Рыбный Мурман. 1988 г. Март.

6 О режиме рабочего времени и отдыха плавсостава П РЕДЛАГАЕМЫЙ на обсуждение проект «Положения о режиме рабочего времени и времени отдыха плавсостава судов флота рыбной промышленности» |«РМ» № 7 от 19 февр. 1988 г.) содер» жит спорные положения и неточности, которые недопустимы в та« ком важном документе. Редакция изложения данного проекта рассчитана на то, что ты­ сячи рыбаков, если уж не имеют на руках постановлений ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС со всеми приложениями, то, по крайней мере, каждый из них, находясь в районе промысла, имеет Кодекс закона о труде. Внимательное прочтение проекта положения убеждает з том, что рыбаку надо согласиться с тем, что есть приложения, постановле­ ния, о содержании которых ему придется лишь догадываться. «Положение о режиме рабочего времени и времени отдыха плавсостава судов флота рыбной промышленности)»- является осно­ вой трудовой деятельности, отдыха рыбака и его семьи, поэтому каждое слово этого документа должно быть понятным, однознач­ ным, не допускающим двусмысленного толкования. рыбаков о позиций человече*» ского фактора? Пункт 7. В конце пункта до­ бавить* «расположенного на территории СССР». Пункт 9. После суточной вах­ ты предоставлять три дня от­ дыха, а не два, или два дня от^ гула и переработку за 3 часа {24 часа : 3= 8 часов; 7 час.ХЗ = 21 час-j 24 час, —21 час.== 3 час.). В этом пункте требует уточнения и замены понятие «дежурство», т, к» при нахож­ дении судна в эксплуатации на нем несут вахту, а не дежур­ ство, и личный состав несет от­ ветственность, как на вахте, а КПСС , Совета Министров СССР и ВЦСПС № 1115 от 17 сентября 1986 года, где ска­ зано, что для рабочих на ра­ ботах с тяжелыми и вредными условиями труда производят­ ся доплаты в размере до 12 процентов тарифной ставки и на работах с особо тяжелыми условиями труда до 24 процен­ тов тарифной ставки (оклада). В приложении к постановле­ нию Госкомтруда СССР и Сек­ ретариата ВЦСПС от 2 октяб­ ря 1986 года № 380 (22—67 в «типовом перечне работ с тя­ желыми и вредными, особо тяжёлыми и особо вредными ября 1986 года № 460). Пункт 15. Изложение этого пункта необоснованно и вызы­ вает удивление, почему не подлежит оплате погрузка на суда, например: жидкого топ­ лива, смазочных материалов, тары, соли, продуктов. Все виды этих грузов вклю­ чены в «перечень грузов, по­ грузка и разгрузка которых оплачивается по повышенным тарифным ставкам в связи с вредными условиями труда». (Приложение к постановлению Госкомтруда СССР и Секрета­ риата ВЦСПС от 3 ноября 1986 года № 460 (26—60). Обсуждаем проект ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПУНКТАМ Пункт 1. В проекте Положе­ ния указывается, что оно рас­ пространяется только на плаз- соста.з производственных су­ дов. Необходимо, чтобы Поло­ жение распространялось на экипажи всех судпз Минрыб- хозз СССР. Пункт 2. «Все еолросы оабо- чего времени и времени отды­ ха, не предусмотренные на­ стоящим Положением, регу­ лируются общими нормами трудового законодательства СССР», следует дополнить: «и Законом СССР о государст­ венном предприятии (объеди­ нении)». Пункт 3. Изложить а следую­ щей редакции: «Для плавсо­ става судсз флота рыбной про­ мышленности установить пяти­ дневную рабочую неделю с дзумя еженедельными днями отдыха». Последний абзац пункта 3 «Продолжительность вахт и смен в ночное зрем я не сокращается» дополнить: «Доплата за ночное зремя ра­ боты производится i3 следую­ щих размерах согласно отра­ ботанному времени, *з сооизет- ctibии с пунктом 9а постанов­ ления ЦК КПСС, Ссзега ААини- стров СССР и ВЦСПС № 194 от 12 февраля 1987 года: «До­ плату за работу з вечернюю смену в размере 20 проценгез, а за работу а ночную смену — 40 процентзз часовой та­ рифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующей смене, и далее включить: «предостав­ лять дополнительный отпуск в соответствии с пунктом 96»: «Дополнительные отпуска ра­ ботникам, работающим в две смены, из расчета по одному дню за каждые отработанные два года, но не более дзух дней, а работающему в три смены — по одному дню за каждый отработанный год, но не более четырех дней». Пункт 4. В постановлении ЦК КПСС , Совета Министров СССР и ВЦСПС № 1115 о т ' 17 сентября 1986 года в пункте 15 приложения 14 записано: «Доплата за часы переработки сверх нормального рабочего времени плавающему составу судов производственного фло­ та, а также буксирных транс­ портных и служебно - вспомо­ гательных судов, на которых не представляется возможным организовать трехсменную ра­ боту, производится за каж­ дый день работы в пери­ од промысла (эксплуатации) до 80 процентоз дневного должностного оклада. При этом, если для судов произ­ водственного флота указанная доплата включается в сдель­ ные расценки, максимальный размер ее может устанавли­ ваться до 100 процентоз долж­ ностного оклада. Порядок установления до ­ плат за часы переработки оп­ ределяется МРХ СССР по со­ 18 марта 1988 года Нужна коренная переработка гласованию с ЦК профсоюза работников рыбного хозяйст­ ва». Практика включения доплат в сдельные расценки узакони­ ла уравниловку в оплате труда плавсостава, так как сдельные расценки для данного вида продукции являются единым для всего экипажа, сдельный заработок распределяется по паям и зависит от стоимости одного пая, равного для всех членов экипажа, и количества паев по должностным окла­ дам. Доплаты за часы перера­ ботки сверх нормативного ра­ бочего времени следует иск­ лючить из сдельной расценки и производить дифференци- розанно, как это было ранее, то есть по установленному проценту от должностного ок­ лада за фактическое время работы на промысле. Это по­ зволит восстановить на судах один из важнейших принципов социализма — оплата по тру- ДУ- Пункт 5. Максимальная про­ должительность рабочего вре­ мени установлена для каждого члена экипажа 12 часов, фак­ тически для комсостаза рабо­ чий день составляет 14 часов: 8 — вахта, 3,5 — подвахта; прибытие на вахту за 15 ми­ нут до ее начала — 30 минут (2 вахты по 15 минут), 2 часа — работа по заведованию (обыч­ но это занимает более двух часов), заполнение вахтенных журналов и другой судовой документации производится после вахты в личное время; итого — 14 часоз. Следовательно, максималь­ ная продолжительность рабо­ чего времени для комсостаза, установленная в пределах 12 часоз, не соответствует дейст­ вительности. Пункт 6. Максимальные сро­ ки пребывания экипажей су­ дов в море, как сказано в этом пункте, устанавливаются Минрыбхозом СССР по согла­ сованию с ЦК профсоюза ра­ ботников рыбного хозяйства. А где же мнение Министерст­ ва здравоохранения СССР? Тем более что врачи установили максимальную продолжитель­ ность пребывания рыбака в здоровом состоянии в море (на промысле) — на пределе 90 суток. Сегодня, когда июнь­ ский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС поставил задачу корен­ ной перестройки управления экономикой на основе демо­ кратизации управления и все­ мерной активизации человече­ ского фактора, «не вписывает­ ся» в заботу о рыбаке опреде­ ление максимальных сроков непрерывного пребывания эки­ пажей судов в море в зависи­ мости от категории судов по размерам между перпендику­ лярами, которые введены в действие приказом Минрыбхо- за СССР от 3 июля 1986 года N2 358. Может быть, ЦК проф­ союза работников рыбного хо­ зяйства решит этот вопрос для не на дежурстве. В конце пункта 9 необходимо добавить: «В исключительных случаях отдых предоставляется после окончания рейса. Данное предложение связа­ но с тем, что в силу произ­ водственной необходимости некоторые члены экипажа из командного состава после су- .точной вахты не могут исполь­ зовать двое суток отдыха. В этом случае правомерно было бы эти дни суммировать и при­ соединять их к очередному отдыху. Пункт 12. Изложить этот пункт в следующей редакции: «В целях недопущения порчи рыбы и рыбопродукции капи­ тан, по согласованию с судо­ вым комитетом профсоюза, может привлекать а море всех членов судсзого экипажа, за исключением женского персо­ нала, к работам по обработке и уборке рыбы сверх норма­ тивного рабочего времени. Члены судового экипажа, непосредственно принимавшие участие в этих работах, полу­ чают дополнительную сдель­ ную заработную плату за вы­ работанную продукцию в со­ ответствии со специально оформленными нарядами (с начислением на нее премии, районного коэффициента, по­ лярной надбавки и, кроме то­ го, за часы переработки сле­ дует производить доплату в установленном размере от должностного оклада, за фак­ тически отработанное время). В такой редакции и при та­ ком дополнительном мате­ риальном стимуле члены под- вахты будут заинтересованы в выходе на уборку рыбы. Одно­ временно производственный персонал будет заинтересован в повышении производительно­ сти труда и качественной об­ работке рыбы без привлече­ ния подзахты, что соответст­ вует положению о внутрипро­ изводственном хозрасчете на судах. В этом случае не пона­ добятся действия администра­ тивной «дубинки», члены эки­ пажа будут чувствовать себя раскрепощенными и с хоро­ шим настроением выходить на подзахту. Женщин привлекать на подзахту только с их согла­ сия. Если пункт 12 оставить в Положении так, как он изло­ жен, то восторжествует ко­ мандно - административный метод управления и уравни- лозка в оплате труда на су­ дах. Проект Положения о режи­ ме рабочего времени и вре­ мени отдыха плезсостаза су­ дов флэта рыбной промыш­ ленности «обошел молчанием» пункт 7 постановления ЦК условиями труда, на которых могут устанавливаться допла­ ты рабочим за условия труда на предприятиях рыбной про­ мышленности», к работам с • тяжелыми условиями труда от­ несены, например: варка рыб­ ной муки, упаковка рыбной муки, вытопка жира, мойка сырья, полуфабрикатов и мо­ репродуктов вручную; раздел­ ка — резка рыбы, морепро­ дуктов вручную; посол рыбы, морепродуктов вручную; очи­ стка котлов, танков от жира; уборка рыбообрабатывающих цехов и т- Д« Следовательно работа рядового плазсостава характеризуется тяжелыми и вредными условиями труда, и они имеют право на доплату. Командный состав также имеет право на доплаты за вредные условия труда в раз­ мере до 12 процентов, а при особо вредных условиях до 24 процентов должностного окла­ да, в соответствии с пунктом 14 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС № 1115, где сказано: «Устанавливать мастерам, на­ чальникам участков и цехов, другим специалистам и служа­ щим при их постоянной заня­ тости (не менее 50 процентов рабочего времени) на участ­ ках, в цехах и на производст­ вах, где более половины рабо­ чих получают доплаты за вред­ ные условия труда, аналогич­ ные доплаты в размере до 12 процентов, а при особо вред­ ных условиях труда — до 24 процентов должностного окла­ да». Необходима доплата за вредность судоводительскому составу, так как он постоянно в течение всей вахты находит­ ся в зоне действия электро­ магнитных полей, назодимых работающими электрорадиона- вигационными приборами (из­ лучающими высокие и сверх­ высокие частоты). Пункт 14. Добавить, что при привлечении членов экипажа к погрузке-выгрузке в море и порту следующих грузов: «ры­ ба и морепродукты соленые, мороженая в картонных ящи­ ках, мешках, тюках и навалом; рыбная мука; рыбий жир и гракса. в танках, эти работы оплачиваются по повышенным тарифным стазкам, в связи с вредными услозиями труда, согласно приложению к поста­ новлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 но- Проект данного Положения разработан Министерством рыб­ ного хозяйства СССР. Его обсуждение проводится по всем бас­ сейнам. Предложения собирают ВРПО и обкомы профсоюза ра­ ботников рыбного хозяйства, публикуются в отраслевой печати. Доработка проекта будет произведена, с учетом предложений, в МРХ и ЦК профсоюза, а утвердят Положение Госкомтруд и ВЦСПС. Перегрузочные работы в море, в порту, на рейде необ­ ходимо оплачивать отдельно, и их оплата не должна входить ни а должностные оклады, ни в сдельные расценки. Пункт 16. Требуется разъяс­ нение по поводу дополнитель­ ного отпуска — 12 дней — за рзботу на промысле. В этом пункте необходимо сделать расшифровку продолжительно­ сти отпуска рядового и ко­ мандного состава с учетом ра­ боты во вредных условиях тру­ да. Одновременно требует свое­ го решения вопрос о продол­ жительности отпуска у капита­ нов судов. Предлагаем решить вопрос о назначении пенсии плавсоставу с 50 лет за 20 ка­ лендарных лет работы в плаз- ТЙ составе. Пункт 13. Последний абзац: «При согласии членов экипа­ жа дни- отдыха могут им пре­ доставляться во время нахож­ дения судна в море» — счи­ тать недоразумением и исклю­ чить из проекта Положения. А в целом пункт 18 изложить в следующей редакции: «За ра­ боту (несение вахты) в ежене­ дельный день отдыха (воскре­ сенье) или праздничный день предоставляется другой день отдыха только в отечествен­ ном порту и только по согла­ сию рыбаков. АВАРИЙНЫЕ - И АВРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ В пункте 23 подпункт «е» вычеркнуть, как устаревший и по-морскому безграмотный. Подпункт «з» исключить. Пункты 22, 23 пересмотреть с целью грамотного их изло­ жения. В целом проект Положения ^ требует коренной переработки в соответствии с решениями июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС и Законом СССР о государственном предприятии, (объединении), поэтому он не может быть принят даже за оснсзу. И. РОГАЧЕВА, доцент МВИМУ имени Ленинского комсомола, А. КИЛЬЧЕВ- СКИЙ, капитан-директор Мурманского тралового флота и другие (всего 167 подписей капитанов, стар­ ших, вторых и третьих по­ мощников капитанов, инже­ неров береговых служб, курсантов МВИМУ). РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz