Рыбный Мурман. 1988 г. Май.

п финансовая деятельность коллективов флотов и А Ч Н У С ПРОТИВОРЕ- ** ЧИП: сравню выполне­ ние планов четырех месяцев нынешнего года и прошлого. Нынче мы недодали 7,3 ты­ сячи тонн пищевой продук­ ции, хотя по отношению . к уровню прошлого года вы­ полнение составляет 103,2 процента. Прибыль — в ми­ нусе: 3,6 миллиона рублей не хватило до плана, а в сравнении с прошлым годом она выросла на 4,7 миллиона рублей. А все потому, что план, в частности, по при­ были у нас вырос... в 35 раз! Хотя в море ничего не изменилось, цены те же, ас­ сортимент продукции прак­ тически тот же. Иными сло­ вами, госзаказ и прибыль не сбалансированы. Как в этих условиях ре- _шать проблему экономичной работы флота? Тем более что хозяйственная самостоя­ тельность у нас во многом ограниченна, особенно в об­ ласти договорных отноше­ ний. Поэтому главное внимание, конечно же, уделяем эконо­ мическим рычагам управле­ ния, созданию саморегули- руемого механизма. Готовясь к работе в но вы х у с л о в и я х х о з я й с тв о в а н и я , мы провели уче б у в а п пар а те у п ­ равления , вы слали на суда со ­ о тв е т с т в ую щ ую л и т е р а т у р у . Со всеми э к и п а ж а м и встречались т р и ж д ы : на приходе , разбо ­ ре рейса , на отходе . Причем в с я ки й раз к м о р я кам п р и х о ­ дили или ген е р ал ь ны й д и р е к ­ тор объединения , или е го заме ­ с тители . Отвечали на вопросы э к и п а ж е й , объя сняли , ч то та ­ кое хо зр а сче т , прибы л ь , з а тр а ­ ты , н а к *5удет м еня ть ся за р а ­ бо тная плата , к а к реш ается соци ал ьна я пр о гр ам м а и н а к будет р а звива ться объедине ­ ние . И моряки перешли на ра ­ боту сокращенным штатом, ^асть экипажей работает в условиях хозрасчета. Теперь уже на судне твердо знают, что «кругляк» невыгоден, надо выпускать улучшенный ассортимент: разделанную, филе, тушку. Если раньше разделать 5— 6 тонн рыбы было проблемой, то сей­ час разделка достигает 30 тонн в сутки. Моряки сами стараются усовершенство­ вать технику. Ведь оплата их труда идет от выполнения плана" выпуска товарной и продукции улучшенного ас­ сортимента, а для моряков. иметь?» Не т а к , к а к было р а н ь ­ ше, с ка ж ем , отдел добычи свою задачу реш ил и умы л р у ­ к и . Теперь все вместе д ум аю т, счи таю т : к а к расс тави ть суда в том или ином районе п р о ­ мысла , чтобы вы полнили все о сновны е по ка за тели , к а к о й ры бообраба ты вающ ей т е х н и к о й эти суда снабж ены и т а к да ­ лее. П р о счи ты ваю тся в а риан ты . А с чи та ть пом о гаю т на столь ­ ные ЭВМ. Пока у нас шесть «Роботронов» , с ко р о получим две больш ие маш ины с 25-ю и выпуск пищевой возраста­ ет. В свя зи с этим х о ч у вы с к а ­ за ть н аш у обиду. В Саратове очень обрадовались наш ей п р о ­ д у к ц и и , за ка за л и ф арш , б уд у т делать н о п ч е н ую ко лб а с у . А вот в М урм ан с ке не захотели « связываться» ни го р и с п о л ко м , ни м я со ком б ина т . А ж а л ь , до ­ бавили бы с в и н и н у , сделали о тл и ч н ую колба су , люди бы спасибо с ка зал и . А теперь ты с я ч и то н н фарша уед у т да­ ле ко отсюда . МИНУС ЗАТРАТЫ Заместитель генерального директора объединения «Мурманрыбпром» по экономике Лев Александрович ИВАНОВ работающих в условиях хоз­ расчета, — от товарной про­ дукции: на рубль дал — 3- 4 копейки — себе. И нам уже не надо напо­ минать, требовать: «Давайте улучшенный ассортимент! Давайте полную разделку!» Да и капитану стараемся не диктовать, рейсовое задание для него — как бы госзаказ, ориентир для выполнения главных показателей в усло­ виях хозрасчета — товарная продукция и план поставок. Снижают затраты, экономят промвооружение, топливо — 50 процентов сэкономленных средств перечисляется эки­ пажу. Конечно, моряки охот­ но идут в рейс на таких ус­ ловиях. В а п пар а те упр а вл е н и я сей ­ ча с любое реш ение п р и н им а е т ­ ся то л ь ко с т о ч к и зрения его э ко н ом и ч е с ко й целесообразно ­ с ти : «Что мы с э то го будем дисплеям и . Все это повыш ае т обоснованность пр и н им а емы х реш ений , у с к о р я е т о пера тив ­ ность . Организационное обеспече­ ние должно сочетаться с по­ исками путей снижения за­ трат. Главная проблема — нет замены Баренцеву морю. Для примера: 10 миллионов рублей — такова разница в сумме прибыли экипажа БМРТ, если он работает не в Баренцевом море, а в даль­ нем районе промысла. Мы убеждены, что, если предприятие не меняет ас­ сортимент продукции, оно становится убыточным и не имеет перспективы развития. На двух судах вырабатываем фарш высоких кондиций, на шести — обычный из мелкой рыбы. Думается, такими ли­ ниями надо оборудовать все суда. Ведь фарш пользуется неограниченным спросом, да Не жалеем денег на обо­ рудование. Например, заку­ паем и ставим на суда фар- шевое оборудование, прово­ дим реконструкцию плавма- стерской «Резец». Пусть сей­ час туго без этих денег, зато дополнительные суда на про­ мысле, фаршевое оборудова­ ние дают дополнительную продукцию, поэтому, счита­ ем, игра стоит свеч. Хозрасчет приучает всех думать, искать резервы. Вот, например, отдел внутренних водоемов долгие годы был чем-то вроде штрафбата. Я с ­ но, условия работы там — не сахар, пьянство процвета­ ло, вообще не знали, что и делать. А теперь, когда зар­ плату отдали в бригады, там стала даже конкурсная си­ стема приема на работу. З а ­ работок вырос на 20— 30 процентов, и люди уже сами ищут, где бы кого еще со­ кратить. А на судоремонте попро­ бовали применить подрядную систему. И сроки ремонта резко сократились. Скажем, СТР «Богучар» выходит по­ чти на три месяца раньше срока. И все-таки положение фло­ та очень сложное. Не дают дышать несбалансированность планов, неувязка заработной платы моряков с трудозатра­ тами, со стоимостью рыбо­ продукции, старые противо­ речия во взаимоотношениях со смежниками и так далее. Например, мы практически освободили порт: суда разгру­ жаются большей частью в море. Но перечисление денег порту — прежнее. Сколько средств уходит у нас на со­ держание разных организа­ ций! А судоремонт? Несколь­ ко лет отчисляли по аморти­ зации миллионы рублей, но не хватало судоремонтных мощностей. В прошло.м году нашли пути решения этой проблемы, но 40 миллионов нам никто не собирается по­ гашать. Совет трудового коллекти­ ва флота, который: возглав­ ляет Герой Социалистическо­ го Труда А. В. Абакумов, пишет письма в разные ин­ станции, добиваясь справед­ ливости: раз резко измени­ лась сырьевая база, надо приводить в соответствие показатели. Кстати, совет трудового коллектива весьма активно включился в реше­ ние многих проблем. И даже нам, администраторам, насту­ пает на пятки: интересуются численностью аппарата уп­ равления, ищут резервы, проверяют, как они использу­ ются. Иными словами, всем ми­ ром стремимся успешно ре­ шать в общем-то нерешае­ мую задачу получения 35- миллионной прибыли. Начальник планово-экономического отдела управления «Севрыбхолодфлот» Владимир Владимирович КОМЛИК в расчете на э т у п р о д у к ц ию вы ставили на промы сле плав ­ базы , а о ка залось , ч то им не­ че го делать. Во -в торы х , плавбазы л иш и ­ ли сь обменной п р о д у к ц и и для иноф ирм : за т о н н у тр е с ки нам даю т 6 —7 то н н с к ум б р и и , сель­ ди. Чем возместить такие поте­ ри? БЫТЬ ХОЗЯИНОМ в 1986 ГОДУ мы пере­ шли на новые усло­ вия хозяйствования и... сра- "g были биты: недодали 20 „шллионов рублей. Прежде всего потому, что планы для нас разрабатывались без уче­ та изменений промысловой обстановки. Ведь чем была для нас мойва? Это — не только пищевая продукция, но и жир, рыбмука. И если мы могли здесь, в Баренце­ вом море, выпускать преиму­ щественно ветеринарный жир, то в дальних районах — лишь технический. То есть сразу упали и цены, и объем товарной продукции, и — со­ ответственно — прибыль. Далее. В том ж е 1986 году ВРПО сни зил о тариф ы на пере ­ в о з к у п р о д у к ц и и и повы сило цены на сы рье , чтобы увели ­ ч и т ь рен табел ьно сть п р ом ы с ­ л о вы х флотов . На этом наше у п р а вл е н и е по теряло более 23 м илл ио нов рублей . И, н а ко н е ц , э то т год был од­ ним из х у д ш и х для нас в свя ­ зи с больш им количеством ш то рм о в , ко гд а промы сл овини иноф ирм не давали нам сырье . Не говор я у ж е о д р у г и х неувяз- нах в работе с иноф ирм ам и . v 1987 год стал более удачным. Приходил опыт, на­ лаживались отношения и со смежниками, и с заграничны­ ми партнерами. План выпус­ ка товарной продукции, пре­ сервов и прибыли был выпол­ нен досрочно. Нынче положение ослож­ нилось. И не только тем, что запланированное получение 81,8 миллиона рублей при­ были — очень высокий ру­ беж. Но еще и тем, что те­ перь промысловые флоты прежде всего смотрят на вза­ имоотношения смежников с точки зрения собственной выгоды. И это далеко не все­ гда хорошо для нас. Объясню на та к о м примере . Известно , ч то в «Севрыбхолод - флоте» ры б у не ловят. Все сырье мы получаем о т п р ом ы с ­ лови ков . И во т М урм а н сн и й т р а ­ ловый флот по счи тал , что вы ­ годнее м ор о зи ть ры б у на своих промы слово - п р ои зво д с тв е н ны х р еф риж ер а тор а х , имея с наж - дой то нны 500 рублей допол ­ ни тельно го дохода . Хотя по до­ говор у обязан был по с тави ть нам семь ты с я ч то н н (речь идет о втором квар тале ). С каже те , ш траф ны е са н кци и? Они сл иш ­ ком малы , чтобы во сполни ть наш и потери . А они т а к о вы . В о -первы х , мы Хотя на флотах почему-то убеждены, что «Севрыбхо­ лодфлот» купается в деньгах, в прибыли. Ругают нас: «Не хватает транспортов! Не хва­ тает танкеров!» Конечно. Нам надо сегодня пять транспор­ тов типа «Карл Либкнехт» и 12 танкеров. При таком де­ фиците те и другие су­ да нещадно эксплуатируются. Ведь, по расчетам заявбк промысловых флотов, мы не в состоянии вывезти 180 ты­ сяч тонн рыбопродукции (в год). Это означает, что ни один транспорт не должен на­ ходиться в ремонте даже сутки. ВРПО же обязывает нас полностью выполнить за­ явки промысловиков. Решать эту проблему крайне сложно. К то м у ж е в свя зи с т р а н с ­ пор там и очень м но го сл ож н о ­ стей у нас во в за им оо тнош ени ­ я х с ба н ком . Нет сы р ья — нет п р о д у к ц и и , зн а чи т , нет денег на нашем расчетном счете. Кроме э то го , мы являемся пере ­ во зчи кам и снабж ения , топлива , та ры , п р о д у к то в , не зная , к а к о ­ м у именно с уд н у , н а ко го флота и ка ко е количе с тво по треб уе т ­ ся. Ведь переход тр ан с п о р та длится порой 25 —30 с у то к , за это время многое меняется . С каж ем , с одно го БАТа уж е подсняли 500 то нн п р о д у к ц и и — количе с тво н у ж н о й ем у та ­ ры изменилось . У д р у го го э к и ­ п а ж а заловилась рыба , ем у на ­ до большее ко ли ч е с тв о и том у подобное. А день ги в б ан ке в зя ­ ты , и х нет на нашем счете. Ко гда -то они верн утся . К сожалению, в Законе о государственном предприя­ тии не сказано, кто отвечает за несбалансированность пла­ нов. А вот наша ответствен­ ность за невыполнение плана влечет (юридически недву­ смысленно подтверждено) полную ответственность. Чтобы выполнить то, что нам навязано, делается мно­ гое. Например, проводим экс­ периментальные рейсы эки­ пажей на основе судового хозрасчета. Моряки получают 0,567 процента от плановой и 2 процента от сверхплано­ вой прибыли. Сейчас готовим методику учета затрат, пре­ мирования за экономию ма­ териальных ресурсов. За сбе­ реженное топливо моряки уже получают деньги, для остальных видов еще не раз­ работаны нормативы. В аппарате управления про­ шла серьезная экономиче­ ская учеба, на все суда дали полную информацию о це­ нах, тарифах, о рентабельно­ сти той или иной продук­ ции. Кстати, о последнем. В 1986 году мы от выпуска не­ рентабельной продукции по­ несли убытки — 12,1 мил­ лиона рублей. В прошлом го­ ду сократили их до 9,9 мил­ лиона рублей, стали выпус­ кать пресервы из филе-ку­ сочков скумбрии и ставриды. Нынче стали серьезное внимание уделять выпуску продукции, хоть и более тру­ доемкой, но рентабельной. При работе на ставриде на­ стаиваем, чтобы экипажи не солили рыбу, а морозили. До­ казываем: тонна обезглавлен­ ной мороженой рыбы стоит (с учетом муки) 624 рубля, мороженой с головой — 557, соленой обезглавленной — 492, причем соленая продук­ ция для флота убыточна. Новые виды п р о д у к ц и и тр е ­ б ую т у с т а н о в к и ново го т е х н о ­ л о ги ч е с ко го обор удования . Вот у с тановил и на плавбазе «Але к­ сей Хлобыстов» л и н ию «Рыбел- ко н с» — по л учи ли б е зо тход н ую те хн ол о гию . И здесь у нас боль ­ шие надежды на с тр оящ ий ся м аш и н о с тро и те л ь ны й завод . ■ Возвращаясь к проблеме выполнения планов нынешне­ го года, хочу назвать не­ сколько цифр. Госзаказ го­ товой продукции и вывоза груза промысловых флотов у нас — 100 процентов, а обеспеченность сырьем для производства рыбмуки — 59, потребности в ремонте удовлетворяются лимитами немногим более 60 процентов, отчисления в фонды пред­ приятия составляют всего 8,5 процента. То есть коллек­ тив поставлен, прямо ска­ жем, в критическое положе­ ние. И еще: на передовых предприятиях страны отчис­ ления на нужды предприятия составляют 50 — 70 процен­ тов от прибыли. Это позволя­ ет самостоятельно хозяйство­ вать, четко строить отноше­ ния с партнерами —■быть настоящим хозяином на про­ изводстве. РЫБНЫЙМУРМАН 21 мая 1988 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz