Рыбный Мурман. 1988 г. Май.

6 Тормоза ускорения Бюрократическое звено Уважаемая редакция! Очень хотелось, чтобы тема, поднятая в «РМ » в статье «Контроль ра­ ди контроля», получила свое продолжение не только на стра­ ницах нашей газеты, но и на других бассейнах. Статья сво­ евременная. очень нужная и, уверен, найдет отклик у моря­ ков отрасли. Как было уже сказано, Сев- госрыбфлотииспекцня по своим функциональным обязанностям полностью дублирует все суще­ ствующие контролирующие службы. Возможно, министру рыбного хозяйства очень удоб­ но иметь иод рукой карающий орган в лице Главгосрыбфлот- инспекции. а именно так эта ор ­ ганизация воспринимается мо­ ряками. рыбаками. Содержать же огромный штат сотрудников Главгосрыбфлотинспекцни и бассейновых инспекции весьма накладно, особенно сейчас, ко­ гда рыболовные флоты перехо­ дят на новую систему хозяйст­ вования. Всех ныне существующих ин­ спекций береговых служб впол­ не достаточно для обеспечения контроля за выполнением моря­ ками требований нормативных документов. Устава службы, мероприятии по обеспечению безопасности мореплавания и других. Ну а Севгосрыбфлотин- спёкция» ка*{ я уже говорил, дублирует капитана порта, мор- ckvjo инспекцию и так далее, образуя новую бюрократиче,- скую ступень, что никак не спо­ собствует уменьшению аварий­ ности на флотах. Так кому нужны Главгосрыб- флотинспекция и бассейновые госрыбфлcmiнепeiсции? Г. НИКИФОРОВ, капитан буксира «Портовик» от имени капитанов порто- флота рыбного порта. Сокращ ать : моряков или инспекторов? миллионными потерями. Еще не пришли в Мурманск новые суда типа «Моонзунд», но уже « о вновь утвержден­ ном штатном расписании вме­ сто 6 человек электромехани­ ческой службы (3 электромеха­ ника плюс 3 электрика) остав­ лено всего три (электромеха­ ник плюс 2 электрика). А ведь на судне только одних элект­ родвигателей 615 штук (вме- В ЮРИДИЧЕСКОЙ практике существует довольно ем­ кий по своему содержанию, но асем понятный термин: «не­ умышленное убийство». Мне кажется, что именно этими, довольно неуместными, на первый взгляд, словами можно выразить ситуацию, сложив­ шуюся во флотах ВРПО «Сев- рыба», з результате упорно на­ саждаемой политики сокраще­ ния численности экипажей. А убизается при этом многое. Во-первых: нисколько не о б ­ легчив технологический про­ цесс обработки и добычи ры­ бы, сокращают матросов; с о ­ вершенно на учитывая техни­ ческое состояние судов, сокра­ щают членов машинно-котель- ......... S „ ного отделения, где на вновь построенных судах работал полностью укомплектованный состав, а уже на изрядно изно­ сившихся и требующих неусып­ ного контроля и ремонта — почти половинз. Ясно, что подобные нововведения не способствуют улучшению тех­ нического состояния судов, а следовательно, и сроку их экс­ плуатации. В погоне за мнимой, сиюми­ нутной прибылью за счет с о ­ кращения фонда заработной платы промысловиков, почему- то упорно не замечается тот факт, что в ближайшем буду­ щем выход судов из эксплуа­ тации на незапланированный ремонт обойдется государству ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТ­ РОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ СЕЙЧАС, В УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ФЛОТОВ. ОБРЕТАЮТ ОСОБУЮ АКТУАЛЬНОСТЬ. НАПОМНИМ ЛИШ Ь ДВЕ ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ: «КОНТ­ РОЛЬ РАДИ КОНТРОЛЯ» («РМ» ОТ 12 ФЕВРАЛЯ), «ЗАЧЕМ ДУБЛИРОВАТЬ?» («РМ» ОТ 1 АПРЕЛЯ). О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИ­ СТЕМЫ ПРОВЕРОК И ИНСПЕКТИРОВАНИЯ ФЛО­ ТОВ ГОВОРИЛИ И УЧАСТНИКИ ОТРАСЛЕВОЙ КОН­ ФЕРЕНЦИИ В СЕВАСТОПОЛЕ, ГДЕ ПРИНЯТО БЫЛО РЕШЕНИЕ УДЕЛИТЬ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЕ ПЕРВООЧЕ РЕДНОЕ ВНИМАНИЕ. СЕГОДНЯ МЫ ПРЕДЛАГАЕМ ВНИМАНИЮ ЧИТА­ ТЕЛЕ * ЕШЕ ОДИН ОТКЛИК НА СТАТЬЮ «КОНТ­ РОЛЬ РАДИ КОНТРОЛЯ», ПИСЬМО МОРЯКА О СО КРАЩЕНИИ ШТАТОВ И РАЗМЫШЛЕНИЯ О РАБО­ ТЕ ИНСПЕКЦИИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАЧАЛЬНИКА ОТ­ ДЕЛА МОРЕПЛАВАНИЯ. СВЯЗИ И ЭЛЕКТРОРАДИО­ НАВИГАЦИИ ВРПО «СЕВРЫБА» В. И. САМСОНОВА. сто 100 будет 200 на челове­ ка), не говоря уже о многочис­ ленных сложнейших (кстати, неоправданно) автоматизиро­ ванных системах, обслужива­ ние которых является отнюдь не пустячным делом. Ведь внедрение автоматики на судах упрощает жизнь, увы, не элект­ ромеханической службе, а ме­ ханикам и судоводителям. Хочется обратить особое внимание на работу многочис­ ленных инспектирующих групп и штабов, основной функцией которых является лишь выяв­ ление всевозможны* наруше­ ний. (А как же им не быть при такой эксплуатации?!) При этом от них никакой практиче­ ской помощи экипажам не ока­ зывается, фактически никакой ответственности не несется, а качество работы оценивается по количеству замечаний, об ­ наруженных на том или ином судне. При существующем многообразии различных цир­ куляров и инструкций это не составляет никакого труда. Другое дело, чего стоит эки­ пажу устранить эти замечания; сколько дополнительных под- вахт, сколько психологических перегрузок. Но самое глазное — не повышает все это безо ­ пасность мореплавания, так как в море не'де взять то, чем судно должно было быть обеспечено на берегу. Почему-то никак не призна­ ется факт, что именно труд моряка является той самой золотой жилой, из которой черпаются: фонды заработной платы.тех. же экономистов (о соб о ратующих, кстати, за сокращение), всевозможных инспекторов и т. д. Все они находятся на балансе промыс­ ловиков и все невоп.но оказы­ ваются в роли того самого ге­ роя из басни Крылова, кото­ рый не чувствует, что он вку­ шает их плоды... Мне кажется, что при с о з ­ давшемся положении для поддержания технического с о ­ стояния судов на должном уровне просто необходимо с о ­ здать морские ремонтные команды, наподобие РПК, о с ­ новной функцией которых яви­ лось бы осуществление ре ­ монтных работ в море на том или на другом судне. Вместо бессмысленного инспектирова­ ния — реальную и столь необ­ ходимую помощь. А оплату этих ремонтных групп осуществлять за счет фондов заработной платы тех же многочисленных инспекто­ ров и за счет саморемонтных ^ ведомостей. За качеством р а ­ боты, я думаю, прекрасно про­ следит любой старший меха­ ник, который затем и подпи­ шет ведомость о количестве и качестве выполненных работ. А что касается возражений со стороны инспекторов, то, конеч­ но же, они найдут в свою за­ щиту всевозможные «за». Од­ нако, как мне кажется, для нормального контроля за тех­ ническим состоянием судов и выучкой экипажа вполне до­ статочно инспекции Регистра СССР и инспекции портнадзо- ра. (Во всяком случае, в ММФ считают, что этого вполне до­ статочно.) Ясно, что это предложение вряд ли получит реальное воп­ лощение... Но тот факт, что на наших глазах сокращается жизнь многочисленных меха­ низмов, воплощающих соб ою единый организм судна, тре­ бует незамедлительного ре ­ шения. Так что, пока не позд­ но, надо предпринимать ш и тел ьны е м е р ы . Г. МАТИЙКО, электромеханик Мурман­ ского тралового флота. На пути к самоконтролю |%ЭЛОЖЕНИЕ об инспекции, ■■утвержденное .з 1971 году 'Министерством рыбного хозяй­ ства СССР, безнадежно устаре­ ло, и пора подумать о его пере­ работке. Никоим образом не умаляя значения инспекции в наших де­ лах, надо сказать, что в течение многих лет ее механизм работал п0 ‘ принципу строгого инспекти­ рования и наказания людей, заня­ тых в непосредственном произ- водстзе. При этом никакого вни­ мания не обращалось на анализ условий и явлений, в которых эти люди осуществляли свою дея­ тельность, на выяснение, что по­ буждало их к нарушениям уста­ новленных правил и тоебозаний. Известно много примеров (и сейчас ничего не изменилось), когда экипажи после длительного ремонта судна на верфи потом долгое время в море устраняли недоделки, подвергая себя и суд­ но потенциальной опасности. Однако всевидящий глаз инс­ пекции почему-то в данном слу­ чае всегда оставался невидя­ щим. Может быть, так удобнее: видеть то, что глазу сподруч­ ней, и отводить взгляд от тех явлений, которые могут затянуть глубоко или, напротив, очень вы­ соко. откуда падать не очень мягко. А почему бы инспекции не вни­ кать в эти дела, почему не стать 6 мая 108 года той последней, справедливой ин­ станцией, которая могла постоян­ но контролировать судоремонт, не допускать выхода судов в море с незавершенным ремонтом, штрафовать виновников? Нет прав?! Значит, надо дать такие права. В частности, дать право поставить наконец точку безоб ­ разиям, которые приходится тер­ петь морякам. Потребовать у компетентных органов соответ­ ствующих полномочий, если их не хватает, и привлекать к ответст­ венности виновников некачествен­ ного судоремонта. Или вопросы материально-тех­ нического снабжения. Во всем де­ фицит! Суда постоянно выходят в море недоукомплектованными самым необходимым. Механиз­ мы, оборудование изнашиваются раньше времени из-за отсутствия запчастей и запдеталей. Порой асе держится на честном слове только благодаря природной рус­ ской смекалке: это подточить, то подрезать, это привязать, а то подкрутить... Конечно, все это вы­ глядит несколько утрированно, но факт, что моряки постоянно испытывают дефицит в тех пред­ метах, которых должно быть до­ статочно. Взять, например, те же электроды, или краску, или топ­ ливную аппаратуру, или еще че­ го посерьезней. Здесь нужен глаз да глаз! И глаз очень строгий, принципиаль­ ный, потому что в сф ере матери­ ально-технического снабжения многое зависит не только от то­ го, есть ли материалы, но и от то­ го, как добросовестно там р аб о ­ тают люди. Почему инспекции и по этому вопросу не сказать свое веское слозо? Каждый моряк, если не знает, то чувствует и испытывает на се­ бе несбалансированность пла­ нов, как в общедл, так и в част­ ном, что суточные нагрузки на суда устанавливаются с учетом идеальных условий, то есть если не будет сбоегв ни а промысло­ вой обстанозке, ни в организаци­ онном и материально-техническом обеспечении флота. (Кстати, на этот счет бытует общее заблуж­ дение, что все входит «в рыбу», то есть в оплату работы.) Но в реальной производствен­ ной жизни все иначе. Не по сво­ ей вине моряки чаще всего не­ сут невосполнимые потери, кото­ рые стремятся наверстать за счет собственных усилий. Эти усилия нередко соприкасаются с гранью установленных правил и требова­ ний, касающихся различных ас­ пектов их производственной дея­ тельности: эксплуатации судна, его безопасности, качества про­ дукции, режима плавания и про­ мысла. Вряд ли кто из руководителей различных рангов по собственной инициативе принуждает подчинен­ ных к нарушениям, но, может быть, каждый из них мысленно все-таки согласится с тем, что этому способствуют сами усло­ вия, в которых осуществляют деятельность моряки. Вот куда стоило бы направить свои усилия инспекции. А если не направлять, значит, молча согла­ ситься с теми несправедливостя­ ми, которые тянут назад нашу отрасль. Рыбная отрасль, как никакая другая, обладает удивительной способностью с помощью флота, как лакмусовой бумаги, прояв­ лять все огрехи, ошибки и недо­ статки, заложенные в системе уп­ равления на берегу. И устранять негативные проявления этих фак­ торов в море, направляя все уси­ лия на непосредственного испол­ нителя управленческих реше­ ний, как это делает инспекция, все равно что снимать пену, язляющуюся результатом внут­ ренних процессов брожения. Если не искать причин этих процессов, не воздействовать на систему внутри, то исполнитель в .м оре назеегда обречен нести на себе всю непомерную и неспра­ ведливую тяжесть односторонне­ го контроля и ответственности за собственные и чужие ошибки. В связи с вступлением в силу Закона о государственном пред­ приятии (объединении) центр тяжести в борьбе с правонаруше­ ниями, фактами неисполнения ре ­ шений директивных органов, с проблемами обеспечения без­ опасности мореплавания будет все более перемещаться в сторо­ ну трудовых коллективов. С овер­ шенствуя свою работу, инспекции есть о чем задуматься в этом плане, критически, без амбиций и чувства непогрешимости по­ смотреть со стороны нз свою ра ­ боту, выработать приемлемую для новых условий хозяйствова­ ния альтернативу, полезную для общего дела, правильно опреде­ лить смысл своего существова­ ния, который, быть может, за­ ключается в том, чтобы выйти из подведомственного подчинения или даже вообще не существо­ вать. Только не идти по пути наи­ меньшего сопротивления, не ис­ кать панацею от всех наших бед в людях, производящих продук­ цию, в их действиях и поступках, в их ошибках и нарушениях уста­ новленных правил и инструкций, а глубже вникать в суть явлений и событий, условий и мотивов, побуждающих людей действовать так, а не иначе. Помощником для производст­ венников, бескомпромиссным борцом с недостатками в рыбной отрасли, справедливым контроле­ ром и инспектором хотелось бы видеть нашу инспекцию по б е з о ­ пасности мореплавания, деятель­ ность которой только тогда мо­ жет быть оценена по достоинст­ ву, когда эту оценку ей дадут са­ ми трудящиеся, моряки, для кого эта инспекция существует. Какой хочется видеть нашу и^г спекцию? Но даже такой, какой хотелось бы, ее невозможно с о ­ здать при том хозяйственном ме­ ханизме, который существовал до сих пор и который сейчас еще буксует на рельсах, как старый, заезженный паровоз. И суть-то разговора не в самой инспекции и ее существовании, а в том, как улучшить систему контроля, направить его работу в полезное для флота русло. И если контроль не самоцель, а цель контроля в том, чтобы помочь морякам обеспечить эф ­ фективную производственную деятельность, значит, сами мо­ ряки вправе решать, какой контроль им нужен. И именно в осознании этого права — права трудящегося — состоит суть но­ вого мышления: цель наша в пе­ реходе в будущем к самоконтро­ лю на осневе гласности и широ­ чайшей информации всех звень­ ев производства, отраслей, сверху донизу и обоатно. В. САМСОНОВ заместитель начальника о т д Л ла мореплавания, связи и электрорадионавнгации ВРПО «Севрыба». РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz