Рыбный Мурман. 1988 г. Октябрь.

ю Страницы истории Мурмана ¥ К О РА БЛ И , КАК И ЛЮДИ , ^ ИМ ЕЮ Т Б И О Г Р А Ф ИЮ , участвуют в исторических событиях, и некоторые из них достойны памяти. Для жителей Севера таким судном яв­ ляется пароход, носивший имя человека, прославившего Р о с ­ сию и хорош о известного каждому помору — Михаила В а ­ сильевича Ломоносова. И ССТА РИ П ОМ О РЫ А р ­ хангельского края х о ­ дили ловить рыбу на Мур­ ман на парусных судах. Путь этот был долгим и тяжелым. Ломоносов, плававший ' вме­ сте с отцом на гукоре {«но­ воманерном» судне) «Чай­ ка», вспоминал: «От города Архангельского до станови­ ща Кеккурского (близ Рын­ ды) всего пути едва на 700 верст, скорее... не поспевал лак в четыре недели, а один раз в шесть недель... за про­ тивными ветрами» . Во второй половине X IX века в России стал быстро развиваться паровой транс­ порт. В 1871 году началось движение пароходов вдоль берегов Кольского полуост­ рова. Однако морские пути еще не были оборудованы пунктов. «Ломоносов», построенный в 1890 году, был по тому времени комфортабельным и надежным в плавании суд- ноль Двухвинтовой пароход имел стальной корпус, двой­ ное дно и пять водонепрони­ цаемых переборок. Длина судна по ватерлинии состав­ ляла 64 метра, ширина — немногим более 9 метров, осадка — 4,4 метра. Две паровые машины мощностью по 90 лошадиных сил каждая позволяли развивать ск о ­ рость хода до 12,7 узла (23,5 км в час), но обычно паро­ ход двигался по 20 км в час. Он мог брать 970 тонн гру­ за (не считая 10 тысяч пу­ дов каменного угля), 500-е- 600 пассажиров и 23 челове­ ка экипажа . в среду, после полуночи, на­ правлялся в Норвегию и в четверг утром приходил в Вардё, где стоял около полу­ тора суток и возвращался на Мурман, в понедельник до­ стигал Поноя и во вторник, на двенадцатые сутки, завершал рейс в Архангельском пор­ ту . Простой народ обычно ехал дешевым третьим классом, сидя на скамьях в общем по­ мещении или на палубе, за ­ частую заставленной бочка­ ми и тюками, укрываясь в непогоду парусиной. Состоя­ тельные люди брали билеты 1 и 2 класса. В 1896 году Товарищест­ во купило в Англии для Мурманской линии второй крупный пароход — «Импе­ ратор Николай И» (после падения самодержавия его В июне 1894 года на па­ роходе «Ломоносов» совер­ шили поездку на Мурман министр финансов С. Ю. Витте со свитой, губернские чины, а также известный ме­ ценат и радетель Севера Сав­ ва Иванович Мамонтов, ху­ дожник, «певец Арктики» Александр Алексеевич Бори­ сов и другие лица. Пароход шел со скоростью 21,3 км в час. Вел его сорокалетний капитан.Ф. М. Попов,.полу­ чивший подготовку в Архан­ гельских шкиперских курсах подполковника Козлова, пла­ вать на морских судах начал с одиннадцати лет. Капитан хорошо владел шведским и английским языками. Журналист Кочетов под­ робно описал и корабль: «Удобная палуба, дамское роскошное и просторное от- Пароход 99 Л о м о н о с о в с с навигационными знаками и причалами. Вскоре один па­ роход разбился на скалах возле Семи Островов, а дру­ гой продали за долги, и пер­ вое пароходство закрылось. В 1875 году группа мос­ ковских предпринимателей во главе с Федором Васильеви­ чем Чижовым, борцом за развитие Севера, создала ак­ ционерное общество «Това­ рищество Архангельско-Мур­ манского срочного пароход­ ства» с капиталом 308 ты­ сяч рублей и приобрела в Англии два парохода — «А р ­ хангельск» за 78.470 руб­ лей и «Онегу» за 18.250 рублей. Первый совершал рейсы по линии Архангельск — Мурман — Вардё (Север­ ная Норвегия), второй — плавал по Белому морю, под­ ходя к селениям Терского берега. С 1878 года «А рхан ­ гельск» стал совершать рей­ сы в Петербург. Мурманские промышленники отправляли в столицу рыбу и тресковый жир, иногда и сами ездили за товарами на Балтику. В ночь с 7 на 8 октября 1888 года «Архангельск» за ­ тонул у берегов Южной Н ор ­ вегии, близ маяка Листер. В него на полном ходу врезал­ ся английский пароход «Нептун». Удар пришелся в левый борт судна. Была р а з ­ ворочена вся носовая часть и непроницаемая перегород­ ка. Через десять минут «А р ­ хангельск» пошел ко дну. Погибли капитан И. М. Рейн- берг, 17 человек команды и 1 пассажир; спаслись на лод­ ке старший штурман с же­ ной, 6 человек команды и 1 пассажир. Товарищество получило 145 тысяч страхо­ вой суммы . Взамен погибшего парохо­ да Правление Товарищества заказало в Ныокэстле. на предприятии «Вильям* Доб­ сон и К°», и приобрело за 200 тысяч рублей новое суд­ но. которому дали название «Ломоносов». Впервые круп­ ный пароход стал носить имя крестьянского сына. Обычно суда называли име­ нами святых, высокородных особ или географических В 1891 — 1892 годах «Л о ­ моносов» использовался на Черном море по договору То­ варищества с Обществом по транспортированию клади , а затем стал обслуживать Мурманскую линию. К этому времени пароход­ ное сообщение прочно вошло в жизнь Русского Севера. Поморы-летняки на рейсовых пароходах выходили на мур­ манские промыслы. П арохо­ дами на Мурман доставля­ лись почта и заказанные в Архангельске товары: мука, сахар, чай и прочее. Прибы­ тие парохода с нетерпением ожидалось в рыбацких ста­ новищах и приморских селе­ ниях. Курсировал пароход два раза в меся!^ начиная с июня и до 16 сентября . . Из Архангельска пароход отходил по пятницам; в суб­ боту в полдень, он подходил к устью Поноя, в воскре­ сенье утром — в Восточную Лицу, днем — в Харловку, Золотую, Рынду, Трящино, Захребетное, Порчннху, Шельпино и Гаврилово; в понедельник — в Териберку, Мало-Оленье и Дровяное (близ Колы); во вторник от­ правлялся к Цып-Наволоку, вечером приходил в Печенгу; у*.. ...... .vX*::-;-.-: : >y.v. ------* • назвали ♦Михаил Си­ доров» — в память про­ мышленника, ратовавшего за освоение Севера) . «С при­ обретением новых, быстро­ ходных, удовлетворяющих всем новейшим требованиям удобства, освещаемых элект­ ричеством пароходов, — пи­ сал вице-губернатор Д. Н. Островский, — поездка.., и по Мурманскому побережью сделалась скорою , легкою и удобною прогулкою» , Коль­ ский полуостров стали часто посещать" исследователи и туристы. В печати появилось много описаний промысловой жизни и домашнего быта местного и пришлого населе­ ния. Путешественники отмеча­ ли открытый и жизнерадост­ ный характер поморской пуб­ лики на пароходах: палуб­ ные пассажиры «лихо игра­ ли на гармонике «Камарин­ ского мужика» и в несколько голосов пели грустно-комиче­ ские слова Трефолева» . Мурманские рыбаки — «все коренастые молодцы в сапо­ гах, кожаных или толстых шерстяных куртках и карту­ зах, с русскими клинообраз­ ными или окладистыми б о ­ родами, с серыми умными и энергичными глазами» . деление на рубке... роскош ­ ное помещение для пассажи­ ров 1 класса. Каюты разде­ ляются не коридором, а аванзалом... Столовый зал с диванами и двумя длинными долевылш столами, пианино, прекрасной мебелью, портре­ тами... и картинами вдоль стен. Каюты высоки... снаб­ жены кроватями... Можно пользоваться теплыми ван­ ными из пресной или м ор ­ ской воды. Помещение 2 класса, для помощников ка­ питана, команды и персонала прислуги не заставляет же­ лать ничего лучшего. Буфет и стол не только хороши, но даже изысканны. Сам паро­ ход чрезвычайно устойчив в качку... Команда, как на под­ бор — молодец к молодцу, быстрота и стройность ис­ полнения замечательные, и все это русские поморы от матроса до капитана включи­ тельно!» у Дальновидный Витте, осмотрев Екатерининскую га­ вань в Кольском заливе, предложил устроить тут ба­ зу для русского флота и сое­ динить ее железной дорогой с Петербургом. Однако пра­ вительство Николая I I огра­ ничилось сооружением «ком­ мерческого порта» и неболь- П Мурманск 20-х годов. Ф ото из архива . шого городка, названного Александровском (ныне г. Полярный), который был торжественно открыт 24 ию­ ня 1899 года. В Александровске находи­ лись единственная на Мур- мане пристань и склад угля. В остальных пунктах паро­ ход бросал якорь на рейде, пассажиров и грузы перево­ зили на берег и с берега на пароход лодками. В Гаври­ лове якорная стоянка была удалена на 4 версты, в Те- риберке — на полторы вер­ сты, в Коле — на три с по­ ловиной. В годы первой русской ре­ волюции команда «Ломоно­ сова» тайно провозила из Вардё, где обосновалась большевистская группа во главе с Н. А. Шевелкиным, социал-демократическую ли­ тературу — заграничные из- * дания работ В. И. Ленина, га- * зеты, листовки, укрывала революционеров, уезжавших за рубеж от репрессий цариз­ ма. В 1912 году на пароходе «Ломоносов» из Архангель­ ска в Александровск ехали отважные исследователи и революционеры Владимир Александрович Русанов и Александр Степанович Кучин для подготовки экспедиции на Шпицберген, после кото­ рой они отправились в плава­ ние на восток и безвестно по­ гибли в ледяных просторах Арктики. Когда началось строитель­ ство Мурманской железной дороги и нового портового города на Кольском заливе, в 1915 году, пароход «Л ом о­ носов» по военно-судовой повинности использовали для перевозки из-за границы р а з ­ личных материалов и воен­ ных поставок . ОСЛ Е ОК Т Я Б РЯ па­ роход стал служить Со ветскому государству. 1 ав­ густа 1918 года, в ходе граж­ данской войны, накануне вы­ садки англо-французских войск в Архангельске, при­ шлось спешно вывозить из губернского города ценное имущество. На пароход «Л о ­ моносов» погрузили около 1200 пудов муки. 90 пудов сахару , 14 пудов кофе, 2 пу­ да чаю и вывезли этот груз вверх по Двине в Устюг. З а ­ тем пароход вернулся к устью реки Ваги, где шли бои с интервентами. После гибели в бою (8 сентября 1918 года) отважного рево­ люционера Павлина Виногра­ дова руководство операциями взял на себя начальник Ниж­ не-Двинской бригады Мака­ ров . В приказе красным вой­ скам он извещал: «Мой штаб с 11 сентября с. г. располо­ жен на п/х «Ломоносов» у устья р. Шужеги, куда и при­ сылать донесения. Неко-w торое время спустя пароход * попал к врагу. Части Красной Армии и трудящиеся Севера, отстаи­ вай Советскую власть, вели героическую борьбу с интер­ вентами и белогвардейцами. В итоге контрреволюция на Севере потерпела полное по­ ражение. 21 февраля 1920 года большевики-подпольщи­ ки подняли в Мурманске вос­ стание и быстро овладели го­ родом. На другой день воен­ ный комиссар V I армии Н . Н. Кузьмин телеграммой донес Советскому правитель­ ству о том, что местная бело­ гвардейская «власть бежала на пароходе «Ломоносов» ...» за границу. Т Р И Д Ц А Т Ь ЛЕТ паро- * ход «Ломоносов» ЯВ­ ЛЯЛСЯ памятником гениально­ му ученому, просветителю, в юношестве работавшему на мурманских рыбных промыс­ лах. И. УШАКОВ, < краевед. ~ 21 октября 1988 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz