Рыбный Мурман. 1988 г. Октябрь.

4 Хозяйственный механизм перестройки. Хозрасчет: первые шаги Д ОГОВОР ХОЗРАСЧЕТНОГО ПОДРЯДА предлагали заключить многим экипажам. А они не согласились. Сказался, видимо, годами воспитываемый в людях страх: а вдруг не получится, тогда моряки останутся без денег, а капитану придется искать слова оправдания на «ковре» у начальника флота. Первым, кто отважился на эксперимент, был капитан СТМ «Николай Репников» Андрей Григорьевич Равич. И вот уже позади четыре рейса на договоре. Мы расскажем о двух из них. Выигрывает экипаж -выигрывает флот П е р вы й р ей с прохо­ дил в Баренцевом мо­ ре в прошлом году. Условия договора были таковы: вы­ полнение плана по всем по­ казателям, полная матери­ альная ответственность за выпуск некачественной. про­ дукции, исключение сверх­ нормативного расхода топ­ ливно-энергетических и дру­ гих ресурсов. Ну и что же здесь нового? — скажете вы, — ведь каж­ дому экипажу даются точно такие задания. Новое было в другом: бо­ лее жесткие условия преми­ рования и само премирование шло только в случае выпол­ нения показателя «стоимость товарной продукции». То есть экипаж стремился мак­ симально увеличить прибыль. З а каждый процент перевы­ полнения плана по прибыли моряк получал двухпроцент­ ную прибавку к паю. Но, го­ ворилось в условиях, если выполнить не удастся, то «фонд материального поощ­ рения уменьшается пропор­ ционально недовыполнению». Вот этого-то условия больше всего и боялись капитаны, когда им предлагали заклю­ чить договор. Итак, Андрей Григорьевич вышел в Баренцево море с договором хозрасчет­ ного подряда. Управление флота дало ему право сво­ бодного выбора подрайона промысла. Но в это время в Баренцевом море скопилось столько судов, что дарован­ ная свобода оказалась не­ нужной, пришлось Равичу р а ­ ботать в группе. Тем не ме­ нее его коллективу удалось значительно перекрыть все производственные показате­ ли. И — что особенно важ­ но — единственный экипаж из группы однотипных судов, добившийся выполнения пла­ на по прибыли, был именно СТМ «Николай Репников». Почему морякам этого судна удалось то, что оказа­ лось не под силу остальным? Естественно, велика в этом роль капитана. Но очень ва­ жно и другое: тщательный экономический расчет при выпуске того или иного вида продукции, строжайшая эко­ номия сырья и материалов, поиск резервов. В эти расче­ ты включились все моряки судна. Т Е М ВРЕМ ЕНЕМ в уп- » равлеиии совершенст­ вовались условия договора. И в рейсе, начавшемся в декаб­ ре прошлого года и закон­ чившемся в марте нынешне­ го, экипаж СТМ «Николай Репников» работал на новых условиях подряда. Н а этот раз район промыс­ ла — Центрально-Восточная Атлантика. Морякам предо­ ставлено право самостоятель­ ной передислокации в преде­ лах промыслового района без корректировки рейсового за­ дания на время переходов. А оплата труда теперь вы­ глядела так: за объем то­ варной продукции в 1 тыся­ чу рублей устанавливаются нормативы. Если выполнение плана составляет менее 100 процентов, то — 36 рублей 33 копейки. Если на 100 процентов и выше — 46 руб­ лей 14 копеек, за всю сверх­ плановую продукцию этот норматив увеличивается втрое. Кроме того, за сниже­ ние планового убытка мо­ ряки получают 13 процентов от этого. У экипажа СТМ «Николай Репников» получилось сле­ дующим образом. Выпустили сверхплановой продукции на 596 тысяч рублей. На каж ­ дую тысячу рублей — трех­ кратный норматив: 46 рублей 14 копеек умножаем на три и на 596. Получаем 82,5 ты­ сячи рублей. Плюс к этому — норматив за 100-процентнос выполнение, то есть еще 60,4 тысячи рублей. На всю сумму «накручиваются» рай­ онный коэффициент и поляр­ ные надбавки, и в зависимо­ сти от количества паев начи­ сляется сумма к получению. Плюс за снижение плановых убытков еще 35 тысяч. Для примера: матрос перво­ го класса за четырехмесяч­ ный рейс получил около пя­ ти тысяч рублей. Хорош ая зарплата для мо­ ряка. А что выиграл флот? Во-первых, вместо плани­ руемого убытка в 108 тысяч рублей получена прибыль 261 тысяча рублей. Во-вторых, рейсовое зада­ ние перевыполнено по всем показателям, сверх плана из­ готовлено 264 тонны пище­ вой продукции, на 30 процен­ тов перекрыт план по ее сто­ имости и на 47 процентов — по стоимости товарной про­ дукции. Качество продукции высокое: планировалось до­ стичь 97,5 процента продук­ ции первого сорта, а моряки доставили 99,8 процента только первосортной. Экипаж стал более моно­ литным. И в последнем рей­ се было принято даже такое решение: не прерывать про­ мысел для захода на отдых в иностранный порт, а совме­ стить эти дни с днями второ­ го захода на • пути : домой. Ведь было жаль терять семь промысловых суток, которые потребовались бы на переход в порт и обратно и пребыва­ ние на отдыхе. Стало быть, метод хозрас­ четного подряда выгоден всем: и моряку, и экипажу, и флоту, а значит, и госу­ дарству. В. СУКРОЕВА, заместитель начальника планового отдела Мурман­ ского тралового флота. Курс — ускорение старая ...новинка в ДЕТСТВЕ, чи тая «Белеет п а р у с о д и н о ки й » В. К а та ­ ева, мы узнаеали , что д ед уш ка и Г а в р и к ловили б ы ч ко в на пе ­ ремет — д л и н н ую бечеву, усе ­ я н н у ю к р ю ч к а м и с н а ж и в к о и . Уловы у н и х были невели ки , и они с тр удом перебивались с хлеба на ква с . А ш к о л ь н и к и , и зуч а я т яж е лы й бы т дореволю ­ ц и о н ны х ры ба ко в , на глядно убеж дались в преим ущ е с тв а х тралово го лова. Но прош ли годы , и с введе­ нием 200 -м и л ь ны х э ко н ом и ч е с ­ к и х зон , о с кудением запасов Баренцева моря мы в д р у г у з ­ нали , что лови ть т р а у л е р ам -ги ­ ган там нечего — тр а д и ц и о н ­ ные о б ъ е кты лова в б у к в а л ь ­ ном смысле и сч ер п а ны . Флоты ли хорадо чно бросились исна ть новые места промы сла , а в ма­ га з и н а х все чаще у п р и л а в ко в с д и к о в и н ны м и пеламидой и п р и с ти пом ой с та р уш ки -п е н с и о - н е р к и ворчали : «Тьфу ты , п р о ­ сти , господи , к а к а я невидаль вы и с кала сь !» М еж д у тем «волшебная па ­ лоч ка» , ко тор а я могла помочь и флотам , и по требителям , ле­ ж а л а недалеко — в краеведче ­ с ком музее , именно там м ож но было у зн а ть , что «на Северном бассейне до 50 -х годов велся я р у с н ы й лов. Годовой вылов, о с н о в у к о то р о го , к а к правило , составляли т р е с ко вы е , не п р е вы ­ шал з — б ты с я ч то н н . С р а зв и ­ тием тралово го промы сла я р у с ­ ны й лов у тр а ти л свое зн а ч е ­ ние и был пре кращ е н ...» Здесь надо добавить, что « у тра тил и был п р е кр ащ е н » у нас на М урм ане . но о тню д ь не за гр а н и ц е й . Р а зрабо танны е и н о с т р а н ны м и ф ирмами я р у с ­ ные л и н и и , ведущ ие свое на ­ чало о т п р и м и т и в н о го переме ­ та , т а к ж е мало п о х о ж и на не ­ х и т р ы е сна с ти д е д уш ки и Гав­ р и к а , к а к авиано сец «Ф орре - стол» на боевую п и р о г у або­ р и гено в в М и к р о н е зи и . Я р у с ны й лов п о п ул яр ен в Я по нии , СШ А , Д ании , Ш вец и и . Н о р веж цы с п ом ощ ью я р у са добы ваю т больш е половины улова тре сни . В 1983 год у в «Рыбном М у р ­ мане» было напеча тано и н ­ те р в ью с В. П. Торо ховым , то ­ гд аш ним н а чал ь н и ком отдела добы чи упр а вл е н и я «Севрыб- п ром ра звед ка» . П уб л и ка ц и я со ­ общала : «Н е за сл уж енно забы ­ ты й я р у с н ы й лов ры бы ны н че н а чинае т « ж и з н ь сначала ...» М и н и с тер с тв о ры б н о го х о з я й ­ ства СССР уделяет большое вним ание р а з в и тию забы то го , но п е р с п е к ти в н о го вида добы ­ ч и * . Но, к а к вы я с н и л о с ь , н а п р а с ­ но мы п о с п еш и л и обрадова ть н аш и х чи та телей х о р ош е й н о ­ в о с тью . П о н а д о б и л о с ь п я ть д о л ­ г и х лет для то го , ч тооы на э то т раз с полной у в е р е н н о с т ью за ­ я в и т ь : во зрож д е н и е я р у с н о го лова началось . , Р АССКАЗАТЬ ОБ ЭТОМ мы п о п р о с и л и Б. Д. Живова, начал ьни ка л а б о р а т о р и и ЮВТО «Сезоыбпромразведки»: — Еще в 1976 году на С е ­ верном бассейне начались р а ­ боты по воссозданию ярусно ­ го лова в прибрежной зоне Баренцева м оря . Но техника тогда была далеко не лучшей и хороших результатов д о ­ биться не удалось. В 1984 году на СРТ-м «Мед ­ вежий» были выполнены р а б о ­ ты по поиску объектов ярус­ ного лова в открытых районах Северной Атлантики. Ч ер е з год получили первые резуль­ таты по возможности ведения ярусного лова в Ю ЗА , АЧА. И, наконец, в 1985 году при­ казом Минрыбхоза СССР была организована поисково-про­ мысловая экспериментальная экспедиция для работы в Ю ж ­ ной Атлантике из судов наше­ го управления и «Югрыбпром- разведки». Тогда получили хо­ рошие результаты. Корр.: — Борис Дмитриевич, напомните нашим читателям о преимуществах ярусного лова. Живов: — Прежде всего ярус х о р ош там, где трал ма­ ло либо совсем неэффективен — на разреженных скоплениях рыбы. Ярус — это гора зд о мень­ шие, чем при работе с тралом, энергозатраты. В трал попадает любая рыба и в основном мелкая, а ярус обладает известной избира ­ тельностью: улавливает круп­ ную рыбу и не облавливает рыб, которые находятся в с о ­ стоянии нереста, то есть не мешает воспроизводству. Если трал захватывает с о дна все, в каком-то смысле нарушает экологию, то ярус экологиче­ ски чист. Механизированные ярусные линии не требуют особых люд­ ских затрат: нажизко снасти, установка и подъем произво­ дятся автоматически. Ярус позэоляет брать рыбу на участках, не доступных для тралового лова: на плохих, «задиристых» грунтах, при больших перепадах глубин. В экспериментальных рейсах ярус выстазляли в таких ме­ стах, где тралом и близко не подобраться . Корр .: — Что и где можно лозить ярусом? Живов: — В Баренцевом м о ­ р е — треска, палтус, синяя и пестрая зубатка, в Северной Атлантике — оснозной объект — ленек, ловятся голубая щу­ ка, синеротый окунь, морской угорь, налим, акулы. А самый перспективный рай­ он — Южн ая Атлантика. Там нами четко определены очень продуктивные участки для ло­ ва клыкача, причем лов прак­ тически круглогодичный, одно­ временно могут работать до 10— 15 судов. Это имеет боль­ шое значение именно сейчас, когда из-за сложностей с сырь­ евой базой разместить средне- тоннажный флот практически негде. Сейчас -в этом районе ведут ярусный лов одно судно Бело­ морской базы гослова и два «южанина». Уловы у них очень хорошие , по последней свод­ ке, за сутки — 13 тонн клыка­ ча. И ТА К , «С евры бпром развед­ ка» у ж е се годня может д а ть п р ом ы сл о вы м флотам и нф о рм а ц ию по п р о д у к ти в ны м р ай онам , се зонам и объектам лова . В б л и ж а йш и е два года на С еверны й бассейн п о с т у п я т 15 вы с о ко п р о и з в о д и т е л ь ны х я р у с н ы х л и н и й н о р в е ж с ко й ф и рм ы «М устад» . Промысел к л ы к а ч а вы со кор е н таб е ле н : СРТ-м в с у т к и «стои т» 2,5 — 3 ты с я ч и р ублей , 1 то н на к л ы к а ­ ча — 2 ты с я ч и рублей , средне , с у т о ч н ы й улов — о кол о 10 то н н . Д альш е с ч и та й те сами . Но во т незадача : на ф ло тах не о че н ь -то р в у т и з р у к ВРПО новы е я р у с н ы е л и н и и . В чем ж е дело / М ож е т бы ть , в том , ч то план по п р и бы л и на яр усе в ы п о л н и т ь м ож н о , а во т в т о н ­ н а х по вы л о в у и по в ы п у с к у п ищ е в о й — сложно? П. БОЛЫЧЕВ. Арендный В первые в о т р а с л и эки­ паж ушел в рейс на ус­ ловиях арендного подряда. Это был коллектив небольшо­ го судна —- СРТ-м «Ударник» одноименного колхоза. Раз впервые в отрасли, ста­ ло быть, при «сочинении» до­ говора никто не знал, что это такое — арендный подряд и с чем его едят. Конечно, в принципе представляли, но применительно к рыбной про­ мышленности да еще и в колхозном варианте — кто его знает, какие пункты включать и как их сформулировать. За­ бегая вперед, скажем, что именно поэтому основные по­ стулаты договора оказались неконкретными со всеми вы­ текающими отсюда последст­ виями. П ЕРЕД ВЫ ХОД ОМ В Р ЕЙ С экипаж едино­ гласно проголосовал за работу по арендному подряду и подписал договор. О чем думали в эту. минуту моря­ ки? Они жаждали немедлен­ ных эффективных действий, перестройки не на словах, а на деле. Знали, что в других отраслях народного хозяйст­ ва аренда движет прогрессом в производственных отноше­ ниях, коллективы совсем иначе относятся к труду, к орудиям производства", к эко­ номии ресурсов. А главное — получают большую самостоя­ тельность, то есть возмож­ ность более гибко, с наиболь­ шей пользой решать все про­ блемы. Б о м б а Экипаж «Ударника» полу­ чил рейсовое задание: за 105 суток изготовить рыбопро­ дукции на 703,4 тысячи руб ­ лей. Ни объемы продукции, ни ее ассортимент не уста­ навливались, только — ’ фи ­ нансовый результат. И з этой суммы высчиты­ вается арендная плата в р а з ­ мере 51 процента. Почему именно столько? Договор объясняет это так: арендная плата рассчитана на основа­ нии данных работ судна за три последних года. В нее входят «амортизационные от­ числения и доход на расши ­ рение колхозного производ­ ства». в Надо сказать, экипаж «Ударника» всегда был в передовиках в колхозе, в прошлом году он да еще один коллектив справились досрочно с планом года. Зн а ­ чит, отметим, и финансовая цель рейса устанавливалась ему отнюдь не низкая. 49 процентов по договору должны покрыть затраты на содержание судна. Вместе с заработной платой экипажа * * * Что же получилось у эки­ пажа «Ударника»? Рейсовое задание оказалось недовы­ полненным: недобрали ' про. 21 октября 1988 года дукцин на 44.138 рублей, хо­ тя по времени «перебрали» 11 суток. Объясняется это причинами весьма серьезны­ ми. Техническое состояние судна перед выходом его в рейс было, можно с к а з а т ь ^ неудовлетворительным. З а У канчивался четырехлетний эксплуатационный период, моряки привели траулер в порт как р а з накануне по­ следнего дня этого цикла. И, • как сказали мне на судне, если бы не аренда, недотя­ нуть бы/ до конца рейса. Стало быть, один из плю­ сов нового метода — в изме­ нении отношения людей к полученной в аренду техни­ ке. Не будем подробно рас­ сказывать, чего стоило эки­ пажу работать три с полови­ ной месяца на судне, где по­ стоянно что-то выходило из строя. Достаточно сказать, что простои по техническим причинам отняли у моряков 18 суток. Хотя в условиях договора под цифрой 1 записано: «Своевременно и качествен­ но производить ремонт про­ мыслового судна, судовых и промысловых механизмов и материалов». Вроде бы прав­ ление колхоза обязуется не-^ рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz