Рыбный Мурман. 1988 г. Октябрь.
В свете рампы 1 /Л БИЛЕИНЫИ, ПЯТИДЕСЯТЫЙ, сезон нашего облает- ного драматического коллектива начался неделю назад. А день рождения его будет отмечаться 1 фев раля: именно в этот день в 1939 году состоялось офи циальное открытие театра. Но театральная жизнь зародилась в нашем городе гораздо раньше, почти сразу после основания и нача ла строительства Мурманска . Сюда периодически при езжали столичные артисты. Работал в городе и свой театр окрпрофсовета под руководством режиссера И. И. Маметова, сформированный из ленинградских ак теров. Этот коллектив существовал до 1936 года. В том ж е году на сцену Дома культуры им. С. М . Киро ва на весь сезон был приглашен коллектив филиала Ленин градско го 5ДТ. Гастроли затянулись, актеры фи лиала проработали в М урманске в течение трех лет. И в начале 1939 года прижившаяся в городе «бродячая труппа» получила статус областного театра. Торжест венное событие было отмечено премьерой «Генераль ного консула» по пьесе братьев Тур и Л. Шейнина. С тех пор так и повелось: к открытию нового сезо на драматический коллектив дарит зрителям премьеру. И юбилейный сезон — не исключение. Одним из пер вых в стране главный режиссер театра В. М. САРАН ЧУК поставил пьесу Михаила Шатрова «Дальше... Дальше... Дальше...», опубликованную в журнале «Зна мя» в январе этого года. С нее и начался наш разго вор. В гостях у муз 13 Встречи «Столько накопилось хорошего» В КОНЦЕ МИНУВШЕЙ НЕДЕЛИ мурманчане лобыза ли на творческих встречах с двумя известными артистами. Но если один из них, теледиктор Владимир Ухин, недавно уже выступал перед северянами, то по пулярный актер Валентин Гафт впервые пересек По лярный круг. И, естественно, знаменитое имя призлекло повышенный интерес. На встречах Гафт читал юмористические рассказы, свои смешные и едкие эпиграммы, охотно рассказы вал о съемках в кино, отвечал на вопросы. — Какие у вас самые удачные и неудачные роли? — Неудач больше, особенно в кино. Актер ведь — лишь часть режи ссер ског о замысла, он очень зависим. Но недавно мне повезло. В фильме режи с с е р а Натан сона «Аэлита, не приставай к мужчинам!» я играю в дуэте с Натальей Гундаревой. Кажется, получилось ин тересно... Мне часто дают отрицательные роли и потом спрашивают: «Чего это у тебя вор в законе такой хо роший человек?» А я, играя злого, ищу, где он д о б рый. Во мне столько хорошего накопилось, что просто необходимо куда-то вложить. Хоть в вора... Спрашивали артиста и о том, не собирается ли он издать свои стихи и эпиграммы. эпиграммы. Разбирать, где мои, где не мои, тоже не — Что-то нет у меня охоты заниматься изданием сти- хочу не велика их ценность. А то многие уж дума- хотворений, хотя написано их около двухсот. Я часто что Гафт это издательство. вижу, как по рукам ходят под моим именем чужие -Л. КАРАМЫШЕБА. -------------------------------------------------— ----------------------------------------- Стоп-кадр Сезон юбилейный — Владимир Михайлович, эта пьеса, широко обсуждалась в печати, а теперь, кажется, ин терес к ней несколько угас. Возможно, пото му, что за прошедшие месяцы пресса дала читателям много нового для понимания тра гических страниц нашей истории... К тому же пьеса сценически не очень выигрышна, она практически целиком состоит из разговоров и монологов действующих лиц — Ленина, Бу харина, Орджоникидзе, Кирова, Сталина, Троц кого и других. Что же вас привлекло к ее по становке! — Думаю, что Михаил Филиппович рас считывал на информированного зрителя. Ажиотаж вокруг первого прочтения пьесы был поверхностным, чисто познавательным. К тому же художественная информация от личается от публицистической своей живой эмоциональностью. Здесь важно не «что», а «как» и «почему». Вслед за драматургом бесконечно думаю: почему случилось так? Сегодня это один из самых важных вопросов. Ш атров с первой пьесы своей Ленинианы строит модель экстремальной ситуации и сквозь призму трагедии рассматривает судь бу революций, партии, государства. В этом смысле и «Дальше...» — трагедия, пьеса о трагической вине и необходимости очище ния, — На сцене Мурманского облдрамтеатра образ Ленина впервые был создан в спектак ле по пьесе Погодина «Человек с ружьем» в 1940 году актером А. А. Добротиным. Много внимания уделял актер работе над точностью портретного грима, жестов, особенностей ре чи. С тех пор прошло почти полвека. Что вы ставите во главу угла сегодня в работе с ак тером над образом Ленина! — В работе над образом Ленина мы с актером Валерием Исаевым о портретности думали меньше всего. Главным образом, старались понять Ленина-борца в драмагич- нейшей ситуации борьбы за власть между его соратниками, осмыслить, как он, почти в изоляции, противостоял этой борьбе. Впрочем, и мне, и артистам, и зрителям не обходимо еще много изучать и думать о том времени.. — Прошедший сезон примечателен обили ем премьер. Чем будет интересен сезон пя тидесятый) — Главное событие для нас должно с о стояться приблизительно в мае— июне бу дущего года. Это гастроли в Москве. Соби раемся восстанавливать «Колу». Поручили эту работу одному из авторов" спектакля режиссеру Юрию Чернышеву. В ближай шее время мы с нашим новым штатным режиссером Виталием Брынзой приступим к работе над двумя спектаклями. Виталий Борисович будет ставить популярную по весть «Интердевочка» В. Кунина в автор ской инсценировке, а я — спектакль под названием «С тобой и без тебя». Сюжет «Интердевочки», повести о проститутке, м-ногим знаком. В постановке мы хотим по казать срез сегодняшней нашей жизни, по думать о взаимоотношениях современных людей. Пьеса «С тобой и без тебя» написа на по биографии и произведениям К. М. Симонова. Это сложная личность драматич ной судьбы... Хочется осмыслить то траги ческое время, в которое жил писатель. Многое хочется осмыслить. Например, будущее нашего коллектива как ансамбле вого, психологического театра. Думаю, что в этом направлении необходима серьезней шая работа над русской классикой: Чехов, Лев Толстой, Островский. Интересует акту альная сегодня пьеса «Иуда Искариот» Леонида Андреева. Ищем наиболее подхо дящую для наших артистов и зрителей. Но в этом сезоне мы не будем гнаться за ко личеством, а за разнообразием — будем. Юрию Чернышеву предстоит работа * над своеобразной пьесой «Разные судьбы», с о зданной мурманчанином В. Мининым по рассказам Виктора Конецкого. Потом ре жиссер обратится к очень интересной остросовременной пьесе А. Казанцева «Сны Евгении». Виталий Брынза будет ставить необычную остроумную пьесу словацкого драматурга С. Мрожека «Танго». Произве дения этого прекрасного писателя мало из вестны у нас — будем знакомиться вместе. Чуть больше недели осталось до премьеры спектакля для детей «Шуршик» по пьесе В. Орлова. — Владимир Михайлович, в труппе театра опять есть перемены... — Да, весной по разным причинам из театра ушли несколько зюлодых актеров. К началу сезона мы приняли шесть новых артистов из разных училищ и театров на шей страны. Почти все они, вероятно, ско р о предстанут перед зрителями в спектакле «Интердевочка». Планируем мы и некоторые эксперимен- ты в труппе. Самостоятельный хозрасчет ный театр в театре даст возможность ярче и скорее проявить артистические индиви дуальности, позволит чаще встречаться со зрителями области, оживит творческие воз можности труппы. — Многие театры страны переживают сей час трудное время. Искусство сцены требует обновления, очищения во всех смыслах. По скольку ваш коллектив вступил в юбилейный сезон, давайте вспомним мудрый ленинский совет о том, что лучший способ отпраздно вать юбилей — сосредоточить внимание на нерешенных проблемах. На каких, Владимир Михайлович! — Все перечислять не буду, кое-что уже назвал, а еще... Хочется вернуть театру его гражданскую и просветительскую миссию. И з коллектива индивидуальностей создать ансамбль, обрести по-настоящему творче ского союзника или оппонента в каждом ак тере. Хочется надеяться на устойчивость творческого духа в труппе, на самоотдачу в работе, искренность в отношениях. И еще — на интерес зрителей и критиков к на шему театру. И. БОРИСОВА, сотрудник Мурманского отделения Союза театральных деятелей. З ДЕСЬ МОЖНО СНЯТЬ пя тнадца ть «Сталкеров» ! — невольно в о с кл и к н у л р у ковод и тел ь семинара , реж и с сер «Мосфиль ма» В и к т о р Васильевич К р ю ч к о в , разгляды вая из о кн а автобуса к а р т и н у , в ко то р о й было что -то ф ан та с тиче с ко е . Но в этой фра зе звучало не во схищ ение , а горечь . Мы, двадцать пя ть у ч а с т н и к о в областно го семинара к и н о лю б и телей, подъе зжали к ном б ина ту «Североникель» не с «парадно го» въезда, а с задвор ков . И в о к р у г автобуса на п р о т я ж е н и и не с к о л ь к и х ниломе тров тя н ул а с ь б е зж и зн е н н а я , обу гленная земля... Фильм-за три дня М НОГИМ ЛИ ИЗВЕСТНО, что после приезда М. С. Горбачева на комбинат «Се вероникель» было решено ежегодно выделять 12 миллио« нов рублей на охранные меры. Но, с другой стороны, комби нат не мог реализовать на эти меры и имеющиеся 6 миллио нов... Эти цифры назвал высту павший на семинаре старший научный сотрудник Лапланд ского заповедника Г. Д. Ката ев. Он ра с с ка зы ва л о те х изме не ни я х , ко то ры е пр ои с ход я т с ж и в о т н ы м и и р а с те н и ям и : ис чезновение о тдел ьны х видов, м и гр а ц и и , м у тац и и ... Но не см о г р а с с ка за ть , что прои сход и т с самим человеком . Нет т а к и х сведений . При всем п р и том в т у р и с т и ч е с к и х п р о с п е к т а х М о н че го р с к им ен уе тся не иначе к а к «Жем ч у ж и н а Заполярья» . Да, в са мом городе , в цен тр а л ьно й ча сти , все бла гообразно : с о х р а н е на ле сопар ковая зон£ , на о зер ной глади п о ка ч и в аю т с я я х ты и ры б а ц ки е л о д ки , солидно во звыш аю тся го с ти н и ц а «Лап ландия» , с п о р т ко м п л е к с . Мо ж е т , и не т а к все плохо? Все это предстояло осмыс лить участникам областного экологического семинара кино любителей. Он носил также и практический характер: мы, представители разных городов, должны были на местном ма териале оперативно (за три дня) придумать, отснять, про явить, смонтировать и озву чить одноминутные фильмы. В связи с этим было создано — произвольно, так сказать, по методу детской считалочки — несколько съемочных бригад по 4—5 человек. Самое сложное в этой рабо те — уложиться в одну мину ту. Мы привыкли быть много словными, а здесь на воплоще ние идеи отводилось всего лишь 60 секунд экранного вре мени. Само собой разумеется, что не все удалось сделать. К а к н и парад о ксал ьно , ио во время к о н к у р с а в зр и те л ьн ом зале раздавался см ех . На э к р а не п о ка зы ва л и ...ф ан та стиче с к у ю ки н о ко м е д ию . Д ей с тви тельно ведь см еш но , но гда двум взрослым п р и я те лям , ш а гаю щим к за кол д о в а н ном у город у , пр ед л а гаю т з а с у н у т ь в ро т со с к и . П рия тели о тм а хи в аю т с я от са ни тар а , пе р е се каю т невиди м ую ч е р т у и падаю т в обм оро к. Санитар суе т им с о с к и , те пер ь н аш и герои спа сены . Сидящие в зале зр и те л и з н аю т подопле к у н е х и тр о го сю ж е та . «Соской» р а б о т н и к и «Североникеля» н а зы в аю т ш л ан г, подсоединенны й к ки сл ор о д н о й с ум к е . М а ска о т с у т с тв уе т , п о сн о л ь ку в ней т р у д н о работать . Т а ким и а п па ратами в о о р уж е ны рабочие на иболее вр ед ны х прои звод ств : Чтобы вы с то я ть в чаду цехов , где и з го та вл и в аю т самы й чи с ты й н и ке л ь в мире , они вре мя от времени подносят «со с ки » к о р т у . Приняв главный приз кон курса — огромный торт, один из создателей и актер этой ленты, Игорь Кононов, произ нес несколько ответных слов. Правда, из-за соски во рту их трудно было разобрать... Но мы-то, сидевшие в зале, его поняли прекрасно . Всего на конкурс было представлено четыре художе ственных и один документаль ный этюд. Их авторские кол лективы — каждый особыми средствами — попытались вы разить свою гражданскую по зицию по отношению к тому клуб ку экологических __ пррб ; лем, с которыми мы столкну лись в Мончегорске. Разумеется , не т о л ь ко наш и кр ош е ч ны е , но и п о л н ом е тр аж ные д в у х с е р и й ны е фильмы э т и х проблем не р еш а т . Снял ж е по ч ти двадцать лет назад Сер гей Герасимов и зв е с тны й фильм «У озера» , одна ко ж и з н ь пош ла по и ном у , губ и те л ь н ом у для Бай кала сц е н а р ию , ко т о ры й на пи сали м о гущ е с тве нны е ведомства. Нет, проблемы ре ш аю т не ф ильмы , а лю ди . Про изведения ж е и с к у с с т в а д олж ны вли я ть на д уш и людей , б у д и ть их со знание , п о ка зы в а я — в самы х р а з н ы х ж а н р а х — ж и з н ь т а к о й , к а к а я о на есть . И в этом смысле , думается,* очень п равил ьно , что и ки н о лю б и те ли — к а к ни мала и х а уди то рия — с трем я тся за н им а ть а к т и в н у ю п о зи ц ию . Приходится лишь сожалеть, что не было среди участников семинаре представителей ры бацких флотов. Не будет их и на очередном конкурсе люби тельских фильмов на тему ох рены природы , который состо ится- 22 октября в Апатитех. Здесь есть о чем подумать культбазем и проф комам на ших флотов. Практически у нас лишь один-единстаенный рыбек, мурманрыбпромовец Валерий Динжос , активно за нимается кино, оттого в ры бацком городе эта тема на любительском экране почти от сутствует. И это при том, что у моряков на судах — сотни кинокамер. Ю. АБРАМИЦКИЙ, донкерман портофлота М урманского рыбного пор та. ш ш 21 октября 1988 годя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz