Рыбный Мурман. 1988 г. Сентябрь.
*промышленного рыболоктк «Рыбного Мурмана» 5 КРИЛЕВЫЙ ТУПИК Согласно классической полит экономии К. Маркса, каждый товар имеет стоимость и по требительскую стоимость. Ры бопродукция на борту про мыслового судна, находящего ся на промысле, имеет стои мость, равную затратам на ее производство и хранение, но Щ не имеет никакой потребитель ской стоимости. Тысячи тонн добротной рыбопродукции на промысле никому не нужны. Ее надо отправить потребите лю — в магазины, в зверосов хозы и т. д. Но сначала ее на до доставить в порт. Для этой цели существуют дорогостоя щие и в производстве, и в эксплуатации транспортные рефрижераторы — ТР. Достав ка товаров от места производ ства к месту потребления, а также качество товара и с о здают потребительскую стои мость. Не случайно транспорт и связь отнесены основополож никами марксизма к четвертой сфере материального произ водства наряду с промышлен ностью, сельским хозяйством и строительством. Ну а как со стоимостью ры бопродукции, доставленной в порт и находящейся на борту ТР? Возрастает, и значительно. Потребительская же стоимость по-прежнему равна нулю. Ры бопродукцию, доставленную в порт, теперь надо сбыть. Для этой цели мурманским рыба- УКРАИНСКАЯ ССР. Новый транспортный рефрижератор «Антон кам верой и правдой служит Гурии» спущен па воду работниками Николаевского судостроители- организация, которая так и него завода имени Коммунара. Спуск нового судна (на снимке) ко- называется — «Севрыбсбыт». рабелы приурочили к празднику — 200-летию со дня основания за- Она ищет покупателя (может вода. быть, наоборот), с помощью Фотохроника ТАСС, порта отгружает заказ крупны ми или мелкими партиями на железнодорожный или автомо бильный транспорт и отправля ет по назначению. По такой схеме действует конвейер про мысел — потребитель. Сейчас в этом механизме произошла поломка, и поломка серьезная. Он встал. И сломал его маленький рачок, который называется криль. Вообще-то один рачок против мощного механизма не воин, но когда его тысячи тонн и сконцентри рован он в одном месте да Новое судно ПРОШЛОГО На рыбофабриках основным орудием обработки рыбы явля ется острый двухсторон ний нож. Суда идут на со кращения экипажа, но штатно го расписания по тревогам нет, документы на минимальный штат до сих пор не приведены в соответствие с существующи ми нормативными. Кстати, один из отделов ЦПКТБ как раз этим и занимается. Наше судно с сокращенным штатом работа ет уже третий рейс, одно из первых перешло на работу по этому варианту. Людей стало меньше, а суточные нагрузки увеличены. По отношению к однотипным судам экипаж по ставлен в жесткие условия. На деле должно было произойти повышение заработной платы, а по факту — снижение, и зна_ ^ительное. потому что, исходя * з тех нагрузок, что спущены М:-;Нрыбхозом СССР для сокра щенных штатов, выполнение плана практически из рейса в рейс невозможно. В марте 1987 года в Мур манске был секретарь ЦК КПСС В. П. Никонов, который особое внимание обратил на недопоставки отраслью рыбной муки. В этом районе ловится морепродукт, состоящий на 60 процентов из белка. Суда на шего типа по паспортным дан ным могут выпускать по 3,5 тонны муки. Со всевозможны ми ухищрениями мы стали вы пускать по 6 тонн на сутки про мысла. Но это все, что можно «Быжать» из РМУ. Тонна кормовой муки стоит 1200 рублей, тонна морепро дукта сыромороженого — 600 рублей в оптовых ценах. Все, что можем, перемалываем на муку, остальное замораживаем. Но тут своя проблема — сбыт. «Севрыбсбыт» не может про- £ дать сыромороженый м оре продукт. Несмотря на то, что он добывается с 1976 года. На берегу ничего не сделано для увеличения мощностей по его переработке, как на пищевые цели, так и на муку. «Севрыб сбыт» занимается только пе репиской, а надежных деловых контактов с потребителями не устанавливает. Тогда спрашивается: за что «Севрыбсбыту» отчисляются только по нашему судну: за этот рейс — 66,3 тысячи руб лей, за прошлый — 66,3 тыся чи, позапрошлый — 58,2 тыся чи. Итого — 190,8 тысячи руб лей, и это только по одному судну! Нетрудно посчитать, сколько сбыту отчисляет флот в целом. А за что, если он с поставленной задачей не справ ляется? Теперь о пресловутом плане поставок. Мы ведь не знаем, что принесет нам каждый трал, тем более рыбу и морепродук ты не выращиваем, а только добываем. А не проще ли бы ло бы «Севрыбсбыту» гибче строить свою политику и ста раться сбывать асе пойманное промысловиками? Давно назрел вопрос повышения оптовых, розничных и уж, конечно, сдельных расценок, которые настолько низки, что дальше некуда. К примеру: с 1000 рублей товарной продукции команде идет сдельный зара боток 24 рубля 30 копеек на 76 человек. Много ли это? Словом, проблем накопи лось много. Экипаж просит опубликовать данное письмо и помочь разобраться во всем. В. РОИК, капитак-директор ПНР «Про копьевск» Мурманского тралового флота. Антарктическая часть Атлан тики. паука и производство В МАЕ на очередном засе дании в штаб-квартире ИКЕС (г. Копенгаген) консуль тативный комитет по регулиро ванию рыболовства в Северо- Восточной Атлантике рассмот рел состояние запасов трески лофотено - баренцевоморского стада. Было отмечено, что ожи даемого увеличения биомассы популяции трески за счет есте ственного прироста не про изошло, а, наоборот, наблюда ется ее уменьшение по срав нению со среднемноголетней величиной на 30 процентов. В этой связи комитет реко мендовал уменьшить общий допустимый улов трески на 1988 год с 630 до 405—445 ты сяч тонн. По результатам исследований ПИНРО, снижение запасов обус ловлено как антропогенными, так и природными факторами, и прежде всего высоким уров нем эксплуатации рыбных за пасов. В последние годы об щий вылов трески всеми стра нами значительно превышал оп тимальную величину изъятия, что, безусловно, негативно ска залось на возрастной структу ре и численности стада. Произошли существенные из менения в кормовой базе тре ски. Из трофической цепи вы пало важное звено — мойва, еще неожиданно, то это уже мощная разрушительная для экономики сила. Что же все-таки произошло? Десятки тысяч тонн морожено го криля находятся на борту четырех огромных транспорт ных рефрижераторов в Мур манском рыбном порту уже месяц, и никто не собирается их выгружать. Более того, еще два таких же рефрижератора с точно таким же грузом спе шат в Мурманск, чтобы отра портовать о выполнении и пе ревыполнении рейсового за дания... и встать на простой. Так кто виноват в сложив шейся ситуации? Винить ма ленького рачка как-то несерь езно. Может быть, автомобили сты и железнодорожники не могут вовремя вывезти? М о гут. А может, моряки не с о хранили при длительном пере ходе капризный рефрижера торный груз? Сохранили. М о жет, «Севрыбсбыт» не нашел покупателей? Нашел, но... не на такое количество. Напрашива ется закономерный вопрос: кто конкретно отдал распоряже ние о вылове десятков тысяч тонн криля и перегрузке их на ТР, хотя реальная потребность в нем была известна? Итак, «Севрыбхолодфлот» не сет убытки не по своей вине. Простой, то есть стоимость во время стоянки в порту самых рентабельных транспортов в управлении, вроде бы оплачи вают тралфлот и «Мурманрыб. пром». А как насчет упущен ной выгоды? Ведь доходы ТР типа «50 лет СССР» в эксплуа тации составляют около 20 ты сяч рублей в сутки, что в 2 ра за больше оплачиваемого про стоя. В сложившейся ситуации руководству управления впору агитировать экипажи транспор тов выполнять рейсы в дальние промысловые районы не толь ко без валюты, но и без зар платы. Материальные потери, как бы ни были значительны, все- таки поддаются вычислению в рублях. Например, убытки только от прошедшего срока В окопах ожидания реализации 2631 тонны рыбо продукции (в том числе и пи щевой), находящейся в трюмах ТР «Ирбенский пролив» под мощным слоем криля, состави ли уже около 300 тысяч руб лей. А в каких единицах и как измерить моральный ущерб? Члены экипажей ТР работают на промысле по 10— 14 часов ежесуточно без всякой компен сации в виде отгулов. Это уза конено приказом по управле нию, но почему-то не узаконе но Конституцией СССР. Сво бодного времени в году м оря ки имеют порядка 90 дней (один выходной плюс отпуск), в отличие от подавляющего большинства советских людей, имеющих более 120 дней (два выходных плюс отпуск). Не яв ляется секретом, что грузовые работы на промысле в откры том океане характеризуются повышенной опасностью хотя бы по причине опрокидывания погрузчиков в трюме, что по рой приводило к гибели кар- щиков. К счастью, пока на су дах «Севрыбы» таких фактов нет, хотя опрокидывания слу чаются. Усилиями всего экипажа уда ется сэкономить на промысле сутки, иногда чуть более. Тогда моряки, может быть, получат премию за рейс, если при сда че груза в порту не будет расхождений по стоимости б о лее чем на 300 рублей (стои мость же доставляемого груза за один рейс составляет 8— 10 миллионов рублей). Как состы ковать такую работу на про- мысле с крилевым изобилием в порту? Проблема с крилем в связи с плохой промысловой обста новкой в летние месяцы про должается из года в год. Пока в ВРПО «Севрыба» отсутствуют приемы борьбы с ежегодным нашествием маленького рачка, может быть, просто не гдопу скать этих нашествий? В. БУЛАТОВ, первый помощник капитана ТР «Ирбенский пролив» уп равления «Севрыбхолод флот». Природа вносит коррективы которая с 1987 года перестала быть объектом промысла. Уменьшение численности и биомассы стада произошло на столько, что данные позволя ют констатировать не только экономический, но и биологи ческий перелов мойвы. Исчез новение ее из пищевого рацио на хищника привело к тому, что треска стала медленнее расти, значительно снизились ее жирность и упитанность, за медлился процесс полового созревания. В конечном итоге взрослые особи трески вынуж дены были перейти на питание собственной молодью, доля которой в пищевом рационе увеличилась с 1 до 11 процен тов. Следовательно, каннибализм трески, наряду с другими фак торами, стал оказывать суще ственное влияние на ф о рми р о вание численности собственных поколений на ранних стадиях развития. Этот процесс развил ся в таких масштабах, что к началу 1988 года среднеуро жайное поколение трески 1984 года перешло в разряд мало численных. По данным учета икры, личинок и молоди, поко ления трески 1985, 1986, 1987 и 1988 годов также имеют низ кую численность. Поэтому в ближайшие четыре года нет оснований ждать мощного по полнения остатка промыслово го запаса. Как следствие этого, в обозримом будущем промы сел в основном будет базиро ваться на крупной треске уро жайного поколения 1983 года, биомасса которого уже значи тельно изъята промыслом. В этой ситуации с запасами имеется только один правиль ный ход — поддержать реко мендации консультативного ко митета о щадящем режиме эксплуатации стада трески. В июне текущего года в М о скве состоялась встреча мини стра рыбного хозяйства СССР Н. И. Котляра и министра ры боловства Норвегии Бьярне М о ри Ейдема, которые разделили озабоченность ученых фактом уменьшения промыслового за паса трески в Баренцевом мо ре и пришли к соглашению о сокращении общего вылова на 22 процента (с 630 до 491 ты сячи тонн). Новая величина о б щего допустимого улова тре ски на 1988 год была распре делена между странами следу ющим образом: СССР имеет право выловить только 200 ты сяч тонн, Норвегия — 250 ты сяч, третьи страны — 41 тыся чу тонн. А . ГЛУХОВ, заведующий отделом ПИНРО. 16сентября года с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz