Рыбный Мурман. 1988 г. Сентябрь.

а Ветер странствий «Я пошел бы с ними в кругосветку...» Кому-то это покажется анахронизмом, изжившей себя традици­ ей, оставшейся от далеких времен парусного флота и совершенно ненужной в наш век электроники и автоматики, но в учебные пла­ ны мореходных училищ входит наряду с другими предметами и Шлюпочная практика. До сих пор выглядело так: летом курсанты шли на шлюпках по озерам, каналам, большим и малым рекам от Петрозаводска до Волгограда, а оттуда возвращались в Мурманск на поезде. Солнце, купание, витамины, и все это — по течению. В общем, «каторгой на галерах» такую практику назвать язык не по­ ворачивался. И преподаватели МВИМУ решили приготовить для Своих курсантов «блюдо погорячее». В этом году шлюпочная прак­ тика проходила совсем в других условиях. Рассказать о них наш Корреспондент П. Большее попросил командира похода Алексея Алексеевича Кондрашова. ~ К у р с а н ты , ко торы м после Онончания училищ а п р е д с т о и т ра ­ бо тать в основном на Северном бассейне , ш лю п о ч н ую п р а к ­ т и к у д олж ны п р о хо д и ть здесь же . Поэтому м а рш р у т наш е го перехо ­ да был пролож ен из М урм анска вдоль побережья К о л ь с ко го п о л у ­ острова в Белое море. В наш и х пл а н а х на будущее — более даль, ние переходы , а для них н уж ны Плавсредства понадежнее , чем £ лы . Для похода мы выбрали два пр ом ы сл о вы х бота с дизельными Дви га телями , п а р у с ны м в о ор уж е ­ нием . 5 июля выш ли из М урм ан ­ с к а и ле гли нурсом на А р х а н ­ ге л ь с к . Нашей гла вной целью было ис­ пы та н и е м оре ход ны х ка че с тв бо­ то в и п а р у с н о го в о ор уж е ни я . Мож - Йо с ка за ть , что природ а «пошла Нам навстречу» : были и ш тормы , и тум а ны — всего хва ти л о с ли хвой , р р о в е р к у боты п р ош л и вполне у с ­ пеш но , хо тя и наш ли сь не которы е (л абы е места, на прим ер , надо у к ­ р епл я ть м ач ты , иначе п р и сил ь ­ ном ветре при ходи тся убира ть па ­ р у са . — А к а к по ка за ли себя в п о хо ­ д е курсанты? — Трудностей в походе х в а та ­ ло: не баловала по года , тесновато было в к у б р и к а х , боты ра ссчи таны На 6 человек, а у нас на одном было 8, а на втором — 9... Нелег- но пр иш л о сь и в Белом море. Бе- Ломорье — больш ая лаборатория , Там очень с л ож ны е прили вно .о т - ливны е течения с ко р о с т ью до че ­ ты р е х у зло в (а с ко ро с ть н аш и х бо­ то в — шесть узлов), поэ том у п р и ­ ходилось по стоянно вы полн я ть м нож е с тво расчетов . Для обучения Курсан тов -судоводителей это дало неи зм ерим о мно го , о тличная п р а к ­ т и к а . Если у ч и ты в а т ь , что за п р и ­ б р еж ны м ловом большое будущее, £ сейнер то л ь ко в два раза длин ­ нее наш е го бота и у него те ж е П арусность и за ви сим о с ть о т те ­ че нии , то ребята приобрели неза ­ менимы е н а вы к и для буд ущ ей ра ­ боты . Ребята в походе всерьез и с п ы ­ та л и себя на м ор с ки е начества , у в а ж а т ь и ч увс тво ва ть море м ож ­ но на учи ть ся то л ь ко на т а к и х плавсредствах . А на более надеж ­ ном судне я бы пошел с ними в н р у го с в е т к у . — В походе была только тяже­ лая морская работа? — Ну почем у же? У нас была полноценная к у л ь т у р н а я п р о гр ам ­ ма. В Д ал ьни х Зеленцах побывали в м ор с ком б иоло гиче с ком и н с т и т у ­ те, в Вар зуге — на ры б ац ко й ф а к ­ то ри и , посетили С оломбальскую верфь в А р х а н ге л ь с ке , Соловки . Вели в походе и проф ориен та ­ ц и о н н ую работу : в п о м о р с к и х се­ лах а ги ти р ова ли молодежь п о с т у ­ па ть в наше училищ е . Бывали у нас и «ф утбольны е к о н т а к ты » . — Это что такое? ’ — П риш ли в деревню Н иж ня я Золотица , а и х председатель нам го в о р и т : «Вы наш им в объятия ср а зу не бросайтесь» . Поморы — народ р а ссуд и тел ь ны й , ср а зу на к о н т а к т не по йд у т . Т а к наш и ре ­ бята для начала их молодежь в ф утбол п о и гр а ть п р и гл а сил и , а потом уж е и в го с ти д р у г к д р у г у , и чае пи тия , и п р оф а ги та ц и я . — Ваш поход оказался вдвое длиннее, чем предполагалось вна­ чале... — Да, ногда мы п р иш л и в Умбу (а пла нировали на этом плавание з а к о н ч и т ь и пере прави ть боты в М у р м а н с к по желе зной дороге), по ­ совещ ались и реш или во звращ а ть ­ ся домой морем . Правда, дорога домой не с кол ь ко за тя н ул а с ь , от Умбы до М урм а н с ка 518 миль , рас ­ счи ты вал и п р ой ти за пя ть дней, ну , за неделю , м а ксим ум , а вышло — две недели, из-за ш тормов , т у ­ манов о тс таи вались 235 часов, в горле Белого моря нас встретил во сьм ибалльны й норд -ост... — Говорят, что все эти напасти навалились на вас потому, что из Умбы вы вышли в понедельник? — Был гре х . Да еще во звращ а ­ ли сь в В а р з у гу — наш фотограф забыл там свою т е х н и к у . Поневоле з а у в аж а еш ь м ор с кие прим е ты . Поход закончился, а в МВИМУ строят планы на будущее: обсуж­ дают возможность перехода из Мурманска через Белое море и каналы на Балтику и до Калининграда. Поговаривают даже о плава­ нии Северным морским путем. Ну что ж, счастливого плавания! Сельдь иваси к обеду и ужину Соленая, жирная, нежная сельдь иваси, красиво приготов­ ленная, со вкусом украшенная овощами, заправленная майо­ незом или маслом, — с перво­ го взгляда возбуждает аппетит и по праву считается одной из лучших закусок. Плотное и ■месте с тем нежное мясо ее отлично сочетается с овощами и фруктами, грибами и творо­ гом, яйцами и говядиной, ри­ сом и сыром, морской капу­ стой и кальмарами. Пожалуй, ни одна рыба не умеет «ла­ дить» с таким количеством про­ дуктов, а потому позволяет изобретать самые невероятные и интересные вкусовые соче­ тания. УВАЖАЕМЫЕ ХОЗЯЙКИ! СЕЛЬДЬ ИВАСИ СОЛЕНАЯ БОЧКОВАЯ ПРОДАЕТСЯ В ФИРМЕННЫХ РЫБНЫХ МАГА­ ЗИНАХ «НЕПТУН» И «ОКЕАН», В РЫБНЫХ ОТДЕЛАХ ПРОДО­ ВОЛЬСТВЕННЫХ МАГАЗИНОВ ГОРОДА И ОБЛАСТИ. Комбинат торговой рекламы. Управление «Севрыбсбыт». Страницы истории 1. п- С АМОЕ КРУПНОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОТКРЫТИЕ, имевшее ме­ сто в Северном полушарии и выпавшее на первую четверть XX столетия, которому сегодня исполняется 75 лет, оно не толь­ ко значительно раздвинуло наши представления о природе Зем­ ли и происходящих в приполярной области физических про­ цессах, но и, вне сомнения, может быть смело отнесено к ряду выдающихся. Принадлежит же это открытие русской Гидрогра­ фической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) на ледокольных транспортах «Таймыр» и «Вайгач», как она офи ­ циально именовалась, экспедиции смелой и талантливой, начав­ шей свою работу в арктических широтах еще в 1910 году. Имея задачу дать правильную карту, лоцию и различные гидрометео­ рологические сведения о сибирских морях для будущего их широкого использования в интересах развития отечественного мореплавания в арктических водах, ГЭСЛО своими научно-прак- тическими результатами, и это нельзя не подчеркнуть сегодня, намного превзошла все ожидания. ся невесть откуда; появивш^ес5 высокие заснеженные горы. Контрастируя белыми шапками с первозданной белизной не­ тронутого льда, они, казалось, величественно выплывали на­ встречу. Земля! Островная су­ ша в Ледовитом океане! Воз­ можно ли такое? По мере того, как «Таймыр» и «Вайгач» все ближе продви­ гались к неизвестной земле, вид ее берегов становился вну­ шительнее. Горы, отдельные пологие вершины которых до­ стигали высоты нескольких де­ сятков метров, круто спуска- В ИСТОРИИ НАУКИ случа­ ются парадоксы. Поляр­ ным предприятиям прошлого, которые нередко оканчивались трагически и без особых науч­ ных достижений, внимания и сейчас уделяется куда больше, нежели экспедиции на «Таймы­ ре» и «Вайгаче», блестяще за­ вершившейся и внесшей значи­ тельный вклад в развитие оте­ чественного природознания и гидрографического освоения высокоширотного Северного морского пути. Идея освоения Северного мор ­ с к о го п у т и , цели ком и пол ­ н о с тью п р о с ти рающ е го ся через о течественны е а р к т и ч е с к и е во­ ды , п р о гр е с си вн о й общ ествен ­ но с тью в России вы с ка зы вал а сь не однажды . «Если бы х о тя де­ ся тая доля то го , ч то по тер яно п р и Цусиме , — справедливо за ­ мечал у ч е ны й -п а тр и о т Д. И. Менделеев, — была за тра че на на достиж ение полю са , э с кадра наш а , вероятно , прош ла бы во Владивосто к, м и н у я и Немецкое (Северное. — А. Б.) море и Цу­ сим у» . Призы вал смело идти в а р к ­ ти ч е с ки е ш и р о ты «напролом» и и зве с тны й нова тор р у с сн о го флота С. О. М а каров . Гибель р у с с н о й э с ка д ры в Ц у сим с ком бою и го р ь к и е по ­ следствия р у с с к о -я п о н с к о й вой ­ ны 1904 — 1905 г г . за с тавил и на ­ ко н е ц цар с ко е прави тел ьс тво обра ти ть вним ание на предло ­ ж е н и я в ид ны х у ч е ны х о необ­ хо дим о с ти освоения м о р с ко го п у т и вдоль «северно го фасада Р оссии» . В 1906 год у п р и Мор ­ с ком м ини с терс тве по п р и к а з а ­ н ию м о р с ко го м и н и с тр а была образована специ ал ьная к о м и с ­ сия с целью об суж дения во про ­ са, ко тор а я при знала « во зм ож ­ ность п р а к т и ч е с к о го использо ­ вания это го п у т и п р и условии ги д р о гр аф и ч е с ки х исследова­ ний н е ко то р ы х м алои звес тны х районов северного побережья , для к о т о р ы х было решено вос­ пользова ться первым и годами сл уж бы д в у х транспор тов -ледо ­ колов , с тр о ящ и х ся для о хра ны промы слов в Ледовитом о кеа ­ не». Т а к получил реальное воп ­ лощ ение в ж и з н ь замысел ор ­ га н и за ц и и Гид ро граф ической э кс пе д и ци и Северного Ледови­ то го океана — энспедиции , во мно гом не знавш ей анало гов ни у нас в стране , ни за рубе ­ ж ом по своему чи сле нном у со­ с таву и н а у ч ны м целям . Х ОТЯ ГЭСЛО и носила офи­ циально название «гидро­ графической», на самом деле она представляла собой широ­ ко задуманное и богато осна­ щенное комплексное полярное предприятие, в снаряжении ко­ торого, помимо Главного гид­ рографического управления, принимали также участие Рос­ сийская Академия наук и Рус­ ское географическое общество. Поэтому, помимо чисто опис- ных, т. е. гидрографических ра ­ бот, в его программу были включены вопросы, касающие­ ся биологии и геофизики, гео­ логии и метеорологии, океано­ графии и астрономии. У исто­ ков идеи и организации экспе­ диции, во многом для своего времени уникальной, стояли та­ кие авторитеты, как генерал- лейтенант А. И. Вилькицкий, профе с сор Ю. М. Шокальский, адмирал В. П. Верховский, из­ вестные судостроители А. Н. Крылов и Д. В. Скворцов, рус ­ ский ученый с мировым име­ нем Д. И. Менделеев. Заслуживает внимания и то, что -однотипные ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вай­ гач» — главное оснащение экс­ педиции, явились первыми в исюрии арктического морепла­ вания ледокольными судами со стальными корпусами, по типу нансеновского «Фрама», имев­ шие яйцевидную форму обво­ дов, что должно было способ­ ствовать выжиманию их вверх при возможном сжатии льдов, особенно при вынужденной зи­ мовке. Построены они были в Самое крупное г е о г р а ф и ч е с к о е отк ры т и е XX века * п 1909 году на Невском заводе по русским чертежам, русски­ ми инженерами и исключитель­ но из отечественных материа­ лов. Оба корабля также впер­ вые были оснащены новинкой того времени — беспроволоч­ ным телеграфом, радиус дей­ ствия которого составлял 150 миль, что значительно повыша­ ло их практическую эффектив­ ность. Для работы в различ­ ных полярных условиях на ле­ доколах были предусмотрены моторные катера, вельботы и лодки-ледянки, всевозможные ручные инструменты и об ору ­ дование, меховая одежда, лЫ- жи и разборные сани для пе­ шеходных экскурсий. На за­ ключительном этапе экспеди­ ции в 1914 году впервые в ми­ ровой практике была сделана попытка применить для ледо­ вой разведки аэроплан «Фар- ман», находившийся на борту одного из судов. ОСЛЕ ПЕРЕХОДА юж­ ным путем из Кронштадта во Владивосток и устранения там отдельных неисправностей уже в конце августа 1910 года экспедиция отправилась на раз ­ ведку в Берингов пролив. Предполагалось, что экспе­ диционные суда, совершая ежегодные плавания в восточ­ ном секторе Арктики, в тече­ ние двух-трех лет, возвращаясь каждый раз в конце навигации в свою базу — Владивосток, достигнут первоначально мыса Челюскина, затем западной ча­ сти Северного Ледовитого ' океана, где их новым местом базирования станет Архан­ гельск или Александровск-на- Мурмане. Перед гидрографи­ ческой экспедицией стояла за­ дача изучить в навигационном отношении весь Северный м о р ­ ской путь. Во второе а р к ти ч е с ко е плава ­ ние «Таймыр» и «Вайгач» вы ­ ш ли и з Владивостока 4 а в г у с т * 1911 г о д а . 1 В н а в и га ц ию 1912 года э к с ­ педиция вы полняла ги д р о гр а ­ ф и че с кие работы в Восточно - С ибирском море и море _ Л ап ­ те вы х . 9 ИЮЛЯ 1913 года, начиная четвертый арктический се­ зон, «Таймыр» и «Вайгач» по­ чти на месяц позднее преды­ дущего оставили владивосток­ ский рейд. Сказалась необыч­ но суровая зима 1912— 1913 го­ да, в связи с чем экспедицион­ ным судам пришлось до позд­ ней весны заниматься ледо­ кольными работами в порту. Это и задержало их выход в море. Были вновь изменения и в составе экспедиции. Вместо ушедших командиров экипа­ жей Ломана и Давыдова на «Вайгач» пришел старший лей­ тенант П. А. Новопашенный, командиром «Таймыра» был назначен Борис Андреевич Вилькицкий, 28-летний, пре­ красно образованный капитан 2 ранга, моряк решительный, грамотный и инициативный. А РАССВЕТЕ 3 СЕНТЯБ­ РЯ п^ред моряками не­ ожиданно стали вырисовывать- Н лись к морю. Полосы свобод­ ной ото льда воды тянулись куда-то далеко на север. Д о к то р медицины Л. М. Ста- р о ка д ом с ки й , с та рш и й врач ф л а гм а н с ко го ледокола «Тай­ мыр» , в числе п е р вы х увидев ­ ш ий и с п у с т и вш и й с я затем на э т у землю , оставил нам та кое , к с т а т и , тож е первое и весьма интересное ее описание . «П ри ­ б р еж на я часть острова , —- чи ­ таем мы в е го кн и ге -в о с п о м и ­ н а ни и «Э кспедиция Северного Ледовито го о кеана» , — о ка за ­ лась ни зм е нной , п о кры то й гал ь ­ к о й , местами встречался мох б у р о го цвета . Горы , сплошь усеявш ие бере г облом ками с кал , на ходились здесь пр им ер ­ но в одном кил ом е тре о т моря. При подходе к земле моряни наблюдали явление фена — с го р дул п о ры в и с ты й , удивитель ­ но те плы й ветер . Тем пера тура е го дости гла 1 4 °, то гда к а к тем ­ п е р а тур а во здуха у подножия гор не пр евыш ал а 8 а над морем была 1 с. Н и к а к и х ж и ­ в о тны х мы не встретили , хотя видели следы оленей , песцов и белы х медведей» ». Как показали дальнейшие ис­ следования (в 1930— 1932 гг. на Северной Земле работала о+р. ветская экспедиция в составе полярников Г. А. Ушакова, Н. Н. Урванцева, С. П. Журавлева и В. В. Ходова, которая на соба ­ ках и пешком в чрезвычайно короткие сроки произвела здесь тщательное обследова­ ние и картографирование), эта суша является архипелагом. Впервые карта Северной Зем­ ли была напечатана в «Извести­ ях» ЦИК 24 октября 1932 года. Тогда же географы всего мира с изумлением узнали, что Се­ верная Земля, получившая се­ годняшнее свое название по­ становлением ЦИК СССР в 1926 году, состоит из четырех крупных и ряда мелких, распо­ ложенных группами островов. Размеры ее вдвое превышают площадь Земли Франца-Иоси­ фа, а также значительно пре­ восходят территорию Бельгии, Нидерландов и некоторых дру­ гих европейских государств. Т АК 75 ЛЕТ НАЗАД, 3 сен- * тября 1913 года, была от­ крыта Северная Земля, ^ крайней точки северной око­ нечности Азии которую отде­ ляет всего лишь 36-мильный пролив. (Ныне он носит имя начальника экспедиции Бориса Вилькицкого.) Сегодня на Северной Земле, отмечающей свой очередной «день рождения», работают несколько полярных станций — постоянных и временных, «от­ вечающих» за погоду в Аркти­ ке. Научные наблюдения, про­ водимые здесь, в значительной степени способствуют развитию Северного морского пути, превращению его в постоянно действующую высокоширотную транспортную магистраль. Су­ ша в Ледовитом океане, как и прежде, служит интересам нау­ ки, интересам познания приро­ ды... А. БЕРЕЖНОЙ, действительный член Гео­ графического общества СССР. 1. С та р о ка д ом с ки й Л. М. Э кс ­ педиция Северного Ледовито г о кеана . М. Л., 1946, с тр . 1617 2 сентября 1808 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz