Рыбный Мурман. 1988 г. Май.

о Ка к ой ей быть? Все решают кадры С. А. НИКИТИН, заместитель начальника тралово­ го флота по кадрам Сейчас штатная численность работников отделов кад­ ров флотсз — 147 человек, но фактически, с учетом тех, кто выполняет кадровую функцию s различных отделах и службах, — 249. Новая схема позволит реально высвободить около 40 сотрудниксз. Структурное подразделение объединенного флота предлагается назвать службой организации работы с моряками загранплавания и кадрами. В ее состав вой­ дут самостоятельные отделы — подготовки кадров Ьч(включая экономическую, профессиональную учебу, профориентацию), обеспечения трудовыми ресурсами, работы с моряками загранплавания. Главное — здоровье щ ШЙ Т. Н. КУБАРЕВА, Ш £Щ тМ заведующая отделом обкома . ' ; ! § | § J профсоюза работников рыбного хозяйства На бассейне создается новое подразделение — со ­ циальная служба объединенного флота. Раньше ее не существовало. В ее задачи входит выявление и использование соци­ альных резервов роста производительности труда, изу­ чение социально-психологичесних проблем н другие. Она состоит из отделов — социально-психологических исследований, жилищно-бытового, социальной заботы, обеспечения здоровья и других. В ее состав включают­ ся социологи, психологи, физиологи, специалисты по ор ­ ганизации и управлению. Создание единого отдела должно улучшить жилищно­ бытовые условия за счет концентрации средств. В част­ ности, это позволит провести реконструкцию пионер­ ских лагерей, не тратить большие деньги, как это дела- ^Р*тя сейчас , на аре нд у помещений для отдыха детей, обеспечи ть каждого труженика ры б н ой отрасли жильем к 2000 году. $Ж Щ г ШМ ж*щ Внешние связи В. Г. ЛИПАНОВ, начальник экспортного отдела уп ­ равления «Севрыбсбыт» Необходимость создания внешнеторговой фирмы на Северном бассейне назрела давно. Мы занимаемся экспортом много лет, но, к сожалению, до прошлого года объединение от экспортных операций ничего не имело. Ситуация изменилась к лучшему в последнее время. Но плохо то, что сейчас всю работу мы прово­ дим через центральные организации, находящиеся в Москве, в частности, «Соврыбфлот». Он заключает контракты, а потом мы осуществляем их выполнение. Все вопросы, связанные с экспортом, импортом, обслу­ живанием нашего флота о зарубежных портах, МРТО, подменой экипажей, решаются не на бассейне. В таной обстановке, конечно, проводить работу по повышению эффективности внешнеэкономической дея­ тельности крайне затруднительно. Ведь это факт, что «Соврыбфлот» менее заинтересован в улучшении каче­ ства продукции, организации энспорта, производства новых товаров, чем флоты. На различные согласования уходит время, и поэтому у нас не все получается. В «Севрыбе» есть отдел внешних сношений, но он ма­ лочислен, ведет большую работу, однако с новыми задачами ему не справиться. Вот поэуому считаем целесообразным создание внеш­ неторговой фирмы. Таким образом будут обеспечены прямые связи с зарубежными партнерами без посред­ ников. П Метод — программно- целевой В. М. МИШКИН, заместитель директора ЦПКТБ Что такое программно-целевой метод? Он предполага­ ет выделение приоритетов в соответствии с целями на планируемый период развития, разработку подпрограмм деятельности, их ресурсную увязку и дальнейший конт- оль по выполнению. Завершается работа по оптимизации с помощью ЭВМ производственной программы добывающих судсз в море, транспортных перевозок. Б этом году мы надеемся получить с ЭВМ оператив­ ные оценки хозрасчетной деятельности добывающих и обрабатывающих судов. Имея систему оперативной оценки прибыли и стыкуя ее с бухгалтерской отчетно­ стью, мы получаем постоянно действующий механизм управления прибылью. Создан программно-технический комплекс бортового базирования для улучшения управления непосредствен­ но на промысле. С этой целью в экспериментальный рейс вышел траулер «Фритьоф Нансен» с бортовым вы­ числительным центром. С его помощью непосредственно в море будет происходить оптимизация процессов уп­ равления научно-поискоЕой и производственной деятель­ ностью группы судов промрайона. Все перечисленные средства должны обеспечить ав­ томатизированную поддержку управленческих функций обсуждаемой организационной структуры. Начинать перестройку с себя М. И. КАРГИН, начальник объединения ВРПО «Севрыба» Наши разработки не являются универсальными для других объединений. Мы учитывали уникальность на­ шего бассейна. Она заключается в том. что все наши предприятия находятся на одном мурманском «пятач­ ке». Так сложилось исторически. Но самое глазное — мы зависим друг от друга технологически. Представим себе: в состоянии ли рыбокомбинат жить самостоятельно, один, без добывающих флотов? Нет, ко­ нечно. А траловый флот — без комбината? Где тогда будут сдавать суда типа ПСТ рыбу на окончательную обработку? Может ли «Севрыбхолодфлот» обойтись без флотов? Ну, допустим, что транспортный флот разме­ стим где-то для перевозки грузов. А что будут без них делать плавбазы? Не сможет просуществовать без фло­ та, его ремонта и судоверфь. Таким образом, мы имеем единый, высококонцентри­ рованный комплекс, разорвать который невозможно. В то же время наши предприятия ежедневно разди­ рают внешние экономические противоречия. Кое-кто стремится удозлетзорить сзои потребности за счет другого, и зачастую небезуспешно. В новых условиях хозяйствования надо сделать так, чтобы все предприятия работали на конечный резуль­ тат, б е с ко нф л и к тн о . Именно на это направлена вся р а ­ бота по совершенствованию системы управления. В прессе раздаются голоса: мол, вся эта самодея­ тельность затеяна для того, чтобы сезрыбсзское на­ чальство могло выжить. Нас 147 человек администра­ тивного аппарата и, затевая переустройство, мы сжига­ ем за собой асе мосты. Что я имею в виду? Да, можно сменить вывеску, оставить куцый аппарат и спокойно жить до пенсии. Но мы сжигаем такую воз­ можность и сознательно для себя ухудшаем ситуацию в чисто человеческом плане. Потому что, если сегодня управляем через кого-то, то завтра должны управлять сами и отвечать за содеянное. Персонально! В данном случае аппарат ничего не приобретает, зато наклады­ вается дополнительная колоссальная нагрузка. Мы заведомо ухудшаем для себя ситуацию. В армии есть такой термин: делай, как я. Так вот мы и хотим на своем личном примере показать, что перестройку надо начинать с себя. Теперь о структуре. Ведь все началось с тралфлота, который занимался у себя улучшением управленческих ситуаций, затем подключились и специалисты ВРПО, других флотов, предприятий, организаций. Объективности ради скажу, что не все воспринимают новую структуру. И это вопрос принципиальный. А в чем он заключается? В том, что, когда кое-нто смотрит на схему структуры, то пытается в ней найти свою фа- . милию, рассуждая: «Поговаривают о каком-то сокраще­ нии, а вдруг — меня... И вообще затея с фирмой — дело мутное...» Это позиция собственника, человека, ко­ торого не волнуют интересы флота, бассейна, государ­ ства. Конечно, д о сих пор у нас еще много нерешенного, белых пятен. Просто на них мы мало обращали вни­ мания. Возьмите вопрос о науке. Все здесь не так про­ сто. Но ясно одно: без внедрения современной техни­ ки нельзя продвинуться вперед. Подсчитано, что производственную программу, кото­ рую мы имеем, можно выполнить вдвое меньшей чис­ ленностью. Как этого добиться? Только путем механиза­ ции, внедрения новых технологических систем. Ведь по­ нятно всем: море — не самое лучшее место для жизни человека. Именно поэтому наша социальная программа направлена на то, чтобы развивать береговые предприя­ тия. А заниматься добычей рыбы должен минимум мо­ ряков. В такой плоскости мы еще не рассматривали вопро­ сы. Но другого пути нет. Можно, конечно, пойти по эк­ стенсивному пути, однако тогда социальная программа будет под угрозой. Сейчас специалистами изучается возможность созда­ ния совета трудового коллектива объединения «Сев- рыба». Следует пересмотреть и институт совета дирек­ торов, он должен иметь совсем другое звучание. И следует предусмотреть, чтобы совет директоров был подотчетен совету трудового коллектива. Словом, предстоит большая, для нас во многих слу­ чаях непонятная, новая работа. Но ее надо выполнять, чтобы в конечном итоге демократизировать управление, упростить, удешевить его, дабы оно стало гибким, опе­ ративным. П ПРЕШГШТ ПОРШ АРТИЙНЫЙ КОМИТЕТ, совет трудового коллектива и администрация объединения «Мурманрыбпром» провели необходимую разъяснительную работу по про­ екту изменения организационной структуры BFnO «Севрыба». Об этом шла речь на внеочередной пар­ тийной конференции флота, собраниях экипажей, бере­ говых подразделений. В качестве наглядных пособий использовались копии схем, материалы, опубликован­ ные в газетах «Полярная правда» и «Рыбный Мурман». О проведенных собраниях радировали 32 судна, на­ ходящиеся на промысле. Личное мнение сообщили пять человек. Служба обработки БМРТ «Михаил Квас­ ников» сочла необходимылд уточнить свой взгляд на структуру флота, не расходясь при этом с точкой зре ­ ния экипажа, капитана. Из 38 поступивших радиограмм в 27 содержатся воз­ ражения протиз образования фирмы и предлагаемой структуры, в 6 — поддерживается, в 5 — ссылаются на недостаток информации для выбора обоснованного решения, требуют разъяснений. Против образования фирмы и предлагаемой структу­ ры выступили 23 экипажа, 4 специалиста высказали лич­ ные возражения. Часть экипажей (БМРТ «Николай За- коркин», «Павел Стрельцов», «Дмитрий Покрамович») считает создание фирмы нецелесообразным, но кон­ кретных предложений не дает. Другие предлагают альтернативное решение (БМРТ «Пинагорий», «Борис- поль»,* «Виктор Стрельцов», «Цимлянск» и другие). Суть большинства предложений сзодится к следующе­ му. Необходимо дать самостоятельность предприятиям. Основой должен быть добывающий флот, главное звено которого — экипаж. Хозрасчет исключает существование ВРПО «Севрыба» или другого промежуточного звена. На базе «Мурманрыбпрома» и тралового флота с о ­ здаются два объединения, которым пропорционально передаются суда «Севрыбхолодфлота» и перерабаты­ вающая база на берегу. О «Севрыбпромразведке» единого мнения нет: пред­ лагают передать ее ПИНРО или добывающим флотам. Все связи с другими предприятиями осуществляются на договорной основе. Предприятия имеют прямые связи с Минрыбхозом и инофирмами. Министерство решает только стратегические вопросы, оперативные — совет директоров объединений и предприятий, ко­ торый создается при горисполкоме. Следует рассмотреть вопрос о реализации рыбопро­ дукции через коммерческие отделы флотов, минуя «Севрыбсбыт». Если исключить о с о б о эмоциональные отзывы, то свое несогласие с предлагаемой структурой моряки обосновывают следующи-м: — практика развитых стран доказала нерентабель­ ность крупных объединений; — подобная схема — пройденный этап мировой эко­ номики, предлагаемый проект мало меняет существую­ щую структуру ВРПО «Севрыба»; — необходимо сокращение на 50 процентов, д о ми­ нимума, аппарата управления на берегу, а проект пред­ лагает огромный бюрократический аппарат, рассчитан­ ный на административные методы управления; — при создании фирмы затруднится решение соци­ альных-вопросов; — объединение флотов не устранит все трудности, в услозиях хозрасчета их можно решить только эконо­ мическими методами; — права объединений должны быть расширены с о ­ гласно Закону СССР о государственном предприятии и т. д. Экипажи четырех судсз (БМРТ «Зеленец», «Буран», «Семен Лапшенков», «Новокуйбышевск»), 7 человек эки­ пажа траулера «Железногорск» и помощник капитана В. И. Чуприн поддерживают образование фирмы «Се­ вер», но, ка-к и моряки «Семена Лапшенкова», с ого­ ворками. Так, коллектив возражает против предложен­ ной структуры, «как не соответствующей решениям партии и правительства, перестройке хозяйственного механизма». Первым этапом совершенствования структуры экипаж считает прямой выход флотов на Министерство рыб­ ного хозяйства СССР. На втором этапе (в XIII пятилет­ ке) предлагают создать фирму «Север». Экипаж «Новокуйбышезска» — за фирму, но при этом считает необходимым ликвидировать ВРПО «Сев- рыба» и на 50 процентов сократить аппараты управле­ ния флотсз. Итак, большинство плавсостава желают перехода на полный хозрасчет каждого судна, объединения в целом. Успех работы связывают с экономическими методами управления, гибкой структурой объединения, малочис­ ленным управленческим аппаратом, внедрением АСУ. Именно этот взгляд на флот и его будущее вызвал не­ гативное отношение к предлагаемой структуре фирмы «Север», как бюрократической, громоздкой, требую­ щей административных методов управления. Партийная организация и совет трудового коллектива объединения «Мурманрыбпром» считают необходимым через рыбацкую газету довести до сведения общест­ венности мнение моряков объединения «Мурманрыб­ пром» по данному вопросу. Ю. КОНСТАНТИНОВ, секретарь парткома объеди­ нения. А. АБАКУМОВ, председатель совета трудового кол­ лектива объединения «Мурманрыбпром». РЫБНЫЙ МУРМАН 20 мая 198 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz