Рыбный Мурман. 1988 г. Май.
/о Страницы истории Международный день музеев С ЧЕМ if ПРА ■JО МАЯ мы отметили Ю Международны!! день музеев. С какими итогами наш коллектив подошел к своему профессиональному празднику? За прошедший год откры лись два новых зала, экспо зиция которых рассказыва ет о развитии рыбных и зве робойных промыслов на Крайнем Севере России в досоветский период и о ста новлении основных пред приятий в годы первых пя тилеток. Уже с первых дней рабо ты новой экспозиции боль шой интерес посетителей вы звали уникальные коллек ции подлинных предметов промыслового снабжения и быта поморов. Материалы зала рассказывают о различ ных областях деятельности северян, связанных с про мыслами: кораблестроении, развитии торговли, создании двухклассных мореходных школ в крупнейших селах Поморья. Привлекают внимание по сетителей экспонаты, рас крывающие тему научных исследований Севера: экспе диции И. И. Лепехина, Н. Я. Озерецковского, материалы научно-промысловой экспеди ции, возглавляемой Н. М. Книповичем. В залах выставки большая часть материалов показыва ет достижения лучших спе циалистов бассейна, капита нов, создавших первый со ветский траловый флот в стране в 20-е годы, ведущих ученых Полярного научно- исследовательского институ та, Героев Социалистическо го Труда, ветеранов труда и войны. Современный Северный рыбопромышленный комп лекс — результат работы многих и многих тысяч са моотверженных людей. И в будущих залах мы постара емся максимально предста вить лучших из них. Это по зволяют сделать и основные фонды, насчитывающие в настоящее время более 19 тысяч единиц, во многом уникальных экспонатов. За истекший год фонды пополнились материалами, переданными нам делегата ми XX съезда ВЛКСМ ме хаником БАТ «Генерал Р о димцев» Г. Э. Ясенковым и рыбообработчицей коптиль ного завода № 3 С. Девятае- вой. На вечное хранение посту пили в фонды рында, компас, секстан и другие приборы с известного своими трудовы ми достижениями РТ-330 «Молодогвардеец». Со спи санием этого траулера завер шилась трудовая летопись целого класса промысловых судов, которые достойно слу жили промысловому делу не сколько десятилетий. Нашими сотрудниками применяются многообразные формы работы, учитываю щие интересы разных кон тингентов посетителей. По- прежнему хорошей традици ей рыбацкого музея остают ся постоянные посещения его вновь поступающими на флоты и предприятия бассей на. В залах проводятся заня тия со школьниками, изу чающими в УПК программу курса « Основы производст ва». Знают наш музей и за пределами области. Проявляют интерес к экс позиции делегации из ГДР, Вьетнама, Норвегии, Голлан дии, Японии и других стран. В. КАРАКАШЯН, директор постоянно действующей вы ставки становления и раз вития рыбной промышлен ности Северного бассейна. На снимке: (слева направо) А. А. Скрипникова — млад ший научный сотрудник, В. С. Каракашян — директор вы ставки, Э. Т. Николаева — главный хранитель фондов. Ф ото В. КОРЕЦКОГО. ную позже его именем, та ран в воздухе, Бабушкин на чал летать в 1915 году. З а тем две революции, граждан ская воина, участие краслета Бабушкина на многих ее фронтах. В 1923 году л е т ч и к пере хо д и т в г р а ж д а н с к у ю а в и ац ию , а с 1926 года ком а н д и р уе т с я на Север для о к а з а н и я помощ и п р ом ы сл о в и кам тю л е ня , б ью щим зверя в начале зим ы в Белом море. С те х лет его ж и з н ь стала н е р а зры в но свя зана с А р к т и к о й . Де ло это было новое, на л е т ч и ко в см отрели я в н о с недоверием . « ...Найти с во здуха леж бищ е тю леней на плавучем льд у с к а залось не особенно сл ож ны м делом, — вспом инал М ихаил Сер геевич , — гора здо труднее было убедить на пи та н о в ледо ко л о в в том , ч то сведения а ви ар а зв ед ки верны и судам следует по й ти к л е ж б ищ у . К а п и та ны ледоколов были зверо боями с больш им с таж ем . У ва ж е ние и вним ание о к р у ж а ю щ и х ча сто делаю т людей само надеянным и . Поэтому не уди вительно , если ка п и т а н , плава ющ и й н е с ко л ь ко лет во льдах, Имена первых в освоении берген, при возвращении на свою базу от Северного по люса потерпел аварию дири жабль «Италия». Советское правительство послало на спасение экипажа «Италии» несколько судов, в том числе ледокольный пароход «Ма лыгин» и ледокол «Красин». На каждом из них было по самолету, а • летчиками — М. С. Бабушкин и Б. Г. Чух- новский, являвшиеся в то время лучшими полярными пилотами страны. Предполагалось , что в район ка та с тр оф ы «Кра син» пойдет с северо -запада , а «М алы гин» должен обойти Ш п и ц б е р ге н с во с то ка : э то т п у т ь был самым к о р о т к и м , но и самым тяж е лы м из-за сл ож н о й ледовой обста н о в ки . К к о н ц у д е ся ты х с у т о к , пройдя н е с ко л ь ко д е ся т ко в миль , паро ход вошел в т я ж е лы й лед, за с трял в нем и за с топорил м аш и ны . П о пы тни вы рваться из ледового плена не уве нчал и сь у с п е хом . В э т и х у сл о в и я х еди н с тве нной во з м ож н о с тью н а й ти о с та вш и х с я Арктики п о и с к . Но вместе с тем Баб уш к и н у удалось с о в ерш и ть п я т надца ть полетов , к а ж д ы й из к о т о ры х со про вож дал ся см ер тель ным р и с ком для ж и з н и . «...Люди говорят, что ле тать там, где пролетал мой самолет, садиться на плаву чие льдины и стартовать с дрейфующего льда — сплош ное безумие, — писал М. С. Бабушкин после экспедиции на «Малыгине», — я беру на себя смелость утверждать: полеты в Арктике возможны, и ничего не может доставить летчику больше радости и удовлетворения». За участие в спасательной экспедиции М. С. Бабушкин был награж ден орденом Красного Знаме ни. ...1934 год. Челюскинская эпопея. Общеизвестно, какое значение имели труднейшие полеты советских летчиков по спасению экипажа раздав ленного льдами парохода — Полярный летчик И. С. Бабушкин п ЕРВЫ Е ПОЛЕТЫ В АРКТИКЕ, первые ле довые разведки, первые по садки самолета на лед... Эти слова относятся к русскому летчику Яну Нагурскому, первым советским полярным асам Борису Чухновскому и Михаилу Бабушкину. Полярный летчик Михаил Бабушкин. Это имя стало ле гендарным еще при его не долгой жизни. И часто имя летчика связывалось со сло вом «первый». Да, Герой Со ветского Союза, депутат Вер ховного Совета СССР М. С. Бабушкин старался быть всегда там, где трудно, опас но для жизни, где требуется высокое летное мастерство и личное мужество, а это зна чит — всегда быть в числе первых. Летная жизнь Михаила Ба бушкина началась рано. Пи томец Гатчинской школы летчиков, давшей миру зна менитого Петра Нестерова, совершившего первым в ми ре мертвую петлю, назван- зн аю щ и й все п о в а д ки м о р с ко го заеря , недоверчиво о тносил ся к самолету . « К а к это та к? Лет- ч и н впервы е попал на Север, а у ж е у к а зы в а е т бы валом у к а п и т а н у , к у д а п лы ть и где п р о мышлять? В ы д ум ки ... Р а з го н я т зве ря ш ум ом мотора...» Но постепенно зверобои привыкли видеть в летчике своего лучшего помощника и надежду. Однажды, когда пе редача Бабушкиным промыс ловому судну квадрата леж бища не дала своего резуль тата — капитан, старый зве робой, из-за мелководья не решался идти к нему, — лет чик сел на лед вблизи ледо кола, чтобы лично поговорить с капитаном и убедить его идти в район промысла. Это и была первая в мире посад ка самолета на дрейфующий лед. К весне 1928 года на счету полярного летчика бы ла уже не одна «ледяная» посадка. Вскоре такой опыт поса док на лед очень пригодился. В конце мая 1928 года в Ар ктике, у северо-восточных берегов архипелага Шпиц- после аварии на льдине членов э кс п е д и ц и и Нобиле стал ма л е н ь ки й с а м о л е ти к «Ю нкере - 13» на л ы ж а х . Радиус действия самолета был небольш ой — т о л ь ко че ты ре часа м о г он н а ходи ть ся в во здухе — к а к ра з то время , ко торое было необ ходим о для п о к р ы т и я ра с с то я ния до предпола гаем о го место на хож д е н и я б едс твующ е го э к и п аж а д и р иж а б л я . Поэтому п р и шлось создать п р о м е ж у т о ч н ую ба зу с запасом го рю ч е го . Все 33 дня плавания «М алы гина» по года не бла го пр и я тс тв о в ал а полетам — за это время л иш ь о дн у неделю м ож но было на зва ть ле тной : г у с ты е т ум а ны см енялись сне гопадам и , ш т о р м овым и ветрами . Б а б уш ки н старался и споль зова ть для п о лета к а ж д ы й б л а го п р и я т н ы й час. Часто во время полета р е з к о у х у дш а л и с ь метеоусло вия , при ходи ло сь и с к а т ь более или менее по д х о д ящ ую льд ин у , сади ться и ож и д а ть у л у чш е ния по годы . Однажды Б а б уш к и н вместе с б о р тм е ха н и ком Грош евым провели пя теро с у т о к на ра звали вающ ей ся во время ш торм а льдине . Т ол ь ко сча с тли вы й сл уч ай спас их от верной гибели . К сож ал е нию , п о и с к и п о те р п е вш и х а в ар ию аэро нав то в с п ом ощ ью самоле та Б а б уш ки н а не увенчал и сь успе хом — с л иш ком далено на ход или сь они . да и погода не по зволяла у с п еш н о вести ведь все высадившиеся на дрейфующий лед 104 чело века были благополучно эва куированы на материк само летами. М. С. Бабушкин, яв лявшийся на «Челюскине» начальником летной группы, совершил в те дни немысли мое: на разбитом, связанном веревками самоле ге-амфибии Ш-2 конструкции Шаврова, именуемого в народе любов но «шаврушкой», с перебо ями работающим мотором, летчик смог принять на борт два человека и благополучно долететь на Большую землю в Ванкарем. Повествуя о некоторых этапах жизни Бабушкина, нельзя не упомянуть об уча стии полярного аса в первой высокоширотной экспедиции на пароходе « Садко» летом 1935 года. Через два года летчик участвует в первой (заметьте — опять первой) воздушной экспедиции на Се верный полюс, доставившей на шапку планеты папанин- скую четверку. Труднейший полет к полюсу был успеш ным, и в этом — немалая заслуга и Михаила Бабуш кина. Ему было присвоено звание Героя Советского Со юза. В этом ж е , 19 37 год у , с п у с т я ^ неснольно месяцев, через С верны й полю с п р ош л и и бла гополучно приземлились в Аме р и к е два самолета АНТ-25 В. Ч калова и М. Громова . А в а в гу с те в М оскве с тартовал са молет Н-209 С. Л еваневс ко го , одного и з и н и ц и а то р о в полетов в А м е р и к у через полю с . Его п у т ь лежал т а к ж е через Север ны й полю с в А м е р и к у , правда , на д р у гом ти пе самолета . По лет, пр о х о д и вш и й в небла го п р и я т н ы х м е те о ро л о ги ч е с ки х у сл о в и я х , на еще недоста точно и с пы та н н ом самолете , з а к о н чился т р а ги ч е с к и : на следую щ ий день после вылета само лета с ним оборвалась связь. Ч то п р о и зош л о с м аш и но й — до с и х пор остается за га д ко й . На поиски экипажа С. Ле ваневского — любимца по лярных летчиков, участника спасения челюскинцев, Героя Советского Союза номер два — были брошены советские суда и самолеты, в спаса тельных акциях принимали участие летчики США и Ка нады. В числе других экипа жей в поисках самолета Ле ваневского с базы на о. Р у ^ дольфа (земля Франца И о си ^ фа) принимал участие и эки паж самолета М. С. Бабуш кина. Но многомесячные по иски в 1937 году, как и в следующем году, к сожале нию, не увенчались успехом. А 18 мая 1938 года над аэродромом в Архангельске во время возвращения после неудачных поисков произо шла нелепая катастрофа с самолетом Я. Мошковского, который также принимал уча стие в поисках Леваневско го. Погибло четыре человека, в том числе и Михаил Сер геевич Бабушкин. Два сына замечательного летчика пошли по пути, ука занному отцом: они стали летчиками - истребителями. Оба геройски погибли на фронтах Великой Отечествен ной войны. А. ГАВРИЛКЕВИЧ, действительный член Гео графического общества СССР. ^ 20 мая 198 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz