Рыбный Мурман. 1988 г. Март.

> Фоторепортаж МУРМАНСК-47 , прием. — Слушаю. — «Отважный». Иду от восьмого причала судоверфи к четвертому. — Не подходите к 35-му причалу: там ведутся водо­ лазные работы. — Понял. — Мурманск-47, 1575-й. Иду на рейд, на якорь, с бук­ сиром. — Счастливой стоянки, 1575-й. — Понял. ...Круглые сутки, не зами­ рая ни на минуту, в простор­ ном зале службы управления движением судов «Обзор» звучат подобные диалоги дис­ петчеров службы и капита­ нов, вахтенных помощников. Десятки судов флотов рыб­ ной промышленности, морско­ го пароходства. «Арктикмор- нефтегазразведки». иност­ ранных государств, чей путь пролегает по Кольскому за ­ ливу до нефтебазы и прича­ лов рыбного порта, постоям- КРУГОВОЙ «ОБЗОР» но находятся под наблюдени­ ем службы. Конечно, не весь Кольский залив «подчинен» «Обзору» , а от 1-го причала рыбного порта до этой грани­ цы суда ведут лоцманы ана­ логичной службы «Раскат» пароходства. Каким объемом информа­ ции владеет лоцман-опера­ тор? Обстановка на рейде, си­ ла течения в Кольском зали­ ве в эту минуту, гидрометео­ рологическая обстановка — температура воздуха, туман, осадки, малая вода — и еще множество аспектов безопас­ ного прохода по заливу и швартовки судов. Кроме то­ го: откуда и куда оно идет, всегда ласса- начало движения и время за­ крытия связи, нет ли у ка­ кого причала водолазных работ, на месте ли буи — все надо помнить, обо всем предупредить капитанов и диспетчера порта. Особое внимание уделяется проводке жирских катеров. В самое напряженное вре­ мя, часы пик — утром и в 17— 18 часов — нагрузка возрастает вдвое. А попро­ буй не уловить какое-то сло­ во в переговорах — может пойти совсем иная информа­ ция! Всю э т у напряженную рабо­ т у выполняют 13 лоцманов и 5 инженеров. Иван Федорович Трелевский, Александр Василь­ евич Хомяков, Александр Серге­ евич Тарасов, Юрий Леонидо­ вич Ботников, Валерий Ивано­ вич Кочетков и другие лоцма­ ны — опытнейшие специали­ сты. Многие работают здесь долгие годы и уже в эфире у з ­ нают капитанов судов ло голо­ су. Повезло службе Й на инже­ неров: Николай Иванович Удо­ виченко, Владимир Петрович Цибин, Валерий Леонидович Гарников не только обслужива­ ют сложное техническое обору­ дование, но и постоянно усовер* шенствуют его. Например, Ва­ лерий Леонидович своими рука ­ ми «связал» все УКВ-радио- станции в одну линию, причем по техническому исполнению его творение — на уровне луч ­ ших мировых образцов. Службе 13 лет. Трудно со ­ считать, сколько за эти го­ ды ее лоцманы провели су­ дов к причалам и вывели в море. Нелегко и вывести цифру экономической эффек­ тивности работы службы, ибо обеспечение безаварий­ ного плавания судов в столь опасном для судоводителей районе, каким является Коль­ ский залив, бесценно. И. БЕРЕЗЮК. //.4 СНИМКАХ: слева — на­ чальник службы управления движением судов Э. К. Гузен- ков: вверху — лоцманы-опгра- торы П. Ф. Трелевский и А. В. Хомяков. Фото В. КОРЕЦКОГО. ------ По закону морского братства . У БМРТ «Большевик» объединения «Мурманрыбпром» вы­ шел « з строя 'механизм изменения диага винта, то есть траулер дишялся хода. В таких случаях обычно вызывают буксир-спа­ сатель, чтобы привести аварийное £удно в порт. На этот раз поступили иначе. За буксировку взялся экипаж БМРТ «Петро­ заводск» «того же флота. * * * Недельный прогноз для района промысла, где находились оба траулера, был безрадостный: шторм, скорость ветра 17— 20 метров в секунду. Надо ли объяснять, как это осложнило и без того непростую операцию буксировки. А какую ответственность взял на себя каиигаи-директор «Петрозаводска» Николай Ива­ нович Быстров! Изготовили надежное крепление. Завели на аварийное суд­ но по две пары стальных «усов», мощный буксирный трос об­ вели вокруг надстройки, закрепили его стальными скобами на гаше, сделали капроновый амортизатор из двух капроновых кон­ цов окружностью 150 миллиметров каждый. Предусмотрели все до мелочей, мысленно «проиграли» всевозможные осложне­ ния, вплоть до вероятности буксировки в ураган. Кстати тако­ го рода крепления применены впервые. А в бухтах и проливах вели аварийное судно на коротком буксире, закрепленном на траловой лебедке. И если у буксира-спасателя запас прочносщ восьмикратный, здесь, как считает Н. И. Быстров, ш естикра^ ный. Опасность все равно была, и немалая. А как оценивает про­ исшедшее сам капитан «Петрозаводска»? — У меня 35 лет судоводительского стажа. — рассказыва­ ет Николай Иванович. — З а эти годы довелось испытать вся­ кое. Однажды через весь океан буксировал аварийный СРТ. На этот раз было время все просчитать и предпринять ме­ ры предосторожности, ведь мы как раз закончили рейс, спе­ шить некуда, а БМРТ «Большевик» и подавно: ремонт впере­ ди. Устроили совет: два капитана, два старпома, два боцмана. Знали, что оба судна загружены полностью, то есть остойчи­ вость достаточная. А люди у нас замечательные: старший помощник капитана А. А. Жищенко, мастер добычи В. С. Ракшин, боцман Б. В. Керский, матросы Ю . А. Копытов, Н. Н. Серебряков. A. It, Мындру, Н. А. Баланов. Что я могу сказать 0 них? Отважные, отчаянные и очень умелые ребята. Оба судна благополучно пришли в порт. 11,5 суток напря­ женного перехода позади. А нужен ли был этот риск? Ведь все флоты давно перечис­ лили деньги на содержание буксиров аварийно-спасательного от­ ряда судов рыбного порта, значит, пРовоДка аварийного трау­ лера была бы бесплатной, за исключением вознаграждения мо­ рякам спасателя. Но в «Мурмаирыбпроме» посчитали выгодней вариант, описанный нами. Дело в том, что буксир-спасатель обе­ спечивал работу группы судов в трех сутках хода от места ава­ рии. К тому же БМ РТ «Петрозаводск» не был «боевым» трау­ лером. у него закончились регистровые документы, и он рабо­ тал только на прием продукции. А БМ РТ «большевик» jgpe равно простоит в ожидании ремонта не .менее 50 суток. Бесспорно, рисковал Н. И. быстров. И если бы не богатей­ ший опыт капитана, его точнейший расчет, как знать, оправдал­ ся ли бы этот. риск-. Да, он был оправдан и экономически, и нравственно. Но чего он стоил капитану и экипажу? И. ВОЛКОВА. «Судят ли победителей?» Резонанс Всесоюзно» объединение рассмотрело опубликованную в «РМ» N* 5 от 5 февраля 1988 года реплику ч<Судят ли победителей!» Газета, с нашей точки зрения, совершенно правильно указывает на чрезмерную задержку Минрыбхозом СССР решения о сокра­ щении буферной зоны в районе работы промыслового флота в Центрально-Восточной Атлантике, что привело к снижению уло­ вов работавших там судов. Что касается нарушений судоводите­ лями рыбколхоза .«Ударник» Мурманского РКС тт. Сипцовым и Чулроеым границ указанной зоны и работы * н*й в ночное время без положенных навигационных и рыболовных огней, то это, бе­ зусловно, является недопустимым. Подобные безрассудные дей­ ствия могли привести к тяжелейшим последствиям, вплоть до ги­ бели судов и находящихся на них людей. Б. БЛАЖКО, 'председатель президиума Всесоюзного объединения рыболовецких колхозов. Маршрутами Синдбада-морехода -------------- Досье всезнайки * ♦Каждый может почувствовать себя Синдбадом», — обещает рек­ ламное объявление г. нувейтской газете «Араб тайме». Администра­ ция местного отеля САС зафрахтовала парусник «Аль-Газир» и у с т ­ раивает морские прогулки для желающих приобщиться к славе ле­ гендарного моряка из *1000 и одной ночи». Затея оказалась удач­ ной: желающих провести несколько часов под парусами немало, т я ­ г а к морю — неотъемлемая черта жителей Кувейта и других стран Персидского залива. Но тан было не всегда. Предки нынешних жителей этого неболь* tuoro арабского княжества, бедуины-скотоводы, появились на бере­ гах залива только в середине XVI I I века, изгнанные из глубинной Аравии годами за сух и войн. Аравийские кочевники обладали глу ­ бокими знаниями в астрономии и географии. Опыт частых ночных переходов и ориентировки по звездам и Луне передавался от по­ коления к поколению. Веками выработанные на суше навигацион­ ные навыки помогли арабам ста ть непревзойденными мореплава­ телями . На парусных суденышках , способных плыть против вет* ра, прокаленные солнцем и солью, арабские капитаны плавали из Персидского залива в Индию и Восточную Африку , Собирательным образом отчаянных моряков стал знаменитый капитан из Басры Синдбад. Легендами оку тана жизнь другого прославленного море> плавателя , уроженца Рас-аль-Хаймы Ахмеда ибн-Маджида, который был лоцманом у Васко да Гамы. Морские перевозки, рыбная лов­ ля, добыча жемчуга и кораблестроение вплоть до середины наше , го столетия оставались основными занятиями арабов залива. Нр с появлением культивированного жемчуга, современных судов и особенно с началом нефтяного бума традиционные промыслы быст* ро пришли в упадон. Сейчас, похоже, они переживают второе рождение. Достаточно-* прогуляться по набережной Эль-Кувейта, чтобы убедиться в этом. И. КУЗНЕЦОВ, собкор АПН Эль-Кувейт. Безопасность мореплавания Оправданныйриск *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz