Рыбный Мурман. 1988 г. Май.
Профсоюзная жизнь НА СНИМКЕ : делегаты к о н ф еренции от э к и п а ж а БАТ « Капи тан Телов» матрос С. Г у сейнов (слева) и рефмеханин П. Белый. Фото В. КОРЕЦКОГО. В Мурманском траловом флоте прошла профсоюзная конференция с повесткой дня «О работе профкома флота по перестройке профсоюзной работы». Сегодня мы предостав ляем слово ее участникам. Что мешает самоуправлению? П РЕЗИДИУМ ПРОФКО МА флота решил дать профкомам береговых под разделении больше самостоя тельности: распределение и реализация путевок в тече ние всего года, решение воп росов оплаты но больничным листам, премирование актива и ряд других. Но не т у т -т о было . Само стоя тел ьно с ти , о ка зы ва е тся , п р оф ком ы не х о гя т . Ведь это зн а ч и т , что надо самим б ра ть , ся за дело и о твеча ть за него . А если т а к , то т а к о й самостоя тельно с ти им не н у ж н о . Л у ч ше у ж все ш и ш к и на проф ком флота валить . А ведь мы все — единая о р га н и з а ц и я . Совсем иначе повели себя члены жилищно-бытовой ко миссии. Передача им прав в распределении жилья (за ис ключением внеочередного), постановке на очередь и снятии с нее была восприня та заинтересованно, с пони манием ответственности. Самостоятельности — вот чего часто не хватает проф союзным комитетам судов и береговых подразделений, на шему активу. К примеру: сетуют моря ки на еще имеющие место случаи отходов в выходные дни и ночное время. А чего возмущаться, когда дано пра во самим решать эти вопро сы на месте? Проф ком флота отстоял по зи ц и и нолдоговора : отходы « воскресенье и после 22 часов не пр ои звод и ть . А в случае необходимости — то л ь ко с со гласия э к и п а ж а . Вот и п р о я в ляйте самостоятельность , пр оф сою зны е ком и те ты судов , р е шайте сами , будьте в к у р с е и в гущ е всех дел. Ведь то л ь ко о тсу тс твие вся к о го влияния проф сою зов на ела в ко лл е кти ве БМРТ «Вал дай»» породило представление д о кум е н то в на получение неза с л уж е н н о в ы с о к и х премий за э ко н о м ию ка пи та ном Г. А . Ш а н ины м и техноло гом В. П. Медянином . Да и вообще масса в с я ки х недо с та тков и безобразий вы звана о тсу тс твием самостоя тельно с ти , по зицией неведения, невмеш ательства . Недавно пришлось нам за щищать интересы трудящих ся от решений своей родной флотской администрации. Де ло в том, что потихоньку, в тайне от всех было отменено решение предоставлять до полнительные три дня к от пуску рядовому плавсоставу и рабочим берега за выслугу лет. Здесь администрация увидела резерв экономии фонда зарплаты. И ведь дело дошло до того, что чуть бы ло не разыгрался судебный процесс между профкомом и руководством флога. Очень серьезным стал для флота вопрос самофинанси рования. Без него теперь ре шить какие-то проблемы раз вития производства, социаль ные задачи невозможно. Возможности же для это го закладываются специали стами управления, экипажа ми судов, коллективами всех подразделении флота. И во всех подразделениях сущест вуют профсоюзные организа ции, которые могут активно влиять на финансовое поло жение флота в целом. Однако особой а к т и в н о с т и не видно . Да оно и по н я тн о — не п р и в ы к л и мы хо зяй с твова ть , о т учил и сь брать дела в свои р у к и . Ой к а к м но го недостат ко в спи сы вали на тр уд н о с ти в стране , оберегая свой поной ! С д р у го й с то ро ны , и дела вроде бы больш ие делаем, и о рен табельности , прибы ли говорим на каж д ом ш а гу , а дене г в кассе нет. П роисходи т это по том у , что при ны неш ней модели само ф и нан сирования нет реального сам о управления , а без него перво го не о сущ е с тви ть . Что мешает сегодня само управлению? Вот главный вопрос повестки дня для каждого из нас, каждой профсоюзной организации, да и не только профсоюзной. Нельзя перестройку хо зяйственного механизма, вы полнение социальной про граммы подменять бурной деятельностью по принципу: «левое табань, правое загре бай*, а потом, наоборот: «правое табань, левое Загре бай». Вы то л ь ко подумайте : разве б уд у т нара с та ть у флота «фи нансовые мыш цы » , если и без то го нерентабельные нонсервы из ры бы н а ч н у т вы п у с ка т ь с я , наприм ер , на с у п е р тр а у л е р а х пр ое к та 488 из к у п л е н н ы х п р о д у к т о в : риса , м ор с ко й к а п у с ты с добавлением рыбы? 100 тонн риса ж д у т о т п р а в к и в районы промы сла , чтобы в ерн у ться о ттуда в б а н ка х . У пираем ся , гребем к а ж д ы й в свою с то ро н у и н р у тим с я на месте, разве что течением снесет да выш е с тоящ им вет ром куда -либо сдует. А потом охаем и ахаем , д р у г д р у г у м ассу н е реш е н ны х вопросов вываливаем . Д А, ПЕРЕСТРОЙКА — ПРОЦЕСС ТРУДНЫЙ . Перестроить — значит са мим у себя изменить дело к лучшему. И работать, как И это заботы профкома Е СТЬ НА ФЛОТЕ уже первые результаты гласности и перестройки, примером может служить даже то, что экипаж БМРТ «Котельнич» счел возможным направить с мо ря меня, своего делегата, на профсоюзную конференцию, дал наказы, выработал замечания и предложения в адрес проф кома и администрации флота. Вот хо тя бы р а с ц е н ки на ры б о п р о д у кц ию , дело прош лое , но все же ... Сдельные цены стали н иж е , почем у — н и к т о объясни ть не см о г, все з а м к н у л о с ь на ООТиЗе ВРПО «Севрыба». Считаем , что д анны й вопрос должен ко н тр о л и р о в а т ь с я проф ком ом . Людям необходимо по я сня ть подобные перем ены ; не делая э то го вовре мя, мы поневоле порож даем сл у хи , недовольства в среде ры ба ков . Теперь о быте и отдыхе моряков. Кто ходил на судах типа «Алтай*, знает, какие проблемы бывают с пресной водой. Ее качество... слов нет. чтобы опи сать, надо видеть: ржавая, черная, а то и не поймешь, како го цвета. Так работать и жить можно до поры до времени, добром эго не кончится — «заработаем» болезни. Больше того: в дальних районах используем в пищу опресненную во ду, где-то минерализаторы работают, а где-то — нет, в ито ге — желудочные заболевания. Следующ ий вопрос — снабж ение э к и п а ж е й овощ ами и ф р у к там и , особенно тех , ко торы е рабо таю т в Баренцевом море. Вроде бы и суммы на пи та н и е увеличили , а перемен не видно . Дали нам яб л о ки , ко то ры е есть нельзя . Членам проф ком а не мешало бы раз в неделю пр о в е р я ть , к а к о го начества п р о д у к ты п о л учаю т э к и п а ж и , уходящ ие в рейс. Мало того, что продукты не первого сорта, вдобавок и квалификация поваров оставляет желать лучшего. Хорошие повара, как правило, на «белых» пароходах по заграницам ходят, а в невизированных рейсах — или «штрафники», или набирающиеся опыта специалисты. П. АФ А Н А С Ь Е В , м а тр о с БМРТ «Котельнич» . единый механизм, совершен ствуя не форму, а содержа ние. Если подойти к вы ш е с ка за н ном у с п о зи ц и и сам оф инан си рования , то с та н е т ясно , что дела здесь не пере с траи ваю тся и нет обоснованной , социал ьно справедливой связи м еж д у к о н кр е тны м в кладом членов к о л ле к ти в а и бла гами , предо с тав ляемым и им проф сою зом . Многое надо и зм е ни ть и в пла н и р о в а н и и по ка за телей для проф сою зно го ком и те та , з а к в а с ка ко то р о го осталась о т не годной , ус таре вш ей п р а к т и н и х о з я й с т в е н ны х ор га н о в (от до с т и гн у т о го , без р а з ум н о го обо снования ). Масса по ка за телей , п р о ц е н тов устанавли вае тся отрасле вым об комом проф сою за , обл- совпроф ом , ко то ры е зн аю т «все», что надо людям : и с к о л ь к о болеть, и с к о л ь к о выдать п у т е в о к из д ие тпи та ни е рабо чим , с к о л ь к о с л уж ащ им , ИТР. С ко л ь ко б е с п л а тны х , с к о л ь к о за 30 проце н тов или за полн ую с тоим ость . Из всего сказанного оче видно, что не вызывает со мнений необходимость даль нейшего совершенствования профсоюзной работы, кото рая невозможна без ной позиции каждого кома, профгруппы. Что же касается президиу ма профкома — его програм ма: добиваться максимально возможного сплочения кол лектива и его профсоюзной организации, осуществления на деле наметившихся сдви гов в социальной сфере, от стаивать интересы трудящих ся, расширять сферу деятель ности. усиливать влияние профсоюзного актива в тру довой жизни коллектива для осуществления намеченной партией перестройки. Б. АЛЕКСЕЕВ, п р е д с е д а те л ь п р оф к о м а тр а л о в о го флота. актив- проф- Из выступлений делегатов конференции Предоставить плавсоставу два выходных дня в педелю. Повысить оплату за работу в ночное время. Мы добились предоставления рядовому плавсоставу и бере говым рабочим трех дополнительных дней к отпуску , но не ужели напитан, тридцать лет отдавший морю, не заслужил того же? Понятно, что эта льгота дана рабочим в 1937 году, по па дворе уже 1988 год! Больничные листы плавсоставу необходимо о плачивать не от оклада, а со среднего заработка, как это делается для работни ков береговых подразделений. Закрыт салон моряка в магазине «Волна», что нам предло жат взамен? У медицинских работников существует доплата за выслугу лет , рыбаки тоже заслужили такую льготу, На флоте, очевидно, слабые экономисты, если они не могут обт.яспить экипажам, вводимые новые формы оплаты rpi/dOf. 4 тысячи 417 рыбаков прописаны по судну, 2 тысячи 339 мо- лооых семей живут в общежитиях. Такое положение недопц- стимо. Безобразно затянут ремонт столовой в филиале ДМО на ули це Шмидта. Наказаны все, кого можно было наказать, а дело — ни с места. Профком отделался полумерами при организации предвари тельной продажи авиабилетов. Один кассир — этого явно недо статочно для того, чтобы выполнить заявки 14 с половиной ты сяч работников тралфлота. Мы крайне невнимательны к нашим ветеранам, по, не умея оказать им помощь бескорыстно, проявить заслуженную забо ту, давайте подумаем, как это ни кощунственно звучит, об упущенной «выгоде». Все мы, к сожалению, смертны, после одиноких стариков остается жилье, которое может перейти к исполкому, а может достаться флоту, «Считать каждую копейку!» — к этому сейчас призывают всех. Так давайте посчитаем, сколько, например, отчисляет коллектив управления в бюджет соцстраха: 10 миллионов 876 тысяч рублей. Л всего лишь 1 миллион 520 тысяч рублей из этой суммы расходуется на флотские нужды. Разве это по- хозяйски? ДАВАЙТЕ НАЧНЕМ МЫ В О ВРЕМЕНА за стоя на ко нф е р е н ц и и , в р о д е на шей , о б ы ч н о посы лали лю д ей , у м е ю щ и х х о р ош о м олчать и о д о б р и т е л ь н о п о д н им а ть р у ки . В рем ена и зм е н и л и с ь . И ко л л е к ти в , на пра вивш ий м е н я сю д а , н а с тоя тел ь но п о т р е б о вал, ч тобы я не м олчал , а вы р а зи л е го м нение . Сначала о ж и л ищ н о й п р о б л е ме . А д м и н и с т р а ц и я флота и п р о ф к о м в п о сл е д ни е годы д е л а ю т м н о го е , чтобы ж и л ь е ра сп р е д е л я л о с ь че стно . У л у ч ш илось п о л о ж е н и е с п у те в ка ми в д ом а отды ха , пан си она ты . Это , ко н е ч н о , л учш ие с то роны , о ко т о р ы х м о ж н о го в о рить во весь голо с . Теперь давайте разберемся с о с тал ьным и делами. То, ч то я х о ч у с ка за ть , ка сае тся не то л ь ко наш е го флота, но и ВЦСПС, и М инры б хо за , и д р у ги х м и н и с те р с тв и ведомств. Мы, деле гаты , д олж ны н а с тоя тель но требовать о т э ти х о р ганов и зм енения м н о ги х полож е ни й , п р и к а з о в , и н с т р у к ц и й и даже за ко н о в , если они входя т в пр о ти во р е ч и е с правам и т р у д ящ и х с я . Возьмем те ж е « по то л ки » в зарпла те . Любом у здравомы слящ ем у чело ве ку по н я тно , что х о з р а с ч е т и само о к у п а ем о с ть ид у т вразре з с «потолками» ... Д р у г о й набол евш и й в о п р о с : пя тид невна я р аб о ча я неделя д л я плавсостава . Говоря т , ч т о бы реш и ть этот в о п р о с , не хватает д е н е г . Но к о м у не и з в е с тно , что п р о д о л ж и т е л ь н о с т ь р аб о че й недели по стране 41 час, а у ры б а ко в на п р ом ы с л е — 84 часа. И если р ы б а к а м платить за п е р е р а б о т к у честно , бе з обмана , то найдутся с р е д ства, ч тобы с у б б о т у и в о с к р е сенье сделать вы хо д ны м и д н я ми . и об у с та ре в - пла ни р ова ни я Х оч у сказать шей систем е р е й с о в о го задания . П о чем у , н а п р им е р , не учи ты вае тся п р о стой и з -за о ж и д а н и я т р а н с п о р тов? П р е д л а гаю : при составлении и у т в е р ж д е н и и плана на рейс получа ть со гла сие э ки п аж а , то есть при глаш а ть на эти « п р о ц ед у ры » капитана , стармеха , те хн о л о га и мастера по д о б ы че. Если в стране нет та кой п р а к т и к и , д азайте н а чнем мы . Здесь нет н и ч е го п р о т и в о з а к о н н о г о , н а о б о р о т — с о вм е с т ная рабо та а дм и н и с тр а ц и и и р аб о чи х — суть д е м о к р а т и з а ции и п е р е с т р о й к и . С. ГУСЕЙНОВ , м а тр о с БАТ «Капитан Те- ло з» .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz