Рыбный Мурман. 1988 г. Ноябрь.
4 Перестройка в управлении «Севрыбхолодфлот»: * Стимулы эффективности Реальность перемен «ЖДЕМ РЕШ ЕНИИ » — так называлась публикация в еженедельнике о проблемах в работе экипажа Т Р «Карл Либкнехт» («РМ» , 1988, № 33). Предлагаем вашему вниманию ответ на статью начальни ка управления «Севрыбхолодфлота В. Ф. КОРЕЛЬСКОГО . — Корреспонденция И. Березюк «Ждем решений» обсуждена с руководителями подразделений. Качество обучения специа листов в ШУКСе нас дей ствительно. не устраивает. Поэтому с марта нынешнего года принят ряд мер для со вершенствования производ ственно-технического образо вания. В частности, в управ лении создан специальный совет, пять экипажей отправ лены в экспериментальные рейсы с совмещением произ водственно-технической и эко номической учебы. З а время рейсов подготовлены 15 кар- щиков, 12 ухманов-лебедчи- ков, 16 .матросов н 9 мотори стов первого класса. С ок тября все суда отправляются в море с конкретными прог раммами по подготовке спе циалистов. Планируем в те чение года подготовить свои ми силами 400 специалистов. Вопрос о расширении прав судовладельца в сотрудниче стве с инофирмами не еди ножды ставился перед ВРПО «Севрыба» и Минрыбхозом СССР . Ведь управление не сет большие убытки из-за длительного согласования цен на сырье , оборудование, гото вую рыбопродукцию. Пред ложение о создании на бас сейне самостоятельного внеш. неторгового подразделения высказывалось неоднократ но, но до сих пор не нашло поддержки в министерстве. Тем не менее вопросы внеш неэкономической деятельно сти флота решаются путем прямых переговоров. Что касается проблем оп латы труда, считаем, что им уделяется большое внимание, и с середины прошлого года немало сделано. Были пере смотрены «Положения о пре мировании», показатели пре мирования ориентированы на конечный результат — дохо ды и прибыль. Увеличены от числения в фонд судна и пре. доставлена полная самостоя тельность экипажу распоря жаться этими средствами. Че тыре экипажа отправлены на условиях коллективного под ряда , а моряки плавбазы «Виктор Кингисепп» — на условиях эксперимента по об разованию фонда судна в з а висимости от выполнения оп ределенных показателей. Еще на четырех судах отра батывалось новое положение о хозрасчете. Сейчас готовятся два ра з ных «Положения об аренд ном подряде», которые при менят моряки УПС «Профес сор Кленова» и ТР «Хибин ские горы». Конечно, участие моряков в «дележе» прибыли мизер ное, оно связано с огромны ми нормативами «изъятия» прибыли в союзный бюджет и содержанием вышестоящих органов. Ведь только 8 ,5 процента всей прибыли оста ется у флота на образование фондов экономического сти мулирования. В том числе фонда материального поощ рения — 3 ,8 процента. Необходимо также учесть, что почти 80 процентов фон да материального поощрения направляются согласно сме те, утвержденной на проф союзной конференции, на выплату премии по итогам года, оплату отпускных и по районным коэффициен там, оказание помощи, пре мирование за экономию горю че-смазочных материалов. Кроме того, на флоте есть и убыточные суда, экипажи ко торых тоже работают и впра ве претендовать на часть при были, зарабатываемой «при быльными» судами. В ре зультате li остаются от при были те полпроцента, кото рые моряки считают мизер ной долей. Вопросы увеличения нор матива отчислений в фон ды экономического стимули рования от прибыли управле ние ставило и перед «Севры- бой» и министерством. Но пока они не решены. Для сведения моряков: средняя заработная плата за 9 месяцев нынешнего года выросла на 6 процентов и со ставила 523 рубля в месяц (на одного работника флота). На Т Р «Карл Либкнехт» среднемесячный заработок со ставил у матроса-уборщика 500 рублей, матроса первого класса — 680 рублей. В рыб ном порту средний заработок рабочего^— 545 рублей, на судоверфи — 427 рублей. Так что обиды моряков, что, мол, их интересы ущемляют, по-моему, несостоятельны, цифры — явно в пользу плавсостава, даже не считая зарабатываемой валюты. И, наконец, о производст венной деятельности транс портов. Она во многом зави сит от работы добывающих флотов, конкретных условий в море. Догрузка транспортов в ЦВА вошла в практику по следующим причинам. Дедвейт транспорта не поз воляет произвести максима льную загрузку его в райо нах АЧА и ЮВТО. Требует ся или недогружать судно, или добункеровывать и догру жать его на переходе. Наи более удобен в этом отноше нии район ДВА. Расчеты по казывают, что при правиль ной организации работ потерь для экипажа ТР нет, зато есть экономическая выгода и для экипажа, и для флота. В итоге хотелось бы вы сказать сожаление, что на партийном собрании ТР «Карл Либкнехт» принято решение: все вопросы на правлять в вышестоящие пар тийные и хозяйственные ор ганы, не решая их на судне, - в управлении. Принцип «при дет высокий дядя и все ре шит» осужден и партией, и народом. Порядок в своем доме мы вправе и должны наводнть сами, общими усилиями. Идет отработке судов , е. тандеме плавбаза «Виктор Ки н г и с е п п » и ТР «Алексей Венецианов» упра в л ени я Ссе ры бхолодфлот»... Вот уже на протяжении многих лет «Виктор Кин г и сепп» возглавляет капитан- директор Николай Ал ександ рович Гаврилов . Стабильность экипажа, умение считать не только свои, но прежде всего государственные деньги — х а рактерные черты коллектива. Недаром моряки не раз выхо дили победителями Всесоюз ного и внутриф.ютского со ревнования . Да и сейчас, на ходясь на промысле , л и д и р у ют в трудовом соперничестве. Немало славных дел и на счету экипажа транспортного рефрижератора «Алексей Ве нецианов». Прием рыбопродукции — работа не из легких . П на па лубе , и в трюме — жарко. Мо р я к и стремятся сократить вре м я обработки, чтобы ТР быст рее отправился в порт, а плав базе дать возможность при нять очередное промысловое судно. Фото В. Кононова. Жаркая работа в море Коллективный Возможности в >СЕ БЫЛО ОБЫЧНЫМ: район промысла, рейсо вое задание, количество чле- нсз экипажа. Необычность со стояла в условиях рейса: эки паж ТР «Кольский залив» ухо дил в море, заключив договор на коллективный подряд. Морякам предстояло не только выполнить плановые за дания, но и немалый объем ремонтных работ. Экипаж брал на себя коллективную и инди видуальную ответственность за сохранность груза, обязался в случае рекламаций возместить ущерб, как и за перерасход топлива и других ресурсов. Зато экипаж имел право, укомплектовав штат по свое му усмотрению , оплачивать работу моряков независимо от их численности, учитывая лишь трудовой вклад каждого . Ра зумеется, оплата производи лась в пределах установленно го фонда заработной платы. Для большей заинтересован ности коллектива в высоких результатах рейса предполага лось отчисление ему 0,567 про цента от плановой прибыли и 2 процента от сверхплановой. Только достичь этих «про центов» было очень нелегко. Поскольку транспорт новый (ему 2 года), руководство фло та требует плановой скорости на переходах — 16 узлов. А ведь с такой скоростью можно идти лишь в идеальных по год ных условиях. К тому же эки паж работает в сокращенном варианте, что особенно остро ощущается на промысле, когда необходимо вести в три смены вы грузку рыбопродукции на несколько точек и одновремен но перегружать снабжение, продукты для промысловиков, обеспечивать их топливом и во дой. Первой была плезбаза «Про фессор Бараноз», на которую перегрузили 200 тысяч банок. Работу вели на две точки, за тратив времени больше, чем планировалось. Да еще потеря ли 1,5 суток на переход к ба зе. Вот так, с неудачи, хотя и небольшой, началась для м о ряков ТР «Кольский залив» ра бота на промысле. Наверсты вали упущенное, используя по путные течения, одновременно сберегая топливо. Основная работа началась на промысле на 40-х градусах южной широты. Два полно грузных БАТа и один БМРТ были обработаны почти в 1,5 раза быстрее, чем планирова лось по нормативу. С промыс ловых судов принято три тыся чи тонн продукции , а на них перегружено все необходимое снабжение. Для дальнейшей приемки рыбопродукции пришлось пе рейти до 10-го градуса, где транспорт ждали еще 16 про мысловых судов. Подразгружа- ли их, сняв с каждого в сред нем по 250—300 тонн, чтобы промысловики смогли рабо тать в ожидании очередного ТР. Надо заметить, что в «Зап- рыбе» давно отказались от та кой системы, там ведут пол ную обработку судов и за счет этого экономят до двух суток для транспорта, не говоря уже о промысловом судне, которое совершает один переход и пол ную вы грузку вместо 3—4 подразгрузок. Вся работа на промысле у экипажа «Кольского залива» заняла 14,9 судо-суток вм е сто плановых 20,1, то есть бо лее чем на четверть сокраще ны сроки, стоянка промсудов у борта транспорта сокращена на 5,1 судо-суток. Много .« j| это? Если среднесуточный (пла новый) выпуск товарной про дукции у крупнотоннажного судна в этом районе составля ет 28,5 тысячи рублей, то сэко номленное время даст добы вающим флотам дополнитель ный выпуск товарной п род у к ции более чем на 140 тысяч рублей. М оряки ТР «Кольский залив» за рейс обработали 20 судов тралового флота, «Мурманрыб- прома», «Архрыбпрома» и да же два судна Западного бас сейна. Доставлено на промы сел и выдано 1940 тонн мазу та, 255 — дизельного топлива, 330 тонн снабжения, 116 — т о варных масел, 112 — прод ук тов. Принято 7802,5 тонны ры бопродукции , 66 тонн возврат ного снабжения. Рейсовое зада ние по грузоперевозкам пере крыто на 319,5 тонны за счет приемки сверхплановой рыбо продукции и плюс 407,5 тонны за счет дополнительно достав ленных горюче-смазочных м а териалов, снабжения, п р о д у в тое. Это дало экипажу 127 ты- 25 ноября 1988 года I I шшш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz