Рыбный Мурман. 1988 г. Ноябрь.

Люди рыбацкого Севера Л ЮДИ по-разному вос­ принимают похвалу. Тщеславных распирает от гордости, корыстные с удов­ летворением потирают руки в предвкушении будущих побед, рассматривая сегодня­ шний успех как ступеньку к пьедесталу. Полный кавалер орденов Трудовой Славы Анатолий Михайлович Малюченко вся­ кий раз очень удивлялся: «Почему награждают меня? Что я — лучше , что-ли?» Удивлялся искренне, смущал­ ся перед моряками , вроде работали вместе, поровну де­ лили все тяготы морской жи ­ зни. а вот поди ж ты. выде ­ лили его. моториста Малю­ ченко! Ладно бы капитаном был. судьбу плана рейсового решал ,'да хоть бы стармехом, все-таки ответственность у него— не сравнить с мотори­ ст ом. Может, именно поэтому он нравится сразу . Те»м, что на­ чисто лишен какого-либо са ­ молюбования. Тем, что бе­ зумно любит работу. Тем, чт0 умеет слушать и слышать. Поговоришь минут пятнад­ цать — и уже расставаться жаль . П ОСЛЕ СВАД ЬБЫ моло­ дые жили на частной квартире. Впрочем. Анатолий практически и не был дома, все время в море. Сейчас уже и представить трудно, как матросы руками втаски­ вают сети на палубу РТ , как под ледяным ветром солят рыбу. А так и работал ма­ трос «Мурмансельди» Мал/о­ чен ко. Но тут случилось не­ счастье в жизни % Анатолия Михайловича: умер его отец, человек, «богатый характе ­ ром», как говорит об отце сам Анатолий Михайлович. Тогда он уволился из флота, поехал в станицу Новолабин- с к ую , . ведь маму одну не оставишь. Когда рассчитывался, в «Мурмансельди •> сказали: «Ничего, еще -вернешься, еще попросишься обратно». Не сказали бы так, видимо, в «Мурмансельдь» он и при­ шел бы, когда действительно вернулся. А тут самолюбие не позволило. Пошел в трал- флот. Попал на РТ «Херсон», •которым командовал сам А. Я. Маклаков. И вскоре старший механик, заприметив в молодом моряке завидное трудолюбие и добросовест. ность, поманил: «Давай-ка по­ пробуй машинистом». «Дед» знал, что Анатолий служил на флоте, причем в машин­ ной команде корабля, стало быть, справится. Вот этот день и был нача­ лом новой профессии Малю­ ченко, профессии моториста, принесшей ему столь гром-, кую славу. Был этот день более четверти века назад. Конечно, можно было пой­ ти учиться, скажем, в ШУКС, стал бы механиком. Но — меха ииком -«паро­ виком», ведь у Малюченко за плечами была лишь семилет­ ка. А уже в то вр^мя паро­ вые суда уходили в прош­ лое. на новые, дизельные, ме ­ ханики-* паровики» шли слесарями. Какой смысл? Ведь и в те годы он был специалистом что надо, уже тогда механики говорили: «Если Малюченко в маши­ не. нее будет к порядке» и шли спокойна ремонтировать палубные механизмы . Мото. рнст первого класса знает «машину» в общем-то не ху­ же другого механика, а если у человека еще и любовь к технике есть. на такого специалиста вполне можно положиться. Анатолий Михайлович тех­ нику любил беспредельно, без работы минуты не мог. Еще до службы в армии ра ­ ботал экскаваторщиком и, как* он са.м вспоминает, был бы неплохим строителем, ес ­ ли бы не море. Ох уж это море! После ка­ ждого рейса клялся . жене: «Все, Фаина, все, мать, сей­ час — последний рейс, и никаких морей!» Она улыба ­ лась. не противоречила. А что толку? Знала , говорит вроде искренне, а ведь и сам в это не верит. Сын Сергей так и сказал , когда взрослым стал: «Меня улица вырасти­ ла». Приврал, конечно, хотя доля правды была в его сло ­ вах. Фаина Николаевна весь день на работе, сыновья с малых -лет все умели и дела ­ ли по дому сами. Но автори­ тет отца, благотворное влия­ ние светло!! любви родителей ДРУГ к другу и детям не .мо­ гли не сказаться па их харак ­ терах. Сережа закончил Монче­ горский физкультурный тех­ никум. Когда его призвали в армию и направили в учеб­ ный отряд на юг. роди­ тели еще ни о чем не догады­ вались. Потом пришло пись- т о от сына, когда 0н уже до­ вольно долго прослужил де ­ сантником в Афганистане. Сколько слез пролила Фаина Николаевна за два года и сколько седины прибавилось у Анатолия Михайловича за «Иначе не могу», — Г О В О Р И Т О С В О Е Й П Р Е Д А Н Н О С Т И М О Р Ю П О Л Н Ы Й К А В А Л Е Р О Р Д Е Н О В Т Р У Д О В О Й С Л А В Ы А Н А Т О Л И Й М И Х А Й Л О В И Ч М А Л Ю Ч Е Н К О это время — никто не соч­ тет. Но, к счастью, Сергей вернулся целехонький. Ж е ­ нился. Сейчас уже Максим Малюченко пошел в первый класс , Юля — в садик. Тре­ тье поколение Малюченко подрастает и в семье млад­ шего сына — Игоря. Зовут «поколение» — Дарья , воз­ раст — второй месяц. Да, великое дело для мо­ ряка — хорошая семья , на­ дежный тыл. Анатолию Ми­ хайловичу повезло в этом плане. Я как-то спросила у жены Анатолия Михайловича: — Получается, по вашим рассказал!, что муж у вас идеальный, разве возможно такое? — Идеальный , — улыбну­ лась Фаина Николаевна. — Не пьет, не курит, ласковый, заботливый, все для нас. Лю­ бим его, уважаем, он к нам — с нежностью. Приду с ра­ боты — он уже дома все сде­ лал. Примерно так же, лишь другими словами, говорили об Анатолии Михайловиче его друзья . А их у него много. Открытость характера , вни­ мание, умение понять, пол­ ное отсутствие корысти, ка­ кой-либо неверности — в сло­ ве или деле — ключик*, кото­ рым он открывает любые сердца. Моряки рассказыва ­ ли, что 3-4 дня общения с Малюченко — и человек с т а ­ новился его преданным дру ­ гом. Через десяток дней ра­ боты в новом экипаже Ана ­ толия Михайловича обычно знает вся команда. * * * Т Р И Д Ц А Т Ь ЛЕТ В МО- 1 РЕ . Ни единого заме ­ чания. Десятки благодарно­ стей и премий. Медаль «З а доблестный труд. В ознаменование 100- летия со дня рождения В. И. Ленина'» вручили мотористу Малюченко на ВМРТ «Мир». Первый орден Трудовой Сла­ вы III степени — на БМРТ «Ковдор» в 1975 году. Вот как говорит об этом событии Анато л ий Миха йл ович: — Наградили одного меня из всех моряков флота . Ког­ да вручали орден, сказали: «Так держать!» А как ина­ че? Я иначе и не умею: как работал, так и работаю. Ж е ­ не прямо со слезами гово­ рил: «Ну почему меня? Все же одинаково работаем, не­ ловко мне как-то...» Через пягь лет Малючен­ ко вручают орден Трудовой Славы II степени. Был он в то время на ППР «Навига­ тор >. В СКОРЕ морская судь ­ ба подбросила ему очередной экзамен на выдер­ жку и знания. А натол ий Миха илови ч был на вахте. Увидел: отку­ да-то поступает вода. Позво­ нил рефмёханику: «У вас в рефотделении где-то течет», а сам — в рефотделение. на­ шел в кингстонпой грубе от­ верстие миллиметров шесть. Доложил вахтенному механи­ ку, тог — стармеху. Пришел второй механик и приказал слесарям устранить течь. По­ ка слесари забивали чол, труба оторвалась, и в дыру пошла хлестать заборгная вода. Моряки начали заво- (днть пластырь — не получа ­ ется. В общей суете и смятении Малюченко, как обычно, спо­ койно, неспешно подошел к старшему механику: — Давай , откроем кафер- дам. а чтобы не залить элект­ рощит, откроем сетки — и пусть вода поступает $ ма­ шину. Включили все аварийные осушительные механизмы. Двое суток занимались Це­ ментированием отверстия. А когда все было позади, к а ­ питан Л. Н. Герасимович от ­ читал Анатолия Михайлови­ ча за то, что он не поставил в известность капитана. На­ верное, было просто некогда, а может , не хотелось беспо­ коить зря , ведь был уверен, что сделает все са'м. Я спросила Анатолия Ми­ хайловича: «Страшно было?» — Об этом тогда некогда было думать. Д а я в жизни ничего не боялся никогда! А в море пошел — не бояться же! Бы л случай пострашней. В Атлантике свирепство­ вал ураган . И тут у ППР «Ковдор» вырвало трубу, по которой подается масло от насоса на разворот винта. Судно потеряло ход. К тому же в трюмах груза почти не было, и легкое судно без хо­ да стало игрушкой стихии. Крен все увеличивался . До критической минуты было рукой подать. Анатолий Михайлович со вторым механиком по накре ­ ненной палубе добрались до носовой части судна, где на­ ходилась бочка с маслом. О том. как ее катили до кори­ дора , — страшно вспомнить. А там моряки .'выстроившись цепочкой, передавали из рук в руки ведра с маслом. М а ­ люченко подхватывал ведро и шел с ним по залитому ма ­ слом полу в туннель метров восемь глубиной и метров пятнадцать по машинному от­ делению, «не замечая» крена и качки, туда , где старший механик с токарем сваривали трубу. О чем думали в те ча­ сы, Анатолий Михайлович? — Скорей выровнять па­ роход, не то погибнут люди. — Выровняли? — Конечно. Муку переки­ дали с одного борта на др у ­ гой. — Так шторм же... — Вот и надо было быст­ рей. Людям, не представляю­ щ им , что такое судно без хо­ да в штормовом океане, не объяснить этого. Надо испы­ тать самому всю беспомощ­ ность бывшего мощного трау ­ лер а , ставшего легонькой щ е ­ почкой. которой играют вол­ ны-горы. В такие минуты па ­ ника охватывает и бывалых моряков. Хорошо, когда на судне подбираются такие вот, как Малюченко, хладно­ кровные (внешне!) люди, уме­ ющие спокойно и споро почи­ нить неисправность, прока ­ тить по наклонной палубе бочку, пройти по замасленно­ м у полу, когда судно кидает то к небу, то в бездну. А сколько было разных случаев — страшных и коми­ ческих — за тридцатилет- нюю работу в море! Спраши­ ваю Малюченко: — Ведь вы давно могли бы работать на берегу. По­ чему только море? — Может, и смог бы, а может , и нет. Скажем, на бе­ регу запустил компрессор и стой. Что это за работа? Р а з человек крутится , он живет. Я вообще шебутной. Даже во сне вижу свою работу. Да и не засну , пока не закончу де ло, оно будет в глазах сто­ ять. Я труд свой люблю: он и рискованный и радостный. Технику люблю. И море. Б ы ­ вает , конечно, очень тяжело. Тогда я говорю себе: «Все равно, седой. работай. Ты должен»-. И молодым говорю: «Что ж, ребята, мы сами вы ­ брали себе такую жизнь . Не переживайте. Чем больше ра ­ ботаешь, тем быстрее рейс кончается». У Анатолия Михайловича действительно рейс проле ­ тает быстро: кроме вахт, ре ­ монтов, еще и общественных обязанностей немало. То он в судкоме, то в народном контроле, го в ревизионной комиссии. В ИЮНЕ нынешнего го­ да Анатолий Михайло­ вич Малюченко стал полным кавалером орденов Трудовой Славы. И. БЕРЕЗЮК Фото В. КОРЕЦКОГО. 4 ноября1988 года рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz