Рыбный Мурман. 1988 г. Май.

< 5 Люди рыбацкого Севера м ОГУЧИЙ ЛАЙНЕР буквально распластал­ ся над* поверхностью моря. Где-то южнее остался нор­ вежский остров с конусом потухшего вулкана. Под крыло меж широких разво­ дий набегают ледяные поля, на которых представлен весь атлас ледовых образований: снежура, шуга, нилас, блин­ чатый лед... Края крупных льдин, прикрытых белой снежной скатертью, отлива­ ют синевой. Это уже старый, многолетний лед, плывущий навстречу своей гибели — теплым струям мощного Гольфстрима. Рукам командира кораб­ ля Владимира Шапкина по­ винуется упряжка в восем­ надцать тысяч лошадиных сил. Барражируем мы над холодными водами Гренланд­ ского моря, за семьдесят третьей параллелью, не слу­ чайно. Идут поиск и опреде­ ление численности залежек известного своей промысло­ вой ценностью гренландско­ го тюленя. Сегодняшнему вылету ИЛ- 18 ДОРР (дальнего океани­ ческого разведчика рыбы) с бортовым номером 75462 предшествовал ряд обстоя­ тельств. Напомню, что пере­ оборудованный под научную лабораторию управления « Севрыбпромразведка » ИЛ- 18 начал регулярные полеты в северо-западной части Арк­ тического бассейна с февра­ ля 1986 года. За это время исследованы тысячи квадрат­ ных километров Белого, Ба­ ренцева и других морей. Та­ ких летающих лабораторий с эмблемой Министерства рыбного- хозяйства СССР в стране всего две. Идентич­ ный самолет ведет научно- исследовательскую работу на Дальнем Востоке. Перед вылетом экипажу, научным сотрудникам и опе­ раторам было поставлено не­ сколько задач. Об этом рас­ сказывает на перелете за­ ведующий лабораторией мор­ ских млекопитающих Север­ ного отделения ПИНРО В. А. Потелов. — Недавно в Мурманск, — говорит Владимир Андре­ евич, — приезжала группа норвежских специалистов, чтобы с нами обсудить проб­ лемы, связанные с эволюци­ ей численности морских мле­ копитающих, и в частности, тюленя. На фоне общего со­ кращения запасов трески, пикши и мойвы (основного корма тюленей) в последние годы заметно активизирова­ лась их миграция к побе­ режьям прнарктических го­ сударств, отмечены случаи гибели животных. Нам пока не все понятно в их поведе­ нии, поэтому очередной по­ лег лаборатории авиаразвед­ ки должен внести определен­ ную ясность при оценке со­ стояния запасов, подсчете ощенившихся самок. На су­ дах также находятся наши сотрудники, которые непо­ средственно на месте ведут научные исследования. Кроме представителей «Севрыбиромра з в е д к и$>, ПИНРО , объединения « Ар­ хангельскрыбпром», на борту лайнера летит старший гос- инспектор по конвенционно­ му рыболовству «Мурманрыб- вода» В. И. Кондратьев. Вла­ дислава Ивановича также ин­ тересуют залежки зверя, их расположение. Установлен целый комплекс контроля за соблюдением квоты промыс­ лового отстрела животных, поэтому Кондратьеву также хватает забот в этой его де­ сятичасовой командировке, на которую рассчитан полет. До первых залежек доб­ рых три часа лета, и заме­ ститель начальника лабора­ тории авиаразведки А. Г. 27 мая 1983 года Ломакин знакомит меня с оборудованием и аппарату­ рой, ' размещенными в трех салонах самолета. Вот ИК — так называемый инфра­ красный комплекс, позво­ ляющий измерять темпера­ туру воды с любой высоты. Луч, отраженный от по­ верхности льда, воды или тела животного, возвращает­ ся обратно, и по разности температур оператор из ПИНРО Николай Кузнецов может определить даже за­ лежку самок с детенышами. Внизу под нами установ­ лена невидимая глазу, но всевидящая многозональная аэрофотокамера, фиксирую­ щая на пленку видимое ею пространство. На экране ви­ деокомплекса видны проплы­ вающие под нами льды, на которых оператор Михаил ТАМ под Калинин определяет точки ско лений животных. Потом в спокойной обстановке ви­ деопленка будет прокручена и по ней нанесут на карту выявленные залежки тюленя. Радиофаксимильная связь дает возможность прямо с борта передавать на промыс­ ловые суда данные о скоп­ лениях рыбы и зверя. Рыба­ кам остается только сориен­ тироваться в обстановке и выйти в заданный квадрат. Всю информацию скапли­ вает бортовая автоматичес­ кая система, центральная вычислительная машина ко­ торой вбирает в себя данные научных комплексов. ...13 часов 15 минут. Ус­ тановлена УКВ связь с экипажем «Териберки». Ка­ питан судна Александр Александрович Пузырев с нетерпением ждет сообще­ ний. Сверху, что ни говори­ те, виднее. Гигантскими зигзагами самолет на брею­ щем полете пробирается все дальше на север. Начальник сектора лаборатории А. В. Зеленцов передает из пилот­ ской кабины: — Ложимся на истинный курс. Скорость — 320, вы­ сота 300 прв (по радиовысо­ тометру). Приготовиться! Операторы застыли у приборов, бортнаблюдатели визуально следят сквозь бли­ стеры за ледовыми полями. Вот на одной из льдин рас­ пласталось темное пятно. Оно вдруг оживает, насторо­ женно всматривается в мгли­ стое небо и с необыкновен­ ной живостью устремляет­ ся к кромке. Мгновение — и черная вода скрывает от лишних глаз хозяина этих мест. Самки с детенышами не обращают внимания на далекий рокот с неба. У них свои заботы. Красные пятна на отдельных льдинах гово­ рят сами за себя — здесь недавно свершилось великое таинство природы. Все это отчетливо, как фотокадр, остается в памяти — серое небо, белые льдины, черная вода. Пилоты тем временем де­ лают свое дело. Прямо по курсу вырастает белоснеж­ ная' коробочка зверобойного судна с бурунчиком воды за кормой. Заместитель началь­ ника отдела добычи объеди­ нения Н. А. Угрюмов берет в руки микрофон: — 2010-й? На связи 75462-й. Александр Алек­ сандрович, обнаружена за­ лежка полосой одна-две мили. Лед 3—5 баллов, ме­ стами до семи. Преобладает однолетний белый, сбитый в полосы. Координаты... Капитан благодарит за помощь, судно меняет курс. Мы еще некоторое время ле­ тим на север, затем развора­ чиваемся. вновь проходим над «Териберкой» и проща­ емся с экипажем. Слыши­ мости с другими зверобойка- ми нет. они еще не подошли к району промысла. В пилотской кабине тесно­ вато. Это и понятно. На не­ большом замкнутом прост­ ранстве расположились ко­ мандир и второй пилот, штурман, бортмеханик, борт­ радист. Непривычному чело­ веку кажется в действиях всей группы нарочитая не­ брежность. Присмотревшись, замечаешь, подобную «рас­ слабленность» могут позво­ лить себе высокие професси­ оналы, для которых очеред­ ной арктический полет — обычная работа. Командир В. Я. Шапкин и второй пи­ лот О. М. Балашов закончи­ ли Сасовское летное учили­ ще. Командир налетал около девяти тысяч часов, четыреж­ ды бывал в Антарктиде. Штурман Евгений Пронякин — выпускник Ленинградской академии гражданской авиа­ ции. Бортрадист Николай Иванов имеет четыре тыся­ чи часов налета. Да еще ка­ ких часов! Одни названия говорят обо всем — Север­ ный полюс, Владивосток. Камчатка... ...18 часов 10 минут. Ше­ лестит бортовой динамик. Зеленцов сообщает: — Работу заканчиваем. Набираем высоту. Курс — домой. Потом были три часа об­ ратного перелета, встреча с родной землей в районе Ры­ бачьего полуострова, привет­ ливые вечерние огни Мур- машей. Пока летели, прики­ дывали на карте-схеме уча­ сток поисковых работ, обо­ значали границы обнаружен­ ных залежек тюленей, места встреч их семей и одиноч­ ных хохлачей. Материалы полета обрабатываются. В. СТЕПАНОВ. НА СНИМКЕ: руководитель полета А. В. Зеленцов (слева) обсуждает итоги полета со старшим инженером Н. Д . По­ лозовым. Фото автора. КОГДА ПРИХОДИТ опыт Н А СЕИНЕРЕ траулере «Ондозеро» получили самый драгоценный груз — письма. Второму электроме­ ханику Ивану Аджимовичу Бекасову пришло сразу во­ семь писем, и он заторопил­ ся в каюту. Но вскоре в дверь посту­ чали. Заглянул вахтенный электрик: — Аджимович, в рыбцехе транспортер не работает. Бекасов с сожалением гля­ нул на еще не распечатан­ ные конверты и начал пере­ одеваться в робу. Через не­ сколько минут он уже был на рыбофабрике. Найти неисправность в схеме автоматики не пред­ ставило особого труда. Слож­ нее оказалось ее устранить. Вышел из строя один из так называемых « инициаторов сближения». Случай был не первый, и в ЗИПе резервных «инициаторов» не оказалось. Дефицит этого, величиной менее сигаретной коробки, элемента автоматики произ­ водства ГДР грозил неприят­ ностью: транспортерная ли­ ния простаивала. «Попробую поставить наш, советский», — решил электромеханик. Человек запасливый, он пе­ ред рейсом заскочил в каби­ нет. где располагалась груп­ па автоматики флота, и вы­ просил несколько таких «инициаторов». На всякий случай — авось пригодится. На досуге еще в предыду­ щем рейсе Иван Аджимович прикинул все возможности применения элемента. Выхо­ дило, что для его использо­ вания требовалась лишь не­ большая регулировка в схеме автоматики. Теперь ситуация потребовала практического осуществления замысла. Спу­ стя полчаса транспортер уже работал. С тех пор, как И. А. Бе­ касов нашел применение но­ вому элементу, прошло более двух лет. За это время не было ни одного отказа. «Р а ­ ботает надежно, — утверж­ дает и сам электромеханик, — недаром элемент реко­ мендовали для внедрения на флоте Беломорской базы гос- лова». Впрочем, на флоте Ивана Аджимовича заслуженно считают классным специали­ стом. Как-никак пятнадцать лет работы в должности электромеханика по автома­ тике — срок немалый. Правда, случались в его практике и трудные минуты. Но не было такого, чтобы пытливая мысль судового специалиста не находила ре­ шения. До сих пор помнит И. А. Бекасов первый свой выход в море на СРТ «Повенец» сразу после окончания учи­ лища. Случилось так. что на судне возникла предаварий- ная ситуация. Во время про­ мысла оно вдруг обесточива­ лось и дрейфовало по воле волн. Двигатель запускали, однако спустя некоторое вре­ мя все повторялось вновь. «Нет равномерного распреде­ ления нагрузок на генерато­ ры, — докладывал старший механик капитану. — Навер­ ное, придется возвращаться в порт». Капитан возражал: «Что. мы сами не можем сделать? Ты понабирал в штат молодых специалистов, теперь сам. как хочешь, таки выкручивайся». Этими слова­ ми было задето самолюбие молодых специалистов: меха­ ника Григория Лукьянова и электромеханика Ивана Бе­ касова. Пока капитан и стар- мех в течение нескольких дней решали вопрос, как быть, те взялись за ремонт самостоятельно. Одни следил за работой двигателя, а дру­ гой в это время «колдовал» над схемами генераторов. Наконец И. А. Бекасов на­ шел в них слабое место: пол- зунковое сопротивление не отрегулировано. С помощью его. постепенно прирабатывая один генератор к другому, устранили неисправность. Рейс продолжился. Были сложности у Ивана Аджимовича и при освоении новых сейнеров-траулеров ти­ па «Атлантик-333». Впервые открыв информационный шкаф с автоматикой, Бека­ сов даже растерялся. Сколь­ ко тут было незнакомого для него! Настоящий клондайк схем. Пришлось засесть за их изучение, доставать допол­ нительную литературу. Ну а сама жизнь в первом же рейсе незамедлительно под­ бросила очередную голово * ломку. Причем такую, что5*; одному решить оказалось не под силу. На переходе на промысел через отверстия кабельных трасс волной залило автома­ тику ваерной лебедки. Трал спустили, а поднять не смог­ ли. Заменить поврежденный блок автоматики оказалось нечем. Как тут быть? При­ шлось просить помощи у электромеханика с промыш­ лявшего рядом ПСТ. Спали они оба тогда не более 2— 3 часов в сутки, но за три дня дело сделали. Траулер про­ должил промысел. Помощь более опытного товарища оказалась очень кстати. Та­ кая взаимовыручка — мор­ ской закон. Он не предусмат­ ривается какими-либо доку­ ментами, все зависит от со­ вести человека. Впрочем, Иван Аджимо­ вич, если требуется, также никому не отказывает в по­ мощи. Предположим, о б о ^ рвется кабель лебедки прибо­ ра контроля горизонта хода трала. Одному электронавига­ тору починить его сложно, да и долго. Теряется драгоцен­ ное промысловое время. В подобных случаях И. А. Бе­ касов спешит на помощь на­ вигатору на промысловую па­ лубу. У двоих работа лучше спорится, да и время на ре­ монт значительно сокращает­ ся. Наверное, вот за эту че­ ловеческую отзывчивость и блестящее знание своей спе­ циальности моряки СТМ «Ондозеро» и выбрали Ива­ на Аджимовича заместите­ лем председателя судового комитета профсоюза. А еще надо сказать, что за высокие показатели в выполнении со циалистических обязательств совсем недавно И. А. Бека­ сов награжден Почетной гра мотой управления флота. В. МИКОЛЮК , j y наш внешт. корр . [

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz