Рыбный Мурман. 1988 г. Сентябрь.

о Противоречия сегодняшнего этапа Перемены..Перемены? /. Передать в одни руки 4 Сентябрьская почта отдела На страницах печати часто выступают руководители фло­ тов, береговых подразделений разных рангов на тему «Ф и р ­ ма «Север». Какой ей быть?» Они приводят массу доводов в пользу раздельного существо­ вания структур нынешнего ВРИО. Каждый сам по себе принимают меры по ликвида­ ции недостатков. Однако про ­ блемы накапливаются. Приведу ряд примеров. В Баренцевом море в 1987 году на добычу тресковых были вы­ делены квоты всем флотам. «Архрыбпром» выбрал квоту трески и вынужден был ловить пикшу, которой... не было. Ко­ рабли шли из Архангельска на Рыбачью банку, в то же время суда мурманских флотов на­ правлялись к одному из остро­ вов за треской. Только из-за необоснованных переходов в октябре прошлого года израс­ ходовано 2400 тонн топлива. И это только за один месяц и в одном районе промысла! . Во время путины 1988 года на облове путассу в марте, ап­ реле, мае было предложено весь флот, который был на сельди, перевести на путассу. Ведь сельдь могли взять в лю­ бом месяце до конца года. Од ­ нако в марте флоты усиленно ловили сельдь, путассу не о с ­ воили. В начале и конце мая «Сев- рыбхолодфлот» сосредоточил 6 транспортов в Аллапуле, чтобы их догрузить. Промсуда вынуждены были совершать необоснованные переходы из Фарерской зоны. Недолов с о ­ ставил несколько десятков ты­ сяч тонн. Хорошая обстановка мая не была использована. Я считаю, должно быть толь­ ко бассейновое управление. Все планы и финсредства с о ­ средоточить в одних руках. Это позволит улучшить использова­ ние сырьевой базы, энергоре­ сурсов, материально-техниче­ ских ценностей, снизит норма­ тивные оборотные средства, обеспечит агентирование судов в порту, качество ремонта. С о ­ кратит управленческий аппарат на 60—70 процентов. Количество управленцев Мур­ манского тралового флота в полном объеме справится с бассейновым управлением. Быстрее, лучше будет решаться социальная сфера, отдых м оря ­ ков, повысится заработная пла­ та. Ибо негоже, когда основной производитель материальных ценностей получает меньше ра ­ ботников надстройки. При стои­ мости тонны рыбы 800 рублей экипажу платят только двад­ цать. Куда деваются остальные 780, мы знаем частично... 2. Ловим «близнецом» Начиная с 1980— 1981 годов «Севрыба» уделяла внимание близнецовому лову. Однако эксперименты, проводимые на I судах типа БМРТ, убеждали многих в нецелесообразности этого в^да промысла. Участни­ ками, руководителями его тог­ да были Г. В. Тишков, Л. В. Ев­ графов. В период скумбриевой пути­ ны в Норвежском море ВРПО вновь поставило вопрос о близ­ нецовом лове. Помня о прош­ лом, руководство флотов, ка­ питаны судов с боязнью, недо­ верием отнеслись к этому де­ лу. Прошло более месяца, ко­ гда два судна Мурманского тралфлота приступили к экспе­ рименту — СТМ «Семеновск» и ПСТ «Ленек», возглавляемые заместителем начальника пром- района Н. Л. Дудченко. Первое траление — трал р а ­ зодран, не подлежит восста­ новлению. Убыток — 18 тысяч рублей. Суда ББГЛ — СТМ .«Омуль», «Олента», —-которым также поручался эксперимент; категорически отказывались от него, ссылаясь на высокоборт- ность, высокую парусность и так далее. Писались РДО в р а з ­ ные инстанции. Отказался и автор этих строк, сообщив при­ чины руководству ВРПО. И тем не менее, отбросив инструкции ЦПКТБ, два дня пришлось по­ сидеть за расчетами, чертежа­ ми. 26 августа перешел на борт СТМ «Олента» экспериментиро­ вать. Предварительно «Омуль» и «Олента» на свободных ходах уточнили относительные ск о ро ­ сти. Первый пуск. Трал не по­ шел дальше кабелей. Оказа­ лось запутанным одно крыло. Почему? Впоследствии выясни­ лось, что бедняги боялись по­ рвать трал, поэтому поставили тот, который не работал из-за дефектов. В общем-то, оправ­ данно, но.,, несерьезно. Наконец затолкали... Полчаса траления — улов 300 килограм­ мов. Второе траление — ско­ рость 6 узлов, улов 6 тонн за 1 час 20 минут. Третье, чет­ вертое траление... Отрабатыва­ лись тактика, навыки штурман­ ского состава. Надо отметить, что уже спуск, подъем третьего трала, а четвертого особенно, люди производили самостоя­ тельно, и порывов не было. Вот только инструкции ЦПКТБ надо выбросить. И вообще, чтобы порвать трал, надо обла­ дать высокой «мудростью». Скорости траления достигли 6,4 узла, нагрузка на главный двигатель 50—60 процентов. Успех? Да. Но оказалось, что изобрели велосипед. На «Олен- те» имелся бюллетень передо­ вого опыта «Дальрыбы» 1978 года, которым, в общем-то, на­ до пользоваться. Первые циф­ ры совпали с моими расчетами. Стоило ли тратить время? На­ ши траления показали, что сложного, тем более страшно­ го, ничего нет. Нужен ли близнецовый лов? Да! Если бы мы воспользова­ лись им на судах БМРТ.ПСТ да и СТМ на облове скумбрии, то имели бы успех значительно больший. «Близнец» — это эко­ номия топлива, увеличение уло­ ва, улучшение технической экс­ плуатации гласных двигателей, так как они не испытывают пе­ регрузки. А в чем неуспех? Одного ж е ­ лания экипажа мало. «Олента» закончил рейс, стремится в порт. «Омуль» тоже стремится уйти от эксперимента. Нет гарантии оплаты, а план идет. В таких условиях, чтобы добиваться успеха, нужно огромнейшее желание, либо чрезвычайные условия, которые сами бы за­ ставили заняться этим делом. Пример тому — «Дальрыба». Неподготовленность людей психологически, досадные по­ тери орудий лова... Просто нужно было взять ка­ рандаш, лист бумаги, б с п о м - нить формулу и посчитать... Вообще, как всегда оказыва­ лось, чтобы иметь успех в лю­ бом деле, надо иметь три ве­ щи: голову, ответственность, желание. И, как следствие — материальное поощрение. Пока и у нас все делается по прин­ ципу: шапками закидаем... И. ДЕГТЯРЕВ, начальник прсмрайона. Се веро-Во сточпал А тлаптыка . П ЛАБМАСТЕРСКАЯ «Резец» два месяца назад перешла на но­ вые условия работы. Установлены повышенные оклады и тарифные ставки, пересмотрены разряды, значительно сокращено количест­ во инженерно-технического персо­ нала, служащих. Благодаря пере­ менам отремонтировано с начала года около ста судов, из них 44 вышли раньше срока, что сэконо­ мило промысловикам около 500 судо-суток. Широко внедряется бригадный подряд. В начале года он был применен на БМРТ «Леонид Ель- кин», а в апреле — на ремонте СТР «Богучар», который ушел на промысел на месяц раньше наме­ ченного. В адрес судоремонтни­ ков пришла радиограмма от эки­ пажа судна, в которой рыбаки вы­ ражали благодарность за качест­ венный ремонт механизмов. Методом бригадногс Сейчас сформирована еще од_ на бригада, которую возглавит опытный специалист, коммунист, бывший старший механик В. Ф. Батурин. Она будет вести ремонт БМРТ «Новокуйбышевск». Бригада из 65 человек, включая и судовых специалистов, намечает выполнить работы объемом 44 тысячи смет­ ных часов за два с .небольшим месяца. В начале октября судно должно уйти з а границу, где на нем предполагается установить перерабатывающую технику для производства деликатесной рыб. подряда ной продукции. Срок очень жест кий и, конечно же, будет выдер жан, если не подведут смежник! — коллектив Мурманской судо верфи, который будет проводит! доковые работы. И. ЛАПШИН, секретарь партийного бюро плавмастерской «Резец». И всего-то 200 рублей Н А ОБЩЕМ собрании экипажа БМРТ «Пинагорий» обсужде­ ны итоги работы по пятидневке БМРТ «Высоковск», других судов. Мы целиком поддерживаем экс­ перимент по скорейшему перево. ду на пятидневку всего плавсоста­ ва флота. Экономический анализ работы «Высокосска» показал, что по шестидневке было выплачено 327,7 тысячи рублей. Фактически по пятидневке (зарплата плюс до ­ полнительные отгульные дни) рас ­ ходы составили 327,9 тысячи руб­ лей. Всего-то на 2^0 рублей боль­ ше! Даже простому матросу понят­ но, что перерасхода зарплаты по­ чти нет. Тем более непонятны предложения ООТиЗ о принятии перенапряженных планов или со ­ кращения дополнительного плав­ состава на 6—7 человек на судно. Откровенно о наболевшем И ЗВЕСТНО, что с 1 января 1988 года вся отрасль рыбного хозяйства работает в новых условиях хозяйствования и самофинансирования. На сло­ вах вроде бы так, а на деле слова не сходятся с делами. И вот тому примеры. С начала года в антарктиче­ ской части Атлантики сложи­ лось крайне тяжелое положе­ ние с вывозом рыбы и море ­ продуктов. За 12 лет работы в этих краях не помню случая, чтобы приходилось бегать из района в район на выгрузку. 29 января по радиограмме из «Севрыбы» были сняты на вы­ грузку ППР «Прокопьевск», БМРТ «Славгород» «Севрыб- промразведки», «Александр Борисов» «Мурманрыбпрома». Каждый корабль с учетом вы­ грузки и возвращения к месту промысла потерял в среднем по 8 промысловых суток. О б ­ щие потери по трем судам со ­ ставили 24 суток. В это время обстановка в районе была на удовлетворительном уровне, каждое судно в сутки выпуска­ ло товарной продукции . на сумму от 25000 до 45000 руб­ лей. Нетрудно подсчитать, что одним росчерком пера и воле­ вым решением флоты понесли убытки в размере 600 тысяч рублей. В эту сумму не вклю­ чены эксплуатационные расхо­ ды и так-называемая коммер­ ческая выгода. А переход ТР «Пролив Дианы» составляет всего четверо суток в оба конца. Разве эти величины со ­ поставимы — 4 и 24? Сущест­ вует приказ по ВРПО, запреща­ ющий переходы к транспортам более четырех часов. Хотелось бы знать, чем руководствова­ лись в «Севрыбе», отдавая та­ ксе распоряжение. Весь 1987 год ведущие спе­ циалисты ВРПО и флотов игра- Пятидневка: «за» и «против » Сама же администрация успешно работает по пятидневке. Если она действительно заботится о здо­ ровье моряков, так почему не с о ­ кратить для начала хотя бы 20—30 человек управленческого персона­ ла? Это с лихвой покроет воз­ можный мизерный перерасход зарплаты моряков. Далее. Принятая методика оп­ ределения снижения доплат за работу сверх нормального р аб о ­ чего времени, по нашему мнению, в корне неверна. Ведь мы одина­ ково работаем все двенадцать ча­ сов в сУтки и перед праздниками на 1—2 часа раньше рабочие ме­ ста не покидаем. Вносим наши предложения при переходе на пятидневку. В корне изменить послерейсовое планиро­ вание, упорядочить отпуска, рав­ номерно распределять их по про­ фессиональным группам, укрепить дисциплину и • персональную от­ ветственность работников Мин- рыбхоза за любые нарушения. В результате только одних о р ­ ганизационных мер можно значи. тельно сократить длительность на­ хождения плавсостава в оплачи­ ваемом резерве на берегу. Нако­ нец главное. Экипажам судов ну­ жен полноценный послерейсовый отдых вместе с семьями. Моряки этого заслуживают своим нелег­ ким трудом. По поручению экипажа помощ. ник капитана по производству, председатель профсоюзного комитета БМРТ «Пинагорий» объединения «Мурманрыб- пром» И. РУСАКОВ. Район промысла. ОТ РЕДАКЦИИ. В ближайших номерах газета планирует опубли­ ковать материалы об итогах рей­ сов судов «Мурманрыбпрома» по пятидневной рабочей неделе и в условиях хозрасчета. ГРЕБНЕ ли в ставшие модными дело­ вые игры, основное направле­ ние и цель которых — выра­ ботать оптимальное решение в вопросах управления рыбной промышленностью Севера. Од ­ нако все осталось на своих ме­ стах, в методах руководства не наметилось никаких сдвигов. По нашему глубокому убеждению, необходимо упразднить отде­ лы и службы ВРПО, которые в точности копируют отделы и службы флотос. Ни для кого не секрет, что доля ручного труда в рыбном хозяйстве составляет 60 про­ центов и более, отсутствует часто механизация, даже так называемая «малая):. ЦПКТБ, «Сезреммаш», «Севтехрыб- пром», ПИНРО, «Сесрыбпром- разведка», «Гипрорыбфлот» су_ ществуют на дотации флотов. Траловый флот платит промраз­ ведке 11,7 млн. рублей, «Мур_ манрыбпром» — 4,9 млн. руб­ лей. Ощутимой пользы от их деятельности флоты и суда, в частности, не испытывают. В описанном районе в тече­ ние шести лет занимаются «по­ иском» морепродуктов суда промразведки — БМРТ «Ефим Кривошеев», «Михаил Вербиц­ кий», «Александр Борисов», «Павел Кайков», ценность кото­ рых (морепродуктов) и направ­ ление на пищевые цели нахо­ дятся под большим сомнением. Суда ведут изыскательские par боты, обрабатывают получен­ ные данные, а рекомендации выдадут только через несколь- fto лет. Напрашивается право­ мерный вопрос: кому необхо­ димы такие голые изыскатель, ские работы, не приносящие пользу, поглощающие громад­ ные средства и даже в ближай­ шей перспективе не сулящие положительных результатов и практической пользы? В районе промысла необхо­ димы поисковые суда для опе­ ративной разведки и обеспе­ чения флота данными в тече­ ние каждых суток. В АЧА одно судно промразведки, «Славгород», пытается опера­ тивно обеспечивать группу, что, конечно, для него очень затруднительно, но польза от него гораздо более ощутимая, нежели от БМРТ «Ефим Кри- вошеев», «Михаил Вербицкий» и НИС «Артемида». Последнее умудрилось за полтора меся­ ца дважды побывать в инпор- тах на заходах, так здорово «работает» и так сильно уста­ ет наша так называемая наука! А не пора ли прекратить фи­ нансирование не нужных нам и государству работ? В прошлом рейсе капитанами судов промрайона было о с и ­ лено без оценки поисковое судно «Михаил Вербицкий», так как поиском оно не зани­ малось. Это — ЧП. И что вы думаете? Выступает на совете капитанов заместитель началь­ ника по науке этого судна и заявляет, что научная группа отчиталась перед ВРПО, оцен­ ка «хорошо». Спрашивается, о чем отчитывалась наука и по­ чему «хорошо», если ни один промысловый экипаж не полу­ чил ощутимой пользы? Суда переводятся на сокра­ щенный штат, вместо 94 чело­ век в море выходят в штате судов типа ППР «Грумант» 76 человек. Планы увеличены на­ много по отношению к одно­ типным судам с полным шта­ том, механизации никакой, мо­ ряки работают с полной отда­ чей за себя и «за того парня», который призван механизиро­ вать труд. А в ЦПКТБ — 27 от­ делов. Сколько там старших, главных, ведущих и других конструкторов! £ 18сентября 198 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz