Рыбный Мурман. 1988 г. Ноябрь.
противоречия сегодняшнего этапа 1 1986 ГОДУ наш флот работал убыточно. В преддверии перехода на с а мофинансирование такое по ложение. чревато банкротст вом. Потому ушла на суда ра диограмма с требованием:-в связи с острым дефицитом рефтоннажа необходимо при нять меры дл я улучшения работы флота , свои предло жения обязательно отразить н отчетах. Капитаны и рань ше обсчитывали результаты рейсов, обращали внимание на отрицательные моменты, а тут сам начальник флота обращается за предложения ми, улучшающими работу управления. С.мысл предложений сво дился к увязке результатов работы с оплатой ее. Вот тогда, во втором квартале ипошлого года, и пошли ч Дн спор ты в рейсы по -но вым показателям премирова ния: доходы на судо-сутки рейсооборота. Анализ работы показал су щественные улучшения э ф фективности " использования транспортного флота: увели чились грузоперевозки, сни зилась их себестоимость, во з росла прибыль. Первая часть предложений была успешно реализована . А как с увязкой оплаты эки пажам за столь доходную р а боту? Тут как р а з подоспело по становление об увеличении окладов на 20 — 30 процен тов и началось в спешном по рядке внедряться на судах. Но — странная вещь — лю дям предлагают повышенные оклады, а они не спешат ими завладеть . Первым отказался экипаж Т Р «Кольский з а лив», вторым — Т Р «Матиас Тезен» . В эксперименталь ный рейс ушел Т Р «Ро за /гт’омсембург» с подменным капитаном. К а к т о л ь ко первы е т р а н с п о р ты в е р н ул и с ь из э к с п е р и м е н т а л ь ны х рейсов , в у п р а в л е н и и п рои звел и анали з и х работы . Для убеди тел ьно с ти привели та б ли ц у вы полнени я рей совы х заданий ТР «Роза Лю ксем б ур г» и «Тамбов», где работали на с та ры х о кладах . Из таблицы следовало, что с о кр ащ е н ны й э к и п а ж сработал намно го л у ч ше: рейсооборот ум еньш ен , до ходы выше , расходы ниж е , прибы л ь больше и пр ои зво д и тельно с ть тр уда л учш е . Но — о пя ть ж е с транна я вещь — на ч а л ь н и к отдела тр уд а и за рабо тной пла ты С. И. К о н ьш и н а совсем забыла п р и вести (для сравнения ) опла ту тр уд а э ти х э ки п а ж е й . Почему? Да по том у , что , несмотря на повыш е ние окладов , зарплата осталась п р а к т и ч е с к и пр еж не й . Проверить это просто : р а сче т ные л и с т к и у м ор я ко в — со х р а н и л и с ь и лицевые счета в процентов, стали 50. А поче му не уменьшить сдельные расценки за погрузку рыбо продукции. за доставку снаб жения? Но и это еще не все. Оказывается , заработанную с большим трудом премию за интенсивность загрузки мож но уменьшить на четверть, а то п наполовину за невыпол нение плана по доходам. Хо тя всем было ясно, что 16,3 тысячи рублей дохода в сут ки для района ЮВТО — цифра явно завышенная . И, перевыполнив рейсовое з ад а ние по всем показателям, со- соб ра нил х м о р я к и в ы с к а зы в а ю т мы сль о том , что не справед ливо за л у чш и й тр у д пла ти ть с то л ь ко ж е , а т с и меньше , чем прежде . И то гда началось по с тепенное о т к р у ч и в а н и е пере ж а т ы х гае к : было полпроцен та п рем ии за к а ж д ы й пр оц е н т перевы полнени я рейсово го за дания , стала единица , на пя ть проце н тов возросло в о з н а гр а ж дение за вы полне ни е плана сред не су точной п р и ем ки , не вы полнимое задание доходов на с у т к и с 16.3 сн иж а е т ся до 14,5 ты с я ч и рублей . От суммы пла н о вы х доходов на чи наю т вы плачи ва ть 0,567 процен та , а от с в е р хп л ан о вы х — два пр оц е н та . А у ж ко гд а пош ли в рейс по ко л л е к ти в н о м у подряду , то и 40 процен тов — предел на- расчетной ча сти тож е на мес те. Конечно , для увеличения за рабо тка надо и зы с к и в а т ь в н у тр е н н и е резервы . С о кра тив э к и п аж и , «нашли» о коло 20 п р о цен тов . У величили норм а тив з а г р у з к и ры б о п р о д у кц и и на 10 проце н тов , та ры и с на бж ени я на 15 процен тов . Все это т а к . но где ж е э ко ном и я зарабо тной платы? Ведь без нее не переве деш ь бере говой а ппара т на по выш е н ны е о клады , тем более что со кращ а ть с я не хо че тся . Ясно , что управл ение — не судно , где к а п и т а н у дали ш т а т ное распи сание , отдел кадров людей направил , и ладно : х о тя т зарабо тать , спр авя тся и с м еньш им количеством м ор я ко в . А в у п р а в л е н и и с о тр у д н и ко в уволи ть не просто , надо их т р у д о у с тр о и т ь , а на о с та вш и х ся объем работ возрастет. Итак, где взять деньги? Заместитель начальника фло та по экономическим вопро сам Н. И. Сергеев бодро д е кларирует: «Будем эконо мить фонд заработной пла ты». На чем? На ком? На ком — ясно, это плав состав. На чем? Ну, например, был «пото лок» для премии 60 процен тов, стал 40. З а переработку на промысле платили до 60 Каждом у — по труду - кратив на несколько дней время загрузки судна, эки паж никак не мог «вписать ся» в план доходов, теряя не малую часть премии, зарабо танной на «ревущих сороко вых». До повышения окладов и сокращения экипажа не было ночных под вахт, теперь все моряки без исключения вы ходят па подвахты в течение всего периода работы на про мысле. Казалось бы, все, больше интенсировать нельзя. А вот и нет. Заместитель началь ника флота по эксплуатации A. Ф. Леванов дает в море радиограмму: «В порту обес печить сдачу рыбопродукции и вахту своими силами. Пе рейти на трехсменную работу — 8 через 16 часов». Хоро шо хоть начальник флота B. Ф- Корельский не поддер жал эту «инициативу», ли шающую экипаж отдыха в порту. Тем более чЮ плано вые стоянки сокращены. И та к, тр а н с п о р т ны й флот ра ботает рентабельно , э к и п а ж и со кращ е ны , оклады повыш ены . Но вот беда: и в га зе та х , и на чи сления прем ии — сня т, хо тя его и вы п о л н и ть весьма слож но, не говоря о перевы полне нии . Вот и хотелось бы зн а ть : все это маневрирование связано с неумением с ч и та ть и предви деть результат? Или т а ки м об разом э ко ном и т с я фонд зара ботной платы? Часто приходится слы шать в управлении, что мо ряки, мол, стяжатели , все им мало денег... В подтверждение хорошей работы судна и подобной оп латы привожу основные дан ные выполнения годового плана за 1987 год. Все рей сы выполнялись с хорошими показателями , и как ре зультат: планировался убы ток 262 тысячи рублей, а по лучено 315 тысяч рублей прибыли, а вот заработок оказался ниже планового: планировалось 469 тысяч, фактически выплачено 462 тысячи рублей. Напрашивается вывод, что работать хорошо — плохо для моряка , не выгодно. В. ПИСЬМЕННЫЙ, капитан-директор ТР «Коль ский залив». подряд не исчерпаны сяч сверхплановой прибыли. Подрядному коллективу долж ны начислить 1366 рублей за выполнение плана по прибыли и более 2,5 тысячи рублей за сверхплановую прибыль. Вы игрывает экипаж, выигрывают и промысловики, ведь только сверх плана на промысел и с промысла доставлено более 700 тонн грузов, сэкономлено для добывающих судов 5,1 су- до-суток. 2 * а счет чего подрядный кол лектив достиг таких результа тов? Во-первых, за счет стабиль ности экипажа. В рейсе рабо тают 15 матросов. После вы грузки в порту треть из них уйдет в отпуск, а после рейса они будут встречать транспорт в порту, помогут выгружать рыбопродукцию . Ведь на вре мя стоянки в порту сокраща ются должности токаря, свар щика, радиоспециалистов, пер вого помощника капитана. По окончании грузовых операций в отпуск отправляется следую щая группа матросов. И такую замену организовали почти все службы судна. Во-вторых, большую роль иг рает правильная расстановка моряков для работы в трюмах на промысле. Ясно, что силами 15 матросов не уложиться в плановые сроки выгрузки. По этому в грузовых работах участвуют все, кроме капитана (он подменяет судоводителей а мостике). Особую ценность \э т и х условиях имеют м о р я ки, у которых есть вторая спе циальность: электромеханик занимает место у лебедки, м о торист становится электро- карщиком , третий помощник капитана может заменить и то го и другого специалиста. В-третьих, смены вахт ма шинной команды теперь про исходят на 30 минут раньше. Не теряется время у подзахты на раскачку, человек сразу включается в трудовой ритм. В-четвертых, применяется ра циональная загрузка трюмов. Ведь наиболее эффективна ра бота на три точки (при необхо димости можно и на четыре), если трюмы и рыбомучные тан ки загружены равномерно. Диспропорция в размещении груза вынуждает работать на одну точку и ухудшает пока затели. В-пятых, продуманность пла нирования работы на промыс ле. Согласовав с руководителем промысла предстоящую рабо ту, изучив каргоплан, капитан планирует очередность подхо да промысловых судов. В пер вую очередь выгружаются ем кости, занятые снабжением, о при загрузке составляются пар тии по однородности прод ук ции. В-шестых, велика роль раци онализаторской мысли. Напри мер, матросы Н. Ф. Амельча- ков и С. М. Яныч, токарь Ю. А. Кропоткин, газоэлектросвар- щик В. С. Пржевальский и д р у гие моряки изготовили стро пы-пауки, которые со всех сто рон охватывают поддон с ры бопродукцией. Это исключает выпадение ящиков и обеспе чивает безопасную работу в условиях качки. Полученные в Испании захваты для электро погрузчиков В. С. Пржеваль ский переделал из горизон тального исполнения в б о ко вые, более удобные для рабо ты в судовых условиях. В-седьмых, очень важно под держивать механизмы и обо рудование в исправном техни ческом состоянии. В рейс эки паж уходит с увеличенной за счет матросов численностью машинной команды, и на пе реходах все внимание уделя ется профилактическим ремон там. А на промысле эти моря ки помогают на выгрузке. М ожно добавить к сказанно му и то, как на транспорте за нимаются обучением новичков навыкам безупречного владе ния техникой, и о многом др у гом. Главное, к чему стремится подрядный экипаж, — увели чение финансовых показателей. Скажем , переоборудовали танки дизельного топлива и мазута таким образом, что те перь их можно загружать лю бым топливом, не опасаясь за балансировку судна. Причем стремятся принять больше тя желых сортов, ведь его поме шается больше. Кроме того, рационально разместив груз в трюмах, м о ряки укладывают рыбопродук цию в горловинах трюмов. В минувшем рейсе за счет это го экипаж смог принять бо лее 300 дополнительных тонн продукции. С пользой для де ла используют моряки откры тую палубу судна. Там раз мещают контейнеры с возврат ным снабжением, а ведь сто имость тонны снабжения более чем втрое выше цены достав ки тонны топлива. А мог бы подрядный экипаж сработать еще лучше? Моряки отвечают: «Да». Для этого надо перевозить продукты для промысловиков только в контейнерах. И тогда будет ненужной должность завпрода, который пассажиром «катается» месяц до промыс ла и столько ж е обратно. Кстати, на судах «Азчеррыбы» давно перевозят продукты на промысел в контейнерах. Большему успеху способство вала бы установка переносных переговорных устройств м еж ду лебедчиком и рабочими в трюме, сократилось бы «зве но связи» — матрос-ухман. Мечта моряков — комплек тация погрузочного парка бо лее устойчивыми при качке, более грузоподъемными, с большей почти вдзое ем ко стью аккумулятороз электро карами марок «Лессинг» и «Стил». Но пока — это толь ко мечта. О работе на промысле толь ко с полногрузными судами уже здесь говорилось. И, наконец, необходимо ра ботникам управления обеспе чивать своевременную вы груз ку транспорта в порту. А что получается сейчас? Экипаж «Кольского залива», сэкономив промысловикам более пяти су ток, потерял у причала 12 су ток сверх плана (9 из них в ожидании вы грузки ). В. РУБАН, старший инженер ООТиЗ «Севрыбхолодфлота». ------------------------- Резервы иитенсификации Скорость плю с экономия Нет необходимости объяснять морякам нашего бассейна зна чение для них транспортных су дов «Севрыбхолодфлота». От их работы зависит, своевременно ли будет вывезена продукция с про мысловых траулероз и вовремя ли снабдятся эти суда топливом, водой, необходимым оборудова. нием. Поэтому руководство и специалисты флота постоянно за ботятся об улучшении эксплуата ционных качеств транспортов, уве личении их скорости, надежности работы. Что же делается для этого на флоте? Например, на семнадцати боль шегрузных ТР типа «Карл Либк- нехт», «Кристалл», «50 лет СССР» предусмотрены меры, увеличива ющие скорость судна. На ТР «Вильгельм Пик» была произве дена подрезка лопастей гребного винта, это позволило облегчить его гидродинамические характе ристики, появился резерв мощ но сти главного двигателя. Новшест во будет применено на всех 17 судах и позволит увеличить их скорость на полмили о час. А специальная самополирую- щаяся краска, которой во время докования покрою т подводную часть корпуса судна, даст воз можность сохранить неизменной скорость хода транспорта до оче редного докования. Такую покра ску произведут на всех судах, к о торым предстоит ремонт в бли жайшие 2—3 года. Трудно пере оценить и значение экономии топлива на транспортах, тем бо лее что промысел переместился в отдаленные районы Мирового океана. Восемь процентов горю чего сберегается при использова нии в главном двигателе систе мы водотоплизной эмульсии. Она была выполнена на ТР «Пролив Надежды». До десяти процентов мазута экономят моряки ТР «Тамбов» и «Хибинские горы» при сжигании водотопливных эмульсий в паро вых котлах с использованием го могенизаторов. И это новшество будем внедрять -на всех транспор тах типа «Карл Либкнехт». Невозможно дойти из южной части Тихого океана до М урман ска судам с полным грузом , не пополнив запас топлива. Но при этом теряется немало времени. Чтобы решить эту проблему, Клайпедское отделение «Гипро- рыбфлота» по нашему заказу раз. работало документацию на увели чение дедвейта судов типа «Карл Либкнехт» на 500 тонн за счет переноса тоннажной марки. Тем самым увеличивается осадка судов. Документация одобрена Регистром СССР, новшество уже внедрено на ТР «Роза Лю ксем бург», и впоследствии На транс портах этого типа оно будет ис пользовано. А на ТР типа «50 лет СССР» с применением аналогич ной разработки полезная грузо подъемность увеличится на 720 тонн. Что касается механизации внут- ритрюмных работ на транспортах типа «Сибирь», то, по нашему мнению, наиболее подходящим средством будут служить малога баритные дизельные погрузчики с нейтрализаторами выхлопных газса типа «Тойота» или «Рекорд». В ближайшие два года на всех танкерах установим шланговыбо рочные лебедки на баке. Такая работа уже выполнена на танке рах «Нефтегорск» и «Нефте камск». А. МЫЛОБ, заместитель начальника техни ческого отдела «Севрыбхолод флота. 25 ноября 1908 года о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz