Рыбный Мурман. 1988 г. Май.

Слово — участникам пресс - конференции рма 99 В КОНЦЕ ПРОШЛОГО ГОДА состоялось со­ брание партийно-хозяйственного актива тружеников рыбной отрасли Северного бассей­ на, на ко тором была обсуждена новая органи- зационно-управленческая структура будущей фирмы «Север». Еженедельник «Рыбный Мурман» напечатал {№ 52, 1987, № 2, 1988) отчет с актива, а также схемы управления. На эти публикации редакция получила более 50 откликов, предложений. В ос­ новном авторы писем, радиограмм критически отнеслись к предлагаемой структуре. Но есть и другие мнения. Они были высказаны на пресс-конференции, в которой участвовали представители ВРПО «Севрыба», флотов, пред­ приятий. Перед журналистами выступили руково ­ дители творческих групп по разработке систем управления. Сегодня мы предоставляем им сло­ во, а также труженикам объединения «Мурман- рыбпром». Ш Ш т т т в в ш ш ж M i;- На основе широкого обсуждения Я. Д . БРАЦЛАВЕР, заместитель председателя областного правления научно-технического общества В печати широко обсуждается будущая фирма «Север». Мнения в основном негативные. Судя по ра ­ диограммам, экипажи судов не хотят объединяться в один флот, многие считают, что эту структуру приду­ мал аппарат «Севрыбы». Поэтому я бы хотел Екратце рассказать предысторию вопроса. В ко н ц е 1986 года п с и хо л о ги тралово го флота предло ­ ж и л и р а зраб о та ть но вую с т р у н т у р у «Севрыбы» на н а у ч ­ ном уровне с привлечением ш и р о к о го к р у г а т р у д ящ и х ­ ся. Идея была поддерж ана р у ково д с твом ВРПО. И в январе 1987 года была проведена о р га н и з а ц и о н н о -у п р а в ­ ленче с кая и гр а по а н а л и з у э ко н о м и ч е с ко й с и т у а ц и и и определению дал ьнейш е го р а зв и ти я Северно го бассейна . На нее п р и гл а с и л и л у ч ш и х представителей флотов, пр ед п р и я ти й и всего лиш ь 17 проце н тов р аб о тн и ко в а п пар а та ВРПО. Тогда ж е создали тр и г р у п п ы р а зр а б о тч и ко в : одну — п р о е к ти р о в а н и я и две — анализа с ущ е с тв ующ ей с и т у а ­ ции . Вывод о казал ся та ким : с ущ е с тв ующ а я система не п о з ­ воляет у п р а в л я ть эфф ективно . О казалось , что на бас­ сейне имею т место пр им ер н о 8 ты с я ч у п р а в л е н ч е с ки х связей , и, естественно , у д е рж а ть всю э к о н о м и ч е с к ую с и т у а ц ию довольно сложно . Были проанал и зир о ваны все проце ссы , и х взаимодей ­ ствие , рассм о трены ва ри а н ты с т р у к т у р . И вот к чем у п р иш л и все у ч а с т н и к и и гр : на бассейне необходим р у ­ ко вод ящ и й ор га н по в ы п у с к у ко н е ч н о го п р о д у к та . Изучался и прямой вариант: предприятие — минис^ терство. Однако творческие группы сделали заключе­ ние: всем процессом можно управлять только тогда, когда он находится в одних руках на бассейне. Разработаны три этапа перехода, рассчитанные на три года. На первом предусматривается создание объ­ единенного флота, на втором — подключение к нему Мурманского рыбокомбината, «Севрыбсбыта» и созда­ ние Мурманского рыбообрабатывающего комплекса; тогда главный производственный процесс — добыче, обработка, транспортировка, сбыт — будет управляем, на заключительном — создание фирмы «Север». О с о б о дискутировался вопрос: должен ли быть о б о ­ собленный аппарат управления фирмы? Разработаны три этапа его сокращения и исчезновения. В начале он «ужимается» со 150 до 101 человека, на втором — д о 70, а на последнем остаются только основные спе­ циалисты, так называемый координирующий центр, ко­ торый контролирует выполнение решений совета ди­ ректоров. В декабре прошлого года прошла управленческая игра на тему «Объединенный флот». В ней участвова­ ли 70 челсзек, из которых создано 5 тзорческих групп — производственная, инженерного обеспечения, эконо­ мическая, кадровая... Впоследствии было организозано еще 7 групп — социальная, научного обеспечения, внешних связей и т. д. В ходе игры разработаны про­ граммы по различным направлениям, некоторые из них уже реализуются на практике. Управление основным производством В. П. МЕРЕЦКИЙ, начальник отдела добычи управ­ ления «Севрыбпромразведка» Наша группа разрабатывала структуру управления основным производством. На основе программно-целевых принципов была произведена работа по оптимизации структуры управ­ ления основным производством Северного бассейна. Она состояла из нескольких оснозных этапов. Нами был прослежен ход развития производствен­ ного процесса поочередно по всем этапам. По общно­ сти целей и задач выделены промысловая разведка, добыча, обработка и транспортировка. Таким образом , начиная с оценки запасов, мы получаем непрерывный процесс, взаимоувязанный с прочими программами и в итоге с выходом на поставки рыбопродукции. Нацелив производство на определенную задачу, мы постоянно следим за прохождением процесса и его деформацией, своевременно принимая меры по лик­ видации искривлений процесса, постоянно обсчитывая м а с с у вариантов по привлечению резервов прочих программ. Как будет функционировать отдел сводного прог­ раммирования, пока не вполне ясно. То ли это будет постоянно действующая группа, то ли в ф орм е произ­ водственного совещания, принимающего окончательное решение. Но однозначно, что с увеличением уровня автома­ тизации будет происходить все большее освобождение людей от рутинной работы и переключение их на не­ посредственно управленческую деятельность. Нужен обособленный аппарат Ю. И. КОНОШЕНКО, главный инженер тралового флота Чрезвычайно сложный вопрос — создание такой о р ­ ганизационной структуры, которая позволяла бы эф ­ фективно упразлять объединенным флотом. Здесь м.о- жет быть только один способ — программно-целезой метод. К сожалению., о программных формах нигде, ни в одной книге прочитать нельзя. Исходим из соб ­ ственного опыта, который подсказывает, что большое значение для флота имеет инженерно-техническое, ресурсное обеспечение. В ходе наш ей р а зр а б о т ки в о з н и к клю че в ой вопрос : с к о л ь к о д олж но бы ть судов , чтобы ими могло у п р а в ­ ля ть у с п еш н о одно подразделение? Мы п р иш л и к вы во ­ ду — 25 —30 единиц в за в и сим о с ти о т рай оно в п р ом ы с ­ ла, а весь флот разбили на 13 отрядов . А теперь о сомнении личном. Если создастся аппа­ рат управления, который станет отвечать в целом за бассейн, то он может породить работников с опреде­ ленным креном вмешательства в оперативные дела флота. Ведь с них будет спрос за производство, за планы и проценты, а развитие региона, отрасли пойдет по остаточному принципу. Значит, нужен обособлен­ ный аппарат. Его функции — координация действий предприятий, перспективы развития бассейна. К хозрасчету! Н. И. ХУСНЕТДИНОВ, главный экономист ВРПО «Севрыба» Нами разработан механизм судового хозрасчета, который бы позволял оперативно прослеживать хозяй­ ственную деятельность судов и с достаточной сте­ пенью точности оценивать прибыль по каждому судну, промысловому району, флоту и бассейну в целом. Мы имеем две модели хозрасчета для судов с за­ конченным циклом обработки, то есть практически для всех крупнотоннажных судов, промысловых экспеди­ ций и транспортов. Сейчас проводится свыше 10 рейсов по судовому хозрасчету. Результаты очень обнадеживающие. Эки­ пажи работают на 20—30 процентов эффективнее остальных судов в группе. Тому пример ПСТ «Горек» «Архангельскрыбпрома», который вышел в море на два рейса. Кстати, а хозрасчете у него учтены затраты на ремонт. Интересен опыт БАТ «Маршал Якубовский» под ру­ ководством капитака-директора В. М. Булатова. Он го­ товится уйти а рейс на четырехлетний цикл. Тем самым предотвращается возможность беспощадной эксплуа­ тации судна в течение одного рейса с целью получения максимальной прибыли. Сегодняшними силами упразлять хозрасчетом невоз­ можно. Причины? Мы не просчитываем различные ва­ рианты рейсовых заданий, не оцениваем оперативное выполнение планов судами в районе промысла. Это те дополнительные функции, которые нам необходимо ввести в обязанность работников отдела. С этой целью мы планируем создать не хозрасчет­ ные группы, а отделы. Агентирующая служба В. К. МАЛАШЕНКО, начальник отдела эксплуатации приемотранспортного флота и портов Есть три проблемы при обслуживании судов в пор­ ту: экипажи, длительное время находясь в рейсе, за ­ бывают, где и что находится на берегу; на стоянке в Мурманске моряки практически не отдыхают; большое количество судов, приходящих в наш рыбный порт. Вот почему возникла необходимость создания агенти- рующей службы «Рыбфлот», которая бы обеспечивала обработку судов в минимальные сроки. В настоящее время этим занимается примерно 1500 человек. В новой службе их будет значительно меньше. Подсчитано, что каждое судно требует от 85 до элементов обработки. Сюда входят и необходимость от­ читаться перед контролирующими органами, подмена экипажей, техническое обслуживание и прочие судо­ вые работы. Все это перед подготовкой к рейсу «Рыб­ флот» берет на себя. Тем не менее ряд функций остается за пределами его полномочий: перегрузка, проверка контрольно-из- мерительных приборов... Но служба контролирует и организует работу. Каждое судно, приходящее в порт, должен встре­ чать агент, который, знакомясь с перечнем требований, услуг, непосредственно занимается организацией и выполнением работ согласно четкому графику. От этих дел члены экипажа будут освобождены. Поддержка науки А. В. АНЦЕВИЧ, директор ЦПКТБ Наша творческая группа изучала возможности управ­ ления научно-техническим прогрессом s каждом из 27 производственных процессов, к о т о р ы е п рот ек аю *^ не бассейне. В задачу входило уточнить эти процессы, основные направления, тенденции, а также сформулировать их в виде задач, на основе которых в последующем долж­ ны формироваться комплексные целевые программы. Естественно, мы не прошли и мимо отечественного и зарубежного опыта, брали из него все лучшее. П риш ли к вы воду : в у п р а вл е н и и НТП д о л ж ны не по с ­ редственно у ч а с тв о в а ть бассейновая , р е ги о н ал ьн а я , о т­ раслевая , в у з о в с к а я , а кад ем и че с ка я н а у ка . А у ж к о м у ч то «достанется» , будет определено то гд а , ко гд а сф ор ­ м у л и р ую т с я ком пл е ксно -ц е л е вы е п р о гр ам м ы . В целом о р га н и за ц и о н н а я с т р у к т у р а упр а в л е н и я на ­ у ч н о -те х н и ч е с ки м про гре ссом вы гл я д и т т а к . В объеди ­ ненном флоте имеется отдел н а у ч н о -т е х н и ч е с ко го р а з ­ ви тия . Сюда с т е к аю т с я все н и т и упр а вл е н и я НТП. В о т ­ дел п о с т у п а е т и нф орм ац ия о т н а у ч н о -и с сл е д о в а те л ь с ки х и н с ти т у то в , п р о е к т н о - к о н с т р у к т о р с к и х о р га н и за ц и й , п р е д п р и я ти й , н а у ч н о -те х н и ч е с н и х обществ , вр ем е нны х т в о р ч е с к и х ко л л е к т и в о в и д р у г и х о бщ е с твенны х ф о рм и ­ рований . В отделе пр ед усм о тре н с е к т о р р а зв и ти я НТП, с пеци ал и с ты ко т о р о го с п ом ощ ью т е х н и ч е с к и х сред ств мо гли бы ко н тр о л и р о в а т ь со стояние всех п р о гр ам м , а т а кж е п о с т у п аю щ ую инф орм ацию . Все ком пл е ксно -ц еле вы е п р о гр ам м ы , за л ож е н ны е в ЭВМ, д олж ны бы ть сосредоточены им енно здесь. И ес ­ ли п о с т у п аю щ и е предл ож ения или идеи з а с л у ж и в а ю т вним ания , то они передаю тся с е кц и и н а уч н о -те хн и ч е - сно го совета . Затем р а с см а тр и в аю т с я советом д и р е к т о ­ ров , к о т о р ы й п о р у ч а е т и х р еа л и зац ию и сполни тел ям . В и х роли м о г у т вы с т у п а т ь к а к сами пр е д п р и я ти я , т а к и н а у чны е о р га н и з а ц и и . В с т р у к т у р у упр а в л е н и я НТП введена т а кж е и г р у п ­ па внедрения . \ Централизация снабжения А. В. ШКАНОВ, начальник управления материаль­ но-технического снабжения ВРПО «Севрыба» Рассмотрев все процессы, происходящие в мате­ риально-техническом снабжении, мы пришли к выводу о , необходимости централизации, сокращения уровней управления. Планируем слияние на первом этапе УМТС с транспортно-складской конторой и отделов снабжения четырех флотов в одну службу, затем орга­ низацию единого складского комплекса и создание единого органа управления снабжением на бассейне. В настоящее время все предприятия имеют свое складское хозяйство, свои запасы. Если мы все центра­ лизуем, то из оборотных средств аысзободится около 8 миллионов рублей. Создание ц е н тр а л и зо в а н н о го сн л а д с ко го к ом п л е к с а по звол и т с о к р а т и т ь гр у з о п е р е в о з к и , и с кл ю ч и т ь д опол ­ ни тел ь ны е пе ре в ал ки гр у з о в и т а к и м образом с э к о н о ­ м и ть 300—400 ты ся ч рублей . Планируем о р га н и зо в а ть у ч а с т о к п о д го то в ки п р о и з ­ водства — р а с кр о л металла , р е з к и б ум а ги , с те кла и т ^ д . 20 мая 198 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz