Рыбный Мурман. 1988 г. Сентябрь.

*промышленного рыболоктк «Рыбного Мурмана» 5 КРИЛЕВЫЙ ТУПИК Согласно классической полит­ экономии К. Маркса, каждый товар имеет стоимость и по­ требительскую стоимость. Ры­ бопродукция на борту про­ мыслового судна, находящего­ ся на промысле, имеет стои­ мость, равную затратам на ее производство и хранение, но Щ не имеет никакой потребитель­ ской стоимости. Тысячи тонн добротной рыбопродукции на промысле никому не нужны. Ее надо отправить потребите­ лю — в магазины, в зверосов­ хозы и т. д. Но сначала ее на­ до доставить в порт. Для этой цели существуют дорогостоя­ щие и в производстве, и в эксплуатации транспортные рефрижераторы — ТР. Достав­ ка товаров от места производ­ ства к месту потребления, а также качество товара и с о ­ здают потребительскую стои­ мость. Не случайно транспорт и связь отнесены основополож­ никами марксизма к четвертой сфере материального произ­ водства наряду с промышлен­ ностью, сельским хозяйством и строительством. Ну а как со стоимостью ры­ бопродукции, доставленной в порт и находящейся на борту ТР? Возрастает, и значительно. Потребительская же стоимость по-прежнему равна нулю. Ры­ бопродукцию, доставленную в порт, теперь надо сбыть. Для этой цели мурманским рыба- УКРАИНСКАЯ ССР. Новый транспортный рефрижератор «Антон кам верой и правдой служит Гурии» спущен па воду работниками Николаевского судостроители- организация, которая так и него завода имени Коммунара. Спуск нового судна (на снимке) ко- называется — «Севрыбсбыт». рабелы приурочили к празднику — 200-летию со дня основания за- Она ищет покупателя (может вода. быть, наоборот), с помощью Фотохроника ТАСС, порта отгружает заказ крупны­ ми или мелкими партиями на железнодорожный или автомо­ бильный транспорт и отправля­ ет по назначению. По такой схеме действует конвейер про­ мысел — потребитель. Сейчас в этом механизме произошла поломка, и поломка серьезная. Он встал. И сломал его маленький рачок, который называется криль. Вообще-то один рачок против мощного механизма не воин, но когда его тысячи тонн и сконцентри­ рован он в одном месте да Новое судно ПРОШЛОГО На рыбофабриках основным орудием обработки рыбы явля­ ется острый двухсторон­ ний нож. Суда идут на со ­ кращения экипажа, но штатно­ го расписания по тревогам нет, документы на минимальный штат до сих пор не приведены в соответствие с существующи­ ми нормативными. Кстати, один из отделов ЦПКТБ как раз этим и занимается. Наше судно с сокращенным штатом работа­ ет уже третий рейс, одно из первых перешло на работу по этому варианту. Людей стало меньше, а суточные нагрузки увеличены. По отношению к однотипным судам экипаж по­ ставлен в жесткие условия. На деле должно было произойти повышение заработной платы, а по факту — снижение, и зна_ ^ительное. потому что, исходя * з тех нагрузок, что спущены М:-;Нрыбхозом СССР для сокра­ щенных штатов, выполнение плана практически из рейса в рейс невозможно. В марте 1987 года в Мур­ манске был секретарь ЦК КПСС В. П. Никонов, который особое внимание обратил на недопоставки отраслью рыбной муки. В этом районе ловится морепродукт, состоящий на 60 процентов из белка. Суда на­ шего типа по паспортным дан­ ным могут выпускать по 3,5 тонны муки. Со всевозможны­ ми ухищрениями мы стали вы­ пускать по 6 тонн на сутки про­ мысла. Но это все, что можно «Быжать» из РМУ. Тонна кормовой муки стоит 1200 рублей, тонна морепро ­ дукта сыромороженого — 600 рублей в оптовых ценах. Все, что можем, перемалываем на муку, остальное замораживаем. Но тут своя проблема — сбыт. «Севрыбсбыт» не может про- £ дать сыромороженый м оре ­ продукт. Несмотря на то, что он добывается с 1976 года. На берегу ничего не сделано для увеличения мощностей по его переработке, как на пищевые цели, так и на муку. «Севрыб­ сбыт» занимается только пе­ репиской, а надежных деловых контактов с потребителями не устанавливает. Тогда спрашивается: за что «Севрыбсбыту» отчисляются только по нашему судну: за этот рейс — 66,3 тысячи руб­ лей, за прошлый — 66,3 тыся­ чи, позапрошлый — 58,2 тыся­ чи. Итого — 190,8 тысячи руб­ лей, и это только по одному судну! Нетрудно посчитать, сколько сбыту отчисляет флот в целом. А за что, если он с поставленной задачей не справ­ ляется? Теперь о пресловутом плане поставок. Мы ведь не знаем, что принесет нам каждый трал, тем более рыбу и морепродук­ ты не выращиваем, а только добываем. А не проще ли бы­ ло бы «Севрыбсбыту» гибче строить свою политику и ста­ раться сбывать асе пойманное промысловиками? Давно назрел вопрос повышения оптовых, розничных и уж, конечно, сдельных расценок, которые настолько низки, что дальше некуда. К примеру: с 1000 рублей товарной продукции команде идет сдельный зара ­ боток 24 рубля 30 копеек на 76 человек. Много ли это? Словом, проблем накопи­ лось много. Экипаж просит опубликовать данное письмо и помочь разобраться во всем. В. РОИК, капитак-директор ПНР «Про ­ копьевск» Мурманского тралового флота. Антарктическая часть Атлан­ тики. паука и производство В МАЕ на очередном засе­ дании в штаб-квартире ИКЕС (г. Копенгаген) консуль­ тативный комитет по регулиро­ ванию рыболовства в Северо- Восточной Атлантике рассмот­ рел состояние запасов трески лофотено - баренцевоморского стада. Было отмечено, что ожи­ даемого увеличения биомассы популяции трески за счет есте­ ственного прироста не про­ изошло, а, наоборот, наблюда­ ется ее уменьшение по срав­ нению со среднемноголетней величиной на 30 процентов. В этой связи комитет реко­ мендовал уменьшить общий допустимый улов трески на 1988 год с 630 до 405—445 ты­ сяч тонн. По результатам исследований ПИНРО, снижение запасов обус­ ловлено как антропогенными, так и природными факторами, и прежде всего высоким уров­ нем эксплуатации рыбных за­ пасов. В последние годы об ­ щий вылов трески всеми стра­ нами значительно превышал оп­ тимальную величину изъятия, что, безусловно, негативно ска­ залось на возрастной структу­ ре и численности стада. Произошли существенные из­ менения в кормовой базе тре­ ски. Из трофической цепи вы­ пало важное звено — мойва, еще неожиданно, то это уже мощная разрушительная для экономики сила. Что же все-таки произошло? Десятки тысяч тонн морожено ­ го криля находятся на борту четырех огромных транспорт­ ных рефрижераторов в Мур­ манском рыбном порту уже месяц, и никто не собирается их выгружать. Более того, еще два таких же рефрижератора с точно таким же грузом спе­ шат в Мурманск, чтобы отра­ портовать о выполнении и пе­ ревыполнении рейсового за­ дания... и встать на простой. Так кто виноват в сложив­ шейся ситуации? Винить ма­ ленького рачка как-то несерь­ езно. Может быть, автомобили­ сты и железнодорожники не могут вовремя вывезти? М о ­ гут. А может, моряки не с о ­ хранили при длительном пере­ ходе капризный рефрижера ­ торный груз? Сохранили. М о ­ жет, «Севрыбсбыт» не нашел покупателей? Нашел, но... не на такое количество. Напрашива­ ется закономерный вопрос: кто конкретно отдал распоряже­ ние о вылове десятков тысяч тонн криля и перегрузке их на ТР, хотя реальная потребность в нем была известна? Итак, «Севрыбхолодфлот» не­ сет убытки не по своей вине. Простой, то есть стоимость во время стоянки в порту самых рентабельных транспортов в управлении, вроде бы оплачи­ вают тралфлот и «Мурманрыб. пром». А как насчет упущен­ ной выгоды? Ведь доходы ТР типа «50 лет СССР» в эксплуа­ тации составляют около 20 ты­ сяч рублей в сутки, что в 2 ра ­ за больше оплачиваемого про­ стоя. В сложившейся ситуации руководству управления впору агитировать экипажи транспор­ тов выполнять рейсы в дальние промысловые районы не толь­ ко без валюты, но и без зар ­ платы. Материальные потери, как бы ни были значительны, все- таки поддаются вычислению в рублях. Например, убытки только от прошедшего срока В окопах ожидания реализации 2631 тонны рыбо­ продукции (в том числе и пи­ щевой), находящейся в трюмах ТР «Ирбенский пролив» под мощным слоем криля, состави­ ли уже около 300 тысяч руб­ лей. А в каких единицах и как измерить моральный ущерб? Члены экипажей ТР работают на промысле по 10— 14 часов ежесуточно без всякой компен­ сации в виде отгулов. Это уза­ конено приказом по управле­ нию, но почему-то не узаконе­ но Конституцией СССР. Сво­ бодного времени в году м оря ­ ки имеют порядка 90 дней (один выходной плюс отпуск), в отличие от подавляющего большинства советских людей, имеющих более 120 дней (два выходных плюс отпуск). Не яв­ ляется секретом, что грузовые работы на промысле в откры­ том океане характеризуются повышенной опасностью хотя бы по причине опрокидывания погрузчиков в трюме, что по­ рой приводило к гибели кар- щиков. К счастью, пока на су­ дах «Севрыбы» таких фактов нет, хотя опрокидывания слу­ чаются. Усилиями всего экипажа уда­ ется сэкономить на промысле сутки, иногда чуть более. Тогда моряки, может быть, получат премию за рейс, если при сда­ че груза в порту не будет расхождений по стоимости б о ­ лее чем на 300 рублей (стои­ мость же доставляемого груза за один рейс составляет 8— 10 миллионов рублей). Как состы­ ковать такую работу на про- мысле с крилевым изобилием в порту? Проблема с крилем в связи с плохой промысловой обста­ новкой в летние месяцы про­ должается из года в год. Пока в ВРПО «Севрыба» отсутствуют приемы борьбы с ежегодным нашествием маленького рачка, может быть, просто не гдопу­ скать этих нашествий? В. БУЛАТОВ, первый помощник капитана ТР «Ирбенский пролив» уп ­ равления «Севрыбхолод­ флот». Природа вносит коррективы которая с 1987 года перестала быть объектом промысла. Уменьшение численности и биомассы стада произошло на­ столько, что данные позволя­ ют констатировать не только экономический, но и биологи­ ческий перелов мойвы. Исчез­ новение ее из пищевого рацио­ на хищника привело к тому, что треска стала медленнее расти, значительно снизились ее жирность и упитанность, за­ медлился процесс полового созревания. В конечном итоге взрослые особи трески вынуж­ дены были перейти на питание собственной молодью, доля которой в пищевом рационе увеличилась с 1 до 11 процен­ тов. Следовательно, каннибализм трески, наряду с другими фак­ торами, стал оказывать суще­ ственное влияние на ф о рми р о ­ вание численности собственных поколений на ранних стадиях развития. Этот процесс развил­ ся в таких масштабах, что к началу 1988 года среднеуро­ жайное поколение трески 1984 года перешло в разряд мало­ численных. По данным учета икры, личинок и молоди, поко­ ления трески 1985, 1986, 1987 и 1988 годов также имеют низ­ кую численность. Поэтому в ближайшие четыре года нет оснований ждать мощного по­ полнения остатка промыслово­ го запаса. Как следствие этого, в обозримом будущем промы­ сел в основном будет базиро ­ ваться на крупной треске уро­ жайного поколения 1983 года, биомасса которого уже значи­ тельно изъята промыслом. В этой ситуации с запасами имеется только один правиль­ ный ход — поддержать реко­ мендации консультативного ко­ митета о щадящем режиме эксплуатации стада трески. В июне текущего года в М о ­ скве состоялась встреча мини­ стра рыбного хозяйства СССР Н. И. Котляра и министра ры­ боловства Норвегии Бьярне М о ­ ри Ейдема, которые разделили озабоченность ученых фактом уменьшения промыслового за­ паса трески в Баренцевом мо ­ ре и пришли к соглашению о сокращении общего вылова на 22 процента (с 630 до 491 ты­ сячи тонн). Новая величина о б ­ щего допустимого улова тре­ ски на 1988 год была распре­ делена между странами следу­ ющим образом: СССР имеет право выловить только 200 ты­ сяч тонн, Норвегия — 250 ты­ сяч, третьи страны — 41 тыся­ чу тонн. А . ГЛУХОВ, заведующий отделом ПИНРО. 16сентября года с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz