Рыбный Мурман. 1988 г. Октябрь.

1 I Г AK БЫВШЕМУ первому ** помощнику, мне небез­ различно, а иногда горько и обидно читать отчасти спра­ ведливые, но иногда и нет, вы­ сказывания в адрес флотских политработников. Помполитом я стал в 1971 году и начинал на РТ, имея за плечами среднее образование , годичную партшколу и х о р о ­ шую флотскую закалку — че­ тыре года службы на Север ­ ном военно-морском флоте и восемь лет работы матросом, мотористом, электриком на судах тралового флота. Очень с к о р о понял, что мне нужна серьезная теоретическая под­ готовка, и через два года по­ ступил на дневное отделение Ленинградской ВПШ. После окончания до 1986 года р а б о ­ тал на судах тралфлота и «Севрыбпромразведки», а те­ перь — в группе по работе с моряками загранплавания ВРПО «Сев рыба». Сделал я это вступление, чтобы показать, что мне зна­ комы многие проблемы фл о ­ та, которые волнуют сейчас моряков , в частности, и те, что касаются работы первых по­ мощников. Конечно, многие публикации в местных и центральных га­ зетах вскрыли слабые ст ор о ­ ны в деятельности помполитов и обратили внимание на эти проблемы руководства флотов и «Севрыбы». В так называе­ мый период застоя командно- административный стиль за­ тронул и кадры политработни­ ков. На должностях первых помощников оказались люди с низкими деловыми и мораль­ ными качествами. Сейчас их состав улучшился, но и сегод­ ня при подб оре политработ­ ников на флотах допускаются Флотские комиссары 7 мандиры судовых служб, а за ­ тем они утверждаются на от­ крытых партийных собраниях. Неправ автор, говоря о «не- Д ля пэремен необходимо время серьезные просчеты. Так, в опергруппе ББГЛ только за последнее время о с ­ вобождены от занимаемых должностей первых помощни­ ков С. С. Хлюпин, И. Д. Ма- лашенко, В. В. Ханин (послед­ ний был ранее исключен из партии). Администрация флота пыталась принять на долж­ ность первого помощника рыб- мастера Ю . Ф . Бурданова, ко­ торый не справился с этой ра ­ ботой ■ тралфлоте. Аналогич­ ные примеры можно приве­ сти и по другим флотам. Есть серьезные недостатки и в работе с ре зервом , ш о б о б ­ щении и распространении опы­ та лучших. Проводимая не флотах аттестация первых по­ мощников не стала действен­ ным средством для глубокого изучения их. возможностей, профессиональной подготовки. Однако сейчас многое дела­ ется для исправления положе­ ния. Кстати, в программе де­ вятимесячных курсов при МВИМУ теперь больше внима­ ния будет уделяться обуче­ нию помполитов педагогике и психологии, практическим за ­ нятиям, вводится курс «О сн о ­ вы профессиональной деятель, ности первых помощников ка­ питанов», создаются условия для изучения английского язы­ ка. Знаю, многих задела за жи­ вое статья а «Социалистиче­ ской индустрии» «Когда рыбак «на крючке»...» Лично я во многом согласен с автором, но кроме его рассуждений, во-первых, о «власти» помпо- лита. Как известно, вся эта власть — авторитет у м о р я ­ ков, но его еще надо з а р а б о ­ тать. Эпизод с кружкой для Подслушивания — из области анекдотов. Не понравился мне и заголовок. Не может помпо- лит держать моряка «на крюч­ ке» угрозами дать плохую ха­ рактеристику. Характеристики на членов экипажа пишут ко- подотчетности» помполита. В конце рейса на партсобрании всегда утверждается рейсовый отчет первого помощника и дается оценка его работе. В последнее время в ряде газетных публикаций ставится вопрос: а нужен ли вообще в новых условиях институт флот­ ских политработников, ведь есть на судах общественные организации, не принижаем ли мы их роль, вводя в экипажи еще и помполитов? М о е мнение: пока мы от по_ добного института отказаться не можем. Мор ские экипажи, в отличие от береговых кол­ лективов, работают в особых условиях, постоянно бывают в инпортах. На помполита воз­ ложена организация политиче­ ской, идейно-воспитательной работы. Готовы ли взять сего­ дня на себя обязанности пер­ вого помощника секретари парторганизаций или кто-то из командиров, по совмести­ тельству? Думаю, нет. Вполне допускаю, что в не­ больших стабильных экипа­ жах возможно совмещение профессий, но не везде. В перспективе, я уверен, должность первого помощни­ ка капитана отомрет, и почву для этого готовят сегодня са­ ми помполиты. Их задача — оставить себе достойную за ­ мену: х о р ош о подготовлен­ ных партийных секретарей, руководителей общественных организаций, идеологический актив, командиров, понимаю­ щих значение воспитательной работы и умеющих ее вести. А на все это необходимо вре­ мя. В. АНПИЛОГОВ, работник группы по рабо­ те с моряками загранплава- ния ВРПО «Севрыба». Мы давно ведем дискуссию о первых помощниках капитанов. Рядом с нашими рыбными флотами — морское пароходство. Что там думают об этой должности! Предоставляем слово первому помощнику Валерию Василье­ вичу ЧЕРНИКОВУ. Он журналист по профессии, партийный ра­ ботник по призванию , на судах пароходства ходит около двух десятков лет. Этими соображениями Валерий Васильевич делился с читате­ лями газеты «Водный транспорт». Нам рисуют ФОТОАТЕЛЬЕ Б10РОКРА ТА. Рис. В. Х асанкаева . (Дальние Зеленцы). С ЛУЧАЙ непридуманный. Первый помощник капи­ тана одного из мурманских судов Н. оступился на трапе, упал и сломал ногу. Бюлле­ тень ему не оформили, поте­ рю трудоспособности не опла­ чивали, объясняли: ты-де сва­ лился не на рабочем месте? «Так мне что теперь, только с трибуны можно падать?» — в тихом отчаянии хватал сослу­ живцев за рукава помполит Н... Вот и я прибавил хохму к истории с помполитами. Кто только не упражнялся в юм о р е по адресу политработ­ ников флота! Даже в штиле- вью времена. Ныне же, напри­ мер, литератор, совершивший командировочное плавание, хлебнувший м ор ского ветра и 4* витийства за капитанским сто­ лом, сочтет себя, отписываясь за вояж, просто низкопоклон­ ствующим недотепой, коль не лягнет походя помполита. Де­ лается это не в открытом че­ стном споре , а за спиной, без риска схлопотать ответ за из­ девки. И крохотной смелости не нужно сегодня, чтобы охаять морского политработника. Ибо нет на флоте фигуры более бесправной, чем первый по­ мощник капитана. Сегодня по­ требно изрядное гражданское мужество, чтобы хоть пове­ сти деловой разговор « о си­ стеме политической работы на нашем флоте», как к тому призывают многие газеты. Но к делу. Авторы материа­ лов о политработниках флота, старательно обходя сложно­ сти темы, рвутся к некоему промежуточному финишу, к столбику с табличкой «Нужен ли на м ор ск ом транспорте Радиус действия идеолог?» Что всего-то-навсе- го обозначена проблема — не беда. Разве не ясен ответ? А суть-то дела вот в чем. Первые помощники капитанов на судах транспортного, ледо­ кольного и рыболовного фло ­ тов — одни из немногих на се ­ годня в стране партийных ра ­ ботников, которые с большим или меньшим успехом вопло­ щают в своей практике черты идеолога и организатора. Так начиналось повсеместно во времена В. И. Ленина и его когорты, а сталинские д е ф о р ­ мации и последующие нова­ ции ничего, в конце концов, кроме повсеместно технокра­ тического подхода к подбору партийных кадров, не дали. Когда же пришла пора отве­ чать за социальные обиды и промахи прежнего, застойного периода, первыми счет полу­ чили практикующие идеологи — помполиты. В райком и вы­ ше с в опро сом «Как же это вы так?» пойдет не каждый сухопутный товарищ, не гово­ ря уж о моряках, н^ берегу не больно-то голосистых, а помполиты — вот они, рядом! Неформально оказавшиеся на стыке теории и практики, они отвечают за все и за всех. Теперь вопрос: могло ли при всей особенности м о р ­ ской работы не отразиться на ней состояние «земных» дел? Отразилось, да еще как. «Элитные» и «штрафные» па­ роходы, барствующие капита­ ны, для которых не существо, вало понятий «коллектив» или «общественная организация», зато вполне реальной была возможность если не первой, то во всяком случае очеред ­ ной ночи с приглянувшейся буфетчицей, проворовавшиеся старпомы и хозпомы, неисчис­ лимые «несуны», некая приви­ легированная прослойка пла­ вающих только «налево» (в загранрейсы) моряков , аферы, контрабанда, спекуляции... И пусть малочисленны и за редким исключением б е з ­ зубы судовые партийные о р ­ ганизации, бесхребетны п р о ф ­ комы в атмосфере админи­ стрирования, но помполиты даже в этой обстановке име­ ли одно право — не молчать, ибо наше дело — слово о по­ зорных случаях и явлениях. Многие из нас об этом праве забыли, а потому наша, флот­ ских политработников, вина бесспорна . Другое дело: легко ли этим правом воспользоваться? Вот, например, моего коллегу (не упоминаю фамилии только по­ тому, что он х о р ош о знает герценовское «Одни поден­ щики требуют наград») эки­ паж по всем правилам пред­ ставил к знаку «Почетный по­ лярник». Это уже в новое вре­ мя, с подновленными админи­ страцией и парткомом пар о ­ ходства. Приходите коллега как-то в отдел кадров, а ин­ спектор ему говорит: «Между прочим, вы тут представлены к награждению, но у вас был конфликт с капитаном, так что сами понимаете...» Конфликт был. Между капитаном, с од ­ ной стороны, и парторганиза­ цией и группой народного контроля, уличивших капитана в неблаговидных поступках, — с другой. Правоту моряков- коммунистов и поддержавшего их помполита подтвердил, по­ морщившись, пароходский партком, но, воспользуюсь из­ речением кадровика, «сами понимаете...» Разумеется, формировали мнение моряков о политработ­ никах флота не такие или по­ добные факты, а именно ред ­ кость, необычность их. Н о р ­ мой деятельности помполитов принципиальность не стала. Многие коллеги со вздохом облегчения сошлются на «объ­ ективные» причины, оправды­ вая свое безразличие и тру­ сость в нередких конфлик­ тах, во многих делах, когда твердое честное слово партий­ ца могло если не пересилить несправедливость, то вселить в моряка веру в возможность Правды. А это немало, и это немалое утрачивалось. Обстоятельства... Условия... Но давайте поразмышляем над причинами иного радиуса дей­ ствия. Именно с низов, с о п о р ­ ных точек флотской политиче­ ской практики подтверждает­ ся мысль о б ущербности ад­ министративно - технократиче­ ского подхода к подбору пар­ тийных кадров. Кто шел в первые помощни­ ки капитанов? Механики, ко ­ торым явно «не светила» должность главного или стар­ шего, электромеханики, чей служебный потолок (и оклад) относительно низок, радисты, забывшие азбуку М о р з е . Это по большей части несостояв- шиеся специалисты, направ­ ленные на идеологический фронт (именно фронт, это очень точное определение) с напутствием «Чего там, спра ­ вишься!», И создали у моряков представление о политической работу на судах как о зоне безделья, И по сей день в отрасли — от министерства до пароходств «е* упорно придерживают­ ся мнения: помполитский к о р ­ пус надо готовить только из бывших специалистов флоте. Администраторы, видимо, глу­ б о к о убеждены, что сф е р а идеологии, обществоведения — дело пустячное, все когда- то проходили что-то, можно по газетам сориентироваться. Уверен: если мы в ближай­ шие годы не избавимся от полностью себя скомпромети­ ровавшей практики подготов­ ки политических кадров для флота, идеологическая работа в морских экипажах будет о б ­ речена на застой. Выход на­ дежен и прост — организация политических факультетов (от­ делений) в высших морских училищах. Оплачивать работу помполи­ тов, думаю, следует из средств партийных органов. Выпускникам политфакуль- тетов, разумеется, необходи­ мо установить градацию в ок­ ладах, как всем специалистам флота. А уж давать оценку работе флотского идеолога, решать, достоин ли он оче­ редного повышения, должен всегда и только экипаж, где он трудится. РЫБНЫЙМУРМАН 7 октября 1988 года л

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz