Рыбный Мурман. 1988 г. Май.
6 Тормоза ускорения Бюрократическое звено Уважаемая редакция! Очень хотелось, чтобы тема, поднятая в «РМ » в статье «Контроль ра ди контроля», получила свое продолжение не только на стра ницах нашей газеты, но и на других бассейнах. Статья сво евременная. очень нужная и, уверен, найдет отклик у моря ков отрасли. Как было уже сказано, Сев- госрыбфлотииспекцня по своим функциональным обязанностям полностью дублирует все суще ствующие контролирующие службы. Возможно, министру рыбного хозяйства очень удоб но иметь иод рукой карающий орган в лице Главгосрыбфлот- инспекции. а именно так эта ор ганизация воспринимается мо ряками. рыбаками. Содержать же огромный штат сотрудников Главгосрыбфлотинспекцни и бассейновых инспекции весьма накладно, особенно сейчас, ко гда рыболовные флоты перехо дят на новую систему хозяйст вования. Всех ныне существующих ин спекций береговых служб впол не достаточно для обеспечения контроля за выполнением моря ками требований нормативных документов. Устава службы, мероприятии по обеспечению безопасности мореплавания и других. Ну а Севгосрыбфлотин- спёкция» ка*{ я уже говорил, дублирует капитана порта, мор- ckvjo инспекцию и так далее, образуя новую бюрократиче,- скую ступень, что никак не спо собствует уменьшению аварий ности на флотах. Так кому нужны Главгосрыб- флотинспекция и бассейновые госрыбфлcmiнепeiсции? Г. НИКИФОРОВ, капитан буксира «Портовик» от имени капитанов порто- флота рыбного порта. Сокращ ать : моряков или инспекторов? миллионными потерями. Еще не пришли в Мурманск новые суда типа «Моонзунд», но уже « о вновь утвержден ном штатном расписании вме сто 6 человек электромехани ческой службы (3 электромеха ника плюс 3 электрика) остав лено всего три (электромеха ник плюс 2 электрика). А ведь на судне только одних элект родвигателей 615 штук (вме- В ЮРИДИЧЕСКОЙ практике существует довольно ем кий по своему содержанию, но асем понятный термин: «не умышленное убийство». Мне кажется, что именно этими, довольно неуместными, на первый взгляд, словами можно выразить ситуацию, сложив шуюся во флотах ВРПО «Сев- рыба», з результате упорно на саждаемой политики сокраще ния численности экипажей. А убизается при этом многое. Во-первых: нисколько не о б легчив технологический про цесс обработки и добычи ры бы, сокращают матросов; с о вершенно на учитывая техни ческое состояние судов, сокра щают членов машинно-котель- ......... S „ ного отделения, где на вновь построенных судах работал полностью укомплектованный состав, а уже на изрядно изно сившихся и требующих неусып ного контроля и ремонта — почти половинз. Ясно, что подобные нововведения не способствуют улучшению тех нического состояния судов, а следовательно, и сроку их экс плуатации. В погоне за мнимой, сиюми нутной прибылью за счет с о кращения фонда заработной платы промысловиков, почему- то упорно не замечается тот факт, что в ближайшем буду щем выход судов из эксплуа тации на незапланированный ремонт обойдется государству ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТ РОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ СЕЙЧАС, В УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ФЛОТОВ. ОБРЕТАЮТ ОСОБУЮ АКТУАЛЬНОСТЬ. НАПОМНИМ ЛИШ Ь ДВЕ ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ: «КОНТ РОЛЬ РАДИ КОНТРОЛЯ» («РМ» ОТ 12 ФЕВРАЛЯ), «ЗАЧЕМ ДУБЛИРОВАТЬ?» («РМ» ОТ 1 АПРЕЛЯ). О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИ СТЕМЫ ПРОВЕРОК И ИНСПЕКТИРОВАНИЯ ФЛО ТОВ ГОВОРИЛИ И УЧАСТНИКИ ОТРАСЛЕВОЙ КОН ФЕРЕНЦИИ В СЕВАСТОПОЛЕ, ГДЕ ПРИНЯТО БЫЛО РЕШЕНИЕ УДЕЛИТЬ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЕ ПЕРВООЧЕ РЕДНОЕ ВНИМАНИЕ. СЕГОДНЯ МЫ ПРЕДЛАГАЕМ ВНИМАНИЮ ЧИТА ТЕЛЕ * ЕШЕ ОДИН ОТКЛИК НА СТАТЬЮ «КОНТ РОЛЬ РАДИ КОНТРОЛЯ», ПИСЬМО МОРЯКА О СО КРАЩЕНИИ ШТАТОВ И РАЗМЫШЛЕНИЯ О РАБО ТЕ ИНСПЕКЦИИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАЧАЛЬНИКА ОТ ДЕЛА МОРЕПЛАВАНИЯ. СВЯЗИ И ЭЛЕКТРОРАДИО НАВИГАЦИИ ВРПО «СЕВРЫБА» В. И. САМСОНОВА. сто 100 будет 200 на челове ка), не говоря уже о многочис ленных сложнейших (кстати, неоправданно) автоматизиро ванных системах, обслужива ние которых является отнюдь не пустячным делом. Ведь внедрение автоматики на судах упрощает жизнь, увы, не элект ромеханической службе, а ме ханикам и судоводителям. Хочется обратить особое внимание на работу многочис ленных инспектирующих групп и штабов, основной функцией которых является лишь выяв ление всевозможны* наруше ний. (А как же им не быть при такой эксплуатации?!) При этом от них никакой практиче ской помощи экипажам не ока зывается, фактически никакой ответственности не несется, а качество работы оценивается по количеству замечаний, об наруженных на том или ином судне. При существующем многообразии различных цир куляров и инструкций это не составляет никакого труда. Другое дело, чего стоит эки пажу устранить эти замечания; сколько дополнительных под- вахт, сколько психологических перегрузок. Но самое глазное — не повышает все это безо пасность мореплавания, так как в море не'де взять то, чем судно должно было быть обеспечено на берегу. Почему-то никак не призна ется факт, что именно труд моряка является той самой золотой жилой, из которой черпаются: фонды заработной платы.тех. же экономистов (о соб о ратующих, кстати, за сокращение), всевозможных инспекторов и т. д. Все они находятся на балансе промыс ловиков и все невоп.но оказы ваются в роли того самого ге роя из басни Крылова, кото рый не чувствует, что он вку шает их плоды... Мне кажется, что при с о з давшемся положении для поддержания технического с о стояния судов на должном уровне просто необходимо с о здать морские ремонтные команды, наподобие РПК, о с новной функцией которых яви лось бы осуществление ре монтных работ в море на том или на другом судне. Вместо бессмысленного инспектирова ния — реальную и столь необ ходимую помощь. А оплату этих ремонтных групп осуществлять за счет фондов заработной платы тех же многочисленных инспекто ров и за счет саморемонтных ^ ведомостей. За качеством р а боты, я думаю, прекрасно про следит любой старший меха ник, который затем и подпи шет ведомость о количестве и качестве выполненных работ. А что касается возражений со стороны инспекторов, то, конеч но же, они найдут в свою за щиту всевозможные «за». Од нако, как мне кажется, для нормального контроля за тех ническим состоянием судов и выучкой экипажа вполне до статочно инспекции Регистра СССР и инспекции портнадзо- ра. (Во всяком случае, в ММФ считают, что этого вполне до статочно.) Ясно, что это предложение вряд ли получит реальное воп лощение... Но тот факт, что на наших глазах сокращается жизнь многочисленных меха низмов, воплощающих соб ою единый организм судна, тре бует незамедлительного ре шения. Так что, пока не позд но, надо предпринимать ш и тел ьны е м е р ы . Г. МАТИЙКО, электромеханик Мурман ского тралового флота. На пути к самоконтролю |%ЭЛОЖЕНИЕ об инспекции, ■■утвержденное .з 1971 году 'Министерством рыбного хозяй ства СССР, безнадежно устаре ло, и пора подумать о его пере работке. Никоим образом не умаляя значения инспекции в наших де лах, надо сказать, что в течение многих лет ее механизм работал п0 ‘ принципу строгого инспекти рования и наказания людей, заня тых в непосредственном произ- водстзе. При этом никакого вни мания не обращалось на анализ условий и явлений, в которых эти люди осуществляли свою дея тельность, на выяснение, что по буждало их к нарушениям уста новленных правил и тоебозаний. Известно много примеров (и сейчас ничего не изменилось), когда экипажи после длительного ремонта судна на верфи потом долгое время в море устраняли недоделки, подвергая себя и суд но потенциальной опасности. Однако всевидящий глаз инс пекции почему-то в данном слу чае всегда оставался невидя щим. Может быть, так удобнее: видеть то, что глазу сподруч ней, и отводить взгляд от тех явлений, которые могут затянуть глубоко или, напротив, очень вы соко. откуда падать не очень мягко. А почему бы инспекции не вни кать в эти дела, почему не стать 6 мая 108 года той последней, справедливой ин станцией, которая могла постоян но контролировать судоремонт, не допускать выхода судов в море с незавершенным ремонтом, штрафовать виновников? Нет прав?! Значит, надо дать такие права. В частности, дать право поставить наконец точку безоб разиям, которые приходится тер петь морякам. Потребовать у компетентных органов соответ ствующих полномочий, если их не хватает, и привлекать к ответст венности виновников некачествен ного судоремонта. Или вопросы материально-тех нического снабжения. Во всем де фицит! Суда постоянно выходят в море недоукомплектованными самым необходимым. Механиз мы, оборудование изнашиваются раньше времени из-за отсутствия запчастей и запдеталей. Порой асе держится на честном слове только благодаря природной рус ской смекалке: это подточить, то подрезать, это привязать, а то подкрутить... Конечно, все это вы глядит несколько утрированно, но факт, что моряки постоянно испытывают дефицит в тех пред метах, которых должно быть до статочно. Взять, например, те же электроды, или краску, или топ ливную аппаратуру, или еще че го посерьезней. Здесь нужен глаз да глаз! И глаз очень строгий, принципиаль ный, потому что в сф ере матери ально-технического снабжения многое зависит не только от то го, есть ли материалы, но и от то го, как добросовестно там р аб о тают люди. Почему инспекции и по этому вопросу не сказать свое веское слозо? Каждый моряк, если не знает, то чувствует и испытывает на се бе несбалансированность пла нов, как в общедл, так и в част ном, что суточные нагрузки на суда устанавливаются с учетом идеальных условий, то есть если не будет сбоегв ни а промысло вой обстанозке, ни в организаци онном и материально-техническом обеспечении флота. (Кстати, на этот счет бытует общее заблуж дение, что все входит «в рыбу», то есть в оплату работы.) Но в реальной производствен ной жизни все иначе. Не по сво ей вине моряки чаще всего не сут невосполнимые потери, кото рые стремятся наверстать за счет собственных усилий. Эти усилия нередко соприкасаются с гранью установленных правил и требова ний, касающихся различных ас пектов их производственной дея тельности: эксплуатации судна, его безопасности, качества про дукции, режима плавания и про мысла. Вряд ли кто из руководителей различных рангов по собственной инициативе принуждает подчинен ных к нарушениям, но, может быть, каждый из них мысленно все-таки согласится с тем, что этому способствуют сами усло вия, в которых осуществляют деятельность моряки. Вот куда стоило бы направить свои усилия инспекции. А если не направлять, значит, молча согла ситься с теми несправедливостя ми, которые тянут назад нашу отрасль. Рыбная отрасль, как никакая другая, обладает удивительной способностью с помощью флота, как лакмусовой бумаги, прояв лять все огрехи, ошибки и недо статки, заложенные в системе уп равления на берегу. И устранять негативные проявления этих фак торов в море, направляя все уси лия на непосредственного испол нителя управленческих реше ний, как это делает инспекция, все равно что снимать пену, язляющуюся результатом внут ренних процессов брожения. Если не искать причин этих процессов, не воздействовать на систему внутри, то исполнитель в .м оре назеегда обречен нести на себе всю непомерную и неспра ведливую тяжесть односторонне го контроля и ответственности за собственные и чужие ошибки. В связи с вступлением в силу Закона о государственном пред приятии (объединении) центр тяжести в борьбе с правонаруше ниями, фактами неисполнения ре шений директивных органов, с проблемами обеспечения без опасности мореплавания будет все более перемещаться в сторо ну трудовых коллективов. С овер шенствуя свою работу, инспекции есть о чем задуматься в этом плане, критически, без амбиций и чувства непогрешимости по смотреть со стороны нз свою ра боту, выработать приемлемую для новых условий хозяйствова ния альтернативу, полезную для общего дела, правильно опреде лить смысл своего существова ния, который, быть может, за ключается в том, чтобы выйти из подведомственного подчинения или даже вообще не существо вать. Только не идти по пути наи меньшего сопротивления, не ис кать панацею от всех наших бед в людях, производящих продук цию, в их действиях и поступках, в их ошибках и нарушениях уста новленных правил и инструкций, а глубже вникать в суть явлений и событий, условий и мотивов, побуждающих людей действовать так, а не иначе. Помощником для производст венников, бескомпромиссным борцом с недостатками в рыбной отрасли, справедливым контроле ром и инспектором хотелось бы видеть нашу инспекцию по б е з о пасности мореплавания, деятель ность которой только тогда мо жет быть оценена по достоинст ву, когда эту оценку ей дадут са ми трудящиеся, моряки, для кого эта инспекция существует. Какой хочется видеть нашу и^г спекцию? Но даже такой, какой хотелось бы, ее невозможно с о здать при том хозяйственном ме ханизме, который существовал до сих пор и который сейчас еще буксует на рельсах, как старый, заезженный паровоз. И суть-то разговора не в самой инспекции и ее существовании, а в том, как улучшить систему контроля, направить его работу в полезное для флота русло. И если контроль не самоцель, а цель контроля в том, чтобы помочь морякам обеспечить эф фективную производственную деятельность, значит, сами мо ряки вправе решать, какой контроль им нужен. И именно в осознании этого права — права трудящегося — состоит суть но вого мышления: цель наша в пе реходе в будущем к самоконтро лю на осневе гласности и широ чайшей информации всех звень ев производства, отраслей, сверху донизу и обоатно. В. САМСОНОВ заместитель начальника о т д Л ла мореплавания, связи и электрорадионавнгации ВРПО «Севрыба». РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz