Рыбный Мурман. 1988 г. Октябрь.
4 Хозяйственный механизм перестройки. Хозрасчет: первые шаги Д ОГОВОР ХОЗРАСЧЕТНОГО ПОДРЯДА предлагали заключить многим экипажам. А они не согласились. Сказался, видимо, годами воспитываемый в людях страх: а вдруг не получится, тогда моряки останутся без денег, а капитану придется искать слова оправдания на «ковре» у начальника флота. Первым, кто отважился на эксперимент, был капитан СТМ «Николай Репников» Андрей Григорьевич Равич. И вот уже позади четыре рейса на договоре. Мы расскажем о двух из них. Выигрывает экипаж -выигрывает флот П е р вы й р ей с прохо дил в Баренцевом мо ре в прошлом году. Условия договора были таковы: вы полнение плана по всем по казателям, полная матери альная ответственность за выпуск некачественной. про дукции, исключение сверх нормативного расхода топ ливно-энергетических и дру гих ресурсов. Ну и что же здесь нового? — скажете вы, — ведь каж дому экипажу даются точно такие задания. Новое было в другом: бо лее жесткие условия преми рования и само премирование шло только в случае выпол нения показателя «стоимость товарной продукции». То есть экипаж стремился мак симально увеличить прибыль. З а каждый процент перевы полнения плана по прибыли моряк получал двухпроцент ную прибавку к паю. Но, го ворилось в условиях, если выполнить не удастся, то «фонд материального поощ рения уменьшается пропор ционально недовыполнению». Вот этого-то условия больше всего и боялись капитаны, когда им предлагали заклю чить договор. Итак, Андрей Григорьевич вышел в Баренцево море с договором хозрасчет ного подряда. Управление флота дало ему право сво бодного выбора подрайона промысла. Но в это время в Баренцевом море скопилось столько судов, что дарован ная свобода оказалась не нужной, пришлось Равичу р а ботать в группе. Тем не ме нее его коллективу удалось значительно перекрыть все производственные показате ли. И — что особенно важ но — единственный экипаж из группы однотипных судов, добившийся выполнения пла на по прибыли, был именно СТМ «Николай Репников». Почему морякам этого судна удалось то, что оказа лось не под силу остальным? Естественно, велика в этом роль капитана. Но очень ва жно и другое: тщательный экономический расчет при выпуске того или иного вида продукции, строжайшая эко номия сырья и материалов, поиск резервов. В эти расче ты включились все моряки судна. Т Е М ВРЕМ ЕНЕМ в уп- » равлеиии совершенст вовались условия договора. И в рейсе, начавшемся в декаб ре прошлого года и закон чившемся в марте нынешне го, экипаж СТМ «Николай Репников» работал на новых условиях подряда. Н а этот раз район промыс ла — Центрально-Восточная Атлантика. Морякам предо ставлено право самостоятель ной передислокации в преде лах промыслового района без корректировки рейсового за дания на время переходов. А оплата труда теперь вы глядела так: за объем то варной продукции в 1 тыся чу рублей устанавливаются нормативы. Если выполнение плана составляет менее 100 процентов, то — 36 рублей 33 копейки. Если на 100 процентов и выше — 46 руб лей 14 копеек, за всю сверх плановую продукцию этот норматив увеличивается втрое. Кроме того, за сниже ние планового убытка мо ряки получают 13 процентов от этого. У экипажа СТМ «Николай Репников» получилось сле дующим образом. Выпустили сверхплановой продукции на 596 тысяч рублей. На каж дую тысячу рублей — трех кратный норматив: 46 рублей 14 копеек умножаем на три и на 596. Получаем 82,5 ты сячи рублей. Плюс к этому — норматив за 100-процентнос выполнение, то есть еще 60,4 тысячи рублей. На всю сумму «накручиваются» рай онный коэффициент и поляр ные надбавки, и в зависимо сти от количества паев начи сляется сумма к получению. Плюс за снижение плановых убытков еще 35 тысяч. Для примера: матрос перво го класса за четырехмесяч ный рейс получил около пя ти тысяч рублей. Хорош ая зарплата для мо ряка. А что выиграл флот? Во-первых, вместо плани руемого убытка в 108 тысяч рублей получена прибыль 261 тысяча рублей. Во-вторых, рейсовое зада ние перевыполнено по всем показателям, сверх плана из готовлено 264 тонны пище вой продукции, на 30 процен тов перекрыт план по ее сто имости и на 47 процентов — по стоимости товарной про дукции. Качество продукции высокое: планировалось до стичь 97,5 процента продук ции первого сорта, а моряки доставили 99,8 процента только первосортной. Экипаж стал более моно литным. И в последнем рей се было принято даже такое решение: не прерывать про мысел для захода на отдых в иностранный порт, а совме стить эти дни с днями второ го захода на • пути : домой. Ведь было жаль терять семь промысловых суток, которые потребовались бы на переход в порт и обратно и пребыва ние на отдыхе. Стало быть, метод хозрас четного подряда выгоден всем: и моряку, и экипажу, и флоту, а значит, и госу дарству. В. СУКРОЕВА, заместитель начальника планового отдела Мурман ского тралового флота. Курс — ускорение старая ...новинка в ДЕТСТВЕ, чи тая «Белеет п а р у с о д и н о ки й » В. К а та ева, мы узнаеали , что д ед уш ка и Г а в р и к ловили б ы ч ко в на пе ремет — д л и н н ую бечеву, усе я н н у ю к р ю ч к а м и с н а ж и в к о и . Уловы у н и х были невели ки , и они с тр удом перебивались с хлеба на ква с . А ш к о л ь н и к и , и зуч а я т яж е лы й бы т дореволю ц и о н ны х ры ба ко в , на глядно убеж дались в преим ущ е с тв а х тралово го лова. Но прош ли годы , и с введе нием 200 -м и л ь ны х э ко н ом и ч е с к и х зон , о с кудением запасов Баренцева моря мы в д р у г у з нали , что лови ть т р а у л е р ам -ги ган там нечего — тр а д и ц и о н ные о б ъ е кты лова в б у к в а л ь ном смысле и сч ер п а ны . Флоты ли хорадо чно бросились исна ть новые места промы сла , а в ма га з и н а х все чаще у п р и л а в ко в с д и к о в и н ны м и пеламидой и п р и с ти пом ой с та р уш ки -п е н с и о - н е р к и ворчали : «Тьфу ты , п р о сти , господи , к а к а я невидаль вы и с кала сь !» М еж д у тем «волшебная па лоч ка» , ко тор а я могла помочь и флотам , и по требителям , ле ж а л а недалеко — в краеведче с ком музее , именно там м ож но было у зн а ть , что «на Северном бассейне до 50 -х годов велся я р у с н ы й лов. Годовой вылов, о с н о в у к о то р о го , к а к правило , составляли т р е с ко вы е , не п р е вы шал з — б ты с я ч то н н . С р а зв и тием тралово го промы сла я р у с ны й лов у тр а ти л свое зн а ч е ние и был пре кращ е н ...» Здесь надо добавить, что « у тра тил и был п р е кр ащ е н » у нас на М урм ане . но о тню д ь не за гр а н и ц е й . Р а зрабо танны е и н о с т р а н ны м и ф ирмами я р у с ные л и н и и , ведущ ие свое на чало о т п р и м и т и в н о го переме та , т а к ж е мало п о х о ж и на не х и т р ы е сна с ти д е д уш ки и Гав р и к а , к а к авиано сец «Ф орре - стол» на боевую п и р о г у або р и гено в в М и к р о н е зи и . Я р у с ны й лов п о п ул яр ен в Я по нии , СШ А , Д ании , Ш вец и и . Н о р веж цы с п ом ощ ью я р у са добы ваю т больш е половины улова тре сни . В 1983 год у в «Рыбном М у р мане» было напеча тано и н те р в ью с В. П. Торо ховым , то гд аш ним н а чал ь н и ком отдела добы чи упр а вл е н и я «Севрыб- п ром ра звед ка» . П уб л и ка ц и я со общала : «Н е за сл уж енно забы ты й я р у с н ы й лов ры бы ны н че н а чинае т « ж и з н ь сначала ...» М и н и с тер с тв о ры б н о го х о з я й ства СССР уделяет большое вним ание р а з в и тию забы то го , но п е р с п е к ти в н о го вида добы ч и * . Но, к а к вы я с н и л о с ь , н а п р а с но мы п о с п еш и л и обрадова ть н аш и х чи та телей х о р ош е й н о в о с тью . П о н а д о б и л о с ь п я ть д о л г и х лет для то го , ч тооы на э то т раз с полной у в е р е н н о с т ью за я в и т ь : во зрож д е н и е я р у с н о го лова началось . , Р АССКАЗАТЬ ОБ ЭТОМ мы п о п р о с и л и Б. Д. Живова, начал ьни ка л а б о р а т о р и и ЮВТО «Сезоыбпромразведки»: — Еще в 1976 году на С е верном бассейне начались р а боты по воссозданию ярусно го лова в прибрежной зоне Баренцева м оря . Но техника тогда была далеко не лучшей и хороших результатов д о биться не удалось. В 1984 году на СРТ-м «Мед вежий» были выполнены р а б о ты по поиску объектов ярус ного лова в открытых районах Северной Атлантики. Ч ер е з год получили первые резуль таты по возможности ведения ярусного лова в Ю ЗА , АЧА. И, наконец, в 1985 году при казом Минрыбхоза СССР была организована поисково-про мысловая экспериментальная экспедиция для работы в Ю ж ной Атлантике из судов наше го управления и «Югрыбпром- разведки». Тогда получили хо рошие результаты. Корр.: — Борис Дмитриевич, напомните нашим читателям о преимуществах ярусного лова. Живов: — Прежде всего ярус х о р ош там, где трал ма ло либо совсем неэффективен — на разреженных скоплениях рыбы. Ярус — это гора зд о мень шие, чем при работе с тралом, энергозатраты. В трал попадает любая рыба и в основном мелкая, а ярус обладает известной избира тельностью: улавливает круп ную рыбу и не облавливает рыб, которые находятся в с о стоянии нереста, то есть не мешает воспроизводству. Если трал захватывает с о дна все, в каком-то смысле нарушает экологию, то ярус экологиче ски чист. Механизированные ярусные линии не требуют особых люд ских затрат: нажизко снасти, установка и подъем произво дятся автоматически. Ярус позэоляет брать рыбу на участках, не доступных для тралового лова: на плохих, «задиристых» грунтах, при больших перепадах глубин. В экспериментальных рейсах ярус выстазляли в таких ме стах, где тралом и близко не подобраться . Корр .: — Что и где можно лозить ярусом? Живов: — В Баренцевом м о р е — треска, палтус, синяя и пестрая зубатка, в Северной Атлантике — оснозной объект — ленек, ловятся голубая щу ка, синеротый окунь, морской угорь, налим, акулы. А самый перспективный рай он — Южн ая Атлантика. Там нами четко определены очень продуктивные участки для ло ва клыкача, причем лов прак тически круглогодичный, одно временно могут работать до 10— 15 судов. Это имеет боль шое значение именно сейчас, когда из-за сложностей с сырь евой базой разместить средне- тоннажный флот практически негде. Сейчас -в этом районе ведут ярусный лов одно судно Бело морской базы гослова и два «южанина». Уловы у них очень хорошие , по последней свод ке, за сутки — 13 тонн клыка ча. И ТА К , «С евры бпром развед ка» у ж е се годня может д а ть п р ом ы сл о вы м флотам и нф о рм а ц ию по п р о д у к ти в ны м р ай онам , се зонам и объектам лова . В б л и ж а йш и е два года на С еверны й бассейн п о с т у п я т 15 вы с о ко п р о и з в о д и т е л ь ны х я р у с н ы х л и н и й н о р в е ж с ко й ф и рм ы «М устад» . Промысел к л ы к а ч а вы со кор е н таб е ле н : СРТ-м в с у т к и «стои т» 2,5 — 3 ты с я ч и р ублей , 1 то н на к л ы к а ча — 2 ты с я ч и рублей , средне , с у т о ч н ы й улов — о кол о 10 то н н . Д альш е с ч и та й те сами . Но во т незадача : на ф ло тах не о че н ь -то р в у т и з р у к ВРПО новы е я р у с н ы е л и н и и . В чем ж е дело / М ож е т бы ть , в том , ч то план по п р и бы л и на яр усе в ы п о л н и т ь м ож н о , а во т в т о н н а х по вы л о в у и по в ы п у с к у п ищ е в о й — сложно? П. БОЛЫЧЕВ. Арендный В первые в о т р а с л и эки паж ушел в рейс на ус ловиях арендного подряда. Это был коллектив небольшо го судна —- СРТ-м «Ударник» одноименного колхоза. Раз впервые в отрасли, ста ло быть, при «сочинении» до говора никто не знал, что это такое — арендный подряд и с чем его едят. Конечно, в принципе представляли, но применительно к рыбной про мышленности да еще и в колхозном варианте — кто его знает, какие пункты включать и как их сформулировать. За бегая вперед, скажем, что именно поэтому основные по стулаты договора оказались неконкретными со всеми вы текающими отсюда последст виями. П ЕРЕД ВЫ ХОД ОМ В Р ЕЙ С экипаж едино гласно проголосовал за работу по арендному подряду и подписал договор. О чем думали в эту. минуту моря ки? Они жаждали немедлен ных эффективных действий, перестройки не на словах, а на деле. Знали, что в других отраслях народного хозяйст ва аренда движет прогрессом в производственных отноше ниях, коллективы совсем иначе относятся к труду, к орудиям производства", к эко номии ресурсов. А главное — получают большую самостоя тельность, то есть возмож ность более гибко, с наиболь шей пользой решать все про блемы. Б о м б а Экипаж «Ударника» полу чил рейсовое задание: за 105 суток изготовить рыбопро дукции на 703,4 тысячи руб лей. Ни объемы продукции, ни ее ассортимент не уста навливались, только — ’ фи нансовый результат. И з этой суммы высчиты вается арендная плата в р а з мере 51 процента. Почему именно столько? Договор объясняет это так: арендная плата рассчитана на основа нии данных работ судна за три последних года. В нее входят «амортизационные от числения и доход на расши рение колхозного производ ства». в Надо сказать, экипаж «Ударника» всегда был в передовиках в колхозе, в прошлом году он да еще один коллектив справились досрочно с планом года. Зн а чит, отметим, и финансовая цель рейса устанавливалась ему отнюдь не низкая. 49 процентов по договору должны покрыть затраты на содержание судна. Вместе с заработной платой экипажа * * * Что же получилось у эки пажа «Ударника»? Рейсовое задание оказалось недовы полненным: недобрали ' про. 21 октября 1988 года дукцин на 44.138 рублей, хо тя по времени «перебрали» 11 суток. Объясняется это причинами весьма серьезны ми. Техническое состояние судна перед выходом его в рейс было, можно с к а з а т ь ^ неудовлетворительным. З а У канчивался четырехлетний эксплуатационный период, моряки привели траулер в порт как р а з накануне по следнего дня этого цикла. И, • как сказали мне на судне, если бы не аренда, недотя нуть бы/ до конца рейса. Стало быть, один из плю сов нового метода — в изме нении отношения людей к полученной в аренду техни ке. Не будем подробно рас сказывать, чего стоило эки пажу работать три с полови ной месяца на судне, где по стоянно что-то выходило из строя. Достаточно сказать, что простои по техническим причинам отняли у моряков 18 суток. Хотя в условиях договора под цифрой 1 записано: «Своевременно и качествен но производить ремонт про мыслового судна, судовых и промысловых механизмов и материалов». Вроде бы прав ление колхоза обязуется не-^ рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz