Рыбный Мурман. 1988 г. Ноябрь.

1 -------------------- Споемте, друзья! Он принес в редакцию многотиражной газеты «Рыбацкая смена», как говорят, «стихи собственного сочинения». 18 чет­ веростиший были написаны пусть не мастерски, зато с боль­ шим чувством: в каждой строчке жила любовь к взращен­ ному собственным трудом творческому коллективу — акаде­ мическому хору высшего инженерного морского училища. По случаю первой его годовщины руководитель хора Вла­ димир Васильевич Артемов и написал стихи... На радость себе и людям Казалось бы, ну что та­ кое год? Иной и заметного' следа в жизни человека не оставит. А для «певческого союза» (цитирую одну из по­ этических . строк) этот год стал временем становления нового самодеятельного кол ­ лектива, активной концерт­ ной работы, завоевания сим­ патии зрителей. Об этом и говорили участ­ ники торжества, собравшие­ ся в культурном центре МВИМУ в день рождения хо­ ра. З а столами с яствами, пирогами и самоваром мож­ но было увидеть людей р а з ­ ных лет: хор училища состо­ ит не только из курсантов, его занятия посещают и со­ трудники — всех объединя­ ет любовь к музыке . Понят­ но, что на вечере много пе­ ли. Редко случается , увы, наблюдать такое з а чашкой чая. А здесь исполняли и классические произведения, и старинные русские романсы, и песни самодеятельных а в ­ торов. Звучали фортепиано, аккордеон, гитара. Интерес­ но, что заранее заготовлен­ ного сценария не было. Пе­ ли потому, что не могли не петь. Импровизированный кон­ церт открыла студентка тех­ нологического факультета Елена Первеева. Она подари­ ла друзьям великолепный романс П. Булахова «Не про ­ буждай воспоминаний...», пе­ ла под собственный аккомпа ­ немент. Где всему этому на ­ училась? Нет , не в му зы ­ кальной школе. Помогла се­ стра — преподаватель музы ­ ки. Благодаря ей и ноты зна ­ ет, и может что-то подобрать на фортепиано. Петь Лена начала в школьной самодея­ тельности. Но считает, Чтр по-настоящему постигает пев ­ ческое искусство только здесь, в хоре училища . Вла ­ димир Васильевич объясня­ ет, к а к нужно правильно брать дыхание, ставить го­ лос. С каждым солистом р у ­ ководитель занимается от­ дельно, передавая свои бога­ тые профессиональные зна ­ ния (он закончил дирижер ­ ско-хоровое отделение Мос­ ковской консерватории). Елена Первеева является солисткой хорового коллекти­ ва. Есть солисты и из ребят. Виктор Селиванов пришел в училище после службы в ар ­ мии. Любимый музыкальный инструмент — гитара. Спе­ циально музыке тоже нигде не учился ,"но как возьмет в руки гитару — заслушаешь­ ся. Предпочитает авторские песни, особенно А. Розенбау­ ма. Хорошо поется Виктору вместе с сокурсником Вяче ­ славом Макарчуком, курсан­ том судомеханического ф а ­ культета . Этот дуэт популя­ рен в курсантской среде. Третий известный здесь со­ лист, Артем Лихошапко, учит­ ся на судоводительском фа ­ культете. Разнообразие музыкаль­ ных пристрастии свидетель­ ствует о творческих возмож­ ностях руководителя, его стремлении привлечь в кол­ лектив как можно больше людей. Сейчас в хоре зани­ маются 63 человека. Арте ­ мов не проводит специально­ го отбора, принимает и того, кому, так сказать , «медведь на ухо наступил». Уверен, что каждый может научиться петь. И убедит в этом любо­ го. К примеру, подходит к руководителю парень, гово­ рит: — Хочу научиться играть на гитаре! — Да как же ты будешь играть? — удивляется Вла­ димир Васильевич. — У тебя нет ни слуха, ни голоса. Надо сначала в хоре научить­ ся петь! Раньше таким образом всех «гитаристов» к пешио приобщал, теперь посещение хора для них не обязательно — отдельно с ними занима ­ ется. В этом деле у него по­ мощница есть — студентка Ирина Островерх. Редкий случай: девушка учит парней (на гитаре играть! В этом году в МВИМУ ор­ ганизован ансамбль баяни­ стов, которым руководит Алексей Михайлович Шам* шура. Инструментальные ан­ самбли, конечно, украшают хор. Но ведь и хоровое пе­ ние само по себе замеча ­ тельное занятие . Иначе не ходили бы в певческий кол­ лектив парни, тем более что в наш век электронной му­ зыки такое увлечение может вызвать насмешки сверстни­ ков. — Так оно и было... В первое время — подшучива­ ли! — признаются ребята. — Но к ак услышали наше пение, поутихли, даже заув а ­ жали . И родителям нравит­ ся, что мы поем в хоре. У курсантов со свободным вре ­ менем туговато, но мы ста ­ раемся ни одной репетиции не пропустить, любим петь, особенно народные песни. В песне душа отдыхает. Примечательно, что ку р ­ санты — участники хора — не замечены в дисциплинарных проступках. Артемов счита­ ет, что му зыка воспитывает. Поэтому идет строжайший отбор репертуара . Участники приносят самые разные пла ­ стинки, магнитофонные запи­ си — все это коллективно прослушивается , обсуждает­ ся. В воспитании му зыкаль ­ ной культуры не мешает воз­ растная разница среди пев ­ цов: можно сказать , у сотру­ дников и курсантов ” общий музыкальный язык . Правда, он, если продолжить образ­ ное сравнение, разных то­ нальностей. «Взрослая» группа придает хоровому зву ­ чанию особую красоту и си­ лу, ведь известно, что голос становится окончательно окрепшим только к тридцати годам. На будущее у руко ­ водителя хора есть задумка пригласить в коллектив лю ­ бителей пения города, как юношей, так и девушек. А пока — репетиции, кон­ церты. Все дл я песни, кото­ рая на радость и себе, и лю­ дям. Ж. МИХАЙЛОВСКАЯ. Как отдыхаешь, ры6ак?\ 13 Досуг—дело серьезное В наши дни уже редко ко ­ му приходится доказывать то, что умение использовать сво­ бодное время, умение отды­ хать с толком положительно сказывается на производствен­ ной деятельности. . Чтобы, жизнь на судах — во время плавания вообще и длительных рейсах в особен­ ности — была полноценной, необходимо обратить внима­ ние на качество досуга экипа­ жей. Он должен служить все­ стороннему раскрытию и раз­ витию дарований человека, должен помогать освободиться от напряжения трудового дня, уменьшать психические нагру­ зки. А это возможно , если досуг станет более инте­ ресным и-разнообразным . Целый комплекс мероприя ­ тий — спортивных, культурно- массовых, бытовых, которые заполняют свободное от тяже ­ лого монотонного труда моря ­ ков время, проводится на всех типах судов. На таких, как плавбазы, транспортные реф­ рижераторы типа «Карл Либк- нехт», диапазон их шире, на судах типа «Сибирь» — уже. Но тем не менее — как сти­ хийно, так и организованно — они проводятся. На ТР «Вален­ тин Серов», например, орга­ низована группа здс*ровья чи­ сленностью около 25 человек. Этот костяк стал коллектив­ ным организатором судовой спартакиады, куда входят та­ кие виды, как гиревой спорт, стрельба из пневматической винтовки, шахматы, шашки, нарды, настольный теннис. •Что-то новое внесли энтузиа­ сты ТР «Иван Шишкин», «Алек­ сей Венецианов», «Демьян Ко- ротченко». На судах прово­ дятся тренировки и соревно­ вания по волейболу, настоль­ ному теннису. Так вот, если с уровнем спортивной работы более-ме­ нее можно мириться, то культмассовой — никак нель­ зя. Ее принято называть «мас­ совой», а она на самом деле носит единичный и чуть ли не стихийный характер. А ведь речь идет не только о восста­ новлении физических сил, но и об обеспечении определен­ ного роста общей культуры моряков. О том, чтобы помочу им получить творческие навы­ ки, которые будут реализовы­ ваться в работе, чтобы соз­ дать условия для рациональ­ ного культурного отдыха. Правда, некоторая часть командиров судов даже тор ­ мозит развитие таких усло-ч вий, повторяя, что рыбаки, мол, ходят в море работать, а не отдыхать. Думаю , это глу­ бокое заблуждение и даже вредное толкование. Моряки в море — живут. И работают, и отдыхают. И, значит, обес­ печить их досуг в свободное от работы время — наша свя­ тая обязанность. В последнее время о необ­ ходимости расширения сферы досуга говорится во многих документах партии и прави­ тельства. В связи с этим изда­ ны приказы ВРПО «Севрыба», а также и у нас, в управле­ нии «Севрыбхолодфлот» — «Об улучшении условий труда и отдыха моряков», преду­ сматривающие ряд дополни­ тельных мер по совершенст­ вованию лекционно-пропаган­ дистской работы, созданию на судах саун, кают здоровья, спортпомещений и площадок, развитию художественной са­ модеятельности, расширению возможностей заняться люби­ мым делом. Однако на прак­ тике в этом направлении по­ ка мало что делается. В связи с сокращением кол ­ лективов на судах увеличилась профессиональная нагрузка, люди больше устают, а значит, общественной и культурной й X «о СО о 5 £ ь х <0 ш I деятельностью заниматься не_ досуг. Что же делать? Думаю , пора смелее переходить от количественных показателей к качественным. Не надо, напри­ мер, проводить 20—30 лекций и бесед за рейс. М ожно что- то поинтереснее придумать. К тому ж е трудно поверить в качество и их полезность. Длительное общение с од ­ ними и теми ж е людьми ■ рамках одних и тех же м еро ­ приятий просто надоедает: монотонность, однообразие... От этого в итоге в большинст­ ве своем члены экипажа зна­ ют друг друга очень поверх­ ностно. Остается нераскрытым и непонятным внутренний мир каждого. Такой экипаж вряд ли можно назвать спа­ янным или сплоченным. В то же время от нас требуют, что­ бы мы принимали «Кодекс трудовой чести», «Договор о коллективной ответственности». А моряки их игнорируют: не чувствуют себя коллективом! И причина этому во многом — отсутствие различного рода удовольствий и развлечений, однообразие досуга во время рейса. Экипажи ныне значительно помолодели. У молодежи бо­ лее высокие требования. Взять хотя бы важнейшее из ис­ кусств — кино. Сколько раз поднимались вопросы улучше­ ния киноообслуживания, ско­ лько бумаг исписано и адре­ совано в разные высокие ин­ станции! Ну и что? Моряки как смотрели, так и смотрят фильмы старые и по несколь­ ку раз. На сеансах не спят только потому, что часто рвут­ ся истрепанные ленты. Прихо­ дится постоянно прерывать се­ анс и включать свет для склей­ ки. А так бы спали, потому что фильмы смотрены-пере- смотрены. Новых же прихо­ дится на рейс от силы два-три. И, очевидно, не сдвинется с места эта проблема. Не скажу, что ничего не ме­ няется к лучшему. Разрешено, например, приобретать за счет средств, предназначенных для культнужд экипажей за грани­ цей, спортинвентарь и видео­ аппаратуру. Уже многие суда приобрели. Моряки довольны. Но теперь дело упирается Ь Прокат видеокассет, записей, а для этого нужна база по обслуживанию. «Севрыбхолод­ флот» выступил с такой ини­ циативой. В июне издан при­ каз о создании студии видео­ записи. Но лишь недавно ей выделили помещение. В студии полторы штатных единицы вместо восьми запла­ нированных. Мебели практиче­ ски никакой. Помещение — не более 10— 12 квадратных мет­ ров. Представьте себе такое помещение с сотнями видео­ кассет и дорогостоящей аппа­ ратурой. А ведь предусматри­ вались в проекте и просмотро­ вый зал, и помещение обмен­ ного фонда видеокассет — ну прямо «очаг культуры»! Планы у энтузиастов — на­ чальника отдела загранплава- ния О. Ксенофонтова и «пио­ неров» студии А. Груздева и Г. Голубевой — весьма опти­ мистичные и, думается, реаль­ ные. Но сбудутся ли? Предпо­ лагается закупка спецаппара- туры для тиражирования с производительностью за рабо­ чую смену до 20—30 копий, видеокамер системы «Муви» в общей сложности на сумму 20—25 тысяч долларов. А ох­ ват видеосервисом — полное обслуживание судов в море, выдача кассет по потребности, записи по заказам, создание сети видеосалонов в подраз­ делениях флота и многое дру ­ гое. Конечно, утопией пока­ жется затея, если не предоста­ вят дополнительных помеще­ ний, не окажут помощи в при- й х П) ш О) ч о о С Й х П) <ь с; о обретении аппаратуры. Сейчас пока начальство придет, посо­ зерцает, поодобряет... и тихо уходит. Работники студии оста­ ются наедине с аппаратурой и «голым» помещением. Еще один немаловажный вопрос. В последние годы зна­ чительно снизилась активность работы самодеятельных кр уж ­ ков. Радиограммы с положе­ ниями и рекомендациями об улучшении культурного досуга поступают на суда неоднокра­ тно. Однако результаты неуте­ шительные. Среди транспор­ тов — лишь единицы судов, на которых ведется какая-то культурная работа. Это вече­ ра отдыха, «кафетерии», где все сводится в основном к танцам под «западную» музы ­ ку. Собственно, в этом плохого ничего нет, но что свое-то выдаем? Как себя обогащаем, развиваем духовно, как рас­ тем? Художественной самоде­ ятельности практически нет, хотя талантов — разобщенных, варящихся в собственном со­ ку, — немало. Думается, можно культур­ ную жизнь оживить. В Барен­ цево море уже не раз выхо­ дили концертные бригады про ­ фессионалов. Их мож но ис­ пользовать не только для кон ­ цертов, но и в качестве пропа­ гандистов искусства, в качест­ ве, так сказать, методистов по художественной самодеятель­ ности на судах. Такой прецедент есть в Прибалтике. Известные певцы братья Франконисы от Со­ юза писателей республики вот уж е третий год выходят в районы Атлантики с замеча­ тельной комплексной програм ­ мой концертов и бесед, про ­ пагандирующих ' музыкальное творчество. Они имеют паспор­ та моряков . Репертуар у дуэ­ та весьма богат и разнообра ­ зен: песни звучат на разных языках народов СССР и зару­ бежных стран. И что примеча­ тельно? Братья включают ■ программу концертов номера судовой художественной само­ деятельности. Оказывают ж е ­ лающим помощь в познании основ вокала, музыки, техни­ ки исполнения современных эстрадных песен, репетируют с ними... В Мурманске для такой ра­ боты условий и возможностей не меньше. Выбор артистов, деятелей литературы, культ­ работников достаточно широк. Надо лишь их приглашать, на­ правлять в разные районы плавания. Туда, где моряки на­ ходятся значительно больше времени, чем на берегу. Если руководители флота, партийные, общественные и культурные работники ока­ жут практическую помощь в реализации хотя бы замыслов, с которыми выступали энту­ зиасты видеостудии, это уже будет солидный вклад в куль­ турную перестройку. Ведь пе­ рестройка только в экономи ­ ческой сфере без соответст­ вующего духовного развития не обеспечит успех в полити­ ческих решениях, в повседнев­ ном управлении производст­ вом и делами общества. Об этом еще В. И. Ленин преду­ преждал: «Обеспечен успех, если хватит? чего? — Культур­ ности!» «Правда» в номере от 3 октября поясняет, что эта культурность «включает в се­ бя отнюдь не только наличие у населения страны свиде­ тельств об окончании средней школы, но и прежде всего на­ выки реального демократиз­ ма, гуманистического отноше­ ния к жизни, к людям». Г. ЩЕТИНИН, первый помощник капитана ТР «Алексей Венецианов» управления «Севрыбхолод­ флот». 18 ноябряШ8 года л

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz