Рыбный Мурман. 1988 г. Май.

4 Хозяйственный механизм перестройки: Корр. Начнем с финансо­ вого положения флота. Како­ во оно сегодня? — Однозначно ответить нельзя. План первого кварта­ ла на флоте выполнен прак­ тически по всем показате­ лям, кроме прибыли. То есть главного критерия оценки деятельности флота в новых условиях хозяйствования. Почти та же ситуация и сегодня, но еще более слож­ ная из-за невыполнения дру­ гих показателей. П р и ч и н т ом у немало . Одной из о с н о в ны х являе тся несба­ л а н си р о ва н н о с ть планов , в том числе и по прибы ли . Из­ вестно , ч то задания на п я т и ­ л е т к у ра зраб а ты вали сь в 1984 — 1985 год а х , ко гд а сырьевая база в Северо -Восточной _ А т ­ л а н ти ке была с табильной , и мы более тр е ти годово го пла ­ на по вы ло в у и в ы п у с к у пищ е ­ вой за кры в а л и именно в СВА. А ко гд а флот перешел в о т ­ даленные рай оны промы сла , р е з ко во зросли за тр а ты : пере ­ лет э к и п а ж е й , снабж ение судов топливом , п р о д у к та м и , не гово ­ ря у ж е о т р а н с п о р ти р о в ке п р о ­ д у к ц и и , — все это с тои т мил ­ лионы р ублей . А цена на ры б у о сталась п р еж н е й . А с с о р ти ­ м ен т п р о д у к ц и и изменился не в л у чш ую с то р о н у , сейчас бо­ лее 60 проц е н то в п р о д у к ц и и — н и з ко ре н та б ел ьна я и нерента ­ бельная , п о с к о л ь к у из м ел ко го сы р ья не сделать у л у чш е н ны й а ссор тим ен т , с ка ж ем , филе. К тому же, флот стареет, его техническая и технологи­ ческая оснащенность не со­ ответствует изменившейся сырьевой обстановке. Да и новые суда, которые мы получали в послед­ нее время, очень доро­ гие, но, к сожалению, и они не обеспечивают по техниче­ ской оснащенности добычи и особенно обработки рыбы высокую эффективность про­ изводства. Сейчас начинаем прини­ мать РТМК-С типа «Моон- зунд». Их балансовая стои­ мость — более 22 миллионов рублен, а производственные мощности не в состоянии компенсировать огромные за­ траты. Корр: А разве нельзя бы­ ло отказаться от столь нерен­ табельного пополнения? — Мы много раз обраща­ лись в М РХ СССР с прось­ бой заменить «Моонзунды» на более эффективные и ме­ нее дорогие суда. Нам отка­ зали. Теперь мы вынуждены основную часть имеющейся валюты расходовать на мо­ дернизацию рыбофабрик на этих судах, ведь им работать и в будущем веке, а они уже сегодня по технологическому Г ПЕРВОГО ЯН ВА РЯ в ^ стране стал функцио­ нировать Агропромбанк СССР . Он кредитует основ­ ную деятельность предприя­ тий, финансирует и кредиту­ ет капитальные вложения, ведет их расчеты; призван обеспечить более эффектив­ ное использование ресурсов, направленных на дальнейшее развитие материально-техни­ ческой базы. Мурманское операционное управление, являясь состав­ ной частью банка, стремится стать активным партнером рыбной отрасли. Нами выда­ но 176 миллионов рублей кредита, финансирование осу­ ществляется на 52 объектах на общую сумму 23 миллио­ на. Предоставление кр ед и то в те ­ перь поставлено в п р ям ую за ­ висим о с ть о т ре зул ьта тов р а ­ боты п р е д п р и я ти й , и х ф и на н ­ сово го п о лож е ни я . Его л иш аю т ­ ся те, к т о не вы полн яе т плано ­ вые задания , д о п у с ка е т бесхо ­ зяй с тв е н но с ть . С перво го июля А гр о п р о м ­ б а н к пере ходи т на хо зр а сче т , и мы , естественно , заин тере сова ­ ны в стабильной работе п р о ­ мыш ленно с ти . Ведь о б а н к р о т и т ­ ся о трасль — об а н кр о тим ся и мы . Кабинетные планы И РЕАЛЬНОСТЬ О работе Мурманского ордена Октябрьской Революции тралового флота в новых условиях рассказывает нашему корреспонденту И. Березюк заместитель начальника флота по экономике Юрий Александрович ЗИНЬКОВ оснащению отстают от зару­ бежных судов на 20 лет. Корр: Что-то не получает­ ся у вас хозяйственной само­ стоятельности... — Не получается. Да и не может получиться. Пока. Ведь утвержденный нам план по прибыли — 51 миллион — совершенно нереален. Та­ кой прибыли флот не полу­ чал даже в самые лучшие го­ ды; например, в 1986 году она была 21 миллион, в про­ шлом году — 10 миллионов рублен убытка. И сколько мы ни доказывали эту нере­ альность^ сколько ни бились за изменение плана, сколько ни вносили предложений в М РХ и ВРПО , ничего не вы­ шло. А от этого показателя, как от печки, танцует все: непомерный госзаказ — 100 процентов{ в таких рамках мы лишены возможностей са­ мостоятельного предприятия, не можем отчислять деньги на социальные нужды. П оясню : после обя за тельны х пла теж ей и о тчи слений (в бю дж е т , м и н и с те р с тв у , п р о ­ це н ты за б а н к о в с к и й кредит) у п р е д п р и я ти я о с таю тся 24,7 п р оц е н та о т с ум м ы балансовой пр ибы ли , да и те на бумаге . Эти день ги распределяю тся по трем фондам : ра зви ти я п р о и з ­ водства , н а у к и и т е х н и к и , фонд со ци ал ьно го ра зви ти я и фонд м а т е р и а л ь н о го . поощ ре ­ ния . И ч то в итоге? В первом квар тале план по прибы ли флот не вы полнил , по плате ­ ж ам р а с счи тали сь бла годаря имевш им ся запасам , а в « к а р ­ мане» н аш и х фондов . пус то . А ведь мы теперь сами решаем социальны е проблемы ! Корр: Может, обратиться за помощью в ВРПО — бо­ лее самостоятельную органи­ зацию? — Нет смысла. Совет ди­ ректоров ВРПО давно утра­ тил первоначальный смысл слова «совет». Зто — адми­ нистративный орган, дейст­ вующий методом приказа. Приведу два примера. 84 миллиона рублей мы отчисляем ежегодно в бюд­ жет и ВРПО за амортизацию судов, то есть на ремонт. «Севрыба» немалую часть этих денег направляет на развитие береговых пред­ приятий, реконструкцию при­ чалов и т. д. А у нас боль­ шая часть судов — старые траулеры, им чаще всего не ремонт требуется, а полное восстановление. Будь у нас самостоятельность, мы созда­ вали бы такой амортизаци­ онный фонд, который нужен только на ремонт судов. Это позволило бы повысить рен­ табельность флота и стиму­ лировало бы экипажи эконо­ мить ремонтные средства. Нам не нужно 84 миллиона, нам достаточно 60 миллио­ нов, но по нормативам обяза­ ны отчислять. Мы было от­ казались. Но недавно совет директоров узаконил это без­ законие: 20 миллионов изы­ маются в централизованный фонд. В торой п р им ер . Мы бы х о ­ тели с тр ои ть о тнош ения со см е ж н и ка м и , за клю ч а я догово ­ ры т а к , к а к счи таем н у ж н ы м . А нам д и н т ую т , с кем и к а к их за клю ч а ть . Вот, с ка ж ем , пере ­ в о з ки э к с п о р т н о й п р о д у к ­ ц и и в и н п о р ты должен о пл а чи ­ вать «Севрыбхолодфлот» . Од­ на ко он пол учае т д ень ги и с «Соврыбфлота» , и с нас — п о ­ ч ти пол тора миллиона рублей . Обратились в ВРПО — ответа нет. 741 ты с я ч у рублей мы пере ­ чи слили «Севрыбхолодфлоту» за 8 месяцев (со дня издания п р и к а з а ВРПО) за доставн у к а р ­ то нной тары из расчета — вес ко р о б ки два кил о гр ам м а . Хотя дей с тви тел ьны й вес ее вдвое меньше . Но п р е й с к у р а н т , у тв е рж д е н ны й ВРПО, сообщает, что вес — два кил о гр ам м а . Где же справедливость. Кто должен ее установить? К сожалению, арбитраж руко­ водствуется только приказа­ ми и инструкциями, издан­ ными те(ми же М РХ и ВРПО. В результате мы, как в клетке: туда не ходи, этого не моги, здесь не «возникай», но плати! О какой самостоя­ тельности может идти речь! Корр: Юрий Александро­ вич, но ведь и в этой обста­ новке флоту необходимо не только выполнить план, но и стремиться получить при­ быль. — Стремимся. Делаем все возможное для этого. Прежде всего пытаемся убе­ дить людей, что все зависит от их отношения к делу, что­ бы моряки почувствовали вкус самостоятельных эконо­ мических решений. Речь идет об элементах хозрасчета на судах. Еще в прошлом году работала группа наиболее компетентных специалистов во главе с опытным капита­ ном Вячеславом Михайлови­ чем Булатовым: создавалась программа хозрасчетной дея­ тельности экипажа. Мы даем н е ко то р ую самосто ­ я те л ьно с ть к а п и т а н у (в преде­ ла х пром рай она ). Главное ж е — уходим о т 60 -процен тно го «потолка» п р ем и р о в а н и я , р а з ­ работав но рм а ти вы : за вы пол ­ нение плана вы п у с к а то варной п р о д у к ц и и (1 ты ся ча рублей на одного м ор я ка ) на 100 п р о ц е н ­ тов , с ка ж ем , в районе ЦВА пла тим 46 рублей 14 к о п е е к , за с в е р х п л а н о в ую п р о д у к ц и ю — втрое больш е , 138 рублей 42 к о п е й к и . Чем больше в ы п у с к то вар ной , тем весомей н о рм а ­ ти в . Правда , п о ка это — э к с п е ­ р им ен т , уш л и всего б судов на т а к и х у сл о в и я х . Но с ко р о о т­ пр авим в море н о рм и р о вщ и ­ ко в , ко то ры е о ко н ч а те л ь н о о т­ р аб о таю т си с тем у хо зра сче та . Корр.* А как распоря­ жаются в экипажах получен­ ными суммами? — 75 процентов могут расходовать сразу, а 25 про­ центов остается за судном. То есть не за конкретными людьми, а за судном. 13ВЕЖ»П ВЙИКРОТСШ Однако дела кое-где идут неважно. В первом квартале не справились с планом при­ были траловый флот (выпол­ нение составило 55 процен­ тов), «Мурманрыбпром» (37,7). Именно поэтому не отчислено в фонды экономи­ ческого стимулирования и со­ циального развития одному — 2,7 миллиона рублей, дру­ гому — 1,9 миллиона. И те­ перь тралфлот не имеет источников финансирования на долевое участие в жилищ­ ном строительстве. Особо хотелось бы сказать о «Мурманрыбпроме». В прошлом году он имел сверхнормативных остатков товарно-материальных ценно­ стей на сумму почти 5 мил­ лионов рублей. Почему? Вы­ пускались некачественная продукция, рыботовары, пользующиеся ограниченным спросом. К тому же флот в про­ шлом году потерял основную сырьевую базу в Баренцевом море и его перевели в отда­ ленные и менее эффектив­ ные районы промысла. Так, рентабельность БМРТ снизи­ лась почти вдвое. Аналогич­ ная картина и с группой СРТ, которая обосновалась в Центрально-Восточной Атлан­ тике. Здесь убыток составил почти 11 миллионов рублей. Но во всем ли м ож но ви ни ть т о л ь ко «М урманры бпром »? Ко ­ нечно , нет. Возьмем , к прим е ­ р у , го с за ка з э то го года по вы ­ п у с к у пищ евой п р ом ыш л е н но ­ сти . Он установлен м и н и с те р с т ­ вом, ко торое исходило из п я ти ­ ле тне го плана , сф орм иро ва нно ­ го на базе 1984 года . А ведь промы словая о б с тано в ка за это время ка рд и н а л ь н о изм енилась . МРХ СССР в данном случае не за хотело (или не пожелало ) в з гл я н у т ь на пр а вд у ж и з н и . И в результа те объединение о к а ­ залось в тяж елом финансовом полож ении . Мало то го , что зам орож ены р е к о н с т р у к ц и я завода «Иманд ­ ра», ра сш ирение форелевого хо зяй с тва , с трои тел ьс тво к о р о в ­ н и ка в Т ерибер ке , но и уж е в о зн и каю т проблемы с выда ­ чей зарпл а ты м ор я кам . Бесстрастно банк на это не смотрит. Объединение по­ лучило от нас в этом году ссз’ду в сумме 6,7 миллиона рублей, погасив ее 25 апре­ ля. А в целом «Мурманрыб­ пром» уже задолжал нам 19 миллионов. Дальнейшее кре­ дитование возможно только при условии предоставления гарантий ВРПО «Севрыба». В о зн и кш а я у «М урм анры б - прома» дополни тельная по треб ­ ность в кр е д и та х вы звана о т ­ влечением об ор о тны х средств на к а п и та л ь ны й рем он т судов (за трачено 9,9 миллиона р уб ­ лей), а т а к ж е з а д е рж ко й вы во ­ за го товой п р о д у к ц и и из рай о ­ нов промы сла . К с та ти , у п р а в ­ ление «Севрыбсбыт» не о пл а чи ­ вает флотам свеж ем орож е ны й ры б о п р о д у к т . П ричина — нет на не го по купа те ле й . Формулу: чтобы лучше жить, надо лучше работать — в настоящее время не всегда можно применить к существующим товарно-де­ нежным отношениям в рыб­ ной отрасли. К примеру, фонд зарплаты сейчас обра­ зуется от объема валовой продукции. Но он ни в коей мере не связан с трудоем- И день ги р а с х о д ую т на п р и ­ обретение , с ка ж ем , видеома г­ нитоф она , оназание м а те ри ­ альной помощ и , опла ты п у т е ­ во к, то есть по своему у см о т ­ рению . Вернемся к проблеме уве­ личения прибыли. Работа в условиях хозрасчета требует ответственного отношения не только от экипажа, но и ад­ министрации флота, каждого отдела. Сейчас мы разраба­ тываем систему хозрасчет­ ной ответственности всего ап­ парата управления от резуль­ татов деятельности судов. Корр: Несколько слов о противозатратном механизме. — В целом есть у нас программа работы по сниже­ нию затрат. Она включает различные виды экономии: топлива и горюче-смазочных материалов, промвооружения и тары. Хотя суммы тут не­ велики. Больше даст нам увз личение объемов производст­ ва товарной продукции. Это осуществится за счет допол­ нительного выпуска разделан­ ной рыбы, филе и муки из отходов от спецразделки. Уменьшим расходы по до­ ставке готовой продукции за счет поставок на экспорт. Сейчас мы о тка зы ва ем ся от к а п и т а л ь н ы х рем он тов судов в преж нем зн а че ни и э то го п о н я ­ тия . Ведь к а к было до сих пор? Т раулер т р и года с то и т в ремонте , тр а тим миллионы рублей , получаем чаще всего те х н и ч е с ки неисправное суд ­ но и м учаем ся . Теперь мы ре­ ш или в период э т и х рем он тов по лно с тью м од е р ни зирова ть с у ­ да, у с та н о в и ть те х н о л о ги ч е с ки е ли н и и , а не м ал ую м е х а н и за ­ цию . Кое -что удается с э ко н ом и ть в р ам к а х наш ей о гр а н и ч е н н о й сам о с тоя тел ьно с ти . Если р а н ь ­ ше. з а клю ч а я д о го вор с н а у ­ к о й , особенно не обращ али вним ания на с ум мы и тем а ти ­ к у , ча с ть к о то р о й у с та н а в л и в а ­ лась ц е н тр а л и зо в а нн о выш е ­ с то ящ им и о р га н и за ц и ям и , то теперь за ка зы ва ем т о л ь ко те темы , ко то ры е нам н у ж н ы д аю т ощ у ти м ы й эфф ект. На этом удалось с э ко н ом и ть более 900 ты с я ч рублей по сравне ­ нию с тем ж е периодом п р ош ­ ло го года . Корр: Как вы оцениваете перспективу работы флота? — Нам нужна полная хо­ зяйственная самостоятель­ ность. Нужен реальный, а не выдуманный в кабинете план. Экономические законы дей­ ствуют объективно, и по-дру­ гому они действовать не мо­ гут. И система отношений: с вышестоящими организация­ ми должна строиться на ос­ новании этих законов, а не на амбициях и декларатив­ ных приказах. костью выпускаемой продук­ ции. Здесь имеются несовме­ стимые противоречия. Как только флот переходит на выпуск улучшенного ассор­ тимента, резко возрастает расход фонда зарплаты сравнению с выпуском нераз- деланной продукции. И в то же время улучшенный ас­ сортимент повышает эффек­ тивность работы: лучше ис­ пользуется сырец, снижают­ ся транспортные расходы, расходы на тару. На мой взгляд, надо коренным обра­ зом изменить порядок ф ор ­ мирования фонда зарплаты и за его основу взять трудо­ емкость выпускаемой про­ дукции. Пока наши отношения с флотами не всегда ровны и гладки. Однако надо наде­ яться, что Агропромбанк и предприятия рыбного Мур- мана станут партнерами, ко­ торые совместными усилия­ ми улучшат экономику, со­ циальную действительность на Северном бассейне. В. ГОРБУНЕНКО, начальник Мурманского операционного управления Агропромбанка. * 27 мая 198В года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz