Рыбный Мурман. 1988 г. Май.
1 0 екое ~ олизкое Э ТОГО ШИРОКОГО В ПЛЕЧАХ, среднего роста человека, крепыша, как говорят в народе, знают многие мурманча не, портовики в особенности. Он уже на пенсии, но с родным предприятием — рыбным портом — связи не прерывает: с о стоит здесь ка партийном учете, встречается с коллективом, ко торому отдано, как пркнято говорить, двадцать шесть лет жиз ни. Ветеран, это видно: на его груди несколько рядов орден ских планок. Естественно, участник войны. Великой Отечествен ной. Но, сознайтесь, кто свободно «прочитает» по планкам, какие награды имеют ветераны! И к «расшифровал» их, лишь увидев ордена и медали Ф ед ора Евграфовича Швакова, так сказать, в натуре, когда довелось участвовать во встрече с вои нами Мурманского гарнизона. А услышав его рассказ, решил: об этом должны знать и наши читатели. \ на «товсь», но экипажи «щук* здесь так и не всту- -пили в боевой контакт с врагом. В октябре вернулись в Полярный. После профилактического ремонта, в котором участво вали и сами подводники, — боевой поход. На этот раз — на запад. Вскоре — пер вая победа: потопили транс порт. Мотористов об этом, как и других моряков «изве стил» сначала взрыв, а по том и голос командира по отсекам. Атаковали в над водном положении. Впервые за войну, а это было в кон це декабря сорок первого, командир «Щ-404» Влади- '-' уу ' : *•}/ Победа и смерть — на всех одна Да, и победа, и гибель для подводников — одна на весь экипаж. Таков неумолимый, жестокий закон войны. И по тому эти люди так сплочён ны, так мастерски владеют боевой техникой и оружием — в этом залог успеха. Всег да — в бою, в мирное вре мя. А Федору Швакову, моло дому тогда парню из Архан гельской области, довелось служить до войны и после нее. И все на одной лодке — «Щ-404». Почти десять лет, включая войну, год которой за три считают официально. А если «но жизни» — ка кой мерой измерить сутки походов, в любую погоду, через минные поля, под глу бинными бомбами и угрозой потопления?.. Нет такой ме ры! Из семи парней из дерев ни Федор один попал на флот. — Какой из него моряк? — рассуждали земляки, — ближняя большая вода, Се верная Двина, в десяти ки лометрах... Но вопрос этот, вероятно, решился в пользу Федора потому, что он, окончив шко лу Ф ЗУ , полтора года слеса рил на лесозаводе под Ар хангельском — флоту нуж ны были мастеровые люди. На подлодках — особенно. Так он и стал североморцем в конце 1938 года. А вскоре — мотористом на «Щ-404». Правда, не сразу — специ альности его учили на «ра бочем месте». — До сих пор хорошо помню то время, — говорит Федор Евграфович. — Стар шина группы дизелистов Ва силий Викторович Ковалев, командир отделения Сергей Федорович Смирнов были хорошими специалистами, знаниями делились охотно. Отношение ко мне, новичку, как ко всем, — братское. Вот это слово — брат — и определяет саму суть под водников: жили и воевали одной семьей. Подводник Федор Шваков Гпуб,ИНЫ, мины и жажда жизни В предвоенные годы под водные лодки Северного фло та постоянно, сменяя друг друга, находились на пози ции. «Щ-404» 20 июня 1941 года вернулась в базу с оче редной такой вахты. На сле дующий день в Доме культу ры был вечер отдыха " под водников. И вдруг: «Боевая тревога!» Бегом на корабли. Не переодеваясь, конечно. Так, в выходной форме, на утро — в поход. Но куре на восток: поступил приказ двум лодкам — «Щ-404» и «Щ-403» — охранять вход в Белое море. О начале войны узнали вместе с приказом о походе. Обидно было — шли не в те квадраты, где несли дозор в мирное время, словно от вой ны уходили... Но приказ есть приказ: враг мог- высадить десант в любом месте, бло кировать подходы и портам Белого моря. А этого нельзя было допустить. День и ночь мир Алексеевич Иванов ско мандовал: «Пли!». Потом эта команда стала обычной в по ходах, а их было пятнадцать. Боевой счет — девять транс портов. «Щука» не раз оказыва лась в жесточайших перепле тах. Сторожевики врага за брасывали подлодку глубин ными бомбами, атаковали ее самолеты и эсминцы. В. А. Иванов одним из первых командиров лодок освоил прием ухода из-под глубин ных бомб — направлял «Щ-404» ...на минное поле. Опасность, конечно, и здесь подстерегала подводников. Федор Евграфович скрежет минрепов по корпусу лодки и ч^годня, как наяву, слы шит. — Фашисты нас объявили потопленными, — говорит он. — А узнали мы об этом от разведчиков. Приходилось их не раз высаживать и сни мать. Однажды они газету немецкую прихватили, где черным по белому сказано: утопили! День и время суток указаны. Да, в переплет мы попали именно в это время — фрицы свою «работу» точно зафиксировали. Было такое — лучше не вспоми нать. Но жажда жизни, по множенная на умение сде лать и невозможное, спасла нас. В атаку шел моряк не за награды Так можно сказать, немно го переиначив слова извест ной песни о североморцах. Первым орден на «Щ-404» получил за участие в бою электрик Мефодий Алексее вич Трофименко. И случи лось это не на борту лодки, а... в отпуске. Отпуск для штурмана «Щ-404» лейтенанта Бродец- кого, командира отделения электриков Рыбакова и электрика Трофименко на чался в мае. А тут война — надо на свой корабль вер нуться. Как? Выпала оказия — на восток шел небольшой караван ЭПРОНа. А именно там, как уже было сказано, несла дозор их «щука»... О подвиге моряков «Пас сата» мурманчане наслыша ны. Но*вот какая подроб ность... 13 июля 1941 года СКР «Пассат» (бывший РТ-102 «Валерий Чкалов») сопро вождал РТ-67 и РТ-32, кото рые шли с понтонами на буксире. В районе острова Харлов ночью после 3-х ча сов их атаковали эсминцы. С первых же залпов траулеры получили сильные поврежде ния. Бой был неравным. Экипаж сторожевика стре мился прикрыть свой отряд, но и сам был расстрелян снарядами врага. Моряки с «Щ-404» с первых минут этого жестокого поединка помогали пассатовцам. Ме фодий Трофименко сначала подавал снаряды, а когда у орудия остался один комен дор Борис Моцель, стал с ним рядом. Так вдвоем они и вели огонь до последней ми нуты. Вдвоем и в живых осталась после четырехчасо вой купели в холодной воде летнего моря. На «Щ-404» Мефодий вернулся один, уже после госпиталя. Бродецкий и Рыбаков погибли. За этот бой Мефодию Алексеевичу и был вручен орден Красной Звезды. Высокими наградами за ратный труд отмечены мно гие моряки «щуки», на кото рой воевал Ф. Е. Шваков. А на его груди ордена Отечест венной войны и Боевого Красного Знамени, медали: Нахимова, «З а оборону Со ветского Заполярья», «З а победу над Германией» и другие. * Федор Евграфович о себе говорит скупо. Да, мотори сты делали все, чтобы лодка всегда имела ход, дизели «молотили» исправно, заряд ка аккумуляторных батарей обеспечивалась... Как будто ничего особенного — рабо та, и все тут. Да, но какая работа, в каких условиях! А во время ремонта? Бомбеж ки. Прицельные — по такой важной цели. Материалов, инструмента — все в обрез, усталось с ног валила. Бы ли случаи, когда лодка у причала и на слипе судоре монтного завода получала повреждение похлеще, чем в походе... Это что — все выдержали. А вот ребята, рискуя жизнью, спасали и лю дей, и лодку. Взять подвиг — по-друго му не назовешь — торпеди ста Сергея Камышева. В сен тябре сорок третьего потопи ли транспорт, затем танкер. Танкеров было два, поэтому дали залп из всех четырех носовых аппаратов. Услыша ли два взрыва, а торпед вы шло... три: одна застряла, высунувшись наполовину. Но она приняла боевое положе ние. Взрыв одной глубинной бомбы поблизости — и ко нец! К счастью, немцы лод ку не обнаружили. Чтобы избежать встречи с траль щиками и сторожевиками врага, пошли через минное поле. Но попади минреп между торпедой и корпу сом... И этого не произошло — есть везение на войне! Потом всплывали, ныряли — то эсминец, то катер побли зости! — под утро, почти при разряженных батареях, к своему берегу подошли. И тут Сергея вызвал командир. А Камышев — опытный торпедист и человек не сла бак — понимал: случись на лет — лодка уйдет на глуби ну без него. Одев легково долазный костюм, он ныр нул. Те десять-пятнадцать минут, что потребовались ему для удаления из торпеды ударника, показались вечно стью. Но дело сделано! И тут же два фашистских са молета... Опоздали — лодка вовремя нырнула. Награди ли Сергея, конечно, но пого варивали в дивизионе: к. Ге рою представляли... И такое на войне случалось: - кто-то этому представлению «пере крыл кислород». Главная награда «щука- рям» — лодка и экипаш прошли все испытания и встретили Победу. Только «Щ-404» да одна «малютка» — вот и все, что осталось от довоенного состава подлодок Северного флота. Указом Президиума Вер ховного Совета СССР от 24 июля 1943 года «Щ-404» вместе со «Щ-403» и вся бригада подводных ло док была отмечена орденами Красного Знамени. Ровесник Великого Октября Расстался Федор Шваков со своей Краснознаменной счастливой «щукой» в де кабре сорок восьмого. Съез дил домой. Потом полтора года — в учебно-курсовом комбинате. Ходил на трауле рах механиком, но потянуло на берег. И с 1952-го по де- ^ кабрь 1977-го был портови-^ ком: групповым, сменным, старшим инженером в меха низации. Стеллинги (о них молодежь даже представле ния не имеет), портальные краны и колесная техника разных типов — это все оказалось на попечении быв шего подводника. Справлял ся, кое-что совершенствовал. А если говорить об автори тете в коллективе, то вот красноречивый факт: был 14 лет секретарем парторганиза ции, неосвобожденным — то есть с двойной нагрузкой. Тоже справлялся. За вось мую пятилетку — орден Ок тябрьской Революции. Какое совпадение: Федор Евграфо вич — ровесник Октября. Достойный ровесник! П. БЫСТРОУМОВ. НА СНИМКАХ: Ф. Е. Шва ков сегодня и в 1942 году. Ф от о В. КОРЕЦКОГО и из личного архива Ф . Е. Швако- f 6 мая 198 года рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz