Рыбный Мурман. 1988 г. Сентябрь.

/ о Хроника восточного побережья Р ЕЧЬ В НАШЕМ РАССКАЗЕ пойдет о побережье от мыса Святой Нос до устья реки Пялицы. Эта трехсоткилометровая полоса бере­ га находится в наиболее жестких при­ родных условиях. Этот край Кольско­ го полуострова выдвинут в ледяную Арктику. Здесь начинается Белое мо- которое, примыкая к Баренцеву, аамерзает. О первом значительном историче­ ском событии, произошедшем на во­ сточном побережье, И. Ф. Ушаков в своей книге «Кольская земля» пишет так: «Около 1572 года были обращены в Х р и с ти а н с тв о те р с ки е саамы , ж и вш и е по р е ке Поною . Для н и х была построена ц ер ко в ь , иноны , р и зы , бо го служ ебны е к н и г и , ко л о ко л а и прочее дал Иван IV». •В ту пору, когда саамы стали хри­ стианами, восточное побережье Коль­ ского полуострова входило в два по­ госта — Иоканьгский и Понойский. Слово погост в ту пору означало не только селение, но и земли, входящие fe угодья его жителей, аналогично рус- кой волости. В 1608— 1611 годах арские писцы Алай Михалков и дьяк 'Расилий Мартемьянов произвели до­ вольно тщательную перепись малочис­ ленного, но разбросанного по огром­ ной территории населения Кольского ^езда. В Понойском погосте, самом Крупном в крае, они насчитали 30 веж, в Иоканьгском — около десятка. Мало? Но во всей Лапландии этих веж (округлых избушек из бревны­ шек, жердей, дерна, похожих по фор- Tvie на широкий стог сена) было всего лишь 140. Так было записано гуси­ ным пером все в той же писцевой книге. Саамов-мужчин в них было 392 человека. Царские посланцы «записали также, что в низовьях рек }1оноя и Иоканьги живет «терская глопь». Первое поморское село — Пя- яица, в пятнадцать дворов, впервые упоминается в 1782 году. Еще одно еначительное село восточного Мурма­ на — погост Сосновский — образова­ лось в устье одноименной реки в на­ чале прошлого века. Сейчас это село Сосновка. Лишь ему удалось выжить в те последние тридцать лет, когда Ьпустело побережье Кольского полу­ острова, а на огромном протяжении стало совершенно безлюдным. В одном из редких изданий, в книге Ф. Рейнеке «Описание города Колы», изданной в 1830 году, автор, военный моряк, выдающийся гидрограф, рас­ сказывает, что в горле Белого моря бьют тюленя «поморцы», а также «ло­ пари Лумбского, Иоканьгокого и Сос- новского погостов... числом до 150 Душ». Автор замечает, что саамские женщины умело шьют меховую одеж- Йу и «для продажи перинники из оленьей кожи, которые выделывают на манер лайки и расшивают ольхо­ вой корою. В сем деле особенно пре­ успели терские лопари». Самым большим и самым, если пользоваться современной терминоло­ гией, процветающим селением восточ­ ного берега был Поной. Об этом селе­ нии есть интереснейшая справка в «Географическом словаре Кольского полуострова», выпущенном под редак­ цией профессора В. Вощинина в Ле­ нинграде в 1939 году: «Образовалось о кол о 1570 г. к а к п р о ­ мысловая ф а ктори я н е с к о л ь к и х м она сты - рей и к а к база р а с п р о с тр а н е ни я х р и ­ с тиан с тва среди т е р с к и х саами . Сюда сходились на промы сел тю леней с Д ви ­ ны , Беломорья и др . мест; имели своих а ге н то в и и н о с тра н цы (голландцы ). С 1620 г. — оброчное село боярина Н и к и ­ ты Романова , а затем — К ре с тно го и В о с кр е сен с ко го м она с ты рей . В 1748 г. о кол о 70 челове к населения . С 1830 г. сюда на чи н аю т переселяться те р с ки е саами р а зны х по го стов , см еш ивая сь с р у с с ким и » . Еще в середине XV II века жители Поноя торговали с заморскими купца­ ми. В литературе есть свидетельство, что в 1659 году в Поное было купле­ но иноземцами 68 оленьих постелей. 15 из них, получив 4 рубля 12 копе­ ек, немалые по тому времени деньги, пюодал саам Семен Логинов. Фамилия Логиновых встречалась среди владель­ цев самых больших в крае оленьих стад. Потомки их и сегодня живут на восточном берегу Мурмана, правда, оленеводством уже не занимаются. В крае, как известно, происходила асси­ миляция. Правнуки первожителей края, саамов Логиновых, уже русские. Вспоминаю свидетельство исследо­ вателя 20-х годов нашего века В. Чар- нолуского: *С. Поной населено р у с с к и м и по на ­ ц ионал ьнос ти , но по п р о и с хож д е н ию С Е о е м у лопарям и , гла вным образом по м у ж с к о й линии» . Подобная а ссим иляция прои сходила и в Сосновке . В И о ка нь ге см еш а н ны х бранов было меньше . Нельзя не заме тить , что саамы , с о хр а н и вш и с ь , 16 сентября1388 года к а к народность , в тесном соседстве с р у с с к и м и , несмо тря на а с сим ил яц ию и ж е с то н ую э к с п л у а т а ц и ю , проявили о гр ом ­ н ую с тойно с ть и ж и зн е сп о со б н о с ть . О том , н а с ко л ь ко сильна была эта э к с п л у а ­ та ц и я , гово р и т , к пр им е р у , челобитная , н о то р ую подали , видимо , через свящ е нно ­ сл уж и тел я трис,та лет назад , в 1673 го ­ ду п а т р и а р х у П и ти р им у п о но й с ки е и ио- к а н ь г с к и е ло па ри : «...На пр омы сл а х к а к о ­ ва зверя и ры бы з а с т а н у т и то о ты м аю т н а сильством и связав б ью т и м у ча т и вся кое н а др у га тел ь с тво ч и н я т и возят с собою в К ол ь сний о с тро г и в Кольс ком о стро ге в тю р ьм е м ор я т голодом...» Восточный Мурман пострадал од­ нажды не только от своих, отечествен­ ных пришельцев, но и от иноземных налетчиков. Да-да, речь идет о тех на­ падениях англо-французских кораблей ПОНОЙ, ЛАХТА, ПЯЛКА, ЕЛИСЕЕВ­ НА, ПОГОСТ СОСНОВСКИЙ, КАЧА- ЛОВО, БАБЬЕ, ЛИХОДЕЕВКА, ПУ- ЛОНЬГАг ПЯЛИЦА... ИЗ ЭТИХ ДЕСЯ­ ТИ СЕЛЕНИЙ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ЗАНЕ­ СЕНЫ ШЕСТЬДЕСЯТ ЛЕТ НАЗАД НА КАРТУ СТОПЯТИДЕСЯТИКИЛОМЕТРО. ВОЙ ПОЛОСЫ СУРОВОГО восточ­ ного ПОБЕРЕЖЬЯ, СЕГОДНЯ СО­ ХРАНИЛОСЬ, ВЫЖИЛО ЛИШЬ М А ­ ЛЕНЬКОЕ, НА ТРИДЦАТЬ ДОМОВ, СЕЛО СОСНОВКА. п о -р у с с ки , а есть дети, и совсем не з н аю ­ щие л о п а р с ко го я зы к а . Л о пари в ш у т к у ж а л ую т с я , что дети п у т а ю т слова , и они , о тцы , не м о гу т и х п о н я ть . Н аряду с э тим не ко торы е с т а р и к и пр о ч но д е рж а т ­ ся с та ро го л о п с ко го бы тья» . Сегодня эта лексика — самоеды, лопари — кажется нам чуждой. Но книга была написана еще до того, как для наименования национальностей У нас было принято самоназвание. Кстати, в речи одной из сосновских старушек эти устаревшие слова зву­ чат естественно и уважительно: «Слы­ шу, по-ижемски говорят... Он по-лоп- ски и не понимает... Сколько у нас в Поное было самоедских семей?» Сосновка оказалась интернациональ­ ной потому, что люди новых нацио­ нальностей приходили сюда и по бере­ гу, и с моря. В двадцатые годы в По­ ное были записаны рассказы старо­ жилов, русских и саа.мов о том, что купец А. Заборщиков (построивший, кстати, в 1898 году в Сосновском погосте церковь и живший здесь] «выписал для пастьбы своих оленей самоеда Кузьму Хамьянова». Было это в конце семидесятых годов про­ шлого века. Примерно в эту же пору ненцы появились в центральной части Кольского полуострова, куда они при- ва) облегчили жизнь оленеводов среди снегов и болот. Все те зоотехники со средним и высшим образование», которые десятками ехали в наш находя себе места и в опытном олене­ водческом хозяйстве, и на всех эта­ жах управления (в совхозном штабе, в районном и в областном агропроме, в paii- и в облисполкоме) — все эти управленцы, конечно же, двинули вперед, развили, умножили оленевод­ ство. А иначе зачем держать за счет тех же оленеводов этих чиновников? Нет, оказалось, что оленеводы выпа­ сают под мудрым научным и много­ этажным административным руковод­ ством на Кольском полуострове все тех же семьдесят тысяч оленей. Сей­ час заметим этот отрадный факт, по­ головье стало около восьмидесяти ты­ сяч. Но в пятидесятые годы было и 60 тысяч. Стало быть, поголовье оленей, несмотря на рост управленцев, за по­ следние полвека существенно не ме­ нялось. В 1974 ГОДУ спущен флаг над сельсоветом Поноя, села, где было оленеводческое хозяйство. За несколько лет до этого закрыта Ио- каньга. А ведь в Иоканьге был олене­ водческий колхоз. Назывался он «Аут'варрэ» — «Передовой путь» 1938 году здесь жило 233 человека, в основном — саами. Несколько лет назад была закрыта Пялица. Все! Во­ сточный Мурман опустел и держится О своение и оскудение периода Крымской войны, когда во время героической обороны Колы сго­ рел старинный Кольский острог и две­ надцатиглавый Воскресенский собор; когда выдержала обстрел из пушек Соловецкая крепость; когда были" про­ изведены налеты и на маленькие се- /ления. Если Поной с прошлого века счита­ ется русским селом и по языку, и по обычаям, и, выразимся так, по" крови, то Сосновка и в наше время еще оста­ валась саамским селением. Обратимся снова к «Географическо­ му словарю Кольского полуострова»: «Саам ский С о сновский по го с т образо ­ вался из ча сти населения К ам е н с ко го и Л ум б ов с ко го по гостов в начале X IX века. В 1858 г. — 73 чел., по пере пи си 1926 г. — 68 челове к (преобладаю т саами), а к 1938 г. — 118 челове к (преобл . р уссние ). В 1930 г. о р га н и зо в а н ры боловецний и оленеводческий ко л х о з «П уть Оленя». Ры бообраба ты вающ ая ф а кто ри я (семга). Нач. ш кола (саам.), ам б ула тория . Почта (зимой — б раз в месяц , летом — 5 раз в месяц ), телефон». Один абзац, а сколько он вместил информации о маленьком селении, о тех~приметах 30-х годов, которые ста­ ли частицей исторических преобразо­ ваний в стране, которые сегодня, в пору критического осмысления пути, пройденного в последние десятилетня, мы склонны недооценивать. А ведь факторию, амбулаторию и школу (при­ чем саамскую) надо было организо­ вать, выделить на это средства. Обрусение Сосновки не вызывает у меня, русского человека, ни гордости, ни даже удовлетворения, как и выселе­ ние норвежцев с Мурманского побе­ режья в 20-е годы, хотя оно и было добровольным. Мне не по душе высо­ кие слова, я не люблю произносить их, но я всегда помню, что истинное величие моей державы возможно лишь с расцветом каждой народности. Обратимся к изданной в 1930 го­ ду книге В. Чарнолуского «Кольские лопари»: «По н а ци онал ьном у со с тав у С основский по го с т т а к ж е пестр , к а к И ванов ка . Здесь ж и в у т ко р е н ны е ж и те л и ло пари , затем иж ем цы , р у с с ки е и самоеды , вследствие че го к у л ь т у р н ы е влияния п е ре кр ещ и в а ­ ю тся . Р у с с ки е н а учил и лопарей обра ­ щ а ться с ко ро в ам и , возделы вать л у га и за го то вл я ть сено, п е р вы й самоед научил с тр ои ть сани и ш и ть сб р ую по самоед- сном у о б ра зц у . Р у с с ки й переселенец о р ­ гани зо вал ко о п е р а ти в , один из молоды х лопарей у чи т с я па с ти стада оленей у иж ем ц а . По бере гам моря с то и т не с кол ь ­ к о п р омы сл о вы х веж , п о с тро е н ны х р у с ­ с к и м и для торо со во го времени . Ижем - с ка я , точнее , усо верш е н с твова нна я само ­ едская одежда , носится всеми сосновца - ми. Молодое лопарсное по кол ени е го в о р и т шли вместе с коми-шкемцами как па­ стухи их оленей. Всего на той территории Кольского полуострова, которая протянулась вдоль побережья от Дроздовки до Сосновки и вглубь побережья до Крас- нощелья, жили по переписи 1926 го­ да 1239 человек. Кроме русских — 466 саамов, 1.84 коми-ижемца, 70 нен­ цев, 7 норвежцев, 5 карелов и 1 ла­ тыш. В наши дни — человек 40 — в Каневке, около 80 — в интернацио­ нальной Сосновке. Как раз в десять раз меньше, чем 60 лет назад. М ОЖНО ПОНЯТЬ, хотя и нельзя оправдать то, что уже в наше время скудели рыбой моря, озера и реки, исчезали рыбачьи тони. Но как понять, что становилась безлюдной и безоленной и лесотундра, что пусте­ ли ее суровые просторы, пустить кото­ рые в хозяйственный оборот позволя­ ет пока лишь оленеводство. Есть ли разумные оправдания тому, что, раз­ вивая животноводство в нашей запо­ лярной области, мы позволили угас­ нуть — да что там позволили — за­ губили оленеводство на Терском бере­ гу, закрыли оленеводческое хозяйство в его восточной части в Поное. А ведь трудом, талантом, упорством наших предков здесь были созданы оленьи стада, заведены нарты, упряжь, накоп­ лен ценнейший опыт, передававшийся из поколения в поколение и — пре­ данный забвению. Данные, характери­ зующие поморское оленеводство, кото­ рое сохранила история, заставляют за­ думаться. В 1914 году в Умбской, Кузоменской, Тетринской волостях было, соответственно, 702, 732 и 732 оленя. А в Понойской волости, зани­ мавшей часть того восточного побе­ режья, о котором идет речь, значилось 5022 олешка. Понятно, что в 30-е го­ ды колхоз «Север», созданный в По­ ное, был, наряду с «Тундрой» в Лово- зере, наиболее крупным оленеводче­ ским колхозом края. Вспоминая страницы газетных под­ шивок 50-х и 60-х годов, не забыв в общих чертах и то, что сообщали средства информации об оленеводстве в нашей области в 70-е и 80-е, вижу мысленным взором такие картины: к оленеводам, везя все необходимое, идут через тундру могучие вездеходы, а потом — и вертолеты опускаются с неба. Портативные радиостанции помо­ гают вести стада. Передвижные доми­ ки и легкая спецодежда (бесценный вклад ученых в развитие оленеводст­ одной Сосновкой, селом в тридцать домиков, где живут около восьмиде­ сяти человек. Из них в отделелйи оленеводческого совхоза работают ме­ нее тридцати, в оленеводстве — около десяти человек. Если заглядывать в глубь времени, надо описать жизнь тех древних му­ жественных людей, от которых оста­ лись здесь лабиринты прошлого тыся­ челетия. Заслуживает подробного описания длившаяся веками эпопея зверобойки и рыбного промысла, северного море­ плавания. Здесь были подвиги и тра­ гедии, доблесть и взлеты человеческо­ го духа. Мореплаватели, рыбаки, зве­ робои ставили на северных берегах, от Груманта до Беломорского побе­ режья, огромные восьмиконечные кре­ сты с резьбой и надписями. Послед­ ние из них сохранились здесь, в рай­ оне .Сосновки. Заглядывая в прошлый век, надо рассказать о строительстве маяков, труде маячников, об их жизни. Здесь, в суровом горле Белого моря с его бурями, течениями, туманами было установлено вдоль восточного побе­ режья четыре маяка — Святоносский, Городецкий, Терско-Орловский и £ р с- новецкий. В начале нашего века была проло­ жена телеграфная линия вдоль всего побережья Кольского полуострова. Ис­ тория эта тоже ждет своего описания. Лишь одно событие из хроники во­ сточного Мурмана освещено подробно — история Иоканьгской каторги. А о том, как была построена здесь в годы империалистической войны радиостан­ ция, — почти не известно. Обходят молчанием историки также Иоканьг- скую военно-морскую базу, полевой аэродром в районе Поноя, поднимаясь с которого в годы минувшей войны летчики совершили героические подви­ ги при охране морских конвоев. Почти не написано о том, как вое­ вали на оленьих упряжках саамы из Иоканьги, а также из других селений восточного Мурмана. (ПУСТЕВШИЙ КРАЙ когда-то будет снова заселен. Как же иначе? Может быть, это случится еще при нашей жизни. Хорошо бы, опережая возрождение края, возро­ дить его историю. Откликнитесь, уро­ женцы восточного Мурмана! В. ЖДАНОВ, член Союза журналистов СССР. Рис . А. ЗАЙЦЕВОЙ . 0 рыбный мурман г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz