Рыбный Мурман. 1988 г. Май.
п финансовая деятельность коллективов флотов и А Ч Н У С ПРОТИВОРЕ- ** ЧИП: сравню выполне ние планов четырех месяцев нынешнего года и прошлого. Нынче мы недодали 7,3 ты сячи тонн пищевой продук ции, хотя по отношению . к уровню прошлого года вы полнение составляет 103,2 процента. Прибыль — в ми нусе: 3,6 миллиона рублей не хватило до плана, а в сравнении с прошлым годом она выросла на 4,7 миллиона рублей. А все потому, что план, в частности, по при были у нас вырос... в 35 раз! Хотя в море ничего не изменилось, цены те же, ас сортимент продукции прак тически тот же. Иными сло вами, госзаказ и прибыль не сбалансированы. Как в этих условиях ре- _шать проблему экономичной работы флота? Тем более что хозяйственная самостоя тельность у нас во многом ограниченна, особенно в об ласти договорных отноше ний. Поэтому главное внимание, конечно же, уделяем эконо мическим рычагам управле ния, созданию саморегули- руемого механизма. Готовясь к работе в но вы х у с л о в и я х х о з я й с тв о в а н и я , мы провели уче б у в а п пар а те у п равления , вы слали на суда со о тв е т с т в ую щ ую л и т е р а т у р у . Со всеми э к и п а ж а м и встречались т р и ж д ы : на приходе , разбо ре рейса , на отходе . Причем в с я ки й раз к м о р я кам п р и х о дили или ген е р ал ь ны й д и р е к тор объединения , или е го заме с тители . Отвечали на вопросы э к и п а ж е й , объя сняли , ч то та кое хо зр а сче т , прибы л ь , з а тр а ты , н а к *5удет м еня ть ся за р а бо тная плата , к а к реш ается соци ал ьна я пр о гр ам м а и н а к будет р а звива ться объедине ние . И моряки перешли на ра боту сокращенным штатом, ^асть экипажей работает в условиях хозрасчета. Теперь уже на судне твердо знают, что «кругляк» невыгоден, надо выпускать улучшенный ассортимент: разделанную, филе, тушку. Если раньше разделать 5— 6 тонн рыбы было проблемой, то сей час разделка достигает 30 тонн в сутки. Моряки сами стараются усовершенство вать технику. Ведь оплата их труда идет от выполнения плана" выпуска товарной и продукции улучшенного ас сортимента, а для моряков. иметь?» Не т а к , к а к было р а н ь ше, с ка ж ем , отдел добычи свою задачу реш ил и умы л р у к и . Теперь все вместе д ум аю т, счи таю т : к а к расс тави ть суда в том или ином районе п р о мысла , чтобы вы полнили все о сновны е по ка за тели , к а к о й ры бообраба ты вающ ей т е х н и к о й эти суда снабж ены и т а к да лее. П р о счи ты ваю тся в а риан ты . А с чи та ть пом о гаю т на столь ные ЭВМ. Пока у нас шесть «Роботронов» , с ко р о получим две больш ие маш ины с 25-ю и выпуск пищевой возраста ет. В свя зи с этим х о ч у вы с к а за ть н аш у обиду. В Саратове очень обрадовались наш ей п р о д у к ц и и , за ка за л и ф арш , б уд у т делать н о п ч е н ую ко лб а с у . А вот в М урм ан с ке не захотели « связываться» ни го р и с п о л ко м , ни м я со ком б ина т . А ж а л ь , до бавили бы с в и н и н у , сделали о тл и ч н ую колба су , люди бы спасибо с ка зал и . А теперь ты с я ч и то н н фарша уед у т да ле ко отсюда . МИНУС ЗАТРАТЫ Заместитель генерального директора объединения «Мурманрыбпром» по экономике Лев Александрович ИВАНОВ работающих в условиях хоз расчета, — от товарной про дукции: на рубль дал — 3- 4 копейки — себе. И нам уже не надо напо минать, требовать: «Давайте улучшенный ассортимент! Давайте полную разделку!» Да и капитану стараемся не диктовать, рейсовое задание для него — как бы госзаказ, ориентир для выполнения главных показателей в усло виях хозрасчета — товарная продукция и план поставок. Снижают затраты, экономят промвооружение, топливо — 50 процентов сэкономленных средств перечисляется эки пажу. Конечно, моряки охот но идут в рейс на таких ус ловиях. В а п пар а те упр а вл е н и я сей ча с любое реш ение п р и н им а е т ся то л ь ко с т о ч к и зрения его э ко н ом и ч е с ко й целесообразно с ти : «Что мы с э то го будем дисплеям и . Все это повыш ае т обоснованность пр и н им а емы х реш ений , у с к о р я е т о пера тив ность . Организационное обеспече ние должно сочетаться с по исками путей снижения за трат. Главная проблема — нет замены Баренцеву морю. Для примера: 10 миллионов рублей — такова разница в сумме прибыли экипажа БМРТ, если он работает не в Баренцевом море, а в даль нем районе промысла. Мы убеждены, что, если предприятие не меняет ас сортимент продукции, оно становится убыточным и не имеет перспективы развития. На двух судах вырабатываем фарш высоких кондиций, на шести — обычный из мелкой рыбы. Думается, такими ли ниями надо оборудовать все суда. Ведь фарш пользуется неограниченным спросом, да Не жалеем денег на обо рудование. Например, заку паем и ставим на суда фар- шевое оборудование, прово дим реконструкцию плавма- стерской «Резец». Пусть сей час туго без этих денег, зато дополнительные суда на про мысле, фаршевое оборудова ние дают дополнительную продукцию, поэтому, счита ем, игра стоит свеч. Хозрасчет приучает всех думать, искать резервы. Вот, например, отдел внутренних водоемов долгие годы был чем-то вроде штрафбата. Я с но, условия работы там — не сахар, пьянство процвета ло, вообще не знали, что и делать. А теперь, когда зар плату отдали в бригады, там стала даже конкурсная си стема приема на работу. З а работок вырос на 20— 30 процентов, и люди уже сами ищут, где бы кого еще со кратить. А на судоремонте попро бовали применить подрядную систему. И сроки ремонта резко сократились. Скажем, СТР «Богучар» выходит по чти на три месяца раньше срока. И все-таки положение фло та очень сложное. Не дают дышать несбалансированность планов, неувязка заработной платы моряков с трудозатра тами, со стоимостью рыбо продукции, старые противо речия во взаимоотношениях со смежниками и так далее. Например, мы практически освободили порт: суда разгру жаются большей частью в море. Но перечисление денег порту — прежнее. Сколько средств уходит у нас на со держание разных организа ций! А судоремонт? Несколь ко лет отчисляли по аморти зации миллионы рублей, но не хватало судоремонтных мощностей. В прошло.м году нашли пути решения этой проблемы, но 40 миллионов нам никто не собирается по гашать. Совет трудового коллекти ва флота, который: возглав ляет Герой Социалистическо го Труда А. В. Абакумов, пишет письма в разные ин станции, добиваясь справед ливости: раз резко измени лась сырьевая база, надо приводить в соответствие показатели. Кстати, совет трудового коллектива весьма активно включился в реше ние многих проблем. И даже нам, администраторам, насту пает на пятки: интересуются численностью аппарата уп равления, ищут резервы, проверяют, как они использу ются. Иными словами, всем ми ром стремимся успешно ре шать в общем-то нерешае мую задачу получения 35- миллионной прибыли. Начальник планово-экономического отдела управления «Севрыбхолодфлот» Владимир Владимирович КОМЛИК в расчете на э т у п р о д у к ц ию вы ставили на промы сле плав базы , а о ка залось , ч то им не че го делать. Во -в торы х , плавбазы л иш и ли сь обменной п р о д у к ц и и для иноф ирм : за т о н н у тр е с ки нам даю т 6 —7 то н н с к ум б р и и , сель ди. Чем возместить такие поте ри? БЫТЬ ХОЗЯИНОМ в 1986 ГОДУ мы пере шли на новые усло вия хозяйствования и... сра- "g были биты: недодали 20 „шллионов рублей. Прежде всего потому, что планы для нас разрабатывались без уче та изменений промысловой обстановки. Ведь чем была для нас мойва? Это — не только пищевая продукция, но и жир, рыбмука. И если мы могли здесь, в Баренце вом море, выпускать преиму щественно ветеринарный жир, то в дальних районах — лишь технический. То есть сразу упали и цены, и объем товарной продукции, и — со ответственно — прибыль. Далее. В том ж е 1986 году ВРПО сни зил о тариф ы на пере в о з к у п р о д у к ц и и и повы сило цены на сы рье , чтобы увели ч и т ь рен табел ьно сть п р ом ы с л о вы х флотов . На этом наше у п р а вл е н и е по теряло более 23 м илл ио нов рублей . И, н а ко н е ц , э то т год был од ним из х у д ш и х для нас в свя зи с больш им количеством ш то рм о в , ко гд а промы сл овини иноф ирм не давали нам сырье . Не говор я у ж е о д р у г и х неувяз- нах в работе с иноф ирм ам и . v 1987 год стал более удачным. Приходил опыт, на лаживались отношения и со смежниками, и с заграничны ми партнерами. План выпус ка товарной продукции, пре сервов и прибыли был выпол нен досрочно. Нынче положение ослож нилось. И не только тем, что запланированное получение 81,8 миллиона рублей при были — очень высокий ру беж. Но еще и тем, что те перь промысловые флоты прежде всего смотрят на вза имоотношения смежников с точки зрения собственной выгоды. И это далеко не все гда хорошо для нас. Объясню на та к о м примере . Известно , ч то в «Севрыбхолод - флоте» ры б у не ловят. Все сырье мы получаем о т п р ом ы с лови ков . И во т М урм а н сн и й т р а ловый флот по счи тал , что вы годнее м ор о зи ть ры б у на своих промы слово - п р ои зво д с тв е н ны х р еф риж ер а тор а х , имея с наж - дой то нны 500 рублей допол ни тельно го дохода . Хотя по до говор у обязан был по с тави ть нам семь ты с я ч то н н (речь идет о втором квар тале ). С каже те , ш траф ны е са н кци и? Они сл иш ком малы , чтобы во сполни ть наш и потери . А они т а к о вы . В о -первы х , мы Хотя на флотах почему-то убеждены, что «Севрыбхо лодфлот» купается в деньгах, в прибыли. Ругают нас: «Не хватает транспортов! Не хва тает танкеров!» Конечно. Нам надо сегодня пять транспор тов типа «Карл Либкнехт» и 12 танкеров. При таком де фиците те и другие су да нещадно эксплуатируются. Ведь, по расчетам заявбк промысловых флотов, мы не в состоянии вывезти 180 ты сяч тонн рыбопродукции (в год). Это означает, что ни один транспорт не должен на ходиться в ремонте даже сутки. ВРПО же обязывает нас полностью выполнить за явки промысловиков. Решать эту проблему крайне сложно. К то м у ж е в свя зи с т р а н с пор там и очень м но го сл ож н о стей у нас во в за им оо тнош ени я х с ба н ком . Нет сы р ья — нет п р о д у к ц и и , зн а чи т , нет денег на нашем расчетном счете. Кроме э то го , мы являемся пере во зчи кам и снабж ения , топлива , та ры , п р о д у к то в , не зная , к а к о м у именно с уд н у , н а ко го флота и ка ко е количе с тво по треб уе т ся. Ведь переход тр ан с п о р та длится порой 25 —30 с у то к , за это время многое меняется . С каж ем , с одно го БАТа уж е подсняли 500 то нн п р о д у к ц и и — количе с тво н у ж н о й ем у та ры изменилось . У д р у го го э к и п а ж а заловилась рыба , ем у на до большее ко ли ч е с тв о и том у подобное. А день ги в б ан ке в зя ты , и х нет на нашем счете. Ко гда -то они верн утся . К сожалению, в Законе о государственном предприя тии не сказано, кто отвечает за несбалансированность пла нов. А вот наша ответствен ность за невыполнение плана влечет (юридически недву смысленно подтверждено) полную ответственность. Чтобы выполнить то, что нам навязано, делается мно гое. Например, проводим экс периментальные рейсы эки пажей на основе судового хозрасчета. Моряки получают 0,567 процента от плановой и 2 процента от сверхплано вой прибыли. Сейчас готовим методику учета затрат, пре мирования за экономию ма териальных ресурсов. За сбе реженное топливо моряки уже получают деньги, для остальных видов еще не раз работаны нормативы. В аппарате управления про шла серьезная экономиче ская учеба, на все суда дали полную информацию о це нах, тарифах, о рентабельно сти той или иной продук ции. Кстати, о последнем. В 1986 году мы от выпуска не рентабельной продукции по несли убытки — 12,1 мил лиона рублей. В прошлом го ду сократили их до 9,9 мил лиона рублей, стали выпус кать пресервы из филе-ку сочков скумбрии и ставриды. Нынче стали серьезное внимание уделять выпуску продукции, хоть и более тру доемкой, но рентабельной. При работе на ставриде на стаиваем, чтобы экипажи не солили рыбу, а морозили. До казываем: тонна обезглавлен ной мороженой рыбы стоит (с учетом муки) 624 рубля, мороженой с головой — 557, соленой обезглавленной — 492, причем соленая продук ция для флота убыточна. Новые виды п р о д у к ц и и тр е б ую т у с т а н о в к и ново го т е х н о л о ги ч е с ко го обор удования . Вот у с тановил и на плавбазе «Але к сей Хлобыстов» л и н ию «Рыбел- ко н с» — по л учи ли б е зо тход н ую те хн ол о гию . И здесь у нас боль шие надежды на с тр оящ ий ся м аш и н о с тро и те л ь ны й завод . ■ Возвращаясь к проблеме выполнения планов нынешне го года, хочу назвать не сколько цифр. Госзаказ го товой продукции и вывоза груза промысловых флотов у нас — 100 процентов, а обеспеченность сырьем для производства рыбмуки — 59, потребности в ремонте удовлетворяются лимитами немногим более 60 процентов, отчисления в фонды пред приятия составляют всего 8,5 процента. То есть коллек тив поставлен, прямо ска жем, в критическое положе ние. И еще: на передовых предприятиях страны отчис ления на нужды предприятия составляют 50 — 70 процен тов от прибыли. Это позволя ет самостоятельно хозяйство вать, четко строить отноше ния с партнерами —■быть настоящим хозяином на про изводстве. РЫБНЫЙМУРМАН 21 мая 1988 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz