Рыбный Мурман. 1988 г. Ноябрь.
на рельсах интенсификации 5 ТАКОГОТРАЛА ЕЩЕ НЕ БЫЛО ТГАКОГО ТРАЛА на бассейне не было. И пока нет. Он еще ■ конструируется в единственном варианте на фабрике ору дий лова. Возни, конечно, с экспериментальным тралом, пред назначенным для супертраулера «Александр Мироненко», не мало. Достаточно сказать, что на изготовление привычных, тради ционных тралов требуется около ста часов. А на новый трал потребовалось 514 часов. Но и размеры таковы, с которыми еще на фабрике орудий лова дел не приходилось иметь. К примеру, вес его в два с лишним раза больше, а потому и техника в иных случаях ока залась бессильной. Так, упаковать новый трал не было возм ож ности, потому отправляется он на судно, как невод. Если новый трал хорошо покажет себя в работе, фабрика возьмется за его серийное производство. Но нужна техника. VEB K0MB1NAT SCHIFFBAU В ы с т а в к а в М о с к в е Н А ПРОТЯЖЕНИИ более 40 лет СССР является глав ным заказчиком судострои тельной промышленности ГДР. За это время поставлено для СССР 3430 судов Фолее 80 ти пов и модификаций. Судо строительная промышленность ГДР сумела справиться с м еж дународными конкурентами только за счет долгосрочного удовлетворения потребностей и требований советских за казчиков м орско го и речного флота и морско го рыболов ства, а также совместной раз работки новых типов судов. Крупные заказы на большие сроки поставки создали для су достроителей хорошие условия для работы. Поставки судов в пятилет ний период 1986— 1990 гг. осно вываются на Межправительст венном соглашении о сотруд ничестве ГДР и СССР в обла сти судостроения от 15 апре ля 1985 года, предусматри вающем поставку судов, судо вого оборудования и произ водство судоремонта, общей стоимостью около 3 миллиар дов рублей. На выставке демонстрируют ся макеты семи основных ти пов судов, строящихся в ГДР. Среди экспонатов выставки макеты траулера-завода типа «Атлантик-488» (до конца 1988 года предусмотрена поставка 11 единиц и до 1990 года — свыше 30 единиц), транспорт ного рефрижератора типа «Кристалл II» кубатурой гр у зо вых трюмов 13.300 м3 (до кон ца 1988 года будет поставле но рыбному хозяйству 48 су дов). Изделия судового комплек тующего оборудования, часть которых показывается в нату ральную величину, предназ наченные для автоматизиро ванного судового режима, для рыбопромысловых нужд и хо лодильной техники, а также для рационализации судоре монта, представляют собой вы сококачественные изделия, вы пускаемые специализирован ными предприятиями ГДР. В журнале «Зеевиртшафт» № 6/1988 (стр. 267—289) есть описание строящегося на фольксверфи Штральзунд траулера-завода, разработан ного специально для осущест вления Продовольственной программы СССР. Подготовил С. МИРОНОВ. С м е н н ы й п о м о щ н и к капитана р ей дового катера «Териберский тайфун» Илья Степанович Курдюмов принимал вахту у собрата по профессии, ве селого, острого на язык Гранта Карапетовича Тихо нидзе, окрещенного на кате ре Григорием Карповичем. Тихонидзе сдал вахту и, убегая, крикнул Курдюмову: — Степанович, тебе запи ска от капитана: продолжа ется подготовка в Союз пи сателей, — он, хмыкнув, исчез.*'. - Илья Степанович раскрыл журнал и погрузился в р а з бор капитанского распоря жения: 1. Почему 20-го числа не вели запись в черновом ж ур нале? 2. В чистовом журнале пропустили пункты 3, 7, 11. Курдюмову особенно были непонятны эти пункты. Он старался замерить силу и направление ветра на аква тории залива, чем отвлекался от основных обязанностей, и из-за этого нервничал. Почесав затылок , он про должил. 3. Промасленную ветошь оставьте, а в журнале льяль- ных вод и мусора сделайте запись, что сдали 100 кг. А если придет инспектор й усомнится, скажи , что ве тошь принесли из дома, а то ее уже год цет на складе. 4. В журнале работы р а диолокационной станции сде лай отметку проверки рабо ты локатора. 5. В пожарно-контрольном формуляре сделай запись о том, что вы с мотористом ве ли себя достойно во время учебной тревоги. 6. В журнале приготовле ния пищи разнообразь меню, а то у тебя постоянно борщ, макароны и компот: посмот ри. как Тихонидзе питается. И действительно, Грант Карапетович питался ра зно образно. В -меню у него пре обладала французская кух ня: мясо кенгуру, гусиная печенка, черепаший суп и Сатирическим пером ------------------------------ В ПЕЧАТИ очень много говорилось о ликвидации всевозмож ных судовых журналов. Часть их сократили, по по -преж нему ненужных — великое множество. Автор сегодняшней публикации рассказывает об этой проб леме в непривычном жанре. Писатель поневоле устрицы. Частенько он бало вал вахту соком из железно го дерева. * — Из железного, чтобы железа в организме было больше. — объяснил оп к а питану. — Откуда у него устри цы и мясо кенгуру? — не доумевал Курдюмов. — Ви димо, друзья с приходящих судов дают. Он расспрашивал ребят, стоящих на вахте с Тихонид зе. — Устрицы .мне не пон равились, — ответил матрос Чугунов. — Не пойму, за что их французы любят. — А мясо кенгуру очень жесткое, не жалей, что те бе не оставили, — ответил он в следующий раз. Однажды Курдюмов в жур нале приготовления пищи в графе о чистоте рук написал по ошибке «ноги чистые». Санитарный врач, проверяю щий журнал , недоуменно уставился на запись. Курдю- мова выручил Тихонидзе: — У «ас Степанович и но ги проверяет перед обедом, — заверил он. Врач усмех нулся, но промолчал. Приближалось время от хода. Курдюмов заполнил: 1. Судовой журнал . 2. Журнал по ТБ первой ступени. 3. Журнал льяльных вод. 4. Журнал инструктажа по технике безопасности. Приготовил жу.рнал нарко логического обследования. — Хорошо, у нас экипаж небольшой, — подумал он, принюхиваясь к матросу. — А как быть на судах, где команда по сто человек? На- придумывают журналов! Курдюмов надел фуражку, куртку с шевронами и под нялся на мостик. — Петрович, запускай, — крикнул он мотористу в пе реговорную трубу. «08 .00 . Пуск главного двигателя», — сделал он запись в черновом журнале и то же са^юе внес в чисто вой. «Отошли от причала, курс 250» , — продолжил он запись в черновом и чисто вом журналах . отходя от причала. Степанович все делал до бросовестно, если Тихонидзе мог заполнить журнал , не отягощая себя точностью, то Курдюмов был педантичен. Однажды, занявшись подсче тами, он насчитал на своем судне более 30-ти различных журналов. Весь день Курдюмов бо роздил Кольский залив, пе ревозя снабжение и людей. Между стоянками выполнял капитанские распоряжения. К вечеру пелена тумана на крыла суда, стоящие па рей де, и нервничавший на швар товках Курдюмов поссорился с мотористом Книпой. После вахты он задержал ся еще на час, покончив с судовым журналом, поставил его на полку и обнаружил записку, написанную коря вым почерком Книпы: «Сте- паныч, заполнишь журнал — напиши заявление в Союз писателей, тебя обязательно примут». — Ну вот еще и з ая вл е ние писать, — машинально подумал Курдюмов, — а я еще не все журналы запол нил. И зачем их столько? Ю. БЕСПАЛОВ, судоводитель. шз необходимость и реальность отрегулируют и это. Все важ ное и особо важное должно быть вовремя предусмотрено, спрогнозировано и спланиро вано, именно этим и опреде ляется зрелость в решении проблем научно-техническо го прогресса. Но все же как оказать эффективную помощь нашим партнерам и в то ж е время не сорвать выполнение пла новых работ? Путь один: необходимо изыскивать но вые формы труда, повышать отдачу каждого исполнителя. Для этого стали применять коллективные формы оплаты труда, способствовать усиле нию творческой активности, дальнейшего укрепления кол лективизма, развивать демо кратические начала в управ лении, рациональнее исполь зовать рабочее время, основ ную оплату производить по конечному результату . Выполнение Ъо подряду р а бот научно-технического" на значения имеет свою особую специфику. Ведь заказчику в принципе все равно, как загружено твое подразделе ние, он входит в твое поло жение тогда, когда уговари вает, если равный уровень; •и тогда, когда настоятельно л указывает , даже приказыва ет вышестоящая организация изыскать резервы и выпол нить необходимые исследова ния и разработки. Но вот договор на допол нительную работу заключен, в силу вступают договорные обязательства, невыполнение которых приводит к такому же результату , как и срыв •любой плановой работы. За срыв этапа, срока, ре зульта та и т. д. заказчик имеет право не только не возме- 'щ а т ь затраты разработчика, но и выставить штраф . (Я здесь, конечно, н е призываю наших заказчиков пользо ваться этим правом, ведь особенно в первый год ста новления хозрасчетных отно шений таких неувязок будет достаточно). То есть, заклю чая договор на дополнитель ную работу научно-техниче ского назначения, разработ чик рискует. Для гарантии покрытия возможных убытков необхо дим фонд «риска» , которого пока нет. На выполнение р а бот по дополнительному до говору заключается еще один, но уже внутренний, подрядный договор между ор ганизацией в лице директора и непосредственно бригадой исполнителей в лице ее руко водителя, оформляется при казом по объединению. Ес тественно, перевод на кол лективную форму труда, со здание " временных бригад осуществляется с полного со гласия работников и по со гласованию с профсоюзным комитетом. В приказе огова риваются условия выполне ния работы, обязанности и ответственности сторон. Одно из главных условий — это чтобы выполнение сверхплановой работы по подряду не сказалось нега тивно на выполнении плано вых работ. Оплата труда по подряду может осуществлять ся в виде ежемесячной вы платы заработной платы в виде аванса (необходимо не забывать , что это дополни тельный заработок, а основ ной выплачивается обычным образом), основной расчет по конечному результату, или без ежемесячных аван совых выплат, а только рас чет по .конечному результа ту. На выплату направляется 80 процентов основной з а р а ботной платы, 20 процентов на формирование фонда «ри ска» или, вернее, как мы его назвали, фонд подрядных бригад. Для регистрации от числений каждой бригады бухгалтерия будет вести спе циальный счет, то есть каж дый может видеть, будь то бригадир или рядовой член бригады, сколько средств бригада временно перечисли ла в фонд «риска». Решение о создании такого фонда бы ло обсуждено сначала на со вещании руководителей бригад, а затем принято на заседании трудового коллек тива. Надо сказать , обсуж дения на обоих уровнях бы ли очень жаркие , что гово рит о необычности и остро те вопроса, о заинтересован ности всех и повышении от ветственности. Использоваться этот фонд будет на покрытие убытков, полученных в результате дея тельности подрядных бригад, на финансирование особо перспективных, экономиче ски выгод ньех разработок и др. Главное — это то, что этим фондом имеет право распоряжаться, если нет убытков, только совет руко водителей бригад. Например, год прошел, подводится ба ланс и, если накопления зн а чительны, то советом брига диров подрядных бригад при нимается решение о выплате определенной части фонда основным исполнителям (т. е. формирователям фонда) подрядных бригад. Кроме то го, из этого фонда совет бригадиров может поощрить других сотрудников, активно содействующих выполнению работ по подрядным темам. Таким образо.м будет учиты ваться вклад каждой брига ды в фонд «риска» , и при высокой коллективной ответ ственности, качестве и свое временности выполнения р а бот выплата основным ис полнителям работ по подря ду будет приближаться к сто процентному результату. Мы рассчитываем, что формирование фонда «ри ска» или фонда «подрядных бригад» — это первый шаг в формировании настоящего фонда «риска», который бу дет направлен на решение перспективных проблем, обес печивающих истинный про рыв в научно-техническом прогрессе. Хотелось бы стро ить свою работу так, чтобы не зависеть от Заказчика , а за счет собственных средств вести разработки и постав лять на рынок научно-техни ческую продукцию как высо кокачественный товар. И. КАНТЕМИРОВ, главный инженер «Севтех* рыбпрома». РЫБНЫЙМУРМАН 4 ноября 1888 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz