Рыбный Мурман. 1988 г. Октябрь.
с 1 интересы ощестНа, коллектива, личности Острые углы перестройки Лишние люди ваю, что если пойду с таким Г 'ИЖУ на р аб оч ем Алеете. Щелкаю на электронной машинке. Девушка пьет чай. С чувством, с толком, с р а с становкой. В течение часа. Д е душка читает толстый журнал. Возраста он пенсионного. Был раньше начальником станции. Дело хлопотное, справляться с ним стало трудно. Вот и «пристроили». Не обвыкся еще со своим ничегонеделанием. Удивляется. Иногда возмуща ется. Но так, кулуарно. В у з ком кругу. Поскольку времени св о б од ного много, то в отделе нет- нет да и возникает р а з г ов о р о перестройке. Сетуем на то, что идет она медленно. Что улучшения не замечается. Но откуда оно будет, если так трудимся? Если получаем зарплату не за работу, а за сидение на стуле «от» и «до?» В отделе грузовой и ком мерческой работы рыбного порта 12 человек. Если бы, скажем , нагрянула ревизия или проводили хронометраж , либо кто-то назвал бы нас бездельниками, то народ в от деле, что называется, поднялся бы на дыбы и как дважды два доказал, что трудится в поте лица, что и минуту лиш нюю на пере кур не выкроить. Тут тебе оформление до гово ров с клиентами. И ежесуточ ный анализ работы с судами и с вагонами. И различные отчеты в различные другие вышестоящие отделы и ин станции и т. д. Я, к примеру, старший дис петчер вагонной группы . О к лад — 170 рублей. В группе — 6 человек. И доподлинно знаю, что я большинстве сво ем отдел занимается не де лом, а его видимостью . Пере бирает бумаж ки . На всю ра боту затрачивается в течение дня два-три часа. Лично я уверен, что штаты отдела м ож н о безболезненно сократить вд во е .. Причем м о гу начать с себя. Но подозре - предложением, то наверху ме ня попросту засмеют, а в от деле, мягко говоря, не пой мут. Это во-первых. А во-вторых, я попросту не знаю, куда пой ти. Вопросы трудоустройства и переквалификации не про думаны не только у нас, но и в городе . Совершенно не п р о сматривается перспектиза. Не видно выбора. Так что можно в глубине души признать себя ненужным человеком, но громко встать и сказать: «Я лишний чело век» весьма рискованно. Нет альтернативы. Как воочию избавиться от лишних людей? Вижу выход в подлинной са мостоятельности трудовых коллективов. Когда они впра ве распоряжаться и штатами, и фондом заработной платы. По-моему, есть резон советам трудовых коллективов прове сти проверку правомочности повышения окладов инженер но-технических работников и служащих. Полагаю, вторая модель хоз расчета, возможность перей ти на арендный подряд так же помогут расставить все по своим местам и выявят — кто есть кто. Наконец можно подумать о свободном графике работы. Если тебе достаточно Двух часов для выполнения своих обязанностей, то, пожалуйста, получи деньги в соответствии с затраченными усилиями и иди домой. Занимайся инди видуальной трудовой деятель ностью или воспитывай детей. В любом случае на каждом рабочем месте зарплата должна быть заработанной. Кстати, если бы не сидели в отделах лишние люди, то и корреспонденции этой не по явилось. Некогда писать было бы. В. КАЙЧЕНОВ, рыбный порт. Правофланговые ----------------------------- Поиск ведет ПСТ«Цивильск» МОРЯКИ , которых вы видите на снимке, трудятся в экипаже ПСТ «Цивильск» уп равления «Севрыбпромразведка» . Правда, один из них — старший помощник капитана Николай Иванович Майзеров — сейчас в от пуске, но все равно вернется на это судно. Экипаж «Цивильска» в прошедшем рейсе работал в очень сложной обстановке: не было стабильной сырьевой базы. И если в такой си_ туации оказываются промысловики, то обыч но град упреков сыплется на «Севрыбпром- разведку». А кого ругать морякам «Севрыб- промразведки», если рыбы нет? На «Цивильске» тщательно анализировали каждый промах, искали, находили и снова искали рыбные скопления для промысловых судов. И заслужили высокую оценку рыбаков: смогли-таки обеспечить их сырьем. Надо отллетить, что моряки траулера всегда стремятся выполнить задание с наилучшими результатами. Так было и перед постановкой «Цивильска» в ремонт, когда экипаж столько провел ремонтных работ своими силами и так активно сотрудничал с рабочими СРЗ-1, что траулер вышел на прол\ысел на четыре меся ца раньше срока . НА СНИМКАХ: старший помощник капитана Николай Иванович Майзеров; мастер обработ ки рыбы Лютаварас Владо Масёнис. Фото В. КОРЕЦКОГО. подряд для бюрократии сти ответственность за каче ство техники, передаваемой в аренду. Но ... После подведе ния итогов рейса вышло, что нет, никто не ответствен перед экипажем. Этот пункт договора, как и другие обя зательства судовладельца, оказались декларативными. С одной стороны — договор не предусматривал штрафных санкций в адрес правления колхоза; с другой — правле ние не имело реальных воз можностей для обеспечения этой-и других статей догово ра. . ★ * * Но полная ответственность экипажа, как мы уже сказа ли, положительно отражает ся на техническом состоянии судна. Подогревается аренд ным договором и желание моряка считать: что потра тил, где сэкономил, где мож но еще «поприжать» р а сх о ды, увеличивая доходы. М о ряк смотрит в оба, дабы не повредить орудия лова, «стережет» каждый лишний килограмм топлива, смазоч ных материалов. И это, ко нечно же. очень хорош о . Это — то самое чувство хозяина, которое мы хотим видеть в каждом труженике. Только хозяин-то получа- РЫБНЫЙМУРМАН ется с выкрученными рука ми. Как мы отметили, за простой не по своей вине все равно отвечает экипаж, при чем техническое состояние и простой — это еще куда ни шло, все-таки судно родного колхоза. А когда «Севрыб* сбыт» заявляет, что нет ва гонов? Хотя около девяти тысяч рублей уже получил от экипажа «Ударника» толь ко за один рейс. Казалось бы, посредническая контора не должна становиться дик татором, помогать должна моряку, а не «вредить». (То ли еще будет, когда «Сев рыбсбыт» станет головным предприятием будущего объ единения!) Уж коли мы го ворим о новых производст венных отношениях, о про изводственной свободе эки пажа, так давайте дадим ему и свободу сбыта продукции. Тем более что опыт (бога тейший) есть в рыболовец ких колхозах Эстонии и Лат вии. Не менее жестким «дикта тором» выступает и рыбный порт, покрывая свое неуме ние работать рентабельно за счет выжимания «дани» с за висимых организаций. И «да ни» не маленькой, причем авансом. Не отстают от него ни «Севрыбпромразведка», ни «Севрыбхолодфлот», ни многие другие. Экипаж столк нулся с самым уродливым яв лением административно- командной системы — мо нополизмом в экономической структуре. Тут мы с вами приходим к самому главному плюсу арендного подряда: он дол жен, вынужден будет смести бюрократический механизм управления в отрасли с его административно - командны ми методами руководства. Разумеется, одному экипажу это не под силу. Л когда на аренде станут работать все моряки всех судов, альтер нативы не будет. * * # Поговорим о заработке экипажа. Мы с вами знаем, что заработок колхозника — это определенный процент отчисления от стоимости вы работанной им продукции, а не оклад, как у рабочих го сударственных предприятий. Любопытный факт*, за по следние 10 лет этот процент резко понизился одновремен но с повышением закупочных цен на рыбопродукцию. На пример, раньше за тонну го товой трески отчислялись 17 процентов, нынче — 9,5 процента, то есть происхо дило искусственное «замо раживание» заработной пла ты моряков, а если посчи тать, сколько времени рыбак- колхозник работает «на се бя». получится... 32 минуты из 8-часового рабочего дня! И если продолжить расче ты еще глубже, окажется, что рыбак-колхозник за 10 лет отчисляет свыше двухсот тысяч рублей в фонд разви тия колхоза. Остаточная стои мость траулера «Ударник» — 684 тысячи рублей. Стало быть, три моряка уже пол ностью «купили» его. А по лучают лишь в аренду, от числяя 51-процентную плату, покрывая все расходы, опла чивая чужие грехи в виде простоев родного судна, от вечая за все и вся. Мы не делаем никаких вы водов из сказанного. Их сде лает время. А что касается денег, за работанных экипажем СРТ-м «Ударник», то на пай при шлось 2.100 рублей с учетом значительной экономии мате риальных средств. Эго, ко нечно. побольше, чем моряки получили бы в обычном рей се. * * * После возвращения экипа жа состоялся «хозрасчетный день». Подвели итоги рейса, согласно условиям договора на арендный подряд. И раз горелся жаркий спор по по воду его, договора, несовер шенства. Размеры газетной статьи не позволяют рассмот реть все плюсы и минусы данного договора. Но на ос новных моментах необходи мо остановиться: во-первых — серьезное дело не годит ся делать в спешке, каждый пункт договора должен быть взвешен и обеспечен; во-вторых — система оп ределения арендной платы в процентах отчислений, а не в конкретно выраженных и тщательно обоснованных сум мах, сводит арендный подряд на нет, так как исключает возможность точного опреде ления зависимости: время — деньги. Но главное — договор мо жет быть любым, лишь бы удовлетворял обе стороны, был ответственным и спра ведливым. * * * Заканчивая статью о пер вом опыте работы моряков на договоре на арендный под ряд, скажем: далеко не о всех проблемах этого метода шел здесь разговор. Н о из сказанного, наверное, ясно: несмотря на серьезные про тиворечия .между арендным подрядом (в его сегодняш нем виде) и существующей системой хозяйствования, ме тод этот прогрессивен, за ним будущее. Н. ОРЕШИН, капитан СРТ-м «Ударник». И. БЕРЕЗЮК, корр . еженедельника «Рыб ный Мурман». 21 октября 1988 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz