Рыбный Мурман. 1988 г. Май.
d Есть идея! Ленинградского комсомола Николай Белков. Среди про чих заказов предложили им и этот. Обсудили эскизы, ударили по рукам. В крат чайшие сроки было изготов лено десять тысяч экземпля ров товара. И уже перед Праздником Севера на мур манских прилавках появи лись наклейки — четыре ва рианта — с изображениями белого медвежонка, олененка и с надписями на русском и нерусском языках про По лярную нашу Олимпиаду. Во-первых, чтобы стал наш праздник красивее, яр че. Чтобы забавная друже любная зверушка встречала гостей в аэропорту, на же лезнодорожном вокзале ii сопровождала потом повсюду до самого конца. Как у доб рых людей водится. Во-вторых же... Прошу простить сей прозаизм, как сказал поэт, во-вторых — чтобы город мог получить прибыль. Изображения на спортивных шапочках, паке тах, майках, рубашках, сум- В гостях у муз 13 ного. К тому же и выбор весьма скромен. Не медведя же, после Москвы и Калга ри, просить в хозяева Поляр ной Олимпиады. Однако по думать, взвесить — необхо димо. Все это вот к чему. Дума ется, оргкомитету Праздни ка Севера следовало бы про вести конкурс на эскиз та лисмана. Или как было перед ПРИНЕСЕТ УДАЧУ ТАЛИСМАН * - ДЕЯ ЭТА, конечно, не “ новая. Она, что назы вается, витала в воздухе. Давно витала. Но — в воз духе, в воздухе... В нынеш нем году ее наконец попыта лись приземлить. Кто по пытался? По рассказу председателя торгового кооператива «Про метей» Р . А. Разина дело было так. Будучи в начале марта в Ленинграде, мурман чане завязали связи с тамош ними коллегами из коопера тива «Радиус», которым ру ководит профессиональный дизайнер, лауреат премии Мордашки у зверушек бы ли славные, а цена кусачая, кооперативная. Но сейчас не об этом. Дело очевидное: не нравится — не плати. Да и цена после праздника пополз ла вниз, поближе к божес кой. Речь о том, что с подачи кооператоров стало ослепи тельно ясно: оказывается, у нашей Олимпиады до сих пор нет талисмана! Который первым долгом заводит себе столица любой Олимпиады, чтобы была спортивному празднику во всем удача. Свято место — пусто! Как это мы раньше не замечали? Да ведь и замечали, недо умевали — мимоходом. Толь ко блистательное отсутствие талисмана никому — как бы это поинтеллигентнее выра зиться? — словом, никому не жгло карман. Первыми такое жжение почувствовали кооператоры. И это симво лично. Что ж, спасибо за на уку. Кстати, сейчас в «Про метее» думают над подобны ми наклейками, посвященны ми Дню рыбака. А может, уже и не думают, может, уже обернулись: долго ли умеючи. Долго ли, если вы годно. Итак: Празднику Севера нужен официальны]'! талис ман. ках, значки, игрушки, суве ниры — пусть каждый до полнит фразу в зависимости от воображения. Все эти предметы, благодаря талис ману, могут и должны приоб рести дополнительную сто имость. Помните, как за олимпийского Мишу восьми десятого года рождения лу пили? Ну а чем мы хуже? Догоним и перегоним Калга ри и Сеул! Хотя бы по части спортивных талисманов. Кто должен стать прототи пом талисмана? Казалось бы, вопроса нет — конечно, оле ненок! Олежка. Даром ли уже много десятилетий олень сопровождает Праздник Се вера. Если разобраться, то традиция давно проголосо вала по этому поводу. Но вот попробовали кооператоры «поставить» олененка на лы жи — был такой эскиз — и сразу стоп, несуразица. Вог обще плохо животное подда ется дрессуре: даже на ри сунке вряд ли удастся об учить его играть в хоккей, прыгать с трамплина или, скажем, стрелять в биатло не. А талисман должен все уметь! Оленю же, видно, лишь одно и суждено — бе гать в упряжке. Хотя... Х о тя ведь нет для северян ино го, более привычного и род ного — нашего! — живот Московской Олимпиадой: в йёрвом туре голосования вы брать зверушку, а потом уже — конкретное изображение. Только чтобы не как в прошлый раз! Напомдю: пе ред юбилейным, пятидеся тым, Праздником Севера проводился конкурс на эмб лему. Результат его — офи циально утвержденный -~ мы воспроизводим здесь ря дом с кооперативными зве рушками. Конечно, на вкус и цвет... И автор вроде была интересный художник, с фантазией... Но пусть кто-ни будь, кому она так понрави лась, попробует эту — вот незадача, опять ищи такое слово, чтоб и точно, и куль турно — в общем, рискнет эту блямбу оттиснуть на майке или там шапочке и на кинуть на цену хотя бы гри венник. Посмотрим, зарабо тает ли на завтрак. Даже об щепитовский, не коопера тивный. Так вот, конкурс нужно проводить не келейно, не в узком кругу, как то было, а открыто. Можно даже отпе чатать десятка два-три луч ших эскизов, распродать че рез киоски, и пусть люди присылают, наклеив на от крытки те, что им по душе. Параллельно пусть выскажет мнение и жюри из професси ональных Художников. Сой дутся точки зрения — тогда почти наверняка суждена бу дет талисману долгая жизнь. А заодно, может быть, по думать и о новой эмблеме? Более лаконичной, более сов ременной по рисунку и привлекательной. "Да, на ге ниальные кубертеновские олимпийские пять колец рас считывать трудно. Но ведь и не лаптем же мы щи хлеба ем, на что своим «изящест вом» намекает эмблема ны нешняя. Пора ставить точку. Но прежде — два вопроситель ных знака... Что думают об этой идее читатели? Что ду мает оргкомитет Праздника Севера? ...И один знак — воскли цательный. Следующая По лярная Олимпиада пройдет под, как говорится, полу круглой цифрой — 55. Так пусть же и организация, и спортивный уровень, и оформление ее удадутся да две пятерки! В. НИКОЛИН. С О ДНЯ П РЕМ ЬЕ РЫ уже прошло три меся ца, но до сих пор не умолка ют зрительские споры об этом спектакле. Большинство людей считают его хорошим и нужным. Часть зрителей с опасением отмечает, что «та кой спектакль чреват плохи ми последствиями!» Одни пи шут в книгу отзывов слова благодарности, другие фор мулируют возникшие чувст ва подобным образом: «За такое представление вас надо наказывать!» Читатели уже, возможно, догадались, что полярные оценки относятся к спектак лю облдрамтеатра «Дорогая Елена Сергеевна», поставлен ному режиссером Ю. В. Чер нышевым. Судьба у этой пье сы, как и у некоторых дру гих произведений молодого драматурга Людмилы Разу мовской, весьма нелегкая. В свое время она была постав лена в Ленинграде и Талли не, но практически сразу по сле премьер изъята из ре пертуара. Тогда театру было практически невозможно го ворить со зрителем впрямую о сегодняшних проблемах об щества. И вот наконец пьеса пришла к зрителю, в том чи сле и мурманскому. Но вернемся к книге отзы вов: «Сколько пошлости и грязи мы увидели сегодня на сце пе! Зачем, показывая такое безобразие, рекламируете пош лость? Завтра наши дети бу дут раздевать учителя прямо * на уроке и уж на перемене Зрители спорят ЧЕМ «ЧРЕВАТ» СПЕКТАКЛЬ? — это точно! Вы занимаетесь растлением молодых, вступаю щих на жизненный путь, но совсем не знающих, как себя вести! ..Нате вам пример, дей ствуйте так!'’ — это вы гово рите со сцены! От имени студентов М у р манского педучилища — Б. Кончурова, Т. Емец и учителя средней школы — В. И. Меле- хина, М . Ф . Ковальева». Пора обратиться к самому спектаклю и задуматься: не ужели из него действительно можно извлечь, так сказать, образец для подражания? Действие происходит в од нокомнатной квартире учите ля математики Елены Сер геевны (артистка И. Драпки- на). Она одинока, незаму жем, занимается ремонтом своей квартиры. Вскоре здесь появляются ее ученики, они пришли по здравить учителя с днем ро ждения. Сама пьеса полифо- нична, речи героев спектакля, их неожиданные поступки озадачивают зрителей, а по рой и потрясают. Потрясена и Елена Сергеевна, когда узнает, что на самом деле ученики пришли к ней для того, чтобы заполучить ключ от сейфа, где хранятся экза менационные работы по ма тематике. Елена Сергеевна отказывает, просит покинуть дом — ученики не желают уходить. Она пытается уйти сама — дверь заперта, пуга ет их педсоветом — беспо лезно, милицией — шнур те лефона отрезан! Наступает критический момент, и учите лю становится ясно, что пе ред нею стоят люди, готовые на преступление. Они запу гивают Елену Сергеевну, шантажируют, выкручивая руки, обыскивают ее в поис ках ключа, квартиру перево рачивают вверх дном! Беспо лезные поиски и «упорство» Елены Сергеевны толкают Володю (артист О. Швыряев) на крайний шаг: он пытается изнасиловать Лялю (артист ка Е. Головина) на глазах учителя... Чтобы только по лучить ключ! Эта сцена производит на зрителей сильное впечатле ние. Она-то главным обра зом и возмущает противни ков спектакля. Возможно, ав тор пьесы и режиссер-поста новщик могли бы обойтись без этой шоковой-сцены. Но, уверен, тогда не возникло бы и столь сильное ощущение. Зрители опускали головы и прятали глаза! В этот мо мент многие из них, навер ное, считали себя не зрителя ми, а очевидцами. Бездея тельными очевидцами — и, значит, пособниками преступ ления! Вот ведь, пожалуй, где со бака зарыта... Кто почувство вал укол стыда, в ком мельк нула мысль о собственной ответственности за то, что творится перед глазами, тот не мог не понять, что цели авторов спектакля чисты. Кто же отнес все полностью на чужой счет, тот, конечно, сумел воспринять только внешнюю сторону, так ска зать, «грязь». Да, автор пьесы и поста новщик не указывают выход из положения. По-моему, в этом-то и заключается глав ная задача спектакля: подве сти зрителей к самому обры ву, у которого оказались уче ники. Показать, пропасть без нравственности и жестоко сти. А уж «выход» придется искать каждому зрителю са мостоятельно. В самом себе. Споры и дискуссии о спек такле ведутся в школах. На пример, в мурманской сред ней школе № 15 все старше классники посмотрели спек такль и вместе с учителями обсуждали его. На одной из таких дискуссий присутство вал и я. — Спектакль мне очень понравился, — говорит девя тиклассница Лена Бобкова. — Но роль учителя, как мне кажется, фальшиво сыграна. Актриса играет свою роль не искренно! Оля Павлова категоричес ки считает так: — Надо, чтобы все учите ля и старшеклассники пос мотрели этот спектакль! Но знаете, как было-нам обидно и стыдно, когда на сцене творилось мерзкое преступ ление, а ученики младших классов — хихикали! Навер ное, в театре думают так: «Чем больше продадим биле тов — тем лучше». Это не правильно, когда такой спек такль смотрят почти дети! (В самом деле, стоит ли искусственно раздувать посе щаемость за счет тех, кто просто не в состоянии сколь ко-нибудь глубоко понять происходящее на сцене? Есть тут явное противоречие между целью спектакля и «кассовой политикой» теат ра. Да и школьным организа торам следовало бы хоть не семь, хоть разок отмерить, прежде чем брать билеты для пятиклашек...) В заключение же — еще одна запись из книги отзы вов: «Пьеса бьет по ханжеству , и не каждый советский обы ватель это понимает! Те това рищи , которые написали, что «спектакль плохой», неправы . Благодушие, которое процве тало в пашем благополучном обществе , лопнуло, как толь ко мы начали вещи называть своими именами: ложь — ложыо!.. Чем раньше молодое поколение осознает это и вступит в бой с негативными явлениями, тем больше выиг рает наше обществоI» Ф . ЙСКЕНДЕРОВ. 27 М9Я 198 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz