Рыбный Мурман. 1988 г. Май.

Г) Они уходили из Кольского залива II Д НИ, В ТЕЧЕНИЕ которых офи­ церы экспедиции занимались промерными работами в Екатеринин­ ской гавани, Литке провел в Коле. С интересом рассматривал он «знаме­ нитую столицу Лапландии». Вид го­ родка, с трех сторон окруженного возвышенностями, отличался привле­ кательностью: стоявшие на песчаной равнине деревянные, частью двух­ этажные дома были довольно краси­ вы, улицы с дощатыми тротуарами — чисты. Старая деревянная кре­ пость уже потеряла свое былое зна­ чение. Пушки были давно сняты и увезены, стены служили оградой со­ борной церкви, а башни были заня­ ты магазинами. Население города, составлявшее в то время около вось­ мисот человек, занималось рыболов­ ством и торговлей рыбой. Многие ко- ляне выменивали ее на муку в гава­ нях Северной Норвегии, а затем пе­ ревозили для продажи в Архангельск. Пребывание в Коле завершилось ко­ мическим эпизодом, о котором позднее Литке не без юмора вспоминал: «Меща* нин, хозяин дома, где нам была отведе­ на квартира, решил ознаменовать такое радостное событие достойным его подви­ гом — напоить наповал как себя, так и всех людей наших. В первом успел он совершенно, и мы его уже более не ви­ дели; в последнем же только отчасти, однако ж мы долго собирали наших греб­ цов по разным углам города, долго дол­ жны были ждать, пока они пришли в состояние управлять веслами. Наутро гребцы над веслами дремали, как и ру­ левой над рулем. — все следствие уго­ щения нашего хозяина».’ Когда Литке вернулся на корабль, съемка Екатерининской гавани была уже закончена. Корабль поднял пару­ са и взял курс в открытое море. ...Тяжелые свинцовые волны раз­ бивались о борта, рассыпаясь в бе­ лую пыль. Холодный туман стлался над палубой, тяжелил влагой пару­ сину. Для Литке картина штормующего северного моря была привычной. Лишь недавно возвратился он из кру­ госветного плавания, когда шлюп «Камчатка», на котором он служил под командой В. М. Головнина, про- лагал путь в иных широтах: в памяти всплывала гавань Рио-де-Жанейро, раскаленный солнцем камень Мари­ анских островов, пальмовые рощи на Гаваях. ЭД Е С Ь же, на Севере, происходи- ^ ло следующее. В 1818 году, для описи западного берега Новой Земли, в Ледовитый океан под коман­ дой А. П. Лазарева, был послан ко­ рабль. Но предприятие потерпело не­ удачу. Большинство членов экипажа тяжело заболело цингой. Едва до­ стигнув юго-западной оконечности острова, Лазарев принужден был по­ вернуть назад, в Архангельск. Адми­ ралтейство решило повторить попыт­ ку обойти остров, но поручить руко­ водство другому, более опытному офицеру. Выбор пал на вернувшегося из плавания Литке. Для экспедиции в Архангельске было построено спе­ циальное судно: бриг «Новая Земля», корпус которого был сработан осо­ бенно прочно, а его подводная часть обшита листовой медыо. Запас про­ вианта на борту был рассчитан поч­ ти на полтора года. Литке получил предписание «употребить время в обо­ зрении Лапландского берега от Свя­ того Носа до устья реки Колы, для которого нет обстоятельных описаний, которые служили бы достаточным ру­ ководством мореплавателям для вхо­ да к оным». Когда эта работа была выполнена и судно направилось к Новой Земле, Литке, как и Лазарева, постигла не­ удача. Подойдя к острову, корабль встретил сплошные льды и не мог приблизиться к берегу. Лавируя во льдах, «Новая Земля» к 6 сентября достигла только Машигиной губы. Литке не смог обнаружить даже вхо­ да в Маточкин Шар. служивший од­ ной из целей плавания. Арктическое лето подходило к кон­ цу. Пришлось лечь на обратный курс. ‘ В мае 1823 года корабль Литке вновь крейсировал у берегов Коль­ ского полуострова. Скромные резуль­ таты предшествующих плаваний Лит­ ке объяснял отсутствием среди чле­ нов экспедиции опытных местных мо­ реходов, которые были бы знакомы с обстановкой и условиями ^плавания в северных водах. «Собственный опыт уверил меня также, вопреки прежнему моему мнению, — писал он — чт0 человек, знающий подроб­ но берега Новой Земли, может быть нам весьма полезен, и поэтому я просил, чтобы нам наняли опытного новоземельского кормщика». То же самое было справедливо и в отноше­ нии сложной обстановки плавания у берегов Лапландии. Поэтому в соста­ ве экспедиции появилось теперь два поморских шкипера. При обследова­ нии Новой Земли Литке полагал пользоваться помощью П. А. Откуп­ щикова, сына знаменитого мезенско­ го «корщика» А. И. Откупщикова, который, по свидетельству известно­ го историографа Севера В. В. Крести- нина, в течение шестидесяти лет за­ нимался промыслом в новоземель- ских водах. При работе в лапланд­ ских водах обратились к услугам яги- лось «сообразуясь со временем и ме­ стными обстоятельствами; поелику опытность и искусство ваши извест­ ны уже начальству из журналов и карт, составленных по прежним ва­ шим плаваниям в тех местах». Лето 1824 года — самое плодо­ творное по результатам гидрографи­ ческих работ Ф . П. Литке в прибреж­ ных водах Кольского полуострова. Были точно определены широта и долгота Иоканьгских островов, со­ ставлены описи губ Шельпино, Даль- незеленецкой, Ярнышной, Подпахты, Гавриловской, Териберской, Ары, Уры, Лицкой и Титовской. Несколь­ ко дней продолжались исследования Мотовского залива. Место, где оста­ навливался здесь бриг Литке, позд- Северная одиссея Федора Литке теля Колы М. А. Герасимова, знаме­ нитого Матвея Герасимова, который летом 1810 г., будучи взят в плен англичанами на своём судне, сам за­ хватил охранявших русскую команду британцев и привел «Евплус» в Вар­ де. З а свой отважный поступок шки­ пер был награжден Георгиевским кре­ стом. Ему оставили также шпагу пле­ ненного им английского офицера и британский флаг «для хранения у се­ бя и потомков своих на память о под­ виге». Летом 1883 года экспедицией Литке были описаны главные стоянки и га­ вани Лапландского побережья. При по­ ходе к Новой Земле было положено на карту ее западное побережье вплоть до мыса Нассау. Дальше на север снова простирались ледяные поля. Поэтому мореплаватель решил, что «...ледяные массы, несомые из С иб и р с ко го океана , неиссякаемого льдов источника, не о с ­ тавляют никогда северного берега Новой Земли... Не имея по сим причинам ни­ какой надежды проникнуть до северо- восточной оконечности Новой Земли, нашелся я принужденным предпринять путь к Маточкину Шару». Здесь со шлюпок были проведены опись и съемка пролива, подтвердившие высокое качество описания этого пооли- ва. сделанного в 1768—1769 гг. экспе­ дицией Ф . Розмыслова. Далее бриг направился к проливу Кар­ ские Ворота, но при подходе к нему сел на мель. «Удары стремительно сле­ довали один за другим, скоро вышибло руль из петли, сломало верхний его крюк и издребезжило всю корму; море вокруг судна покрылось обломками ки­ ля, несколько минут не теряли мы х о ­ да — наконец стали. Жестокость ударов усугубилась, страшный треск всех чле­ нов ‘брига заставлял ожидать каждую минуту, что он развалится на части». Повреждения судна исключали вся­ кую возможность продолжать плава­ ние к Вайгачу и далее в Карское мо­ ре, к а к . предполагал ранее Литке. 12 сентября корабль вошел в Архан­ гельский порт. Н А СЛЕДУЮЩИЙ ГОД Адмирал­ тейский департамент предписал Литке «...докончить недовершенную в 1823 году опись Лапландского бере­ га до границы Российской со Шве­ цией...» Осуществить это предлага­ нее получило имя — гавань Но­ вой Земли. На отмелях Рыбачьего моряки увидели выброшенные на су­ шу многочисленные китовые туши. «Все берега покрыты или костями, или не истлевшими еще останками этих -животных, распространяющими на большое расстояние ужасное зло­ воние и привлекающими к морю мед­ ведей и "пугих хищных зверей... Л о­ пари... выброшенного кита продают поморам, приходящим к ним за ры­ бою и ворванным салом, которые суд­ ном своим подходят к киту, тут его и режут, и сало грузят на судно». П О С Л Е ОКОНЧАНИЯ описи Пе- ** ченгской губы бриг оставил по­ бережье Кольского полуострова и взял курс па север. Двигаясь в про­ странстве между Новой Землей и Шпицбергеном, он достиг широты 76° 05'. «Видя, что лед беспрерывно продолжается к западу и с каждой милею становится выше и плотнее, решился я остановить настоящее предприятие, которое, по крайней ме­ ре, в сем году не обещало ни малей­ шего успеха». Хотя Литке и не удалось обогнуть Новую Землю и побывать у ее во­ сточного побережья, значение его пла­ ваний очень велико. Особую цен­ ность среди материалов его экспеди­ ций представили описи Мурманского берега и Западного берега Новой Земли и карта этого острова, кото­ рые в последующие три четверти ве­ ка послужили главным пособием для мореплавателей Севера. Немалое зна­ чение для науки имели собранные им во время плаваний данные по земному магнетизму, сведения о ко­ лебаниях уровня моря и т. п. По и то гам своих северны х п у теш е с т ­ вий , помимо на р т и описей , Л и т ке со ­ ставлял подробные дневнини , т а к ж е со ­ д ерж а вш ие бо га ты й гео граф и че с ки й ма­ териал . Вместе со сведениями , собра н ­ ным и п р и по сещ ении К о л ь с ко го п о л у ­ острова и Новой Земли, они вошли в его зн ам е н и т ую к н и г у «Ч е ты ре х кр а тное Ф . П. Литке. Портрет неизвестного художника, сделанный в Архангельска в 1827 году. Русский корабль у берегов Новой Земли. Г р а в ю р а I I . К о р о в и н а , п у теш е с тв и е в Северный Ледовитый о к е ­ ан , соверш енное на б ри ге «Новая Зем­ ля» в 1821 — 1824 го д а х * . В предисловии н нем ец ком у и зд а нию э то го тр уда бы ­ ло с ка зан о , что « ...при съем ке и о п и с а ­ нии всех д о с т и гн у ты х им п у н к т о в Ле ­ д ови то го о кеана он н а с тол ь ко пр е в зо ­ шел своим н а у чны м тщ а нием и б е с п ри ­ страстием свои х с уж д е н и й , что эти ра­ боты нельзя п р о й ти молчанием ни в ис ­ т о р и и м ореплавания , ни в и с то р и и гео ­ графии ...» Рассказывая о пребывании знаме­ нитого мореплавателя на Севере, ин­ тересно сказать несколько слов о его отношении к спутникам, упоминав­ шимся уже местным шкиперам, ока­ завшим ему помощь в качестве лоц­ манов. Оценка их деятельности со стороны будущего адмирала была до­ статочно высокой. Литке писал по этому поводу: «Я весьма был дово­ лен обоими нашими лоцманами, от­ личавшимися сколько добрым поведе­ нием, столько и усердием своим. Оба они... были нам полезны местными сведениями своими и некоторым об­ разом способствовали успеху нашей экспедиции. По возвращении из по­ хода были они награждены медаля­ ми на лентах ордена Св. Анны: Гера­ симов золотою, а Отк\"пщиков сере­ бряною». Л ОЦМАН Литке по Мурманскому берегу М. А. Герасимов по­ следние годы жизни провел в Коле, где пользовался большим уважением и широкой популярностью. О нем много писали газеты и журналы. Об­ раз отважного помора послужил про­ тотипом главного героя известной в свое время повести А. А. Бест.ужева- Марлинского «Мореход Никитин». Любопытна сделанная одним из со­ временников зарисовка облика этого незаурядного человека, нашего зем­ ляка: «Матвей Андреевич имел рост средний и одевался по-немецки. Лю­ бимым его костюмом был черный фрак с темносиними брюками, при круглой шляпе. Заслуженных им зна­ ков отличия он никогда не снимал. На лице его выражалось благород­ ство духа. Орлиный нос, быстрые чер­ ные глаза и каштановые с проседью волосы придавали ему, несмотря на простоту обращения, какую-то особую важность». М. А. Герасимов скончался 20 фе­ враля 1831 г. во время поездки в Петербург и был похоронен на Ох­ тинском кладбище столицы. Его имя увековечено на географической кар­ те — его носит один из заливов Но­ вой Земли. Исследования Ф. П. Литке у бе­ регов Кольского полуострова и По­ вой Земли создали ему широчайшую известность в качестве талантливого гидрографа и ученого-мореведа, став­ шего впоследствии во главе Россий­ ской Академии наук и явившегося одним из создателей и первым руко­ водителем Географического общества нашей страны. Б. КОШЕЧКИН. кандидат географических наук. РЫБНЫЙМУРМАН 27 мая 198 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz