Рыбный Мурман. 1988 г. Ноябрь.
Люди рыбацкого Севера Л ЮДИ по-разному вос принимают похвалу. Тщеславных распирает от гордости, корыстные с удов летворением потирают руки в предвкушении будущих побед, рассматривая сегодня шний успех как ступеньку к пьедесталу. Полный кавалер орденов Трудовой Славы Анатолий Михайлович Малюченко вся кий раз очень удивлялся: «Почему награждают меня? Что я — лучше , что-ли?» Удивлялся искренне, смущал ся перед моряками , вроде работали вместе, поровну де лили все тяготы морской жи зни. а вот поди ж ты. выде лили его. моториста Малю ченко! Ладно бы капитаном был. судьбу плана рейсового решал ,'да хоть бы стармехом, все-таки ответственность у него— не сравнить с мотори ст ом. Может, именно поэтому он нравится сразу . Те»м, что на чисто лишен какого-либо са молюбования. Тем, что бе зумно любит работу. Тем, чт0 умеет слушать и слышать. Поговоришь минут пятнад цать — и уже расставаться жаль . П ОСЛЕ СВАД ЬБЫ моло дые жили на частной квартире. Впрочем. Анатолий практически и не был дома, все время в море. Сейчас уже и представить трудно, как матросы руками втаски вают сети на палубу РТ , как под ледяным ветром солят рыбу. А так и работал ма трос «Мурмансельди» Мал/о чен ко. Но тут случилось не счастье в жизни % Анатолия Михайловича: умер его отец, человек, «богатый характе ром», как говорит об отце сам Анатолий Михайлович. Тогда он уволился из флота, поехал в станицу Новолабин- с к ую , . ведь маму одну не оставишь. Когда рассчитывался, в «Мурмансельди •> сказали: «Ничего, еще -вернешься, еще попросишься обратно». Не сказали бы так, видимо, в «Мурмансельдь» он и при шел бы, когда действительно вернулся. А тут самолюбие не позволило. Пошел в трал- флот. Попал на РТ «Херсон», •которым командовал сам А. Я. Маклаков. И вскоре старший механик, заприметив в молодом моряке завидное трудолюбие и добросовест. ность, поманил: «Давай-ка по пробуй машинистом». «Дед» знал, что Анатолий служил на флоте, причем в машин ной команде корабля, стало быть, справится. Вот этот день и был нача лом новой профессии Малю ченко, профессии моториста, принесшей ему столь гром-, кую славу. Был этот день более четверти века назад. Конечно, можно было пой ти учиться, скажем, в ШУКС, стал бы механиком. Но — меха ииком -«паро виком», ведь у Малюченко за плечами была лишь семилет ка. А уже в то вр^мя паро вые суда уходили в прош лое. на новые, дизельные, ме ханики-* паровики» шли слесарями. Какой смысл? Ведь и в те годы он был специалистом что надо, уже тогда механики говорили: «Если Малюченко в маши не. нее будет к порядке» и шли спокойна ремонтировать палубные механизмы . Мото. рнст первого класса знает «машину» в общем-то не ху же другого механика, а если у человека еще и любовь к технике есть. на такого специалиста вполне можно положиться. Анатолий Михайлович тех нику любил беспредельно, без работы минуты не мог. Еще до службы в армии ра ботал экскаваторщиком и, как* он са.м вспоминает, был бы неплохим строителем, ес ли бы не море. Ох уж это море! После ка ждого рейса клялся . жене: «Все, Фаина, все, мать, сей час — последний рейс, и никаких морей!» Она улыба лась. не противоречила. А что толку? Знала , говорит вроде искренне, а ведь и сам в это не верит. Сын Сергей так и сказал , когда взрослым стал: «Меня улица вырасти ла». Приврал, конечно, хотя доля правды была в его сло вах. Фаина Николаевна весь день на работе, сыновья с малых -лет все умели и дела ли по дому сами. Но автори тет отца, благотворное влия ние светло!! любви родителей ДРУГ к другу и детям не .мо гли не сказаться па их харак терах. Сережа закончил Монче горский физкультурный тех никум. Когда его призвали в армию и направили в учеб ный отряд на юг. роди тели еще ни о чем не догады вались. Потом пришло пись- т о от сына, когда 0н уже до вольно долго прослужил де сантником в Афганистане. Сколько слез пролила Фаина Николаевна за два года и сколько седины прибавилось у Анатолия Михайловича за «Иначе не могу», — Г О В О Р И Т О С В О Е Й П Р Е Д А Н Н О С Т И М О Р Ю П О Л Н Ы Й К А В А Л Е Р О Р Д Е Н О В Т Р У Д О В О Й С Л А В Ы А Н А Т О Л И Й М И Х А Й Л О В И Ч М А Л Ю Ч Е Н К О это время — никто не соч тет. Но, к счастью, Сергей вернулся целехонький. Ж е нился. Сейчас уже Максим Малюченко пошел в первый класс , Юля — в садик. Тре тье поколение Малюченко подрастает и в семье млад шего сына — Игоря. Зовут «поколение» — Дарья , воз раст — второй месяц. Да, великое дело для мо ряка — хорошая семья , на дежный тыл. Анатолию Ми хайловичу повезло в этом плане. Я как-то спросила у жены Анатолия Михайловича: — Получается, по вашим рассказал!, что муж у вас идеальный, разве возможно такое? — Идеальный , — улыбну лась Фаина Николаевна. — Не пьет, не курит, ласковый, заботливый, все для нас. Лю бим его, уважаем, он к нам — с нежностью. Приду с ра боты — он уже дома все сде лал. Примерно так же, лишь другими словами, говорили об Анатолии Михайловиче его друзья . А их у него много. Открытость характера , вни мание, умение понять, пол ное отсутствие корысти, ка кой-либо неверности — в сло ве или деле — ключик*, кото рым он открывает любые сердца. Моряки рассказыва ли, что 3-4 дня общения с Малюченко — и человек с т а новился его преданным дру гом. Через десяток дней ра боты в новом экипаже Ана толия Михайловича обычно знает вся команда. * * * Т Р И Д Ц А Т Ь ЛЕТ В МО- 1 РЕ . Ни единого заме чания. Десятки благодарно стей и премий. Медаль «З а доблестный труд. В ознаменование 100- летия со дня рождения В. И. Ленина'» вручили мотористу Малюченко на ВМРТ «Мир». Первый орден Трудовой Сла вы III степени — на БМРТ «Ковдор» в 1975 году. Вот как говорит об этом событии Анато л ий Миха йл ович: — Наградили одного меня из всех моряков флота . Ког да вручали орден, сказали: «Так держать!» А как ина че? Я иначе и не умею: как работал, так и работаю. Ж е не прямо со слезами гово рил: «Ну почему меня? Все же одинаково работаем, не ловко мне как-то...» Через пягь лет Малючен ко вручают орден Трудовой Славы II степени. Был он в то время на ППР «Навига тор >. В СКОРЕ морская судь ба подбросила ему очередной экзамен на выдер жку и знания. А натол ий Миха илови ч был на вахте. Увидел: отку да-то поступает вода. Позво нил рефмёханику: «У вас в рефотделении где-то течет», а сам — в рефотделение. на шел в кингстонпой грубе от верстие миллиметров шесть. Доложил вахтенному механи ку, тог — стармеху. Пришел второй механик и приказал слесарям устранить течь. По ка слесари забивали чол, труба оторвалась, и в дыру пошла хлестать заборгная вода. Моряки начали заво- (днть пластырь — не получа ется. В общей суете и смятении Малюченко, как обычно, спо койно, неспешно подошел к старшему механику: — Давай , откроем кафер- дам. а чтобы не залить элект рощит, откроем сетки — и пусть вода поступает $ ма шину. Включили все аварийные осушительные механизмы. Двое суток занимались Це ментированием отверстия. А когда все было позади, к а питан Л. Н. Герасимович от читал Анатолия Михайлови ча за то, что он не поставил в известность капитана. На верное, было просто некогда, а может , не хотелось беспо коить зря , ведь был уверен, что сделает все са'м. Я спросила Анатолия Ми хайловича: «Страшно было?» — Об этом тогда некогда было думать. Д а я в жизни ничего не боялся никогда! А в море пошел — не бояться же! Бы л случай пострашней. В Атлантике свирепство вал ураган . И тут у ППР «Ковдор» вырвало трубу, по которой подается масло от насоса на разворот винта. Судно потеряло ход. К тому же в трюмах груза почти не было, и легкое судно без хо да стало игрушкой стихии. Крен все увеличивался . До критической минуты было рукой подать. Анатолий Михайлович со вторым механиком по накре ненной палубе добрались до носовой части судна, где на ходилась бочка с маслом. О том. как ее катили до кори дора , — страшно вспомнить. А там моряки .'выстроившись цепочкой, передавали из рук в руки ведра с маслом. М а люченко подхватывал ведро и шел с ним по залитому ма слом полу в туннель метров восемь глубиной и метров пятнадцать по машинному от делению, «не замечая» крена и качки, туда , где старший механик с токарем сваривали трубу. О чем думали в те ча сы, Анатолий Михайлович? — Скорей выровнять па роход, не то погибнут люди. — Выровняли? — Конечно. Муку переки дали с одного борта на др у гой. — Так шторм же... — Вот и надо было быст рей. Людям, не представляю щ им , что такое судно без хо да в штормовом океане, не объяснить этого. Надо испы тать самому всю беспомощ ность бывшего мощного трау лер а , ставшего легонькой щ е почкой. которой играют вол ны-горы. В такие минуты па ника охватывает и бывалых моряков. Хорошо, когда на судне подбираются такие вот, как Малюченко, хладно кровные (внешне!) люди, уме ющие спокойно и споро почи нить неисправность, прока тить по наклонной палубе бочку, пройти по замасленно м у полу, когда судно кидает то к небу, то в бездну. А сколько было разных случаев — страшных и коми ческих — за тридцатилет- нюю работу в море! Спраши ваю Малюченко: — Ведь вы давно могли бы работать на берегу. По чему только море? — Может, и смог бы, а может , и нет. Скажем, на бе регу запустил компрессор и стой. Что это за работа? Р а з человек крутится , он живет. Я вообще шебутной. Даже во сне вижу свою работу. Да и не засну , пока не закончу де ло, оно будет в глазах сто ять. Я труд свой люблю: он и рискованный и радостный. Технику люблю. И море. Б ы вает , конечно, очень тяжело. Тогда я говорю себе: «Все равно, седой. работай. Ты должен»-. И молодым говорю: «Что ж, ребята, мы сами вы брали себе такую жизнь . Не переживайте. Чем больше ра ботаешь, тем быстрее рейс кончается». У Анатолия Михайловича действительно рейс проле тает быстро: кроме вахт, ре монтов, еще и общественных обязанностей немало. То он в судкоме, то в народном контроле, го в ревизионной комиссии. В ИЮНЕ нынешнего го да Анатолий Михайло вич Малюченко стал полным кавалером орденов Трудовой Славы. И. БЕРЕЗЮК Фото В. КОРЕЦКОГО. 4 ноября1988 года рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz