Рыбный Мурман. 1988 г. Ноябрь.

4 Перестройка в управлении «Севрыбхолодфлот»: * Стимулы эффективности Реальность перемен «ЖДЕМ РЕШ ЕНИИ » — так называлась публикация в еженедельнике о проблемах в работе экипажа Т Р «Карл Либкнехт» («РМ» , 1988, № 33). Предлагаем вашему вниманию ответ на статью начальни­ ка управления «Севрыбхолодфлота В. Ф. КОРЕЛЬСКОГО . — Корреспонденция И. Березюк «Ждем решений» обсуждена с руководителями подразделений. Качество обучения специа­ листов в ШУКСе нас дей­ ствительно. не устраивает. Поэтому с марта нынешнего года принят ряд мер для со­ вершенствования производ­ ственно-технического образо­ вания. В частности, в управ­ лении создан специальный совет, пять экипажей отправ­ лены в экспериментальные рейсы с совмещением произ­ водственно-технической и эко­ номической учебы. З а время рейсов подготовлены 15 кар- щиков, 12 ухманов-лебедчи- ков, 16 .матросов н 9 мотори­ стов первого класса. С ок­ тября все суда отправляются в море с конкретными прог­ раммами по подготовке спе­ циалистов. Планируем в те­ чение года подготовить свои­ ми силами 400 специалистов. Вопрос о расширении прав судовладельца в сотрудниче­ стве с инофирмами не еди­ ножды ставился перед ВРПО «Севрыба» и Минрыбхозом СССР . Ведь управление не­ сет большие убытки из-за длительного согласования цен на сырье , оборудование, гото­ вую рыбопродукцию. Пред­ ложение о создании на бас­ сейне самостоятельного внеш. неторгового подразделения высказывалось неоднократ­ но, но до сих пор не нашло поддержки в министерстве. Тем не менее вопросы внеш­ неэкономической деятельно­ сти флота решаются путем прямых переговоров. Что касается проблем оп­ латы труда, считаем, что им уделяется большое внимание, и с середины прошлого года немало сделано. Были пере ­ смотрены «Положения о пре­ мировании», показатели пре­ мирования ориентированы на конечный результат — дохо­ ды и прибыль. Увеличены от ­ числения в фонд судна и пре. доставлена полная самостоя­ тельность экипажу распоря­ жаться этими средствами. Че ­ тыре экипажа отправлены на условиях коллективного под­ ряда , а моряки плавбазы «Виктор Кингисепп» — на условиях эксперимента по об­ разованию фонда судна в з а ­ висимости от выполнения оп­ ределенных показателей. Еще на четырех судах отра ­ батывалось новое положение о хозрасчете. Сейчас готовятся два ра з ­ ных «Положения об аренд ­ ном подряде», которые при­ менят моряки УПС «Профес­ сор Кленова» и ТР «Хибин­ ские горы». Конечно, участие моряков в «дележе» прибыли мизер­ ное, оно связано с огромны­ ми нормативами «изъятия» прибыли в союзный бюджет и содержанием вышестоящих органов. Ведь только 8 ,5 процента всей прибыли оста­ ется у флота на образование фондов экономического сти­ мулирования. В том числе фонда материального поощ­ рения — 3 ,8 процента. Необходимо также учесть, что почти 80 процентов фон­ да материального поощрения направляются согласно сме­ те, утвержденной на проф ­ союзной конференции, на выплату премии по итогам года, оплату отпускных и по районным коэффициен­ там, оказание помощи, пре­ мирование за экономию горю­ че-смазочных материалов. Кроме того, на флоте есть и убыточные суда, экипажи ко­ торых тоже работают и впра­ ве претендовать на часть при­ были, зарабатываемой «при­ быльными» судами. В ре ­ зультате li остаются от при­ были те полпроцента, кото­ рые моряки считают мизер­ ной долей. Вопросы увеличения нор­ матива отчислений в фон­ ды экономического стимули­ рования от прибыли управле­ ние ставило и перед «Севры- бой» и министерством. Но пока они не решены. Для сведения моряков: средняя заработная плата за 9 месяцев нынешнего года выросла на 6 процентов и со­ ставила 523 рубля в месяц (на одного работника флота). На Т Р «Карл Либкнехт» среднемесячный заработок со­ ставил у матроса-уборщика 500 рублей, матроса первого класса — 680 рублей. В рыб­ ном порту средний заработок рабочего^— 545 рублей, на судоверфи — 427 рублей. Так что обиды моряков, что, мол, их интересы ущемляют, по-моему, несостоятельны, цифры — явно в пользу плавсостава, даже не считая зарабатываемой валюты. И, наконец, о производст­ венной деятельности транс­ портов. Она во многом зави­ сит от работы добывающих флотов, конкретных условий в море. Догрузка транспортов в ЦВА вошла в практику по следующим причинам. Дедвейт транспорта не поз­ воляет произвести максима­ льную загрузку его в райо­ нах АЧА и ЮВТО. Требует­ ся или недогружать судно, или добункеровывать и догру­ жать его на переходе. Наи­ более удобен в этом отноше­ нии район ДВА. Расчеты по­ казывают, что при правиль­ ной организации работ потерь для экипажа ТР нет, зато есть экономическая выгода и для экипажа, и для флота. В итоге хотелось бы вы ­ сказать сожаление, что на партийном собрании ТР «Карл Либкнехт» принято решение: все вопросы на­ правлять в вышестоящие пар­ тийные и хозяйственные ор­ ганы, не решая их на судне, - в управлении. Принцип «при­ дет высокий дядя и все ре ­ шит» осужден и партией, и народом. Порядок в своем доме мы вправе и должны наводнть сами, общими усилиями. Идет отработке судов , е. тандеме плавбаза «Виктор Ки н г и с е п п » и ТР «Алексей Венецианов» упра в л ени я Ссе­ ры бхолодфлот»... Вот уже на протяжении многих лет «Виктор Кин г и ­ сепп» возглавляет капитан- директор Николай Ал ександ ­ рович Гаврилов . Стабильность экипажа, умение считать не только свои, но прежде всего государственные деньги — х а ­ рактерные черты коллектива. Недаром моряки не раз выхо ­ дили победителями Всесоюз­ ного и внутриф.ютского со ­ ревнования . Да и сейчас, на­ ходясь на промысле , л и д и р у ­ ют в трудовом соперничестве. Немало славных дел и на счету экипажа транспортного рефрижератора «Алексей Ве ­ нецианов». Прием рыбопродукции — работа не из легких . П на па­ лубе , и в трюме — жарко. Мо­ р я к и стремятся сократить вре­ м я обработки, чтобы ТР быст­ рее отправился в порт, а плав ­ базе дать возможность при­ нять очередное промысловое судно. Фото В. Кононова. Жаркая работа в море Коллективный Возможности в >СЕ БЫЛО ОБЫЧНЫМ: район промысла, рейсо­ вое задание, количество чле- нсз экипажа. Необычность со­ стояла в условиях рейса: эки ­ паж ТР «Кольский залив» ухо­ дил в море, заключив договор на коллективный подряд. Морякам предстояло не только выполнить плановые за­ дания, но и немалый объем ремонтных работ. Экипаж брал на себя коллективную и инди­ видуальную ответственность за сохранность груза, обязался в случае рекламаций возместить ущерб, как и за перерасход топлива и других ресурсов. Зато экипаж имел право, укомплектовав штат по свое­ му усмотрению , оплачивать работу моряков независимо от их численности, учитывая лишь трудовой вклад каждого . Ра­ зумеется, оплата производи­ лась в пределах установленно­ го фонда заработной платы. Для большей заинтересован­ ности коллектива в высоких результатах рейса предполага­ лось отчисление ему 0,567 про ­ цента от плановой прибыли и 2 процента от сверхплановой. Только достичь этих «про­ центов» было очень нелегко. Поскольку транспорт новый (ему 2 года), руководство фло­ та требует плановой скорости на переходах — 16 узлов. А ведь с такой скоростью можно идти лишь в идеальных по год ­ ных условиях. К тому же эки ­ паж работает в сокращенном варианте, что особенно остро ощущается на промысле, когда необходимо вести в три смены вы грузку рыбопродукции на несколько точек и одновремен­ но перегружать снабжение, продукты для промысловиков, обеспечивать их топливом и во­ дой. Первой была плезбаза «Про­ фессор Бараноз», на которую перегрузили 200 тысяч банок. Работу вели на две точки, за­ тратив времени больше, чем планировалось. Да еще потеря­ ли 1,5 суток на переход к ба­ зе. Вот так, с неудачи, хотя и небольшой, началась для м о ­ ряков ТР «Кольский залив» ра­ бота на промысле. Наверсты­ вали упущенное, используя по ­ путные течения, одновременно сберегая топливо. Основная работа началась на промысле на 40-х градусах южной широты. Два полно­ грузных БАТа и один БМРТ были обработаны почти в 1,5 раза быстрее, чем планирова­ лось по нормативу. С промыс­ ловых судов принято три тыся­ чи тонн продукции , а на них перегружено все необходимое снабжение. Для дальнейшей приемки рыбопродукции пришлось пе ­ рейти до 10-го градуса, где транспорт ждали еще 16 про ­ мысловых судов. Подразгружа- ли их, сняв с каждого в сред ­ нем по 250—300 тонн, чтобы промысловики смогли рабо­ тать в ожидании очередного ТР. Надо заметить, что в «Зап- рыбе» давно отказались от та­ кой системы, там ведут пол­ ную обработку судов и за счет этого экономят до двух суток для транспорта, не говоря уже о промысловом судне, которое совершает один переход и пол­ ную вы грузку вместо 3—4 подразгрузок. Вся работа на промысле у экипажа «Кольского залива» заняла 14,9 судо-суток вм е ­ сто плановых 20,1, то есть бо ­ лее чем на четверть сокраще ­ ны сроки, стоянка промсудов у борта транспорта сокращена на 5,1 судо-суток. Много .« j| это? Если среднесуточный (пла­ новый) выпуск товарной про ­ дукции у крупнотоннажного судна в этом районе составля­ ет 28,5 тысячи рублей, то сэко ­ номленное время даст добы ­ вающим флотам дополнитель­ ный выпуск товарной п род у к ­ ции более чем на 140 тысяч рублей. М оряки ТР «Кольский залив» за рейс обработали 20 судов тралового флота, «Мурманрыб- прома», «Архрыбпрома» и да­ же два судна Западного бас­ сейна. Доставлено на промы ­ сел и выдано 1940 тонн мазу­ та, 255 — дизельного топлива, 330 тонн снабжения, 116 — т о ­ варных масел, 112 — прод ук ­ тов. Принято 7802,5 тонны ры ­ бопродукции , 66 тонн возврат­ ного снабжения. Рейсовое зада­ ние по грузоперевозкам пере ­ крыто на 319,5 тонны за счет приемки сверхплановой рыбо ­ продукции и плюс 407,5 тонны за счет дополнительно достав­ ленных горюче-смазочных м а ­ териалов, снабжения, п р о д у в тое. Это дало экипажу 127 ты- 25 ноября 1988 года I I шшш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz