Рыбный Мурман. 1988 г. Октябрь.

В свете рампы 1 /Л БИЛЕИНЫИ, ПЯТИДЕСЯТЫЙ, сезон нашего облает- ного драматического коллектива начался неделю назад. А день рождения его будет отмечаться 1 фев­ раля: именно в этот день в 1939 году состоялось офи­ циальное открытие театра. Но театральная жизнь зародилась в нашем городе гораздо раньше, почти сразу после основания и нача­ ла строительства Мурманска . Сюда периодически при ­ езжали столичные артисты. Работал в городе и свой театр окрпрофсовета под руководством режиссера И. И. Маметова, сформированный из ленинградских ак­ теров. Этот коллектив существовал до 1936 года. В том ж е году на сцену Дома культуры им. С. М . Киро ­ ва на весь сезон был приглашен коллектив филиала Ленин градско го 5ДТ. Гастроли затянулись, актеры фи­ лиала проработали в М урманске в течение трех лет. И в начале 1939 года прижившаяся в городе «бродячая труппа» получила статус областного театра. Торжест­ венное событие было отмечено премьерой «Генераль­ ного консула» по пьесе братьев Тур и Л. Шейнина. С тех пор так и повелось: к открытию нового сезо ­ на драматический коллектив дарит зрителям премьеру. И юбилейный сезон — не исключение. Одним из пер­ вых в стране главный режиссер театра В. М. САРАН­ ЧУК поставил пьесу Михаила Шатрова «Дальше... Дальше... Дальше...», опубликованную в журнале «Зна­ мя» в январе этого года. С нее и начался наш разго ­ вор. В гостях у муз 13 Встречи «Столько накопилось хорошего» В КОНЦЕ МИНУВШЕЙ НЕДЕЛИ мурманчане лобыза­ ли на творческих встречах с двумя известными артистами. Но если один из них, теледиктор Владимир Ухин, недавно уже выступал перед северянами, то по­ пулярный актер Валентин Гафт впервые пересек По ­ лярный круг. И, естественно, знаменитое имя призлекло повышенный интерес. На встречах Гафт читал юмористические рассказы, свои смешные и едкие эпиграммы, охотно рассказы­ вал о съемках в кино, отвечал на вопросы. — Какие у вас самые удачные и неудачные роли? — Неудач больше, особенно в кино. Актер ведь — лишь часть режи ссер ског о замысла, он очень зависим. Но недавно мне повезло. В фильме режи с с е р а Натан­ сона «Аэлита, не приставай к мужчинам!» я играю в дуэте с Натальей Гундаревой. Кажется, получилось ин­ тересно... Мне часто дают отрицательные роли и потом спрашивают: «Чего это у тебя вор в законе такой хо­ роший человек?» А я, играя злого, ищу, где он д о б ­ рый. Во мне столько хорошего накопилось, что просто необходимо куда-то вложить. Хоть в вора... Спрашивали артиста и о том, не собирается ли он издать свои стихи и эпиграммы. эпиграммы. Разбирать, где мои, где не мои, тоже не — Что-то нет у меня охоты заниматься изданием сти- хочу не велика их ценность. А то многие уж дума- хотворений, хотя написано их около двухсот. Я часто что Гафт это издательство. вижу, как по рукам ходят под моим именем чужие -Л. КАРАМЫШЕБА. -------------------------------------------------— ----------------------------------------- Стоп-кадр Сезон юбилейный — Владимир Михайлович, эта пьеса, широко обсуждалась в печати, а теперь, кажется, ин­ терес к ней несколько угас. Возможно, пото­ му, что за прошедшие месяцы пресса дала читателям много нового для понимания тра­ гических страниц нашей истории... К тому же пьеса сценически не очень выигрышна, она практически целиком состоит из разговоров и монологов действующих лиц — Ленина, Бу­ харина, Орджоникидзе, Кирова, Сталина, Троц­ кого и других. Что же вас привлекло к ее по­ становке! — Думаю, что Михаил Филиппович рас ­ считывал на информированного зрителя. Ажиотаж вокруг первого прочтения пьесы был поверхностным, чисто познавательным. К тому же художественная информация от­ личается от публицистической своей живой эмоциональностью. Здесь важно не «что», а «как» и «почему». Вслед за драматургом бесконечно думаю: почему случилось так? Сегодня это один из самых важных вопросов. Ш атров с первой пьесы своей Ленинианы строит модель экстремальной ситуации и сквозь призму трагедии рассматривает судь­ бу революций, партии, государства. В этом смысле и «Дальше...» — трагедия, пьеса о трагической вине и необходимости очище­ ния, — На сцене Мурманского облдрамтеатра образ Ленина впервые был создан в спектак­ ле по пьесе Погодина «Человек с ружьем» в 1940 году актером А. А. Добротиным. Много внимания уделял актер работе над точностью портретного грима, жестов, особенностей ре­ чи. С тех пор прошло почти полвека. Что вы ставите во главу угла сегодня в работе с ак­ тером над образом Ленина! — В работе над образом Ленина мы с актером Валерием Исаевым о портретности думали меньше всего. Главным образом, старались понять Ленина-борца в драмагич- нейшей ситуации борьбы за власть между его соратниками, осмыслить, как он, почти в изоляции, противостоял этой борьбе. Впрочем, и мне, и артистам, и зрителям не­ обходимо еще много изучать и думать о том времени.. — Прошедший сезон примечателен обили­ ем премьер. Чем будет интересен сезон пя­ тидесятый) — Главное событие для нас должно с о ­ стояться приблизительно в мае— июне бу­ дущего года. Это гастроли в Москве. Соби­ раемся восстанавливать «Колу». Поручили эту работу одному из авторов" спектакля режиссеру Юрию Чернышеву. В ближай­ шее время мы с нашим новым штатным режиссером Виталием Брынзой приступим к работе над двумя спектаклями. Виталий Борисович будет ставить популярную по­ весть «Интердевочка» В. Кунина в автор­ ской инсценировке, а я — спектакль под названием «С тобой и без тебя». Сюжет «Интердевочки», повести о проститутке, м-ногим знаком. В постановке мы хотим по­ казать срез сегодняшней нашей жизни, по­ думать о взаимоотношениях современных людей. Пьеса «С тобой и без тебя» написа­ на по биографии и произведениям К. М. Симонова. Это сложная личность драматич­ ной судьбы... Хочется осмыслить то траги­ ческое время, в которое жил писатель. Многое хочется осмыслить. Например, будущее нашего коллектива как ансамбле­ вого, психологического театра. Думаю, что в этом направлении необходима серьезней­ шая работа над русской классикой: Чехов, Лев Толстой, Островский. Интересует акту­ альная сегодня пьеса «Иуда Искариот» Леонида Андреева. Ищем наиболее подхо­ дящую для наших артистов и зрителей. Но в этом сезоне мы не будем гнаться за ко­ личеством, а за разнообразием — будем. Юрию Чернышеву предстоит работа * над своеобразной пьесой «Разные судьбы», с о ­ зданной мурманчанином В. Мининым по рассказам Виктора Конецкого. Потом ре ­ жиссер обратится к очень интересной остросовременной пьесе А. Казанцева «Сны Евгении». Виталий Брынза будет ставить необычную остроумную пьесу словацкого драматурга С. Мрожека «Танго». Произве­ дения этого прекрасного писателя мало из­ вестны у нас — будем знакомиться вместе. Чуть больше недели осталось до премьеры спектакля для детей «Шуршик» по пьесе В. Орлова. — Владимир Михайлович, в труппе театра опять есть перемены... — Да, весной по разным причинам из театра ушли несколько зюлодых актеров. К началу сезона мы приняли шесть новых артистов из разных училищ и театров на­ шей страны. Почти все они, вероятно, ско­ р о предстанут перед зрителями в спектакле «Интердевочка». Планируем мы и некоторые эксперимен- ты в труппе. Самостоятельный хозрасчет­ ный театр в театре даст возможность ярче и скорее проявить артистические индиви­ дуальности, позволит чаще встречаться со зрителями области, оживит творческие воз­ можности труппы. — Многие театры страны переживают сей­ час трудное время. Искусство сцены требует обновления, очищения во всех смыслах. По­ скольку ваш коллектив вступил в юбилейный сезон, давайте вспомним мудрый ленинский совет о том, что лучший способ отпраздно­ вать юбилей — сосредоточить внимание на нерешенных проблемах. На каких, Владимир Михайлович! — Все перечислять не буду, кое-что уже назвал, а еще... Хочется вернуть театру его гражданскую и просветительскую миссию. И з коллектива индивидуальностей создать ансамбль, обрести по-настоящему творче­ ского союзника или оппонента в каждом ак­ тере. Хочется надеяться на устойчивость творческого духа в труппе, на самоотдачу в работе, искренность в отношениях. И еще — на интерес зрителей и критиков к на­ шему театру. И. БОРИСОВА, сотрудник Мурманского отделения Союза театральных деятелей. З ДЕСЬ МОЖНО СНЯТЬ пя тнадца ть «Сталкеров» ! — невольно в о с кл и к н у л р у ковод и тел ь семинара , реж и с сер «Мосфиль­ ма» В и к т о р Васильевич К р ю ч к о в , разгляды вая из о кн а автобуса к а р т и н у , в ко то р о й было что -то ф ан та с тиче с ко е . Но в этой фра ­ зе звучало не во схищ ение , а горечь . Мы, двадцать пя ть у ч а с т н и к о в областно го семинара к и н о лю б и ­ телей, подъе зжали к ном б ина ту «Североникель» не с «парадно ­ го» въезда, а с задвор ков . И в о к р у г автобуса на п р о т я ж е н и и не­ с к о л ь к и х ниломе тров тя н ул а с ь б е зж и зн е н н а я , обу гленная земля... Фильм-за три дня М НОГИМ ЛИ ИЗВЕСТНО, что после приезда М. С. Горбачева на комбинат «Се ­ вероникель» было решено ежегодно выделять 12 миллио« нов рублей на охранные меры. Но, с другой стороны, комби­ нат не мог реализовать на эти меры и имеющиеся 6 миллио­ нов... Эти цифры назвал высту­ павший на семинаре старший научный сотрудник Лапланд­ ского заповедника Г. Д. Ката­ ев. Он ра с с ка зы ва л о те х изме ­ не ни я х , ко то ры е пр ои с ход я т с ж и в о т н ы м и и р а с те н и ям и : ис ­ чезновение о тдел ьны х видов, м и гр а ц и и , м у тац и и ... Но не см о г р а с с ка за ть , что прои сход и т с самим человеком . Нет т а к и х сведений . При всем п р и том в т у р и с т и ­ ч е с к и х п р о с п е к т а х М о н че го р с к им ен уе тся не иначе к а к «Жем ­ ч у ж и н а Заполярья» . Да, в са ­ мом городе , в цен тр а л ьно й ча ­ сти , все бла гообразно : с о х р а н е ­ на ле сопар ковая зон£ , на о зер ­ ной глади п о ка ч и в аю т с я я х ты и ры б а ц ки е л о д ки , солидно во звыш аю тся го с ти н и ц а «Лап­ ландия» , с п о р т ко м п л е к с . Мо­ ж е т , и не т а к все плохо? Все это предстояло осмыс­ лить участникам областного экологического семинара кино­ любителей. Он носил также и практический характер: мы, представители разных городов, должны были на местном ма­ териале оперативно (за три дня) придумать, отснять, про­ явить, смонтировать и озву­ чить одноминутные фильмы. В связи с этим было создано — произвольно, так сказать, по методу детской считалочки — несколько съемочных бригад по 4—5 человек. Самое сложное в этой рабо­ те — уложиться в одну мину­ ту. Мы привыкли быть много ­ словными, а здесь на воплоще­ ние идеи отводилось всего лишь 60 секунд экранного вре­ мени. Само собой разумеется, что не все удалось сделать. К а к н и парад о ксал ьно , ио во время к о н к у р с а в зр и те л ьн ом зале раздавался см ех . На э к р а ­ не п о ка зы ва л и ...ф ан та стиче ­ с к у ю ки н о ко м е д ию . Д ей с тви ­ тельно ведь см еш но , но гда двум взрослым п р и я те лям , ш а гаю ­ щим к за кол д о в а н ном у город у , пр ед л а гаю т з а с у н у т ь в ро т со­ с к и . П рия тели о тм а хи в аю т с я от са ни тар а , пе р е се каю т невиди ­ м ую ч е р т у и падаю т в обм оро к. Санитар суе т им с о с к и , те пер ь н аш и герои спа сены . Сидящие в зале зр и те л и з н аю т подопле ­ к у н е х и тр о го сю ж е та . «Соской» р а б о т н и к и «Североникеля» н а ­ зы в аю т ш л ан г, подсоединенны й к ки сл ор о д н о й с ум к е . М а ска о т с у т с тв уе т , п о сн о л ь ку в ней т р у д н о работать . Т а ким и а п па ­ ратами в о о р уж е ны рабочие на ­ иболее вр ед ны х прои звод ств : Чтобы вы с то я ть в чаду цехов , где и з го та вл и в аю т самы й чи ­ с ты й н и ке л ь в мире , они вре ­ мя от времени подносят «со­ с ки » к о р т у . Приняв главный приз кон­ курса — огромный торт, один из создателей и актер этой ленты, Игорь Кононов, произ ­ нес несколько ответных слов. Правда, из-за соски во рту их трудно было разобрать... Но мы-то, сидевшие в зале, его поняли прекрасно . Всего на конкурс было представлено четыре художе­ ственных и один документаль­ ный этюд. Их авторские кол­ лективы — каждый особыми средствами — попытались вы­ разить свою гражданскую по­ зицию по отношению к тому клуб ку экологических __ пррб ; лем, с которыми мы столкну­ лись в Мончегорске. Разумеется , не т о л ь ко наш и кр ош е ч ны е , но и п о л н ом е тр аж ­ ные д в у х с е р и й ны е фильмы э т и х проблем не р еш а т . Снял ж е по ч ти двадцать лет назад Сер гей Герасимов и зв е с тны й фильм «У озера» , одна ко ж и з н ь пош ла по и ном у , губ и те л ь н ом у для Бай кала сц е н а р ию , ко т о ­ ры й на пи сали м о гущ е с тве нны е ведомства. Нет, проблемы ре ­ ш аю т не ф ильмы , а лю ди . Про ­ изведения ж е и с к у с с т в а д олж ­ ны вли я ть на д уш и людей , б у ­ д и ть их со знание , п о ка зы в а я — в самы х р а з н ы х ж а н р а х — ж и з н ь т а к о й , к а к а я о на есть . И в этом смысле , думается,* очень п равил ьно , что и ки н о лю б и те ­ ли — к а к ни мала и х а уди то ­ рия — с трем я тся за н им а ть а к ­ т и в н у ю п о зи ц ию . Приходится лишь сожалеть, что не было среди участников семинаре представителей ры­ бацких флотов. Не будет их и на очередном конкурсе люби­ тельских фильмов на тему ох­ рены природы , который состо­ ится- 22 октября в Апатитех. Здесь есть о чем подумать культбазем и проф комам на­ ших флотов. Практически у нас лишь один-единстаенный рыбек, мурманрыбпромовец Валерий Динжос , активно за­ нимается кино, оттого в ры ­ бацком городе эта тема на любительском экране почти от­ сутствует. И это при том, что у моряков на судах — сотни кинокамер. Ю. АБРАМИЦКИЙ, донкерман портофлота М урманского рыбного пор­ та. ш ш 21 октября 1988 годя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz