Рыбный Мурман. 1988 г. Март.
6 О режиме рабочего времени и отдыха плавсостава П РЕДЛАГАЕМЫЙ на обсуждение проект «Положения о режиме рабочего времени и времени отдыха плавсостава судов флота рыбной промышленности» |«РМ» № 7 от 19 февр. 1988 г.) содер» жит спорные положения и неточности, которые недопустимы в та« ком важном документе. Редакция изложения данного проекта рассчитана на то, что ты сячи рыбаков, если уж не имеют на руках постановлений ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС со всеми приложениями, то, по крайней мере, каждый из них, находясь в районе промысла, имеет Кодекс закона о труде. Внимательное прочтение проекта положения убеждает з том, что рыбаку надо согласиться с тем, что есть приложения, постановле ния, о содержании которых ему придется лишь догадываться. «Положение о режиме рабочего времени и времени отдыха плавсостава судов флота рыбной промышленности)»- является осно вой трудовой деятельности, отдыха рыбака и его семьи, поэтому каждое слово этого документа должно быть понятным, однознач ным, не допускающим двусмысленного толкования. рыбаков о позиций человече*» ского фактора? Пункт 7. В конце пункта до бавить* «расположенного на территории СССР». Пункт 9. После суточной вах ты предоставлять три дня от дыха, а не два, или два дня от^ гула и переработку за 3 часа {24 часа : 3= 8 часов; 7 час.ХЗ = 21 час-j 24 час, —21 час.== 3 час.). В этом пункте требует уточнения и замены понятие «дежурство», т, к» при нахож дении судна в эксплуатации на нем несут вахту, а не дежур ство, и личный состав несет от ветственность, как на вахте, а КПСС , Совета Министров СССР и ВЦСПС № 1115 от 17 сентября 1986 года, где ска зано, что для рабочих на ра ботах с тяжелыми и вредными условиями труда производят ся доплаты в размере до 12 процентов тарифной ставки и на работах с особо тяжелыми условиями труда до 24 процен тов тарифной ставки (оклада). В приложении к постановле нию Госкомтруда СССР и Сек ретариата ВЦСПС от 2 октяб ря 1986 года № 380 (22—67 в «типовом перечне работ с тя желыми и вредными, особо тяжёлыми и особо вредными ября 1986 года № 460). Пункт 15. Изложение этого пункта необоснованно и вызы вает удивление, почему не подлежит оплате погрузка на суда, например: жидкого топ лива, смазочных материалов, тары, соли, продуктов. Все виды этих грузов вклю чены в «перечень грузов, по грузка и разгрузка которых оплачивается по повышенным тарифным ставкам в связи с вредными условиями труда». (Приложение к постановлению Госкомтруда СССР и Секрета риата ВЦСПС от 3 ноября 1986 года № 460 (26—60). Обсуждаем проект ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПУНКТАМ Пункт 1. В проекте Положе ния указывается, что оно рас пространяется только на плаз- соста.з производственных су дов. Необходимо, чтобы Поло жение распространялось на экипажи всех судпз Минрыб- хозз СССР. Пункт 2. «Все еолросы оабо- чего времени и времени отды ха, не предусмотренные на стоящим Положением, регу лируются общими нормами трудового законодательства СССР», следует дополнить: «и Законом СССР о государст венном предприятии (объеди нении)». Пункт 3. Изложить а следую щей редакции: «Для плавсо става судсз флота рыбной про мышленности установить пяти дневную рабочую неделю с дзумя еженедельными днями отдыха». Последний абзац пункта 3 «Продолжительность вахт и смен в ночное зрем я не сокращается» дополнить: «Доплата за ночное зремя ра боты производится i3 следую щих размерах согласно отра ботанному времени, *з сооизет- ctibии с пунктом 9а постанов ления ЦК КПСС, Ссзега ААини- стров СССР и ВЦСПС № 194 от 12 февраля 1987 года: «До плату за работу з вечернюю смену в размере 20 проценгез, а за работу а ночную смену — 40 процентзз часовой та рифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующей смене, и далее включить: «предостав лять дополнительный отпуск в соответствии с пунктом 96»: «Дополнительные отпуска ра ботникам, работающим в две смены, из расчета по одному дню за каждые отработанные два года, но не более дзух дней, а работающему в три смены — по одному дню за каждый отработанный год, но не более четырех дней». Пункт 4. В постановлении ЦК КПСС , Совета Министров СССР и ВЦСПС № 1115 о т ' 17 сентября 1986 года в пункте 15 приложения 14 записано: «Доплата за часы переработки сверх нормального рабочего времени плавающему составу судов производственного фло та, а также буксирных транс портных и служебно - вспомо гательных судов, на которых не представляется возможным организовать трехсменную ра боту, производится за каж дый день работы в пери од промысла (эксплуатации) до 80 процентоз дневного должностного оклада. При этом, если для судов произ водственного флота указанная доплата включается в сдель ные расценки, максимальный размер ее может устанавли ваться до 100 процентоз долж ностного оклада. Порядок установления до плат за часы переработки оп ределяется МРХ СССР по со 18 марта 1988 года Нужна коренная переработка гласованию с ЦК профсоюза работников рыбного хозяйст ва». Практика включения доплат в сдельные расценки узакони ла уравниловку в оплате труда плавсостава, так как сдельные расценки для данного вида продукции являются единым для всего экипажа, сдельный заработок распределяется по паям и зависит от стоимости одного пая, равного для всех членов экипажа, и количества паев по должностным окла дам. Доплаты за часы перера ботки сверх нормативного ра бочего времени следует иск лючить из сдельной расценки и производить дифференци- розанно, как это было ранее, то есть по установленному проценту от должностного ок лада за фактическое время работы на промысле. Это по зволит восстановить на судах один из важнейших принципов социализма — оплата по тру- ДУ- Пункт 5. Максимальная про должительность рабочего вре мени установлена для каждого члена экипажа 12 часов, фак тически для комсостаза рабо чий день составляет 14 часов: 8 — вахта, 3,5 — подвахта; прибытие на вахту за 15 ми нут до ее начала — 30 минут (2 вахты по 15 минут), 2 часа — работа по заведованию (обыч но это занимает более двух часов), заполнение вахтенных журналов и другой судовой документации производится после вахты в личное время; итого — 14 часоз. Следовательно, максималь ная продолжительность рабо чего времени для комсостаза, установленная в пределах 12 часоз, не соответствует дейст вительности. Пункт 6. Максимальные сро ки пребывания экипажей су дов в море, как сказано в этом пункте, устанавливаются Минрыбхозом СССР по согла сованию с ЦК профсоюза ра ботников рыбного хозяйства. А где же мнение Министерст ва здравоохранения СССР? Тем более что врачи установили максимальную продолжитель ность пребывания рыбака в здоровом состоянии в море (на промысле) — на пределе 90 суток. Сегодня, когда июнь ский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС поставил задачу корен ной перестройки управления экономикой на основе демо кратизации управления и все мерной активизации человече ского фактора, «не вписывает ся» в заботу о рыбаке опреде ление максимальных сроков непрерывного пребывания эки пажей судов в море в зависи мости от категории судов по размерам между перпендику лярами, которые введены в действие приказом Минрыбхо- за СССР от 3 июля 1986 года N2 358. Может быть, ЦК проф союза работников рыбного хо зяйства решит этот вопрос для не на дежурстве. В конце пункта 9 необходимо добавить: «В исключительных случаях отдых предоставляется после окончания рейса. Данное предложение связа но с тем, что в силу произ водственной необходимости некоторые члены экипажа из командного состава после су- .точной вахты не могут исполь зовать двое суток отдыха. В этом случае правомерно было бы эти дни суммировать и при соединять их к очередному отдыху. Пункт 12. Изложить этот пункт в следующей редакции: «В целях недопущения порчи рыбы и рыбопродукции капи тан, по согласованию с судо вым комитетом профсоюза, может привлекать а море всех членов судсзого экипажа, за исключением женского персо нала, к работам по обработке и уборке рыбы сверх норма тивного рабочего времени. Члены судового экипажа, непосредственно принимавшие участие в этих работах, полу чают дополнительную сдель ную заработную плату за вы работанную продукцию в со ответствии со специально оформленными нарядами (с начислением на нее премии, районного коэффициента, по лярной надбавки и, кроме то го, за часы переработки сле дует производить доплату в установленном размере от должностного оклада, за фак тически отработанное время). В такой редакции и при та ком дополнительном мате риальном стимуле члены под- вахты будут заинтересованы в выходе на уборку рыбы. Одно временно производственный персонал будет заинтересован в повышении производительно сти труда и качественной об работке рыбы без привлече ния подзахты, что соответст вует положению о внутрипро изводственном хозрасчете на судах. В этом случае не пона добятся действия администра тивной «дубинки», члены эки пажа будут чувствовать себя раскрепощенными и с хоро шим настроением выходить на подзахту. Женщин привлекать на подзахту только с их согла сия. Если пункт 12 оставить в Положении так, как он изло жен, то восторжествует ко мандно - административный метод управления и уравни- лозка в оплате труда на су дах. Проект Положения о режи ме рабочего времени и вре мени отдыха плезсостаза су дов флэта рыбной промыш ленности «обошел молчанием» пункт 7 постановления ЦК условиями труда, на которых могут устанавливаться допла ты рабочим за условия труда на предприятиях рыбной про мышленности», к работам с • тяжелыми условиями труда от несены, например: варка рыб ной муки, упаковка рыбной муки, вытопка жира, мойка сырья, полуфабрикатов и мо репродуктов вручную; раздел ка — резка рыбы, морепро дуктов вручную; посол рыбы, морепродуктов вручную; очи стка котлов, танков от жира; уборка рыбообрабатывающих цехов и т- Д« Следовательно работа рядового плазсостава характеризуется тяжелыми и вредными условиями труда, и они имеют право на доплату. Командный состав также имеет право на доплаты за вредные условия труда в раз мере до 12 процентов, а при особо вредных условиях до 24 процентов должностного окла да, в соответствии с пунктом 14 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС № 1115, где сказано: «Устанавливать мастерам, на чальникам участков и цехов, другим специалистам и служа щим при их постоянной заня тости (не менее 50 процентов рабочего времени) на участ ках, в цехах и на производст вах, где более половины рабо чих получают доплаты за вред ные условия труда, аналогич ные доплаты в размере до 12 процентов, а при особо вред ных условиях труда — до 24 процентов должностного окла да». Необходима доплата за вредность судоводительскому составу, так как он постоянно в течение всей вахты находит ся в зоне действия электро магнитных полей, назодимых работающими электрорадиона- вигационными приборами (из лучающими высокие и сверх высокие частоты). Пункт 14. Добавить, что при привлечении членов экипажа к погрузке-выгрузке в море и порту следующих грузов: «ры ба и морепродукты соленые, мороженая в картонных ящи ках, мешках, тюках и навалом; рыбная мука; рыбий жир и гракса. в танках, эти работы оплачиваются по повышенным тарифным стазкам, в связи с вредными услозиями труда, согласно приложению к поста новлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 но- Проект данного Положения разработан Министерством рыб ного хозяйства СССР. Его обсуждение проводится по всем бас сейнам. Предложения собирают ВРПО и обкомы профсоюза ра ботников рыбного хозяйства, публикуются в отраслевой печати. Доработка проекта будет произведена, с учетом предложений, в МРХ и ЦК профсоюза, а утвердят Положение Госкомтруд и ВЦСПС. Перегрузочные работы в море, в порту, на рейде необ ходимо оплачивать отдельно, и их оплата не должна входить ни а должностные оклады, ни в сдельные расценки. Пункт 16. Требуется разъяс нение по поводу дополнитель ного отпуска — 12 дней — за рзботу на промысле. В этом пункте необходимо сделать расшифровку продолжительно сти отпуска рядового и ко мандного состава с учетом ра боты во вредных условиях тру да. Одновременно требует свое го решения вопрос о продол жительности отпуска у капита нов судов. Предлагаем решить вопрос о назначении пенсии плавсоставу с 50 лет за 20 ка лендарных лет работы в плаз- ТЙ составе. Пункт 13. Последний абзац: «При согласии членов экипа жа дни- отдыха могут им пре доставляться во время нахож дения судна в море» — счи тать недоразумением и исклю чить из проекта Положения. А в целом пункт 18 изложить в следующей редакции: «За ра боту (несение вахты) в ежене дельный день отдыха (воскре сенье) или праздничный день предоставляется другой день отдыха только в отечествен ном порту и только по согла сию рыбаков. АВАРИЙНЫЕ - И АВРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ В пункте 23 подпункт «е» вычеркнуть, как устаревший и по-морскому безграмотный. Подпункт «з» исключить. Пункты 22, 23 пересмотреть с целью грамотного их изло жения. В целом проект Положения ^ требует коренной переработки в соответствии с решениями июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС и Законом СССР о государственном предприятии, (объединении), поэтому он не может быть принят даже за оснсзу. И. РОГАЧЕВА, доцент МВИМУ имени Ленинского комсомола, А. КИЛЬЧЕВ- СКИЙ, капитан-директор Мурманского тралового флота и другие (всего 167 подписей капитанов, стар ших, вторых и третьих по мощников капитанов, инже неров береговых служб, курсантов МВИМУ). РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz