Рыбный Мурман. 1988 г. Май.
Г) Они уходили из Кольского залива II Д НИ, В ТЕЧЕНИЕ которых офи церы экспедиции занимались промерными работами в Екатеринин ской гавани, Литке провел в Коле. С интересом рассматривал он «знаме нитую столицу Лапландии». Вид го родка, с трех сторон окруженного возвышенностями, отличался привле кательностью: стоявшие на песчаной равнине деревянные, частью двух этажные дома были довольно краси вы, улицы с дощатыми тротуарами — чисты. Старая деревянная кре пость уже потеряла свое былое зна чение. Пушки были давно сняты и увезены, стены служили оградой со борной церкви, а башни были заня ты магазинами. Население города, составлявшее в то время около вось мисот человек, занималось рыболов ством и торговлей рыбой. Многие ко- ляне выменивали ее на муку в гава нях Северной Норвегии, а затем пе ревозили для продажи в Архангельск. Пребывание в Коле завершилось ко мическим эпизодом, о котором позднее Литке не без юмора вспоминал: «Меща* нин, хозяин дома, где нам была отведе на квартира, решил ознаменовать такое радостное событие достойным его подви гом — напоить наповал как себя, так и всех людей наших. В первом успел он совершенно, и мы его уже более не ви дели; в последнем же только отчасти, однако ж мы долго собирали наших греб цов по разным углам города, долго дол жны были ждать, пока они пришли в состояние управлять веслами. Наутро гребцы над веслами дремали, как и ру левой над рулем. — все следствие уго щения нашего хозяина».’ Когда Литке вернулся на корабль, съемка Екатерининской гавани была уже закончена. Корабль поднял пару са и взял курс в открытое море. ...Тяжелые свинцовые волны раз бивались о борта, рассыпаясь в бе лую пыль. Холодный туман стлался над палубой, тяжелил влагой пару сину. Для Литке картина штормующего северного моря была привычной. Лишь недавно возвратился он из кру госветного плавания, когда шлюп «Камчатка», на котором он служил под командой В. М. Головнина, про- лагал путь в иных широтах: в памяти всплывала гавань Рио-де-Жанейро, раскаленный солнцем камень Мари анских островов, пальмовые рощи на Гаваях. ЭД Е С Ь же, на Севере, происходи- ^ ло следующее. В 1818 году, для описи западного берега Новой Земли, в Ледовитый океан под коман дой А. П. Лазарева, был послан ко рабль. Но предприятие потерпело не удачу. Большинство членов экипажа тяжело заболело цингой. Едва до стигнув юго-западной оконечности острова, Лазарев принужден был по вернуть назад, в Архангельск. Адми ралтейство решило повторить попыт ку обойти остров, но поручить руко водство другому, более опытному офицеру. Выбор пал на вернувшегося из плавания Литке. Для экспедиции в Архангельске было построено спе циальное судно: бриг «Новая Земля», корпус которого был сработан осо бенно прочно, а его подводная часть обшита листовой медыо. Запас про вианта на борту был рассчитан поч ти на полтора года. Литке получил предписание «употребить время в обо зрении Лапландского берега от Свя того Носа до устья реки Колы, для которого нет обстоятельных описаний, которые служили бы достаточным ру ководством мореплавателям для вхо да к оным». Когда эта работа была выполнена и судно направилось к Новой Земле, Литке, как и Лазарева, постигла не удача. Подойдя к острову, корабль встретил сплошные льды и не мог приблизиться к берегу. Лавируя во льдах, «Новая Земля» к 6 сентября достигла только Машигиной губы. Литке не смог обнаружить даже вхо да в Маточкин Шар. служивший од ной из целей плавания. Арктическое лето подходило к кон цу. Пришлось лечь на обратный курс. ‘ В мае 1823 года корабль Литке вновь крейсировал у берегов Коль ского полуострова. Скромные резуль таты предшествующих плаваний Лит ке объяснял отсутствием среди чле нов экспедиции опытных местных мо реходов, которые были бы знакомы с обстановкой и условиями ^плавания в северных водах. «Собственный опыт уверил меня также, вопреки прежнему моему мнению, — писал он — чт0 человек, знающий подроб но берега Новой Земли, может быть нам весьма полезен, и поэтому я просил, чтобы нам наняли опытного новоземельского кормщика». То же самое было справедливо и в отноше нии сложной обстановки плавания у берегов Лапландии. Поэтому в соста ве экспедиции появилось теперь два поморских шкипера. При обследова нии Новой Земли Литке полагал пользоваться помощью П. А. Откуп щикова, сына знаменитого мезенско го «корщика» А. И. Откупщикова, который, по свидетельству известно го историографа Севера В. В. Крести- нина, в течение шестидесяти лет за нимался промыслом в новоземель- ских водах. При работе в лапланд ских водах обратились к услугам яги- лось «сообразуясь со временем и ме стными обстоятельствами; поелику опытность и искусство ваши извест ны уже начальству из журналов и карт, составленных по прежним ва шим плаваниям в тех местах». Лето 1824 года — самое плодо творное по результатам гидрографи ческих работ Ф . П. Литке в прибреж ных водах Кольского полуострова. Были точно определены широта и долгота Иоканьгских островов, со ставлены описи губ Шельпино, Даль- незеленецкой, Ярнышной, Подпахты, Гавриловской, Териберской, Ары, Уры, Лицкой и Титовской. Несколь ко дней продолжались исследования Мотовского залива. Место, где оста навливался здесь бриг Литке, позд- Северная одиссея Федора Литке теля Колы М. А. Герасимова, знаме нитого Матвея Герасимова, который летом 1810 г., будучи взят в плен англичанами на своём судне, сам за хватил охранявших русскую команду британцев и привел «Евплус» в Вар де. З а свой отважный поступок шки пер был награжден Георгиевским кре стом. Ему оставили также шпагу пле ненного им английского офицера и британский флаг «для хранения у се бя и потомков своих на память о под виге». Летом 1883 года экспедицией Литке были описаны главные стоянки и га вани Лапландского побережья. При по ходе к Новой Земле было положено на карту ее западное побережье вплоть до мыса Нассау. Дальше на север снова простирались ледяные поля. Поэтому мореплаватель решил, что «...ледяные массы, несомые из С иб и р с ко го океана , неиссякаемого льдов источника, не о с тавляют никогда северного берега Новой Земли... Не имея по сим причинам ни какой надежды проникнуть до северо- восточной оконечности Новой Земли, нашелся я принужденным предпринять путь к Маточкину Шару». Здесь со шлюпок были проведены опись и съемка пролива, подтвердившие высокое качество описания этого пооли- ва. сделанного в 1768—1769 гг. экспе дицией Ф . Розмыслова. Далее бриг направился к проливу Кар ские Ворота, но при подходе к нему сел на мель. «Удары стремительно сле довали один за другим, скоро вышибло руль из петли, сломало верхний его крюк и издребезжило всю корму; море вокруг судна покрылось обломками ки ля, несколько минут не теряли мы х о да — наконец стали. Жестокость ударов усугубилась, страшный треск всех чле нов ‘брига заставлял ожидать каждую минуту, что он развалится на части». Повреждения судна исключали вся кую возможность продолжать плава ние к Вайгачу и далее в Карское мо ре, к а к . предполагал ранее Литке. 12 сентября корабль вошел в Архан гельский порт. Н А СЛЕДУЮЩИЙ ГОД Адмирал тейский департамент предписал Литке «...докончить недовершенную в 1823 году опись Лапландского бере га до границы Российской со Шве цией...» Осуществить это предлага нее получило имя — гавань Но вой Земли. На отмелях Рыбачьего моряки увидели выброшенные на су шу многочисленные китовые туши. «Все берега покрыты или костями, или не истлевшими еще останками этих -животных, распространяющими на большое расстояние ужасное зло воние и привлекающими к морю мед ведей и "пугих хищных зверей... Л о пари... выброшенного кита продают поморам, приходящим к ним за ры бою и ворванным салом, которые суд ном своим подходят к киту, тут его и режут, и сало грузят на судно». П О С Л Е ОКОНЧАНИЯ описи Пе- ** ченгской губы бриг оставил по бережье Кольского полуострова и взял курс па север. Двигаясь в про странстве между Новой Землей и Шпицбергеном, он достиг широты 76° 05'. «Видя, что лед беспрерывно продолжается к западу и с каждой милею становится выше и плотнее, решился я остановить настоящее предприятие, которое, по крайней ме ре, в сем году не обещало ни малей шего успеха». Хотя Литке и не удалось обогнуть Новую Землю и побывать у ее во сточного побережья, значение его пла ваний очень велико. Особую цен ность среди материалов его экспеди ций представили описи Мурманского берега и Западного берега Новой Земли и карта этого острова, кото рые в последующие три четверти ве ка послужили главным пособием для мореплавателей Севера. Немалое зна чение для науки имели собранные им во время плаваний данные по земному магнетизму, сведения о ко лебаниях уровня моря и т. п. По и то гам своих северны х п у теш е с т вий , помимо на р т и описей , Л и т ке со ставлял подробные дневнини , т а к ж е со д ерж а вш ие бо га ты й гео граф и че с ки й ма териал . Вместе со сведениями , собра н ным и п р и по сещ ении К о л ь с ко го п о л у острова и Новой Земли, они вошли в его зн ам е н и т ую к н и г у «Ч е ты ре х кр а тное Ф . П. Литке. Портрет неизвестного художника, сделанный в Архангельска в 1827 году. Русский корабль у берегов Новой Земли. Г р а в ю р а I I . К о р о в и н а , п у теш е с тв и е в Северный Ледовитый о к е ан , соверш енное на б ри ге «Новая Зем ля» в 1821 — 1824 го д а х * . В предисловии н нем ец ком у и зд а нию э то го тр уда бы ло с ка зан о , что « ...при съем ке и о п и с а нии всех д о с т и гн у ты х им п у н к т о в Ле д ови то го о кеана он н а с тол ь ко пр е в зо шел своим н а у чны м тщ а нием и б е с п ри страстием свои х с уж д е н и й , что эти ра боты нельзя п р о й ти молчанием ни в ис т о р и и м ореплавания , ни в и с то р и и гео графии ...» Рассказывая о пребывании знаме нитого мореплавателя на Севере, ин тересно сказать несколько слов о его отношении к спутникам, упоминав шимся уже местным шкиперам, ока завшим ему помощь в качестве лоц манов. Оценка их деятельности со стороны будущего адмирала была до статочно высокой. Литке писал по этому поводу: «Я весьма был дово лен обоими нашими лоцманами, от личавшимися сколько добрым поведе нием, столько и усердием своим. Оба они... были нам полезны местными сведениями своими и некоторым об разом способствовали успеху нашей экспедиции. По возвращении из по хода были они награждены медаля ми на лентах ордена Св. Анны: Гера симов золотою, а Отк\"пщиков сере бряною». Л ОЦМАН Литке по Мурманскому берегу М. А. Герасимов по следние годы жизни провел в Коле, где пользовался большим уважением и широкой популярностью. О нем много писали газеты и журналы. Об раз отважного помора послужил про тотипом главного героя известной в свое время повести А. А. Бест.ужева- Марлинского «Мореход Никитин». Любопытна сделанная одним из со временников зарисовка облика этого незаурядного человека, нашего зем ляка: «Матвей Андреевич имел рост средний и одевался по-немецки. Лю бимым его костюмом был черный фрак с темносиними брюками, при круглой шляпе. Заслуженных им зна ков отличия он никогда не снимал. На лице его выражалось благород ство духа. Орлиный нос, быстрые чер ные глаза и каштановые с проседью волосы придавали ему, несмотря на простоту обращения, какую-то особую важность». М. А. Герасимов скончался 20 фе враля 1831 г. во время поездки в Петербург и был похоронен на Ох тинском кладбище столицы. Его имя увековечено на географической кар те — его носит один из заливов Но вой Земли. Исследования Ф. П. Литке у бе регов Кольского полуострова и По вой Земли создали ему широчайшую известность в качестве талантливого гидрографа и ученого-мореведа, став шего впоследствии во главе Россий ской Академии наук и явившегося одним из создателей и первым руко водителем Географического общества нашей страны. Б. КОШЕЧКИН. кандидат географических наук. РЫБНЫЙМУРМАН 27 мая 198 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz