Рыбный Мурман. 1988 г. Май.

/о Страницы истории Международный день музеев С ЧЕМ if ПРА ■JО МАЯ мы отметили Ю Международны!! день музеев. С какими итогами наш коллектив подошел к своему профессиональному празднику? За прошедший год откры­ лись два новых зала, экспо­ зиция которых рассказыва­ ет о развитии рыбных и зве­ робойных промыслов на Крайнем Севере России в досоветский период и о ста­ новлении основных пред­ приятий в годы первых пя­ тилеток. Уже с первых дней рабо­ ты новой экспозиции боль­ шой интерес посетителей вы­ звали уникальные коллек­ ции подлинных предметов промыслового снабжения и быта поморов. Материалы зала рассказывают о различ­ ных областях деятельности северян, связанных с про­ мыслами: кораблестроении, развитии торговли, создании двухклассных мореходных школ в крупнейших селах Поморья. Привлекают внимание по­ сетителей экспонаты, рас­ крывающие тему научных исследований Севера: экспе­ диции И. И. Лепехина, Н. Я. Озерецковского, материалы научно-промысловой экспеди­ ции, возглавляемой Н. М. Книповичем. В залах выставки большая часть материалов показыва­ ет достижения лучших спе­ циалистов бассейна, капита­ нов, создавших первый со­ ветский траловый флот в стране в 20-е годы, ведущих ученых Полярного научно- исследовательского институ­ та, Героев Социалистическо­ го Труда, ветеранов труда и войны. Современный Северный рыбопромышленный комп­ лекс — результат работы многих и многих тысяч са­ моотверженных людей. И в будущих залах мы постара­ емся максимально предста­ вить лучших из них. Это по­ зволяют сделать и основные фонды, насчитывающие в настоящее время более 19 тысяч единиц, во многом уникальных экспонатов. За истекший год фонды пополнились материалами, переданными нам делегата­ ми XX съезда ВЛКСМ ме­ хаником БАТ «Генерал Р о ­ димцев» Г. Э. Ясенковым и рыбообработчицей коптиль­ ного завода № 3 С. Девятае- вой. На вечное хранение посту­ пили в фонды рында, компас, секстан и другие приборы с известного своими трудовы­ ми достижениями РТ-330 «Молодогвардеец». Со спи­ санием этого траулера завер­ шилась трудовая летопись целого класса промысловых судов, которые достойно слу­ жили промысловому делу не­ сколько десятилетий. Нашими сотрудниками применяются многообразные формы работы, учитываю­ щие интересы разных кон­ тингентов посетителей. По- прежнему хорошей традици­ ей рыбацкого музея остают­ ся постоянные посещения его вновь поступающими на флоты и предприятия бассей­ на. В залах проводятся заня­ тия со школьниками, изу­ чающими в УПК программу курса « Основы производст­ ва». Знают наш музей и за пределами области. Проявляют интерес к экс­ позиции делегации из ГДР, Вьетнама, Норвегии, Голлан­ дии, Японии и других стран. В. КАРАКАШЯН, директор постоянно действующей вы­ ставки становления и раз­ вития рыбной промышлен­ ности Северного бассейна. На снимке: (слева направо) А. А. Скрипникова — млад­ ший научный сотрудник, В. С. Каракашян — директор вы­ ставки, Э. Т. Николаева — главный хранитель фондов. Ф ото В. КОРЕЦКОГО. ную позже его именем, та­ ран в воздухе, Бабушкин на­ чал летать в 1915 году. З а ­ тем две революции, граждан­ ская воина, участие краслета Бабушкина на многих ее фронтах. В 1923 году л е т ч и к пере хо ­ д и т в г р а ж д а н с к у ю а в и ац ию , а с 1926 года ком а н д и р уе т с я на Север для о к а з а н и я помощ и п р ом ы сл о в и кам тю л е ня , б ью ­ щим зверя в начале зим ы в Белом море. С те х лет его ж и з н ь стала н е р а зры в ­ но свя зана с А р к т и к о й . Де­ ло это было новое, на л е т ч и ко в см отрели я в н о с недоверием . « ...Найти с во здуха леж бищ е тю леней на плавучем льд у с к а ­ залось не особенно сл ож ны м делом, — вспом инал М ихаил Сер геевич , — гора здо труднее было убедить на пи та н о в ледо­ ко л о в в том , ч то сведения а ви ар а зв ед ки верны и судам следует по й ти к л е ж б ищ у . К а ­ п и та ны ледоколов были зверо ­ боями с больш им с таж ем . У ва ­ ж е ние и вним ание о к р у ж а ю ­ щ и х ча сто делаю т людей само ­ надеянным и . Поэтому не уди ­ вительно , если ка п и т а н , плава ­ ющ и й н е с ко л ь ко лет во льдах, Имена первых в освоении берген, при возвращении на свою базу от Северного по­ люса потерпел аварию дири­ жабль «Италия». Советское правительство послало на спасение экипажа «Италии» несколько судов, в том числе ледокольный пароход «Ма­ лыгин» и ледокол «Красин». На каждом из них было по самолету, а • летчиками — М. С. Бабушкин и Б. Г. Чух- новский, являвшиеся в то время лучшими полярными пилотами страны. Предполагалось , что в район ка та с тр оф ы «Кра син» пойдет с северо -запада , а «М алы гин» должен обойти Ш п и ц б е р ге н с во с то ка : э то т п у т ь был самым к о р о т к и м , но и самым тяж е лы м из-за сл ож н о й ледовой обста ­ н о в ки . К к о н ц у д е ся ты х с у т о к , пройдя н е с ко л ь ко д е ся т ко в миль , паро ход вошел в т я ж е ­ лы й лед, за с трял в нем и за ­ с топорил м аш и ны . П о пы тни вы ­ рваться из ледового плена не уве нчал и сь у с п е хом . В э т и х у сл о в и я х еди н с тве нной во з ­ м ож н о с тью н а й ти о с та вш и х с я Арктики п о и с к . Но вместе с тем Баб уш ­ к и н у удалось с о в ерш и ть п я т ­ надца ть полетов , к а ж д ы й из к о ­ т о ры х со про вож дал ся см ер тель ­ ным р и с ком для ж и з н и . «...Люди говорят, что ле­ тать там, где пролетал мой самолет, садиться на плаву­ чие льдины и стартовать с дрейфующего льда — сплош­ ное безумие, — писал М. С. Бабушкин после экспедиции на «Малыгине», — я беру на себя смелость утверждать: полеты в Арктике возможны, и ничего не может доставить летчику больше радости и удовлетворения». За участие в спасательной экспедиции М. С. Бабушкин был награж­ ден орденом Красного Знаме­ ни. ...1934 год. Челюскинская эпопея. Общеизвестно, какое значение имели труднейшие полеты советских летчиков по спасению экипажа раздав­ ленного льдами парохода — Полярный летчик И. С. Бабушкин п ЕРВЫ Е ПОЛЕТЫ В АРКТИКЕ, первые ле­ довые разведки, первые по­ садки самолета на лед... Эти слова относятся к русскому летчику Яну Нагурскому, первым советским полярным асам Борису Чухновскому и Михаилу Бабушкину. Полярный летчик Михаил Бабушкин. Это имя стало ле­ гендарным еще при его не­ долгой жизни. И часто имя летчика связывалось со сло­ вом «первый». Да, Герой Со­ ветского Союза, депутат Вер­ ховного Совета СССР М. С. Бабушкин старался быть всегда там, где трудно, опас­ но для жизни, где требуется высокое летное мастерство и личное мужество, а это зна­ чит — всегда быть в числе первых. Летная жизнь Михаила Ба­ бушкина началась рано. Пи­ томец Гатчинской школы летчиков, давшей миру зна­ менитого Петра Нестерова, совершившего первым в ми­ ре мертвую петлю, назван- зн аю щ и й все п о в а д ки м о р с ко го заеря , недоверчиво о тносил ся к самолету . « К а к это та к? Лет- ч и н впервы е попал на Север, а у ж е у к а зы в а е т бы валом у к а ­ п и т а н у , к у д а п лы ть и где п р о ­ мышлять? В ы д ум ки ... Р а з го н я т зве ря ш ум ом мотора...» Но постепенно зверобои привыкли видеть в летчике своего лучшего помощника и надежду. Однажды, когда пе­ редача Бабушкиным промыс­ ловому судну квадрата леж­ бища не дала своего резуль­ тата — капитан, старый зве­ робой, из-за мелководья не решался идти к нему, — лет­ чик сел на лед вблизи ледо­ кола, чтобы лично поговорить с капитаном и убедить его идти в район промысла. Это и была первая в мире посад­ ка самолета на дрейфующий лед. К весне 1928 года на счету полярного летчика бы­ ла уже не одна «ледяная» посадка. Вскоре такой опыт поса­ док на лед очень пригодился. В конце мая 1928 года в Ар­ ктике, у северо-восточных берегов архипелага Шпиц- после аварии на льдине членов э кс п е д и ц и и Нобиле стал ма ­ л е н ь ки й с а м о л е ти к «Ю нкере - 13» на л ы ж а х . Радиус действия самолета был небольш ой — т о л ь ко че ты ре часа м о г он н а ­ ходи ть ся в во здухе — к а к ра з то время , ко торое было необ ­ ходим о для п о к р ы т и я ра с с то я ­ ния до предпола гаем о го место ­ на хож д е н и я б едс твующ е го э к и ­ п аж а д и р иж а б л я . Поэтому п р и ­ шлось создать п р о м е ж у т о ч н ую ба зу с запасом го рю ч е го . Все 33 дня плавания «М алы гина» по года не бла го пр и я тс тв о в ал а полетам — за это время л иш ь о дн у неделю м ож но было на ­ зва ть ле тной : г у с ты е т ум а ны см енялись сне гопадам и , ш т о р ­ м овым и ветрами . Б а б уш ки н старался и споль зова ть для п о ­ лета к а ж д ы й б л а го п р и я т н ы й час. Часто во время полета р е з к о у х у дш а л и с ь метеоусло ­ вия , при ходи ло сь и с к а т ь более или менее по д х о д ящ ую льд ин у , сади ться и ож и д а ть у л у чш е ­ ния по годы . Однажды Б а б уш ­ к и н вместе с б о р тм е ха н и ком Грош евым провели пя теро с у ­ т о к на ра звали вающ ей ся во время ш торм а льдине . Т ол ь ко сча с тли вы й сл уч ай спас их от верной гибели . К сож ал е нию , п о и с к и п о те р п е вш и х а в ар ию аэро нав то в с п ом ощ ью самоле ­ та Б а б уш ки н а не увенчал и сь успе хом — с л иш ком далено на ход или сь они . да и погода не по зволяла у с п еш н о вести ведь все высадившиеся на дрейфующий лед 104 чело­ века были благополучно эва­ куированы на материк само­ летами. М. С. Бабушкин, яв­ лявшийся на «Челюскине» начальником летной группы, совершил в те дни немысли­ мое: на разбитом, связанном веревками самоле ге-амфибии Ш-2 конструкции Шаврова, именуемого в народе любов­ но «шаврушкой», с перебо­ ями работающим мотором, летчик смог принять на борт два человека и благополучно долететь на Большую землю в Ванкарем. Повествуя о некоторых этапах жизни Бабушкина, нельзя не упомянуть об уча­ стии полярного аса в первой высокоширотной экспедиции на пароходе « Садко» летом 1935 года. Через два года летчик участвует в первой (заметьте — опять первой) воздушной экспедиции на Се­ верный полюс, доставившей на шапку планеты папанин- скую четверку. Труднейший полет к полюсу был успеш­ ным, и в этом — немалая заслуга и Михаила Бабуш­ кина. Ему было присвоено звание Героя Советского Со­ юза. В этом ж е , 19 37 год у , с п у с т я ^ неснольно месяцев, через С верны й полю с п р ош л и и бла ­ гополучно приземлились в Аме­ р и к е два самолета АНТ-25 В. Ч калова и М. Громова . А в а в ­ гу с те в М оскве с тартовал са­ молет Н-209 С. Л еваневс ко го , одного и з и н и ц и а то р о в полетов в А м е р и к у через полю с . Его п у т ь лежал т а к ж е через Север­ ны й полю с в А м е р и к у , правда , на д р у гом ти пе самолета . По­ лет, пр о х о д и вш и й в небла го ­ п р и я т н ы х м е те о ро л о ги ч е с ки х у сл о в и я х , на еще недоста точно и с пы та н н ом самолете , з а к о н ­ чился т р а ги ч е с к и : на следую ­ щ ий день после вылета само ­ лета с ним оборвалась связь. Ч то п р о и зош л о с м аш и но й — до с и х пор остается за га д ко й . На поиски экипажа С. Ле­ ваневского — любимца по­ лярных летчиков, участника спасения челюскинцев, Героя Советского Союза номер два — были брошены советские суда и самолеты, в спаса­ тельных акциях принимали участие летчики США и Ка­ нады. В числе других экипа­ жей в поисках самолета Ле­ ваневского с базы на о. Р у ^ дольфа (земля Франца И о си ^ фа) принимал участие и эки­ паж самолета М. С. Бабуш­ кина. Но многомесячные по­ иски в 1937 году, как и в следующем году, к сожале­ нию, не увенчались успехом. А 18 мая 1938 года над аэродромом в Архангельске во время возвращения после неудачных поисков произо­ шла нелепая катастрофа с самолетом Я. Мошковского, который также принимал уча­ стие в поисках Леваневско­ го. Погибло четыре человека, в том числе и Михаил Сер­ геевич Бабушкин. Два сына замечательного летчика пошли по пути, ука­ занному отцом: они стали летчиками - истребителями. Оба геройски погибли на фронтах Великой Отечествен­ ной войны. А. ГАВРИЛКЕВИЧ, действительный член Гео­ графического общества СССР. ^ 20 мая 198 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz