Рыбный Мурман. 1988 г. Март.

12 Помоги себе сам в С ЕН Т Я Б Р Е 1987 года в «Литературной газе­ те» (№ 37) была опубликована статья Лео­ нида Загальского «Помоги себе сам». Речь в ней шла о методе управляемой саморегуляции врача X . М . Алиева. Вот некоторые выдержки из публикации. «...У меня на глазах происходило чудо. Обученные по методике Алиева люди... прямо вот т у т же, в обычной комнате, не сходя с места, вызывали у себя сон и уп ­ равляли его длительностью...» „ «...Они могли усилием воли обезболить любой уча ­ сток тела. Хоть до нрови иголкой коли — ничего не чувствует» . ^ _ «...Один из пациентов Алиева бодро прошагал боси­ ком по осколкам битых бутылок, не порезавшись, и с улыбкой уле гся на стекле...» «...Я собственными глазами видел, как один из паци­ ентов доктора Алиева заставил подняться ртутный столбик термометра до отметки в сорок один градус. Причем сделал это за несколько минут. Напомню, что йогам требуются для обучения десятилетия , жизнь их оку тана туманом мистики, связана цепями всевозмож­ ных запретов. А пациент — обычный городской парень двадцати пяти лет, программист ЭВМ, естественно , а т е ­ и с т «» комсомолец». Отзывы ученых, руководства Центра подготовки космонавтов имени Ю . А. Гагарина, министра здра­ воохранения Армянской С С Р Э. Габриеляна и т. д. и т. д. свидетельствовали об удивительных возмож­ ностях метода. Заместитель министра здравоохранения С С С Р А . Москвичев оперативно рассмотрел результаты разработок, утвердил необходимые методические ре­ комендации для внедрения в практику здравоохране­ ния. Решением Совета Министров Дагестанской А С С Р в республике создан центр саморегуляции. Наш корреспондент В. Милютин встретился с док­ тором Алиевым. Краткая запись беседы предлагает­ ся читателям. станавливать растраченные нервные силы возможно и в море. Во всяком случае, владелец методики по сравнению с теми, кто ею не владеет/будет в не­ сравнимо выигрышном положении. — Как вооруженный против безоружного? __ Допустимо такое сравнение. Соответственно, надо учитывать специфику и адаптировать методи­ ку. К тем же морским условиям.. Если она эффек­ тивна, то может- и вред принести. — После публикаций в прессе , выступлений по теле ­ видению методика обрела популярность . Но не може+ же один доктор ездить по всей стране И с п а с а т ь от на­ пастей всех желающих . Обременителен и другой путь : все страждущие едут в Махачкалу,. Следовательно?.. — Следовательно, врачи должны брать методику на вооружение, в арсенал других средств психоте­ рапевтического лечения. . —' Овладеть ею может любой? — Любой врач-психотерапевт высокой квалифика­ ции. — Я беседовал в Мурманске с некоторыми врачами. Они скептически отнеслись к публикациям. — В газетных статьях сложно объяснить сущест­ во метода. Были научные статьи, но они, очевидно, не попадали им на глаза. Специалисты вскоре могут получить методические рекомендации, одобренные Минздравом С С С Р . : Вы сможете развеять их недоверие? — Собственно, речь ведь не о том, что мы изоб­ рели нечто сверхновое. Механизм саморегуляции существует в природе. Он — в каждом человеке.; Охотник, рыбак всегда поднимется по своим «внут­ ренним» часам. Да и многим не нужен будильник, сами точно просыпаются на работу. Просто люди этим механизмом не научились эф ­ фективно пользоваться. пал, должен быть хорошим психотерапевтом, вла­ деть набором педагогических знаний, быть немнож­ ко философом.- Обучаемые ведь разные. — Вы активно против слова ч<гипноз». В данном слу­ чае тренер должен обладать гипнотическими способно­ стями? — Нет. Дело в том, что человек действует сам. В рач подсказывает ему алгоритмы и правила р а с ­ пределения внимания, которые вызывают у него не­ обходимое состояние. Потом эти правила откладыва­ ются в памяти, и человек может их воспроизводить в нужный для себя момент. — Врач Алиев может их «воспроизводить в нужный для себя момент»? . — Нет. Мне тоже для «запуска двигателя» па первый раз нужен тренер. — Но у вас есть центр саморегуляции. — Есть. Н о нет времени заниматься собственным здоровьем. Так что я пока — не потребитель собст­ венной продукции. Разработка, утверждение, внед­ рение.-.. Все легко на словах. А сколько за этими словами... — Доказывать свою правоту было трудно? — Трудно было не доказывать, а показывать. У. ответственных людей на то, чтобы просто посмотг реть, не хватает времени. После показа эффект был так очевиден и логичен, что дальше дело двигалось гораздо быстрее. Сейчас есть база. Много лабораторий в стране занимаются вопросами саморегуляции. Аутотренин­ гом, например. Они могли бы взять наши материалы и интенсифицировать свою работу. Мы не говорим, что наш метод перекрывает все методики, нет. При: сто он технологически современен. Он скор, эффек­ тивен, обладает широким диапазоном возможностей. Он не требует, дорогостоящего оборудования. Мы на заводах обучали рабочих прямо в актовых залах. Следовательно, в перспективе каждый здравпункт способен будет такую работу выполнять. — По-видимому, сейчас в центр саморегуляции много пишут . — Почтой заваливают. Просятся и на лечение, и на стажировку.- Надо отвечать. А у нас не отра- EUTI Ш Т Ш Ш 1 Н Г Л Ь — Хасай Магомедович, начнем с классики . Яблоко упало — и был открыт закон всемирного тя готения . Но прежде была почва. И была яблоня, взрастившая ябло­ ко. Был, следовательно, фундамент и у вашей методики. — Безусловно. Причем фундамент надежный, ре­ альный, без всякого тумана мистики и прочей чепу­ хи. Это — способность человека к самоконтролю, известная с незапамятных времен. Раньше я занимался гипнотерапией. Много лет. В состоянии гипноза человек может выполнять р а з ­ личные виды команд. Петь, например, «под Аллу Пугачеву». Но в этом случае есть определенная за­ висимость человека от внешних воздействий. А в эволюционном развитии человека мы наблюдаем, что все больше и больше функций организма начинают подчиняться сознательному контролю. Своему. При­ чем пути между исполнительными системами и со ­ знанием человека становятся все короче. Когда мы обучаем человека управлять своим о р ­ ганизмом, то, по сути дела, работаем на природу. Он и сам бы со временем к этому пришел, а наша методика просто сокращает расстояние. — Мы сейчас ведем речь об управляемой саморегу­ ляции. Но многие годы известна аутогенная тренировка. Знаменитый аутотренин г позволяет расслабиться , сиять усталость . В чем новизна вашей работы? — Доктор Шульц, автор аутогенной тренировки, пошел в направлении расслабления мышц. Такое развитие ограничило возможности широкого приме­ нения. Потребовались удобная поза, длительный курс поэтапного обучения. У нас человек может за очень короткое время освоить навыки включения у себя особого состояния, в котором он может сам се­ бе подавать команды. Будто сам себе гипнотизер. Н о это не гипноз, прошу уяснить. — Самогипноз? — Управляемый самогипноз. Вообще нужно меньше оперировать этим словом. Когда говоришь, к примеру, «соленый огурец» — эго такая сочная картина, что, сколько потом о вреде соленого ни го­ вори, не поможет. Картина «перетягивает». Чело­ век подспудно будет рассуждать о том, гипноз это все-таки или не гипноз, вместо того чтобы понять нашу методику. — Что это все же за методика? — Коротко она состоит в том, чтобы в нужный момент вы могли повысить собственную внушае­ мость в десятки, в сотни раз. А потом — вновь «погасить мощность». Начальный толчок дает пси­ хотерапевт. Этого достаточно, чтобы впоследствии пациент смог сам «запустить двигатель» внушаемо­ сти. — Вопрос прикладного харак тера . У нас рыбаки по нескольку месяцев ходят в море. Нас тупае т предел психологической совместимости, то т момент, когда гла­ за бы друг на дру га не смотрели. Рыбакам мог бы быть полезен метод Алиева? — Давайте говорить не о .методе Алиева, а о ме­ тоде управляемой, саморегуляции. Тогда фамилий будет поменьше, а существа дела побольше.-.. Вос- Мы создали более совершенную технологию обу­ чения этому. йоги годами тренируются, а мы нашли возмож­ ности «сжать» время до нескольких сеансов. При­ чем методика постоянно совершенствуется. Если пять лет назад ею овладевали тридцать процентов обучающихся, то сейчас — 6 0— 70 процентов же­ лающих, а завтра овладеет — любой. По желанию. — И все же у нас с вами разговор несколько абст­ рактный . Есть предмет разговора, предмет интересный. А вот «пощупать» его нельзя. — Попробуем. В основе лежат два момента. Первый — формирование установочной задачи: что вы хотите получить. Второй — состояние, в кото­ ром ваши намерения начинают сбываться. Для того чтобы перейти от намерения к реализации, у вас есть ключевой сигнал — навык. Поскольку во времени мы ограничены, я дам вам только состояние, в котором желание начинает осу­ ществляться. Вот так встаньте. Как у врача-невропатолога. П о­ старайтесь быть нейтральным. Как нейтральна ско­ рость коробки передач. А образ простой: представь­ те, что руки начинают расходиться без особого ва­ шего участия. У вас и участия нет. Вы нейтральны... Не обращайте внимания на звонок... Вот они по­ шли... Чем вы нейтральней, чем меньше мешаете, тем лучше... Руки разошлись, сейчас будут притя­ гиваться друг к другу... Вот так*, так... Организм сам знает, что делать... Природа накопила много стерео­ типных реакций... Ну как? — Трудно быть нейтральным. Чувствуется , что нужна тренировка. — Вот мы и обучаем методике, благодаря кото­ рой это состояние вызывается мгновенно и в глубо­ кой степени. Оно — условие для реализации за ­ дачи. Чем глубже состояние, тем большими систе­ мами организма вы можете управлять. Но надо пройти школу. Через пять-шесть получасовых заня­ тий вы сможете за 2— 3 секунды вызывать глубо­ чайшее состояние. Поставите задачу, что вам тепло, — и мгновенно будет тепло. Повысить настроение? Моментально. — Возможности безграничны? — Да. II не надо проходить длительный курс ау­ тогенной тренировки, при которой обязательно надо принимать позу... Видите, вы при непрерывных те­ лефонных звонках без труда справились с задачей. А если поработать... Но человек должен научиться не только вызы­ вать состояние, но и правильно его использовать. Знать, какие ставить задачи, в какой момент. То есть дали ему руль в руки — надо научить прави­ лам вождения. Вот тут-то и поможет врач. Тренер. Сейчас у нас центр создан, постепенно опыт начнет растекаться по стране. — Вы говорите о тренере. Какими качествами он должен обладать? — Не сверхест-ественмыми. Врач, как я уже ска- ботана система приема иногородних. Но со време­ нем все решится. — Сколько в Дагестане тех, кто овладел методикой? — Более двухсот человек. Но нужно не просто научить. Под нашим контролем они должны нако­ пить опыт правильного применения саморегуляции. — Не во вред себе и окружающим? — Не во вред себе. — Актуальна , мне кажется , и вторая часть вопроса. — Чем? — Если, к примеру, человек «запрограммирует» себя на убийство соседа. — Он с тем же успехом .может «запрограммиро­ вать» себя, обладая приемами самбо, дзюдо, каратэ. А может попросту взять лом, против которого пет. приема... Любой инструмент можно использовать по- всякому. Метод не формирует сознание. — Ну, не будем впадать в крайности . Но ваши паци­ енты могут симулировать болезнь. И пользоваться неза­ конными больничными листами. — И это хорошо. Значит, методика будет стиму­ лировать врачей повышать уровень своей компетент­ ности.- Всякое новое знание помогает развитию. Это и есть прогресс. — Дело — за практикой . Сегодня е газете мы можем мурмансним врачам, тем, кто заинтересуется , дать точ­ ный адрес? — Они могут написать так: 367025, ДА СС Р , Ма­ хачкала, ул. Чернышевского, 10, центр саморегуД- ции. Наряду с этим, они должны написать в Мин­ здрав С С С Р запрос о том, как можно получить опыт применения методики. Еще раз повторюсь. Условия, где работают моря­ ки, рыбаки, где вахтовые методы ведения работ — это большое поле деятельности для мурманских пси­ хотерапевтов. Применение управляемой саморегу­ ляции там должно дать наибольшую пользу. ПОСЛЕСЛОВИЕ . Корреспондент встречался с доктором X. М. Алиевым в Москве в конце про­ шлого года. Недавно в телепередаче «Взгляд» про­ звучало сообщение о том, что центр саморегуляции перешел на хозрасчет. Когда принципы самооку­ паемости вплетаются в структуру устоявшегося предприятия, — это логично и единственно верно. Но коллективу, который только встает на ноги, коллективу, в котором 8 человек и шестеро из них — студенты-стажеры, коллективу, который только взялся за новое, необычное, перспективное дело, — этому коллективу важно в данный момент не о вы­ годе думать (она будет, она придет), а о становле­ нии. О том, где, как размещать пациентов. Наконец, о пропаганде и распространении того, что уже на­ копилось, но пока не движется по городам и весям. Цена за обучение, назначенная вышестоящими инстанциями, — 200 рублей. Солидная, скажем пря­ мо, сумма. А сервис? А сервис, как и обычно, не поспевает, он — в тылах. Приезжай и устраивайся, как можешь. Главное — деньги плати. Таков пока уровень обслуживания.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz