Рыбный Мурман. 1988 г. Октябрь.
противоречил сегодняшнего этапа Письма с промысла 1 ГДЕ ЖЕ ЭКОНОМИЯ? На судах типа «Атлантик- 333» я работаю с 1983 года, с момента приемки траулера «Орь» . В последнем рейсе мы отработали сокращенным эки пажем: в машинной команде были сокращены должности электрика и моториста. Силовая установка на таких судах, как наше, настроена на класс автоматизации А-2 Реги стра СССР . Судно может о б служиваться без вахты в ма шинно-котельном отделении, но с вахтой в центральном по- гм, СТУ управления, то есть одним специалистом. Сокращение экипажа приве ло к тому, что контроль па раметров силовой установки и управление рядом механизмов перешли из ведения мотори стов к вахтенным механикам, но «Инструкция по несению вах ты для судоводителей, судо вых механиков и радиоспециа листов» указывает на то, что «независимо от степени авто матизации судна, вахтенный механик обязан постоянно на ходиться на посту управле ния». В то ж е время к р а б о там вахтенного обслуживания относятся: манипуляции много численной аппаратурой р а з личных систем, периодический контроль стоков воды и мас ла, спуск отстоев, 'удаление воздуха, проверка плотности соединений, прослушивание шумов, наблюдение вибрации, уборка , мойка, чистка поме щений и механизмов... Ясно, что, «постоянно нахо- ^ д я с ь в ЦПУ», вахтенный ме ханик не может выполнять все эти работы, а значит, нормаль ное вахтенное обслуживание силовой установки, несмотря на второй класс автоматизации, возможно только при наличии в машинном отделении и вах тенного моториста. Еще один пример: запуск и остановка вспомогательного дизель-генератора производит ся с местного (а не централь ного) поста управления. Судо вые механики считают, что ди станционный запуск ВДГ после перерыва в работе без пред варительного прокачивания маслом и прокручивания на воздухе может привести к серьезной аварии двигателя. Следовательно, и для этого нужен вахтенный моторист. Второй класс автоматизации хотя и приводит к некоторому сокращению трудозатрат, но основанием для сокращения численности машинной коман ды служить не может. Не м о жет автоматика и помочь в сокращении объемов ремонта основных механизмов. В итоге парадокс: после вах ты механика привлекают к р а боте на фабрике по уборке рыбы, а когда же ему зани маться профилактическим о смотром и ремонтом? Выхо дит, для поддержания- меха низмов своего заведования в мало-мальски рабочем состоя нии механик должен работать по 16—20 часов в сутки, ведь отказаться от подвахты по обработке рыбы он не может. С увеличением возраста судна механизмы и системы изнашиваются, стареют, следо вательно, к ним необходимо предъявлять повышенное вни мание, чтобы избежать ава рии. Но кто это сможет сде лать? При сегодняшнем тяжелом положении со снабжением, обеспечением запчастями, по. красочным материалом, меха низмы, системы, агрегаты, к о р пус судна стареют и разруша ются, опережая все графики и нормы, о собенно при работе в южных районах. Экономя рубли на сокраще нии экипажей, в итоге б р о с а емся червонцами на эксплуа тации судов. Кому нужны такое сокращение и такая «эко номия»? В. РЫБАКОВ, старший механик Беломор ской базы гослова рыбы. МЕХАНИЗАЦИЯ ВРУЧНУЮ Обработка рыбы механизи рованным способом . Навер ное, это одна из самых серь езных проблем Северного бассейна. Ведь механизация трудоемких ручных работ — важнейший резерв повышения производительности труда. Сейчас на судах нашего ба с сейна устанавливаются отече ственные шкерочные машины ИРА-115 и ИРА-125. Их произ водительность зависит от фи зических возможностей о б служивающего персонала, так как каждую рыбину приходит ся вручную укладывать в на правляющий желоб, ковшик. Читаем инструкцию завода- изготовителя: «Машина пред назначена для удаления голов и частичного удаления внут ренностей». Что подразумева ется под этой «частичностью»? А между тем ГОСТ категори чески гласит: «Не допускается оставление внутренностей». Выходит, опять нужны рабочие руки для доработки уже «шкереной» рыбы. Значит, желаемого результата — полной ликвидации ручного труда — машины ИРА-115 и ИРА-125 не дают. Если к тому же учесть, что в течение рей са экипажу приходится р а б о тать на разных породах рыбы, то польза от этих машин не велика. К тому же даются они от нюдь не бесплатно, а флот — на хозрасчете. На мой взгляд, проще, экономичнее исполь зовать давно изобретенный судовыми специалистами ста нок УРТО-3, который можно установить на любом ленточ ном транспортере, более удоб ном для укладки рыбы. П ре имущество этого станка перед ИРАми в том, что он пригоден для работы на любых породах рыб от мойвы до трески. Стан ки такого типа используются на Западном бассейне не год и не два. Мы же все чего-то боимся, мудрим, страхуемся. В итоге основным орудием труда по-прежнему является шкерочный нож. Еще одна «новинка» — фи- летировочный станок А 8 ИФ4Р. Пропущенную через него рыбу тоже приходится дообрабатывать вручную, с р е зать реберную кость, удалять черную пленку. Увеличив за з о р между дисковыми рабочи ми ножами, можно добиться стопроцентной механической обработки, но при этом боль шая часть рыбины уходит на выработку муки, а оставшееся на коже мясо — потребителю. Разве это разумно? Для отмены «традиционно го» шкерочного ножа необхо димо пересмотреть существую щие ГОСТы. Сортность рыбы должна зависеть от сроков между выловом и заморозкой, но никак не от красивого р а з реза, до миллиметра выверяе мого всякими инспекциями. Только тогда мы исключим ручную обработку и не будут суда лежать в дрейфе, ожидая выгрузки никому не нужного «кругляка». ГОСТы устанавливают люди и время. Время сейчас такое, что на любом предприятии в стране ищут пути увеличения выпуска продукции с наимень шими затратами. Так почему же мы по-прежнему топчемся за рыбоделом с тупым шке- рочным ножом в руках? И. ВАНЧУГОВ, механик-наладчик МПЭ № 1 тралового флота. отчуждения речь идет о ключевых вопро сах наших дней. О роли чи- новника-управленца и специ- алиста-руководителя на эта пе перехода к хозрасчетным рычагам развития производ ства. И не стоило бы, на верное, в нашей газете столь •детально останавливаться на проблемах совершенствова ния управленческого аппарата ^Ьбакколхозсою за , если б в данной ситуации как в кап ле воды не отражались бы муссируемые не первый год вопросы реорганизации уп равленческих связей пред приятий и объединений всего Северного бассейна. Созданный в свое время по инициативе самих колхо зов для координации их дей ствий, для помощи и защиты интересов тружеников по морских сел перед выше стоящими инстанциями, ры- бакколхозсоюз не обладает собственным производством.- И подобный союз, конечно же, должен быть производителем идей, должен обобщать и внедрять передовой опыт на местах, жить заботами и тревогами колхозников. Сложность еще в том, что в нашей области в силу сво его исторического развития сложились две группы кол хозов. В первую входят тер ские хозяйства, которые по своей сути являются семей но-родственными общинами. Они владеют обширной тер риторией, от которой «кор мятся». То есть их развитие ограничено экологическими рамками региона. И увели чивать производство беспо лезно, если мы хотим сохра нить чудом дошедший до нас уклад жизни коренных жи телей и природные богатст ва юго-восточного побережья Кольского полуострова. Вторая группа — так на зываемые «северные» кол хозы, чья основа — флот, а поселок, земля — лишь ты ловой эшелон. Здесь отно сительно «свежие» коллек тивы еще только пытаются сплотиться в одну семью. Есть и «прокладка» меж ду этими двумя группами — колхоз «Ударник», где посто янен состав живущих на се ле людей при развитой ры бодобывающей и растущей береговой обрабатывающей базе. При этом «Ударник» являет собой пример наибо лее жизнеспособной формы современного рыболовецкого колхоза Заполярья. Подобная градация — мое личное мнение, которое мо жет не совпадать с офици ально признанным. Кстати, не оттого ли обезлюдел наш Мурманский берег, что в свое время «Севрыба» и власть имущие территори альные органы благополучно избавились от хозяйств пер вой группы? Говоря обо всем этом, хо чу перевести речь на перво причины, вспахавшие и вспа хивающие год за годом по лосу отчуждения между кол хозниками и аппаратом ры- бакколхозсоюза. На каком этапе развития чиновники оказались над производите лями? Почему редкие коман дировки в отдаленные села считаются чуть ли не слу жебным подвигом для неко торых категорий специали стов? Откуда вместо челове чности и обеспокоенности насущными заботами колхоз ников появилось барское, пренебрежительное отноше ние к нуждам своих «кор мильцев»? Вопросы эти да леко не риторические, и р а но или поздно отвечать на них придется. Мы живем в интересное время. Когда, по классиче скому ленинскому определе нию революционной ситуа ции, низы не хотят жить по- старому, а верхи не могут управлять по-новому. Пере стройка касается каждого. И если постановлением Совми на С СС Р значительно сокра щается аппарат министерст ва, а животноводы из «Удар ника» берут в аренду кол хозный коровник, решив, что для нормальной работы впол не достаточно шести доярок вместо одиннадцати, — эго реальные и равнозначные по своей глубинной сути меры по уничтожению полосы от чуждения между рабочим и чиновником. Необходимо, чтобы и рыбакколхозсоюз засеял отборными семенами свой участок этой еще доста точно широкой полосы. Пока делаются лишь роб кие попытки избавиться от лишних бюрократических надстроек. Но уже не толь ко ненужными, а вредными становятся многословные до ски-вывески на стенах кон тор с перечислением всех эшелонов «верхней» власти. И смешно упоминать про эти «эшелоны» в той же Чавань- ге, где живут еще старики, ни разу в своей жизни не видевшие паровоза... Да, мы гордимся, когда, как сказал поэт, «мой тоуд вливается в труд моей рес публики». Но на каждом кон кретном месте должен быть один человек, который отве чает за результаты поручен ного ему дела. И только в случае успеха он может без иронии сказать: «Иван Пет ров из Чаваньги — Совет ский Союз!» В. ГЕОРГИ. (Наш корр.) 5 Наш рыбный стол «Золотой» гребешок В последние годы, как извест но, снизились уловы традицион ных объектов промысла в Барен цевом море . Это заставляет большее внимание обратить на добычу тех обитателей моря , ко торые ранее не использовались. Речь идет, в частности, о донных беспозвоночных, а наиболее пер спективным из них является дву створчатый моллюск — исланд ский гребешок. Рациональная эксплуатация это го моллюска в Баренцевом м оре очень выгодна. За рубежом м о роженый мускул исландского гре бешка пользуется хорошим спро сом, цены довольно высокие. А для нашего бассейна добыча моллюска выгодна еще и тем, что сырьевая база неплохая и ра спо ложена недалеко от порта. Все это создает благоприятные пред посылки для организации про мысла и получения новых для Се верного бассейна видов продук ции. Следует сказать, что интенсив ный промысел гребешка ведут рыбаки Норвегии, Исландии, Ф а рерских островов. За последние годы в Норвегии и на Ф а р е р а х созданы флотилии судов, о б о р у дованных специальными техноло гическими линиями для об р аб от ки морского гребешка. Такие су да обладают очень высокой про изводительностью, по норвеж ским данным, их деятельность уже привела к подрыву запасов гребешка на отмели острова Ян- Майен. Такая же судьба, по всей видимости, ожидает и поселения моллюсков в международных во дах у островов Западный Шпиц берген и Медвежий. В то же время у своих берегов норвежцы и исландцы добывают гребешок с небольших судов, величина вы лова ограничена квотами, опреде лены и соблюдаются промысло вая мера (минимально допусти мый размер ) моллюсков и реко мендованные сроки промысла. В юго-восточной части Барен цева м оря уточнение запасов гре бешка и определение объемов возможной добычи выполнены в 1986— 1988 годах сотрудниками ПИНРО и Мурманского морского биологического института при участии управления «Севрыб- промразведка». Тем не менее первыми интенсивный промысел моллюсков в советской экономи ческой зоне начали иностранные рыбаки. В мае-июне текущего га да здесь работали ф аре р ские промысловики, а в августе— сен тябре — норвежские. Для конт роля за ходом промысла на ф а рерские суда были командирова ны сотрудники ПИНРО и ПТО «Севтехрыбпром». Полученный на иностранных судах опыт пока зал, что даже на разреженных скоплениях исландского гребеш ка производительность добычи может достигать 60— 70 тонн сырья в сутки, а среднесуточная заготовка мускула — высокока чественного филе — может с о ставить 2—7 тонн. Однако предо ставление зарубежным партнерам квот добычи моллюсков ■ наших водах целесообразно сократить до минимума, так как тактика и техника, которые используются на иностранных судах, побывав ших в нашей экономической зоне, способствуют быстрому истоще нию запасов моллюсков. Совершенно очевидно, что о р ганизация промысла гребешка на Северном бассейне может стать реальностью лишь при условии применения механизированной обработки уловов. При добыче гребешка в драги попадают и другие беспозвоночные (иглоко жие, моллюски, ракообразные), их промпереработка принесет до полнительный эффэкт. Б. БЕРЕНБОЙМ, заведующий сектором промыс ловых беспозвоночных ПИНРО. 7 октября Ш8 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz