Рыбный Мурман. 1988 г. Март.

о Тог что ка ступеньках Дворца культуры и техники имени С. М. Кироса будут выпрашивать «лишние билетики», можно было уга- (Ьть заранее. И ясновидческий дар был здесь излишен. Да, кон­ церты эстрадных «звезд» Яака Йсалы и Анне Вески, состоявшиеся б рамках Дней культуры Эстонской ССР, пользовались у северян очень большой популярностью. Видимо, отчаявшись, кто-то из по­ клонников даже начертал на сугробе рядом с ближайшей останов­ кой транспорта огромными буквами: «БИЛЕТЫ!» Трудно сказать, помогло заклинание или нет, но тем, кто не сумел попасть во дворец, может, послужит некоторым утешением то, что концерт Анне Вески с ансамблем «Нэмо» записан Мурманской студией те­ левидения. А сегодня, накануне Международногоженского дня, мы предлагаем вашему вниманию интервью, которое певица дала кор­ респонденту «Рыбного Мурмана» В. БЕЛЯЕВУ. Вас поздравляет Анне Вески — Анне, с свое время вы учились в Таллинском поли­ техническом инс титуте и одно­ временно занимались пением. Кем же вы хотели ста ть , пос ту ­ пал в вуз с таким далеким от искусства названием? — Честно говоря, я об этом тогда не думала. Учи­ лась на экономиста, училась довольно хорошо, во всяком случае, математика не была для меня трудностью. Но я знала, что какой бы профес­ сией не занималась, все рав­ но буду петь. В самодеятель­ ности, по вечерам — как угодно! Петь для меня всегда было огромной радостью. Просто тогда не нашлось р я ­ дом человека, который бы сказал, что эта радость мо­ жет одновременно быть и профессией, работой. — А потом, надо понимать, такой человек нашелся? — Да нет, получилось са ­ мо собой... Жизнь. Тогда да­ же Яак Иоала не был изве­ стен за пределами республи­ ки. И мы просто не представ­ ляли, что вообще можно за­ воевать популярность в стра­ не, ездить за рубеж. Все это было слишком далеко, почти нереально. Я просто пела, и постепенно открывались ка­ кие-то новые горизонты, воз­ можности... В семьдесят вось­ мом году, когда училась на последнем курсе, Эстонское телевидение организовало конкурс молодых исполните­ лей. Я стала лауреатом. И когда окончила институт, пригласили работать в Эстон­ скую Госфилармонию. — Вот уже несколько лет вы одна из самых любимых э с т р а ­ дных певиц с н?.шей стране . Знаете ли сы секрет популяр­ ности? — Как было бы просто, если бы такой секрет сущест­ вовал! Разгадай его — и больше, не о чем заботить­ ся... Но жизнь гораздо слож­ нее. Почему какую-то песню вдруг запели все кругом? По­ чему тот артист стал популя­ рен? А другой, обладающий, быть может, лучшим голо­ сом, никак не может добить­ ся успеха? Никто не ответит. Иначе не было бы столько неудавшихся, изломанных артистических судеб. Люди выбрали... Или не выбрали — больше тут ничего не скажешь. Конечно, нужно уметь работать. Я очень р а ­ да, что меня этому научили с детства. Музыкальная шко­ ла, спортивная секция, до- машние обязанности — оста­ вался только один свободный вечер в неделю. И оказалось, это очень хорошо. Я научи­ лась доводить дело до конца — вопреки всему. Больше всего на свете не люблю ны­ тиков, которые говорят: «.Вот если бы мне условия да то, да третье — тогда бы я по­ казал!» — И много таких с артисти­ ческой среде? — Да сколько угодно. Их везде достаточно. Ты снача­ ла сделай! А уж тогда мож­ но будет судить... Только ведь и умение работать в на­ шем деле не гарантирует ус­ пеха. Сколько я видела .та­ ких: и труженик, и данные прекрасные — а признания все нет. Несправедливо? На­ верное, да. Но последний судья — зритель, и его сло­ во — закон. — Т у т нельзя обойти и роль средств массовой информации, особенно телевидения. Ведь именно при его помощи публи­ ка главным образом и узнае т о появлении новых певцов, но­ вых произведений. — Конечно, мы очень сильно зависим от телевиде­ ния. Понравится редакторам какая-то песня — ее и будут постоянно показывать на эк­ ране, она, быть может, и ста­ нет популярной. Не всегда выбор редакторов, на мой взгляд, бывает правильным, только тут. пока ничего не поделаешь. Изменения есть, но они крошечные. Скажем, раньше существовал доку­ мент, по которому в эфир могла попасть только песня, текст которой написал член Союза писателей, а музы­ ку — член Союза компози­ торов. Теперь на это уже не обращают внимания. Вот и все. А нужны более сущест­ венные перемены. Чтобы ар ­ тисты могли оказывать реа­ льное влияние на то, какое произведение представить зрителям в первую очередь. радость i A c o u , 1 /& C 0 /V 0 с о < у г * - с ц в и / ru - e A .'S Z o L , / — А что вы снажете в этом плане о взаимоотношениях с фирмой <•Мелодия»? — О, тут я пессимистка! — Почему? — Певцов много — «Ме­ лодия» одна. Мы работаем в условиях постоянной конку­ ренции, у нее — никаких конкурентов. Страна у нас огромная, и все, что фирма ни издаст, — обязательно р а ­ зойдется. Отсюда и взаимоот­ ношения. Нелегкие, надо ска­ зать. А я считаю, что таких «Мелодий», таких фирм должно быть... хотя бы де­ сять! Пусть они между собой конкурируют, борются за по­ пулярного исполнителя, пер­ спективную песню. Тогда бы мы и узнали, кто чего в дей­ ствительности стоит. И на­ верняка интересных пласти­ нок стало бы больше. — Анне , у вас уже большой опыт выступлений на эстраде. Что вы считаете самым боль­ шим ссоим успехом? — Сопотский фестиваль восемьдесят четвертого года. Он для меня как для певицы стал как бы официальным признанием. Помог обрести внутреннюю уверенность в своем творчестве, в правиль­ ности выбранного пути. -- Конкурс был труден для вас? — Психологически -— очень. Представьте: первый фестиваль после польских с о ­ бытий. Три года конкурсы вообще не проводились. К то­ му же Сопот — это совсем рядом с Гданьском, который был, как известно, центром волнений. И вот приезжает советская певица... Знаете, когда после нам дали про­ слушать запись фестиваля, оказалось, что меня встреча­ ли сильнейшим свистом. На сцене я этого не слышала, наверное, сильно волнова­ лась. II хорошо, что не ‘ слы­ шала. Зато провожали уже дружными, добрыми аплоди­ сментами. Ян Френкель, член жюри фестиваля, тогда ска­ зал: «Это была твоя победа». — Думаю, в его словах не было преувеличения. Тем бо­ лее вы не только завоевали публику, переломили ее настро­ ение, но и действительно с т а ­ ли победительницей. Причем сразу е двух конкурсах — на Гран-при и лучшее исполнение польской песни. Кстати , что вы тогда исполняли? — Советские песни «Не гаснет надежда» и «Позади крутой поворот.», а также польскую «Польку-идольку». С «Полькой» была интерес­ ная история. Я позвонила в Варшаву известному компо­ зитору Катаржине Гартнер и попросила помочь выбрать хорошее произведение для фестиваля. Она прислала не­ сколько песен на выбор. П о ­ том в Сопоте дирижер спро­ сил меня: «Откуда эта пес­ ня? Кто ее автор?» Оказа­ лось, у Катаржины были большие трудности в то вре­ мя, потому что было широко известно о ее дружеском от­ ношении к нашей стране. Композитора практически от­ лучили от радио и телевиде­ ния. А после Сопота эта пес­ ня стала в Польше очень по­ пулярна, так сказать, проби­ ла стену. Значит, я доброе дело сделала и себе, и Ка­ таржине Гартнер. — Как вас встретили дома с двумя призами? _ — О, этого я не забуду! Встретили прямо в аэропор­ ту — с флагами, барабана­ ми, транспарантами. На ло­ зунгах надписи: «Победа всех эстонских артистов!» Раньше такого никогда не бывало. Ведь мы, эстонцы, вообще-то довольно сдержанный в про­ явлении эмоции народ. Но то была действительно первая крупная международная побе­ да певца из нашей республи­ ки. И встреча превратилась в настоящий праздник. — Хочу задать вопрос об оборотной стороне популярно­ сти. Как-то по телевидению по­ казывали толпу девочек, посто­ янно дежурящих у подъезда, где живет Алла Пугачева. Пе­ вица стала для них кумиром и единственным смыслом жизни... У вашего дома в Таллине есть что-нибудь подобное? — В Таллине нет. Пони­ маете, у эстонцев не тот ха­ рактер. Эти девочки встреча­ ют нас обычно в Москве н в некоторых других городах, но чаще всего в Москве. — Как сы к ним относитесь? — Сложно. С одной сторо­ ны, конечно, такая назойли­ вость надоедает. Они ведь потрясающе изобретательны. На концерт билетов невоз­ можно достать — смотришь: опять в зале знакомые лица. И номер в гостинице разве­ дают, и телефон, хотя мы специально просим никому их не сообщать... Узнают! По­ рой мы сами до последней минуты не знаем рейс само­ лета, которым полетим, а они встречают в аэропорту! Когда я возвращаюсь домой, то просто никого не могу ви­ деть. Только семья: дочка, муж, мама. Очень устаю от постоянного общения, . мель­ кания лиц... С другой сторо­ ны, я давно наблюдаю за эти­ ми девочками, разговариваю. Иногда даю советы... — Как стать «звездой»? — Попроще. Например, разговорилась с одной: ока­ залось, ее выгоняли с рабо­ ты. Попыталась объяснить, в чем она сама виновата, к ко­ му нужно обратиться, как себя вести... Просто по-чело­ вечески, по душам побеседо­ вали. Знаете, практически у всех у них что-то неладно. Одна выросла без родителей в детском доме, у другой семья разрушилась, третья приехала откуда-то в громад­ ный город, живет в общежи­ тии, в скоплении одиноких людей... I I нет чего-то очень важного, согревающего душу. Вот они и пытаются напол­ нить будни ярким, увлека­ тельным; В общем, эго не от хорошей жизни, поверьте. Но я встречалась с некоторыми из них уже повзрослевшими — все со временем приходит в норму: выходят замуж, устраиваются на работу, на­ ходят в своей жизни реаль­ ный. невыдуманный смысл. — Вот вопрос, наверное, не­ простой для артистки , которая постоянно разъезжает по г а с т ­ ролям. Как вы воспитываете свою дочь? Удается ли не те ­ рять с нею душевный контакт? — Очень помогает мама. Если бы не она, не знаю, что бы и делала. А вообще ста­ раемся приучать дочку к тру­ ду. Она хорошо учится, за ­ нимается английским, музы­ кой, бальными танцами. И каких-то проблем во взаимо­ отношениях у нас нет. Мы всегда найдем общий язык. — Судя по кру гу занятий де­ вочки, готовите ее в артистки? — Совсем нет. Просто хо­ тим, чтобы она много знала и умела. Тогда, когда подра­ стет, у нее будет свобода вы­ бора. А если вырастет неуме­ хой, не будет и свободы. — Наша беседа будет опуб­ ликована накануне Восьмого марта. Поэтому позволю себе, т а к сказать , чисто женский во­ прос. Как вы относитесь к кухне? — Моя бы воля, я бы в нее вообще никогда не за ­ шла. Еда — мой враг! Нет, конечно, семья голодная не сидит, но, понимаете, то ли способностей не хватает, то ли любви к этому делу, толь­ ко кухарка я очень посредст­ венная. I I вообще меня п о р а ­ жает, как .'иного мы тратим времени, чтобы приготовить пищу, наесться до отвала, ожиреть, а потом страдать от полноты. Н е . надо делать из еды культа! — Естественно поинтересо­ ваться : как вы поддерживаете физическую форму? Когда-то, знаю, занимались настольным теннисом, завоевывали высо­ кие места в республиканских соревнованиях... — Это уже в прошлом. Теперь есть время только на аэробику. Купила обычную пластинку, разучила упраж­ нения, данные на обороте, и стараюсь по утрам не пропу­ скать очередного занятия. Без постоянной физической нагрузки, думаю. было бы трудно выдержать напряже­ ние гастрольной жизни. Впрочем, физкультура необ­ ходима любому.. — Как вы проводите сво­ бодное время? — Его у меня всегда бы­ ло мало. Но с давних пор есть два увлечения — книги и вязание. — Каким Анне Вески пред­ ставляет себе настоящего муж­ чину? — Ну, мужчина должен быть прежде всего мужест­ венным. Должен быть опорой женщине во всем, брать на себя решения. И поступать так, чтобы, если я даже не пойму, почему он в данный момент так поступает, я все- таки была уверена: это на благо нашей семьи. — А что вы скажете о жен­ щине? — А женщина должна быть умной! Да-да. я не люб­ лю красивых дур! — Но что вы вкладываете в слово «умная»? — Это можно долго объ­ яснять... Ну вот, например: если мужчина глупее женщи­ ны, то" умная женщина ни­ когда ему этого не покажет! ш 4 марта1988 года л

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz