Рыбный Мурман. 1988 г. Март.

о Вопрос — ответ Правда ли, что мурманчане, 'имеющие продолжительный стаж работы на Севере, могут при выезде оставить свою квартиру го­ роду, а равноценную получить в другом городе? Л. МЕЛЬНИК. Мурманск. Квартира за квартиру Судя по письмам, этот воп­ рос волнует многих наших читателей. Его решение, вне сомнений, помогло бы многим северянам; желающим через некоторое время, чаще всего после выхода на пенсию, по­ кинуть Заполярье, осущест­ вить задуманное. Действительно, в 1985 го­ ду было принято постановле­ ние партии и правительства, которое разрешало северя­ нам часть средств предприя­ тий, отпущенных на жилищ­ ное строительство, использо­ вать для возведения жилья в другом городе. Ввиду того, что местные советы весьма ограничены в средствах, подобное строи­ тельство предполагалось вес­ ти либо по договоренности с министерствами о перечис­ лении части мурманских ли­ митов в план строительства. скажем, Рязани, либо по пРЯ- мой договоренности пред­ приятия, за счет своих средств, со строителями и местными Советами другого города. Первые попытки решения вопроса сделаны в объедине­ нии «Севрыба». З а счет централизованных капвложе­ ний Минрыбхоза С С С Р в Даугавпилсе строится 40- квартирный дом. Заселяться он будет ветеранами труда рыбной отрасли, согласно спискам очередности на пред­ приятиях. Есть аналогичная догово­ ренность с г. Гагариным Смо­ ленской области о строитель­ стве государственных и коо­ перативных домов. К сожалению, сегодня по­ добный путь решения жи­ лищной проблемы использу­ ется слабо. Наша почта Станьте нашимишефами — Мечтают мальчишки о море 10 ноября 1987 года нам — клубу юных моряков г. Элек­ троугли — исполнилось два года. З а это время мальчишки освоили основы морского дела, приобрели начальные знания по истории мореплавания, географии морских путей, воен­ но-морской подготовки. Сейчас в нашем клубе 103 курсанта. По окончании про­ граммы наши выпускники получат удостоверения юных штур­ манов и радиооператоров. Кроме того, им будет дано право льготного поступления в морские учебные заведения, одно­ временно с путевками ВЛКСМ для службы на флоте. Но это еще не все. Вместе с военно-морской подготовкой, с теоретическими и практическими знаниями юные моряки изучают и азы морского рыболовства на примере славных тра­ диций старейшего в стране Мурманского тралового флота. Мы даже уверены, что многие выпускники нашего клуба бу­ дут трудиться в экипажах его промысловых судов,- Об истории первенца и флагмана рыбной промышленно­ сти страны, о многотысячном коллективе орденоносного флота нам много рассказывает руководитель и капитан на­ шего клуба В. П. Столяров, который отдал тралфлоту без малого два десятка лет. Мы предлагаем вам, дорогие товарищи моряки, взять наш клуб под свое шефство, завязать деловые и дружеские свя­ зи. Очень хотим видеть вас у себя в гостях, слышать о ва­ ших достижениях, трудовых победах. По поручению коллектива: С. ВОЛОВ, ст. помощник капитана, И. ГОМОВ, гл. старшина КЮМ, С. АБОРИН, юный штурман, А. ХОЛОДОВ, юный моряк, Д . ДАНИ­ ЛОВ, юнга. 9 Слово матери Благодарна за сына Мой сын родился в Казах­ стане, и все детство проводил на речке — любил рыбачить. Однако в мечтах видел себя только шофером, как его отец, который проработал 30 лет в одной организации. А вышло все не так. Выбрал мой сын специальность ры- б эЦ . "Я, как мать, благодарна Мурманскому траловому фло­ ту, где трудится мой сын. Он любит свою работу, в от­ пуска приезжает такой до­ вольный! Не курит, не пьет. И вид у него очень хороший.- А этому каждая мать рада. Нам на родительский дом он выписывает газету «Рыб­ ный Мурман». Прочитаю я в ней что-нибудь про его ко­ рабль — МБ-405 «Дружба» — и как будто с сынам по­ видалась. Поехать к сыну в отпуск ш >1 с отцом пока не можем, Сын прописан по флоту, а мест в гостинице может и не быть. Поэтому видимся редко. Спасибо вам, мурман­ чане. за хорошее отношение к молодежи! Мать Виктора Немченко. Семипалатинская обл. Приятно получать подобные письма. И верится, что, если мать гордится сыном, то и сын должен гордиться коллек­ тивом, в котором работает, флотом, славными трудовыми традициями. П исьмо с промысла Зачем моряку «Альбатрос»? В рейсе мы долучили ра­ диограмму о введении в «Альбатросе» «дня» или «ча­ са» моряка. Нонсенс? Много ответов напрашива­ ется на этот вопрос и среди них даже такой: а что если тот, кто должен ответить за организацию работы «Альба­ троса», как раз и не заинте­ ресован в этом? Ведь тогда не будет доступа в магазин родственникам, друзьям; зна­ комым да и просто «нуж­ ным» людям? Честно признаемся, может, и не было бы такого ответа на столь «странное» решение «Торгмортранса», если бы мы не ознакомились с пря­ мой, правдивой статьей в ва­ шей газете «Рыбаки заслу­ живают большего уважения», — беседой с В. И. Горячки­ ным после его выхода в мо- ре. Правда, кроме горечи и благих пожеланий, конкрет­ ных предложений и выводов пока не было, но сам факт появления статьи уже ожи­ вил наш скептичный, давно ничему не верящий мир мо­ ряков. Итак, по существу вопро­ са. Каким хотелось бы ви­ деть работу магазина «Аль­ батрос»? Начнем с того, что «Аль­ батрос» — это льготный ма­ газин для моряков. А в дей­ ствительности? Сколько знаю «Альбатрос», столько он и решает одни и те же пробле­ мы: неудовлетворительное обслуживание, постоянное столпотворение людей, ожи­ дающих выброса дефицита, процветание спекуляции как вещами, так и чеками. Вот, скажем, я — моряк с большим стажем работы на судах загранплавания. Если я сдал паспорт моряка по воз­ вращении из рейса, то у ме­ ня остается пропуск в «Аль­ батрос», один на двоих с же­ ной. Но жена работает, про­ пуск у нее, а я, случайно проходя мимо магазина, уви­ дел, что продаются, скажем, детские шубки, которые мы ищем второй год. Пока съез­ дишь за пропуском — шубок- нет. I I тем обиднее становит­ ся, когда за дверьми магази­ на какие-то нагло-назойли­ вые личности предлагают те­ бе те же шубки по ценам совершенно иным...- Они-то и заходят в «Альбатрос», как к себе домой. И все это при том, что магазин находится рядом с УВД области, рядом с Октябрьским РОВД , со ­ трудники которого буквально спотыкаются, проходя на р а ­ боту или с работы, об этих дельцов. Словом, необъяснимого много, поэтому я и мои то­ варищи хотели бы предло­ жить следующее: в самом «Альбатросе» с о ­ здать постоянно действующий отдел моряка, только для моряков; создать филиал «Альба­ троса» в одном из пустую­ щих помещений касс в рыб­ ном порту. Выгодно это по нескольким соображениям. Можно будет осуществлять: а) предварительное ознаком­ ление с поступлением това­ ров и, соответственно, предва­ рительные заявки на них; б) обслуживание определенного экипажа по спискам в тече­ ние 2— 3-х дней. Думается, этими мерами мы добьемся главного: удов­ летворения спроса моряков, улучшения работы «Альба­ троса». I I отпадет надобность в «дне» или «часе» моряков. Многие согласятся с тем, что в большинстве семей х о ­ зяйство ведут жены, и было бы просто нехорошо лишать их пропуска вообще или огра­ ничивать определенными дня­ ми. Для упорядочения самой торговли предлагаем: установить лимит дефи­ цитных вещей. Для этого ре­ гулярно вывешивать инфор­ мацию о поступлениях това­ ров и результатах проверок- ревизий; создать надежный заслон «сомнительным» личностям, проводить регулярные рейды- проверки документов. Думается, моряки должны пользоваться своими немного­ численными льготами в пол­ ном объеме. По поручению экипажа БМРТ «Прокопьевск» реф- машинист Т. САПАРОВ. (Все­ го под письмом 35 подпи­ сей). Смех сквозь слезы У летчиков— другое дело В давние времена на флоте была введена форменная одежда. Нахождение на вахте без форменной одежды счита­ ется тягчайшим проступком. И это правильно: флот есть флот, Не буду писать, каких уси­ лий стоило рыбакам добиться скидки на форменную одеж ­ ду , как, например, это введено л у железнодорожников, шофе­ ров, летчиков и т. д. Но в 1980 году такая льгота рыбакам бы­ ла дана. А теперь я хочу рассказать, как шил форму. Получив спрезки на 25-про­ центную скидку к оплате, в отделе кадрсв подписал ее у зам. начальника флота и глав­ ного бухгалтера и пошел в ателье № 13, что на улице Шмидта. Но приемщица меня охладила: «Оплатите пол­ ностью заказ, тогда и пошьем. В кредит мы теперь не рабо­ таем, т. к. ваш тралфлот веч­ но не оплачивает счета вовре­ мя, а мы сейчас на хозрасче­ те...» Иду в бухгалтерию. Там дол­ го выясняют этот вопрос. Ока­ зывается, забыли заключить, с ателье договор на 1988 год. Прихожу через месяц — все повторяется сначала. А , казалось бы, чего проще ответственным лицам не за­ бывать свои обязанности! В «Дополнительных предло­ жениях», поступивших в кол­ лективный договор 1987— 1988 гг. опять было записано от отдела кадров, служб главного капитана и механико-судовой: «Компенсировать расходы на приобретение форменной одежды». Администрация соглашается и излагает ответ в такой ре­ дакции: «Гл. бухгалтеру т. Аге- езу. При наличии средств ча­ стично компенсировать стои­ мость пошива форменной одежды». А как же приказ Минрыбхоза СССР? Может быть, кому-то пока­ жется странным, что люди хлопочут из-за каких-то 50 рублей... Но дело не в деньгах. В от­ ношении. Говорим: все для рыбаков. А по-прежнему пусты салон моряка и магазин зака­ зов, что у первой проходной- По-прежнему не для нас «Альбатрос» и т. д . Вот и от­ вет на вопросы: почему дети капитанов не становятся после­ дователями отцов, почему ред­ кость на улицах Мурманска че­ ловек в морской форменной одежде. Как тут не вспомнить слова той же приемщицы из ателье: «Вот у летчикоз, таксистсз.., с ними другое дело». А . ПЕТРОВ, старший помощник капита­ на Мурманского тралфлота. Резонанс («РМ» № 5, 1988) D ФЕВРАЛЕ в Кандалакшском ^ государственном заповед­ нике состоялся семинар по теме: «Изменения биоценозез Баренце­ ва моря: проблемы охраны и экс­ плуатации», на котором подтвер­ дилась правильность вывода о разрушении верхних трофических цепей в экосистемах Баренцева моря, особенно на восточном Мур- мане. Ситуация здесь резко ухуд­ шилась, и сейчас можно говорить о биологической катастрофе в этом районе. В частности, числен­ ность гнездящихся колониальных морских птиц на заповедных тер­ риториях снизилась более чем ^половину. Возникла угроза пол­ о г о разрушения базаров птиц в восточной части Баренцева моря. рыбныймурман « К т а й н а м С е м и о е т р о в ь я » Основная причина сложившейся ситуации — перепромысел прак­ тически всех массовых видов рыб (мойва, сайка, сельдь). В ходе работы семинара были выработаны единые предложения, которые областной совет общест­ ва поддерживает: необходимо полностью запре­ тить промысел сайки и мойвы до восстановления нерестовых запа­ сов до среднего многолетнего уровня; в связи с катастрофическим снижением биомассы основных объектов питания морских коло­ ниальных птиц необходимо про­ вести исследование биологии пес­ чанки в Баренцевом море с целью выработки мер ее охраны И мониторинга; при разработке научно обосно­ ванных квот на вылов промысло­ вых объектов Баренцева моря учитывать трофические взаимоот­ ношения морских гидробионтсв с морскими птицами и млекопитаю­ щими, чтобы не допустить в бу­ дущем подрыва кормовой базы высших позвоночных; необходимо включить в терри­ торию Кандалакшского госзапо- ведника акваторию вокруг Айно- вых острозоз и Семи О стрсзоз, а также вдоль материкового побе­ режья от мыса Чегодаеза до мы­ са Лицкий, что позволит гаранти­ рованно сохранить для обитающих здесь птиц оставшиеся кормовые ресурсы (песчанка, донные рыбы, беспозвоночные); желательно наладить обмен ор­ нитологической информацией с соответствующими организациями Норвегии. При научно-техническом сове­ те президиума областного сове­ та ВООП создана на обществен­ ных началах группа для экологи­ ческой экспертизы вновь строя­ щихся объектоз и реконструкции существующих предприятий, и, кроме того, мы поддерживаем предложение о введении эколо­ гической экспертизы для всех но­ вых проектов хозяйственной дея­ тельности в Баренцевом море. Вопрос об изменениях биоцено­ зов Баренцева моря планируется обсудить на межведомственном совещании всех заинтересованных организаций. И. ДУЛЬНЕВ, зам. председателя президиума Мурманского областного сове­ та Всероссийского общества охраны природы. 18 марта 1888 года *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz