Рыбный Мурман. 1988 г. Март.
4 Хозяйственный механизм перестройки:. Обсуждаем проект О режиме рабочего времени и отдыха В РЕДАКЦИЮ поступили первые отклики на проект «Положения о режиме рабочего времени и времени отдыха плавсостава судов флота рыбной промышленности» («РМ » , № 7, 19 февраля).- Публикуем некоторые из них. Не забыть капитана Предлагаю пункт 8 несколь ко расширить и записать в таком виде: «При стоянке суд на в порту капитан устанавли вает стояночные судовые вах ты, при групповой стоянке су дов в порту допускается не сение вахты только на одном (дежурном) судне» и далее по тексту. Никакой информации не не сет -пункт 9, более того, он может вызвать впоследствии много неразберихи. Предла гаю конкретную формулиров ку: «При стоянке судов в пор тах, в портопунктах, на рыб ных предприятиях, на рей де...» и далее по тексту. Очень слабое место s поло жении пункт 10, где гозорится, что во время стоянки судна в порту или на рейде в зависи мости от условий стоянки ка питан может оставлять на суд не во внеурочное время из числа лиц командного и рядо вого плавсостава отдельных членов экипажа для обеспече ния безопасности судна, но не более 1/3 экипажа, а при сто янке на незащищенном рейде — 2/3 экипажа вместе с су довой вахтой. Это может вы звать разное понимание в раз личных инстанциях с вытекаю щими отсюда последствиями. Согласитесь, что понятие «не более 1/3 (2/3) — это цифро вой - ряд от нуля до 1/3 (2/3). Капитан будет считать, что ему надо иметь 50 человек на суд не, а отдел труда и заработ ной платы станет препятство вать оплате этому количестзу людей, мол, достаточно было держать 10 моряков. Или дру гая ситуация. Капитан оставит 5 человек, а портнадзору и 40 покажется мало... А за сим видится понижение в должно сти, лишение диплома и т. д . Непонятно также, от какого экипажа считать одну или две трети? Ведь одно и то же суд но, например, плавбаза, мо жет в период эксплуатации иметь перегонный штат 30 че ловек, а на промысле — 300, БМРТ типа «Алтай», соответст венно, 30 и 100. Представьте, что стоят на внешнем рейде два «Алтая». У одного экипаж перегонный, у другого — промысловый. Значит, на первом останется 20 человек (дзе трети), на вто ром — 67. Зачем, спрашива ется, такая перестрахсзка по следнему судну? Ведь это язный перерасход фонда за работной платы, к тому же та кое количество людей будет только мешать и едва ли уси лит безопасность. Вот почему предлагаю ис числение 1/3 и 2/3 экипажа для всех судов утвердить от одного критерия — на период перегона. Формулировка пункта 10 должна стать такой: «В зависи мости от условий стоянки суд на капитан может оставлять на борту во внеурочное время из числа лиц командного и рядо вого состава отдельных чле нов экипажа для обеспечения безопасности судна: во вре мя стоянки судна в порту не более 1/3 экипажа, а при сто янке на защищенном рейде — не менее 1/3 экипажа и на незащищенном рейде не ме нее 2/3 экипажа. Одна треть и две трети включают судовую вахту и исчисляются от штата перегонных команд». В пункте 16 надо восстано вить хоть как-то социальную справедливость по отношению к капитанам. Все специалисты знают, что нет трудней этой должности в рыболозном фло те. И ни для кого не секрет, что в настоящее время они «мальчики для битья». Считаю необходимым установить ка питанам дополнительный от пуск за нахождение s море — не более 18 рабочих дней а год, а не 12, как для всех остальных членсз экипажа. К. ШАРОВ, работник объединения «Мурманрыбпром». ш выть с отт м и ? В пункте 21 положения идет речь о том, что несение вах ты (выполнение судовой рабо ты) в еженедельные дни отды ха и в праздничные дни в пе риод стоянки судоз в порту и на ремонте компенсируется в порядке, установленном КЗОТ РСФСР или других рес публик. По-моему, ссылка на КЗОТ неуместна, так как дать отгул моряку за счет резерва часто не представляется возможным. Здесь же, в пункте 21, надо четко указать, как быть с «двумя сутками отдыха после суточного дежурства» (цити рую пункт 9). А если работник не успевает их отгулять, ска жем, в ситуации, когда после суточного дежурстза назначен отход судна в море? Эти проблемы сейчас очень остры, и не стоит их перено сить з новое положение. С . с о к о л о з , старший механик БМРТ «Зе ленец» объединения «Мур манрыбпром». По закону справедливости В последние годы, годы де мократизации нашего общест ва, определенная часть экипа жей жизет ожиданием сущест венных изменений режима ра бочего времени на промысле. Под определенной частью, ко нечно же, следует понимать производственную команду судоз. Ведь посмотрите, что происходит в настоящее вре мя. Вопреки конституционным гарантиям о продолжительно сти рабочего времени, на промсудах для производствен ной команды установлен 12- часовой рабочий день. Каж дые сутки — интенсивный труд, а суток на промысле в обычном рейсе — 120—130, спим по 5 часоз. И никаких тебе дней отдыха. Побизаются все рекорды переработок в стране и, наверное, в мире. На вопрос о состоятельно сти такого положения □ ответ чаще всего слышим, мол, пе реработка вам оплачивается. Но, зо-перзых, эта оплата за нимает такую мизерную часть заработка, что не выплати ее — никто и не заметит. Во- вторых, никакие деньги не компенсируют человеку со кращение продолжительности жизни при такой интенсивной работе, а это — бесспорно. Хочу сказанное подтзердить фактами. Сравним труд , опла ту матроса и моториста. Ок лад у них почти одинаков. Однако моторист работает в сутки 8 часов, всего же за время промысла '120 суток к примеру) — 960 часов, допу стим, 30 раз по 3 часа был на подвахте. В итоге имеет 1050 часов. Матрос же трудится в полтора раза больше, неред ко 1440 часов, но получает зачастую меньше. Хотя здра вый смысл доказывает, что за работать он должен больше, хотя, повторю, при сложив шейся системе никакими день гами не компенсируешь поте рю здоровья. И вот вчитываемся в проект положения о режиме рабоче го времени и режиме отдыха. Никаких тут перемен нет! На оборот, 12-чзсозой рабочий день как бы узаконивается. Читаем пункт 5: «Максималь ная продолжительность рабо чего времени для каждого члена экипажа судна во зсех случаях не должна превышать 12 часоз в сутки». Вот каков «вклад» родного профсоюза в заботу о моряках! Считаю, что за счет перера ботки (разумеется, с соответ ствующей оплатой) надо да вать производственной коман де дни отдыха в море, на промысле. Хотя бы один раз в шесть дней должен быть пе рерыв по 14—16 часов, чтобы люди смогли привести в нор мальное состояние свои силы и психику. Такой график разработать весьма несложно. К примеру, давать отдохнуть двум матро сам с вахты (рыбцеха), а на подзахту приглашать лиц с 8- часовым рабочим днем (мо тористов). Остается только взяться, и дело пойдет. Вначале, конеч но же, будет много нарека ний с ° стороны, скажем, ма шинной команды, но со вре менем все поймут, что не мо жет советский человек строить свое благополучие за счет не справедливого режима работы, за счет товарищей по труду. О. МИРОНЕНКО, моряк. Молодежь Мораль ЭТОМ ЛИ «Генеральному директору объединения «Мурманская су доверфь Иванову Б. Д. от рабочих цеха № 6. Мы сообщаем о грубых нарушениях и халатном отноше нии к работе старшего нормировщика Н. С. Сучковой. При рассмотрении норм выработки и снижении тарифных ставок она обходится без созыва комиссии специалистов цеха. Объяснить, на основании каких документов брались исход ные данные при пересмотре норм и расценок, постоянно отка зывается, ссылаясь на свой опыт. Нам, судовым трубопроводчикам, приходится выполнять особо сложные и ответственные работы, на которые полно стью отсутствуют расценки. Сучкова пользуется нормами на похожие цеховые работы, где, естественно, выпадают «осо бые неудобства». Ей неоднократно указывалось мастерами, бригадирами и рабочими на несоответствие расценок выпол ненных работ с действительностью. В материалах Пленума ЦК КПСС отмечено, что все пере смотры расценок возможны только по окончании пятилетки. Переход на полный хозрасчет повлек за собой сокращение численности ПТР. Коллектив цеха возмущен тем, что пенсио нерку Сучкову оставляют, а на другую должность nepeeo&iT молодого специалиста Жигулину. Нас не устраивает Сучкова и как председатель цехкома. Она использует служебное положение в личных интересах: при распределении отпусков записывает себя постоянно на ле то. Груба в обращении с рабочими. На всех отчетно-перевы борных собраниях бросается в глаза явная подтасовка голо сов избирателей в пользу Сучковой. Все это нас глубоко воз мущает». Под этим письмом стоит 83 подписи. И ТАК, НАЛИЦО КОН ФЛИКТ . Попробуем в нем разобраться. Прежде всего кто она, «злой гений» цеха № 6? Сучкова Нина Степановна. В трубопроводном цехе тру дится уже 35 лет. Начинала учетчиком, заочно, без от рыва от производства, за кончила сначала техникум, а затем и финансово-эконо мический институт. (Согласи тесь, один этот факт многое говорит о ее характере.) Сем надцать лет возглавляла це ховую профсоюзную органи зацию. * А как считает сама Нина Степановна, почему рабочие «ополчились» на нее? — Людям плохого я ни когда не хотела и не делала. Почему же письмо появи лось? Да. сказала я недавно одному бригадиру, что зар а батывают они деньги нечест но... А у них на уме только деньги, только деньги... Р а з бираться ни в чем не хотят, сразу — в крик, да и как- иначе: ведь у многих даже полного среднего образова ния нет. Теперь рассмотрим п р^ъ- явленные обвинения. «ХалЗт- 4 мартаШ8 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz