Рыбный Мурман. 1988 г. Март.
0 РЫБНЫЙМУРМАН Люди рыбацкого Севера ...Чаще всего вспоминают ся семидесятые годы. Поче му так, сам не знает, может, потому, что то была пора зрелости, пришел опыт рабо ты, сын Сережка уже учил ся я школе, и догоняла бра та маленькая Надюшка. В управлении его всегда счита ли хорошим специалистом, спокойным, рассудительным. Кроме всего прочего, он ^ принадлежит к той счастли- ~ вон категории людей, кото рые в одинаковой степени нравятся всем, умеют легко и незаметно благотворно вли ять на окружающих подчи ненных и начальников, дру зей и близких. II дело не столько в ровном, приятном характере, открытом друже любии, сколько в простоте и бесхитростных, достойных по мыслах, когда собственное «я» где-то далеко внутри спрятано за емким, значи мым «мы». Тогда, в начале 70-х, лета ли на маленьком вертоле те. Была у них в арен де флота такая неуклюжая, но симпатичная «стрекоза». Отправляясь на поиски кося ка, вертолет, как бы нехотя, покачиваясь, медленно от рывал свое тяжелое металли ческое пузо от палубы и, словно одумавшись, с радо стной трескотней устремлял ся высоко в небо. В небе все казалось возвышенным и светлым. Хрустальный небес- f 1 ВЫ С О ТЫ птичьего ^ полета море кажется бесконечным, а корабли кро шечными. После нескольких часов полета глаза преда тельски начинают туманить ся, а ноги наливаются тяже лой свинцовой усталостью. Но это он ощутит потом, ко гда заглохнет двигатель и вдруг оглушит тишина. Не вставая с кресла, он стянет с себя куртку, взъерошит при мятые волосы, достанет ви давший виды дорожный пор тфель и медленно пойдет к фюзеляжной двери. Дверь распахнется, непослушные ноги коснутся земли и — струя земного воздуха напол нит легкие, вскружит голо ву. Как будто вынырнул в жизнь? А на ум приходит всякая белиберда типа «в смокинг вштопорен, побрит что надо — вот показатель ный образ сотрудника Мини стерства гражданской авиа ции!» Где-то он слышал эту смешную фразу. нып купол даже хотелось по трогать руками, до того он был пронзительно чист и пре красен. Шум волн и крики чаек сюда не доносились. Оглушительный рев моторов й высота как бы напрочь от деляли от тех, кто был там, внизу, оставляя единствен ную живую ниточку — р а диосвязь с землей. Ох, до чего же трудно привыкали рыбаки к новше ству. Чаще всего хитрили «басурманы»: уважительно выслушают авиаразведку, чинно поблагодарят за «на водку», переждут малость, а по привычке, втихаря, к де довскому способу возвраща ются: щупами, натренирован ной рукой ищут, рыбный КО СЯК со шлюпок, «на глазок» прикидывая, где заметы ста- Казалось, ловить — не пе реловить неисчислимое богат ство недр морских. Сверху виднее! Но с годами изрядно поубавились восторги по по воду нескончаемости даров наших морей и океанов. Ес ли прежде не успевали воз душные наблюдатели переда вать информацию на рыбац кие суда, то сейчас прихо дится скрупулезно и долго искать, искать, еще раз ис кать рыбу, ибо поистощились запасы, оскудели. Всем ми ром выгребли рыбешку за десятилетия, не думая о завтрашнем дне. Вот и мой ва исчезла, а скумбрия да всеми любимая тресочка все никак не дорастут до былых размеров. Не дают дорасти, войти в зрелость, набраться- сил для будущего рыбкиного А вокруг земного шарика где-то раз пятьдесят оберну лись, не меньше. Этой фотографии более двадцати лет. Николай Семе нович хранит ее в своем се менном архиве в намять о былых полетах промразвед ки. Крайний справа — Ка- люкин, рядом с ним Альберт Михайлович Муштаков, ко мандир самолета ДИ-2, и он сам, наставник* Калюкина, Семеныч. А второй слева — знаменитый «технарь» Саша Мироненко. Отчества его никто не припомнит, для всех он был просто Сашей, незаменимым самолетным техником. вить. Дескать, надежный, проверенный метод, не под ведут рыбачка нюх и обыч ный багор, а бог вас, летуны, знает, что вы там сверху узрели... Не доверяли летчи кам на первых порах, что и говорить, что было, то было. Позже, когда сама жизнь до казала практическую выгоду авиаразведки, до таких курь езов дело уже не доходило. Целиком полагались на мор ских «летунов». До семьдесят шестого года воздушные разведчики пере говаривались с рыбаками с помощью любопытной, хотя и примитивной штуки: суще ствовала в тогдашнем их летном хозяйстве специаль ная «тара» — деревянная бутылка, выдолбленная внут ри. Сунешь в отверстие ли сток с информацией, захлоп нешь плотно пробкой, привя жешь длинную ярко-красную ленточку и — пульк на во ду. Рыбаки подберут. Вым пелом назывался. Штук пять сот Калюкин их посбрасывал, в основном, конечно, над побережьем Баренцева моря. Больше всего промышля ли именно там. Искали мой ву, сельдь. Много ее было, рыбы. И не такой, как сей час. Такую мелюзгу в те времена привезти в порт зна чило опозориться на весь флот. „Подкрылом самолета... потомства. Ведь флотам ну жен план. Какой ценой?! «Вот прилетит самолет и все «расскажет». Где будем ловить, сколько и какую рыб ку», — со вздохом говорят рыбаки, ожидая прогноза. Помнится, напросился к ним в вертолет Михаил Ива нович Каргин, в те времена начальник управления «Сев- рыбхолодфлот». Уж больно ему хотелось самому посмот реть с высоты, как ведет се бя рыба. Адольф Петрович Болычев. тогдашний капитан плавбазы «Севрыба». еще пошутил: «Ну-ну! Каргин своим зычным голосом всю селедку распугает». Шутки шутками, но надо было видеть ликующее лицо Михаила Ивановича и слы шать его радостные возгласы, едва на водной глади показы валось огромное, расплываю щееся пятно идущего косяка. Зрелище, конечно, впечатля ло. Особенно новичков. Прав да, Каргин собственным не терпением здорово мешал авиаразведчикам наводить судно на место «рыбалки». Задача это непростая, требу ет особого внимания и коор динации действий связки «не бо — море». Спешка лишь портит все дело. — Не ищите героического там, где его нет, — усмех нувшись, отчаянно мотает го ловой Станислав Федорович. Моя специальность скромна и прозаична — бортоператор. Еще проще: ищу рыбу. По мимо визуального наблюде ния «собственным оком», есть специальные приборы, дающие целый комплекс не обходимой информации для ведения промысла не на авось, а наверняка. Иногда по 10 часов кру тимся ^ воздухе. Нелегко, ко нечно. Ведь не просто си дишь в кресле — работа ешь! В блистер высунешь ся (эта такой специальный пластиковый полушар), пока зания приборов снимешь, пе редашь по переговорной ру ководителю полета, опять высунешься, прикинешь, от метишь, сравнишь данные свои и приборов, за голову схватишься от расхождения (шутка, конечно, но и такое бывает), опять на приборы смотришь. Короче, напряжен ка на все «100» , хотя «под крылом самолета о чем-то поет» море, м оре , о котором сейчас наша служба узнает многое, благодаря современ ной технике. Радиометрия, авианаблюдение, аэрофото съемка и лазерная локация, составление гидрологических карт районов лова, причем безупречная, четкая радио связь с промысловиками — вот что такое ИЛ-18, наша летающая лаборатория «Сев- рыбпромразведки», обеспечи вающая высокое качество прогнозов. О таком ли мечталось прежде? 24 апреля 1959 года. С этой даты начался долгий путь Калюкина в авиаразвед ке. Пастапппком и учителем стал Николай Семенович оа- варннцын, в то время, пожа луй. первый п единственный летчик-наблюдатель «Севрыб- промразведки», сумевший в сжатые сроки из бывшего флотского служивого парень ка, абсолютно не переносив шего высоты, выкова гь клас сного специалиста авиараз ведки. Сын всеми уважаемого на флоте Федора Васильевича Калюкина стал морским р а з ведчиком. Вторым после Се меныча, своего наставника. Калюкин-старший мог гор диться своим сыном. В шестьдесят третьем го ду судьба свела учителя и ученика под крышу Керчен ского учебного отряда, этого своеобразного «альма-матер», где школу знаний проходили «пионеры» авиаразведок всех промысловых флотов страны. С тех пор много воды утекло. Тысячи и тысячи километров налетали над морем. Калю кин как-то подсчитал: почти за четверть века — 924 вы лета (в 1983 году Николай Семенович Заварницын вы шел на пенсию). Л. ТАРТАКОВСКАЯ. В последнее время что-то он стал утомляться, хотя медкомиссию «пробегает» на одном дыхании, без всяких проволочек. А через год __ тридцатилетний юбилей его поисковой работы в иро.мраз ведке. «Господи, — думает он, — неужто три десятка отлетал?» И с удивлением смотрится в зеркало. Там — совершенно седой, сухоща вый мужчина. Про таких го ворят: «представительный товарищ». Он — это Станислав Ф е дорович Калюкин, инженер лаборатории авиаразведки управления «Севрыбпромраз- ведка». Вообще-то название их «фирмы» длинное: лабо- дп ат орн я технических методов и средств авиаразведки. С о кращенно ТМиСАР . Еще ко роче и симпатичнее — авиа- ра-лведчпкп. Длиннохвостый красавец ИЛ-18 — летающая лаборатория, где все посту пающие данные отрабатыва ются буквально на лету, в воздухе. На всяких машинах летали разведчики водных северных ресурсов. От самых малых, тихоходных до совре менных лайнеров. Некоторые из них стоят теперь, как му зейные экспонаты. &
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz