Рыбный Мурман. 1988 г. Май.
о ---------------- Строки о войне Мы получили из М осквы от самодея тельного исследователя творчества В. С. Высоцкого письмо, автор ко торо го пред лагает читателям познакомиться со стихо творением поэта, ранее, по его мнению , не публиковавшимся в советской печати. Осколком сквозь сердце Тема Великой Отечественной войны за нимает важное место в поэзии Владимира Высоцкого. Скорбью о павших пронизаны стихотворения поэта «Он не вернулся из боя», «Полчаса до атаки», «Братские моги лы», «После Победы стало светло...» и многие другие. Эти стихи — реквием по жертвам войны. Высоцкий не прошел войну, зато она прошла осколком сквозь его сердце. Поэт говорил: «Это колоссальное потря сение всегда будет волновать пишущих людей. Этого забывать не то что не сто ит, а просто невозможно. Эти песни — песни ассоциативные, теперешний взгляд человека на те времена, которые он не прошел. Я много написал песен о войне и вообще стараюсь для своих песен брать людей в самой крайней ситуации, в мо мент самой высшей стадии нервного на пряжения, когда уже незозможно ничего сказать словами. Это как крик какой-то, когда люди в момент риска могут загля нуть в лицо смерти, в момент слома како- го-то людей, доведенных до предела, до отчаяния. Таких персонажей я нахожу том времени больше. Вот почему я часто обращаюсь к военной теме...» О событиях в Белоруссии Владимиром Высоцким написана песня «После Победы стало светло...» «Ой хотела меня мать за четвертого отдать». Послс Победы стало светло ^ Гремела салюты гордо, Но не сидел за победным столом каждый четвертый. Я иду, ты идешь, а он не идет. Он — мертвый. Я пою, ты поешь, только молчит каждый четвертый. Долго вдовы о/сдали мужей, Матери о/сдали своих сыновей, Не знали они, что мертвый каокдый четвертый. Я иду, ты идешь, а он не идет —. * Он — мертвый. Я пою, ты поешь, только молчит каокдый четвертый. Помним потери свои и сейчас, Счет этот помнишь несчетный. О, как нам не хватает вас, каждый четвертый. Я иду, ты идешь, а он не идет . Он — мертвый . Я пою, ты поешь, только молчит каждый четвертый. Песня н а пе ча та н а в ж у р н а л е «Советская ли тер а т ура » , ЧССР, 1984, Ne 5. Песня и спо лн ял а сь ав тором : в 1974 г. на ТВ В ильню са , в 1979 г. в М и н с ке , в 1980 г. в К а л и н и н гр а д е , М о с ко в с к о й области . Т. ОРЛОВСКАЯ. В .жшх у мщ в’ ' •/ D ОБЛАСТНОЙ научной биб- ® лиотеке открылась экспози ция картин самодеятельного худо жника Н. В. Каценельсона. Наум Владимирович — доцент кафедры электрооборудования судов МВИМУ, кандидат технических наук. Как са модеятельный автор он не раз пока зывал свои работы на различных вы ставках, в том числе организованных совместно с профессионалами. В про шлом году стал участником Всесоюз ной выставки народного творчества, посвященной 70-летню Октября. И все же нынешняя экспозиция — событие в жизни художника: это его первая персональная выставка. Посе тители увидят более пятидесяти ра бот, в основном акварелей. Многие пейзажи написаны автором с натуры, например, «Остров Надежды». Свин цово-холодное море, хмурые, -непри ветливые скалы, тяжелое, нависшее над ними небо. Золотая кайма сол нечного света, обрамляющая тучи, лишь усиливает напряженность, со здает ощущение тревоги. И какими трогательно-беззащитными выглядят на этом фоне два небольших рыбац ких суденышка... А вот, словно с противовес могучей, дикой красоте Севера, — «Березовая аллея» в Лу неве под Костромой. Светлая, радо стная природа Поволжья... Впрочем, пытаться рассказать о картинах — занятие довольно небла годарное. Тем более что интереснее зайти в областную научную библиоте ку и самому их оценить. Мы же да вайте поближе познакомимся с авто ром. «Не позволяй’ душе Н АУМ ВЛАДИМИРОВИЧ, вы преподаете в морском вузе. Считаете ли себя моряком? — Видите ли, я закончил это учи лище в пятьдесят восьмом году и затем плавал штурманом в траловом флоте. Но работа судоводителя меня не удовлетворяла. Хотелось занимать ся более творческим трудом, а тог- , да... Тралы были донные, штурман в *процессе лова почти не участвовал. Теперь тралы пелагические, управ лять ими сложнее, нужен маневр. То есть появился элемент творчества. Но это теперь. А я отплавал четыре года и поступил в Северо-Западный заочный политехнический институт, получил специальность инженера по автоматике. Считаю, что автоматика — специальность будущего. Курсан ты с увлечением занимаются этой на укой, мы вместе пытаемся решить проблемы автоматизации производст- : венных процессов судовых энергети ческих установок... Впрочем, я с мо рем не порвал окончательно. Руково дил практикой курсантов, и многие мои пейзажи навеяны впечатлениями от этих встреч с морем. — Морская, рыбацкая тема для вас не единственная и, видимо, не главная. Судя по вашим работам, вы очень любите писать среднерусские пейзажи, натюрморты. Не оттого ли, что мы здесь, на Севере, в какой-то мере обделены красотой? — Нисколько не обделены! Надо уметь видеть, уметь вглядеться. Мо ре, пальмы и песок — это слишком банальное представление о красоте. Красота — в повседневности, и чело век, который видит праздник будней, живет счастливо. Я люблю писать се верную природу ничуть не меньше, чем природу, скажем, средней поло сы. — Кстати, география ваших пей зажей очень широка: Поволжье, Дон, Карелия, Прибалтика, Кавказ, Нечер ноземье... Путешествия — это тоже ваше увлечение? — Да, люблю поездить, посмот реть новые места. Как-то даже путе шествовал на плотах, на лодках по рекам. И, конечно, всегда со мной этюдник, чтобы потом увиденное мною могли увидеть и другие. А во обще, если говорить об увлечениях... Зимним плаваньем с женой увлек лись, «моржуемся». Соревнования по этому виду спорта были включены в программу Праздника Севера, и мы тоже в них участвовали. Люблю чи тать. Музыку — классическую осо бенно, из современных — Петрова, Никитиных. Ну и живопись, конечно, — как зритель. — Как вы относитесь к современ ному искусству? Справедливо ли мне ние, что авангардистские тенденции — это, наверное, касается и музыки, н литературы, н театра — сделали его недоступным для понимания большинства публики? — Почему-то многие считают, что критерием совершенства произведе ния является близость его к класси ческим образцам. А наши советские художники, мол, то скучные, то, на« оборот, чересчур заумные, непонят ные. Это ошибочная точка зрения. Существует, скажем, Лев Толстой, вершина литературы. Но изменилось время, изменились язык, стилистика. И когда появился Маяковский, ска жем, он тоже вызывал раздражение, непонимание, оттого что искал в жиз ни и использовал новые выразитель ные средства. Так и в живописи. Не возможно сегодня писать так, как писали передвижники. Это естествен но... Искусство постоянно развивает ся, и у нас много по-настоящему больших художников, интересных, своеобразных, в том числе и среди мурманских мастеров. Николай Ми хайлович Морозов, к примеру, Ана толий Александрович Сергиенкб, Владимир Борисович Чернов... Да многие! — В чем же причина такой нашей эстетической необразованности, как вам кажется? — Самая главная причина — ду шевная лень. Хотим, чтобы все да валось легко, в том числе и удоволь ствие. Разумеется, песенка с прими тивным мотивчиком и элементарным текстом воспринимается легче, чем серьезная вещь, которая требует раз думий, душевной работы. Телевиде ние и радио, на мой взгляд, зачастую, стараясь удовлетворить невзыска тельные интересы, вносят свою леп ту в воспитание у народа безвкусицы и этой самой душевной лени. А душа обязана трудиться. Не мною сказано, но полностью под этим подпишусь. Беседу вела Т. МЕДВЕДОВСКАЯ. «Под скальпелем природы и искусства» Встречи на промысле За тринадцать лет работы во ^ о т е у меня сложилось мнение, Ж> те редкие концертные брига ды, которые прибывают к м оря кам на промысел, частенько но сят характер «шабашек». Мол, ры бакам не до серьезного искусст ва, им нужно чего-нибудь попро ще, чтобы головы не перетруж- ; дали. А недавно у нас, экипажа ТР «Константин Ольшанский», случи- : лась встреча, которая полностью опровергла подобное представле ние. В короткий рейс вместе с нами вышли три артиста «Мос- концерта»: чтец Владимир Ф омен ко, ранее длительное время ра ботавший в театре на Таганке, пе вец Василий Саенко, выступавший на сцене Днепропетровского оперного и год стажировавшийся в Большом театре, и лауреат Все российского конкурса пианист Александр Заварнов. Пересажи ваясь с транспорта на плавбазы и промысловики, они давали кон церты для рыбаков. Но больше всех повезло, конечно, нашему экипажу. ^ Н е см о т р я на напряженную ра боту, мы несколько раз собира РЫБНЫЙМУРМАН лись в кают-компании на встре чи 6 артистами, которые привезли с собой — подчеркну это — до вольно серьезную программу. И встречи проходили с успехом. Хотя поначалу не все было глад ко: и море, конечно, дало знать о себе непривычным к качке лю дям, и не сразу поверили они в нас как в слушателей. Мы, со своей стороны, пришли на пер вый концерт больше из любопыт ства. . Саенко обладает очень краси вым, сильным голосом, но спел он в тот раз, пожалуй, без огонь ка. Заварнову хватило одной вир туозной техники. Фоменко расска зал о замечательном русском по эте Николае Рубцове, прочитал его стихотворения. Концерт за кончился, но никто не расходил ся. Зазязался разговор: рыбаки высказывали свои мнения, арти сты делились планами, и посте пенно исчезал разделяющий нас барьер, возникло то человечес кое доверие, без которого мерт вым останется самое высокое ис кусство. Затем было еще несколько ве черов. Сложилась даже постоян ная аудитория — человек 25—30. А это, если учесть тех, кто стоял на вахте, — практически полови на экипажа. Владимир Фоменко и Алек сандр Заварнов показали нам свою новую работу — это была премьера — литературно-музы кальную композицию по роману Гюго «Отверженные». Я уверен, что композицию ждет большой успех: артисты глубоко затрони- ли в ней, быть может. самую больную сейчас проблему — со вести и душевной доброты. А последняя встреча стала тем маленьким волшебством, которо го мы и ждем от искусства. Позд нее наши гости признались: «Труднее всего выступать перед своими». А мы за несколько ве- через, проведенных 8 самом тес ном общении, глаза в глаза, дей ствительно стали друг для друга своими. Волнение, с которым вы шли артисты, невольно переда лось и нам, слушателям, и весь вечер прошел на самой высокой ноте. Были ли это арии из знаме нитых оперетт или старинные рус ские романсы — Василий Саенко не просто пел, а создавал живые, высокие образы. Взволновал всех отрывок из «Царь-рыбы» Астафь ева и очень интересным оказался рассказ о личных встречах Влади мира Фоменко с большим совет ским писателем. А когда за ф о р тепьяно сел Александр Заварнов, нас захватил Рахманинов и щемя щую грусть навеял Шопен. Не было в кают-компании б ез участных зрителей — это чита лось по глазам. Ведь за эти не сколько встреч многие из нас впервые открыли для себя уди вительный мир вечного искусства, впервые услышали, как звучит живая, а не просеянная сквозь сито репродуктора классическая музыка. И потом еще долго си дели мы и говорили... Говорили о том, что вот работаем, спим, едим, а таких светлых минут, которые наполняют жизнь смыслом, — до обидного мало нам выпадает. Почему? Конечно, есть тому и экономические причины. Ясно, что невозможно превратить каж дое судно в филиал филармонии. Но играет тут роль и сложившее ся мнение о невысоких, упрощен ных духовных потребностях рыба ков, которое я приводил в нача ле. В противовес ему скажу вот что. Как раз работа вдалеке от берега с его бытовой суетой, как раз изолированность оставля ют нам достаточно времени на раздумья, осмысление прожито го... Думать ведь не запретишь '— даже во время работы. Вот толь ко духовной пищи для таких ра з думий маловато. И все уходит в байки, треп, самоедство... Так пусть же чаще едут к на]м люди, умеющие полнокровно др- нести до слушателей красоту му зыки, человеческого голоса, ху дожественного слоза! Хочу при вести здесь строки Николая Гу милева: : «Под скальпелем природы и искусства Кричит наш дух, изнемогает плоть, Рождая орган для шестого чувства». Вот только когда в следующей раз случится в м оре встреча, Ко торая заставит вспомнить эти сло ва?.. В. АЗАРОВ, матрос управления «Севрыб- холодфяот». 8 мая I98B года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz