Рыбный Мурман. 1988 г. Октябрь.

4 Хозяйственный механизм перестройки: ---------- Ч то волнует моряков? - --------- Ждем решений Среди моряков «Севрыбхолодфлота» бытует убеждение, что на транспортах, особенно на таких, как «Карл Лнбкнехт», не житье, a pair. Ведь труд экипажа механизирован, быто­ вые условия что надо. Только и в «раю » , оказывается, бушует море проблем. Месяц назад на ТР «Карл Лнбкнехт» прошло открытое партийное собрание. Предложили прийти всем желающим, задавать любые вопросы, высказывать предложения. И яви­ лись почти все, говорили горячо. В итоге было решено обоб­ щить все высказанное моряками и направить вопросы эки­ пажа в вышестоящие партийные и хозяйственные органы. На наш взгляд, вопросы эти волнуют не только экипаж ТР «Карл Лнбкнехт». Они актуальны для всех моряков. Может, случайность, везе­ ние, может, хорошее техни­ ческое состояние судна, мо­ жет, стабильность хорошего экипажа или все вместе взя­ тое позволило коллективу транспорта первы.м на бас­ сейне побывать в Японии, Италии, Новой Зеландии и некоторых других портах ми­ ра. Там моряки сдавали ры­ бопродукцию. И на этот раз с транспорта перегружали криль на японские суда. Японцы, вооружившись ф о ­ тоаппаратурой. облепили гор­ ловину трюма, тщательно фиксируя малейший промах наших моряков. Не забыва­ ли запечатлеть кадр, где моряк, обняв ящик, носится от стеллажд к электрокару. А суть проблемы в том, что матросы, получившие специальность в ШУКСе, не владеют мастерство.м опыт­ ных карщиков и нередко рвут коробки захватами. Ведь их научили водить эту машину по ровному месту. Может, было бы намного эф ­ фективней и быстрей учить матросов прямо на судне, ведь здесь работают грамот­ ные инженеры. А другая проблема сотруд­ ничества моряков с иност­ ранными фирмами заключа­ ется вот в чем: очень уж громоздка бюрократическая машина, в ведении которой находятся контакты с ино­ фирмами. Известно, что на международном рынке цены скачут довольно быстро, и пока экипаж через В РП О согласовывает разрешение на продажу продукции, «по­ езд» уходит. Примеров тому предостаточно. А ведь в ус­ ловиях хозрасчета без гиб­ кости и оперативности рабо­ тать немыслимо. Самостоя­ тельность флота должна быть подлинной, а не на бу­ маге. Коль мы заговорили о хоз­ расчете, нельзя не сказать об оплате труда. Партийное с о ­ брание ТР «Карл Либкнехг» считает, что действующая система оплаты труда и премирования ущемляет ин­ тересы моряков и в мате­ риальном, и в моральном пла­ не, ибо значительно уступа­ ет зарплате рабочих подоб­ ной квалификации ряда бере­ говых предприятий и даже моряков других бассейнов. К тому же необходимо решить вопрос о выделении средств от суммы сверхплановой при­ были в распоряжение экипа- ;ка. Надо сказать, что на фло­ те пытались отчислять кое- что от сверхплановой прибы­ ли морякам. Но это «кое- что» настолько мизерно, что вызывало лишь иронические улыбки людей. Да, положе­ ние дел на флоте сейчас пре­ красным не назовешь. Но люди-то работают, да еще как! Значит, должны соот­ ветственно и получать. Возможно, читая эти стро­ ки, вы скажете: сколько же можно говорить об одних и тех же проблемах, решать их давно пора! Конечно, по­ ра. А вот еще один из вопро­ сов экипажа транспорта, ил­ люстрирующий «стремле­ ние» руководства флота ре­ шать проблемы: — Анализируя ход вы­ полнения коллективного до­ говора на 1987— 1988 годы, видим, что основная направ­ ленность мероприятий по его выполнению касается берего­ вых работников, а для моря­ ков практически ничего не выполнено, сплошные отго­ ворки, ссылки на инструкции и указания вышестоящих о р ­ ганов. И очень часто повто­ ряется: «отклонить», «будет выполнено, если...» и так далее. Спрашивается, когда профсоюзный комитет фло­ та станет истинным защитни­ ком интересов моряков, бу­ дет выполнять свое основное назначение? Такие вот вопросы. И это еще не все. Говорилось на партийном собрании и о том, что переходы транс­ портных рефрижераторов, следующих из отдаленных районов промысла на догруз­ ку в ЦВА , как правило, вле­ кут за собой убытки от про­ стоев из-за неорганизованно­ сти руководства промрайона. Так, ТР «Карл Либкнехг» потерял там двое суток. Ру ­ ководству промрайона это ничем не грозит, а экипаж минусует из своих трудовых достижений тысячи рублей. Или другой пример. Свы­ ше пяти суток моряки потра­ тили на передачу снабжения плавбазам «Арктика» и «Севрьтба». Почему? Снаб­ жение было размещено нера­ ционально и поэтому отгру­ жали его на 1— 2 хода. К тому же на «Арктике» оно было ненужным (400 тонн соли). А для того чтобы пе­ редать на «Севрыбу» 80 ты­ сяч банок, потребовалось пройти практически в обрат­ ном направлении свыше 260 миль. Экипаж ждет ответа на свои вопросы. Ждем и мы. И. БЕРЕЗЮК. (Наш корр .) Все планы — досрочно В канун Дня Советской Кон­ ституции экипаж в ы п о л н и л плен 1988 года: по вылову на 101 процент, по выпуску м о ­ роженой продукции на 145 процентов. В оставшиеся 68 суток промысла коллектив бу­ дет работать, изготавливая сверхплановую продукцию. А еще наметил экипаж к празд­ нику Великого Октября выпол­ нить план года и по остальным показателям. Очень х о р ош о трудятся ма­ тросы А. Н. Карпенко, С. П. Зайцев, Н. А. Литвиненко, В. Ю . Миронов, М. Ф . Рома ­ ненко, X. Р. Амикишиез, электрогазосварщик В. А. Боб­ ков и многие другие. В целом успех достигнут благодаря четкому взаимодействию су­ довых служб под руководст­ вом капитана-директора В. Г. Львова, технолога П. И. Чир- вы, старшего мастера добычи В. В. Сартакоза. По поручению экипажа БМРТ «Мыс Фрунзе» пер­ вый помощник капитана И. КОРДИЯК. * * * Экипаж ППР «Магнит» Му р ­ манского тралового флота всего за 47 суток выполнил план третьего квартала по выпуску пищевой рыбопродук. ции. К Дню Советской Кон­ ституции моряки обязались выработать сверх задания 2170 центнеров пищевой про ­ дукции. Если не подведет транспортный флот, то эки­ паж надеется к дню оконча­ ния рейса — 19 ноября — за ­ вершить план года. Передовики производства на судне — матросы Г. Л. Ло- зюк, В. В. Левичев, И. В. Жвер- бинский, мастер обработки рыбы В. К. Пивинь, боцман П. Н. Потапенко, котельный машинист С- Притула, то­ карь Н. С. Рыбаков, старший повар Б. В. Лобанов. н. КОЗЛОВ, капитан-директор. Правофланговые Мастер по должности, кто он такой? Свой среда чужих, чу­ жой среди своих <— рабочие считают его «начальством», а уп­ равленцы «с верхних этажей» — «работягой». И хорошо, если ты мастер не только по должности, по и по способностям. На­ пример, такой, как Сергей Николаевич КУТЕЕВ, мастер элект- рорадиомонтажного цеха Мурманской судоверфи. Фото В. КОРЕЦКОГО. 1 октября к А Щ Е РБА Т ОЙ , выбе­ ленной солеными вет­ рами стене покосившейся фактории висит доска. На ней аккуратно выписаны слова: «Рыбпункт «Чавань- га» Умбского рыбзавода Мурманского рыбообрабаты­ вающего комбината ВРПО «Севрыба» М Р Х С С С Р » . И десяток рабочих затерянной на побережье Белого моря фактории должны, казалось бы, гордиться, глядя на эту доску и ощущая свою при­ частность к «высокой» поли­ тике союзного министерства. Гордиться, круша ломами речной припай и затаскивая ледяные глыбы в погреб фак­ тории. Гордиться, потроша собранную с близлежащих тоней семгу и выбрасывая красную икру в помойную яму. Гордиться, зажигая ве­ черами керосиновую лампу в продуваемой всеми ветрами избе-общаге... Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни улыбнулся старой как мир шутке, ког­ да, назвав свою фамилию, «то-то добавляет: «...Совет­ ский Союз!» Будь то сбор туристской группы или пере­ кличка участников спортив­ ных состязаний: «Иван Пет­ ров... Советский Союз!» — и ироничный смешок. Но когда над переполненными трибунами олимпийского ста­ диона голос диктора объяв­ лял фамилию победителя, — эта «присказка» вызывала не иронию, а гордость за нашу Советскую Родину. В чем же дело? Перестройка: спроси с себя! о л о с а Очевидно, юмор столь же серьезная вещь, как, к примеру, наука управлять. И не вовремя, не к месту сказанная самая обыкновен­ ная ф раза может рассме­ шить. Но, распутывая хит­ росплетения наших управлен­ ческих вожжей-связей, чаще всего становится не до сме­ ха. Вот такое пространное вступление приходится де­ лать, прежде чем приступить к рассказу о необычном со ­ брании, состоявшемся днями в аппарате Мурманского ры- бакколхозсоюза. Собрании без президиума и протонола, без отчетов и постановле­ ний. Просто-напросто пред­ седатель РКС Ю . А. Тим­ ченко решил откровенно по­ говорить со своими подчи­ ненными «о том, как нам всем жить-быть дальше». Что волнует руководите­ ля? Образно говоря — суще­ ствующая полоса отчужде­ ния между колхозниками и аппаратом рыбакколхозсою- за. Нужен ли сегодня в над­ строечном союзе хозрасчет­ ных коллективов чиновник, который добросовестно отси­ живает в конторе от звонка до звонка, исполняя свои служебные обязанности и р е ­ гулярно получая гарантиро­ ванный оклад? Вопрос дале­ ко не частный, актуальный и болезненный практически для всех коллективов. — Сегодня не нужна по­ добная сидячая забастовка, — несколько резковато, но убежденно заявил Тимченко. — Отныне я разрешаю при­ ходить и уходить с работы в удобное для вас время. Пусть каждый выбирает оп­ тимальный для себя с к о л ь з ^ щнн режим рабочего дня. Оценивать же деятельность специалистов будем пб кон­ кретным предложениям р е ­ шения конкретных проблем в конкретных колхозах. Со временем введем паевую систему оплаты труда по конечному результату хозяй­ ственной деятельности всех колхозов. Стыдно, когда кол­ хозники попрекают меня и всех вас теми полуторами процентами, которые они ежегодно отчисляют на со ­ держание рыбакколхозсою- за. Считаю, что мы не име*. ем морального права брать деньги у слабых в экономи­ ческом отношении хозяйств. Пора научиться уважать се­ бя и свою должность специа­ листа областной; организа­ ции... На мой взгляд, председа­ тель прав. Хотя не так все просто, как может показать­ ся на первый взгляд. Ведь года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz