Рыбный Мурман. 1988 г. Март.

п «Рыбного Мурмана» у нас с плавбазой «Маточкин Ш а р » . Так называемую ме­ лочь третьей группы она не брала, а если и принимала, то только на муку. А нам это невыгодно. В то лее вре­ мя эту «мелочь» мы сдава­ ли судам «Запрыбы» первым сортом. Теперь о наболевшем. Нас. рыбаков, волнует то. что на промысле много инспектиру­ ющих лиц, но свою задачу они видят не в том, чтобы помочь нам предупредить нарушения, а поймать, нака­ зать, да построже. Ведь до­ шло до абсурда: балтийским инспекторам платят премию в размере 1000 рублей за задержку «нарушителя». Лучше бы помогли с приоб­ ретением спутниковой аппа­ ратуры... М. В. ЛУКАШЕВИЧ , ка­ питан СТМ «Онежский» Мур- ц- майского тралового флота: — Правильно здесь отме- отойти ни на шаг — это счи­ талось нарушением. Снова — крайность, перегиб... Мо- жет быть, следовало гибче сделать звеньевую систему, с тем чтобы судно по необ­ ходимости само себе избира­ ло звено? Нельзя было выпускать плавбазу «Маточкин Ш а р » в море. Это лее смех: весь флот «на рыбе», а она берет 20 тонн, а в неводах — по 100. Словом, организация промыс­ ла в ЦВА, я имею в виду су­ да кошелькового лова, была неудовлетворительной. Это — мои личные наблюдения, в районе я пробыл полтора ме­ сяца. Сейчас мы достали спут­ никовую навигационную ап­ паратуру и будем устанавли­ вать ее на своих судах. В. А. Попов: — На промысле был за­ меститель начальника пром- района по безопасности К. М. ПРОБЛЕМЫУПРАВЛЕНИЯПРОИЫСЛОИ чали, что район явно пере­ гружен судами, как нашими, так и иностранными. И тут выход, по-моему, не в том, отменять или нет буферную зону. Здесь надо иметь х о ­ роший поисковый флот, ко­ торый бы в случае ухода ры­ бы оперативно рекомендо­ вал запасные участки, объек­ ты лова. То есть работал на перспективу. А коли (пока!) нет таких судов-поисковиков, то надо устанавливать зоны разумно и не делать большо­ го шума, если вдруг (а это вполне возможно) какое суд­ но на 8 0— 100 метров, на чей-то взгляд, пересекло «бу- £ *ф е р » . Нам, капитанам, о с о ­ бенно в том районе, нужны помощь, поддержка инспек­ ции, а не угрозы. Ю . А. ТИМЧЕНКО, пред­ седатель колхоза «Ударник» Мурманского рыбакколхоз- союза: — Вначале о буферной зо ­ не. Я ездил к министру рыб­ ного хозяйства ССС Р , писал письмо и все-таки добился ее отмены. Некоторые счита­ ют, что. мол, акустики глу­ шат рыбу, но это не так, и капитаны это хорошо знают. Считаю, что наличие буфер­ ных зон — большой минус всем, и в первую очередь — «Севрыбе». Да, были, к со ­ жалению, случаи нарушений в других районах, но ведь рыбаки относятся к профес­ сиям особо рискованным, и тут надо делать на это скид­ ку. Конечно, установленную Минрыбхозом С С С Р черту нарушать нельзя, но и сечь » самих себя тоже не следует, ^ тем более отбирать дипломы у капитанов, штурманов и ставить их в жесткие усло­ вия. Нельзя же огульно всех стричь под одну гребенку. А что делала флотинспекция на промысле? Занималась запугиванием капитанов. Суда ходили звеньями, и от звеньевого нельзя было Гирин. Я попал под его «жернова», мол, судно нару­ шило зону. Десять дней при­ шлось потратить на то, что­ бы с меня сняли незаслужен­ ное обвинение, а ведь мог лишиться и диплома. Чего мне это стоило... A. В. РТИЩ ЕВ , замести­ тель начальника Мурманско­ го тралового флота: • — Этот район дает нам не­ малое количество улова. Мы туда послали свои суда-нако­ пители и в определенной сте­ пени решили проблему раз ­ грузки СТМов. И здесь стре­ мимся к тому, чтобы прило­ вы шли на пищевые цели. К сожалению, так уж по­ лучилось (но в том нет ви­ ны флота), что район не был укомплектован флагманскими специалистами, в частности, старшими мастерами лова,- Нам советовали, мол. пере­ ведите их просто тралмейсте­ рами по какому-то судну. Но зачем людей обманывать? Надо этот вопрос решать за­ конным путем. Я поддерживаю выступив­ ших товарищей, что к оче­ редной пУтнне наД° готовить­ ся тщательно. B. В. ШМОНИН , главный капитан флота Мурманской оперативной группы Бело­ морской базы гослова: — Наши траулеры работа­ ют в ЦВА в основном ус­ пешно. СТМы — суда мощ­ ные, быстро набирают груз, а девать его некуда. В про- '^Ршлом году у нас были боль­ шие потери в ожидании вы­ грузки, порой простаивали суда до 15 суток. Проблема решается, приобретены два ППР , которые используют­ ся под накопители груза, правда, сейчас они оба в ре­ монте. Еще одно: нарушения на­ шими капитанами установ­ ленных зон. Мы были выну­ ждены большой контингент капитанов понизить в долж- Мнение капитанов ности. На смену им пришла молодежь, и это, конечно, от­ рицательно сказалось на вы­ лове. П. В. ВИНОГРАДОВ , на­ чальник отдела мореплавания, связи и электрорадионавнга- цин ВРПО «Севрыба» пояс­ нил, что сложная междуна­ родная обстановка, которая имеет место в странах кон­ тинента, у берегов которого ведется лов рыбы, диктует необходимость строго соблю­ дать все меры по установлен­ ному режиму плавания, ве­ дения промысла. — Спутниковая аппарату­ ра, — продолжил Г1. В. Ви­ ноградов, — это не панацея от всех неожиданных ситуа­ ций. Тут выход должен быть другим, а именно: следует прислушаться к мнению ка­ питанов — периодически рай­ ону надо давать возможность «отдохнуть». Ю . М. УТКИН, начальник «Севгосрыбфлотинспекцнн»: — З а период с сентября прошлого года по февраль нынешнего суда Северного бассейна совершили 5 гру­ бейших нарушений режима плавания. Капитаны шли на это сознательно: выключали спутниковую аппаратуру и прочее. Да, суда не оштра­ фованы. Но ведь раньше в других районах государство заплатило не один миллион за подобные нарушения. Тут говорят, мол. инспек­ ция специально ищет кого- то. Да нет! Мы на промысле наблюдаем. А в основном капитаны работают нормаль­ но. Я был противником этой буферной зоны, потому что она никем не контролирует­ ся, то есть туда идет «хапу­ га», а в то же время поря­ дочный капитан остается без плана. Отменили «буфер», строго предупредили капитанов, мол. мы вам доверяем. Но не получилось работы, вновь М. В. ЛУКАШЕВИЧ: — Район явно перегру­ жен судами, как наши­ ми, так и иностранными. Здесь надо иметь поис­ ковый флот, который бы оперативно мог рекомен­ довать запасные участки лова. • В. А. ПОПОВ: - Серьезные трения в ЦВА возникали у нас с плав­ базой «Маточкин Шар». Так называемую мелочь третьей группы она не брала, а запрыбовские суда принимали ее пер­ вым сортом. ® пошли нарушения, и опять ввели буферную зону. Это зависит не от меня, не от моей прихоти. Сознание, к сожалению, еще не подошло к тому, чтобы можно было доверять всем капитанам. И оснащение кораблей не позво­ ляет это сделать, так как многие суда не имеют спут­ никовой аппаратуры. Е. Б. ЛИШНЁВСКИИ , на­ чальник службы эксплуата­ ции управления «Севрыбхо- лодфлот»: — Естественно, что никто не может гарантировать ста­ бильность промысла. Поэто­ му возникают и сложности. Следует, на мой взгляд, оп­ ределить то оптимальное ко­ личество плавбаз на промыс- ле, чтобы рыбаки не лежали в дрейфе и плавбазы не про­ стаивали. Проанализировав работу плавбаз, мы пришли к выво­ ду, что они в этом районе ие- дозагружены. А «Рига» и «Северодвинск» вообще не выполнили рейсовое задание. В последнее время рыба­ ки выражают недовольство работой судов «Севрыбхолод- флота» и по вывозу рыбо­ продукции, и по снабжению. Н о поймите и нас: мы рабо­ таем на пределе наших воз­ можностей. Не можем пол­ ностью вывезти всю рыбо­ продукцию из ЦВА, сложная обстановка и с доставкой топлива. Что нами предпринимает­ ся? Сейчас ведутся перегово­ ры с одной из инофирм, ко­ торая будет принимать от наших судов рыбу. В то лее время флоты должны там иметь свои суда-накопители. Только так можно решить проблему вывоза. И , Д. СКВИ РСКИИ , за­ меститель начальника управ­ ления «Севрыбхолодфлот»: — Я только что вернулся из ЦВА . И скажу, что, по- моему, к этому району отно­ сились все-таки небрелшо. Для него нужна перспектив­ ная. долгосрочная програм­ ма освоения. Очень многое здесь зави­ сит от начальника промрай- она. С приходом сюда на­ чальником Г. Ф . Кагана уста­ новился порядок, чего рань­ ше не было. Промысловики берут по­ многу, и эти уловы обрабо­ тать плавбазам невозмолшо. Говорил капитанам, отсеките косяк, ловите столько, сколь­ ко требуется на сдачу. Увы... Тут. думаю, нужно леестко регулировать промысел, ве­ сти его более разумно. Конечно, возмолчности ры­ бомучных плавбаз не беспре­ дельны, да и техническое их состояние не выдерлсивает критики. Вот почему «Ригу» отправляем на ремонт в ин- порт, а «Северодвинск» спи­ сываем окончательно. * Н а примере этого района ярко видны о р 1 аннзацнонные промахи н недочеты. Оставляет желать лучшего укомплек, тованность флагманскими специалистами. Не решены пробле­ мы вывоза продукции, своевременного обеспечения топли­ вом. Рыбаки страдали от слабой работы плавбаз. Здесь, в жизненно валшом для «Севрыбы» районе, должны быть уч­ тены печальные уроки мойвенных путин... На встрече за «круглым столом» редакции в разговоре о случаях нарушений правил рыболовства возникло и такое суждение: инспекция должна не только наказывать судово­ дителей, но и .активно помогать капитанам, штурманам стро­ го соблюдать режим мореплавания, не ограничиваться толь­ ко функциями контроля. И еще. В присланных в эти дни в редакцию письмах на ранее опубликованные в еженедельнике материалы («Су ­ дят ли победителей», «Какие мы стратеги», «Контроль ради контроля») руководители Главгосрыбфлотинспекцин, В РП О «Севрыба», «Севгосрыбфлотинспекции» рассказали о харак­ терных особенностях оргаш 1 зацнн и ведения промысла в ЦВА . В частности, и. о. начальника Главгосрыбфлотннспек- ции Л. Н. Гулин сообщает в редакцию: «Сложившаяся весь­ ма сложная ситуация требует строжайшего соблюдения су­ доэкипажами всех мер по соблюдению установленного режи­ ма плавания и ведения промысла. В этой связи Главгосрыб- флотинспекции, ее местным органам, руководителям промыс­ ла и судовладельцам предложено принимать самые стро­ гие меры по пресечению нарушений». Думается, эти слова не нуждаются в комментариях. Ну а действенным ответом на ряд критических замечаний, высказанных руководителями контролирующих организаций в адрес журналистов и авторов газеты, можно, наверное, считать сегодняшнюю публикацию мнений всех участников «круглого стола». l i l W I M 18 марта1988 года о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz