Рыбный Мурман. 1988 г. Май.

о ---------------- Строки о войне Мы получили из М осквы от самодея­ тельного исследователя творчества В. С. Высоцкого письмо, автор ко торо го пред ­ лагает читателям познакомиться со стихо­ творением поэта, ранее, по его мнению , не публиковавшимся в советской печати. Осколком сквозь сердце Тема Великой Отечественной войны за­ нимает важное место в поэзии Владимира Высоцкого. Скорбью о павших пронизаны стихотворения поэта «Он не вернулся из боя», «Полчаса до атаки», «Братские моги­ лы», «После Победы стало светло...» и многие другие. Эти стихи — реквием по жертвам войны. Высоцкий не прошел войну, зато она прошла осколком сквозь его сердце. Поэт говорил: «Это колоссальное потря­ сение всегда будет волновать пишущих людей. Этого забывать не то что не сто­ ит, а просто невозможно. Эти песни — песни ассоциативные, теперешний взгляд человека на те времена, которые он не прошел. Я много написал песен о войне и вообще стараюсь для своих песен брать людей в самой крайней ситуации, в мо­ мент самой высшей стадии нервного на­ пряжения, когда уже незозможно ничего сказать словами. Это как крик какой-то, когда люди в момент риска могут загля­ нуть в лицо смерти, в момент слома како- го-то людей, доведенных до предела, до отчаяния. Таких персонажей я нахожу том времени больше. Вот почему я часто обращаюсь к военной теме...» О событиях в Белоруссии Владимиром Высоцким написана песня «После Победы стало светло...» «Ой хотела меня мать за четвертого отдать». Послс Победы стало светло ^ Гремела салюты гордо, Но не сидел за победным столом каждый четвертый. Я иду, ты идешь, а он не идет. Он — мертвый. Я пою, ты поешь, только молчит каждый четвертый. Долго вдовы о/сдали мужей, Матери о/сдали своих сыновей, Не знали они, что мертвый каокдый четвертый. Я иду, ты идешь, а он не идет —. * Он — мертвый. Я пою, ты поешь, только молчит каокдый четвертый. Помним потери свои и сейчас, Счет этот помнишь несчетный. О, как нам не хватает вас, каждый четвертый. Я иду, ты идешь, а он не идет . Он — мертвый . Я пою, ты поешь, только молчит каждый четвертый. Песня н а пе ча та н а в ж у р н а л е «Советская ли тер а т ура » , ЧССР, 1984, Ne 5. Песня и спо лн ял а сь ав тором : в 1974 г. на ТВ В ильню са , в 1979 г. в М и н с ке , в 1980 г. в К а л и н и н гр а д е , М о с ко в с к о й области . Т. ОРЛОВСКАЯ. В .жшх у мщ в’ ' •/ D ОБЛАСТНОЙ научной биб- ® лиотеке открылась экспози­ ция картин самодеятельного худо­ жника Н. В. Каценельсона. Наум Владимирович — доцент кафедры электрооборудования судов МВИМУ, кандидат технических наук. Как са­ модеятельный автор он не раз пока­ зывал свои работы на различных вы­ ставках, в том числе организованных совместно с профессионалами. В про­ шлом году стал участником Всесоюз­ ной выставки народного творчества, посвященной 70-летню Октября. И все же нынешняя экспозиция — событие в жизни художника: это его первая персональная выставка. Посе­ тители увидят более пятидесяти ра­ бот, в основном акварелей. Многие пейзажи написаны автором с натуры, например, «Остров Надежды». Свин­ цово-холодное море, хмурые, -непри­ ветливые скалы, тяжелое, нависшее над ними небо. Золотая кайма сол­ нечного света, обрамляющая тучи, лишь усиливает напряженность, со­ здает ощущение тревоги. И какими трогательно-беззащитными выглядят на этом фоне два небольших рыбац­ ких суденышка... А вот, словно с противовес могучей, дикой красоте Севера, — «Березовая аллея» в Лу­ неве под Костромой. Светлая, радо­ стная природа Поволжья... Впрочем, пытаться рассказать о картинах — занятие довольно небла­ годарное. Тем более что интереснее зайти в областную научную библиоте­ ку и самому их оценить. Мы же да­ вайте поближе познакомимся с авто­ ром. «Не позволяй’ душе Н АУМ ВЛАДИМИРОВИЧ, вы преподаете в морском вузе. Считаете ли себя моряком? — Видите ли, я закончил это учи­ лище в пятьдесят восьмом году и затем плавал штурманом в траловом флоте. Но работа судоводителя меня не удовлетворяла. Хотелось занимать­ ся более творческим трудом, а тог- , да... Тралы были донные, штурман в *процессе лова почти не участвовал. Теперь тралы пелагические, управ­ лять ими сложнее, нужен маневр. То есть появился элемент творчества. Но это теперь. А я отплавал четыре года и поступил в Северо-Западный заочный политехнический институт, получил специальность инженера по автоматике. Считаю, что автоматика — специальность будущего. Курсан­ ты с увлечением занимаются этой на­ укой, мы вместе пытаемся решить проблемы автоматизации производст- : венных процессов судовых энергети­ ческих установок... Впрочем, я с мо­ рем не порвал окончательно. Руково­ дил практикой курсантов, и многие мои пейзажи навеяны впечатлениями от этих встреч с морем. — Морская, рыбацкая тема для вас не единственная и, видимо, не главная. Судя по вашим работам, вы очень любите писать среднерусские пейзажи, натюрморты. Не оттого ли, что мы здесь, на Севере, в какой-то мере обделены красотой? — Нисколько не обделены! Надо уметь видеть, уметь вглядеться. Мо­ ре, пальмы и песок — это слишком банальное представление о красоте. Красота — в повседневности, и чело­ век, который видит праздник будней, живет счастливо. Я люблю писать се­ верную природу ничуть не меньше, чем природу, скажем, средней поло­ сы. — Кстати, география ваших пей­ зажей очень широка: Поволжье, Дон, Карелия, Прибалтика, Кавказ, Нечер­ ноземье... Путешествия — это тоже ваше увлечение? — Да, люблю поездить, посмот­ реть новые места. Как-то даже путе­ шествовал на плотах, на лодках по рекам. И, конечно, всегда со мной этюдник, чтобы потом увиденное мною могли увидеть и другие. А во­ обще, если говорить об увлечениях... Зимним плаваньем с женой увлек­ лись, «моржуемся». Соревнования по этому виду спорта были включены в программу Праздника Севера, и мы тоже в них участвовали. Люблю чи­ тать. Музыку — классическую осо­ бенно, из современных — Петрова, Никитиных. Ну и живопись, конечно, — как зритель. — Как вы относитесь к современ­ ному искусству? Справедливо ли мне­ ние, что авангардистские тенденции — это, наверное, касается и музыки, н литературы, н театра — сделали его недоступным для понимания большинства публики? — Почему-то многие считают, что критерием совершенства произведе­ ния является близость его к класси­ ческим образцам. А наши советские художники, мол, то скучные, то, на« оборот, чересчур заумные, непонят­ ные. Это ошибочная точка зрения. Существует, скажем, Лев Толстой, вершина литературы. Но изменилось время, изменились язык, стилистика. И когда появился Маяковский, ска­ жем, он тоже вызывал раздражение, непонимание, оттого что искал в жиз­ ни и использовал новые выразитель­ ные средства. Так и в живописи. Не­ возможно сегодня писать так, как писали передвижники. Это естествен­ но... Искусство постоянно развивает­ ся, и у нас много по-настоящему больших художников, интересных, своеобразных, в том числе и среди мурманских мастеров. Николай Ми­ хайлович Морозов, к примеру, Ана­ толий Александрович Сергиенкб, Владимир Борисович Чернов... Да многие! — В чем же причина такой нашей эстетической необразованности, как вам кажется? — Самая главная причина — ду­ шевная лень. Хотим, чтобы все да­ валось легко, в том числе и удоволь­ ствие. Разумеется, песенка с прими­ тивным мотивчиком и элементарным текстом воспринимается легче, чем серьезная вещь, которая требует раз­ думий, душевной работы. Телевиде­ ние и радио, на мой взгляд, зачастую, стараясь удовлетворить невзыска­ тельные интересы, вносят свою леп­ ту в воспитание у народа безвкусицы и этой самой душевной лени. А душа обязана трудиться. Не мною сказано, но полностью под этим подпишусь. Беседу вела Т. МЕДВЕДОВСКАЯ. «Под скальпелем природы и искусства» Встречи на промысле За тринадцать лет работы во ^ о т е у меня сложилось мнение, Ж> те редкие концертные брига­ ды, которые прибывают к м оря ­ кам на промысел, частенько но­ сят характер «шабашек». Мол, ры­ бакам не до серьезного искусст­ ва, им нужно чего-нибудь попро­ ще, чтобы головы не перетруж- ; дали. А недавно у нас, экипажа ТР «Константин Ольшанский», случи- : лась встреча, которая полностью опровергла подобное представле­ ние. В короткий рейс вместе с нами вышли три артиста «Мос- концерта»: чтец Владимир Ф омен ­ ко, ранее длительное время ра ­ ботавший в театре на Таганке, пе­ вец Василий Саенко, выступавший на сцене Днепропетровского оперного и год стажировавшийся в Большом театре, и лауреат Все­ российского конкурса пианист Александр Заварнов. Пересажи­ ваясь с транспорта на плавбазы и промысловики, они давали кон­ церты для рыбаков. Но больше всех повезло, конечно, нашему экипажу. ^ Н е см о т р я на напряженную ра ­ боту, мы несколько раз собира­ РЫБНЫЙМУРМАН лись в кают-компании на встре­ чи 6 артистами, которые привезли с собой — подчеркну это — до­ вольно серьезную программу. И встречи проходили с успехом. Хотя поначалу не все было глад­ ко: и море, конечно, дало знать о себе непривычным к качке лю­ дям, и не сразу поверили они в нас как в слушателей. Мы, со своей стороны, пришли на пер­ вый концерт больше из любопыт­ ства. . Саенко обладает очень краси­ вым, сильным голосом, но спел он в тот раз, пожалуй, без огонь­ ка. Заварнову хватило одной вир­ туозной техники. Фоменко расска­ зал о замечательном русском по­ эте Николае Рубцове, прочитал его стихотворения. Концерт за­ кончился, но никто не расходил­ ся. Зазязался разговор: рыбаки высказывали свои мнения, арти­ сты делились планами, и посте­ пенно исчезал разделяющий нас барьер, возникло то человечес­ кое доверие, без которого мерт­ вым останется самое высокое ис­ кусство. Затем было еще несколько ве­ черов. Сложилась даже постоян­ ная аудитория — человек 25—30. А это, если учесть тех, кто стоял на вахте, — практически полови­ на экипажа. Владимир Фоменко и Алек­ сандр Заварнов показали нам свою новую работу — это была премьера — литературно-музы­ кальную композицию по роману Гюго «Отверженные». Я уверен, что композицию ждет большой успех: артисты глубоко затрони- ли в ней, быть может. самую больную сейчас проблему — со ­ вести и душевной доброты. А последняя встреча стала тем маленьким волшебством, которо­ го мы и ждем от искусства. Позд­ нее наши гости признались: «Труднее всего выступать перед своими». А мы за несколько ве- через, проведенных 8 самом тес­ ном общении, глаза в глаза, дей­ ствительно стали друг для друга своими. Волнение, с которым вы­ шли артисты, невольно переда­ лось и нам, слушателям, и весь вечер прошел на самой высокой ноте. Были ли это арии из знаме­ нитых оперетт или старинные рус­ ские романсы — Василий Саенко не просто пел, а создавал живые, высокие образы. Взволновал всех отрывок из «Царь-рыбы» Астафь­ ева и очень интересным оказался рассказ о личных встречах Влади­ мира Фоменко с большим совет­ ским писателем. А когда за ф о р ­ тепьяно сел Александр Заварнов, нас захватил Рахманинов и щемя­ щую грусть навеял Шопен. Не было в кают-компании б ез ­ участных зрителей — это чита­ лось по глазам. Ведь за эти не­ сколько встреч многие из нас впервые открыли для себя уди­ вительный мир вечного искусства, впервые услышали, как звучит живая, а не просеянная сквозь сито репродуктора классическая музыка. И потом еще долго си­ дели мы и говорили... Говорили о том, что вот работаем, спим, едим, а таких светлых минут, которые наполняют жизнь смыслом, — до обидного мало нам выпадает. Почему? Конечно, есть тому и экономические причины. Ясно, что невозможно превратить каж­ дое судно в филиал филармонии. Но играет тут роль и сложившее­ ся мнение о невысоких, упрощен­ ных духовных потребностях рыба­ ков, которое я приводил в нача­ ле. В противовес ему скажу вот что. Как раз работа вдалеке от берега с его бытовой суетой, как раз изолированность оставля­ ют нам достаточно времени на раздумья, осмысление прожито­ го... Думать ведь не запретишь '— даже во время работы. Вот толь­ ко духовной пищи для таких ра з ­ думий маловато. И все уходит в байки, треп, самоедство... Так пусть же чаще едут к на]м люди, умеющие полнокровно др- нести до слушателей красоту му­ зыки, человеческого голоса, ху­ дожественного слоза! Хочу при­ вести здесь строки Николая Гу­ милева: : «Под скальпелем природы и искусства Кричит наш дух, изнемогает плоть, Рождая орган для шестого чувства». Вот только когда в следующей раз случится в м оре встреча, Ко­ торая заставит вспомнить эти сло­ ва?.. В. АЗАРОВ, матрос управления «Севрыб- холодфяот». 8 мая I98B года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz