Рыбный Мурман. 1988 г. Март.
> Фоторепортаж МУРМАНСК-47 , прием. — Слушаю. — «Отважный». Иду от восьмого причала судоверфи к четвертому. — Не подходите к 35-му причалу: там ведутся водо лазные работы. — Понял. — Мурманск-47, 1575-й. Иду на рейд, на якорь, с бук сиром. — Счастливой стоянки, 1575-й. — Понял. ...Круглые сутки, не зами рая ни на минуту, в простор ном зале службы управления движением судов «Обзор» звучат подобные диалоги дис петчеров службы и капита нов, вахтенных помощников. Десятки судов флотов рыб ной промышленности, морско го пароходства. «Арктикмор- нефтегазразведки». иност ранных государств, чей путь пролегает по Кольскому за ливу до нефтебазы и прича лов рыбного порта, постоям- КРУГОВОЙ «ОБЗОР» но находятся под наблюдени ем службы. Конечно, не весь Кольский залив «подчинен» «Обзору» , а от 1-го причала рыбного порта до этой грани цы суда ведут лоцманы ана логичной службы «Раскат» пароходства. Каким объемом информа ции владеет лоцман-опера тор? Обстановка на рейде, си ла течения в Кольском зали ве в эту минуту, гидрометео рологическая обстановка — температура воздуха, туман, осадки, малая вода — и еще множество аспектов безопас ного прохода по заливу и швартовки судов. Кроме то го: откуда и куда оно идет, всегда ласса- начало движения и время за крытия связи, нет ли у ка кого причала водолазных работ, на месте ли буи — все надо помнить, обо всем предупредить капитанов и диспетчера порта. Особое внимание уделяется проводке жирских катеров. В самое напряженное вре мя, часы пик — утром и в 17— 18 часов — нагрузка возрастает вдвое. А попро буй не уловить какое-то сло во в переговорах — может пойти совсем иная информа ция! Всю э т у напряженную рабо т у выполняют 13 лоцманов и 5 инженеров. Иван Федорович Трелевский, Александр Василь евич Хомяков, Александр Серге евич Тарасов, Юрий Леонидо вич Ботников, Валерий Ивано вич Кочетков и другие лоцма ны — опытнейшие специали сты. Многие работают здесь долгие годы и уже в эфире у з нают капитанов судов ло голо су. Повезло службе Й на инже неров: Николай Иванович Удо виченко, Владимир Петрович Цибин, Валерий Леонидович Гарников не только обслужива ют сложное техническое обору дование, но и постоянно усовер* шенствуют его. Например, Ва лерий Леонидович своими рука ми «связал» все УКВ-радио- станции в одну линию, причем по техническому исполнению его творение — на уровне луч ших мировых образцов. Службе 13 лет. Трудно со считать, сколько за эти го ды ее лоцманы провели су дов к причалам и вывели в море. Нелегко и вывести цифру экономической эффек тивности работы службы, ибо обеспечение безаварий ного плавания судов в столь опасном для судоводителей районе, каким является Коль ский залив, бесценно. И. БЕРЕЗЮК. //.4 СНИМКАХ: слева — на чальник службы управления движением судов Э. К. Гузен- ков: вверху — лоцманы-опгра- торы П. Ф. Трелевский и А. В. Хомяков. Фото В. КОРЕЦКОГО. ------ По закону морского братства . У БМРТ «Большевик» объединения «Мурманрыбпром» вы шел « з строя 'механизм изменения диага винта, то есть траулер дишялся хода. В таких случаях обычно вызывают буксир-спа сатель, чтобы привести аварийное £удно в порт. На этот раз поступили иначе. За буксировку взялся экипаж БМРТ «Петро заводск» «того же флота. * * * Недельный прогноз для района промысла, где находились оба траулера, был безрадостный: шторм, скорость ветра 17— 20 метров в секунду. Надо ли объяснять, как это осложнило и без того непростую операцию буксировки. А какую ответственность взял на себя каиигаи-директор «Петрозаводска» Николай Ива нович Быстров! Изготовили надежное крепление. Завели на аварийное суд но по две пары стальных «усов», мощный буксирный трос об вели вокруг надстройки, закрепили его стальными скобами на гаше, сделали капроновый амортизатор из двух капроновых кон цов окружностью 150 миллиметров каждый. Предусмотрели все до мелочей, мысленно «проиграли» всевозможные осложне ния, вплоть до вероятности буксировки в ураган. Кстати тако го рода крепления применены впервые. А в бухтах и проливах вели аварийное судно на коротком буксире, закрепленном на траловой лебедке. И если у буксира-спасателя запас прочносщ восьмикратный, здесь, как считает Н. И. Быстров, ш естикра^ ный. Опасность все равно была, и немалая. А как оценивает про исшедшее сам капитан «Петрозаводска»? — У меня 35 лет судоводительского стажа. — рассказыва ет Николай Иванович. — З а эти годы довелось испытать вся кое. Однажды через весь океан буксировал аварийный СРТ. На этот раз было время все просчитать и предпринять ме ры предосторожности, ведь мы как раз закончили рейс, спе шить некуда, а БМРТ «Большевик» и подавно: ремонт впере ди. Устроили совет: два капитана, два старпома, два боцмана. Знали, что оба судна загружены полностью, то есть остойчи вость достаточная. А люди у нас замечательные: старший помощник капитана А. А. Жищенко, мастер добычи В. С. Ракшин, боцман Б. В. Керский, матросы Ю . А. Копытов, Н. Н. Серебряков. A. It, Мындру, Н. А. Баланов. Что я могу сказать 0 них? Отважные, отчаянные и очень умелые ребята. Оба судна благополучно пришли в порт. 11,5 суток напря женного перехода позади. А нужен ли был этот риск? Ведь все флоты давно перечис лили деньги на содержание буксиров аварийно-спасательного от ряда судов рыбного порта, значит, пРовоДка аварийного трау лера была бы бесплатной, за исключением вознаграждения мо рякам спасателя. Но в «Мурмаирыбпроме» посчитали выгодней вариант, описанный нами. Дело в том, что буксир-спасатель обе спечивал работу группы судов в трех сутках хода от места ава рии. К тому же БМ РТ «Петрозаводск» не был «боевым» трау лером. у него закончились регистровые документы, и он рабо тал только на прием продукции. А БМ РТ «большевик» jgpe равно простоит в ожидании ремонта не .менее 50 суток. Бесспорно, рисковал Н. И. быстров. И если бы не богатей ший опыт капитана, его точнейший расчет, как знать, оправдал ся ли бы этот. риск-. Да, он был оправдан и экономически, и нравственно. Но чего он стоил капитану и экипажу? И. ВОЛКОВА. «Судят ли победителей?» Резонанс Всесоюзно» объединение рассмотрело опубликованную в «РМ» N* 5 от 5 февраля 1988 года реплику ч<Судят ли победителей!» Газета, с нашей точки зрения, совершенно правильно указывает на чрезмерную задержку Минрыбхозом СССР решения о сокра щении буферной зоны в районе работы промыслового флота в Центрально-Восточной Атлантике, что привело к снижению уло вов работавших там судов. Что касается нарушений судоводите лями рыбколхоза .«Ударник» Мурманского РКС тт. Сипцовым и Чулроеым границ указанной зоны и работы * н*й в ночное время без положенных навигационных и рыболовных огней, то это, бе зусловно, является недопустимым. Подобные безрассудные дей ствия могли привести к тяжелейшим последствиям, вплоть до ги бели судов и находящихся на них людей. Б. БЛАЖКО, 'председатель президиума Всесоюзного объединения рыболовецких колхозов. Маршрутами Синдбада-морехода -------------- Досье всезнайки * ♦Каждый может почувствовать себя Синдбадом», — обещает рек ламное объявление г. нувейтской газете «Араб тайме». Администра ция местного отеля САС зафрахтовала парусник «Аль-Газир» и у с т раивает морские прогулки для желающих приобщиться к славе ле гендарного моряка из *1000 и одной ночи». Затея оказалась удач ной: желающих провести несколько часов под парусами немало, т я г а к морю — неотъемлемая черта жителей Кувейта и других стран Персидского залива. Но тан было не всегда. Предки нынешних жителей этого неболь* tuoro арабского княжества, бедуины-скотоводы, появились на бере гах залива только в середине XVI I I века, изгнанные из глубинной Аравии годами за сух и войн. Аравийские кочевники обладали глу бокими знаниями в астрономии и географии. Опыт частых ночных переходов и ориентировки по звездам и Луне передавался от по коления к поколению. Веками выработанные на суше навигацион ные навыки помогли арабам ста ть непревзойденными мореплава телями . На парусных суденышках , способных плыть против вет* ра, прокаленные солнцем и солью, арабские капитаны плавали из Персидского залива в Индию и Восточную Африку , Собирательным образом отчаянных моряков стал знаменитый капитан из Басры Синдбад. Легендами оку тана жизнь другого прославленного море> плавателя , уроженца Рас-аль-Хаймы Ахмеда ибн-Маджида, который был лоцманом у Васко да Гамы. Морские перевозки, рыбная лов ля, добыча жемчуга и кораблестроение вплоть до середины наше , го столетия оставались основными занятиями арабов залива. Нр с появлением культивированного жемчуга, современных судов и особенно с началом нефтяного бума традиционные промыслы быст* ро пришли в упадон. Сейчас, похоже, они переживают второе рождение. Достаточно-* прогуляться по набережной Эль-Кувейта, чтобы убедиться в этом. И. КУЗНЕЦОВ, собкор АПН Эль-Кувейт. Безопасность мореплавания Оправданныйриск *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz