Рыбный Мурман. 1988 г. Март.

После Дней открытого письма в порту Еа Прошли Дни открытого письма в рыбном порту. 3 конце декабря прошлого года состоялась заключи­ тельная ;встреча ,“ которая транслировалась по ' те­ левидению..- •. , Но и через д е з месяца людей продолжают волно­ вать те же проблемы. Звонит телефон. Идут письма. 3 редакцию приходят работники порта, не удовлетво­ ренные ответами на их вопросы. Не удовлетворенные и предпринятыми по их жалобам мерами. По-канцелярски безлики ответы: «На ваш № ... от­ вечает», либо: «Факты, изложенные в статье, подтвер­ дились (частично подтвердились)». Одна, вторая..; де­ сятая бумага. И все — точно из морозильной камеры. Холодом от них веет. Внешние формальности соблю­ дены. Посланы запросы — получены ответы. А пуб­ ликовать их в газете неудобно. Потому как при всей виртуозности исполнения в них нет одного — практи­ ческой помощи. Есть видимость внимательности к людям. Видимость бурной деятельности. Дела нет. Кто-то когда-то две пятилетки назад издал приказ о временном переводе зэзедующих общежитиями на шестиднезку в сзязи с производственной необходи­ мостью. По-видимому; для того чтобы еще бдитель­ ней зрить за нравственностью «проживающего кон­ тингента». И до того остроту зрения раззили, что иной раз ни муж к жене а общежитие не мог пробиться, ни жена к мужу. Заведующая общежитием № 1 Г. А. Потапова обра­ тилась а редакцию: нельзя ли перевести заведующих на пятиднезку? Резоны приводились убедительные: и без ее администраторского ока а общежитиях круг­ лосуточное дежурство, плюс к тому и воспитатели до позднего вечера работают. Взять бы да и отменить тот временный приказ. Од­ нако слишком это было бы просто. Слишком прямо­ линейно. Бюрократического лабиринта не получается. Так что уж иззольте з лабиринт. «Тов. Бажуковсй Р. Н. (для сведения —' зав. общ. № 1, 2, 3, 4). ...Администрация и базовый комитет профсоюза пор­ т а не видят необходимости изменять вам режим ра­ боты... 9 апреля 1979 года». «Тов. Недошивиной Н. С. (для сведения зав. общежи­ тиями). Администрация и базовый комитет профсоюза, вни­ мательно рассмотрев ваше заявление, не считают воз­ можным изменять режим работы работников обще­ житий... 19 февраля 1982 года». «Зав. общежитиями т т . Чуниной В. А., Студеникиной J1. И., Недошивиной Н. С., Олейниковой А. И., Слани- ной О. М. ...В общежитиях порта сложный контингент рабочих, поэтому предоставить вам два сыхсдных Дня не пред­ ставляется возможным... 11 января 1985 года». У начальника ЖКО рыбного порта В. Д. Смирновой, отмечает газета «Полярная правда» 23 марта 1986 года, неизменно громкий, командный голос: — Как работали, так и будете работать. Голос-то у Валерии Дмитриевны и теперь по-преж­ нему громкий, командный, но ответить на публика- цию в газете ей даже шепотом не захотелось. Редак­ ция внсзь была вынуждена обратиться к теме в кор­ респонденции «Безо 1 :зет(стзен)ность». Еще через пол­ тора месяца В. Д. Смирнова «смилостивилась»: «Вопрос о переводе администрации общежитий на пя ­ тидневную рабочую неделю передан на рассмотрение совета трудового ноллентива порта. Ответ будет дан дополнительно». «Я устала ходить по инстанциям, просить , как нищая, чтобы т . Смирнова выполняла свой рабочий долг и обя­ занности ... Мутная эпоха круговых отписок-отговорок канула с лету». Это — выдержка из многостраничного письма-испо­ веди ветерана труда В. П. Линчезской, датированного февралем нынешнего года. Не канула, Валентина Петровна, пора отписок s лету. Пока не канула. После длительного застоя надо вновь учиться ходить. Научимся. 2. Тень на плетень 85 человек подписались под письмом в редакцию, которое было опубликовано под заголовком «Нор­ мы — сверх, зарплата — аниз». Глядя а объектив телекамеры, заместитель началь­ ника порта по экономическим вопросам Н. Н. Угрю­ мев дал такой отзет: — В июне такое же письмо было направлено з об­ ком партии... Празда, подписей тогда было 80. Сей­ час — 85. Из отпусков пришли. Верх легкомыслия? Беспечность? Люди многомесяч­ но носят в себе боль, наконец, она аырывается нару­ жу, докеры стазят острые вопросы, ждут прямого, честного разговора. И дождались... Если даже они бы­ ли неправы, тем более доверительная, откровенная беседа, обстоятельные объяснения не дали бы зреть нарыву. Более обстоятельный отзет пришел в редакцию, но, думается , некоторые дез оды этого ответа з ком­ ментарии нуждаются. «...Если в 1980 году в порту насчитывалось 196 элек ­ тропогрузчиков , то на 1 янЕаря 1988 года их было 281... В результате внедрения новой перэгрузочной техники и сокращения численности портовых рабочих произ­ водительность труда в 1987 году по отношению к 1986 году составила 106,9 процента...». В результате ли анедрения незой техники зыросла производительность? Есть на этот счет сомнения. И вот почему. Сколько бы погрузчиков ни раскатывало по территории порта, их □ транспортные рефрижераторы грузоподъемностью в 4 тысячи тонн и в большие мо­ розильные траулеры (не говоря уж о «маломерках») не опустишь. То есть схед^а проста: пять человек в трюме работают по принципу «кнопку нажал — спи­ на мокрая», пять в вагоне, плюс сигнальщик и кра­ новщик. Таксз состав звена.' : Нормы же с 1974 года пересматривались четыреж­ ды и выросли по БМРТ с 78 тонн на ззено до 101 тонны. На транспортных рефрижераторах — со 115 до 132 тонн. Итак, а трюме «горбатятся» вручную, а по рампе электропогрузчики вынуждены «летзть» с не­ дозволенной скоростью. Дабы вложиться .в нормативы. И даже если з трюме ведется механизированная погрузка (на больших «тээрах»),. т с сколько времени носятся- докеры со стальными • листами, чтобы засте­ лить проломленные . решетки в наших изрядно потре­ панных «пароходах». Иначе погрузчики могут про­ валиться. Сейчас на обозрение вывешены нозые норматизы. На будущее... Согласно им, докер' должен за 6 часов чистого зремени перегрузить 18 с лишним тонн. Зара­ ботает он при этом 6 рублей 90 копеек (без учета коэффициента и «полярок»). Поэтому и задумываются докеры : а надо ли им так «вкалывать», если по часовому тарифу, помахивая метлой на хозработах, они будут иметь за смену 5 руб­ лей 75 копеек? И не надо ложиться после душа на пол, чтобы вытянуть натруженный позвоночник. А поскольку мурманчане по стране путешествуют немало и знают, что почем и в Одессе , и в Калинин­ граде, то задумываются еще больше того. Потому как видят, что «на югах» докеры зарабатывают чуть разве поменьше. этот — Раньше, в 1984 году, все знали: одному докеру на смену приходилось 7,8 тонны. Сколько положено сей­ час — покрыто тайной, — недоумевают докеры. Со­ общат ли им об этом, ну, скажем, работники отрасле­ вого обкома профсоюза? Сдается, что нормы порой рассчитызаются на идз- альные условия, до которых нам еще, узы, тянуться и тянуться. А потому нужно быть очень внимательным, когда езое «против» высказывает один человек. Зна­ чит, в этом что-то есть. Но когда протиз — десятки людей, тогда в этом обязательно что-то есть. 3 . « Э т о г о не может быть...» «Потому что этого не может быть никогда», — так звучит концозка классического чеховского отрица­ ния. «В Германской Демократической Республике на ав ­ тобусных остановках безлюдно. Там дости гнута удиви­ тельная синхронность — народ подходит к остановке в одно и то же время с автобусом... Каждый имеет на р уках книжечку с расписанием движения транспорта на всех направлениях . Почему бы и нам не р а сп ро с три нить такие книжки?» Этот вопрос в порядке обсуждения был задан по нашему «горячему телефону». Какое там обсуждение? «Расписание городских автобусных маршрутов ме­ няется в среднем за год четыре раза: на зимний, лет ­ ний и межсезонный периоды. Поэтому обеспечение всех жителей города книжечками и расписанием движения автобусов по всем остановкам нереально». Так считает начальник автоколонны № 1118 В. Ф . Дзида. И — никаких. «Этого не может быть...» Полага­ ем, что и в ГДР до того как стал порядок, был сна­ чала беспорядок. И были проблемы. Которые при об­ суждении удалось решить. Удалось бы, наверное, срезать хотя бы вершину той горы проблем, которая называется материально- техническим снабжением. Об этом в ходе Дней от­ крытого письма были и ззонки, и письма, посещали редакцию «ходоки». Много нареканий на плохое снабжение, на плохие условия труда было с участка механизации 1-го грузо­ вого района. Не сгущу краски, если скажу, что условия труда не просто плохие, а угнетающие услсзия . Впро­ чем, вот некоторые факты. Участок механизации — без механизмов. Ззучит прямо-таки абсурдно, но это так. Не считать же за механизм полуиспразные тиски. Так что при ремонте все части автопогрузчи­ ков снимаются вручную. Здание — просто сарай. От снега спасает, но при понижении температуры из радиаторез приходится сливать воду. До рабочего места зачастую приходится добираться по крышам погрузчикоз. В буквальном смысле — не о перенос­ ном. Да чтобы расчистить это самое рабочее место, надо порой час-другой поманезрирозать техникой, иначе и снятое колесо некуда будет пристроить. Ког­ да поутру, перед работой, ася эта техника начинает чадить ядовитыми газами, тогда хоть противогаз на­ девай. Были случаи отравления бензинсзыми выхлопа­ ми. Вентиляция — нулезая. Гайку, болт, зз.тчасть — все надо «изыскивать». Будто они на улица валяются. Теперь-то ремонтников обнадеживают: потерпите, скоро будет нозое депо механизации. Но ведь сарай этот существует не один десяток лет. И смотрели на все это руководители порта. Но по-страусиному: «Этого не может быть...» Честное слово, мне удивительно одно — почему не поузоль- нялись еще рабочие с такого участка? Объясняют прозаично: призыкли и к делу своему, и к езоэму сараю. Из него — и на пенсию. По поводу запчастей заместитель начальника уп­ равления материально-технического снабжения А . В. Ельцин авторитетно разъясняет: «Заявки «Мурманскснабсбыт» обеспечивает не в пол­ ном объеме (почти в пять раз меньше). Металлорежу­ щие станнн Минрыбхоз выделяет только для объек­ тов капитального строительства ...» Грамотно разъяснено, с цифрами. И понять ситуа­ цию можно, поскольку и в целом по стране дело с запчастями, станками, инструментом попразляется медленно. Можно понять, но не идет из памяти случай, когда только из-за небрежности А . В. Ельцина лишился нуж­ ного станка трубопрозодный цех Мурманской судо- верфи. 4. Вопрос — отзет В почте Дней открытого письма есть и конструктив-- ные, деловые ответы. Но большая часть газеткой площади занята разбором отписок. Почему? Потому что, перестраивая экономику, перестраизая себя, надо в корне изменить и отношение к делезой переписке. Избавиться от чиновничьего бездушия. От канцеляр­ ской холодности. От попыток административного окри­ ка. От попыток «нажима». Надо, по-видимому, ме­ нять и тональность. Пусть это будет отзет-размышле- ние. Ответ-предложение. Ответ-диспут. В редакцию пишет третий помощник БУТС «Хаба­ ровск» С . А . Базансз: «По прямому эфиру прозвучала фраза о том, что в четырех подразделениях порта численность ИТР уменьшена на 17— 18 процентов. В каких подразделе­ ниях? Об этом ска з гно не было. У нас, в экспедици­ онном отряде аварийно-спасательных работ, вместо сокращения управленческого апп ара та произошло уве­ личение на два человека. Вот тебе и перестройка в порту». Отвечает заместитель начальника порта по кадрам Е. К. Мелькмн: «Одному человеку мы пошли навстречу: ему нем­ ного осталось доработать до пенсии. Второго специа ­ листа , честно говоря, нам пришлось взять «под дик­ товку» «Севрыбы». Выкручивание рук, как говорится, «имеет место быть». Но, замечу, в этом году порт переходит на новые условия оплаты труда . Согласно графику , экспедицион­ ный отряд аварийно-спасательных работ переводится с 1 октября . Пройдет значительное сокращение уп ­ равленцев. Предпочтение при аттестации будет от д ано молодым, перспективным специалистам. Уже работают с новых у с л о в и я х ко лле ктивы н а с . -rtTT- ционной камеры, 3-го грузового района, ПСМ «Кольская», портовой мастерской. На очереди энерго­ хозяйство . ремонтно-строительный цех, цех обслужи­ вания. С 1 июля перемены придут в 1-й и 2-й грузовые районы, в железнодорожный цех. А к 1 онтября э т у работу мы закончим». Ответ на вопрос о том, будет ли кабинет для ноза- тороз: «При переезде в 1988 году управленческого состава в новое здание появится возможность это т вопрос решить» . Отзет на публикацию «Тесно, тесно... еще тесней»: «Просьбы жильцов относительно установки ванн, жалобы насчет горячей воды приняты для исполнения. Перепланировка квартир производится за счет лик ­ видации печных стояков. Оставить проживать в квар­ тире после ремонта одну семью пока нет возмож­ ности: не х в а т а е т жилья». Прежде чем поставить точку, надо отметить воз­ росшую активность всех участников Дней открытого письма. Нет возможности опубликовать все выступле­ ния. Есть интересные мнения, предложения. Такое, к примеру. Какой резон иметь в Мурманске два порта: торговый и рыбный? Не лучше ли их объединить? Впрочем, надо все же ставить точку. Редакция благодарит всех участников Дней открытого письма. Спасибо. Дазайте этот мост «газета—читатель» держать в отменном порядке. В. МИЛЮТИН. 4 марта №8 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz