Рыбный Мурман. 1988 г. Сентябрь.
о Противоречия сегодняшнего этапа Перемены..Перемены? /. Передать в одни руки 4 Сентябрьская почта отдела На страницах печати часто выступают руководители фло тов, береговых подразделений разных рангов на тему «Ф и р ма «Север». Какой ей быть?» Они приводят массу доводов в пользу раздельного существо вания структур нынешнего ВРИО. Каждый сам по себе принимают меры по ликвида ции недостатков. Однако про блемы накапливаются. Приведу ряд примеров. В Баренцевом море в 1987 году на добычу тресковых были вы делены квоты всем флотам. «Архрыбпром» выбрал квоту трески и вынужден был ловить пикшу, которой... не было. Ко рабли шли из Архангельска на Рыбачью банку, в то же время суда мурманских флотов на правлялись к одному из остро вов за треской. Только из-за необоснованных переходов в октябре прошлого года израс ходовано 2400 тонн топлива. И это только за один месяц и в одном районе промысла! . Во время путины 1988 года на облове путассу в марте, ап реле, мае было предложено весь флот, который был на сельди, перевести на путассу. Ведь сельдь могли взять в лю бом месяце до конца года. Од нако в марте флоты усиленно ловили сельдь, путассу не о с воили. В начале и конце мая «Сев- рыбхолодфлот» сосредоточил 6 транспортов в Аллапуле, чтобы их догрузить. Промсуда вынуждены были совершать необоснованные переходы из Фарерской зоны. Недолов с о ставил несколько десятков ты сяч тонн. Хорошая обстановка мая не была использована. Я считаю, должно быть толь ко бассейновое управление. Все планы и финсредства с о средоточить в одних руках. Это позволит улучшить использова ние сырьевой базы, энергоре сурсов, материально-техниче ских ценностей, снизит норма тивные оборотные средства, обеспечит агентирование судов в порту, качество ремонта. С о кратит управленческий аппарат на 60—70 процентов. Количество управленцев Мур манского тралового флота в полном объеме справится с бассейновым управлением. Быстрее, лучше будет решаться социальная сфера, отдых м оря ков, повысится заработная пла та. Ибо негоже, когда основной производитель материальных ценностей получает меньше ра ботников надстройки. При стои мости тонны рыбы 800 рублей экипажу платят только двад цать. Куда деваются остальные 780, мы знаем частично... 2. Ловим «близнецом» Начиная с 1980— 1981 годов «Севрыба» уделяла внимание близнецовому лову. Однако эксперименты, проводимые на I судах типа БМРТ, убеждали многих в нецелесообразности этого в^да промысла. Участни ками, руководителями его тог да были Г. В. Тишков, Л. В. Ев графов. В период скумбриевой пути ны в Норвежском море ВРПО вновь поставило вопрос о близ нецовом лове. Помня о прош лом, руководство флотов, ка питаны судов с боязнью, недо верием отнеслись к этому де лу. Прошло более месяца, ко гда два судна Мурманского тралфлота приступили к экспе рименту — СТМ «Семеновск» и ПСТ «Ленек», возглавляемые заместителем начальника пром- района Н. Л. Дудченко. Первое траление — трал р а зодран, не подлежит восста новлению. Убыток — 18 тысяч рублей. Суда ББГЛ — СТМ .«Омуль», «Олента», —-которым также поручался эксперимент; категорически отказывались от него, ссылаясь на высокоборт- ность, высокую парусность и так далее. Писались РДО в р а з ные инстанции. Отказался и автор этих строк, сообщив при чины руководству ВРПО. И тем не менее, отбросив инструкции ЦПКТБ, два дня пришлось по сидеть за расчетами, чертежа ми. 26 августа перешел на борт СТМ «Олента» экспериментиро вать. Предварительно «Омуль» и «Олента» на свободных ходах уточнили относительные ск о ро сти. Первый пуск. Трал не по шел дальше кабелей. Оказа лось запутанным одно крыло. Почему? Впоследствии выясни лось, что бедняги боялись по рвать трал, поэтому поставили тот, который не работал из-за дефектов. В общем-то, оправ данно, но.,, несерьезно. Наконец затолкали... Полчаса траления — улов 300 килограм мов. Второе траление — ско рость 6 узлов, улов 6 тонн за 1 час 20 минут. Третье, чет вертое траление... Отрабатыва лись тактика, навыки штурман ского состава. Надо отметить, что уже спуск, подъем третьего трала, а четвертого особенно, люди производили самостоя тельно, и порывов не было. Вот только инструкции ЦПКТБ надо выбросить. И вообще, чтобы порвать трал, надо обла дать высокой «мудростью». Скорости траления достигли 6,4 узла, нагрузка на главный двигатель 50—60 процентов. Успех? Да. Но оказалось, что изобрели велосипед. На «Олен- те» имелся бюллетень передо вого опыта «Дальрыбы» 1978 года, которым, в общем-то, на до пользоваться. Первые циф ры совпали с моими расчетами. Стоило ли тратить время? На ши траления показали, что сложного, тем более страшно го, ничего нет. Нужен ли близнецовый лов? Да! Если бы мы воспользова лись им на судах БМРТ.ПСТ да и СТМ на облове скумбрии, то имели бы успех значительно больший. «Близнец» — это эко номия топлива, увеличение уло ва, улучшение технической экс плуатации гласных двигателей, так как они не испытывают пе регрузки. А в чем неуспех? Одного ж е лания экипажа мало. «Олента» закончил рейс, стремится в порт. «Омуль» тоже стремится уйти от эксперимента. Нет гарантии оплаты, а план идет. В таких условиях, чтобы добиваться успеха, нужно огромнейшее желание, либо чрезвычайные условия, которые сами бы за ставили заняться этим делом. Пример тому — «Дальрыба». Неподготовленность людей психологически, досадные по тери орудий лова... Просто нужно было взять ка рандаш, лист бумаги, б с п о м - нить формулу и посчитать... Вообще, как всегда оказыва лось, чтобы иметь успех в лю бом деле, надо иметь три ве щи: голову, ответственность, желание. И, как следствие — материальное поощрение. Пока и у нас все делается по прин ципу: шапками закидаем... И. ДЕГТЯРЕВ, начальник прсмрайона. Се веро-Во сточпал А тлаптыка . П ЛАБМАСТЕРСКАЯ «Резец» два месяца назад перешла на но вые условия работы. Установлены повышенные оклады и тарифные ставки, пересмотрены разряды, значительно сокращено количест во инженерно-технического персо нала, служащих. Благодаря пере менам отремонтировано с начала года около ста судов, из них 44 вышли раньше срока, что сэконо мило промысловикам около 500 судо-суток. Широко внедряется бригадный подряд. В начале года он был применен на БМРТ «Леонид Ель- кин», а в апреле — на ремонте СТР «Богучар», который ушел на промысел на месяц раньше наме ченного. В адрес судоремонтни ков пришла радиограмма от эки пажа судна, в которой рыбаки вы ражали благодарность за качест венный ремонт механизмов. Методом бригадногс Сейчас сформирована еще од_ на бригада, которую возглавит опытный специалист, коммунист, бывший старший механик В. Ф. Батурин. Она будет вести ремонт БМРТ «Новокуйбышевск». Бригада из 65 человек, включая и судовых специалистов, намечает выполнить работы объемом 44 тысячи смет ных часов за два с .небольшим месяца. В начале октября судно должно уйти з а границу, где на нем предполагается установить перерабатывающую технику для производства деликатесной рыб. подряда ной продукции. Срок очень жест кий и, конечно же, будет выдер жан, если не подведут смежник! — коллектив Мурманской судо верфи, который будет проводит! доковые работы. И. ЛАПШИН, секретарь партийного бюро плавмастерской «Резец». И всего-то 200 рублей Н А ОБЩЕМ собрании экипажа БМРТ «Пинагорий» обсужде ны итоги работы по пятидневке БМРТ «Высоковск», других судов. Мы целиком поддерживаем экс перимент по скорейшему перево. ду на пятидневку всего плавсоста ва флота. Экономический анализ работы «Высокосска» показал, что по шестидневке было выплачено 327,7 тысячи рублей. Фактически по пятидневке (зарплата плюс до полнительные отгульные дни) рас ходы составили 327,9 тысячи руб лей. Всего-то на 2^0 рублей боль ше! Даже простому матросу понят но, что перерасхода зарплаты по чти нет. Тем более непонятны предложения ООТиЗ о принятии перенапряженных планов или со кращения дополнительного плав состава на 6—7 человек на судно. Откровенно о наболевшем И ЗВЕСТНО, что с 1 января 1988 года вся отрасль рыбного хозяйства работает в новых условиях хозяйствования и самофинансирования. На сло вах вроде бы так, а на деле слова не сходятся с делами. И вот тому примеры. С начала года в антарктиче ской части Атлантики сложи лось крайне тяжелое положе ние с вывозом рыбы и море продуктов. За 12 лет работы в этих краях не помню случая, чтобы приходилось бегать из района в район на выгрузку. 29 января по радиограмме из «Севрыбы» были сняты на вы грузку ППР «Прокопьевск», БМРТ «Славгород» «Севрыб- промразведки», «Александр Борисов» «Мурманрыбпрома». Каждый корабль с учетом вы грузки и возвращения к месту промысла потерял в среднем по 8 промысловых суток. О б щие потери по трем судам со ставили 24 суток. В это время обстановка в районе была на удовлетворительном уровне, каждое судно в сутки выпуска ло товарной продукции . на сумму от 25000 до 45000 руб лей. Нетрудно подсчитать, что одним росчерком пера и воле вым решением флоты понесли убытки в размере 600 тысяч рублей. В эту сумму не вклю чены эксплуатационные расхо ды и так-называемая коммер ческая выгода. А переход ТР «Пролив Дианы» составляет всего четверо суток в оба конца. Разве эти величины со поставимы — 4 и 24? Сущест вует приказ по ВРПО, запреща ющий переходы к транспортам более четырех часов. Хотелось бы знать, чем руководствова лись в «Севрыбе», отдавая та ксе распоряжение. Весь 1987 год ведущие спе циалисты ВРПО и флотов игра- Пятидневка: «за» и «против » Сама же администрация успешно работает по пятидневке. Если она действительно заботится о здо ровье моряков, так почему не с о кратить для начала хотя бы 20—30 человек управленческого персона ла? Это с лихвой покроет воз можный мизерный перерасход зарплаты моряков. Далее. Принятая методика оп ределения снижения доплат за работу сверх нормального р аб о чего времени, по нашему мнению, в корне неверна. Ведь мы одина ково работаем все двенадцать ча сов в сУтки и перед праздниками на 1—2 часа раньше рабочие ме ста не покидаем. Вносим наши предложения при переходе на пятидневку. В корне изменить послерейсовое планиро вание, упорядочить отпуска, рав номерно распределять их по про фессиональным группам, укрепить дисциплину и • персональную от ветственность работников Мин- рыбхоза за любые нарушения. В результате только одних о р ганизационных мер можно значи. тельно сократить длительность на хождения плавсостава в оплачи ваемом резерве на берегу. Нако нец главное. Экипажам судов ну жен полноценный послерейсовый отдых вместе с семьями. Моряки этого заслуживают своим нелег ким трудом. По поручению экипажа помощ. ник капитана по производству, председатель профсоюзного комитета БМРТ «Пинагорий» объединения «Мурманрыб- пром» И. РУСАКОВ. Район промысла. ОТ РЕДАКЦИИ. В ближайших номерах газета планирует опубли ковать материалы об итогах рей сов судов «Мурманрыбпрома» по пятидневной рабочей неделе и в условиях хозрасчета. ГРЕБНЕ ли в ставшие модными дело вые игры, основное направле ние и цель которых — выра ботать оптимальное решение в вопросах управления рыбной промышленностью Севера. Од нако все осталось на своих ме стах, в методах руководства не наметилось никаких сдвигов. По нашему глубокому убеждению, необходимо упразднить отде лы и службы ВРПО, которые в точности копируют отделы и службы флотос. Ни для кого не секрет, что доля ручного труда в рыбном хозяйстве составляет 60 про центов и более, отсутствует часто механизация, даже так называемая «малая):. ЦПКТБ, «Сезреммаш», «Севтехрыб- пром», ПИНРО, «Сесрыбпром- разведка», «Гипрорыбфлот» су_ ществуют на дотации флотов. Траловый флот платит промраз ведке 11,7 млн. рублей, «Мур_ манрыбпром» — 4,9 млн. руб лей. Ощутимой пользы от их деятельности флоты и суда, в частности, не испытывают. В описанном районе в тече ние шести лет занимаются «по иском» морепродуктов суда промразведки — БМРТ «Ефим Кривошеев», «Михаил Вербиц кий», «Александр Борисов», «Павел Кайков», ценность кото рых (морепродуктов) и направ ление на пищевые цели нахо дятся под большим сомнением. Суда ведут изыскательские par боты, обрабатывают получен ные данные, а рекомендации выдадут только через несколь- fto лет. Напрашивается право мерный вопрос: кому необхо димы такие голые изыскатель, ские работы, не приносящие пользу, поглощающие громад ные средства и даже в ближай шей перспективе не сулящие положительных результатов и практической пользы? В районе промысла необхо димы поисковые суда для опе ративной разведки и обеспе чения флота данными в тече ние каждых суток. В АЧА одно судно промразведки, «Славгород», пытается опера тивно обеспечивать группу, что, конечно, для него очень затруднительно, но польза от него гораздо более ощутимая, нежели от БМРТ «Ефим Кри- вошеев», «Михаил Вербицкий» и НИС «Артемида». Последнее умудрилось за полтора меся ца дважды побывать в инпор- тах на заходах, так здорово «работает» и так сильно уста ет наша так называемая наука! А не пора ли прекратить фи нансирование не нужных нам и государству работ? В прошлом рейсе капитанами судов промрайона было о с и лено без оценки поисковое судно «Михаил Вербицкий», так как поиском оно не зани малось. Это — ЧП. И что вы думаете? Выступает на совете капитанов заместитель началь ника по науке этого судна и заявляет, что научная группа отчиталась перед ВРПО, оцен ка «хорошо». Спрашивается, о чем отчитывалась наука и по чему «хорошо», если ни один промысловый экипаж не полу чил ощутимой пользы? Суда переводятся на сокра щенный штат, вместо 94 чело век в море выходят в штате судов типа ППР «Грумант» 76 человек. Планы увеличены на много по отношению к одно типным судам с полным шта том, механизации никакой, мо ряки работают с полной отда чей за себя и «за того парня», который призван механизиро вать труд. А в ЦПКТБ — 27 от делов. Сколько там старших, главных, ведущих и других конструкторов! £ 18сентября 198 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz