Рыбный Мурман. 1988 г. Март.

0 РЫБНЫЙМУРМАН Люди рыбацкого Севера ...Чаще всего вспоминают­ ся семидесятые годы. Поче­ му так, сам не знает, может, потому, что то была пора зрелости, пришел опыт рабо­ ты, сын Сережка уже учил­ ся я школе, и догоняла бра­ та маленькая Надюшка. В управлении его всегда счита­ ли хорошим специалистом, спокойным, рассудительным. Кроме всего прочего, он ^ принадлежит к той счастли- ~ вон категории людей, кото­ рые в одинаковой степени нравятся всем, умеют легко и незаметно благотворно вли­ ять на окружающих подчи­ ненных и начальников, дру­ зей и близких. II дело не столько в ровном, приятном характере, открытом друже­ любии, сколько в простоте и бесхитростных, достойных по­ мыслах, когда собственное «я» где-то далеко внутри спрятано за емким, значи­ мым «мы». Тогда, в начале 70-х, лета­ ли на маленьком вертоле­ те. Была у них в арен­ де флота такая неуклюжая, но симпатичная «стрекоза». Отправляясь на поиски кося­ ка, вертолет, как бы нехотя, покачиваясь, медленно от­ рывал свое тяжелое металли­ ческое пузо от палубы и, словно одумавшись, с радо­ стной трескотней устремлял­ ся высоко в небо. В небе все казалось возвышенным и светлым. Хрустальный небес- f 1 ВЫ С О ТЫ птичьего ^ полета море кажется бесконечным, а корабли кро­ шечными. После нескольких часов полета глаза преда­ тельски начинают туманить­ ся, а ноги наливаются тяже­ лой свинцовой усталостью. Но это он ощутит потом, ко­ гда заглохнет двигатель и вдруг оглушит тишина. Не вставая с кресла, он стянет с себя куртку, взъерошит при­ мятые волосы, достанет ви­ давший виды дорожный пор­ тфель и медленно пойдет к фюзеляжной двери. Дверь распахнется, непослушные ноги коснутся земли и — струя земного воздуха напол­ нит легкие, вскружит голо­ ву. Как будто вынырнул в жизнь? А на ум приходит всякая белиберда типа «в смокинг вштопорен, побрит что надо — вот показатель­ ный образ сотрудника Мини­ стерства гражданской авиа­ ции!» Где-то он слышал эту смешную фразу. нып купол даже хотелось по­ трогать руками, до того он был пронзительно чист и пре­ красен. Шум волн и крики чаек сюда не доносились. Оглушительный рев моторов й высота как бы напрочь от­ деляли от тех, кто был там, внизу, оставляя единствен­ ную живую ниточку — р а ­ диосвязь с землей. Ох, до чего же трудно привыкали рыбаки к новше­ ству. Чаще всего хитрили «басурманы»: уважительно выслушают авиаразведку, чинно поблагодарят за «на­ водку», переждут малость, а по привычке, втихаря, к де­ довскому способу возвраща­ ются: щупами, натренирован­ ной рукой ищут, рыбный КО­ СЯК со шлюпок, «на глазок» прикидывая, где заметы ста- Казалось, ловить — не пе­ реловить неисчислимое богат­ ство недр морских. Сверху виднее! Но с годами изрядно поубавились восторги по по­ воду нескончаемости даров наших морей и океанов. Ес­ ли прежде не успевали воз­ душные наблюдатели переда­ вать информацию на рыбац­ кие суда, то сейчас прихо­ дится скрупулезно и долго искать, искать, еще раз ис­ кать рыбу, ибо поистощились запасы, оскудели. Всем ми­ ром выгребли рыбешку за десятилетия, не думая о завтрашнем дне. Вот и мой­ ва исчезла, а скумбрия да всеми любимая тресочка все никак не дорастут до былых размеров. Не дают дорасти, войти в зрелость, набраться- сил для будущего рыбкиного А вокруг земного шарика где-то раз пятьдесят оберну­ лись, не меньше. Этой фотографии более двадцати лет. Николай Семе­ нович хранит ее в своем се­ менном архиве в намять о былых полетах промразвед­ ки. Крайний справа — Ка- люкин, рядом с ним Альберт Михайлович Муштаков, ко­ мандир самолета ДИ-2, и он сам, наставник* Калюкина, Семеныч. А второй слева — знаменитый «технарь» Саша Мироненко. Отчества его никто не припомнит, для всех он был просто Сашей, незаменимым самолетным техником. вить. Дескать, надежный, проверенный метод, не под­ ведут рыбачка нюх и обыч­ ный багор, а бог вас, летуны, знает, что вы там сверху узрели... Не доверяли летчи­ кам на первых порах, что и говорить, что было, то было. Позже, когда сама жизнь до­ казала практическую выгоду авиаразведки, до таких курь­ езов дело уже не доходило. Целиком полагались на мор­ ских «летунов». До семьдесят шестого года воздушные разведчики пере­ говаривались с рыбаками с помощью любопытной, хотя и примитивной штуки: суще­ ствовала в тогдашнем их летном хозяйстве специаль­ ная «тара» — деревянная бутылка, выдолбленная внут­ ри. Сунешь в отверстие ли­ сток с информацией, захлоп­ нешь плотно пробкой, привя­ жешь длинную ярко-красную ленточку и — пульк на во­ ду. Рыбаки подберут. Вым­ пелом назывался. Штук пять­ сот Калюкин их посбрасывал, в основном, конечно, над побережьем Баренцева моря. Больше всего промышля­ ли именно там. Искали мой­ ву, сельдь. Много ее было, рыбы. И не такой, как сей­ час. Такую мелюзгу в те времена привезти в порт зна­ чило опозориться на весь флот. „Подкрылом самолета... потомства. Ведь флотам ну­ жен план. Какой ценой?! «Вот прилетит самолет и все «расскажет». Где будем ловить, сколько и какую рыб­ ку», — со вздохом говорят рыбаки, ожидая прогноза. Помнится, напросился к ним в вертолет Михаил Ива­ нович Каргин, в те времена начальник управления «Сев- рыбхолодфлот». Уж больно ему хотелось самому посмот­ реть с высоты, как ведет се­ бя рыба. Адольф Петрович Болычев. тогдашний капитан плавбазы «Севрыба». еще пошутил: «Ну-ну! Каргин своим зычным голосом всю селедку распугает». Шутки шутками, но надо было видеть ликующее лицо Михаила Ивановича и слы­ шать его радостные возгласы, едва на водной глади показы­ валось огромное, расплываю­ щееся пятно идущего косяка. Зрелище, конечно, впечатля­ ло. Особенно новичков. Прав­ да, Каргин собственным не­ терпением здорово мешал авиаразведчикам наводить судно на место «рыбалки». Задача это непростая, требу­ ет особого внимания и коор­ динации действий связки «не­ бо — море». Спешка лишь портит все дело. — Не ищите героического там, где его нет, — усмех­ нувшись, отчаянно мотает го­ ловой Станислав Федорович. Моя специальность скромна и прозаична — бортоператор. Еще проще: ищу рыбу. По­ мимо визуального наблюде­ ния «собственным оком», есть специальные приборы, дающие целый комплекс не­ обходимой информации для ведения промысла не на авось, а наверняка. Иногда по 10 часов кру­ тимся ^ воздухе. Нелегко, ко­ нечно. Ведь не просто си­ дишь в кресле — работа­ ешь! В блистер высунешь­ ся (эта такой специальный пластиковый полушар), пока­ зания приборов снимешь, пе­ редашь по переговорной ру­ ководителю полета, опять высунешься, прикинешь, от­ метишь, сравнишь данные свои и приборов, за голову схватишься от расхождения (шутка, конечно, но и такое бывает), опять на приборы смотришь. Короче, напряжен­ ка на все «100» , хотя «под крылом самолета о чем-то поет» море, м оре , о котором сейчас наша служба узнает многое, благодаря современ­ ной технике. Радиометрия, авианаблюдение, аэрофото­ съемка и лазерная локация, составление гидрологических карт районов лова, причем безупречная, четкая радио­ связь с промысловиками — вот что такое ИЛ-18, наша летающая лаборатория «Сев- рыбпромразведки», обеспечи­ вающая высокое качество прогнозов. О таком ли мечталось прежде? 24 апреля 1959 года. С этой даты начался долгий путь Калюкина в авиаразвед­ ке. Пастапппком и учителем стал Николай Семенович оа- варннцын, в то время, пожа­ луй. первый п единственный летчик-наблюдатель «Севрыб- промразведки», сумевший в сжатые сроки из бывшего флотского служивого парень­ ка, абсолютно не переносив­ шего высоты, выкова гь клас­ сного специалиста авиараз­ ведки. Сын всеми уважаемого на флоте Федора Васильевича Калюкина стал морским р а з ­ ведчиком. Вторым после Се­ меныча, своего наставника. Калюкин-старший мог гор­ диться своим сыном. В шестьдесят третьем го­ ду судьба свела учителя и ученика под крышу Керчен­ ского учебного отряда, этого своеобразного «альма-матер», где школу знаний проходили «пионеры» авиаразведок всех промысловых флотов страны. С тех пор много воды утекло. Тысячи и тысячи километров налетали над морем. Калю­ кин как-то подсчитал: почти за четверть века — 924 вы­ лета (в 1983 году Николай Семенович Заварницын вы­ шел на пенсию). Л. ТАРТАКОВСКАЯ. В последнее время что-то он стал утомляться, хотя медкомиссию «пробегает» на одном дыхании, без всяких проволочек. А через год __ тридцатилетний юбилей его поисковой работы в иро.мраз­ ведке. «Господи, — думает он, — неужто три десятка отлетал?» И с удивлением смотрится в зеркало. Там — совершенно седой, сухоща­ вый мужчина. Про таких го­ ворят: «представительный товарищ». Он — это Станислав Ф е ­ дорович Калюкин, инженер лаборатории авиаразведки управления «Севрыбпромраз- ведка». Вообще-то название их «фирмы» длинное: лабо- дп ат орн я технических методов и средств авиаразведки. С о ­ кращенно ТМиСАР . Еще ко­ роче и симпатичнее — авиа- ра-лведчпкп. Длиннохвостый красавец ИЛ-18 — летающая лаборатория, где все посту­ пающие данные отрабатыва­ ются буквально на лету, в воздухе. На всяких машинах летали разведчики водных северных ресурсов. От самых малых, тихоходных до совре­ менных лайнеров. Некоторые из них стоят теперь, как му­ зейные экспонаты. &

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz