Рыбный Мурман. 1988 г. Октябрь.

с 1 интересы ощестНа, коллектива, личности Острые углы перестройки Лишние люди ваю, что если пойду с таким Г 'ИЖУ на р аб оч ем Алеете. Щелкаю на электронной машинке. Девушка пьет чай. С чувством, с толком, с р а с ­ становкой. В течение часа. Д е ­ душка читает толстый журнал. Возраста он пенсионного. Был раньше начальником станции. Дело хлопотное, справляться с ним стало трудно. Вот и «пристроили». Не обвыкся еще со своим ничегонеделанием. Удивляется. Иногда возмуща ­ ется. Но так, кулуарно. В у з ­ ком кругу. Поскольку времени св о б од ­ ного много, то в отделе нет- нет да и возникает р а з г ов о р о перестройке. Сетуем на то, что идет она медленно. Что улучшения не замечается. Но откуда оно будет, если так трудимся? Если получаем зарплату не за работу, а за сидение на стуле «от» и «до?» В отделе грузовой и ком ­ мерческой работы рыбного порта 12 человек. Если бы, скажем , нагрянула ревизия или проводили хронометраж , либо кто-то назвал бы нас бездельниками, то народ в от­ деле, что называется, поднялся бы на дыбы и как дважды два доказал, что трудится в поте лица, что и минуту лиш­ нюю на пере кур не выкроить. Тут тебе оформление до гово ­ ров с клиентами. И ежесуточ­ ный анализ работы с судами и с вагонами. И различные отчеты в различные другие вышестоящие отделы и ин­ станции и т. д. Я, к примеру, старший дис­ петчер вагонной группы . О к ­ лад — 170 рублей. В группе — 6 человек. И доподлинно знаю, что я большинстве сво­ ем отдел занимается не де ­ лом, а его видимостью . Пере­ бирает бумаж ки . На всю ра­ боту затрачивается в течение дня два-три часа. Лично я уверен, что штаты отдела м ож н о безболезненно сократить вд во е .. Причем м о ­ гу начать с себя. Но подозре - предложением, то наверху ме­ ня попросту засмеют, а в от­ деле, мягко говоря, не пой­ мут. Это во-первых. А во-вторых, я попросту не знаю, куда пой­ ти. Вопросы трудоустройства и переквалификации не про ­ думаны не только у нас, но и в городе . Совершенно не п р о ­ сматривается перспектиза. Не видно выбора. Так что можно в глубине души признать себя ненужным человеком, но громко встать и сказать: «Я лишний чело­ век» весьма рискованно. Нет альтернативы. Как воочию избавиться от лишних людей? Вижу выход в подлинной са­ мостоятельности трудовых коллективов. Когда они впра­ ве распоряжаться и штатами, и фондом заработной платы. По-моему, есть резон советам трудовых коллективов прове­ сти проверку правомочности повышения окладов инженер­ но-технических работников и служащих. Полагаю, вторая модель хоз­ расчета, возможность перей­ ти на арендный подряд так­ же помогут расставить все по своим местам и выявят — кто есть кто. Наконец можно подумать о свободном графике работы. Если тебе достаточно Двух часов для выполнения своих обязанностей, то, пожалуйста, получи деньги в соответствии с затраченными усилиями и иди домой. Занимайся инди­ видуальной трудовой деятель­ ностью или воспитывай детей. В любом случае на каждом рабочем месте зарплата должна быть заработанной. Кстати, если бы не сидели в отделах лишние люди, то и корреспонденции этой не по­ явилось. Некогда писать было бы. В. КАЙЧЕНОВ, рыбный порт. Правофланговые ----------------------------- Поиск ведет ПСТ«Цивильск» МОРЯКИ , которых вы видите на снимке, трудятся в экипаже ПСТ «Цивильск» уп­ равления «Севрыбпромразведка» . Правда, один из них — старший помощник капитана Николай Иванович Майзеров — сейчас в от­ пуске, но все равно вернется на это судно. Экипаж «Цивильска» в прошедшем рейсе работал в очень сложной обстановке: не было стабильной сырьевой базы. И если в такой си_ туации оказываются промысловики, то обыч­ но град упреков сыплется на «Севрыбпром- разведку». А кого ругать морякам «Севрыб- промразведки», если рыбы нет? На «Цивильске» тщательно анализировали каждый промах, искали, находили и снова искали рыбные скопления для промысловых судов. И заслужили высокую оценку рыбаков: смогли-таки обеспечить их сырьем. Надо отллетить, что моряки траулера всегда стремятся выполнить задание с наилучшими результатами. Так было и перед постановкой «Цивильска» в ремонт, когда экипаж столько провел ремонтных работ своими силами и так активно сотрудничал с рабочими СРЗ-1, что траулер вышел на прол\ысел на четыре меся ­ ца раньше срока . НА СНИМКАХ: старший помощник капитана Николай Иванович Майзеров; мастер обработ­ ки рыбы Лютаварас Владо Масёнис. Фото В. КОРЕЦКОГО. подряд для бюрократии сти ответственность за каче­ ство техники, передаваемой в аренду. Но ... После подведе­ ния итогов рейса вышло, что нет, никто не ответствен перед экипажем. Этот пункт договора, как и другие обя­ зательства судовладельца, оказались декларативными. С одной стороны — договор не предусматривал штрафных санкций в адрес правления колхоза; с другой — правле­ ние не имело реальных воз­ можностей для обеспечения этой-и других статей догово­ ра. . ★ * * Но полная ответственность экипажа, как мы уже сказа­ ли, положительно отражает­ ся на техническом состоянии судна. Подогревается аренд­ ным договором и желание моряка считать: что потра­ тил, где сэкономил, где мож ­ но еще «поприжать» р а сх о ­ ды, увеличивая доходы. М о ­ ряк смотрит в оба, дабы не повредить орудия лова, «стережет» каждый лишний килограмм топлива, смазоч­ ных материалов. И это, ко­ нечно же. очень хорош о . Это — то самое чувство хозяина, которое мы хотим видеть в каждом труженике. Только хозяин-то получа- РЫБНЫЙМУРМАН ется с выкрученными рука­ ми. Как мы отметили, за простой не по своей вине все равно отвечает экипаж, при­ чем техническое состояние и простой — это еще куда ни шло, все-таки судно родного колхоза. А когда «Севрыб* сбыт» заявляет, что нет ва­ гонов? Хотя около девяти тысяч рублей уже получил от экипажа «Ударника» толь­ ко за один рейс. Казалось бы, посредническая контора не должна становиться дик­ татором, помогать должна моряку, а не «вредить». (То ли еще будет, когда «Сев­ рыбсбыт» станет головным предприятием будущего объ­ единения!) Уж коли мы го­ ворим о новых производст­ венных отношениях, о про­ изводственной свободе эки­ пажа, так давайте дадим ему и свободу сбыта продукции. Тем более что опыт (бога­ тейший) есть в рыболовец­ ких колхозах Эстонии и Лат­ вии. Не менее жестким «дикта­ тором» выступает и рыбный порт, покрывая свое неуме­ ние работать рентабельно за счет выжимания «дани» с за­ висимых организаций. И «да­ ни» не маленькой, причем авансом. Не отстают от него ни «Севрыбпромразведка», ни «Севрыбхолодфлот», ни многие другие. Экипаж столк­ нулся с самым уродливым яв­ лением административно- командной системы — мо­ нополизмом в экономической структуре. Тут мы с вами приходим к самому главному плюсу арендного подряда: он дол­ жен, вынужден будет смести бюрократический механизм управления в отрасли с его административно - командны­ ми методами руководства. Разумеется, одному экипажу это не под силу. Л когда на аренде станут работать все моряки всех судов, альтер­ нативы не будет. * * # Поговорим о заработке экипажа. Мы с вами знаем, что заработок колхозника — это определенный процент отчисления от стоимости вы­ работанной им продукции, а не оклад, как у рабочих го­ сударственных предприятий. Любопытный факт*, за по­ следние 10 лет этот процент резко понизился одновремен­ но с повышением закупочных цен на рыбопродукцию. На­ пример, раньше за тонну го­ товой трески отчислялись 17 процентов, нынче — 9,5 процента, то есть происхо­ дило искусственное «замо­ раживание» заработной пла­ ты моряков, а если посчи­ тать, сколько времени рыбак- колхозник работает «на се­ бя». получится... 32 минуты из 8-часового рабочего дня! И если продолжить расче­ ты еще глубже, окажется, что рыбак-колхозник за 10 лет отчисляет свыше двухсот тысяч рублей в фонд разви­ тия колхоза. Остаточная стои­ мость траулера «Ударник» — 684 тысячи рублей. Стало быть, три моряка уже пол­ ностью «купили» его. А по­ лучают лишь в аренду, от­ числяя 51-процентную плату, покрывая все расходы, опла­ чивая чужие грехи в виде простоев родного судна, от­ вечая за все и вся. Мы не делаем никаких вы­ водов из сказанного. Их сде­ лает время. А что касается денег, за­ работанных экипажем СРТ-м «Ударник», то на пай при­ шлось 2.100 рублей с учетом значительной экономии мате­ риальных средств. Эго, ко­ нечно. побольше, чем моряки получили бы в обычном рей­ се. * * * После возвращения экипа­ жа состоялся «хозрасчетный день». Подвели итоги рейса, согласно условиям договора на арендный подряд. И раз ­ горелся жаркий спор по по­ воду его, договора, несовер­ шенства. Размеры газетной статьи не позволяют рассмот­ реть все плюсы и минусы данного договора. Но на ос­ новных моментах необходи­ мо остановиться: во-первых — серьезное дело не годит­ ся делать в спешке, каждый пункт договора должен быть взвешен и обеспечен; во-вторых — система оп­ ределения арендной платы в процентах отчислений, а не в конкретно выраженных и тщательно обоснованных сум­ мах, сводит арендный подряд на нет, так как исключает возможность точного опреде­ ления зависимости: время — деньги. Но главное — договор мо­ жет быть любым, лишь бы удовлетворял обе стороны, был ответственным и спра­ ведливым. * * * Заканчивая статью о пер­ вом опыте работы моряков на договоре на арендный под­ ряд, скажем: далеко не о всех проблемах этого метода шел здесь разговор. Н о из сказанного, наверное, ясно: несмотря на серьезные про­ тиворечия .между арендным подрядом (в его сегодняш­ нем виде) и существующей системой хозяйствования, ме­ тод этот прогрессивен, за ним будущее. Н. ОРЕШИН, капитан СРТ-м «Ударник». И. БЕРЕЗЮК, корр . еженедельника «Рыб­ ный Мурман». 21 октября 1988 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz