Рыбный Мурман. 1988 г. Сентябрь.

& 6 Перестройка или перестрелка? j-jfcB Леонидович , казалось бы, есть Закон о государ ствен ­ ном пред прия тии (объединении), есть в нем с та тья 16, ко торая гласит- о том , что деятельность п р ед прия тия должна основываться на системе хо з я й с т в е н ны х догово ­ ров. Однако распри бы вш и х ДРУ* зе й -со пе рн и ко в р а с т у т к а к снеж ­ ны й ком . М ожет бы ть , «виновато» о тс у тс твие пр и ка зо в , ра спор яж е ­ ний , и н с т р у к ц и й , под кр е пл яющ и х закон? Не хва тае т пр и вы ч н о й у к а з ­ ки? — Скорее, отсутствуют ответст­ венность, понимание современной ситуации. В условиях перестройки системы управления и планирова­ ния наличие договора — это не­ пременное условие стабильной хозяйственной деятельности. О с о ­ бо подчеркну: необходимо их за. ключать вовремя, чтобы потом не догонять ушедший поезд. А насчет «указки», то она была. 26 августа прошлого года Совет Министров СССР коротко и ясно в своем решении записал: работа по заключению хоздоговоров должна быть закончена не позд­ нее 1 октября. Что тогда сыграло — халатность или непонимание — не берусь судить. Но факт остает­ ся фактом — срок был сорван. Тогда Минрыбхоз СССР круто взялся за своих подчиненных. 9 ноября он обязал в кратчайший срок заключить договоры. Но и министерский приказ в основном повис в воздухе. — Д р у ги м и словами , несмотря на то , что ф ормально о трасль пе­ реш ла с 1 я н вар я 1988 года на х о з ­ расчет, порядни , то есть вн у три - э ко ном и ч е с ки е о тнош ения , оста ­ лись с тары м и . — Да, разногласия оказались не­ урегулированными. Вот некоторые из них. Оспаривали условия дого­ вора на поставку продукции «Мур- манрыбпром» с рыбокомбинатом и «Севрыбсбытом». Не нашел об ­ щего языка «Севрыбхолодфлот» с «Мурманрыбпромом», Беломор­ ской базой гослова, рыбокомбина­ том, «Севрыбсбытом» на поставки непищевого полуфабриката, рыбь­ его жира. К тому же «Севрыбхо­ лодфлот» отстаивал свое «я» с «Севрыбсбытом» на поставку мо­ роженой рыбы, пресервов. Не был согласован объем поставки кормовой рыбы между тралфло. том и сбытовиками, рыбокомбина­ том и снова сбытом о поставке жира. Спецификация к договору о вывозе рыбопродукции и до­ ставке горюче-смазочных материа­ лов удовлетворяла транспортни­ ков, но не промысловые флоты. Возникли распри по генеральному договору на ремонт судов меж­ ду судоверфью, с одной стороны, и «Севрыбхолодфлотом», трал- флотом — с другой. Стали аре­ ной тяжб перевозки рыбопродук­ ции (автобаза и сбыт), оказание услуг (рыбный порт и сбыт). — Мы т а к утомим чи тателя ... — Но мне хотелось, чтобы они знали всю правду до конца. А она такова: наши славные предприятия так занесло, что они стали'игнори­ ровать интересы людей. Вопрос кому содержать культурно-спор, тивные объекты, хозяйственного назначения — стал предметом жарких баталий между рыбным портом, «Мурманрыбпромом», тралозым флотом, «Севрыбхолод­ флотом», промразведкой... — Это уж е не э ко н ом и ка , а своеобразная сводка боевых дей­ ствий . — И нет им числа. С января к нам идут и идут разногласия по преддоговорным спорам, по из­ менению ранее заключенных до. гозоров. Таких исковых заявлений зарегистрировано около семиде­ сяти. — Если з а гл я н у ть в з а к о н ы и свято их вы полня ть , то т у т п р о ­ блем не должно бы ть . Ведь к а ж ­ дая из сторон обязана соблюдать хо зра сче тны й интерес партнера . Предотвращ ать или ум еньш а ть ущ ерб , ко то ры й может в о з н и к н у т ь в связи с неисполнением обяза ­ тельств. вовремя инф ормирова ть Д р у гую с то ро н у . И даже о ка зы ва ть ей содействие. Но тут вмешался его величе­ ство рубль. Каждый хочет взять больше, дать меньше. Психологи­ чески некоторые руководители оказались не готовыми к хозрас ­ чету. Возьмем конкретно управле­ ние «Севрыбхолодфлот». Извест­ но, что госзаказом не предусмот­ рена поставка непищевого полу­ фабриката промысловыми флота­ ми. И тем не менее «Сегрыбхо- лодфлот» настаивал на его постав. 16сентября 198 года V ке з значительно больших объе­ мах, но ведь и промысловики имеют свой интерес в использова­ нии этого сырья! Зачем же их обижать? Да потому, что транс­ портному флоту это выгодно. «Севрыбхолодфлот» требовал так. же внести в договор пункт о по­ ставке рыбокомбинату 1000 тонн готового рыбжира. Хотя, по мне­ нию специалистов, он не готов выпускать такой жир в соответст­ вии с нормативно-технической до ­ кументацией. Ларчик открывается просто: готовый жир дороже по­ луфабриката. — В трудное положение постави­ ли транспортники и рыбаков. Ре­ дакция получила немало радио­ грамм, в которых они жаловались на простой своих судов с полными грузами. — Я ваши слова прокомменти­ рую выдержкой из приказа ВРПО: «...односторонне понимая свое право на самостоятельность, га­ рантированную Законом о госу­ дарственном предприятии, «Сев- Возник спор у «Севрыбхолод- флота» с «Севрыбсбытом». Пер­ вый ot4aflHHO настаивал на оф о рм ­ лении расписок при сдаче рыбо­ продукции в порту по сортности, обозначенной на маркировке, а не по фактической сортности, уста­ новленной при забраковке. Не­ трудно догадаться, что здесь воз. можны и нарушения закона. — А куда см о три т во всех э ти х и подобны х сл уч ая х арбитраж? — Предприятия, хотя и работа­ ют бок о бок, никак не могут между собой договориться, что называется, полюбовно. И наша за­ дача найти компромисс. Дело не­ благодарное, но чрезвычайно важ­ ное. К сожалению, большинство предприятий, организаций пришли к выводу, что ныне действующие договоры не отвечают их нуждам в новых условиях хозяйствования. Отсюда и тяжба. Наиболее ярко тенденция учета только своего интереса прослеживается у «Мур. манрыбпрома» и рыбного порта. Два года назад они заключили Еженедельник не раз выступал на живо­ трепещущую для экономики Северного бас­ сейна тему: как увязать интересы предприя­ тий Северного бассейна, какими (в идеале) должны быть отношения смежников! Прин­ цип «ты — мне, я — тебе» чреват серьез­ ными последствиями — за ним стоит не­ усыпное око прокурора. Так называемый Договор 14-ти — дитя застоя — оказался мертворожденным, в этом году предприятия отказались его подписывать. А тем време­ нем каждый «тянул одеяло» на себя, не за­ мечая (или стараясь не замечать), что все вместе оказываются в роли крыловских лебедя, рака и щуки. Особенно обострились отношения смежни­ ков перед и во время перехода на хозра­ счет, самофинансирование, самоокупае­ мость. Подножка партнеру стала явлением настолько обычным и нелепым, что некото­ рые руководители, как известные закавказ­ ские «деятели», перестали и здороваться между собой. Все чаще и чаще флотоводцы, «генералы» предприятий стали обращаться к лицу третьему — в органы арбитража. В чем же корни сегодняшнего экономиче­ ского эгоизма, отчуждения? На этот и дру­ гие вопросы редакция попросила ответить главного юрисконсульта — начальника юри­ дического бюро с арбитражем ВРПО «Сев- рыба» Л. Л. ШАМШ УРИНА . з г о ш рыбхолодфлот» посчитал возмож­ ным игнорировать интересы пред­ приятий бассейна и распоряжать­ ся транспортными судами по сво­ ему усмотрению...» Такая позиция проявилась еще и в том, что уп­ равление при заключении догово­ ров отказалось от вывоза рыбо­ продукции и доставки ГСМ в не­ которые районы промысла. А это заранее ставило под угрозу вы­ полнение рыбаками госзаказа на поставку рыбопродукции. Транс­ портники надеялись только на свой рефтоннаж, не изыскивая пу­ ти фрахтования судов, в том чис­ ле иностранных. — М урм а н с ки й Кло нд ай к да и тольно , не хва тае т лиш ь обмана, выстрелов... — Надеюсь, жертв не будет. А то, что касается обмана, то по- истине «люди гибнут за металл». И тут, извините, не до шуток. В погоне за наживой пытаются пере­ ступить и грани дозволенного. Скажем, вес картонной тары, упо­ требляемой на бассейне для упа­ ковки мороженой рыбопродукции, более чем в 2 раза меньше услов­ ного, указанного в тарифном ру­ ководстве по морской перевозке грузов. Министерство и Гипрорыб- флот разъяснили, что условную массу тары нельзя использовать для расчетов. Взаиморасчеты гру- зоперезозчика и грузополучателя по доставке картонной тары долж­ ны осуществляться, исходя из фактической массы одного комп­ лекта. Казалось бы, ситуация оче­ видна. Промысловики несут серь­ езные убытки, и необходимо вне­ сти соответствующие изменения в договор. Однако «Сезрыбхолод- флот» стойко стоит на своем. А это, между прочим, ведет к припискам, вольготной жизни за счет партнера. договор на оказание услуг, кото­ рый был пролонгирован (продлен) на 1987-й. Более чем за месяц до истечения срока его действия «Мурманрыбпром» заявил об от­ казе от пролонгирования на преж­ них условиях и предложил свой проект договора. Порт вернул его, предлагая прежние условия, при. том указал, что функции разработ­ ки проекта договора возложены на предприятия, оказывающие ус­ луги (т. е. на п ОРт)- Это неверно, ибо действующее законодательст­ во предоставляет любой заинтере­ сованной стороне право постанов­ ки вопроса об изменении условий договора. Арбитраж при назначе­ нии дела к слушанию обязал сто­ роны принять меры урегулирова­ ния по проекту договора флота. Стороны обсудили спорные пози­ ции, было достигнуто соглашение по 14-ти спорным пунктам, а на заседании арбитража — еще по 6-ти. Арбитр принял решение по 17-ти оставшимся спорным пунк­ там, из них были исключены из проекта договора 5, изменена ре ­ дакция еще 3-х. Кроме того, результаты рассмот­ рения преддоговорных и имущест­ венных споров обобщены, на ме­ ста направлены приказы, цирку­ лярные письма с указанием на конкретные недостатки, оценкой позиций сторон. Направлены и предписания по конкретным ар . битражным делам. — П редприя тия , к а к видно из случая с прое ктом договора , впада ­ ю т в амбицию , на пере кор реально ­ стям . — Вот это и удивляет. Спраши­ вается, неужели не знает «Мур­ манрыбпром» о том, что только в этом году начато строительство в порту причалов в комплексе сб о ­ ра с судов мусора и хозфекаль- ных вод? Однако он настаивал на незамедлительном их сборе. Пыта­ лось это объединение возложить на порт и ответственность за не­ своевременный отбор проб про­ дукции, хотя в соответствии с по­ ложением о сертифицировании эта работа ведется «Севрыбсбытом». «Занесло» и рыбный порт. Он отказывался от услуг и работ, ко­ торые предусмотрены норматив­ ными актами, — погрузки продо­ вольствия, промыслового и судо­ вого снабжения на крупнотоннаж­ ные суда и т. д. — Любыми правдами и неправ­ дами выбить себе место под скуд­ ным заполярным солнцем, хоть нан-то, но облегчить себе нелегкую жизнь... Это ведь проще, нежели перестроить себя, экономику воз­ главляемого предприятия. — Да, такое создается впечат­ ление. 29 спорных пунктов пере­ дал на рассмотрение арбитража «Мурманрыбпром» в споре с «Севрыбсбытом». Он ломился в открытые двери. Зачем? Видимо, по принципу: авось, что-нибудь, да проскочит. Нет, не получится. Например, настаивал на том, что­ бы «Севрыбсбыт» хранил у себя рыбопродукцию, задержанную ин­ спекцией, но ведь это — забота изготовителя. 22 несогласованных пункта пе­ редал он в арбитраж в споре с «Севрыбхолодфлотом». Один из них такой. «Мурманрыбпром» воз_ ражал против того, чтобы его представитель принимал участие в решении на борту плавбазы ра з ­ ногласий по качеству принимае­ мой продукции на промперера- ботку. Полагал, что его продук­ цию переводят в более низкий сорт. Мол, даже если она того за­ служивает, то он найдет более сговорчивого покупателя, и при­ том не обязательно на Северном бассейне. — Это больше уж е п о хож е на ш а н таж ... Ну а ка ко в а здесь по зи ­ ция арбитра? — Отстаивание государственных интересов. Замечу, что мы не только констатируем или раз . водим борющихся по углам, но и по своей инициативе вносим изме­ нения в договоры, так как порой некоторые их пункты противоречат нормативным актам. В частности, потребовалось вмешательство а р ­ битра, когда рыбокомбинат отка. зывался от приемки семги и лосо­ севых, пресноводных рыб в местах их вылова. Этот порядок, извест­ но, установлен в целях сохранно­ сти социалистической собствен­ ности. — Лев Л еонидович , сейчас м но го говори тся да и уж е делается по со зданию правово го государ ства . Чтобы не чья -то п р и х о т ь или гр о з ­ ны й о к р и к верш или дела, тем более в э к о н ом и ке . Но ведь не всегда ж е надо приб е га ть к помгь щи арбитра . К том у ж е на м н о гф ^ п р е д п р и я ти я х сидя т ю р и с ты . Я с ка зал «сидят», подразумевая «не рабо таю т» , но за р п л а т у получая р е гул яр н о . Или еще сильна н е к р а ­ совская п си х о л о ги я : «Вот приедет б арин , барин нас рассудит» . Или они не х о т я т ко нф л и к т о в а т ь с р у ­ ководителями? — Срабатывают старые стерео, типы. Они ох как живучи! Удивля­ юсь: неужели не могли попросту, по-дружески сговориться меж с о ­ бой «Севрыбсбыт» и рыбокомби­ нат о том, как информировать друг друга о необходимости раб о . ты лифтов на первом холодиль­ ном заводе? Без посредника, ока­ зывается, такое пустячное дело не решить. Тот же рыбокомбинат, тралфлот, «Архангельскрыбпром» только на заседании арбитража пришли к соглашению о круглосу­ точной приемке рыбопродукции с судов, приходящих «по зеленой», а также охлажденной рыбы с Дру­ гих судов. Но очевидно же, что 3 такой приемке должен быть заин­ тересован сам комбинат. По всем спорным пунктам при­ шли к соглашению только по обращения в арбитраж «Мурман­ рыбпром» и рыбный порт (дого­ вор на отпуск пара и воды), рыб­ ный порт и траловый флот (содер. жание хозяйств порта), тралфлот и «Сезрыбхолодфлот» (долевое участие на содержание культурно­ спортивных объектов ДМО). — Лев Леонидович , э ко н о м и ч е ­ с ки й э гоизм м н о го л и к . И все -таки , к а ко в а его основная черта? — Наплевательское отношение к общим интересам бассейна, яркое отстаивание личного интереса. Еще бы добавил: стремление не под­ держать партнера, а поставить ему подножку. Думаю, нельзя до ­ пустить, чтобы все эти явления расцвели букетом. Погасить их в зародыше нужно, и как можно быстрее. Интервью провел А. 8ИЛОВ. ОТ РЕДАКЦИИ. В борьбе с этим новым явлением — эконо ­ мическим эгоизмом — должны быть активнее партийные и профсоюзные организации пред ­ приятий. Однако их роли зд е с ь« не чувствуется. И это еще о д н а * тема для идущих сейчас отчетно- выборных собраний. рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz