Рыбный Мурман. 1988 г. Март.
8 Заметки журналиста З АЧЕМ в море штабы? И сами мучаются от безделья, и нам мешают работать». «Может быть, начальник н нужен. А остальные? Чего-то контролируют, ревизнруют, о чем-то сообща ют в «Севрыбу», на флоты. Потом с берега нам идут «втыки». Нужна ли эта переписка? Не проще ли решить проблемы на месте?» «То ли дело флагманские специалисты. И нала дят, и посоветуют... А от «штабистов» — никакой помощи». «Сидят по каютам, «строгают» бумаги. А нет чтобы выйти к людям, побеседовать с ними. Не ужели им нечего рассказать морякам?» Вот только самая малая часть рассуждений ры баков о деятельности штабов промысловых районов. Что такое АЧА? 150 суток, почти полгода, руководил штаб пром- района работой судов в антарктической части Атлан тики, или, короче, в А ЧА . Район, не похожий на другие. Взгляните на карту Южной Атлантики ниже 50 градусов южной широ ты. Вот здесь, около Антарктиды, и промышляют мурманские рыбаки. Но далеко не каждый час. Циклоны идут один за одним. Из полутораста дней и ночей 43 суток свирепствовали штормы. По проливу Дрейка, как по аэродинамической трубе, свистят циклоны. Только в сентябре 20 дней буше вал ветер силой 20 метров в секунду. Каково? И в условиях, когда вокруг айсберги и льды-«щенки», которые, пожалуй, пострашнее громадин-глыб. Весом но 2 0— 30 тонн, они почти незаметны для глаза, ибо только небольшая верхняя часть торчит, над водой, но если судно попадет на «щенок», то про боины не миновать.- Лет десять, утверждают специалисты, в А Ч А не было такой тяжелой ледовой обстановки и кош марной погоды. Да еще, по мнению газеты «Прав да» (19 декабря 1987 г.), где-то здесь витает озон ная дыра. Не оттого ли иной раз стрелка баромет р а прыгает, как ужаленная, атмосферное давление сильно колеблется? И раскалывается голова... Ни одна таблетка не помогает... Словом, как считают специалисты, не совсем по нятные процессы происходят в океане. И для того чтобы вывести промысловиков на рыбу, тут нужно сверхсовершенное оборудование, но важнее — кон центрация усилий не только ученых П И Н РО и пром разведки, но и центральных институтов, ведомств. Чего здесь, в А ЧА , нет. * Вроде бы на таких больших просторах можно и раз гуля ть ся . Ан нет. У одного из островов, где ведется ра з гру зка судов, сущес твуе т рыболовная зона. И перед входом в нее траулер обязан убрать с палубы все про мысловое снаряжение , иначе — штрафы , лишение дип ломов... А транспортники , порой не зная э ти х обстоя тельств , почем зря кроют крепкими словами рыбаков, которые (естественно!) подходят к ТРам не подготовлен ными к перегрузке . Жаль , конечно, что время теряется , но т у т уж — никуда не деться, не швартоваться же в открытом море... Так что и погода, и прочие обстоятельства делают свое «черное» дело. Попробуй выполнить задание, когда, скажем, ППР должен в сутки выловить 40 тонн. А фактически получается не более 15 —20. Кого т у т винить? Разве что Нептуна ... И вот тут-то вступал в силу перефразированный з а кон: один в море не воин. Капитаны честно делились информацией др у г с другом, подзывая к себе другое судно, если «сели на хвост» рыбе, не таились . (Вспоминаю, к а к в другом промрайоне, ЦВА, один из капитанов жаловался : «Здесь каждый сам за себя, на пал на иосяк, и — молчок, никому ни слова. Нет, что ни говорите, а прежней десяти — пятнадцатилетней дав ности дружбы, взаимопомощи между тралфлотовскими капитанами не стало».) И последнее для характеристики АЧА : промыс ловые суда (ППР , БМРТ ) по 5— 7 лет не были в Мурманске. Некоторым год-два осталось «до пен сии», точнее, до «иголок». Свое отработали. А ре монт, который ведется в инпортах, не во всем и не всегда удовлетворяет экипажи. Но это — тема дру гого разговора. Начальник АЧА Вот. и управляй тут на необозримых просторах, где малейшая ошибка может обернуться потерями сотен тысяч рублей. Работающим в этом районе по счастливилось. Здесь «царствует» почти 10 лет на чальник А Ч А Александр Федорович Цимбалюк. Кстати, сегодня ему исполняется 50 лет. С юбилеем! «Повезло тебе, с таким прекрасным человеком встре тишься ...» . «Голос никогда не повысит: зато настрое ние всегда поднимет». «Его не захочешь , а ^послуша ешься ...» «Не помню, чтобы на него кто-то обижался». «Он очень любит людей w4 никогда не обижает мх, хотя права имеет большие». Вот что слышал я на берегу, когда собирался в АЧА . И надо ска зать , что действи тельнос ть превзошла все ожидания. ...У Цимбалюка нет проблем. По крайней мере, он ни когда и никому их не показывает. «А зачем людям портить настроение?» — спрашивает с улыбкой, — здесь же, дорогой, море!» Он никогда не жалуется . Жил в медицинском изоляторе на ППР и в каюте вто рого штурмана ТР , хотя помещение начальника пром- района занимал помполит судна . Не просил, не требо вал предоставить соответствующие ран гу условия. Не до су г было. «Он вообще, наверное, не отдыхает, когда бы ни по звал на связь, всегда т у т как т у т , — делился со мной капитан-директор БМРТ «Аскания» Л . И. Ннонников. И это сущая правда. Даже когда передал свои дела сменившему его н а чальнику промрайона, регулярно выходил на перегово ры с судами, интересовался , помогал словом, что-то выбивал, кого-то на бзре гу теребил. Но что удивительно: капитаны судоа (хотя и отошел Т Р со штабом чуть ли не и экватору) советовались с ним, просили о чем-то... Можно рассказать о его методе организации про мысла: он считает каждую копейку, учитывая ин тересы и рыбаков, и транспортников, никому из них не отдавая предпочтения, ставя во главу угла инте ресы Дела. Можно рассказать о том, что всегда говорит только правду, какая бы горькая она не была. Вла дея полным банком информации, не засекречивает ее и не рождает на промысле слухи, домыслы, обиды. Можно рассказать о его тесных контактах с уче ными, специалистами промразведки, на которых он надеется, как на себя, и которым верит, на что ему и отвечают взаимностью; вот почему не преследует, в А Ч А промразведка свои узковедомственные инте ресы. Можно... Но, по-моему, суть управления состоит не в том. как править, а как быть Человеком на высокой должности. Если же стержень гнилой, никакие уни верситеты не помогут стать Мастером. Знаю (слышал не раз), есть такие начальники промраионов, на которых рыбаки и моряки в обиде, пак здесь быть? Видимо, ответ один: подбор кад ров на эту должность должен быть гласным и ре шаться не сразу, вдруг, на совете директоров, а путем широкого обсуждения на флотах с учетом мнений капитанов. «Я не люблю себя, когда я трушу...» Правой рукой (первым замом) у А. Ф . Цимбалю ка был заместитель по промыслу Валерий Николае вич Подольский. Мягкий, вежливый, осторожный, сомневающийся, безотказный. Бывший судоводи тель, теперь он занимался вопросами: где, как, чем и что ловить. Доставалось ему в А Ч А крепко’. По судите: дно неровное, тралы рвутся, поведение рыб и непищевых объектов — непонятное, а промысло вики требуют: помогай, штаб. Вот. и бегал Подоль ский с одного судна на другое, учил тралмейстеров и капитанов. Правда, не всегда все обходилось глад ко. Так. в частности, «скисла» рыбалка у БМРТ «Волгобалт». — «Упирался» с тарший мастер лова, не хотел, чтобы я пересел. И все-таки мы настояли на своем. Кое-что посоветовал, рекомендации мои приняли, а через сутки пароход заработал. Не подумайте, что 15ью себя в грудь, вот, мол, какой. Это — обыкновенная, будничная ра бота, — рассказывает Валерий Николаевич. Он увлеченно, проглатывая слова, говорит и говорит о тралах , которые уловистее и легче на Северном бас сейне, чем в сЗапрыбе» и «Азчеррыбе», лоназывает свои разработки тралов и — спорит, спорит... При всей мягкости х ар ак тера — тверд, как скала, когда дело касается его принципов, его убежденности. «Почему о т с тае т ППР «Грумант»?» — спросил я По дольского. «Трудно сказать , — ответил, — скорее всего, просто не повезло, бывает же так...» «Ерунда , — вступил в разговор заместитель начальни ка промрайона по безопасности Александр Владимиро вич Баланов, — работать не хотят» . «Ну, знаешь .., — обиделся Подольский, — где ты видел рыбаков, которые шли в море дурака валять?» Меня всегда настораживала с людях эданая кавале рийская категоричность , раз — и отрубил. Ирутым, ви димо, был в свое время капитан Баланов. Но э т а рез кость в условиях штаба не проявлялась тогда, когда он вел советы. По крайней мере, я лично этого не зидел. Может быть, сказывалось прису тствие Цимбалюка? Ве роятно, так . Жил Александр Владимирович в каюте вместе с помощником начальника промрайона по производ ству Алексеем Михайловичем Костенко, бывшим за местителем генерального директора объединения «Ленрыбпром». Что привело его в «Севрыбу»? Он не скрывает — проза жизни, то бишь зарплата. Быст ро, с лету, может ответить на любой вопрос (чувст вуется хорошая профессиональная закваска). Толь ко вот ему, как одному из руководителей промысла, в А Ч А было совсем непросто. Конечно, проблем было куда меньше, если бы стояли конвейеры, куда рыба входит, а выходит уже в банке с горчичным соусом (как утверждают очевидцы, есть такие ли нии, которые выпускает фирма «Баадер»), Увы... В А Ч А морякам такая техника и не снилась. Впрочем, дадим слово А. М. Костенко: — Экипажи судов вынуждены собственными силами изготавливать технологическое оборудование, разделоч ные машины. Изобретают устройства по удалению плав ников, дру гие машины... Они ведь ох нак нужны, осо бенно при сокращенных ш та тах . Кое у кого получает ся , но чаще всего нет, остается одна надежда на шке- рочный нож. Здесь нужны комбинированные, быстро ме няющиеся линии заводского изготовления, а не само делки. К тому же по нрохам присылают и з порта не ржавейку, а электродов вообще дается 12 килограммов на рейс. («А если пройтись по судоверфи, то можно наи- ти сотни валяющихся электродов», — вставил свое ка тегоричное А. В. Баланов.) Что зависит в такой ситуации от помощника по производству? Мало что... Поражал своей работоспособностью помощник начальника по радиосвязи Вячеслав Лукич Разува- ев. Стоял вахту, принимая и отсылая радиограммы, сводки (уж чего-чего, а бумаг плодил и получал штаб предостаточно), в то же время решая и пром- районовские проблемы связи. А их здесь немало. Задыхались до последнего времени радиооператоры от некоторых рьяных про изводителей РДО. Если учесть, что на отдельных судах штаб радистов сокращен, если брать во вни мание, что большая часть ценных указаний «бесцен ная» (читай: пуст-ая), то есть над чем поломать го- ^ лову. Но в октябре — ноябре прошлого года бумаж ный поток иссяк*. Не скажу, что это — заслуга Луки ча (как зовут его коллеги), тем не менее руку к уни чтожению бесполезной переписки он приложил. Еще три года назад я с ним встречался в Баренцевом море, и уже тогда он, будучи в той же должности, боролся с бумаготворчеством, правда, без успеха. Н о пришли и другие времена... А теперь бьется за то, чтобы моряки имели воз можность в любое время суток поговорить из этого дальнего района с домом по радиотелефону. Как это сделать? Через Москву? Но тут — тех нические неувязки, частотный канал забивается ино странцами. Через радиоцентры других бассейнов? Тогда нашим флотам надо перевести энную сумму, скажем, радиоцентру в Клайпеде. А флоты жалуют ся, жаль копеек..-. Но если бы видели финансозажи- матели, как меняется к лучшему настроение чело века, поговорившего с женой, сыном, матерью... Нет, это надо видеть, впрочем, лучше поговорить с моря самому. Жаль, что прнходит-ся занимать дефицит ную газетную площадь банальными истинами... Не терял расположения духа экономист Алексей Николаевич Дворников. А с чего бы ему расстраи ваться, спросите. Было с чего. Он знал/ что идет с этого рейса под сокращение, значит, где-то надо ис кать работу. А где? Как бывший судоводитель, де квалифицировался, как экономист... Извините, нр где, как не в море, на переднем фланге борьбы зШ хозрасчет, иметь человека, умеющего экономически анализировать промысловую ситуацию, оперативно воздействовать на нее? А то, что А. Н. Дворников это любит и умеет, — неоспоримо, так мне казалось, так считает и А. Ф . Цимбалюк. Есть (безусловно) кого сокращать в штабе. Но, по-моему, не экономи ста. Теперь же хочу поделиться впечатлениями о че ловеке, с которым в рейсе по-настоящему подружил ся. Виктор Николаевич Зимнухов, заместитель начальника промрайона по технической эксплуатации . (Боюсь сбить ся на телеграфный стиль, ибо почему-то для оценки хо рошего человека трудно подобрать подходящие слова). Ушел из дома в Кронштадскую школу моряков, прово жаемый слезами матери и недовольством отца («пожа леешь, сынок»), который даже взял с него расписку , мол, претензий к родителям не /имею. Потом средняя, высшая мореходки. Вырос до старме- х а на БАТах . Все было: и ЧП, и пожар в машинном отделении, и выговоры. Но никогда никого не ставил под Удар, все брал на себя (он мне ото говорил, я ему верил на слово). -И еще. Это Профессионал с большой буквы. Недаром его не раз командировали в инпорты, где ремонтируются наши суда. Изучал, проверял, да вал рекомендации... Я был очевидцем того , как к нему подошел главный механик ТР (довольно почтенного возраста) и попросил проконсультировать . Зимнухов от ветил, как говорят моряки, навскидку. Минут через 15 главный механик подошел и сказал : «А вы были правы». И бровью не повел Виктор Николаевич, только заметил: «Был у меня такой случай...» Я поражался его умению слушать и говорить^ Слушал, впитывая твои слова, говорил, не пу ст осл ов вя, а подбирая каждую ф р а з у Т о ч н о и образно. Откуда такая славная лексика у «технаря»? Знает сотни песен, стихов... Впрочем, надо остановиться. Чем же он занимался на промысле? На каждом судне побывал, знал до винтика маши ну, советовал, как* лучше, с минимумом простоя, провести профилактику. Не слал никчемные РДО в порт, не сигнализировал о недостатках, а сам засу чивал рукава и помогал механикам. Лишние руки в море — никогда не лишние. Прочитал я его рейсовый отчет, удивился, уж очень он был злой, не похожий на техническую справку. Коллеги же по-дружески посоветовали, мол, убери критику, себе будет дороже. Я .знал , что ему предстоит после рейса зарубежная командировка, и потому спросил: «Не скажется ли такой довольно резкий отчет на твоем благополучии, не пожалеешь о том?» Он, усмехнувшись, процитировал Высоцкого: «Я не люблю себя, когда я трушу, Я не люблю, когда невинных бьют. Я не люблю, когда мне лезут в душу, Тем более — когда в нее плюют». ...В середине февраля Виктор Николаевич^ Зимну хов позвонил мне из Москвы. Он улетал работать в Мавританию заместителем постоянного представите ля Министерства рыбного хозяйства ССС Р . А. ВИЛОВ. (Наш спецкор.). Атлантика — Мурманск. 18 марта 1S88 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz