Рыбный Мурман. 1988 г. Сентябрь.
о 8 Заметки журналиста Сегодня мы публикуем продолжение за меток нашего специального корреспондента И. Березюк о том, какие проблемы возника ют при приемке рыболовных траулеров из новостроя в городе Штральзуиде. Основная причина тому — устаревший проект судна. В предыдущем номере еженедельника шла речь о том, как действует, вернее, бездей ствует, комитет наблюдения за строительст вом траулеров. Предлагаемая вниманию читателей оче редная страница иллюстрирует результат такого бездействия комитета наблюдения. Здесь же идет рассказ о торжествах по слу чаю подъема Государственного флага СССР на супертраулере «Александр Косарев». ся план, делаются деньги, В «экскурсии» по рыбофаб- рике меня сопровождали на чальник плавмастерской Мурманского тралового фло та Юрий Николаевич Мясни ков й механик-наладчик суд- fia Владимир Николаевич Бе дов, объясняли мне что к чему и почему. Такой красивой рыбофаб рики я еще не видела. Бело снежные подвесные потолки, разноцветье транспортеров и механизмов, кругом — меха низация и... деревянные под ставки для работы шкероч- ным ножом. ■И от этих деревяшек мы поведем речь о нелепых про тиворечиях проекта, посколь ку всюду соседствуют автома тика, электроника с такой стариной, что диву даешься. Представьте себе. что вдруг (не дан бог, конечно,) Возникает естественный вопрос: почему же прй строи тельстве судна не установили сразу современное оборудова ние? Так ведь строили по проекту, а там — «наше» оборудование. И судострои тели ни на миллиметр не отступали от проекта. Теперь, когда сдали, делайте что хо тите. Они правы. А вот где бы ли при обсуждении проекта специалисты Министерства рыбного хозяйства? Они, вид но, не знают, что ручной труд — это плохо, автомати ческие линии — хорошо. Им, конечно же, в голову не при шло, сколько средств уйдет у флота на переоборудование. Или для них это — чужие бе ды? Так ведь советские же люди все: и проектанты, и Минрыбхоз, и флот! А време ни на раздумья было больше Н»| КАК ПРИНИМАЮТ ПАРОХОДЫ ПОДЪЕМ ФЛАГА Праздник был намечен на 27 июля. Ждали гостей: дочь Александра Косарева Елену Александровну, секретаря ЦК ВЛКСМ Иосифа Орджони кидзе, представителей кон сульства Советского Союза в ГДР. На митинг возле судна со брались судостроители, чле ны нашего экипажа и других советских траулеров, руково дители верфи," гости. Имя траулера закрыто бре зентом. Пока над судном ре ет флаг Германской' Демокра тической Республики и ми тинг идет на двух языках. Особенно волнующим было выступление Елены Алек сандровны Косаревой. Дочь первого Генерального секретаря ЦК ВЛКСМ рас сказывала о своем отце теп ло и сердечно. Александру Косареву был чужд кабинет ный стиль работы, он всегда находился среди молодёжи, был просто Сашей и для ра бочих, и для наркома, надеж ным другом каждому. Коса рев безгранично верил в по беду социализма, лучшей аги тацией всегда считал личный пример. ‘ Все это плюс огромная по пулярность Генерального сек ретаря насторожили Сталина, особенно в ‘ разгар борьбы последнего с «врагами наро да». Александр Косарев под писал себе приговор, напра вив Сталину докладную запи ску по результатам проверки «опальной» комсомольской организации. В ней он сооб щал, что, исключая из партии людей без проверки, мы раз лучаем партию с народом. Косарева обвинили в утрате политической бдительности, в нежеланий бороться с врага ми народа. Александра расстреляли. — А мы даже не знаем, где его могила, — говорит Елена Александровна, — что бы поставить памятник этому удивительному человеку. Й вот построен корабль с име нем Александра Косарева — это лучший памятник ему. Спасибо вам! Елена Александровна раз бивает бутылку шампанского о борт нового судна. Падает занавес с имени траулера. Руководители верфи и Ю . И. Быстров вручают дочери Ко сарева цветы. А она смахива ет слезы... Все поднимаются на борт судна, выстраиваются на про мысловой палубе: слева эки паж, справа судостроители. Капитан Вячеслав Михай лович Булатов обращается с речыо к собравшимся. Он благодарит немецких друзей за новый траулер, означаю щий не только новое слово в судостроительной технике, но и в дальнейшем укреиле- нии дружбы между нашими странами. — Для нас глубоко симво лично, — продолжает В. М. 16сентября 198 года Булатов, — что Александр Косарев был первым Гене ральным секретарем ЦК ком сомола, а супертраулер с его именем на борту будет пер вым из новой серий судов на Северном бассейне. Глубоко символично и то, что в торжествах принимает участие секретарь ЦК ВЛКСМ Иосиф Орджоникид зе: через полвека происходит встреча двух секретарей ЦК комсомола — парохода и че ловека, — передается эстафе та ленинских идей. Капитан заверил собрав шихся, что экипаж судна бу дет с честыо нести имя Алек сандра Косарева. Затем он обращается к директору вер фи за разрешением поднять на траулере Государственный флаг СССР . Звучит гимн ГДР, вниз плывет знамя, 8 месяцев трепетавшее на мач те строящегося судна. Над палубой впервые для этого траулера звучит торжествен но и гордо Гимн Советского Союза. Старший помощник капитана Т. Д. Коколадзе поднимает флаг СССР . Все. Есть на Северном бас сейне новый супертраулер! Сразу же после торжества я спрашиваю Елену Алек сандровну о том, что она сей час чувствует. — Я взволновала, счастли ва, просто ошеломлена. Как жаль, нет сейчас мамы, ка кая это была бы для нее ра дость! — Елена Александровна, восхищаюсь вашей моло достью, вам ведь столько пришлось пережить... — А знаете, это гены. Когда отцу было 35 лет и ему говорили: «Тебе 35, а ты так молод», он отвечал: «Спе циальность такая». Вот и у меня специальность такая, — с.меется Елена Александ ровна. А «специальность» у нее очень серьезная: она — глав ный редактор журнала «Хи мия в школе». Когда мы за говорили с ней о химии, Еле на Александровна сказала, что собиралась приехать в Мурманск, поближе познако миться с преподавателями хи мии. Некоторые из них при слали прекрасные статьи в журнал о работе с учебником и о ролевых играх в школе, причем мурманчане примени ли ролевые игры одними из первых в стране. Елена Александровна зна комит меня с мужем, расска зывает романтическую исто рию их любви. Они встрети лись, когда Елена Александ ровна была в тюрьме и все боялись подходить к дочери «врага народа». Петр Давы дович полюбил светлокосую красавицу, женился и взял себе фамилию Косаревых. Сейчас у них уже подра стает внучка Надежда. А с этого дня прибавилось у Косаревых сыновей — це лый экипаж. Будут встречи в Мурманске и Москве, будет обмен теплыми радиограмма ми. Ведь все они — Косарев- цы. СУПЕРТРАУЛЕР ДЛЯ ...КАБИНЕТА Судостроители «Фолькевер фи» сдавали первый траулер новой серии «Моонзунд». В Штральзунд тогда приехали главные специалисты Мур манского тралового флота. Вернувшись в Мурманск, вы сказали замечания по поводу конструктивных недостатков судна. И настолько серьезны были эти замечания, столько требовало капиталовложений и труда их устранение, что флот заявил Министерству рыбного хозяйства СССР ка тегорический отказ от новой серии. Министерство настаи вало. Флот отказывался. Дол гие месяцы шла неравная борьба. Победила власть. Флот начал принимать «Мо- онзунды». Первый из них — «Александр Косарев». Пра вильно эти суда называются так: рыболовный траулер, морозильный, консервный — супер (РТМК-С), проекта «Атлантик-488». Как грустно шутят наши ребята, проектировали новую серию ленинградские и мо сковские «моряки», то есть люди, весьма далекие от мо ря. не знающие, что такое труд «моряка, что такое кач ка" вибрация и т. д. А самое главное — проектанты не смотрели в завтрашний день. Потому и называют флотские специалисты проект чисто ка бинетным. Да, внешне действительно это супертраулер: огромный, мощный, с хорошими море ходными качествами. с об ширной промысловой палу бой, оснащенной могучими механизмами. Но оснащен ность рыбофабрики на супер траулере — вчерашний день. А ведь именно здесь делает- потекла какая-то из труб, спрятанных за белым потол ком. А какая и в .каком ме сте? Чтобы найти ее. надо отключить расположенное на подвесном потолке освеще ние, снять его, раскрутить не один десяток болтиков, кре пящих потолочные. плитки, снять их н увидеть, что... те чет в другом месте. А во время этой работы кипяток льется вам за воротник. Ины ми словами, чтобы добраться до места неисправности, надо разобрать чуть ли не полпа рохода, и займет это дело вдвое, а то и больше време ни, чем на других судах, где думали не столько о внешней красивости, сколько об удоб стве в эксплуатации. В этом смысле новый траулер зна чительно превосходит самые ремонтоемкие «Алтай». Не будем столь же подроб но расписывать другие «нов шества» рыбофабрики, ска жем коротко: средств малой механизации здесь очень много, но все они «с боро дой», да еще какой! Все тре буют большого количества людей для их эксплуатации и очень, так сказать, «челове коемкие». А теперь о самом-самом. По проекту здесь установле но оборудование, разработан ное техрыбпромом. И вот те перь, спустя две недели пос ле установки, половину его срезают, чтобы установить универсальные линии произ водства фирмы БААДЕР (ФРГ ). На этих линиях вме сто пяти будет стоять один человек, причем в качестве контролера. Эти линии будут выпускать продукцию — фи ле, обезглавленную рыбу и полуфабрикат для консервов Одновременно — самого вы сокого качества. Исключает ся ручной труд, в несколько раз повышаются производи тельность и качество. чем достаточно: с 1981 года! Правда, линии, о которых идет речь, созданы в про шлом году. Но и траулер «Александр Косарев» начали строить в прошлом году. И если бы только одна не лепость в проекте... Должны стоять на мостике цветные эхолоты, а здесь — термиче ская бумага. Должна быть станция спутниковой системы связи. Я уж не говорю об аппа ратуре поисковой, которая очень давно устарела, молчу о нелепой конструкции мо стика. Но мы с вами еще не по бывали в консервном цехе. Вот это уж действительно но винка для нашего бассейна! И опять же внешне все вы глядит очень красиво. Сплош ная автоматика! Но вспомнил! про наши устаревшие техно логии, про'отсутствие хоро шей литографии, добавим, что вся продукция здесь бу дет выпускаться в традици онной «тройке», припомним, как трудно в морских усло виях отремонтировать или чем-то заменить вышедшую из строя автоматику. И — куда девался наш восторг от этого консервного завода. Подводя итог всему сказан ному (а сказана лишь часть), следует сделать такой вы вод: очень дорогое для флота судно и не очень-то нужное ему. В беседе со мной Ю. Н. Быстров сказал, что новый траулер стоит не 22 миллио на, а «лишь» 18 миллионов 600 тысяч рублей. Судовые специалисты считают, что не экономить деньги надо было, а добавлять, дабы не получи лось по поговорке «Скулой платит дважды». Еще не "под считано. во что выльется для -лота переоборудование ры- офабрики вместе с перехо дом судна, его простоем и зарплатой экипажа. % и НА СНИМКЕ: Е. А. КОСАРЕВА е мухсем П. Д .КОСАРЕВЫМ и капитаном судна В. М. БУЛА ТОВЫМ. Ф ото В. КОНОНОВА. РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz