Рыбный Мурман. 1988 г. Сентябрь.

о 8 Заметки журналиста Сегодня мы публикуем продолжение за­ меток нашего специального корреспондента И. Березюк о том, какие проблемы возника­ ют при приемке рыболовных траулеров из новостроя в городе Штральзуиде. Основная причина тому — устаревший проект судна. В предыдущем номере еженедельника шла речь о том, как действует, вернее, бездей­ ствует, комитет наблюдения за строительст­ вом траулеров. Предлагаемая вниманию читателей оче­ редная страница иллюстрирует результат такого бездействия комитета наблюдения. Здесь же идет рассказ о торжествах по слу­ чаю подъема Государственного флага СССР на супертраулере «Александр Косарев». ся план, делаются деньги, В «экскурсии» по рыбофаб- рике меня сопровождали на­ чальник плавмастерской Мурманского тралового фло­ та Юрий Николаевич Мясни­ ков й механик-наладчик суд- fia Владимир Николаевич Бе­ дов, объясняли мне что к чему и почему. Такой красивой рыбофаб­ рики я еще не видела. Бело­ снежные подвесные потолки, разноцветье транспортеров и механизмов, кругом — меха­ низация и... деревянные под­ ставки для работы шкероч- ным ножом. ■И от этих деревяшек мы поведем речь о нелепых про­ тиворечиях проекта, посколь­ ку всюду соседствуют автома­ тика, электроника с такой стариной, что диву даешься. Представьте себе. что вдруг (не дан бог, конечно,) Возникает естественный вопрос: почему же прй строи­ тельстве судна не установили сразу современное оборудова­ ние? Так ведь строили по проекту, а там — «наше» оборудование. И судострои­ тели ни на миллиметр не отступали от проекта. Теперь, когда сдали, делайте что хо­ тите. Они правы. А вот где бы­ ли при обсуждении проекта специалисты Министерства рыбного хозяйства? Они, вид­ но, не знают, что ручной труд — это плохо, автомати­ ческие линии — хорошо. Им, конечно же, в голову не при­ шло, сколько средств уйдет у флота на переоборудование. Или для них это — чужие бе­ ды? Так ведь советские же люди все: и проектанты, и Минрыбхоз, и флот! А време­ ни на раздумья было больше Н»| КАК ПРИНИМАЮТ ПАРОХОДЫ ПОДЪЕМ ФЛАГА Праздник был намечен на 27 июля. Ждали гостей: дочь Александра Косарева Елену Александровну, секретаря ЦК ВЛКСМ Иосифа Орджони­ кидзе, представителей кон­ сульства Советского Союза в ГДР. На митинг возле судна со­ брались судостроители, чле­ ны нашего экипажа и других советских траулеров, руково­ дители верфи," гости. Имя траулера закрыто бре­ зентом. Пока над судном ре­ ет флаг Германской' Демокра­ тической Республики и ми­ тинг идет на двух языках. Особенно волнующим было выступление Елены Алек­ сандровны Косаревой. Дочь первого Генерального секретаря ЦК ВЛКСМ рас­ сказывала о своем отце теп­ ло и сердечно. Александру Косареву был чужд кабинет­ ный стиль работы, он всегда находился среди молодёжи, был просто Сашей и для ра­ бочих, и для наркома, надеж­ ным другом каждому. Коса­ рев безгранично верил в по­ беду социализма, лучшей аги­ тацией всегда считал личный пример. ‘ Все это плюс огромная по­ пулярность Генерального сек­ ретаря насторожили Сталина, особенно в ‘ разгар борьбы последнего с «врагами наро­ да». Александр Косарев под­ писал себе приговор, напра­ вив Сталину докладную запи­ ску по результатам проверки «опальной» комсомольской организации. В ней он сооб­ щал, что, исключая из партии людей без проверки, мы раз ­ лучаем партию с народом. Косарева обвинили в утрате политической бдительности, в нежеланий бороться с врага­ ми народа. Александра расстреляли. — А мы даже не знаем, где его могила, — говорит Елена Александровна, — что­ бы поставить памятник этому удивительному человеку. Й вот построен корабль с име­ нем Александра Косарева — это лучший памятник ему. Спасибо вам! Елена Александровна раз­ бивает бутылку шампанского о борт нового судна. Падает занавес с имени траулера. Руководители верфи и Ю . И. Быстров вручают дочери Ко­ сарева цветы. А она смахива­ ет слезы... Все поднимаются на борт судна, выстраиваются на про­ мысловой палубе: слева эки­ паж, справа судостроители. Капитан Вячеслав Михай­ лович Булатов обращается с речыо к собравшимся. Он благодарит немецких друзей за новый траулер, означаю­ щий не только новое слово в судостроительной технике, но и в дальнейшем укреиле- нии дружбы между нашими странами. — Для нас глубоко симво­ лично, — продолжает В. М. 16сентября 198 года Булатов, — что Александр Косарев был первым Гене­ ральным секретарем ЦК ком­ сомола, а супертраулер с его именем на борту будет пер­ вым из новой серий судов на Северном бассейне. Глубоко символично и то, что в торжествах принимает участие секретарь ЦК ВЛКСМ Иосиф Орджоникид­ зе: через полвека происходит встреча двух секретарей ЦК комсомола — парохода и че­ ловека, — передается эстафе­ та ленинских идей. Капитан заверил собрав­ шихся, что экипаж судна бу­ дет с честыо нести имя Алек­ сандра Косарева. Затем он обращается к директору вер­ фи за разрешением поднять на траулере Государственный флаг СССР . Звучит гимн ГДР, вниз плывет знамя, 8 месяцев трепетавшее на мач­ те строящегося судна. Над палубой впервые для этого траулера звучит торжествен­ но и гордо Гимн Советского Союза. Старший помощник капитана Т. Д. Коколадзе поднимает флаг СССР . Все. Есть на Северном бас­ сейне новый супертраулер! Сразу же после торжества я спрашиваю Елену Алек­ сандровну о том, что она сей­ час чувствует. — Я взволновала, счастли­ ва, просто ошеломлена. Как жаль, нет сейчас мамы, ка­ кая это была бы для нее ра­ дость! — Елена Александровна, восхищаюсь вашей моло­ достью, вам ведь столько пришлось пережить... — А знаете, это гены. Когда отцу было 35 лет и ему говорили: «Тебе 35, а ты так молод», он отвечал: «Спе­ циальность такая». Вот и у меня специальность такая, — с.меется Елена Александ­ ровна. А «специальность» у нее очень серьезная: она — глав­ ный редактор журнала «Хи­ мия в школе». Когда мы за­ говорили с ней о химии, Еле­ на Александровна сказала, что собиралась приехать в Мурманск, поближе познако­ миться с преподавателями хи­ мии. Некоторые из них при­ слали прекрасные статьи в журнал о работе с учебником и о ролевых играх в школе, причем мурманчане примени­ ли ролевые игры одними из первых в стране. Елена Александровна зна­ комит меня с мужем, расска­ зывает романтическую исто­ рию их любви. Они встрети­ лись, когда Елена Александ­ ровна была в тюрьме и все боялись подходить к дочери «врага народа». Петр Давы­ дович полюбил светлокосую красавицу, женился и взял себе фамилию Косаревых. Сейчас у них уже подра­ стает внучка Надежда. А с этого дня прибавилось у Косаревых сыновей — це­ лый экипаж. Будут встречи в Мурманске и Москве, будет обмен теплыми радиограмма­ ми. Ведь все они — Косарев- цы. СУПЕРТРАУЛЕР ДЛЯ ...КАБИНЕТА Судостроители «Фолькевер­ фи» сдавали первый траулер новой серии «Моонзунд». В Штральзунд тогда приехали главные специалисты Мур­ манского тралового флота. Вернувшись в Мурманск, вы­ сказали замечания по поводу конструктивных недостатков судна. И настолько серьезны были эти замечания, столько требовало капиталовложений и труда их устранение, что флот заявил Министерству рыбного хозяйства СССР ка­ тегорический отказ от новой серии. Министерство настаи­ вало. Флот отказывался. Дол­ гие месяцы шла неравная борьба. Победила власть. Флот начал принимать «Мо- онзунды». Первый из них — «Александр Косарев». Пра­ вильно эти суда называются так: рыболовный траулер, морозильный, консервный — супер (РТМК-С), проекта «Атлантик-488». Как грустно шутят наши ребята, проектировали новую серию ленинградские и мо­ сковские «моряки», то есть люди, весьма далекие от мо­ ря. не знающие, что такое труд «моряка, что такое кач­ ка" вибрация и т. д. А самое главное — проектанты не смотрели в завтрашний день. Потому и называют флотские специалисты проект чисто ка­ бинетным. Да, внешне действительно это супертраулер: огромный, мощный, с хорошими море­ ходными качествами. с об­ ширной промысловой палу­ бой, оснащенной могучими механизмами. Но оснащен­ ность рыбофабрики на супер­ траулере — вчерашний день. А ведь именно здесь делает- потекла какая-то из труб, спрятанных за белым потол­ ком. А какая и в .каком ме­ сте? Чтобы найти ее. надо отключить расположенное на подвесном потолке освеще­ ние, снять его, раскрутить не один десяток болтиков, кре­ пящих потолочные. плитки, снять их н увидеть, что... те­ чет в другом месте. А во время этой работы кипяток льется вам за воротник. Ины­ ми словами, чтобы добраться до места неисправности, надо разобрать чуть ли не полпа­ рохода, и займет это дело вдвое, а то и больше време­ ни, чем на других судах, где думали не столько о внешней красивости, сколько об удоб­ стве в эксплуатации. В этом смысле новый траулер зна­ чительно превосходит самые ремонтоемкие «Алтай». Не будем столь же подроб­ но расписывать другие «нов­ шества» рыбофабрики, ска­ жем коротко: средств малой механизации здесь очень много, но все они «с боро­ дой», да еще какой! Все тре­ буют большого количества людей для их эксплуатации и очень, так сказать, «челове­ коемкие». А теперь о самом-самом. По проекту здесь установле­ но оборудование, разработан­ ное техрыбпромом. И вот те­ перь, спустя две недели пос­ ле установки, половину его срезают, чтобы установить универсальные линии произ­ водства фирмы БААДЕР (ФРГ ). На этих линиях вме­ сто пяти будет стоять один человек, причем в качестве контролера. Эти линии будут выпускать продукцию — фи­ ле, обезглавленную рыбу и полуфабрикат для консервов Одновременно — самого вы­ сокого качества. Исключает­ ся ручной труд, в несколько раз повышаются производи­ тельность и качество. чем достаточно: с 1981 года! Правда, линии, о которых идет речь, созданы в про­ шлом году. Но и траулер «Александр Косарев» начали строить в прошлом году. И если бы только одна не­ лепость в проекте... Должны стоять на мостике цветные эхолоты, а здесь — термиче­ ская бумага. Должна быть станция спутниковой системы связи. Я уж не говорю об аппа­ ратуре поисковой, которая очень давно устарела, молчу о нелепой конструкции мо­ стика. Но мы с вами еще не по­ бывали в консервном цехе. Вот это уж действительно но­ винка для нашего бассейна! И опять же внешне все вы­ глядит очень красиво. Сплош­ ная автоматика! Но вспомнил! про наши устаревшие техно­ логии, про'отсутствие хоро­ шей литографии, добавим, что вся продукция здесь бу­ дет выпускаться в традици­ онной «тройке», припомним, как трудно в морских усло­ виях отремонтировать или чем-то заменить вышедшую из строя автоматику. И — куда девался наш восторг от этого консервного завода. Подводя итог всему сказан­ ному (а сказана лишь часть), следует сделать такой вы­ вод: очень дорогое для флота судно и не очень-то нужное ему. В беседе со мной Ю. Н. Быстров сказал, что новый траулер стоит не 22 миллио­ на, а «лишь» 18 миллионов 600 тысяч рублей. Судовые специалисты считают, что не экономить деньги надо было, а добавлять, дабы не получи­ лось по поговорке «Скулой платит дважды». Еще не "под­ считано. во что выльется для -лота переоборудование ры- офабрики вместе с перехо­ дом судна, его простоем и зарплатой экипажа. % и НА СНИМКЕ: Е. А. КОСАРЕВА е мухсем П. Д .КОСАРЕВЫМ и капитаном судна В. М. БУЛА ­ ТОВЫМ. Ф ото В. КОНОНОВА. РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz