Рыбный Мурман. 1988 г. Октябрь.
1 I Г AK БЫВШЕМУ первому ** помощнику, мне небез различно, а иногда горько и обидно читать отчасти спра ведливые, но иногда и нет, вы сказывания в адрес флотских политработников. Помполитом я стал в 1971 году и начинал на РТ, имея за плечами среднее образование , годичную партшколу и х о р о шую флотскую закалку — че тыре года службы на Север ном военно-морском флоте и восемь лет работы матросом, мотористом, электриком на судах тралового флота. Очень с к о р о понял, что мне нужна серьезная теоретическая под готовка, и через два года по ступил на дневное отделение Ленинградской ВПШ. После окончания до 1986 года р а б о тал на судах тралфлота и «Севрыбпромразведки», а те перь — в группе по работе с моряками загранплавания ВРПО «Сев рыба». Сделал я это вступление, чтобы показать, что мне зна комы многие проблемы фл о та, которые волнуют сейчас моряков , в частности, и те, что касаются работы первых по мощников. Конечно, многие публикации в местных и центральных га зетах вскрыли слабые ст ор о ны в деятельности помполитов и обратили внимание на эти проблемы руководства флотов и «Севрыбы». В так называе мый период застоя командно- административный стиль за тронул и кадры политработни ков. На должностях первых помощников оказались люди с низкими деловыми и мораль ными качествами. Сейчас их состав улучшился, но и сегод ня при подб оре политработ ников на флотах допускаются Флотские комиссары 7 мандиры судовых служб, а за тем они утверждаются на от крытых партийных собраниях. Неправ автор, говоря о «не- Д ля пэремен необходимо время серьезные просчеты. Так, в опергруппе ББГЛ только за последнее время о с вобождены от занимаемых должностей первых помощни ков С. С. Хлюпин, И. Д. Ма- лашенко, В. В. Ханин (послед ний был ранее исключен из партии). Администрация флота пыталась принять на долж ность первого помощника рыб- мастера Ю . Ф . Бурданова, ко торый не справился с этой ра ботой ■ тралфлоте. Аналогич ные примеры можно приве сти и по другим флотам. Есть серьезные недостатки и в работе с ре зервом , ш о б о б щении и распространении опы та лучших. Проводимая не флотах аттестация первых по мощников не стала действен ным средством для глубокого изучения их. возможностей, профессиональной подготовки. Однако сейчас многое дела ется для исправления положе ния. Кстати, в программе де вятимесячных курсов при МВИМУ теперь больше внима ния будет уделяться обуче нию помполитов педагогике и психологии, практическим за нятиям, вводится курс «О сн о вы профессиональной деятель, ности первых помощников ка питанов», создаются условия для изучения английского язы ка. Знаю, многих задела за жи вое статья а «Социалистиче ской индустрии» «Когда рыбак «на крючке»...» Лично я во многом согласен с автором, но кроме его рассуждений, во-первых, о «власти» помпо- лита. Как известно, вся эта власть — авторитет у м о р я ков, но его еще надо з а р а б о тать. Эпизод с кружкой для Подслушивания — из области анекдотов. Не понравился мне и заголовок. Не может помпо- лит держать моряка «на крюч ке» угрозами дать плохую ха рактеристику. Характеристики на членов экипажа пишут ко- подотчетности» помполита. В конце рейса на партсобрании всегда утверждается рейсовый отчет первого помощника и дается оценка его работе. В последнее время в ряде газетных публикаций ставится вопрос: а нужен ли вообще в новых условиях институт флот ских политработников, ведь есть на судах общественные организации, не принижаем ли мы их роль, вводя в экипажи еще и помполитов? М о е мнение: пока мы от по_ добного института отказаться не можем. Мор ские экипажи, в отличие от береговых кол лективов, работают в особых условиях, постоянно бывают в инпортах. На помполита воз ложена организация политиче ской, идейно-воспитательной работы. Готовы ли взять сего дня на себя обязанности пер вого помощника секретари парторганизаций или кто-то из командиров, по совмести тельству? Думаю, нет. Вполне допускаю, что в не больших стабильных экипа жах возможно совмещение профессий, но не везде. В перспективе, я уверен, должность первого помощни ка капитана отомрет, и почву для этого готовят сегодня са ми помполиты. Их задача — оставить себе достойную за мену: х о р ош о подготовлен ных партийных секретарей, руководителей общественных организаций, идеологический актив, командиров, понимаю щих значение воспитательной работы и умеющих ее вести. А на все это необходимо вре мя. В. АНПИЛОГОВ, работник группы по рабо те с моряками загранплава- ния ВРПО «Севрыба». Мы давно ведем дискуссию о первых помощниках капитанов. Рядом с нашими рыбными флотами — морское пароходство. Что там думают об этой должности! Предоставляем слово первому помощнику Валерию Василье вичу ЧЕРНИКОВУ. Он журналист по профессии, партийный ра ботник по призванию , на судах пароходства ходит около двух десятков лет. Этими соображениями Валерий Васильевич делился с читате лями газеты «Водный транспорт». Нам рисуют ФОТОАТЕЛЬЕ Б10РОКРА ТА. Рис. В. Х асанкаева . (Дальние Зеленцы). С ЛУЧАЙ непридуманный. Первый помощник капи тана одного из мурманских судов Н. оступился на трапе, упал и сломал ногу. Бюлле тень ему не оформили, поте рю трудоспособности не опла чивали, объясняли: ты-де сва лился не на рабочем месте? «Так мне что теперь, только с трибуны можно падать?» — в тихом отчаянии хватал сослу живцев за рукава помполит Н... Вот и я прибавил хохму к истории с помполитами. Кто только не упражнялся в юм о р е по адресу политработ ников флота! Даже в штиле- вью времена. Ныне же, напри мер, литератор, совершивший командировочное плавание, хлебнувший м ор ского ветра и 4* витийства за капитанским сто лом, сочтет себя, отписываясь за вояж, просто низкопоклон ствующим недотепой, коль не лягнет походя помполита. Де лается это не в открытом че стном споре , а за спиной, без риска схлопотать ответ за из девки. И крохотной смелости не нужно сегодня, чтобы охаять морского политработника. Ибо нет на флоте фигуры более бесправной, чем первый по мощник капитана. Сегодня по требно изрядное гражданское мужество, чтобы хоть пове сти деловой разговор « о си стеме политической работы на нашем флоте», как к тому призывают многие газеты. Но к делу. Авторы материа лов о политработниках флота, старательно обходя сложно сти темы, рвутся к некоему промежуточному финишу, к столбику с табличкой «Нужен ли на м ор ск ом транспорте Радиус действия идеолог?» Что всего-то-навсе- го обозначена проблема — не беда. Разве не ясен ответ? А суть-то дела вот в чем. Первые помощники капитанов на судах транспортного, ледо кольного и рыболовного фло тов — одни из немногих на се годня в стране партийных ра ботников, которые с большим или меньшим успехом вопло щают в своей практике черты идеолога и организатора. Так начиналось повсеместно во времена В. И. Ленина и его когорты, а сталинские д е ф о р мации и последующие нова ции ничего, в конце концов, кроме повсеместно технокра тического подхода к подбору партийных кадров, не дали. Когда же пришла пора отве чать за социальные обиды и промахи прежнего, застойного периода, первыми счет полу чили практикующие идеологи — помполиты. В райком и вы ше с в опро сом «Как же это вы так?» пойдет не каждый сухопутный товарищ, не гово ря уж о моряках, н^ берегу не больно-то голосистых, а помполиты — вот они, рядом! Неформально оказавшиеся на стыке теории и практики, они отвечают за все и за всех. Теперь вопрос: могло ли при всей особенности м о р ской работы не отразиться на ней состояние «земных» дел? Отразилось, да еще как. «Элитные» и «штрафные» па роходы, барствующие капита ны, для которых не существо, вало понятий «коллектив» или «общественная организация», зато вполне реальной была возможность если не первой, то во всяком случае очеред ной ночи с приглянувшейся буфетчицей, проворовавшиеся старпомы и хозпомы, неисчис лимые «несуны», некая приви легированная прослойка пла вающих только «налево» (в загранрейсы) моряков , аферы, контрабанда, спекуляции... И пусть малочисленны и за редким исключением б е з зубы судовые партийные о р ганизации, бесхребетны п р о ф комы в атмосфере админи стрирования, но помполиты даже в этой обстановке име ли одно право — не молчать, ибо наше дело — слово о по зорных случаях и явлениях. Многие из нас об этом праве забыли, а потому наша, флот ских политработников, вина бесспорна . Другое дело: легко ли этим правом воспользоваться? Вот, например, моего коллегу (не упоминаю фамилии только по тому, что он х о р ош о знает герценовское «Одни поден щики требуют наград») эки паж по всем правилам пред ставил к знаку «Почетный по лярник». Это уже в новое вре мя, с подновленными админи страцией и парткомом пар о ходства. Приходите коллега как-то в отдел кадров, а ин спектор ему говорит: «Между прочим, вы тут представлены к награждению, но у вас был конфликт с капитаном, так что сами понимаете...» Конфликт был. Между капитаном, с од ной стороны, и парторганиза цией и группой народного контроля, уличивших капитана в неблаговидных поступках, — с другой. Правоту моряков- коммунистов и поддержавшего их помполита подтвердил, по морщившись, пароходский партком, но, воспользуюсь из речением кадровика, «сами понимаете...» Разумеется, формировали мнение моряков о политработ никах флота не такие или по добные факты, а именно ред кость, необычность их. Н о р мой деятельности помполитов принципиальность не стала. Многие коллеги со вздохом облегчения сошлются на «объ ективные» причины, оправды вая свое безразличие и тру сость в нередких конфлик тах, во многих делах, когда твердое честное слово партий ца могло если не пересилить несправедливость, то вселить в моряка веру в возможность Правды. А это немало, и это немалое утрачивалось. Обстоятельства... Условия... Но давайте поразмышляем над причинами иного радиуса дей ствия. Именно с низов, с о п о р ных точек флотской политиче ской практики подтверждает ся мысль о б ущербности ад министративно - технократиче ского подхода к подбору пар тийных кадров. Кто шел в первые помощни ки капитанов? Механики, ко торым явно «не светила» должность главного или стар шего, электромеханики, чей служебный потолок (и оклад) относительно низок, радисты, забывшие азбуку М о р з е . Это по большей части несостояв- шиеся специалисты, направ ленные на идеологический фронт (именно фронт, это очень точное определение) с напутствием «Чего там, спра вишься!», И создали у моряков представление о политической работу на судах как о зоне безделья, И по сей день в отрасли — от министерства до пароходств «е* упорно придерживают ся мнения: помполитский к о р пус надо готовить только из бывших специалистов флоте. Администраторы, видимо, глу б о к о убеждены, что сф е р а идеологии, обществоведения — дело пустячное, все когда- то проходили что-то, можно по газетам сориентироваться. Уверен: если мы в ближай шие годы не избавимся от полностью себя скомпромети ровавшей практики подготов ки политических кадров для флота, идеологическая работа в морских экипажах будет о б речена на застой. Выход на дежен и прост — организация политических факультетов (от делений) в высших морских училищах. Оплачивать работу помполи тов, думаю, следует из средств партийных органов. Выпускникам политфакуль- тетов, разумеется, необходи мо установить градацию в ок ладах, как всем специалистам флота. А уж давать оценку работе флотского идеолога, решать, достоин ли он оче редного повышения, должен всегда и только экипаж, где он трудится. РЫБНЫЙМУРМАН 7 октября 1988 года л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz