Рыбный Мурман. 1988 г. Ноябрь.
6 06 изменениях и дополнениях к Конституции СССР ОБСУЖДАЕМ ПРОЕКТЫ ЗАКОНОВ Больше демократии! Как серьезное изменение политической структуры пре подносится провозглашение высшим ррганом государст венной власти СССР Съезда народных депутатов. Если присмотреться внимательнее, это нововведение отличается от ныне действующего Вер ховного Совета только уве личением численного состава в 1,5 раза за счет введения представительства от общест венных организаций. Сама идея введения в вер ховный орган власти напря мую представителей от об щественных организации су щественных возражений не вызывает. Правда, особым достижением ее также наз вать нельзя, так как и без этой меры в Верховный Со вет входили и коммунисты, и члены BJIKCiM, и члены творческих союзов, и уж во всяком случае все депутаты являлись членами профсою зов. Только вот. в отличие от предлагаемой системы из брания, все они являлись прямыми избранниками на рода. Что сулит нам предлагае мое новшество? Участники съездов и конференций об щественных организаций или члены их руководящих органов находятся в преиму щественном положении, т. к. они имеют возможность го лосовать многократно. Ре зо люция XIX партконференции предполагала «создать эф фективный механизм, кото рый обеспечил бы своевре менное самообновление поли тической системы с учетом меняющихся внутренних и международных условий, р а з витие и внедрение во все сферы жизни принципов со циалистической демократии и самоуправления». С учетом этого недопустима жесткая регламентация представитель ства общественных организа ций (статья 109). Было бы логичнее и полез нее, чтобы общественные ор ганизации выдвигали своих кандидатов в депутаты (кста ти, такое право предоставлено им и ныне действующим з а конодательством) для избра ния их непосредственно на родом и проверяли таким об разом популярность своих ли деров и их взглядов. Вот это действительно способст вовало бы появлению на с та дии выборов конкурсной борьбы кандидатов. Представим себе, как мо гут реально проходить выбо ры к Верховный Совет. Съ е хавшиеся на свой первый Съезд депутаты в основном еще плохо знают друг друга, а нм предлагают сразу из брать Верховный Совет. Вполне логичным будет вы глядеть в этой обстановке появление в качестве реко мендации от прежнего соста ва Президиума Верховного Совета или иного органа спи ска кандидатур. Можно ли реально обсудить деловые к а чества более чем 450 канди датов. тем более не очень знакомых? Чисто психологи чески даже трудно голосо вать против людей, которых мало знаешь и, следователь но. не можешь иметь веских оснований для отвода их кан дидатур. Остальное, как гово рится, «дело техники». Ведь под рукой у административ но-бюрократического аппа рата «боковая дверь» , через которую под видом предста вителей от общественных ор ганизаций всегда можно вве сти необходимое количество «своих людей» для получения прочного большинства в Вер ховном Совете. Совершенно не оправдана практика анонимного пред ставления проектов законов. В этом проглядывает при вычная тактика бюрократи ческих сил скрываться за коллективной ответственно стью. а вернее — безответ ственностью. Ничто не меша ло опубликовать состав ко миссии, готовившей проект Закона об изменениях в Кон ституции. В специальном о т чете. через прессу, следова ло бы довести до сведения всех граждан персональное авторство тех или иных с т а тей и положений. Надо было видеть, как в программе «Взгляд» 5 но ября один из юристов, при нимавших участие в р а зр а ботке изменении, «изворачи вался». чтобы уйти от отве та на прямой вопрос ведуще го об авторах проекта. 11 уж совершенно недопустима, на мой взгляд, практика подве дения итогов всенародного обсуждения темп же специа листами. которые готовили проект закона. Они уже ска зали свое слово и, вполне ес тественно, не смогут быть полностью объективными при оценке поступающих предложении. Подобная прак тика в значительной степени может сводить на нет поло жительный эффект всенарод ного обсуждения. А. ОБОЛЕНСКИЙ, инженер-конструктор f ка тегории Полярного геофи зического института. «Настораживает поспешность...» ------------------- Сессия Мурманского горсовета ---------------------- m m 11 ноября состоялась вне очередная 7-я сессия город ского Совета народных депу татов 20-го созыва. Сессия рассмотрела организацион ные вопросы, утвердила По ложение о почетном звании «Почетный гражданин горо да Мурманска», заслушала информацию о работе по со вершенствованию структуры управления народным хозяй ством г. Мурманска, депута ты обсудили проекты З ако нов «Об изменениях и до полнениях Конституции (Ос новной Закон) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР» , были заслушаны также информации по депу татскому запросу, выполне нию рекомендаций постоян ных комиссий городского Со вета. Выступившие на сессии депутаты и приглашенные внесли немало предложений по дополнению и изменению некоторых статей законо проекта. С. КОНДЯКОВ, пенсио нер: — Считаю, что списков для тайного голосования должно быть два. Избира тель должен иметь право вы бора. В статье 119 Закона об изменениях и дополнениях Конституции (Основного З а кона) СССР говорится о гражданстве. Так вот я про тив того, чтобы тем, кто ког да-то покинул Родину, вновь предоставлять гражданство СССР. Ю. СОФРОНОВ, депу тат, инженер института «Мурманскгражданпроект»; — Настораживает поспеш ность, с которой принимают ся эти Законы. Необходимо провести всенародный рефе рендум по ним. В. ГОЛЬБЕРГ, пенсио нер: — Есть опасения, что З а коны будут утверждены к е лейно, без учета замечаний и предложений. В. СМИРНОВ, депутат, старший инженер управле ния «Севрыбпромразведка»: — Депутатам. особенно вновь избранным, должно предоставляться время для учебы, хотя бы на недель ных курсах. С. ШЕВЧЕНКО, депу тат, продавец магазина № 16 : — В проекте Закона о вы борах не ясно, как делить 75 мандатов от обществен ных организаций... Л. МИРОШНИКОВА, депутат, заместитель предсе дателя областного народного суда: — Статью 152 проекта Конституции предлагаю запи сать в следующей редакции: «Краевые, областные, город ские, окружные суды изби раются вышестоящими Сове тами народных депутатов...» Лампочка в подъезде Нужен хозрасчет. Региональный. Кольский. Городской. Мурманский. Чтобы не растаскивали вы шестоящие чиновники при быль рыбаков и моряков, гор няков и энергетиков и про чую по министерским углам. Чтобы основная масса з а работанных средств оседала и находилась в руках произ водителей материальных цен ностей. Советская власть (в ее нынешнем понимании) — эго дом, в надстройке которого — закон, в фундаменте — материальная база. «И до каких пор вы, депу таты, будете проверять — есть ли лампочка в подъез де?» — полушутя-полууко- ризненно вопрошали меня из биратели в одной из квартир. Доколе? ' Нелепо, но факт: миллио нами ворочают мурманские киты-предприятия, а сантех ник ЖЭУ не может починить кран, ибо пет v него копееч ной прокладки. Не раз исполком Мур манского горсовета обязывал « ки т о в> наладить выпуск т о варов народного потребле ния. Но ломятся ли от них магазинные полки? То-то и оно... Исполкомовский указ не равняется министерскому приказу. Уверенность в том, что вскоре все встанет на твер дые ноги, дают Закон о вы борах народных депутатов СССР и готовящиеся проек ты Законов о местном само управлении и местном хозяй ствовании, о региональном хозрасчете. А пока... Пока приходится размыкать депу татам порочные круги застоя и добиваться в сегодняшней трудной ситуации одного — дисциплины и ответственно- Записи депутата - сти со стороны тех, кто при зван по долгу службы со зда вать людям уют, — работ ников ЖЭУ, ЖПЭТов ... Увы, зачастую они, преу величивая свои возможности, прямо и откровенно разлага ют веру жителей города в Перестройку. Тому свежие примеры. После публикации статьи «Бег по кругу» («РМ» № 3 3 , 7 октября) и. о. начальника производственно - жилищного управления горисполкома Б. Б. Иванов сообщил: «...специалистами .управле ния и жилищного треста про ведено дополнительное обсле дование технического состоя ния квартир и приняты необ ходимые меры, указанные в приложении». Прямо скажу: трехстранич ное приложение «Об устра нении замечаний жителей избирательного округа № 177» (дома № 39 по ул. К. Маркса, № 20. 22 — Но вое Плато) — обрадовало! Главное — указано, что сде лали или планируется сде- лать .сроки исполнения, ис полнитель. •Д о 15, 25 октября, 1 нояб ря должны были устранить Ж ПЭТ Октябрьского райис полкома и ЖЭУ-4 диском форт в квартирах. «Приходили какие-то де вушки, слесари, но как текли трубы, так и сейчас текут-', — вздохнули в квартире 6 по ул. К. Маркса. 39. 12-я: «Никто не был». 70 -я ; «Устали ждать, сами отремонтировали краны •>. 118-я: «Надо менять водо проводные трубы, сказали слесари, с тем и ушли. Боль ше их не видели». «Сливной бачок отремонти рован, — вначале обрадова ли в квартире 19 дома № 22 не- иа- и по Новому Плато. — Но с кранами беда, хотя заявку в ЖЭУ давно подали». И печальный перечень можно продолжить. Не умаляю: кое к чему ру ка ЖЭУ-4 была цриложена, но не настолько, чтобы петь дифирамбы. И справедливой, пожалуй, была оценка р а боты сантехников в квартире № 19. Новое Плато, дом 22: «В прошлый ра з они мне так наворочали... Я от их услуг теперь отказалась . Пусть все течет, но их больше не пу щу!» Обозленность людская, доверие к иным «слугам рода» — вещь реальная , не замечать ее — значит впасть в ошибку, последст вия которой непредсказуе мы. И еще. Когда я сообщил избирателям радостную весть, что наконец-то на будущий год запланирован в их домах ремонт крыш межпанельных швов, то аплодисментов не было. «Ну, что же , — сказали в квартире № 19, Новое Пла то. 22, — люстра от сырости уже свалилась , надеемся, по толок через год не рухнет». «Десять лет стучусь во все инстанции. — сетует Э. Г. Лукманов (К. Маркса. 39 , кв. 112). — значит, будем еще ждать . ..» Ох и терпеливый у нас народ! Только вот спекулиро вать на терпении больше не льзя . Нужен хозрасчет. Региональный. Городской... Может быть, тогда покон чим с бездельниками и очко втирателями? А. ВИЛ08. (Наш корр ., депутат М у р манского горсовета). 18 ноября1988 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz