Рыбный Мурман. 1988 г. Май.
4 Хозяйственный механизм перестройки: Корр. Начнем с финансо вого положения флота. Како во оно сегодня? — Однозначно ответить нельзя. План первого кварта ла на флоте выполнен прак тически по всем показате лям, кроме прибыли. То есть главного критерия оценки деятельности флота в новых условиях хозяйствования. Почти та же ситуация и сегодня, но еще более слож ная из-за невыполнения дру гих показателей. П р и ч и н т ом у немало . Одной из о с н о в ны х являе тся несба л а н си р о ва н н о с ть планов , в том числе и по прибы ли . Из вестно , ч то задания на п я т и л е т к у ра зраб а ты вали сь в 1984 — 1985 год а х , ко гд а сырьевая база в Северо -Восточной _ А т л а н ти ке была с табильной , и мы более тр е ти годово го пла на по вы ло в у и в ы п у с к у пищ е вой за кры в а л и именно в СВА. А ко гд а флот перешел в о т даленные рай оны промы сла , р е з ко во зросли за тр а ты : пере лет э к и п а ж е й , снабж ение судов топливом , п р о д у к та м и , не гово ря у ж е о т р а н с п о р ти р о в ке п р о д у к ц и и , — все это с тои т мил лионы р ублей . А цена на ры б у о сталась п р еж н е й . А с с о р ти м ен т п р о д у к ц и и изменился не в л у чш ую с то р о н у , сейчас бо лее 60 проц е н то в п р о д у к ц и и — н и з ко ре н та б ел ьна я и нерента бельная , п о с к о л ь к у из м ел ко го сы р ья не сделать у л у чш е н ны й а ссор тим ен т , с ка ж ем , филе. К тому же, флот стареет, его техническая и технологи ческая оснащенность не со ответствует изменившейся сырьевой обстановке. Да и новые суда, которые мы получали в послед нее время, очень доро гие, но, к сожалению, и они не обеспечивают по техниче ской оснащенности добычи и особенно обработки рыбы высокую эффективность про изводства. Сейчас начинаем прини мать РТМК-С типа «Моон- зунд». Их балансовая стои мость — более 22 миллионов рублен, а производственные мощности не в состоянии компенсировать огромные за траты. Корр: А разве нельзя бы ло отказаться от столь нерен табельного пополнения? — Мы много раз обраща лись в М РХ СССР с прось бой заменить «Моонзунды» на более эффективные и ме нее дорогие суда. Нам отка зали. Теперь мы вынуждены основную часть имеющейся валюты расходовать на мо дернизацию рыбофабрик на этих судах, ведь им работать и в будущем веке, а они уже сегодня по технологическому Г ПЕРВОГО ЯН ВА РЯ в ^ стране стал функцио нировать Агропромбанк СССР . Он кредитует основ ную деятельность предприя тий, финансирует и кредиту ет капитальные вложения, ведет их расчеты; призван обеспечить более эффектив ное использование ресурсов, направленных на дальнейшее развитие материально-техни ческой базы. Мурманское операционное управление, являясь состав ной частью банка, стремится стать активным партнером рыбной отрасли. Нами выда но 176 миллионов рублей кредита, финансирование осу ществляется на 52 объектах на общую сумму 23 миллио на. Предоставление кр ед и то в те перь поставлено в п р ям ую за висим о с ть о т ре зул ьта тов р а боты п р е д п р и я ти й , и х ф и на н сово го п о лож е ни я . Его л иш аю т ся те, к т о не вы полн яе т плано вые задания , д о п у с ка е т бесхо зяй с тв е н но с ть . С перво го июля А гр о п р о м б а н к пере ходи т на хо зр а сче т , и мы , естественно , заин тере сова ны в стабильной работе п р о мыш ленно с ти . Ведь о б а н к р о т и т ся о трасль — об а н кр о тим ся и мы . Кабинетные планы И РЕАЛЬНОСТЬ О работе Мурманского ордена Октябрьской Революции тралового флота в новых условиях рассказывает нашему корреспонденту И. Березюк заместитель начальника флота по экономике Юрий Александрович ЗИНЬКОВ оснащению отстают от зару бежных судов на 20 лет. Корр: Что-то не получает ся у вас хозяйственной само стоятельности... — Не получается. Да и не может получиться. Пока. Ведь утвержденный нам план по прибыли — 51 миллион — совершенно нереален. Та кой прибыли флот не полу чал даже в самые лучшие го ды; например, в 1986 году она была 21 миллион, в про шлом году — 10 миллионов рублен убытка. И сколько мы ни доказывали эту нере альность^ сколько ни бились за изменение плана, сколько ни вносили предложений в М РХ и ВРПО , ничего не вы шло. А от этого показателя, как от печки, танцует все: непомерный госзаказ — 100 процентов{ в таких рамках мы лишены возможностей са мостоятельного предприятия, не можем отчислять деньги на социальные нужды. П оясню : после обя за тельны х пла теж ей и о тчи слений (в бю дж е т , м и н и с те р с тв у , п р о це н ты за б а н к о в с к и й кредит) у п р е д п р и я ти я о с таю тся 24,7 п р оц е н та о т с ум м ы балансовой пр ибы ли , да и те на бумаге . Эти день ги распределяю тся по трем фондам : ра зви ти я п р о и з водства , н а у к и и т е х н и к и , фонд со ци ал ьно го ра зви ти я и фонд м а т е р и а л ь н о го . поощ ре ния . И ч то в итоге? В первом квар тале план по прибы ли флот не вы полнил , по плате ж ам р а с счи тали сь бла годаря имевш им ся запасам , а в « к а р мане» н аш и х фондов . пус то . А ведь мы теперь сами решаем социальны е проблемы ! Корр: Может, обратиться за помощью в ВРПО — бо лее самостоятельную органи зацию? — Нет смысла. Совет ди ректоров ВРПО давно утра тил первоначальный смысл слова «совет». Зто — адми нистративный орган, дейст вующий методом приказа. Приведу два примера. 84 миллиона рублей мы отчисляем ежегодно в бюд жет и ВРПО за амортизацию судов, то есть на ремонт. «Севрыба» немалую часть этих денег направляет на развитие береговых пред приятий, реконструкцию при чалов и т. д. А у нас боль шая часть судов — старые траулеры, им чаще всего не ремонт требуется, а полное восстановление. Будь у нас самостоятельность, мы созда вали бы такой амортизаци онный фонд, который нужен только на ремонт судов. Это позволило бы повысить рен табельность флота и стиму лировало бы экипажи эконо мить ремонтные средства. Нам не нужно 84 миллиона, нам достаточно 60 миллио нов, но по нормативам обяза ны отчислять. Мы было от казались. Но недавно совет директоров узаконил это без законие: 20 миллионов изы маются в централизованный фонд. В торой п р им ер . Мы бы х о тели с тр ои ть о тнош ения со см е ж н и ка м и , за клю ч а я догово ры т а к , к а к счи таем н у ж н ы м . А нам д и н т ую т , с кем и к а к их за клю ч а ть . Вот, с ка ж ем , пере в о з ки э к с п о р т н о й п р о д у к ц и и в и н п о р ты должен о пл а чи вать «Севрыбхолодфлот» . Од на ко он пол учае т д ень ги и с «Соврыбфлота» , и с нас — п о ч ти пол тора миллиона рублей . Обратились в ВРПО — ответа нет. 741 ты с я ч у рублей мы пере чи слили «Севрыбхолодфлоту» за 8 месяцев (со дня издания п р и к а з а ВРПО) за доставн у к а р то нной тары из расчета — вес ко р о б ки два кил о гр ам м а . Хотя дей с тви тел ьны й вес ее вдвое меньше . Но п р е й с к у р а н т , у тв е рж д е н ны й ВРПО, сообщает, что вес — два кил о гр ам м а . Где же справедливость. Кто должен ее установить? К сожалению, арбитраж руко водствуется только приказа ми и инструкциями, издан ными те(ми же М РХ и ВРПО. В результате мы, как в клетке: туда не ходи, этого не моги, здесь не «возникай», но плати! О какой самостоя тельности может идти речь! Корр: Юрий Александро вич, но ведь и в этой обста новке флоту необходимо не только выполнить план, но и стремиться получить при быль. — Стремимся. Делаем все возможное для этого. Прежде всего пытаемся убе дить людей, что все зависит от их отношения к делу, что бы моряки почувствовали вкус самостоятельных эконо мических решений. Речь идет об элементах хозрасчета на судах. Еще в прошлом году работала группа наиболее компетентных специалистов во главе с опытным капита ном Вячеславом Михайлови чем Булатовым: создавалась программа хозрасчетной дея тельности экипажа. Мы даем н е ко то р ую самосто я те л ьно с ть к а п и т а н у (в преде ла х пром рай она ). Главное ж е — уходим о т 60 -процен тно го «потолка» п р ем и р о в а н и я , р а з работав но рм а ти вы : за вы пол нение плана вы п у с к а то варной п р о д у к ц и и (1 ты ся ча рублей на одного м ор я ка ) на 100 п р о ц е н тов , с ка ж ем , в районе ЦВА пла тим 46 рублей 14 к о п е е к , за с в е р х п л а н о в ую п р о д у к ц и ю — втрое больш е , 138 рублей 42 к о п е й к и . Чем больше в ы п у с к то вар ной , тем весомей н о рм а ти в . Правда , п о ка это — э к с п е р им ен т , уш л и всего б судов на т а к и х у сл о в и я х . Но с ко р о о т пр авим в море н о рм и р о вщ и ко в , ко то ры е о ко н ч а те л ь н о о т р аб о таю т си с тем у хо зра сче та . Корр.* А как распоря жаются в экипажах получен ными суммами? — 75 процентов могут расходовать сразу, а 25 про центов остается за судном. То есть не за конкретными людьми, а за судном. 13ВЕЖ»П ВЙИКРОТСШ Однако дела кое-где идут неважно. В первом квартале не справились с планом при были траловый флот (выпол нение составило 55 процен тов), «Мурманрыбпром» (37,7). Именно поэтому не отчислено в фонды экономи ческого стимулирования и со циального развития одному — 2,7 миллиона рублей, дру гому — 1,9 миллиона. И те перь тралфлот не имеет источников финансирования на долевое участие в жилищ ном строительстве. Особо хотелось бы сказать о «Мурманрыбпроме». В прошлом году он имел сверхнормативных остатков товарно-материальных ценно стей на сумму почти 5 мил лионов рублей. Почему? Вы пускались некачественная продукция, рыботовары, пользующиеся ограниченным спросом. К тому же флот в про шлом году потерял основную сырьевую базу в Баренцевом море и его перевели в отда ленные и менее эффектив ные районы промысла. Так, рентабельность БМРТ снизи лась почти вдвое. Аналогич ная картина и с группой СРТ, которая обосновалась в Центрально-Восточной Атлан тике. Здесь убыток составил почти 11 миллионов рублей. Но во всем ли м ож но ви ни ть т о л ь ко «М урманры бпром »? Ко нечно , нет. Возьмем , к прим е р у , го с за ка з э то го года по вы п у с к у пищ евой п р ом ыш л е н но сти . Он установлен м и н и с те р с т вом, ко торое исходило из п я ти ле тне го плана , сф орм иро ва нно го на базе 1984 года . А ведь промы словая о б с тано в ка за это время ка рд и н а л ь н о изм енилась . МРХ СССР в данном случае не за хотело (или не пожелало ) в з гл я н у т ь на пр а вд у ж и з н и . И в результа те объединение о к а залось в тяж елом финансовом полож ении . Мало то го , что зам орож ены р е к о н с т р у к ц и я завода «Иманд ра», ра сш ирение форелевого хо зяй с тва , с трои тел ьс тво к о р о в н и ка в Т ерибер ке , но и уж е в о зн и каю т проблемы с выда чей зарпл а ты м ор я кам . Бесстрастно банк на это не смотрит. Объединение по лучило от нас в этом году ссз’ду в сумме 6,7 миллиона рублей, погасив ее 25 апре ля. А в целом «Мурманрыб пром» уже задолжал нам 19 миллионов. Дальнейшее кре дитование возможно только при условии предоставления гарантий ВРПО «Севрыба». В о зн и кш а я у «М урм анры б - прома» дополни тельная по треб ность в кр е д и та х вы звана о т влечением об ор о тны х средств на к а п и та л ь ны й рем он т судов (за трачено 9,9 миллиона р уб лей), а т а к ж е з а д е рж ко й вы во за го товой п р о д у к ц и и из рай о нов промы сла . К с та ти , у п р а в ление «Севрыбсбыт» не о пл а чи вает флотам свеж ем орож е ны й ры б о п р о д у к т . П ричина — нет на не го по купа те ле й . Формулу: чтобы лучше жить, надо лучше работать — в настоящее время не всегда можно применить к существующим товарно-де нежным отношениям в рыб ной отрасли. К примеру, фонд зарплаты сейчас обра зуется от объема валовой продукции. Но он ни в коей мере не связан с трудоем- И день ги р а с х о д ую т на п р и обретение , с ка ж ем , видеома г нитоф она , оназание м а те ри альной помощ и , опла ты п у т е во к, то есть по своему у см о т рению . Вернемся к проблеме уве личения прибыли. Работа в условиях хозрасчета требует ответственного отношения не только от экипажа, но и ад министрации флота, каждого отдела. Сейчас мы разраба тываем систему хозрасчет ной ответственности всего ап парата управления от резуль татов деятельности судов. Корр: Несколько слов о противозатратном механизме. — В целом есть у нас программа работы по сниже нию затрат. Она включает различные виды экономии: топлива и горюче-смазочных материалов, промвооружения и тары. Хотя суммы тут не велики. Больше даст нам увз личение объемов производст ва товарной продукции. Это осуществится за счет допол нительного выпуска разделан ной рыбы, филе и муки из отходов от спецразделки. Уменьшим расходы по до ставке готовой продукции за счет поставок на экспорт. Сейчас мы о тка зы ва ем ся от к а п и т а л ь н ы х рем он тов судов в преж нем зн а че ни и э то го п о н я тия . Ведь к а к было до сих пор? Т раулер т р и года с то и т в ремонте , тр а тим миллионы рублей , получаем чаще всего те х н и ч е с ки неисправное суд но и м учаем ся . Теперь мы ре ш или в период э т и х рем он тов по лно с тью м од е р ни зирова ть с у да, у с та н о в и ть те х н о л о ги ч е с ки е ли н и и , а не м ал ую м е х а н и за цию . Кое -что удается с э ко н ом и ть в р ам к а х наш ей о гр а н и ч е н н о й сам о с тоя тел ьно с ти . Если р а н ь ше. з а клю ч а я д о го вор с н а у к о й , особенно не обращ али вним ания на с ум мы и тем а ти к у , ча с ть к о то р о й у с та н а в л и в а лась ц е н тр а л и зо в а нн о выш е с то ящ им и о р га н и за ц и ям и , то теперь за ка зы ва ем т о л ь ко те темы , ко то ры е нам н у ж н ы д аю т ощ у ти м ы й эфф ект. На этом удалось с э ко н ом и ть более 900 ты с я ч рублей по сравне нию с тем ж е периодом п р ош ло го года . Корр: Как вы оцениваете перспективу работы флота? — Нам нужна полная хо зяйственная самостоятель ность. Нужен реальный, а не выдуманный в кабинете план. Экономические законы дей ствуют объективно, и по-дру гому они действовать не мо гут. И система отношений: с вышестоящими организация ми должна строиться на ос новании этих законов, а не на амбициях и декларатив ных приказах. костью выпускаемой продук ции. Здесь имеются несовме стимые противоречия. Как только флот переходит на выпуск улучшенного ассор тимента, резко возрастает расход фонда зарплаты сравнению с выпуском нераз- деланной продукции. И в то же время улучшенный ас сортимент повышает эффек тивность работы: лучше ис пользуется сырец, снижают ся транспортные расходы, расходы на тару. На мой взгляд, надо коренным обра зом изменить порядок ф ор мирования фонда зарплаты и за его основу взять трудо емкость выпускаемой про дукции. Пока наши отношения с флотами не всегда ровны и гладки. Однако надо наде яться, что Агропромбанк и предприятия рыбного Мур- мана станут партнерами, ко торые совместными усилия ми улучшат экономику, со циальную действительность на Северном бассейне. В. ГОРБУНЕНКО, начальник Мурманского операционного управления Агропромбанка. * 27 мая 198В года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz