Рыбный Мурман. 1988 г. Май.
< 5 Люди рыбацкого Севера м ОГУЧИЙ ЛАЙНЕР буквально распластал ся над* поверхностью моря. Где-то южнее остался нор вежский остров с конусом потухшего вулкана. Под крыло меж широких разво дий набегают ледяные поля, на которых представлен весь атлас ледовых образований: снежура, шуга, нилас, блин чатый лед... Края крупных льдин, прикрытых белой снежной скатертью, отлива ют синевой. Это уже старый, многолетний лед, плывущий навстречу своей гибели — теплым струям мощного Гольфстрима. Рукам командира кораб ля Владимира Шапкина по винуется упряжка в восем надцать тысяч лошадиных сил. Барражируем мы над холодными водами Гренланд ского моря, за семьдесят третьей параллелью, не слу чайно. Идут поиск и опреде ление численности залежек известного своей промысло вой ценностью гренландско го тюленя. Сегодняшнему вылету ИЛ- 18 ДОРР (дальнего океани ческого разведчика рыбы) с бортовым номером 75462 предшествовал ряд обстоя тельств. Напомню, что пере оборудованный под научную лабораторию управления « Севрыбпромразведка » ИЛ- 18 начал регулярные полеты в северо-западной части Арк тического бассейна с февра ля 1986 года. За это время исследованы тысячи квадрат ных километров Белого, Ба ренцева и других морей. Та ких летающих лабораторий с эмблемой Министерства рыбного- хозяйства СССР в стране всего две. Идентич ный самолет ведет научно- исследовательскую работу на Дальнем Востоке. Перед вылетом экипажу, научным сотрудникам и опе раторам было поставлено не сколько задач. Об этом рас сказывает на перелете за ведующий лабораторией мор ских млекопитающих Север ного отделения ПИНРО В. А. Потелов. — Недавно в Мурманск, — говорит Владимир Андре евич, — приезжала группа норвежских специалистов, чтобы с нами обсудить проб лемы, связанные с эволюци ей численности морских мле копитающих, и в частности, тюленя. На фоне общего со кращения запасов трески, пикши и мойвы (основного корма тюленей) в последние годы заметно активизирова лась их миграция к побе режьям прнарктических го сударств, отмечены случаи гибели животных. Нам пока не все понятно в их поведе нии, поэтому очередной по лег лаборатории авиаразвед ки должен внести определен ную ясность при оценке со стояния запасов, подсчете ощенившихся самок. На су дах также находятся наши сотрудники, которые непо средственно на месте ведут научные исследования. Кроме представителей «Севрыбиромра з в е д к и$>, ПИНРО , объединения « Ар хангельскрыбпром», на борту лайнера летит старший гос- инспектор по конвенционно му рыболовству «Мурманрыб- вода» В. И. Кондратьев. Вла дислава Ивановича также ин тересуют залежки зверя, их расположение. Установлен целый комплекс контроля за соблюдением квоты промыс лового отстрела животных, поэтому Кондратьеву также хватает забот в этой его де сятичасовой командировке, на которую рассчитан полет. До первых залежек доб рых три часа лета, и заме ститель начальника лабора тории авиаразведки А. Г. 27 мая 1983 года Ломакин знакомит меня с оборудованием и аппарату рой, ' размещенными в трех салонах самолета. Вот ИК — так называемый инфра красный комплекс, позво ляющий измерять темпера туру воды с любой высоты. Луч, отраженный от по верхности льда, воды или тела животного, возвращает ся обратно, и по разности температур оператор из ПИНРО Николай Кузнецов может определить даже за лежку самок с детенышами. Внизу под нами установ лена невидимая глазу, но всевидящая многозональная аэрофотокамера, фиксирую щая на пленку видимое ею пространство. На экране ви деокомплекса видны проплы вающие под нами льды, на которых оператор Михаил ТАМ под Калинин определяет точки ско лений животных. Потом в спокойной обстановке ви деопленка будет прокручена и по ней нанесут на карту выявленные залежки тюленя. Радиофаксимильная связь дает возможность прямо с борта передавать на промыс ловые суда данные о скоп лениях рыбы и зверя. Рыба кам остается только сориен тироваться в обстановке и выйти в заданный квадрат. Всю информацию скапли вает бортовая автоматичес кая система, центральная вычислительная машина ко торой вбирает в себя данные научных комплексов. ...13 часов 15 минут. Ус тановлена УКВ связь с экипажем «Териберки». Ка питан судна Александр Александрович Пузырев с нетерпением ждет сообще ний. Сверху, что ни говори те, виднее. Гигантскими зигзагами самолет на брею щем полете пробирается все дальше на север. Начальник сектора лаборатории А. В. Зеленцов передает из пилот ской кабины: — Ложимся на истинный курс. Скорость — 320, вы сота 300 прв (по радиовысо тометру). Приготовиться! Операторы застыли у приборов, бортнаблюдатели визуально следят сквозь бли стеры за ледовыми полями. Вот на одной из льдин рас пласталось темное пятно. Оно вдруг оживает, насторо женно всматривается в мгли стое небо и с необыкновен ной живостью устремляет ся к кромке. Мгновение — и черная вода скрывает от лишних глаз хозяина этих мест. Самки с детенышами не обращают внимания на далекий рокот с неба. У них свои заботы. Красные пятна на отдельных льдинах гово рят сами за себя — здесь недавно свершилось великое таинство природы. Все это отчетливо, как фотокадр, остается в памяти — серое небо, белые льдины, черная вода. Пилоты тем временем де лают свое дело. Прямо по курсу вырастает белоснеж ная' коробочка зверобойного судна с бурунчиком воды за кормой. Заместитель началь ника отдела добычи объеди нения Н. А. Угрюмов берет в руки микрофон: — 2010-й? На связи 75462-й. Александр Алек сандрович, обнаружена за лежка полосой одна-две мили. Лед 3—5 баллов, ме стами до семи. Преобладает однолетний белый, сбитый в полосы. Координаты... Капитан благодарит за помощь, судно меняет курс. Мы еще некоторое время ле тим на север, затем развора чиваемся. вновь проходим над «Териберкой» и проща емся с экипажем. Слыши мости с другими зверобойка- ми нет. они еще не подошли к району промысла. В пилотской кабине тесно вато. Это и понятно. На не большом замкнутом прост ранстве расположились ко мандир и второй пилот, штурман, бортмеханик, борт радист. Непривычному чело веку кажется в действиях всей группы нарочитая не брежность. Присмотревшись, замечаешь, подобную «рас слабленность» могут позво лить себе высокие професси оналы, для которых очеред ной арктический полет — обычная работа. Командир В. Я. Шапкин и второй пи лот О. М. Балашов закончи ли Сасовское летное учили ще. Командир налетал около девяти тысяч часов, четыреж ды бывал в Антарктиде. Штурман Евгений Пронякин — выпускник Ленинградской академии гражданской авиа ции. Бортрадист Николай Иванов имеет четыре тыся чи часов налета. Да еще ка ких часов! Одни названия говорят обо всем — Север ный полюс, Владивосток. Камчатка... ...18 часов 10 минут. Ше лестит бортовой динамик. Зеленцов сообщает: — Работу заканчиваем. Набираем высоту. Курс — домой. Потом были три часа об ратного перелета, встреча с родной землей в районе Ры бачьего полуострова, привет ливые вечерние огни Мур- машей. Пока летели, прики дывали на карте-схеме уча сток поисковых работ, обо значали границы обнаружен ных залежек тюленей, места встреч их семей и одиноч ных хохлачей. Материалы полета обрабатываются. В. СТЕПАНОВ. НА СНИМКЕ: руководитель полета А. В. Зеленцов (слева) обсуждает итоги полета со старшим инженером Н. Д . По лозовым. Фото автора. КОГДА ПРИХОДИТ опыт Н А СЕИНЕРЕ траулере «Ондозеро» получили самый драгоценный груз — письма. Второму электроме ханику Ивану Аджимовичу Бекасову пришло сразу во семь писем, и он заторопил ся в каюту. Но вскоре в дверь посту чали. Заглянул вахтенный электрик: — Аджимович, в рыбцехе транспортер не работает. Бекасов с сожалением гля нул на еще не распечатан ные конверты и начал пере одеваться в робу. Через не сколько минут он уже был на рыбофабрике. Найти неисправность в схеме автоматики не пред ставило особого труда. Слож нее оказалось ее устранить. Вышел из строя один из так называемых « инициаторов сближения». Случай был не первый, и в ЗИПе резервных «инициаторов» не оказалось. Дефицит этого, величиной менее сигаретной коробки, элемента автоматики произ водства ГДР грозил неприят ностью: транспортерная ли ния простаивала. «Попробую поставить наш, советский», — решил электромеханик. Человек запасливый, он пе ред рейсом заскочил в каби нет. где располагалась груп па автоматики флота, и вы просил несколько таких «инициаторов». На всякий случай — авось пригодится. На досуге еще в предыду щем рейсе Иван Аджимович прикинул все возможности применения элемента. Выхо дило, что для его использо вания требовалась лишь не большая регулировка в схеме автоматики. Теперь ситуация потребовала практического осуществления замысла. Спу стя полчаса транспортер уже работал. С тех пор, как И. А. Бе касов нашел применение но вому элементу, прошло более двух лет. За это время не было ни одного отказа. «Р а ботает надежно, — утверж дает и сам электромеханик, — недаром элемент реко мендовали для внедрения на флоте Беломорской базы гос- лова». Впрочем, на флоте Ивана Аджимовича заслуженно считают классным специали стом. Как-никак пятнадцать лет работы в должности электромеханика по автома тике — срок немалый. Правда, случались в его практике и трудные минуты. Но не было такого, чтобы пытливая мысль судового специалиста не находила ре шения. До сих пор помнит И. А. Бекасов первый свой выход в море на СРТ «Повенец» сразу после окончания учи лища. Случилось так. что на судне возникла предаварий- ная ситуация. Во время про мысла оно вдруг обесточива лось и дрейфовало по воле волн. Двигатель запускали, однако спустя некоторое вре мя все повторялось вновь. «Нет равномерного распреде ления нагрузок на генерато ры, — докладывал старший механик капитану. — Навер ное, придется возвращаться в порт». Капитан возражал: «Что. мы сами не можем сделать? Ты понабирал в штат молодых специалистов, теперь сам. как хочешь, таки выкручивайся». Этими слова ми было задето самолюбие молодых специалистов: меха ника Григория Лукьянова и электромеханика Ивана Бе касова. Пока капитан и стар- мех в течение нескольких дней решали вопрос, как быть, те взялись за ремонт самостоятельно. Одни следил за работой двигателя, а дру гой в это время «колдовал» над схемами генераторов. Наконец И. А. Бекасов на шел в них слабое место: пол- зунковое сопротивление не отрегулировано. С помощью его. постепенно прирабатывая один генератор к другому, устранили неисправность. Рейс продолжился. Были сложности у Ивана Аджимовича и при освоении новых сейнеров-траулеров ти па «Атлантик-333». Впервые открыв информационный шкаф с автоматикой, Бека сов даже растерялся. Сколь ко тут было незнакомого для него! Настоящий клондайк схем. Пришлось засесть за их изучение, доставать допол нительную литературу. Ну а сама жизнь в первом же рейсе незамедлительно под бросила очередную голово * ломку. Причем такую, что5*; одному решить оказалось не под силу. На переходе на промысел через отверстия кабельных трасс волной залило автома тику ваерной лебедки. Трал спустили, а поднять не смог ли. Заменить поврежденный блок автоматики оказалось нечем. Как тут быть? При шлось просить помощи у электромеханика с промыш лявшего рядом ПСТ. Спали они оба тогда не более 2— 3 часов в сутки, но за три дня дело сделали. Траулер про должил промысел. Помощь более опытного товарища оказалась очень кстати. Та кая взаимовыручка — мор ской закон. Он не предусмат ривается какими-либо доку ментами, все зависит от со вести человека. Впрочем, Иван Аджимо вич, если требуется, также никому не отказывает в по мощи. Предположим, о б о ^ рвется кабель лебедки прибо ра контроля горизонта хода трала. Одному электронавига тору починить его сложно, да и долго. Теряется драгоцен ное промысловое время. В подобных случаях И. А. Бе касов спешит на помощь на вигатору на промысловую па лубу. У двоих работа лучше спорится, да и время на ре монт значительно сокращает ся. Наверное, вот за эту че ловеческую отзывчивость и блестящее знание своей спе циальности моряки СТМ «Ондозеро» и выбрали Ива на Аджимовича заместите лем председателя судового комитета профсоюза. А еще надо сказать, что за высокие показатели в выполнении со циалистических обязательств совсем недавно И. А. Бека сов награжден Почетной гра мотой управления флота. В. МИКОЛЮК , j y наш внешт. корр . [
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz