Рыбный Мурман. 1988 г. Май.
4 лвтиттмии ■ тетщт ammmmmi' Проблемы управления ИЛИ м За последнее время на Северном бассейне резко обозначи лись экономические противоречия. Развивается промысловый флот, отстает транспортный. Расширяется и увеличивается добы ча рыбы, на уровне 50-х годов ведется ее обработка. Суда ста реют, а ремонтировать их негде, да и порой нечем. Цены на промышленные материалы резко подскочили, а розничные (в частности, на рыбу) почти полвека не менялись. Какой же путь (или пути) предлагается для искоренения этих «болячек»? Углубление специализации производства, его кон центрация, усиление договорных обязательств, взаимоувязыва ние личных интересов работников с общественными. Все это и должно стать альфой и омегой будущих производственных объ единений. Да, это трудно. Мы еще не научились отлаживать свои отно шения, исходя из экономической взаимовыгоды каждого партне ра. Еще внутренне не готовы обсчитывать каждый затраченный рубль. Недостаточно подготовлены специалисты. Но учиться всему этому надо безотлагательно, если мы хотим видеть рыб ную отрасль экономически крепкой. Какой же в такой ситуации видится работа ГПО? Как отмеча лось на июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС, «все они долж ны действовать, как единый хозяйственный комплекс. В то же время следует о с о б о подчеркнуть, что предприятия, входящие в состав государственного производственно! о объединения, со храняют свою хозрасчетную самостоятельность». Руководители Минрыбхоза и «Севрыбы» предлагают же нам совсем иное: масштабные, разнородные по своей деятельности предприятия объединить и тем самым уйти от договоров, раз вития специализации, в конце концов — от хозрасчета. Н е ко торы е пы таю т с я нас убеди ть , ч то все э ти вопросы буд ут реш а ть ся т о л ь ко э к о н о м и ч е с ким и методами . Но это не п о д тв е рж дается опы том п р ош лы х лет. Ведь, к а к правило , п р и о р и те т все г да отдавался т а к на зы ваем ом у о сновном у пр ои звод с тв у , все остальное отодви галось на в торой план , вступал в сил у о с та то ч ны й п р и н ц и п . Не по том у ли сейчас не х в а тае т тр а н с п о р то в и та н ке р о в , о с тро ощ ущ ае тся деф ицит судоремон та , материально - т е х н и ч е с к о го снабжения? Но на гляднее всего и з д е р ж ки соврем енно го п л а нирования , к о м ан д н о -а дм и н и с тр а ти в ны х методов р у ковод с тва п р о я в л яю тся в работе т р а н с п о р т н о го и т а н к е р н о го флотов. Почем у они до си х пор низкорен табел ьны ? Да по том у , что ТР ид у т в рай он пр ом ы сл а п р а к т и ч е с к и н е д о за гр уж е н ны м и , а т а н к е ры и з д ал ьни х рай оно в на пр а вл яю т ся за то пливом в п о р ты Сою за . О наной ж е п р и бы л и , рентабельности м ож е т идти речь , если мы в тр ю м а х и т а н к а х возим воздух? «Что же мешает в условиях самофинансирования, самоупраз- ления распоряжаться судами так, как вам хочется?», — спросит удивленный читатель. Провозгласить лозунг «С первого января — все на хозрасчете» — еще не значит трудиться по-новому. Самостоятельность пока что остается на словах и бумаге. И ми нистерство, и ВРПО, да и промысловики продолжают диктовать нам такие условия работы, которые связывают нас по рукам и ногам. Возьмем, к примеру, такой важный процесс, как стоянка в порту,' своевременность, качество обработки судов. Сейчас мы не можем в достаточной степени воздействовать на портовиков, которые не всегда эффективно обрабатывают наши корабли. Значит, целесообразно создать производственное объединение, включив в структуру порта транспортный флот, но сохранив его самостоятельность. По такому же принципу следует вести концентрацию коллек тивов, участвующих в процессе прогнозирования, добычи, об работки, но только на добровольной основе с учетом мнения трудозых коллективов. Теперь еще об одной проблеме, которая, думается, возникнет в структуре фирмы «Север». Совместная работа на единый ко нечный результат — это, конечно, хорошо. Однако вспомога тельные производства даже при полном выполнении своих об я зательств будут зависеть от результатов работы в море. Может случиться и наоборот: не выполнив своих основных обязанно стей, эти коллективы станут пользоваться плодами чужого труда. Представим себе, это не о тра зи тся на чьей -то оплате т р уд а , но с каж е т с я на о тчислении на социальны е н уж д ы , исполь зовании фондов р а зв и ти я прои звод ства . П ол учи тся , что за ра б а ты в аю т од ни , а распределяю т м а териальны е бла га и п о л ь зую тся ими — д р у ги е . Здесь на р уш ае тся сам п р и н ц и п хо зра сче та , и примеров т о м у п д р у г и х о тра сля х предостаточно . Именно по э том у следует вним а тел ьно пр од ум а ть р ео р га н и за ц ию с т р у к т у р ы , ко тор а я была бы способна в но вы х у сл о в и я х х о зяй с тво вания обеспечить м а кс и м а л ь н ую эфф е кти вно с ть всех звеньев Северного бассейна . Она не д олж на с трои ться на ф у н даменте прош ло го . Отдельные авторы публикаций считают, что во внозь создан ной структуре все вопросы будут решаться экономическими ме тодами и, мол, сами по себе договорные обязательства будут выполняться. Возможно, но тогда зачем, объединившись, со ставлять договоры? Если придерживаться такой схемы, то нуж но собрать в кулак всю отрасль, а то и все народное хозяйст во страны и внозь вернуться к абсолютной централизации уп равления. Теперь об отсутствии административно-командных методов в предлагаемой структуре. Я не вижу гарантий того, что в объ единенном флоте не будет волевых решений. На чем основано такое утверждение? На вере в экономическую науку и инфор мационное обеспечение? Не уверен, что они способны опера тивно реагировать на все изменения разнообразного, многоце левого хозяйственного механизма. Опыт прошлого: создание совнархозов, Всесоюзных объеди нений — дает основание сомневаться в возможной жизнедея тельности подобных структур. И вновь вернемся к инертности, безынициативности людей, многоступенчатости управления, ко гда простой моряк теряется в модели объединенного флота. Таким образом везведем еще большую стену между админи страцией и экипажами судсз. Это — не путь вперед, а отступление. И. ШАРАГОВ, заместитель начальника службы эксплуатации управле ния «Севрыбхолодфлот». г* Пятидневка: «за» и «против» Противоречия сегодняшнего этапа В последние годы все чаще слышны требования моряков ввести на флоте пятидневку. Особенно резко высказывалась эта мысль во время обсужде ния проекта Положения о ре жиме рабочего времени и вре мени отдыха плавсостава су дов рыбной промышленности. Сотни людей поставили свои подписи под требованием уза конить пятидневную рабочую неделю в море. В Мурманском траловом флоте решили подсчитать: а что же такое пятидневка в пе реводе на язык цифр? И вот что из этого получилось. Если Евести пятидневную ра бочую неделю, потребуется принять на работу 894 челове ка. Следовательно, фонд зара ботной платы надо будет уве личить на 5 миллионов 526,7 тысячи рублей. Для об разов а ния этой суммы придется уве личить выпуск валовой про дукции на 56 миллионов 994 тысячи рублей (9,9 процента). То есть пропорционально воз растут нормы вылова рыбы и выпуска продукции для экипа жей, а расценки на рыбопро дукцию снизятся. Это что касается дополни тельной численности моряков. А теперь посмотрим в целом по флоту. В прошлом году сумма фон да заработной платы для опла ты суммированных выходных дней составила 1 миллион 640,6 тысячи рублей. Если оплачи вать и субботние дни, потре буется дополнительно пример но такая же сумма. Значит, о б щий фонд заработной плат ты должен увеличиться на 7 миллионов 167,3 тысячи руб лей. Стал© быть, выпуск вало вой продукции должен в озра сти на 12,9 процента, или на 74,3 миллиона рублей. Естест венно, нормы вылова рыбы и выпуска продукции увеличат ся, а сдельные расценки сни зятся на 12,9 процента. Например, экипажу БАТ в районе ЮВА придется вылав ливать и обрабатывать допол нительно 10 тонн рыбы в сут ки, в ЮВТО — около 5—7 тонн, получая ту же зарплату, что и сегодня. Иными словами, коллектив флота вынужден будет опла чивать труд 894 человек. Каково, моряки, ваше mi ние? И. БЕРЕЗЮК. (Наш корр .] Каждый, вступая па тропу трудау волен выбирать свои путь. Но как бывает трудно выйти па главный , па свой ориентиру когда, собствен ноу возраст такойу что, с одной стороны , хочется объять не объятное, а с другой — ниче го не можешь и не умеешь. Пак помогает в такой вот си туации пример старших! Гале НОСПКОВОП в этом плане выпал <счастливый би лет.». Работали па Кандалакш ском опытном механическом заводе отец и сестра. А Галина присматривалась к их делу. И присмотрелась. Теперь они все трудятся вместе. Галя не однократно выходила победи телем социалистического со - Преемственность реенования. носит звание «Удар ник коммунистического труда». Фото В. ШПРИНГЕРА. ■ 11 — — — шшшшяяашяяшж ,ja О режиме труде асг Публикуя проект Положения о рабочем вре мени и времени отдыха экипажей судов флота рыбной промышленности («РМ», 1988, № 7J, мы предложили морякам обсудить, его. И ждали откликов, предполагали, что будет их немало. Однако поток читательских писем ошеломил: сотни и сотни подписей стояли под перечнями дополнений и изменений к проекту. И было этих писем и радиограмм так много, что для их публикации потребовалось бы время примерно до августа, не говоря уже о количестве газетных страниц. Поэтому мы решили перелистать те отклики, которые пришли в редакцию на днях, выбрать из них наиболее аргументированные предложения. Одно из писем мы приводим лишь с не большими сокращениями. Автор — капитан, юрист, работник института «Гипрорыбфлот» В. В. ОПЕКУНОВ — высказывает свои сообра жения. «С большим вниманием » ознакомился с проектом Поло жения о режиме рабочего вре мени и времени отдыха плав состава флота рыбной про мышленности. Авторы этого . «нормативного документа», ' хотят они того или не хотят, вольно или невольно пытаются узаконить многолетнюю прак тику нарушения трудозого за- '' конодательства на рыбных ■промыслах. Сразу оговорюсь, что рабо- » таю в рыбной отрасли 38-йгод, испытал на себе все «режимы рабочего времени и отдыха» и имею моральное право гово рить на эту тему. Еще маль чишкой, пятнадцати с полови ной лет, не имея на руках о б щегражданского паспорта, мне довелось наравне со взрослы ми трудиться матросом-кам- бузником на среднем рыбо ловном траулере а штормо вой Северной Атлантике, а за тем более трех десятков лет пришлось работать на различ ных рыбопромысловых судах как во льдах Лабрадора, так и в знойных условиях тропиков. Труд рыбаков тяжел, небез опасен, вреден для здоровья (качка, вибрация, шум, повы шенный уровень статиче ского электричества, электро магнитных, ультрафиолетовых излучений, большой перепад температуры и влажности • в различных климатических з о нах, ограниченные, стесненные условия пребывания, постоян ная переутомляемость от зна чительной пэреработки нор мального рабочего времени, психологические перегрузки, стрессы, бессонница, неудовле творенность отрывом от семьи и берега и ДР-), и он должен регулироваться законодатель ством с особым вниманием. Вынесенный на обсуждение проект Положения не выдер живает критики ни с мораль ной, ни с юридической, ни с медицинской точек зрения. Известно, что на больших морозильных траулерах давно «узаконена» двухсменная ра бота по 12 часов в сутки на протяжении зеего многомесяч ного рейса, а на малых рыбо промысловых судах (к приме ру, на пресерзных судах типа МРТР, работающих в Балтий ском море) рабочий день ры баков достигает иногда 16 часов в сутки. И при таком по ложении в пункте 12 проекта записано: «...капитан вправе привлекать в море всех без исключения членов судового экипажа к работам по об р а ботке и уборке рыбы сверх нормального рабочего време ни без их согласия»! Противо речат закону и здравому смыс лу многие другие пункты ^ро- 6 мая 198 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz