря с его бурями, течениями, туманами было установлено вдоль восточного побе режья четыре маяка — Святоносский, Городецкий, Терско-Орловский и £ р с- новецкий. В начале нашего века была проло жена телеграфная линия вдоль всего побережья Кольского полуострова. Ис тория эта тоже ждет своего описания. Лишь одно событие из хроники во сточного Мурмана освещено подробно — история Иоканьгской каторги. А о том, как была построена здесь в годы империалистической войны радиостан ция, — почти не известно. Обходят молчанием историки также Иоканьг- скую военно-морскую базу, полевой аэродром в районе Поноя, поднимаясь с которого в годы минувшей войны летчики совершили героические подви ги при охране морских конвоев. Почти не написано о том, как вое вали на оленьих упряжках саамы из Иоканьги, а также из других селений восточного Мурмана. (ПУСТЕВШИЙ КРАЙ когда-то будет снова заселен. Как же иначе? Может быть, это случится еще при нашей жизни. Хорошо бы, опережая возрождение края, возро дить его историю. Откликнитесь, уро женцы восточного Мурмана! В. ЖДАНОВ, член Союза журналистов СССР. Рис . А. ЗАЙЦЕВОЙ . 0 рыбный мурман г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz