Рыбный Мурман. 1988 г. Сентябрь.
а Ветер странствий «Я пошел бы с ними в кругосветку...» Кому-то это покажется анахронизмом, изжившей себя традици ей, оставшейся от далеких времен парусного флота и совершенно ненужной в наш век электроники и автоматики, но в учебные пла ны мореходных училищ входит наряду с другими предметами и Шлюпочная практика. До сих пор выглядело так: летом курсанты шли на шлюпках по озерам, каналам, большим и малым рекам от Петрозаводска до Волгограда, а оттуда возвращались в Мурманск на поезде. Солнце, купание, витамины, и все это — по течению. В общем, «каторгой на галерах» такую практику назвать язык не по ворачивался. И преподаватели МВИМУ решили приготовить для Своих курсантов «блюдо погорячее». В этом году шлюпочная прак тика проходила совсем в других условиях. Рассказать о них наш Корреспондент П. Большее попросил командира похода Алексея Алексеевича Кондрашова. ~ К у р с а н ты , ко торы м после Онончания училищ а п р е д с т о и т ра бо тать в основном на Северном бассейне , ш лю п о ч н ую п р а к т и к у д олж ны п р о хо д и ть здесь же . Поэтому м а рш р у т наш е го перехо да был пролож ен из М урм анска вдоль побережья К о л ь с ко го п о л у острова в Белое море. В наш и х пл а н а х на будущее — более даль, ние переходы , а для них н уж ны Плавсредства понадежнее , чем £ лы . Для похода мы выбрали два пр ом ы сл о вы х бота с дизельными Дви га телями , п а р у с ны м в о ор уж е нием . 5 июля выш ли из М урм ан с к а и ле гли нурсом на А р х а н ге л ь с к . Нашей гла вной целью было ис пы та н и е м оре ход ны х ка че с тв бо то в и п а р у с н о го в о ор уж е ни я . Мож - Йо с ка за ть , что природ а «пошла Нам навстречу» : были и ш тормы , и тум а ны — всего хва ти л о с ли хвой , р р о в е р к у боты п р ош л и вполне у с пеш но , хо тя и наш ли сь не которы е (л абы е места, на прим ер , надо у к р епл я ть м ач ты , иначе п р и сил ь ном ветре при ходи тся убира ть па р у са . — А к а к по ка за ли себя в п о хо д е курсанты? — Трудностей в походе х в а та ло: не баловала по года , тесновато было в к у б р и к а х , боты ра ссчи таны На 6 человек, а у нас на одном было 8, а на втором — 9... Нелег- но пр иш л о сь и в Белом море. Бе- Ломорье — больш ая лаборатория , Там очень с л ож ны е прили вно .о т - ливны е течения с ко р о с т ью до че ты р е х у зло в (а с ко ро с ть н аш и х бо то в — шесть узлов), поэ том у п р и ходилось по стоянно вы полн я ть м нож е с тво расчетов . Для обучения Курсан тов -судоводителей это дало неи зм ерим о мно го , о тличная п р а к т и к а . Если у ч и ты в а т ь , что за п р и б р еж ны м ловом большое будущее, £ сейнер то л ь ко в два раза длин нее наш е го бота и у него те ж е П арусность и за ви сим о с ть о т те че нии , то ребята приобрели неза менимы е н а вы к и для буд ущ ей ра боты . Ребята в походе всерьез и с п ы та л и себя на м ор с ки е начества , у в а ж а т ь и ч увс тво ва ть море м ож но на учи ть ся то л ь ко на т а к и х плавсредствах . А на более надеж ном судне я бы пошел с ними в н р у го с в е т к у . — В походе была только тяже лая морская работа? — Ну почем у же? У нас была полноценная к у л ь т у р н а я п р о гр ам ма. В Д ал ьни х Зеленцах побывали в м ор с ком б иоло гиче с ком и н с т и т у те, в Вар зуге — на ры б ац ко й ф а к то ри и , посетили С оломбальскую верфь в А р х а н ге л ь с ке , Соловки . Вели в походе и проф ориен та ц и о н н ую работу : в п о м о р с к и х се лах а ги ти р ова ли молодежь п о с т у па ть в наше училищ е . Бывали у нас и «ф утбольны е к о н т а к ты » . — Это что такое? ’ — П риш ли в деревню Н иж ня я Золотица , а и х председатель нам го в о р и т : «Вы наш им в объятия ср а зу не бросайтесь» . Поморы — народ р а ссуд и тел ь ны й , ср а зу на к о н т а к т не по йд у т . Т а к наш и ре бята для начала их молодежь в ф утбол п о и гр а ть п р и гл а сил и , а потом уж е и в го с ти д р у г к д р у г у , и чае пи тия , и п р оф а ги та ц и я . — Ваш поход оказался вдвое длиннее, чем предполагалось вна чале... — Да, ногда мы п р иш л и в Умбу (а пла нировали на этом плавание з а к о н ч и т ь и пере прави ть боты в М у р м а н с к по желе зной дороге), по совещ ались и реш или во звращ а ть ся домой морем . Правда, дорога домой не с кол ь ко за тя н ул а с ь , от Умбы до М урм а н с ка 518 миль , рас счи ты вал и п р ой ти за пя ть дней, ну , за неделю , м а ксим ум , а вышло — две недели, из-за ш тормов , т у манов о тс таи вались 235 часов, в горле Белого моря нас встретил во сьм ибалльны й норд -ост... — Говорят, что все эти напасти навалились на вас потому, что из Умбы вы вышли в понедельник? — Был гре х . Да еще во звращ а ли сь в В а р з у гу — наш фотограф забыл там свою т е х н и к у . Поневоле з а у в аж а еш ь м ор с кие прим е ты . Поход закончился, а в МВИМУ строят планы на будущее: обсуж дают возможность перехода из Мурманска через Белое море и каналы на Балтику и до Калининграда. Поговаривают даже о плава нии Северным морским путем. Ну что ж, счастливого плавания! Сельдь иваси к обеду и ужину Соленая, жирная, нежная сельдь иваси, красиво приготов ленная, со вкусом украшенная овощами, заправленная майо незом или маслом, — с перво го взгляда возбуждает аппетит и по праву считается одной из лучших закусок. Плотное и ■месте с тем нежное мясо ее отлично сочетается с овощами и фруктами, грибами и творо гом, яйцами и говядиной, ри сом и сыром, морской капу стой и кальмарами. Пожалуй, ни одна рыба не умеет «ла дить» с таким количеством про дуктов, а потому позволяет изобретать самые невероятные и интересные вкусовые соче тания. УВАЖАЕМЫЕ ХОЗЯЙКИ! СЕЛЬДЬ ИВАСИ СОЛЕНАЯ БОЧКОВАЯ ПРОДАЕТСЯ В ФИРМЕННЫХ РЫБНЫХ МАГА ЗИНАХ «НЕПТУН» И «ОКЕАН», В РЫБНЫХ ОТДЕЛАХ ПРОДО ВОЛЬСТВЕННЫХ МАГАЗИНОВ ГОРОДА И ОБЛАСТИ. Комбинат торговой рекламы. Управление «Севрыбсбыт». Страницы истории 1. п- С АМОЕ КРУПНОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОТКРЫТИЕ, имевшее ме сто в Северном полушарии и выпавшее на первую четверть XX столетия, которому сегодня исполняется 75 лет, оно не толь ко значительно раздвинуло наши представления о природе Зем ли и происходящих в приполярной области физических про цессах, но и, вне сомнения, может быть смело отнесено к ряду выдающихся. Принадлежит же это открытие русской Гидрогра фической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) на ледокольных транспортах «Таймыр» и «Вайгач», как она офи циально именовалась, экспедиции смелой и талантливой, начав шей свою работу в арктических широтах еще в 1910 году. Имея задачу дать правильную карту, лоцию и различные гидрометео рологические сведения о сибирских морях для будущего их широкого использования в интересах развития отечественного мореплавания в арктических водах, ГЭСЛО своими научно-прак- тическими результатами, и это нельзя не подчеркнуть сегодня, намного превзошла все ожидания. ся невесть откуда; появивш^ес5 высокие заснеженные горы. Контрастируя белыми шапками с первозданной белизной не тронутого льда, они, казалось, величественно выплывали на встречу. Земля! Островная су ша в Ледовитом океане! Воз можно ли такое? По мере того, как «Таймыр» и «Вайгач» все ближе продви гались к неизвестной земле, вид ее берегов становился вну шительнее. Горы, отдельные пологие вершины которых до стигали высоты нескольких де сятков метров, круто спуска- В ИСТОРИИ НАУКИ случа ются парадоксы. Поляр ным предприятиям прошлого, которые нередко оканчивались трагически и без особых науч ных достижений, внимания и сейчас уделяется куда больше, нежели экспедиции на «Таймы ре» и «Вайгаче», блестяще за вершившейся и внесшей значи тельный вклад в развитие оте чественного природознания и гидрографического освоения высокоширотного Северного морского пути. Идея освоения Северного мор с к о го п у т и , цели ком и пол н о с тью п р о с ти рающ е го ся через о течественны е а р к т и ч е с к и е во ды , п р о гр е с си вн о й общ ествен но с тью в России вы с ка зы вал а сь не однажды . «Если бы х о тя де ся тая доля то го , ч то по тер яно п р и Цусиме , — справедливо за мечал у ч е ны й -п а тр и о т Д. И. Менделеев, — была за тра че на на достиж ение полю са , э с кадра наш а , вероятно , прош ла бы во Владивосто к, м и н у я и Немецкое (Северное. — А. Б.) море и Цу сим у» . Призы вал смело идти в а р к ти ч е с ки е ш и р о ты «напролом» и и зве с тны й нова тор р у с сн о го флота С. О. М а каров . Гибель р у с с н о й э с ка д ры в Ц у сим с ком бою и го р ь к и е по следствия р у с с к о -я п о н с к о й вой ны 1904 — 1905 г г . за с тавил и на ко н е ц цар с ко е прави тел ьс тво обра ти ть вним ание на предло ж е н и я в ид ны х у ч е ны х о необ хо дим о с ти освоения м о р с ко го п у т и вдоль «северно го фасада Р оссии» . В 1906 год у п р и Мор с ком м ини с терс тве по п р и к а з а н ию м о р с ко го м и н и с тр а была образована специ ал ьная к о м и с сия с целью об суж дения во про са, ко тор а я при знала « во зм ож ность п р а к т и ч е с к о го использо вания это го п у т и п р и условии ги д р о гр аф и ч е с ки х исследова ний н е ко то р ы х м алои звес тны х районов северного побережья , для к о т о р ы х было решено вос пользова ться первым и годами сл уж бы д в у х транспор тов -ледо колов , с тр о ящ и х ся для о хра ны промы слов в Ледовитом о кеа не». Т а к получил реальное воп лощ ение в ж и з н ь замысел ор га н и за ц и и Гид ро граф ической э кс пе д и ци и Северного Ледови то го океана — энспедиции , во мно гом не знавш ей анало гов ни у нас в стране , ни за рубе ж ом по своему чи сле нном у со с таву и н а у ч ны м целям . Х ОТЯ ГЭСЛО и носила офи циально название «гидро графической», на самом деле она представляла собой широ ко задуманное и богато осна щенное комплексное полярное предприятие, в снаряжении ко торого, помимо Главного гид рографического управления, принимали также участие Рос сийская Академия наук и Рус ское географическое общество. Поэтому, помимо чисто опис- ных, т. е. гидрографических ра бот, в его программу были включены вопросы, касающие ся биологии и геофизики, гео логии и метеорологии, океано графии и астрономии. У исто ков идеи и организации экспе диции, во многом для своего времени уникальной, стояли та кие авторитеты, как генерал- лейтенант А. И. Вилькицкий, профе с сор Ю. М. Шокальский, адмирал В. П. Верховский, из вестные судостроители А. Н. Крылов и Д. В. Скворцов, рус ский ученый с мировым име нем Д. И. Менделеев. Заслуживает внимания и то, что -однотипные ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вай гач» — главное оснащение экс педиции, явились первыми в исюрии арктического морепла вания ледокольными судами со стальными корпусами, по типу нансеновского «Фрама», имев шие яйцевидную форму обво дов, что должно было способ ствовать выжиманию их вверх при возможном сжатии льдов, особенно при вынужденной зи мовке. Построены они были в Самое крупное г е о г р а ф и ч е с к о е отк ры т и е XX века * п 1909 году на Невском заводе по русским чертежам, русски ми инженерами и исключитель но из отечественных материа лов. Оба корабля также впер вые были оснащены новинкой того времени — беспроволоч ным телеграфом, радиус дей ствия которого составлял 150 миль, что значительно повыша ло их практическую эффектив ность. Для работы в различ ных полярных условиях на ле доколах были предусмотрены моторные катера, вельботы и лодки-ледянки, всевозможные ручные инструменты и об ору дование, меховая одежда, лЫ- жи и разборные сани для пе шеходных экскурсий. На за ключительном этапе экспеди ции в 1914 году впервые в ми ровой практике была сделана попытка применить для ледо вой разведки аэроплан «Фар- ман», находившийся на борту одного из судов. ОСЛЕ ПЕРЕХОДА юж ным путем из Кронштадта во Владивосток и устранения там отдельных неисправностей уже в конце августа 1910 года экспедиция отправилась на раз ведку в Берингов пролив. Предполагалось, что экспе диционные суда, совершая ежегодные плавания в восточ ном секторе Арктики, в тече ние двух-трех лет, возвращаясь каждый раз в конце навигации в свою базу — Владивосток, достигнут первоначально мыса Челюскина, затем западной ча сти Северного Ледовитого ' океана, где их новым местом базирования станет Архан гельск или Александровск-на- Мурмане. Перед гидрографи ческой экспедицией стояла за дача изучить в навигационном отношении весь Северный м о р ской путь. Во второе а р к ти ч е с ко е плава ние «Таймыр» и «Вайгач» вы ш ли и з Владивостока 4 а в г у с т * 1911 г о д а . 1 В н а в и га ц ию 1912 года э к с педиция вы полняла ги д р о гр а ф и че с кие работы в Восточно - С ибирском море и море _ Л ап те вы х . 9 ИЮЛЯ 1913 года, начиная четвертый арктический се зон, «Таймыр» и «Вайгач» по чти на месяц позднее преды дущего оставили владивосток ский рейд. Сказалась необыч но суровая зима 1912— 1913 го да, в связи с чем экспедицион ным судам пришлось до позд ней весны заниматься ледо кольными работами в порту. Это и задержало их выход в море. Были вновь изменения и в составе экспедиции. Вместо ушедших командиров экипа жей Ломана и Давыдова на «Вайгач» пришел старший лей тенант П. А. Новопашенный, командиром «Таймыра» был назначен Борис Андреевич Вилькицкий, 28-летний, пре красно образованный капитан 2 ранга, моряк решительный, грамотный и инициативный. А РАССВЕТЕ 3 СЕНТЯБ РЯ п^ред моряками не ожиданно стали вырисовывать- Н лись к морю. Полосы свобод ной ото льда воды тянулись куда-то далеко на север. Д о к то р медицины Л. М. Ста- р о ка д ом с ки й , с та рш и й врач ф л а гм а н с ко го ледокола «Тай мыр» , в числе п е р вы х увидев ш ий и с п у с т и вш и й с я затем на э т у землю , оставил нам та кое , к с т а т и , тож е первое и весьма интересное ее описание . «П ри б р еж на я часть острова , —- чи таем мы в е го кн и ге -в о с п о м и н а ни и «Э кспедиция Северного Ледовито го о кеана» , — о ка за лась ни зм е нной , п о кры то й гал ь к о й , местами встречался мох б у р о го цвета . Горы , сплошь усеявш ие бере г облом ками с кал , на ходились здесь пр им ер но в одном кил ом е тре о т моря. При подходе к земле моряни наблюдали явление фена — с го р дул п о ры в и с ты й , удивитель но те плы й ветер . Тем пера тура е го дости гла 1 4 °, то гда к а к тем п е р а тур а во здуха у подножия гор не пр евыш ал а 8 а над морем была 1 с. Н и к а к и х ж и в о тны х мы не встретили , хотя видели следы оленей , песцов и белы х медведей» ». Как показали дальнейшие ис следования (в 1930— 1932 гг. на Северной Земле работала о+р. ветская экспедиция в составе полярников Г. А. Ушакова, Н. Н. Урванцева, С. П. Журавлева и В. В. Ходова, которая на соба ках и пешком в чрезвычайно короткие сроки произвела здесь тщательное обследова ние и картографирование), эта суша является архипелагом. Впервые карта Северной Зем ли была напечатана в «Извести ях» ЦИК 24 октября 1932 года. Тогда же географы всего мира с изумлением узнали, что Се верная Земля, получившая се годняшнее свое название по становлением ЦИК СССР в 1926 году, состоит из четырех крупных и ряда мелких, распо ложенных группами островов. Размеры ее вдвое превышают площадь Земли Франца-Иоси фа, а также значительно пре восходят территорию Бельгии, Нидерландов и некоторых дру гих европейских государств. Т АК 75 ЛЕТ НАЗАД, 3 сен- * тября 1913 года, была от крыта Северная Земля, ^ крайней точки северной око нечности Азии которую отде ляет всего лишь 36-мильный пролив. (Ныне он носит имя начальника экспедиции Бориса Вилькицкого.) Сегодня на Северной Земле, отмечающей свой очередной «день рождения», работают несколько полярных станций — постоянных и временных, «от вечающих» за погоду в Аркти ке. Научные наблюдения, про водимые здесь, в значительной степени способствуют развитию Северного морского пути, превращению его в постоянно действующую высокоширотную транспортную магистраль. Су ша в Ледовитом океане, как и прежде, служит интересам нау ки, интересам познания приро ды... А. БЕРЕЖНОЙ, действительный член Гео графического общества СССР. 1. С та р о ка д ом с ки й Л. М. Э кс педиция Северного Ледовито г о кеана . М. Л., 1946, с тр . 1617 2 сентября 1808 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz