Рыбный Мурман. 1988 г. Ноябрь.
1 -------------------- Споемте, друзья! Он принес в редакцию многотиражной газеты «Рыбацкая смена», как говорят, «стихи собственного сочинения». 18 чет веростиший были написаны пусть не мастерски, зато с боль шим чувством: в каждой строчке жила любовь к взращен ному собственным трудом творческому коллективу — акаде мическому хору высшего инженерного морского училища. По случаю первой его годовщины руководитель хора Вла димир Васильевич Артемов и написал стихи... На радость себе и людям Казалось бы, ну что та кое год? Иной и заметного' следа в жизни человека не оставит. А для «певческого союза» (цитирую одну из по этических . строк) этот год стал временем становления нового самодеятельного кол лектива, активной концерт ной работы, завоевания сим патии зрителей. Об этом и говорили участ ники торжества, собравшие ся в культурном центре МВИМУ в день рождения хо ра. З а столами с яствами, пирогами и самоваром мож но было увидеть людей р а з ных лет: хор училища состо ит не только из курсантов, его занятия посещают и со трудники — всех объединя ет любовь к музыке . Понят но, что на вечере много пе ли. Редко случается , увы, наблюдать такое з а чашкой чая. А здесь исполняли и классические произведения, и старинные русские романсы, и песни самодеятельных а в торов. Звучали фортепиано, аккордеон, гитара. Интерес но, что заранее заготовлен ного сценария не было. Пе ли потому, что не могли не петь. Импровизированный кон церт открыла студентка тех нологического факультета Елена Первеева. Она подари ла друзьям великолепный романс П. Булахова «Не про буждай воспоминаний...», пе ла под собственный аккомпа немент. Где всему этому на училась? Нет , не в му зы кальной школе. Помогла се стра — преподаватель музы ки. Благодаря ей и ноты зна ет, и может что-то подобрать на фортепиано. Петь Лена начала в школьной самодея тельности. Но считает, Чтр по-настоящему постигает пев ческое искусство только здесь, в хоре училища . Вла димир Васильевич объясня ет, к а к нужно правильно брать дыхание, ставить го лос. С каждым солистом р у ководитель занимается от дельно, передавая свои бога тые профессиональные зна ния (он закончил дирижер ско-хоровое отделение Мос ковской консерватории). Елена Первеева является солисткой хорового коллекти ва. Есть солисты и из ребят. Виктор Селиванов пришел в училище после службы в ар мии. Любимый музыкальный инструмент — гитара. Спе циально музыке тоже нигде не учился ,"но как возьмет в руки гитару — заслушаешь ся. Предпочитает авторские песни, особенно А. Розенбау ма. Хорошо поется Виктору вместе с сокурсником Вяче славом Макарчуком, курсан том судомеханического ф а культета . Этот дуэт популя рен в курсантской среде. Третий известный здесь со лист, Артем Лихошапко, учит ся на судоводительском фа культете. Разнообразие музыкаль ных пристрастии свидетель ствует о творческих возмож ностях руководителя, его стремлении привлечь в кол лектив как можно больше людей. Сейчас в хоре зани маются 63 человека. Арте мов не проводит специально го отбора, принимает и того, кому, так сказать , «медведь на ухо наступил». Уверен, что каждый может научиться петь. И убедит в этом любо го. К примеру, подходит к руководителю парень, гово рит: — Хочу научиться играть на гитаре! — Да как же ты будешь играть? — удивляется Вла димир Васильевич. — У тебя нет ни слуха, ни голоса. Надо сначала в хоре научить ся петь! Раньше таким образом всех «гитаристов» к пешио приобщал, теперь посещение хора для них не обязательно — отдельно с ними занима ется. В этом деле у него по мощница есть — студентка Ирина Островерх. Редкий случай: девушка учит парней (на гитаре играть! В этом году в МВИМУ ор ганизован ансамбль баяни стов, которым руководит Алексей Михайлович Шам* шура. Инструментальные ан самбли, конечно, украшают хор. Но ведь и хоровое пе ние само по себе замеча тельное занятие . Иначе не ходили бы в певческий кол лектив парни, тем более что в наш век электронной му зыки такое увлечение может вызвать насмешки сверстни ков. — Так оно и было... В первое время — подшучива ли! — признаются ребята. — Но к ак услышали наше пение, поутихли, даже заув а жали . И родителям нравит ся, что мы поем в хоре. У курсантов со свободным вре менем туговато, но мы ста раемся ни одной репетиции не пропустить, любим петь, особенно народные песни. В песне душа отдыхает. Примечательно, что ку р санты — участники хора — не замечены в дисциплинарных проступках. Артемов счита ет, что му зыка воспитывает. Поэтому идет строжайший отбор репертуара . Участники приносят самые разные пла стинки, магнитофонные запи си — все это коллективно прослушивается , обсуждает ся. В воспитании му зыкаль ной культуры не мешает воз растная разница среди пев цов: можно сказать , у сотру дников и курсантов ” общий музыкальный язык . Правда, он, если продолжить образ ное сравнение, разных то нальностей. «Взрослая» группа придает хоровому зву чанию особую красоту и си лу, ведь известно, что голос становится окончательно окрепшим только к тридцати годам. На будущее у руко водителя хора есть задумка пригласить в коллектив лю бителей пения города, как юношей, так и девушек. А пока — репетиции, кон церты. Все дл я песни, кото рая на радость и себе, и лю дям. Ж. МИХАЙЛОВСКАЯ. Как отдыхаешь, ры6ак?\ 13 Досуг—дело серьезное В наши дни уже редко ко му приходится доказывать то, что умение использовать сво бодное время, умение отды хать с толком положительно сказывается на производствен ной деятельности. . Чтобы, жизнь на судах — во время плавания вообще и длительных рейсах в особен ности — была полноценной, необходимо обратить внима ние на качество досуга экипа жей. Он должен служить все стороннему раскрытию и раз витию дарований человека, должен помогать освободиться от напряжения трудового дня, уменьшать психические нагру зки. А это возможно , если досуг станет более инте ресным и-разнообразным . Целый комплекс мероприя тий — спортивных, культурно- массовых, бытовых, которые заполняют свободное от тяже лого монотонного труда моря ков время, проводится на всех типах судов. На таких, как плавбазы, транспортные реф рижераторы типа «Карл Либк- нехт», диапазон их шире, на судах типа «Сибирь» — уже. Но тем не менее — как сти хийно, так и организованно — они проводятся. На ТР «Вален тин Серов», например, орга низована группа здс*ровья чи сленностью около 25 человек. Этот костяк стал коллектив ным организатором судовой спартакиады, куда входят та кие виды, как гиревой спорт, стрельба из пневматической винтовки, шахматы, шашки, нарды, настольный теннис. •Что-то новое внесли энтузиа сты ТР «Иван Шишкин», «Алек сей Венецианов», «Демьян Ко- ротченко». На судах прово дятся тренировки и соревно вания по волейболу, настоль ному теннису. Так вот, если с уровнем спортивной работы более-ме нее можно мириться, то культмассовой — никак нель зя. Ее принято называть «мас совой», а она на самом деле носит единичный и чуть ли не стихийный характер. А ведь речь идет не только о восста новлении физических сил, но и об обеспечении определен ного роста общей культуры моряков. О том, чтобы помочу им получить творческие навы ки, которые будут реализовы ваться в работе, чтобы соз дать условия для рациональ ного культурного отдыха. Правда, некоторая часть командиров судов даже тор мозит развитие таких усло-ч вий, повторяя, что рыбаки, мол, ходят в море работать, а не отдыхать. Думаю , это глу бокое заблуждение и даже вредное толкование. Моряки в море — живут. И работают, и отдыхают. И, значит, обес печить их досуг в свободное от работы время — наша свя тая обязанность. В последнее время о необ ходимости расширения сферы досуга говорится во многих документах партии и прави тельства. В связи с этим изда ны приказы ВРПО «Севрыба», а также и у нас, в управле нии «Севрыбхолодфлот» — «Об улучшении условий труда и отдыха моряков», преду сматривающие ряд дополни тельных мер по совершенст вованию лекционно-пропаган дистской работы, созданию на судах саун, кают здоровья, спортпомещений и площадок, развитию художественной са модеятельности, расширению возможностей заняться люби мым делом. Однако на прак тике в этом направлении по ка мало что делается. В связи с сокращением кол лективов на судах увеличилась профессиональная нагрузка, люди больше устают, а значит, общественной и культурной й X «о СО о 5 £ ь х <0 ш I деятельностью заниматься не_ досуг. Что же делать? Думаю , пора смелее переходить от количественных показателей к качественным. Не надо, напри мер, проводить 20—30 лекций и бесед за рейс. М ожно что- то поинтереснее придумать. К тому ж е трудно поверить в качество и их полезность. Длительное общение с од ними и теми ж е людьми ■ рамках одних и тех же м еро приятий просто надоедает: монотонность, однообразие... От этого в итоге в большинст ве своем члены экипажа зна ют друг друга очень поверх ностно. Остается нераскрытым и непонятным внутренний мир каждого. Такой экипаж вряд ли можно назвать спа янным или сплоченным. В то же время от нас требуют, что бы мы принимали «Кодекс трудовой чести», «Договор о коллективной ответственности». А моряки их игнорируют: не чувствуют себя коллективом! И причина этому во многом — отсутствие различного рода удовольствий и развлечений, однообразие досуга во время рейса. Экипажи ныне значительно помолодели. У молодежи бо лее высокие требования. Взять хотя бы важнейшее из ис кусств — кино. Сколько раз поднимались вопросы улучше ния киноообслуживания, ско лько бумаг исписано и адре совано в разные высокие ин станции! Ну и что? Моряки как смотрели, так и смотрят фильмы старые и по несколь ку раз. На сеансах не спят только потому, что часто рвут ся истрепанные ленты. Прихо дится постоянно прерывать се анс и включать свет для склей ки. А так бы спали, потому что фильмы смотрены-пере- смотрены. Новых же прихо дится на рейс от силы два-три. И, очевидно, не сдвинется с места эта проблема. Не скажу, что ничего не ме няется к лучшему. Разрешено, например, приобретать за счет средств, предназначенных для культнужд экипажей за грани цей, спортинвентарь и видео аппаратуру. Уже многие суда приобрели. Моряки довольны. Но теперь дело упирается Ь Прокат видеокассет, записей, а для этого нужна база по обслуживанию. «Севрыбхолод флот» выступил с такой ини циативой. В июне издан при каз о создании студии видео записи. Но лишь недавно ей выделили помещение. В студии полторы штатных единицы вместо восьми запла нированных. Мебели практиче ски никакой. Помещение — не более 10— 12 квадратных мет ров. Представьте себе такое помещение с сотнями видео кассет и дорогостоящей аппа ратурой. А ведь предусматри вались в проекте и просмотро вый зал, и помещение обмен ного фонда видеокассет — ну прямо «очаг культуры»! Планы у энтузиастов — на чальника отдела загранплава- ния О. Ксенофонтова и «пио неров» студии А. Груздева и Г. Голубевой — весьма опти мистичные и, думается, реаль ные. Но сбудутся ли? Предпо лагается закупка спецаппара- туры для тиражирования с производительностью за рабо чую смену до 20—30 копий, видеокамер системы «Муви» в общей сложности на сумму 20—25 тысяч долларов. А ох ват видеосервисом — полное обслуживание судов в море, выдача кассет по потребности, записи по заказам, создание сети видеосалонов в подраз делениях флота и многое дру гое. Конечно, утопией пока жется затея, если не предоста вят дополнительных помеще ний, не окажут помощи в при- й х П) ш О) ч о о С Й х П) <ь с; о обретении аппаратуры. Сейчас пока начальство придет, посо зерцает, поодобряет... и тихо уходит. Работники студии оста ются наедине с аппаратурой и «голым» помещением. Еще один немаловажный вопрос. В последние годы зна чительно снизилась активность работы самодеятельных кр уж ков. Радиограммы с положе ниями и рекомендациями об улучшении культурного досуга поступают на суда неоднокра тно. Однако результаты неуте шительные. Среди транспор тов — лишь единицы судов, на которых ведется какая-то культурная работа. Это вече ра отдыха, «кафетерии», где все сводится в основном к танцам под «западную» музы ку. Собственно, в этом плохого ничего нет, но что свое-то выдаем? Как себя обогащаем, развиваем духовно, как рас тем? Художественной самоде ятельности практически нет, хотя талантов — разобщенных, варящихся в собственном со ку, — немало. Думается, можно культур ную жизнь оживить. В Барен цево море уже не раз выхо дили концертные бригады про фессионалов. Их мож но ис пользовать не только для кон цертов, но и в качестве пропа гандистов искусства, в качест ве, так сказать, методистов по художественной самодеятель ности на судах. Такой прецедент есть в Прибалтике. Известные певцы братья Франконисы от Со юза писателей республики вот уж е третий год выходят в районы Атлантики с замеча тельной комплексной програм мой концертов и бесед, про пагандирующих ' музыкальное творчество. Они имеют паспор та моряков . Репертуар у дуэ та весьма богат и разнообра зен: песни звучат на разных языках народов СССР и зару бежных стран. И что примеча тельно? Братья включают ■ программу концертов номера судовой художественной само деятельности. Оказывают ж е лающим помощь в познании основ вокала, музыки, техни ки исполнения современных эстрадных песен, репетируют с ними... В Мурманске для такой ра боты условий и возможностей не меньше. Выбор артистов, деятелей литературы, культ работников достаточно широк. Надо лишь их приглашать, на правлять в разные районы плавания. Туда, где моряки на ходятся значительно больше времени, чем на берегу. Если руководители флота, партийные, общественные и культурные работники ока жут практическую помощь в реализации хотя бы замыслов, с которыми выступали энту зиасты видеостудии, это уже будет солидный вклад в куль турную перестройку. Ведь пе рестройка только в экономи ческой сфере без соответст вующего духовного развития не обеспечит успех в полити ческих решениях, в повседнев ном управлении производст вом и делами общества. Об этом еще В. И. Ленин преду преждал: «Обеспечен успех, если хватит? чего? — Культур ности!» «Правда» в номере от 3 октября поясняет, что эта культурность «включает в се бя отнюдь не только наличие у населения страны свиде тельств об окончании средней школы, но и прежде всего на выки реального демократиз ма, гуманистического отноше ния к жизни, к людям». Г. ЩЕТИНИН, первый помощник капитана ТР «Алексей Венецианов» управления «Севрыбхолод флот». 18 ноябряШ8 года л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz