Рыбный Мурман. 1988 г. Март.

8 Заметки журналиста З АЧЕМ в море штабы? И сами мучаются от безделья, и нам мешают работать». «Может быть, начальник н нужен. А остальные? Чего-то контролируют, ревизнруют, о чем-то сообща­ ют в «Севрыбу», на флоты. Потом с берега нам идут «втыки». Нужна ли эта переписка? Не проще ли решить проблемы на месте?» «То ли дело флагманские специалисты. И нала­ дят, и посоветуют... А от «штабистов» — никакой помощи». «Сидят по каютам, «строгают» бумаги. А нет чтобы выйти к людям, побеседовать с ними. Не­ ужели им нечего рассказать морякам?» Вот только самая малая часть рассуждений ры­ баков о деятельности штабов промысловых районов. Что такое АЧА? 150 суток, почти полгода, руководил штаб пром- района работой судов в антарктической части Атлан­ тики, или, короче, в А ЧА . Район, не похожий на другие. Взгляните на карту Южной Атлантики ниже 50 градусов южной широ­ ты. Вот здесь, около Антарктиды, и промышляют мурманские рыбаки. Но далеко не каждый час. Циклоны идут один за одним. Из полутораста дней и ночей 43 суток свирепствовали штормы. По проливу Дрейка, как по аэродинамической трубе, свистят циклоны. Только в сентябре 20 дней буше­ вал ветер силой 20 метров в секунду. Каково? И в условиях, когда вокруг айсберги и льды-«щенки», которые, пожалуй, пострашнее громадин-глыб. Весом но 2 0— 30 тонн, они почти незаметны для глаза, ибо только небольшая верхняя часть торчит, над водой, но если судно попадет на «щенок», то про­ боины не миновать.- Лет десять, утверждают специалисты, в А Ч А не было такой тяжелой ледовой обстановки и кош­ марной погоды. Да еще, по мнению газеты «Прав­ да» (19 декабря 1987 г.), где-то здесь витает озон­ ная дыра. Не оттого ли иной раз стрелка баромет­ р а прыгает, как ужаленная, атмосферное давление сильно колеблется? И раскалывается голова... Ни одна таблетка не помогает... Словом, как считают специалисты, не совсем по­ нятные процессы происходят в океане. И для того чтобы вывести промысловиков на рыбу, тут нужно сверхсовершенное оборудование, но важнее — кон­ центрация усилий не только ученых П И Н РО и пром­ разведки, но и центральных институтов, ведомств. Чего здесь, в А ЧА , нет. * Вроде бы на таких больших просторах можно и раз­ гуля ть ся . Ан нет. У одного из островов, где ведется ра з гру зка судов, сущес твуе т рыболовная зона. И перед входом в нее траулер обязан убрать с палубы все про­ мысловое снаряжение , иначе — штрафы , лишение дип­ ломов... А транспортники , порой не зная э ти х обстоя­ тельств , почем зря кроют крепкими словами рыбаков, которые (естественно!) подходят к ТРам не подготовлен­ ными к перегрузке . Жаль , конечно, что время теряется , но т у т уж — никуда не деться, не швартоваться же в открытом море... Так что и погода, и прочие обстоятельства делают свое «черное» дело. Попробуй выполнить задание, когда, скажем, ППР должен в сутки выловить 40 тонн. А фактически получается не более 15 —20. Кого т у т винить? Разве что Нептуна ... И вот тут-то вступал в силу перефразированный з а ­ кон: один в море не воин. Капитаны честно делились информацией др у г с другом, подзывая к себе другое судно, если «сели на хвост» рыбе, не таились . (Вспоминаю, к а к в другом промрайоне, ЦВА, один из капитанов жаловался : «Здесь каждый сам за себя, на­ пал на иосяк, и — молчок, никому ни слова. Нет, что ни говорите, а прежней десяти — пятнадцатилетней дав­ ности дружбы, взаимопомощи между тралфлотовскими капитанами не стало».) И последнее для характеристики АЧА : промыс­ ловые суда (ППР , БМРТ ) по 5— 7 лет не были в Мурманске. Некоторым год-два осталось «до пен­ сии», точнее, до «иголок». Свое отработали. А ре­ монт, который ведется в инпортах, не во всем и не всегда удовлетворяет экипажи. Но это — тема дру­ гого разговора. Начальник АЧА Вот. и управляй тут на необозримых просторах, где малейшая ошибка может обернуться потерями сотен тысяч рублей. Работающим в этом районе по­ счастливилось. Здесь «царствует» почти 10 лет на­ чальник А Ч А Александр Федорович Цимбалюк. Кстати, сегодня ему исполняется 50 лет. С юбилеем! «Повезло тебе, с таким прекрасным человеком встре­ тишься ...» . «Голос никогда не повысит: зато настрое­ ние всегда поднимет». «Его не захочешь , а ^послуша­ ешься ...» «Не помню, чтобы на него кто-то обижался». «Он очень любит людей w4 никогда не обижает мх, хотя права имеет большие». Вот что слышал я на берегу, когда собирался в АЧА . И надо ска зать , что действи­ тельнос ть превзошла все ожидания. ...У Цимбалюка нет проблем. По крайней мере, он ни­ когда и никому их не показывает. «А зачем людям портить настроение?» — спрашивает с улыбкой, — здесь же, дорогой, море!» Он никогда не жалуется . Жил в медицинском изоляторе на ППР и в каюте вто­ рого штурмана ТР , хотя помещение начальника пром- района занимал помполит судна . Не просил, не требо­ вал предоставить соответствующие ран гу условия. Не­ до су г было. «Он вообще, наверное, не отдыхает, когда бы ни по­ звал на связь, всегда т у т как т у т , — делился со мной капитан-директор БМРТ «Аскания» Л . И. Ннонников. И это сущая правда. Даже когда передал свои дела сменившему его н а ­ чальнику промрайона, регулярно выходил на перегово­ ры с судами, интересовался , помогал словом, что-то выбивал, кого-то на бзре гу теребил. Но что удивительно: капитаны судоа (хотя и отошел Т Р со штабом чуть ли не и экватору) советовались с ним, просили о чем-то... Можно рассказать о его методе организации про­ мысла: он считает каждую копейку, учитывая ин­ тересы и рыбаков, и транспортников, никому из них не отдавая предпочтения, ставя во главу угла инте­ ресы Дела. Можно рассказать о том, что всегда говорит только правду, какая бы горькая она не была. Вла­ дея полным банком информации, не засекречивает ее и не рождает на промысле слухи, домыслы, обиды. Можно рассказать о его тесных контактах с уче­ ными, специалистами промразведки, на которых он надеется, как на себя, и которым верит, на что ему и отвечают взаимностью; вот почему не преследует, в А Ч А промразведка свои узковедомственные инте­ ресы. Можно... Но, по-моему, суть управления состоит не в том. как править, а как быть Человеком на высокой должности. Если же стержень гнилой, никакие уни­ верситеты не помогут стать Мастером. Знаю (слышал не раз), есть такие начальники промраионов, на которых рыбаки и моряки в обиде, пак здесь быть? Видимо, ответ один: подбор кад­ ров на эту должность должен быть гласным и ре­ шаться не сразу, вдруг, на совете директоров, а путем широкого обсуждения на флотах с учетом мнений капитанов. «Я не люблю себя, когда я трушу...» Правой рукой (первым замом) у А. Ф . Цимбалю­ ка был заместитель по промыслу Валерий Николае­ вич Подольский. Мягкий, вежливый, осторожный, сомневающийся, безотказный. Бывший судоводи­ тель, теперь он занимался вопросами: где, как, чем и что ловить. Доставалось ему в А Ч А крепко’. По­ судите: дно неровное, тралы рвутся, поведение рыб и непищевых объектов — непонятное, а промысло­ вики требуют: помогай, штаб. Вот. и бегал Подоль­ ский с одного судна на другое, учил тралмейстеров и капитанов. Правда, не всегда все обходилось глад­ ко. Так. в частности, «скисла» рыбалка у БМРТ «Волгобалт». — «Упирался» с тарший мастер лова, не хотел, чтобы я пересел. И все-таки мы настояли на своем. Кое-что посоветовал, рекомендации мои приняли, а через сутки пароход заработал. Не подумайте, что 15ью себя в грудь, вот, мол, какой. Это — обыкновенная, будничная ра­ бота, — рассказывает Валерий Николаевич. Он увлеченно, проглатывая слова, говорит и говорит о тралах , которые уловистее и легче на Северном бас­ сейне, чем в сЗапрыбе» и «Азчеррыбе», лоназывает свои разработки тралов и — спорит, спорит... При всей мягкости х ар ак тера — тверд, как скала, когда дело касается его принципов, его убежденности. «Почему о т с тае т ППР «Грумант»?» — спросил я По­ дольского. «Трудно сказать , — ответил, — скорее всего, просто не повезло, бывает же так...» «Ерунда , — вступил в разговор заместитель начальни­ ка промрайона по безопасности Александр Владимиро­ вич Баланов, — работать не хотят» . «Ну, знаешь .., — обиделся Подольский, — где ты видел рыбаков, которые шли в море дурака валять?» Меня всегда настораживала с людях эданая кавале­ рийская категоричность , раз — и отрубил. Ирутым, ви­ димо, был в свое время капитан Баланов. Но э т а рез­ кость в условиях штаба не проявлялась тогда, когда он вел советы. По крайней мере, я лично этого не зидел. Может быть, сказывалось прису тствие Цимбалюка? Ве­ роятно, так . Жил Александр Владимирович в каюте вместе с помощником начальника промрайона по производ­ ству Алексеем Михайловичем Костенко, бывшим за ­ местителем генерального директора объединения «Ленрыбпром». Что привело его в «Севрыбу»? Он не скрывает — проза жизни, то бишь зарплата. Быст­ ро, с лету, может ответить на любой вопрос (чувст­ вуется хорошая профессиональная закваска). Толь­ ко вот ему, как одному из руководителей промысла, в А Ч А было совсем непросто. Конечно, проблем было куда меньше, если бы стояли конвейеры, куда рыба входит, а выходит уже в банке с горчичным соусом (как утверждают очевидцы, есть такие ли­ нии, которые выпускает фирма «Баадер»), Увы... В А Ч А морякам такая техника и не снилась. Впрочем, дадим слово А. М. Костенко: — Экипажи судов вынуждены собственными силами изготавливать технологическое оборудование, разделоч­ ные машины. Изобретают устройства по удалению плав­ ников, дру гие машины... Они ведь ох нак нужны, осо­ бенно при сокращенных ш та тах . Кое у кого получает­ ся , но чаще всего нет, остается одна надежда на шке- рочный нож. Здесь нужны комбинированные, быстро ме­ няющиеся линии заводского изготовления, а не само­ делки. К тому же по нрохам присылают и з порта не­ ржавейку, а электродов вообще дается 12 килограммов на рейс. («А если пройтись по судоверфи, то можно наи- ти сотни валяющихся электродов», — вставил свое ка ­ тегоричное А. В. Баланов.) Что зависит в такой ситуации от помощника по производству? Мало что... Поражал своей работоспособностью помощник начальника по радиосвязи Вячеслав Лукич Разува- ев. Стоял вахту, принимая и отсылая радиограммы, сводки (уж чего-чего, а бумаг плодил и получал штаб предостаточно), в то же время решая и пром- районовские проблемы связи. А их здесь немало. Задыхались до последнего времени радиооператоры от некоторых рьяных про­ изводителей РДО. Если учесть, что на отдельных судах штаб радистов сокращен, если брать во вни­ мание, что большая часть ценных указаний «бесцен­ ная» (читай: пуст-ая), то есть над чем поломать го- ^ лову. Но в октябре — ноябре прошлого года бумаж­ ный поток иссяк*. Не скажу, что это — заслуга Луки­ ча (как зовут его коллеги), тем не менее руку к уни­ чтожению бесполезной переписки он приложил. Еще три года назад я с ним встречался в Баренцевом море, и уже тогда он, будучи в той же должности, боролся с бумаготворчеством, правда, без успеха. Н о пришли и другие времена... А теперь бьется за то, чтобы моряки имели воз­ можность в любое время суток поговорить из этого дальнего района с домом по радиотелефону. Как это сделать? Через Москву? Но тут — тех­ нические неувязки, частотный канал забивается ино­ странцами. Через радиоцентры других бассейнов? Тогда нашим флотам надо перевести энную сумму, скажем, радиоцентру в Клайпеде. А флоты жалуют­ ся, жаль копеек..-. Но если бы видели финансозажи- матели, как меняется к лучшему настроение чело­ века, поговорившего с женой, сыном, матерью... Нет, это надо видеть, впрочем, лучше поговорить с моря самому. Жаль, что прнходит-ся занимать дефицит­ ную газетную площадь банальными истинами... Не терял расположения духа экономист Алексей Николаевич Дворников. А с чего бы ему расстраи­ ваться, спросите. Было с чего. Он знал/ что идет с этого рейса под сокращение, значит, где-то надо ис­ кать работу. А где? Как бывший судоводитель, де­ квалифицировался, как экономист... Извините, нр где, как не в море, на переднем фланге борьбы зШ хозрасчет, иметь человека, умеющего экономически анализировать промысловую ситуацию, оперативно воздействовать на нее? А то, что А. Н. Дворников это любит и умеет, — неоспоримо, так мне казалось, так считает и А. Ф . Цимбалюк. Есть (безусловно) кого сокращать в штабе. Но, по-моему, не экономи­ ста. Теперь же хочу поделиться впечатлениями о че­ ловеке, с которым в рейсе по-настоящему подружил­ ся. Виктор Николаевич Зимнухов, заместитель начальника промрайона по технической эксплуатации . (Боюсь сбить­ ся на телеграфный стиль, ибо почему-то для оценки хо­ рошего человека трудно подобрать подходящие слова). Ушел из дома в Кронштадскую школу моряков, прово­ жаемый слезами матери и недовольством отца («пожа­ леешь, сынок»), который даже взял с него расписку , мол, претензий к родителям не /имею. Потом средняя, высшая мореходки. Вырос до старме- х а на БАТах . Все было: и ЧП, и пожар в машинном отделении, и выговоры. Но никогда никого не ставил под Удар, все брал на себя (он мне ото говорил, я ему верил на слово). -И еще. Это Профессионал с большой буквы. Недаром его не раз командировали в инпорты, где ремонтируются наши суда. Изучал, проверял, да­ вал рекомендации... Я был очевидцем того , как к нему подошел главный механик ТР (довольно почтенного возраста) и попросил проконсультировать . Зимнухов от­ ветил, как говорят моряки, навскидку. Минут через 15 главный механик подошел и сказал : «А вы были правы». И бровью не повел Виктор Николаевич, только заметил: «Был у меня такой случай...» Я поражался его умению слушать и говорить^ Слушал, впитывая твои слова, говорил, не пу ст осл ов вя, а подбирая каждую ф р а з у Т о ч н о и образно. Откуда такая славная лексика у «технаря»? Знает сотни песен, стихов... Впрочем, надо остановиться. Чем же он занимался на промысле? На каждом судне побывал, знал до винтика маши­ ну, советовал, как* лучше, с минимумом простоя, провести профилактику. Не слал никчемные РДО в порт, не сигнализировал о недостатках, а сам засу­ чивал рукава и помогал механикам. Лишние руки в море — никогда не лишние. Прочитал я его рейсовый отчет, удивился, уж очень он был злой, не похожий на техническую справку. Коллеги же по-дружески посоветовали, мол, убери критику, себе будет дороже. Я .знал , что ему предстоит после рейса зарубежная командировка, и потому спросил: «Не скажется ли такой довольно резкий отчет на твоем благополучии, не пожалеешь о том?» Он, усмехнувшись, процитировал Высоцкого: «Я не люблю себя, когда я трушу, Я не люблю, когда невинных бьют. Я не люблю, когда мне лезут в душу, Тем более — когда в нее плюют». ...В середине февраля Виктор Николаевич^ Зимну­ хов позвонил мне из Москвы. Он улетал работать в Мавританию заместителем постоянного представите­ ля Министерства рыбного хозяйства ССС Р . А. ВИЛОВ. (Наш спецкор.). Атлантика — Мурманск. 18 марта 1S88 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz