Рыбный Мурман. 1988 г. Май.
о Ка к ой ей быть? Все решают кадры С. А. НИКИТИН, заместитель начальника тралово го флота по кадрам Сейчас штатная численность работников отделов кад ров флотсз — 147 человек, но фактически, с учетом тех, кто выполняет кадровую функцию s различных отделах и службах, — 249. Новая схема позволит реально высвободить около 40 сотрудниксз. Структурное подразделение объединенного флота предлагается назвать службой организации работы с моряками загранплавания и кадрами. В ее состав вой дут самостоятельные отделы — подготовки кадров Ьч(включая экономическую, профессиональную учебу, профориентацию), обеспечения трудовыми ресурсами, работы с моряками загранплавания. Главное — здоровье щ ШЙ Т. Н. КУБАРЕВА, Ш £Щ тМ заведующая отделом обкома . ' ; ! § | § J профсоюза работников рыбного хозяйства На бассейне создается новое подразделение — со циальная служба объединенного флота. Раньше ее не существовало. В ее задачи входит выявление и использование соци альных резервов роста производительности труда, изу чение социально-психологичесних проблем н другие. Она состоит из отделов — социально-психологических исследований, жилищно-бытового, социальной заботы, обеспечения здоровья и других. В ее состав включают ся социологи, психологи, физиологи, специалисты по ор ганизации и управлению. Создание единого отдела должно улучшить жилищно бытовые условия за счет концентрации средств. В част ности, это позволит провести реконструкцию пионер ских лагерей, не тратить большие деньги, как это дела- ^Р*тя сейчас , на аре нд у помещений для отдыха детей, обеспечи ть каждого труженика ры б н ой отрасли жильем к 2000 году. $Ж Щ г ШМ ж*щ Внешние связи В. Г. ЛИПАНОВ, начальник экспортного отдела уп равления «Севрыбсбыт» Необходимость создания внешнеторговой фирмы на Северном бассейне назрела давно. Мы занимаемся экспортом много лет, но, к сожалению, до прошлого года объединение от экспортных операций ничего не имело. Ситуация изменилась к лучшему в последнее время. Но плохо то, что сейчас всю работу мы прово дим через центральные организации, находящиеся в Москве, в частности, «Соврыбфлот». Он заключает контракты, а потом мы осуществляем их выполнение. Все вопросы, связанные с экспортом, импортом, обслу живанием нашего флота о зарубежных портах, МРТО, подменой экипажей, решаются не на бассейне. В таной обстановке, конечно, проводить работу по повышению эффективности внешнеэкономической дея тельности крайне затруднительно. Ведь это факт, что «Соврыбфлот» менее заинтересован в улучшении каче ства продукции, организации энспорта, производства новых товаров, чем флоты. На различные согласования уходит время, и поэтому у нас не все получается. В «Севрыбе» есть отдел внешних сношений, но он ма лочислен, ведет большую работу, однако с новыми задачами ему не справиться. Вот поэуому считаем целесообразным создание внеш неторговой фирмы. Таким образом будут обеспечены прямые связи с зарубежными партнерами без посред ников. П Метод — программно- целевой В. М. МИШКИН, заместитель директора ЦПКТБ Что такое программно-целевой метод? Он предполага ет выделение приоритетов в соответствии с целями на планируемый период развития, разработку подпрограмм деятельности, их ресурсную увязку и дальнейший конт- оль по выполнению. Завершается работа по оптимизации с помощью ЭВМ производственной программы добывающих судсз в море, транспортных перевозок. Б этом году мы надеемся получить с ЭВМ оператив ные оценки хозрасчетной деятельности добывающих и обрабатывающих судов. Имея систему оперативной оценки прибыли и стыкуя ее с бухгалтерской отчетно стью, мы получаем постоянно действующий механизм управления прибылью. Создан программно-технический комплекс бортового базирования для улучшения управления непосредствен но на промысле. С этой целью в экспериментальный рейс вышел траулер «Фритьоф Нансен» с бортовым вы числительным центром. С его помощью непосредственно в море будет происходить оптимизация процессов уп равления научно-поискоЕой и производственной деятель ностью группы судов промрайона. Все перечисленные средства должны обеспечить ав томатизированную поддержку управленческих функций обсуждаемой организационной структуры. Начинать перестройку с себя М. И. КАРГИН, начальник объединения ВРПО «Севрыба» Наши разработки не являются универсальными для других объединений. Мы учитывали уникальность на шего бассейна. Она заключается в том. что все наши предприятия находятся на одном мурманском «пятач ке». Так сложилось исторически. Но самое глазное — мы зависим друг от друга технологически. Представим себе: в состоянии ли рыбокомбинат жить самостоятельно, один, без добывающих флотов? Нет, ко нечно. А траловый флот — без комбината? Где тогда будут сдавать суда типа ПСТ рыбу на окончательную обработку? Может ли «Севрыбхолодфлот» обойтись без флотов? Ну, допустим, что транспортный флот разме стим где-то для перевозки грузов. А что будут без них делать плавбазы? Не сможет просуществовать без фло та, его ремонта и судоверфь. Таким образом, мы имеем единый, высококонцентри рованный комплекс, разорвать который невозможно. В то же время наши предприятия ежедневно разди рают внешние экономические противоречия. Кое-кто стремится удозлетзорить сзои потребности за счет другого, и зачастую небезуспешно. В новых условиях хозяйствования надо сделать так, чтобы все предприятия работали на конечный резуль тат, б е с ко нф л и к тн о . Именно на это направлена вся р а бота по совершенствованию системы управления. В прессе раздаются голоса: мол, вся эта самодея тельность затеяна для того, чтобы сезрыбсзское на чальство могло выжить. Нас 147 человек администра тивного аппарата и, затевая переустройство, мы сжига ем за собой асе мосты. Что я имею в виду? Да, можно сменить вывеску, оставить куцый аппарат и спокойно жить до пенсии. Но мы сжигаем такую воз можность и сознательно для себя ухудшаем ситуацию в чисто человеческом плане. Потому что, если сегодня управляем через кого-то, то завтра должны управлять сами и отвечать за содеянное. Персонально! В данном случае аппарат ничего не приобретает, зато наклады вается дополнительная колоссальная нагрузка. Мы заведомо ухудшаем для себя ситуацию. В армии есть такой термин: делай, как я. Так вот мы и хотим на своем личном примере показать, что перестройку надо начинать с себя. Теперь о структуре. Ведь все началось с тралфлота, который занимался у себя улучшением управленческих ситуаций, затем подключились и специалисты ВРПО, других флотов, предприятий, организаций. Объективности ради скажу, что не все воспринимают новую структуру. И это вопрос принципиальный. А в чем он заключается? В том, что, когда кое-нто смотрит на схему структуры, то пытается в ней найти свою фа- . милию, рассуждая: «Поговаривают о каком-то сокраще нии, а вдруг — меня... И вообще затея с фирмой — дело мутное...» Это позиция собственника, человека, ко торого не волнуют интересы флота, бассейна, государ ства. Конечно, д о сих пор у нас еще много нерешенного, белых пятен. Просто на них мы мало обращали вни мания. Возьмите вопрос о науке. Все здесь не так про сто. Но ясно одно: без внедрения современной техни ки нельзя продвинуться вперед. Подсчитано, что производственную программу, кото рую мы имеем, можно выполнить вдвое меньшей чис ленностью. Как этого добиться? Только путем механиза ции, внедрения новых технологических систем. Ведь по нятно всем: море — не самое лучшее место для жизни человека. Именно поэтому наша социальная программа направлена на то, чтобы развивать береговые предприя тия. А заниматься добычей рыбы должен минимум мо ряков. В такой плоскости мы еще не рассматривали вопро сы. Но другого пути нет. Можно, конечно, пойти по эк стенсивному пути, однако тогда социальная программа будет под угрозой. Сейчас специалистами изучается возможность созда ния совета трудового коллектива объединения «Сев- рыба». Следует пересмотреть и институт совета дирек торов, он должен иметь совсем другое звучание. И следует предусмотреть, чтобы совет директоров был подотчетен совету трудового коллектива. Словом, предстоит большая, для нас во многих слу чаях непонятная, новая работа. Но ее надо выполнять, чтобы в конечном итоге демократизировать управление, упростить, удешевить его, дабы оно стало гибким, опе ративным. П ПРЕШГШТ ПОРШ АРТИЙНЫЙ КОМИТЕТ, совет трудового коллектива и администрация объединения «Мурманрыбпром» провели необходимую разъяснительную работу по про екту изменения организационной структуры BFnO «Севрыба». Об этом шла речь на внеочередной пар тийной конференции флота, собраниях экипажей, бере говых подразделений. В качестве наглядных пособий использовались копии схем, материалы, опубликован ные в газетах «Полярная правда» и «Рыбный Мурман». О проведенных собраниях радировали 32 судна, на ходящиеся на промысле. Личное мнение сообщили пять человек. Служба обработки БМРТ «Михаил Квас ников» сочла необходимылд уточнить свой взгляд на структуру флота, не расходясь при этом с точкой зре ния экипажа, капитана. Из 38 поступивших радиограмм в 27 содержатся воз ражения протиз образования фирмы и предлагаемой структуры, в 6 — поддерживается, в 5 — ссылаются на недостаток информации для выбора обоснованного решения, требуют разъяснений. Против образования фирмы и предлагаемой структу ры выступили 23 экипажа, 4 специалиста высказали лич ные возражения. Часть экипажей (БМРТ «Николай За- коркин», «Павел Стрельцов», «Дмитрий Покрамович») считает создание фирмы нецелесообразным, но кон кретных предложений не дает. Другие предлагают альтернативное решение (БМРТ «Пинагорий», «Борис- поль»,* «Виктор Стрельцов», «Цимлянск» и другие). Суть большинства предложений сзодится к следующе му. Необходимо дать самостоятельность предприятиям. Основой должен быть добывающий флот, главное звено которого — экипаж. Хозрасчет исключает существование ВРПО «Севрыба» или другого промежуточного звена. На базе «Мурманрыбпрома» и тралового флота с о здаются два объединения, которым пропорционально передаются суда «Севрыбхолодфлота» и перерабаты вающая база на берегу. О «Севрыбпромразведке» единого мнения нет: пред лагают передать ее ПИНРО или добывающим флотам. Все связи с другими предприятиями осуществляются на договорной основе. Предприятия имеют прямые связи с Минрыбхозом и инофирмами. Министерство решает только стратегические вопросы, оперативные — совет директоров объединений и предприятий, ко торый создается при горисполкоме. Следует рассмотреть вопрос о реализации рыбопро дукции через коммерческие отделы флотов, минуя «Севрыбсбыт». Если исключить о с о б о эмоциональные отзывы, то свое несогласие с предлагаемой структурой моряки обосновывают следующи-м: — практика развитых стран доказала нерентабель ность крупных объединений; — подобная схема — пройденный этап мировой эко номики, предлагаемый проект мало меняет существую щую структуру ВРПО «Севрыба»; — необходимо сокращение на 50 процентов, д о ми нимума, аппарата управления на берегу, а проект пред лагает огромный бюрократический аппарат, рассчитан ный на административные методы управления; — при создании фирмы затруднится решение соци альных-вопросов; — объединение флотов не устранит все трудности, в услозиях хозрасчета их можно решить только эконо мическими методами; — права объединений должны быть расширены с о гласно Закону СССР о государственном предприятии и т. д. Экипажи четырех судсз (БМРТ «Зеленец», «Буран», «Семен Лапшенков», «Новокуйбышевск»), 7 человек эки пажа траулера «Железногорск» и помощник капитана В. И. Чуприн поддерживают образование фирмы «Се вер», но, ка-к и моряки «Семена Лапшенкова», с ого ворками. Так, коллектив возражает против предложен ной структуры, «как не соответствующей решениям партии и правительства, перестройке хозяйственного механизма». Первым этапом совершенствования структуры экипаж считает прямой выход флотов на Министерство рыб ного хозяйства СССР. На втором этапе (в XIII пятилет ке) предлагают создать фирму «Север». Экипаж «Новокуйбышезска» — за фирму, но при этом считает необходимым ликвидировать ВРПО «Сев- рыба» и на 50 процентов сократить аппараты управле ния флотсз. Итак, большинство плавсостава желают перехода на полный хозрасчет каждого судна, объединения в целом. Успех работы связывают с экономическими методами управления, гибкой структурой объединения, малочис ленным управленческим аппаратом, внедрением АСУ. Именно этот взгляд на флот и его будущее вызвал не гативное отношение к предлагаемой структуре фирмы «Север», как бюрократической, громоздкой, требую щей административных методов управления. Партийная организация и совет трудового коллектива объединения «Мурманрыбпром» считают необходимым через рыбацкую газету довести до сведения общест венности мнение моряков объединения «Мурманрыб пром» по данному вопросу. Ю. КОНСТАНТИНОВ, секретарь парткома объеди нения. А. АБАКУМОВ, председатель совета трудового кол лектива объединения «Мурманрыбпром». РЫБНЫЙ МУРМАН 20 мая 198 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz