Рыбный Мурман. 1988 г. Март.
о Тог что ка ступеньках Дворца культуры и техники имени С. М. Кироса будут выпрашивать «лишние билетики», можно было уга- (Ьть заранее. И ясновидческий дар был здесь излишен. Да, кон церты эстрадных «звезд» Яака Йсалы и Анне Вески, состоявшиеся б рамках Дней культуры Эстонской ССР, пользовались у северян очень большой популярностью. Видимо, отчаявшись, кто-то из по клонников даже начертал на сугробе рядом с ближайшей останов кой транспорта огромными буквами: «БИЛЕТЫ!» Трудно сказать, помогло заклинание или нет, но тем, кто не сумел попасть во дворец, может, послужит некоторым утешением то, что концерт Анне Вески с ансамблем «Нэмо» записан Мурманской студией те левидения. А сегодня, накануне Международногоженского дня, мы предлагаем вашему вниманию интервью, которое певица дала кор респонденту «Рыбного Мурмана» В. БЕЛЯЕВУ. Вас поздравляет Анне Вески — Анне, с свое время вы учились в Таллинском поли техническом инс титуте и одно временно занимались пением. Кем же вы хотели ста ть , пос ту пал в вуз с таким далеким от искусства названием? — Честно говоря, я об этом тогда не думала. Учи лась на экономиста, училась довольно хорошо, во всяком случае, математика не была для меня трудностью. Но я знала, что какой бы профес сией не занималась, все рав но буду петь. В самодеятель ности, по вечерам — как угодно! Петь для меня всегда было огромной радостью. Просто тогда не нашлось р я дом человека, который бы сказал, что эта радость мо жет одновременно быть и профессией, работой. — А потом, надо понимать, такой человек нашелся? — Да нет, получилось са мо собой... Жизнь. Тогда да же Яак Иоала не был изве стен за пределами республи ки. И мы просто не представ ляли, что вообще можно за воевать популярность в стра не, ездить за рубеж. Все это было слишком далеко, почти нереально. Я просто пела, и постепенно открывались ка кие-то новые горизонты, воз можности... В семьдесят вось мом году, когда училась на последнем курсе, Эстонское телевидение организовало конкурс молодых исполните лей. Я стала лауреатом. И когда окончила институт, пригласили работать в Эстон скую Госфилармонию. — Вот уже несколько лет вы одна из самых любимых э с т р а дных певиц с н?.шей стране . Знаете ли сы секрет популяр ности? — Как было бы просто, если бы такой секрет сущест вовал! Разгадай его — и больше, не о чем заботить ся... Но жизнь гораздо слож нее. Почему какую-то песню вдруг запели все кругом? По чему тот артист стал популя рен? А другой, обладающий, быть может, лучшим голо сом, никак не может добить ся успеха? Никто не ответит. Иначе не было бы столько неудавшихся, изломанных артистических судеб. Люди выбрали... Или не выбрали — больше тут ничего не скажешь. Конечно, нужно уметь работать. Я очень р а да, что меня этому научили с детства. Музыкальная шко ла, спортивная секция, до- машние обязанности — оста вался только один свободный вечер в неделю. И оказалось, это очень хорошо. Я научи лась доводить дело до конца — вопреки всему. Больше всего на свете не люблю ны тиков, которые говорят: «.Вот если бы мне условия да то, да третье — тогда бы я по казал!» — И много таких с артисти ческой среде? — Да сколько угодно. Их везде достаточно. Ты снача ла сделай! А уж тогда мож но будет судить... Только ведь и умение работать в на шем деле не гарантирует ус пеха. Сколько я видела .та ких: и труженик, и данные прекрасные — а признания все нет. Несправедливо? На верное, да. Но последний судья — зритель, и его сло во — закон. — Т у т нельзя обойти и роль средств массовой информации, особенно телевидения. Ведь именно при его помощи публи ка главным образом и узнае т о появлении новых певцов, но вых произведений. — Конечно, мы очень сильно зависим от телевиде ния. Понравится редакторам какая-то песня — ее и будут постоянно показывать на эк ране, она, быть может, и ста нет популярной. Не всегда выбор редакторов, на мой взгляд, бывает правильным, только тут. пока ничего не поделаешь. Изменения есть, но они крошечные. Скажем, раньше существовал доку мент, по которому в эфир могла попасть только песня, текст которой написал член Союза писателей, а музы ку — член Союза компози торов. Теперь на это уже не обращают внимания. Вот и все. А нужны более сущест венные перемены. Чтобы ар тисты могли оказывать реа льное влияние на то, какое произведение представить зрителям в первую очередь. радость i A c o u , 1 /& C 0 /V 0 с о < у г * - с ц в и / ru - e A .'S Z o L , / — А что вы снажете в этом плане о взаимоотношениях с фирмой <•Мелодия»? — О, тут я пессимистка! — Почему? — Певцов много — «Ме лодия» одна. Мы работаем в условиях постоянной конку ренции, у нее — никаких конкурентов. Страна у нас огромная, и все, что фирма ни издаст, — обязательно р а зойдется. Отсюда и взаимоот ношения. Нелегкие, надо ска зать. А я считаю, что таких «Мелодий», таких фирм должно быть... хотя бы де сять! Пусть они между собой конкурируют, борются за по пулярного исполнителя, пер спективную песню. Тогда бы мы и узнали, кто чего в дей ствительности стоит. И на верняка интересных пласти нок стало бы больше. — Анне , у вас уже большой опыт выступлений на эстраде. Что вы считаете самым боль шим ссоим успехом? — Сопотский фестиваль восемьдесят четвертого года. Он для меня как для певицы стал как бы официальным признанием. Помог обрести внутреннюю уверенность в своем творчестве, в правиль ности выбранного пути. -- Конкурс был труден для вас? — Психологически -— очень. Представьте: первый фестиваль после польских с о бытий. Три года конкурсы вообще не проводились. К то му же Сопот — это совсем рядом с Гданьском, который был, как известно, центром волнений. И вот приезжает советская певица... Знаете, когда после нам дали про слушать запись фестиваля, оказалось, что меня встреча ли сильнейшим свистом. На сцене я этого не слышала, наверное, сильно волнова лась. II хорошо, что не ‘ слы шала. Зато провожали уже дружными, добрыми аплоди сментами. Ян Френкель, член жюри фестиваля, тогда ска зал: «Это была твоя победа». — Думаю, в его словах не было преувеличения. Тем бо лее вы не только завоевали публику, переломили ее настро ение, но и действительно с т а ли победительницей. Причем сразу е двух конкурсах — на Гран-при и лучшее исполнение польской песни. Кстати , что вы тогда исполняли? — Советские песни «Не гаснет надежда» и «Позади крутой поворот.», а также польскую «Польку-идольку». С «Полькой» была интерес ная история. Я позвонила в Варшаву известному компо зитору Катаржине Гартнер и попросила помочь выбрать хорошее произведение для фестиваля. Она прислала не сколько песен на выбор. П о том в Сопоте дирижер спро сил меня: «Откуда эта пес ня? Кто ее автор?» Оказа лось, у Катаржины были большие трудности в то вре мя, потому что было широко известно о ее дружеском от ношении к нашей стране. Композитора практически от лучили от радио и телевиде ния. А после Сопота эта пес ня стала в Польше очень по пулярна, так сказать, проби ла стену. Значит, я доброе дело сделала и себе, и Ка таржине Гартнер. — Как вас встретили дома с двумя призами? _ — О, этого я не забуду! Встретили прямо в аэропор ту — с флагами, барабана ми, транспарантами. На ло зунгах надписи: «Победа всех эстонских артистов!» Раньше такого никогда не бывало. Ведь мы, эстонцы, вообще-то довольно сдержанный в про явлении эмоции народ. Но то была действительно первая крупная международная побе да певца из нашей республи ки. И встреча превратилась в настоящий праздник. — Хочу задать вопрос об оборотной стороне популярно сти. Как-то по телевидению по казывали толпу девочек, посто янно дежурящих у подъезда, где живет Алла Пугачева. Пе вица стала для них кумиром и единственным смыслом жизни... У вашего дома в Таллине есть что-нибудь подобное? — В Таллине нет. Пони маете, у эстонцев не тот ха рактер. Эти девочки встреча ют нас обычно в Москве н в некоторых других городах, но чаще всего в Москве. — Как сы к ним относитесь? — Сложно. С одной сторо ны, конечно, такая назойли вость надоедает. Они ведь потрясающе изобретательны. На концерт билетов невоз можно достать — смотришь: опять в зале знакомые лица. И номер в гостинице разве дают, и телефон, хотя мы специально просим никому их не сообщать... Узнают! По рой мы сами до последней минуты не знаем рейс само лета, которым полетим, а они встречают в аэропорту! Когда я возвращаюсь домой, то просто никого не могу ви деть. Только семья: дочка, муж, мама. Очень устаю от постоянного общения, . мель кания лиц... С другой сторо ны, я давно наблюдаю за эти ми девочками, разговариваю. Иногда даю советы... — Как стать «звездой»? — Попроще. Например, разговорилась с одной: ока залось, ее выгоняли с рабо ты. Попыталась объяснить, в чем она сама виновата, к ко му нужно обратиться, как себя вести... Просто по-чело вечески, по душам побеседо вали. Знаете, практически у всех у них что-то неладно. Одна выросла без родителей в детском доме, у другой семья разрушилась, третья приехала откуда-то в громад ный город, живет в общежи тии, в скоплении одиноких людей... I I нет чего-то очень важного, согревающего душу. Вот они и пытаются напол нить будни ярким, увлека тельным; В общем, эго не от хорошей жизни, поверьте. Но я встречалась с некоторыми из них уже повзрослевшими — все со временем приходит в норму: выходят замуж, устраиваются на работу, на ходят в своей жизни реаль ный. невыдуманный смысл. — Вот вопрос, наверное, не простой для артистки , которая постоянно разъезжает по г а с т ролям. Как вы воспитываете свою дочь? Удается ли не те рять с нею душевный контакт? — Очень помогает мама. Если бы не она, не знаю, что бы и делала. А вообще ста раемся приучать дочку к тру ду. Она хорошо учится, за нимается английским, музы кой, бальными танцами. И каких-то проблем во взаимо отношениях у нас нет. Мы всегда найдем общий язык. — Судя по кру гу занятий де вочки, готовите ее в артистки? — Совсем нет. Просто хо тим, чтобы она много знала и умела. Тогда, когда подра стет, у нее будет свобода вы бора. А если вырастет неуме хой, не будет и свободы. — Наша беседа будет опуб ликована накануне Восьмого марта. Поэтому позволю себе, т а к сказать , чисто женский во прос. Как вы относитесь к кухне? — Моя бы воля, я бы в нее вообще никогда не за шла. Еда — мой враг! Нет, конечно, семья голодная не сидит, но, понимаете, то ли способностей не хватает, то ли любви к этому делу, толь ко кухарка я очень посредст венная. I I вообще меня п о р а жает, как .'иного мы тратим времени, чтобы приготовить пищу, наесться до отвала, ожиреть, а потом страдать от полноты. Н е . надо делать из еды культа! — Естественно поинтересо ваться : как вы поддерживаете физическую форму? Когда-то, знаю, занимались настольным теннисом, завоевывали высо кие места в республиканских соревнованиях... — Это уже в прошлом. Теперь есть время только на аэробику. Купила обычную пластинку, разучила упраж нения, данные на обороте, и стараюсь по утрам не пропу скать очередного занятия. Без постоянной физической нагрузки, думаю. было бы трудно выдержать напряже ние гастрольной жизни. Впрочем, физкультура необ ходима любому.. — Как вы проводите сво бодное время? — Его у меня всегда бы ло мало. Но с давних пор есть два увлечения — книги и вязание. — Каким Анне Вески пред ставляет себе настоящего муж чину? — Ну, мужчина должен быть прежде всего мужест венным. Должен быть опорой женщине во всем, брать на себя решения. И поступать так, чтобы, если я даже не пойму, почему он в данный момент так поступает, я все- таки была уверена: это на благо нашей семьи. — А что вы скажете о жен щине? — А женщина должна быть умной! Да-да. я не люб лю красивых дур! — Но что вы вкладываете в слово «умная»? — Это можно долго объ яснять... Ну вот, например: если мужчина глупее женщи ны, то" умная женщина ни когда ему этого не покажет! ш 4 марта1988 года л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz